Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Органы охраны окружающей среды

    Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Органы охраны окружающей среды

    Государственные специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды по объему и характеру своей компетенции подразделяются на четыре вида: комплексные, отраслевые, функциональные и территориальные.

    Комплексные органы выполняют все задачи или какой-либо блок природоохранных задач. Отраслевые — сосредоточивают внимание на охране и использовании отдельных при­родных объектов. Функциональные — выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

    К комплексным органам управления относятся:

    1. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпидемнадзор Рос­сии);

    2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (МЧС России);

    3. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет);

    4. Министерство природных ресурсов РФ.

    Отраслевые специально уполномоченные органы включают:

    1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем);

    2. Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз);

    3. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство);

    4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России).

    К функциональным и территориальным специально упол­номоченным органам относятся:

    1. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России);

    2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

    3. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России);

    4. Министерство внутренних дел России (МВД России).

    Функции , которые выполняют специальные органы управле­ния охраны окружающей природной среды , следующие:

    1. На Министерство природных ресурсов РФ возложены задачи в части рационального ис­пользования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны. Министерство природных ресурсов РФ выполняет два блока функциональных обязанностей: по управлению природными ресурсами и их регулированию.

    Министерство природных ресурсов ведет учет, регистрацию и паспортизацию природных ресурсов. Оно выступает заказчиком при сооружении производственных объектов, организует экс­плуатацию и строительство природоохранных сооружений. На Министерство возложены функции государственного контроля за охраной и использованием природных ресурсов, которые Министерство выполняет через си­стему территориальных управлений.

    2 Госкомсанэпидемнадзор России, являясь головным орга­ном санитарного надзора России, выполняет следующие функции:

    Координирует деятельность министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны при­родной среды;

    Разрабатывает и утверждает санитарные нормативы вредных веществ в окружающей среде, санитарные нормы и правила, обязательные для всех хозяйствующих субъектов и граждан;

    Осуществляет через санитарно-эпидемиологическую служ­бу надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, водных источников и почвы от загрязнения веществами, вредными для здоровья че­ловека;

    Проводит информационную работу путем создания бан­ка данных о состоянии общественного здоровья и среды оби­тания людей, прогнозирование изменения среды обитания под влиянием антропогенного воздействия, оповещения населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах, принимае­мых по оздоровлению окружающей среды.

    Свою работу Госкомсанэпидемнадзор России выполняет через систему территориальных органов (санэпидемстанций и ин­спекций), расположенных в краях, областях, городах и районах.

    3. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет) является головной организацией в реализации единой государственной службы мониторинга окружа­ющей среды, осуществляет проведение наблюдений, оценка, прогноз состояния окружающей среды (атмосферы, почвы, поверхностных вод, суши, морской среды, сельскохозяйственных угодий и культур, околоземного космического пространства).

    Основная функция Росгидромета - информировать населе­ние и государственные службы о состоянии и изменениях в окру­жающей среде.

    Особенностью в деятельности Росгидромета является то, что этот орган не наделен полномочиями предупредительного или карательного характера и не имеет средств реагирования на выявленные правонарушения. Этой деятельностью занимается получатель информации, т. е. соответствующие министерства, ведомства, инспекции, организации, предприятия.

    Система службы Росгидромет получает регулярную инфор­мацию от 682 стационарных постов в 248 городах и поселках. На территории России находятся шесть станций фонового мониторинга, расположенные в биосферных заповедниках РФ.

    4. Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Рос­сии занимается вопросами обеспечения безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, произ­водственных аварий и катастроф.

    Экологическая функция МЧС России состоит в принятии чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф.

    5. Роскомзем осуществляет учет земель, ведение государ­ственного земельного кадастра, регулирование предоставления и изъятия земель, государственный контроль за охраной и ис­пользованием земель, руководство землеустроительной службой.


    Свои функции Роскомзем осуществляет через территориальные органы в краях, областях, районах.

    6. Рослесхоз осуществляет охрану, использование, воспроиз­водство и защиту лесов, организацию лесного хозяйства, от­вод лесосек, выдачу лесорубочных билетов и ордеров, борьбу с лесными пожарами и нарушителями лесного законодатель­ства, проведение мероприятий по воспроизводству лесных масси­вов.

    7. Роскомрыболовства осуществляет разработку мер по ре­гулированию использования, охране и воспроизводству рыбных запасов; регулирование рыболовства и правил охраны рыбных запасов, учет рыбных запасов, установление норм допустимо­го улова рыбы и других водных животных. Роскомрыболовства определяет нормативы чистоты вод рыбохозяйственных водое­мов, выдает разрешение на промысловый, спортивно-любитель­ский, научно-исследовательский лов рыбы.

    8. Минсельхозпрод России выпол­няет три экологические функции, осуществляя:

    Управление и охрану животных (учет, регулирование, кон­троль охоты);

    Защиту от проникновения на территорию РФ болезней животных и растений;

    Контроль за использованием средств химизации и защиты растений.

    К числу функциональных и территориальных специально уполномоченных органов по охране окружающей природной сре­ды относятся:

    Госатомнадзор России осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением, приме­нением в народном хозяйстве атомной энергии, ядерных мате­риалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью безопасности населения и охраны окружающей среды.

    Госгортехнадзор организует и осуществляет государственный горный надзор для обеспечения всеми пользо­вателями недр соблюдения правил использования недр, безопас­ности ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяй­ство.

    Государственный таможенный контроль (ГТК) России в числе других задач, обусловленных его статусом, выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с не­законным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вы­возом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

    Министерство внутренних дел (МВД) России также отно­сится к государственным органам экологического управления и контроля. МВД России обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природ­ные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной сре­ды.

    Помимо специально уполномоченных органов государства на выполнение функций по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов, среди отраслевых и функциональных органов исполнительной власти есть такие, которые в процессе выполнения своих специфических задач одновременно решают вопросы охраны природной среды. К ним можно отнести:

    Министерство экономики РФ , которое, решая задачи по формированию стратегии социально-экономического развития России, по размещению производительных сил, по разработке основных направлений инвестиционной политики, должно учи­тывать экологические интересы общественного развития, обеспечивать развитие экологи­чески чистого производства, внедрение безотходной и малоот­ходной технологии.

    Госстандарт России совместно с министерствами и ведомствами природоохранного профиля раз­рабатывает и утверждает государственные стандарты по охра­не природы окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Он следит за правильностью учета эко­логических требований, предъявляемых к продукции, проводит правовую экспертизу стандартов, в том числе с точки зрения их соответствия природоохранному законодательству.

    Роскартография России является федеральной службой, которая занимается геодезией и картографией. Совместно с Министерством природных ресурсов она выпол­няет экологическое картографирование, мониторинг окружающей среды, взаимодействует по вопросам ведения природоресурсных кадастров. Совместно с Роскомземом Роскартография России занимается составлением земельного кадастра, а с Комитетом по геологии и использованию недр - природным кадастром по недрам.

    Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучше­нию экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого является информационное обеспечение и под­держка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

    В РФ функционирует несколько ведом­ственных систем мониторинга:

    Служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

    Служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

    Служба мониторинга водных ресурсов Министерства при­родных ресурсов;

    Служба агрохимических наблюдений и мониторинга за­грязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

    Служба санитарно-гигиенического контроля среды обита­ния человека и его здоровья;

    Госкомсанэпидемнадзор России и др.

    Государственные органы охраны окружающей среды

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Государственные органы охраны окружающей среды
    Рубрика (тематическая категория) Экология

    Важную роль в реализации природоохранного законодательства играют государственные органы охраны ОПС. Их подразделяют на две категории:

    Органы общей компетенции (Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы); наряду с охраной ОПС эти органы ведают и др.
    Размещено на реф.рф
    вопросами;

    Специальные органы (органы специальной компетенции).

    Специальные органы охраны ОПС

    Название Функции
    1. Комплексные органы 1.1.Министерство природных ресурсов РФ Подразделœения Министерства природных ресурсов РФ в субъектах Федерации Выполняют всœе природоохранные задачи или какой-либо их блок. - Направление и координация всœей природоохранной деятельности в стране; - контрольно-инспекционная деятельность; - информационная и воспитательная функции; - государственная экологическая экспертиза объектов федерального значения; - развитие международного сотрудничества. - Государственная экологическая экспертиза; - выдача разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронение токсичных отходов; - определœение нормативов, лимитов, условий природопользования; - координация деятельности экологических служб предприятий и учреждений и др.
    1.2. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - Экологический контроль за состоянием окружающей среды; - информация населœения об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов, постов, станций.
    1.2. Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ Координация всœех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций)
    1.3. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Обеспечение безопасности людей в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
    2. Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России и др.) Выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.
    3. Функциональные органы 3.1 Минатом России Выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности;
    3.2. Госгортехнадзор России Контроль за использованием недр.
    3.3. Минздрав России Санитарно-эпидемиологический контроль.
    3.4. МВД России - Охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами; - охрана природных объектов и др.

    Государственные органы охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственные органы охраны окружающей среды" 2017, 2018.

    Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека. Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир. Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

    Государственное управление в области охраны окружающей среды

    Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

    • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
    • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
    • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
    • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

    Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

    Система управления охраной окружающей среды

    Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

    • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды . Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
    • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами . Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
    • Иерархия системы органов власти . Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

    В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

    • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
    • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
    • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
    • Иная властная деятельность.

    Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

    • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
    • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
    • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

    Механизм охраны окружающей среды

    Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

    • Организационные меры . Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
    • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
    • Экономические меры . Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

    В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

    • Управленческий механизм . Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
    • Экономико-юридический механизм . Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
    • Правовой механизм . Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
    • Механизм особой охраны . Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
    • Идеологический механизм . Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
    • Международно-правовой механизм . Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

    Введение

    Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

    В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

    1. Государствам следует внести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

    2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

    Целью данной работы является рассмотреть природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля и органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции.

    Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

    При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.

    В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов:

    2) Повестка дня на XXI в.;

    3) Конвенция по биологическому разнообразию;

    4) Конвенция по проблеме изменений климата;

    5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

    Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.

    Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

    К государственным органам общей компетенции относятся:

    1) Президент;

    2) Федеральное собрание;

    3) Государственная дума;

    4) Правительство;

    5)Представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

    6) Муниципальные органы.

    К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. К числу функциональных и территориальных специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды относятся:

    Госатомнадзор России, который осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением, применяемым в народной хозяйстве атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью безопасности населения и охраны окружающей среды.

    Госгортехнадзор - в числе других задач, обусловленных его статусом в области охраны труда, организует и осуществляет государственный горный надзор для обеспечения всеми пользователями недр соблюдения правил использования недр, безопасности ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство

    Государственный таможенный контроль (ГТК) России в числе других задач, обусловленных его статусом, выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вывозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

    Министерство внутренних дел (МВД) России также относится к государственным органам экологического управления и контроля. Согласно Закону «О милиции», Положению о министерстве и соответствии с другими нормативными документами, МВД России обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной среды.

    Помимо специально уполномоченных органов государства на выполнение функций по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов, среди отраслевых и функциональных органов исполнительной власти есть такие, которые в процессе выполнения своих специфических задач одновременно решают вопросы охраны природной среды. К ним можно отнести:

    Министерство экономики РФ, которое, решая задачи по формированию стратегии социально- экономического развития России, по размещению производительных сил, по разработке основных направлений инвестиционной политики, должно учитывать экологические интересы общественного развития. Совместно с Госкомэкологии оно обеспечивает развитие экологически чистого производства, внедрение безотходной и малоотходной технологии.

    Госстардант России совместно с Госкомэкологии, другими министерствами и ведомствами природоохранного профиля разрабатывает и утверждает государственные стандарты по охране природы окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Он следит за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к продукции, проводит правовую экспертизу стандартов, в том числе с точки зрения их соответствия природоохранному законодательству.

    Роскартография России является федеральной службой, которая занимается геодезией и картографией. Совместно с Госкомэкологии и Министерством природных ресурсов она выполняет экологическое картографирование, мониторинг окружающей среды, взаимодействует по вопросам ведения природоресурсных кадастров. Совместно с Роскомземом Роскартография России, как федеральная служба, занимается составлением земельного кадастра, а с Комитетом по геологии и использованию недр - природным кадастром по недрам.

    Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:

    1) Конституцию РФ (1993 г.);

    2)Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

    3)Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

    4) Нормативные акты министерств и ведомств;

    5) Нормативные решения органов местного самоуправления.

    К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ № 279 от 5.04.93г. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ отводились как природоохранные функции, так и функции рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны. Однако последние функции были чисто символическими. Названное министерство не имело практических и юридических прав для их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовое содержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Этот термин обретает конкретный смысл только через расшифровывающие его документы, но их не было в положении о Минприроды России. Не было, соответственно, и подразделений, осуществляющих данную функцию. Фактически координация выполнялась правительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.

    В октябре 1996 года была утверждена новая структура органов управления и контроля за охраной окружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между двумя органами: Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Министерством природных ресурсов, созданными на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функции перешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагается осуществление функций рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике России.

    Экологическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также на указе Президента РФ «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (апрель 1996 г.).

    Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.

    По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства, необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение.

    В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

    С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества.

    Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

    Основные направления экологической политики России следующие:

    Последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории.

    Последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно - гигиеническим нормам, но и в этой системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения.

    Восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях).

    Рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

    Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельности).

    Охрана окружающей среды или природоохранная деятельность заключается в предотвращении, пресечении негативных воздействий на природную среду и отдельные природные ресурсы, устранений негативных последствий и восстановление природной среды и природных ресурсов в целях их сохранения и обеспечения экологических потребностей общества.

    Законами и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные условия, ограничения или их совокупности, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды (природоохранные требования).

    На всех этапах осуществления хозяйственной и иной деятельности, начиная с решения вопроса о размещении производственных и иных объектов и до ее прекращения должны соблюдаться соответствующие природоохранные требования.

    Так, особую группу составляют природоохранные требования, которые должны соблюдаться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации зданий и иных сооружений, оказывающих прямое воздействие на природную среду.

    Размещение зданий и иных сооружений допускается соблюдением требований по охране и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий их эксплуатации и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

    Если размещение зданий и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение об этом принимается с учетом результатов референдумов.

    Проектирование строительства, реконструкции зданий и иных объектов должно осуществляться с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. В проектах строительства, реконструкции должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране, восстановлению и воспроизводству природной среды и природных ресурсов, рациональному природопользованию. Не допускается исключение из проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

    Строительство и реконструкция производственных и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам. Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и отвода земельных участков в натуре, изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

    Ввод в эксплуатации зданий и иных объектов допускается при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектами мероприятий по охране окружающей среды, и на основании актов комиссии по их приемке в эксплуатацию, в составе которых должны включаться представители федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в области охраны окружающей среды.

    Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории (от 38 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

    Эксплуатация зданий и иных объектов должна осуществляться в соответствии с утвержденными технологиями и требованиями в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом необходимо соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение природоохранных требований, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

    Вывод из эксплуатации зданий и иных объектов допустим на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, предусматривающей мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству ее компонентов, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды, и обязательном выполнении указанных мероприятий в полном объеме.

    Общие природоохранные требования дополняются специфическими для отдельных видов деятельности.

    Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов.

    При размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и нормативов природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

    Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику за исключением чрезвычайных ситуаций, перечень которых определяется законодательством РФ.

    Организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также иные лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции должны соблюдать природоохранные требования, проводить мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и иных организмов от негативного воздействия их деятельности. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

    При осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также по недопущению ухудшения состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем.

    Размещение, проектирование, строительство, реконструкция городских и сельских поселений должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

    Размещение зданий и иных сооружений должно производиться с учетом природоохранных требований, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

    При планировании и застройке поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    С целью обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; загрязнения окружающей среды, охраны и использование особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных земель и лесных угодий на территориях поселений должны создаваться зоны с ограниченным режимом природопользования и осуществления хозяйственной деятельности. Это зоны охраны памятников истории и культуры, природы; заповедные, особо охраняемые природные территории, санитарные, защитные, санитарно-защитные, водоохранные и прибрежные защитные полосы; санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов; чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, с экстремальными природно-климатическими условиями и другие.

    Лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализацию, снижение уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

    При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтедобывающих производств, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среды. Организации, независимо от форм собственности осуществляющие разработку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов , а также создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оснащать их специальными техническими средствами, немедленно оповещать органы государственной власти и органы местного самоуправления о разливах нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации, содержать в исправном состоянии технологическое оборудование; заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий и т.д. .

    В случаях разливов нефти и нефтепродуктов проводятся следующие мероприятия:

    Прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

    Сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками, используемых специальных технических средств;

    Размещение собранной нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и природной среды.

    Последующие работы проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов считаются завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при которых:

    Исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на территории;

    Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

    Обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

    При завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов подготавливается отчет, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов, которые направляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, на территории которых (которого) произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

    Юридические и физические лица, использующие радиоактивные вещества и ядерные материалы, обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение, установленных предельных нормативов ионизирующего излучения, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

    Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств, с целью их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещаются.

    Допускается ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) переработки в случае, если проведены государственная экологическая и иные необходимые экспертизы, обосновано общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности.

    Порядок ввоза облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.

    Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускается после проведения необходимых токсико-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной их регистрации.

    Запрещается применение токсичных химических веществ, не подвергающихся распаду; производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

    При осуществлении деятельности, связанной с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, должны обеспечиваться экологически безопасное производство, транспортировка, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разработка и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.

    Обращение с отходами производства и потребления, включая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, должно осуществляться способами, безопасными для окружающей среды.

    Запрещается:

    Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    Размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    Захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    Ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

    Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

    При планировании и застройке поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производства и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

    С целью охраны озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений осуществляется регулирование производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

    Охрана отдельных природных ресурсов регламентируется соответственно законодательством: земельным, о недрах, водным, лесным, о животном мире, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха.

    В соответствии с главой II Земельного кодекса РФ 2001 г. собственники земель, землевладельцы, землепользователи, арендаторы обязаны проводить мероприятия по:

    Сохранению почв и их плодородия;

    Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    Защите сельскохозяйственных угодий и других земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов, растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям;

    Ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

    Сохранению достигнутого уровня мелиорации;

    Рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    Сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

    Требования по рациональному использованию и охране недр закреплены в ст. 23 Закона РФ «О недрах».

    К ним относятся:

    Соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного недропользования;

    Обеспечение полноты геологического излучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

    Проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств недр;

    Проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    Наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

    Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

    Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

    Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;

    Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с их добычей;

    Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

    Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения.

    Охрана водных объектов регламентируется главой 6 Водного кодекса РФ и дополняющими ее нормативными правовыми актами и заключается в сохранении водных объектов, предотвращении их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений.

    Обязанности по охране водных объектов возлагаются на их собственников, водопользователей, а водных объектов, находящихся в государственной собственности, на органы государственной власти, органы местного самоуправления соответственно.

    Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); ядерных материалов, радиоактивных веществ. При этом должны соблюдаться нормативы предельно допустимого воздействия на водные объекты и не превышаться предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, нормы предельно допустимых концентраций химических и иных вредных для человека веществ.

    Предусмотрены дополнительные требования по охране от загрязнений и засорений болот, ледников и снежников, подземных водных объектов, при проведении работ, использовании водных объектов для целей производства электроэнергии (ст. ст.57,58,59,61,62, ВК РФ), проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, в воде в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст.60 ВК РФ).

    С целью охраны водных объектов создаются охранные зоны, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, водохранилищ. Ширина охраняемой зоны рек или ручьев длиной до 10км устанавливается в 50 метров, от 10 до 50 км - в 100метров; от 50 и более километров – в 200метров.

    Для озер, водохранилищ, за исключением озера внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохраняемой зоны устанавливается в размере 50 метров, а для морей – 500 метров.

    Водоохранные зоны магистральных и межхозяйственных каналов совпадают с их полосой отвода. В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрений почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсических, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.

    В границах водоохранных зон выделяется прибрежные защитные полосы в зависимости от уклона берега в 40 –200м. от береговой линии, на территории населенных пунктов – от парапета набережной или от береговой линии. В защитных прибрежных полосах кроме ограничений, общих для водоохранной зоны в целом, запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация летних лагерей, ванн (ст.65 ВК РФ).

    Леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным, и в них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсических химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст.104 ЛК РФ).

    В соответствии со ст. 6 ВК РФ вдоль береговой линии водных объектов общего пользования выделяется береговая полоса (бечевник), шириной 20 метров, а каналов, рек, ручьев протяженностью до 10 км – 5 метров от береговой линии. Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не устанавливается. Береговая полоса представляет собой часть прибрежной полосы и может быть использована гражданами для передвижения, без использования механических транспортных средств, пребывания около водных объектов общего пользования, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания транспортных средств. Приватизация (т. е. продажа в частную собственность) земельных участков в пределах береговой полосы запрещена (ст. 27 ЗК РФ).

    Вокруг водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, содержащие природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны, в которых вводятся ограничения в соответствии с СаНПиНом 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения .

    Водные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение могут признаваться особо охраняемыми водными объектами федерального, территориального (регионального), местного и международного значения. В этом случае они полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности и их правовой режим регламентируется законодательством об особо охраняемых природных территориях и объектах.

    Основные требования по охране и защите лесов закреплены в главе 3 Лесного кодекса РФ. Они подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, незаконных рубок (порубок), и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите от вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов).

    Охрана животного мира регламентируется Федеральным законом «О животном мире» и дополняющими его нормативными правовыми актами и представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

    Сохранение животного мира обеспечивается предупреждением, пресечением незаконного пользования (браконьерства) установлением ограничений, приостановлением или запрещением на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки, изменением вида пользования животным миром, а также регулированием численности животных, проведением работ по их акклиматизации, переселению и гибридизации.

    Предусматривается применение мер по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередач.

    Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997 .

    Любая деятельность, влекущая за собой применение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, должна осуществляться с соблюдением правил охраны животного мира. С другой стороны, хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы не ухудшалась собственная среда обитания, и не причинялся вред сельскому, водному и лесному хозяйству.

    При размещении, проектировании и строительстве поселений, предприятий и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесопользования, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

    При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграций объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

    С целью сохранения и воспроизводства популяций животных, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении создаются заповедники, заказники и иные, особо охраняемые природные объекты, предусматривается включение объектов животного мира в красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ.

    Участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение признаются особо охраняемыми территориями и объектами.

    Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается особый режим их охраны, в том числе полное и частичное изъятие из хозяйственного пользования и проведение работ по изучению, восстановлению природных объектов.

    Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается система мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и природную среду.

    В целях определения безопасности и (или) безвредности химических, физических и биологических факторов на людей и природные объекты, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

    Государственное регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется путем установления технических нормативов выбросов (ТНВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ).

    Вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества подлежат государственной регистрации.

    Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, вредные физические воздействия на него допускается на основании разрешений, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ.

    Законодательствам установлены ограничения или затраты на осуществления деятельности, влияющей на состояние атмосферного воздуха. Так запрещается:

    Внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, не отвечающих требованиям охраны атмосферного воздуха;

    Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья людей, природной среды не установлена;

    Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшение здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых негативных последствий для людей и природной среды;

    Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

    Лица, эксплуатирующие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

    Обеспечивать инвентаризацию выбросов и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

    Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

    Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, их сокращению или исключению;

    Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

    Осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    Обеспечивать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    Соблюдать режим санитарно-защитных зон;

    Своевременно вывозить загрязняющие атмосферный воздух отходы с соответствующих территорий хозяйственной и иной деятельности на специализированные места их складирования или захоронения, а также для переработки;

    Соблюдать иные требования по охране атмосферного воздуха.