Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Формой реализации административно правовых норм не является. Реализация административно-правовых норм. в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений

    Формой реализации административно правовых норм не является. Реализация административно-правовых норм. в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений

    Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса.

    Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть, в соответствии с их административно-правовым статусом.

    Известны четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование, применение.

    Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами.

    Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

    Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, ст.10 Закона РК "О государственной службе" от 23 июля 1999 г. № 453 определен большой перечень запретов, связанных с государственной службой. В связи с ее прохождением государственному служащему, в частности, запрещается:

    Государственный служащий может оставаться на своей должности только в том случае, если он будет соблюдать все предписания.

    В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами. Например, согласно п.1 ст.312 КоАП, административная ответственность возлагается за "нарушение или невыполнение в организациях, общественных местах, складских помещениях, в общежитиях и жилых домах противопожарных требований, предусмотренных правилами пожарной безопасности”. Т.е. Лица должны соблюдать правила пожарной безопасности.

    Исполнение административно-правовых норм - точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с п.1 ст.707 КоАП РК административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки. Лицо, совершившее правонарушение должно исполнить возложенное на него административное взыскание - штраф.

    Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

    Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

    Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом, не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом.

    Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым он реализует свои права на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют специального разрешения (лицензии).

    Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

    Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.

    Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности.

    Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке.

    Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения, например, какого-либо запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

    Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

    Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

    • 1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную службу по контракту, оценка изложенного в жалобе на действия сотрудника дорожно-патрульной службы и т.п.);
    • 2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации;
    • 3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении). Так, п.1 ст.651 КоАП РК определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны:

    a) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

    b) дата и место рассмотрения дела;

    c) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

    d) статья КоАП РК, предусматривающая ответственность за административное правонарушение;

    e) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

    f) решение по делу;

    g) порядок и сроки обжалования постановления.

    4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц. Например, в соответствии с п.1 ст.727. КоАП РК постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов.

    Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

    Между использованием и применением, не связанным с изданием правового акта, существует четкое разделение, а именно право действовать по своему усмотрению, в том числе право отказа от использования возможностей, предоставляемых правовой нормой (исполнение), и обязанность применить механизмы принуждения (физическая сила, специальные средства, оружие) при наличии оснований, предусмотренных законом. Напротив, применительно к гражданам, столкнувшимся с противоправными посягательствами, существует выбор: воспользоваться правом на необходимую оборону, предоставляемым, например, нормами уголовного права, либо постараться избежать посягательства (путем бегства, обращения за помощью и т.д.).

    Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку его субъектами могут быть все субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.

    Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.

    Основными требованиями правильности применения норм административного права являются: законность, обоснованность и целесообразность.

    Законность означает, что органы и должностные лица, осуществляющие применение административно-правовой нормы, могут применять ее только в пределах предоставленных им полномочий и в точном соответствии с требованиями нормы. Законность означает также строгое соблюдение процессуального порядка применения нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

    Обоснованность означает возможность применения нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

    Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в данной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется норма.

    Правоприменение - сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов (стадий). Данная деятельность регламентируется соответствующими органами, которые устанавливают определенный порядок правоприменения и обеспечивает его логическую завершенность.

    Можно выделить три основные стадии правоприменительного процесса:

    • 1) устанавливает фактические основы дела;
    • 2) устанавливает юридические основы дела;
    • 3) принятие решения.

    На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. Речь идет о сборе всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу.

    На второй стадии правоприменение выбирает отрасль, институт, норму права, регулирующие данные общественные отношения.

    На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, решается судьба данного дела и оттого какие выводы будут сформулированы в ходе решения зависит дальнейшее развитие правоотношения.

    Правоприменительный акт - это такой правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

    Акт применения права выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:

    • 1) исходит от компетентных органов;
    • 2) носит государственно-властный характер;
    • 3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;
    • 4) имеет определенную, установленную законом форму.

    Классифицируются правоприменительные акты по следующим основаниям:

    • 1) по форме - указы, приговоры, приказы, решения;
    • 2) по субъектам их издающим - на акты государственных и муниципальных органов;
    • 3) по функциям права - на регулятивные (например, приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)
    • 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела - приговор), вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
    • 5) по характеру - материальные и процессуальные.

    Главное назначение применения права состоит в том, чтобы обеспечить подвижность, гибкость, общественных отношений посредством индивидуального регулирования. Назначение правоприменения - это следование общенормативным, общеобязательным предписаниям, с одной стороны, учет и отражение многообразия фактов, условий, потребностей общественной жизни при решении индивидуальных вопросов, с другой.

    Правоприменение необходимо, когда субъекты не могут без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда имеется спор по поводу юридического факта.

    Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой "суверенизации", приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства.

    Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил по­ведения, содержащихся в нормах, называется ре­ализацией административно-правовых норм.

    Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

    Соблюдение - это пассивное поведение субъек­та административного права. Оно характеризует­ся добровольным подчинением субъекта админис­тративно-правовых отношений требованиям норм. Соблюдение может осуществляться без вступления данного субъекта в конкретные правоотношения. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не на­рушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

    Исполнение - это действия субъектов админи­стративно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное сле­дование субъектов тем юридическим предписани­ям, запретам или дозволениям, которые содержат­ся в нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным, планомерным поведением субъекта. Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой про­езд (компостирует талоны на проезд).

    Использование состоит в добровольном соверше­нии субъектами права действий, связанных с осу­ществлением субъективных прав в сфере управле­ния. При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предостав­ленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему дей­ствия должностного лица, нарушившие его права, или нет. Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от него при использовании реализуются субъективные права участников правоотношений (в рассмотрен­ном примере у гражданина имеется право на обжа­лование действий и решений органов и должност­ных лиц, нарушающих его права и свободы).

    Применение-- это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетен­цию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы со­стоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления (местной адми­нистрацией) или уполномоченным на то должност­ным лицом юридически властного решения. Прак­тически применение осуществляется в виде изда­ния в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов. Это - важнейшая правовая фор­ма деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей органи­заций, предприятий и учреждений.

    Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляю­щих исполнительные, административные функции.

    Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм. В некоторых слу­чаях, предусмотренных законодательством, приме­нение административно-правовых норм возлагает­ся на судей. Например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалоб на неправомерные действия и решения государ­ственных органов и их должностных лиц.

    При этом к основным требованиям правильности применения норм административного права относят­ся: законность, обоснованность и целесообразность.

    Законность означает, что органы и должност­ные лица могут применять административно-пра­вовую норму только в пределах предоставленных им полномочий и в точном соответствии с требо­ваниями нормы. Кроме того, законность - строгое соблюдение процессуального порядка примене­ния нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

    Обоснованность означает возможность приме­нения нормы только в результате анализа досто­верной информации о событии, вызвавшем необ­ходимость ее применения, только после всесторон­ней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

    Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в данной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется норма.

    Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

    2.3. Формы реализации административно-правовых норм

    Реализация административно-правовых норм - это прак тическое исполнение установленных правил поведения в интере сов управления административных отношений.

    Административное право использует четыре основных способа реализации своих норм.

    1. Исполнение - точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

    2. Применение - издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения - прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

    3. Соблюдение - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

    Виды норм:

    1. По предмету правового регулирования:

    · материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;

    · процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

    2. По функциям права:

    · регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;

    · охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

    3. По методу правового регулирования:

    · императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

    · диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;

    · поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

    · управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

    · обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;

    · запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

    5. По адресату:

    · регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти;

    · административно-правовой статус государственных служащих;

    · организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;

    · административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

    6. По действию в пространстве:

    · федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);

    · субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;

    · муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;

    · локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

    7. По действию во времени:

    · срочные – нормы, для которых определен срок действия;

    · бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

    · чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

    8. По кругу лиц

    · общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

    · специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

    9. По юридической силе:

    · законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;

    · подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

    10. По характеру юридической защиты:

    · охраняемые в судебном порядке;

    · охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

    Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

    Способы реализации:

    · Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

    · Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

    · Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

    · Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

    Еще по теме Виды и способы реализации административно-правовых норм.:

    1. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • 8. Реализация административно-правовых норм - Костылева

    Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъяв­лений. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

    В теории права принято различать четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

    Соблюдение административно-правовых норм - воздерживание субъекта (участника) административно-правовых отношений от совершения деяний, запрещенных данными нормами.

    Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен большой перечень запретов, связанных с гражданской службой, например, осуществлять предпринимательскую деятельность.

    В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами.

    Исполнение административно-правовых норм - точное следование субъектами административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Данный вариант реализации правовых норм универ­сален, так как его субъектами являются любые участники управлен­ческих отношений.

    Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с ч.1 ст.32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ. В свою очередь, неуплата административного штрафа в сроки рассматривается как противоправное деяние и влечет юридическую ответственность, в конкретном случае административную.

    Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

    Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом.

    Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым и иными отраслями российского права. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию.

    Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Невозможно, например. реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

    Кроме того, при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

    П рименение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти. Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуаль­ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Таким образом, административно-правовая норма реализуется путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

    Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:

    1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную службу по контракту и т.п.);

    2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации;

    3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении);

    4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц. Например, в соответствии с ч.1 ст.32.8. КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    9. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений.

    Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.

    Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах субъектов административного права – индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

    Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях:

    1) административная правоспособность – способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

    2) административная дееспособность – способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

    Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения.

    Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

    Административно-правовое отношение – разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Это, во-первых, первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. Во-вторых, это регламентация право­вой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу. В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой. В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).

    В научных публикациях высказываются различные мнения по поводу объектов правоотношения. Одни авторы единственным объектом любого правоотношения считают действия, по­ведение людей; другие в качестве самостоятельного объекта выделяют имущественные отношения, иногда именуемые предметом (материальные ценности, вещи), и неимущественные отношения (действия, поведение людей). Объекты правоотношения, в свою очередь, могут быть подразделены на непосредственные и более отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества.

    Наряду с общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, административные правоотношения имеют и свои особенности. Однако вопрос об этих особенностях в научной литературе всегда носил дискуссионный характер и в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям приобрел еще большую актуальность.

    Итак, особенностями административно-правовых отношений являются следующие.

    1. В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть–подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован. Однако с предоставлением новой Конституцией РФ 1993 г. и Федеративным договором более широких полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления, появлением предприятий и организаций различных видов собственности, развитием рыночных отношений все большее распространение получают от­ношения по горизонтали между органами исполнительной власти, местной администрацией и другими участниками, в кото­рых они выступают как равноправные стороны управленческой деятельности. Это касается соглашений о разграничении (делегировании) полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и субъектов РФ и органов местного самоуправления (местной администрации) – с другой, о заключении административных договоров между органами государственного управления (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, соглашений о взаимодействии, координации деятельности, намерениях между равноправными органами исполнительной власти, местной администрацией одинакового уровня, общественными объединениями, негосударственными предприятиями и учреждениями.

    2. Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан.

    Вот почему наличие в административно-правовых отношениях (как вертикальных, так и горизонтальных) органа государственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или иной негосударственной организации, которой государством поручено осуществление определенной государственной функции) обязательно.

    3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

    4. Административно-правовые отношения по своей сути – организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

    5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

    6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты – обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда – события.

    В качестве особенности юридических фактов по административному праву следует указать то обстоятельство, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.

    По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь на охранительные (в том числе деликатные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

    По направлению деятельности выделяются: административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик – субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация); административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

    Наконец, административно-правовые отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения). Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). Если один из субъектов горизонтальных правоотношений – гражданин, то он, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны при­знавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать.

    В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

    Субординационные отношения – такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

    Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

    Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

      Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. (1)

    Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

    Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

    Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

    Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

    Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

    События - явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).