Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. Система управления городским природопользованием Организация управление охраной окружающей среды

    Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. Система управления городским природопользованием Организация управление охраной окружающей среды

    « УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

    Введение

    Россия, будучи огромной по территории страной, вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Можно выделить три основные проблемы, которые на протяжении многих последних десятилетий не только не решаются, а, напротив, обостряются.

    1. Отсутствие последовательной государственной экологической или эколого-экономической политики является главной проблемой.

    На протяжении большей части XX века в России преобладали ресурсно-милитаристский тип хозяйства и командно-бюрократическая система управления, в которой главенствовали технократы и военные. Богатство природных ресурсов страны в этих условиях при экстенсивном экологическом риске обернулось крайней расточительностью и низкой эффективностью использования. Сформировалось ресурсоемкое, энергоемкое и, следовательно, природоемкое хозяйство, что привело к глубоким нарушениям природных систем и окружающей человека среды.

    Современные экономические реформы в России также никак не ориентированы на улучшение экологической обстановки. В кризисной ситуации оказались ресурсосберегающие и наукоемкие отрасли. С деградацией прогрессивных отраслей увеличиваются природоэксплуатирующие секторы хозяйства.

    Переход к рыночной экономике при отсутствии экологической регламентации может усугубить эти неблагоприятные тенденции. В связи с этим возрастает потребность в последовательной государственной экологической политике - создании четкой концепции, эффективных законов, рабочих программ и обеспечении их реализации.

    Вместе с тем Россия располагает большой площадью ненарушенных природных систем, которые являются главным природным богатством страны и одной из немногих областей стабилизации биосферы всей планеты.

    2. Превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду России обусловлено многими факторами, среди которых наиболее существенные:

      значительная территориальная неравномерность (в основном по оси восток-запад) распределения ресурсов, плотности населения, хозяйственного потенциала; большая протяженность энергетических и транспортных коммуникаций;

      высокая концентрация промышленности в крупных индустриальных центрах, чаще всего со стихийно возникшим, далеким от оптимума (в отношении неоперативности материальных потоков) набором отраслей и плохой планировочной структурой;

      неблагоприятные климатические условия, требующие высокого удельного энергопотребления и других эксплуатационных затрат;

      низкий технический уровень многих подготовительных и производственных процессов, медленное обновление основных производственных фондов, их высокий износ и аварийность; большая отходность производства, низкий уровень рециклинга и переработки вторичных ресурсов;

      экстенсивная эксплуатация земельных, водных и лесных ресурсов при недостаточном уровне их восстановления и высоком проценте невозвратимых потерь; относительно малая площадь заповедных территорий;

      низкая эффективность контроля эксплуатации природных ресурсов и загрязнения среды; слабость оперативной обратной связи между состоянием среды и техногенной нагрузкой.

    3. Состояние здоровья населения России ухудшается под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий. Наибольшую тревогу вызывают:

      проявление деградации фонда наследственной информации у значительной части населения, что выражается в росте числа наследственных заболеваний;

      заболевания, их хронизация, потеря трудоспособности и сокращение продолжительности жизни, обусловленное плохими экологическими и гигиеническими условиями проживания и труда, а также курением, алкоголем и наркоманией;

      высокая химическая и радиационная нагрузка на значительные контингенты населения, приводящая к широкому спектру экопатологий, в том числе злокачественным новообразованиям, иммунодефициту и аллергиям;

      большая частота нарушения беременности и родов, тератогенных эффектов, дефектов новорожденных, высокая детская заболеваемость и смертность.

    Мировой опыт показывает, что общенациональная долгосрочная экологическая политика России должна быть основана на следующих социально-экологических принципах:

      «загрязнитель» платит в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения;

      «предосторожность» – ограничение использования технологий, последствия которых для здоровья человека и окружающей среды недостаточно ясны;

      «презумпция виновности» технологий – пользователи и распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказать их экологическую приемлемость;

      рациональное использование возобновимых ресурсов: темпы и масштабы использования пресной воды, плодородия почв, живых природных ресурсов должны соответствовать темпам их возобновления;

      минимизация изъятия невозобновимых природных ресурсов: темпы использования невозобновимых природных ресурсов должны соответствовать темпам разработки их устойчивой возобновимой замены; учет зарубежного опыта в снижении экологических рисков.

    Управление охраной окружающей среды

    Человек - самое могущественное существо в био­сфере, способное изменить нормальное функциони­рование экологических систем.

    Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную об­ратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерацио­нальному использованию природных ресурсов, раз­рушению природной среды, что, в свою очередь, ве­дет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружаю­щей среды. Но мероприятия по охране окружаю­щей среды немыслимы без управления.

    Управление - элемент, функция систем различ­ной природы - биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их опре­деленной структуры, поддержание режима деятель­ности, реализацию их программ и целей. Сложив­шаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за приро­допользованием сложна и имеет много звеньев.

    Ведущая роль в этой системе принадлежит Ми­нистерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечаетза формирование и реализа­цию экологической политики, выработку стандар­тов и нормативов качества окружающей среды.

    Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земель­ные, водные, лесные ипр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Монито­ринг загрязнений, в т.ч. радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды.

    Управление охраной окружающей среды на пред­приятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных по­следствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека˸

    Планирование мероприятий по охране окру­жающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побоч­ных продуктов производства, выбросов и сбросов.

    Инженерное обеспечение работ по охране при­родной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и техноло­гические процессы, а также приведении их в соответ­ствие с экологическими нормами и требованиями.

    Перестройка технологических процессов в соот­ветствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздей­ствия побочных продуктов на природную среду.

    Метрологическое обеспечение контроля загряз­нения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

    Материально-техническое обеспечение прово­димых мероприятий по охране окружающей среды.

    Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

    Повышение квалификации руководящих работ­ников, специалистов и рабочих в сфере охраны окружающей среды.

    Управление охраной окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление охраной окружающей среды" 2015, 2017-2018.

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 4 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 3 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 2 страница

  • - Лекция 5. Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием 1 страница

    Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием относится к важнейшей функции государства и является одним из элементов социального управления. Как отмечалось выше, помимо структур государственного управления к элементам такого управления... .


  • - Лекция 2. Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

    Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного... .


  • - Лекция 14. Организация и управление охраной окружающей среды (ООС) на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.

    Деятельность предприятий строится с расчетом единства цели и интересов ООС на всех уровнях хозяйствования. Основная цель – снижение уровня воздействия производственных процессов на ОС. Охрана ОС – это комплекс технических, технологических, организационных и... .


  • Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

    Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право .

    Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
      1. соблюдение экологических и законных интересов человека и гражданина ,
      2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

    Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

    Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

    Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественные формирования и ;
    • юридические лица;
    • государственные органы;
    • муниципальные органы.

    Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественное;
    • производственное;
    • муниципальное;
    • отраслевое (ведомственное);
    • государственное управление.

    Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

    Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

    • подзаконное нормотворчество;
    • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
    • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
    • экологическое планирование;
    • экологическое нормирование;
    • экотехническая регламентация;
    • экологическая стандартизация;
    • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
    • экологическая экспертиза;
    • экологическое лицензирование;
    • экологическая сертификация;
    • экологический аудит;
    • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
    • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
    • экологическое воспитание и образование;
    • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
    • экологический контроль;
    • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

    Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

    • административный (прямой) метод (например, приказ);
    • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
    • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

    Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

    Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
    Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

    Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами . К ведению местного самоуправления относятся:

    • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
    • обеспечение санитарного благополучия населения;
    • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    • организация и содержание муниципальной информационной службы.

    Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

    Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

    • законности управления;
    • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
    • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
    • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
    • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

    экологический экспертиза мониторинг санитарный

    На Федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых являются Министерство природных ресурсов РФ.

    На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

    На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предписаний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

    На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

    Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

    Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

    Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов - производится органами Росгидромета РФ и Минприродресурсов РФ.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

    В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Его проведение - на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.

    Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по экологическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан-эпидемнадзор).

    Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

    Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под-факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

    Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и расположения ее объектов по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

    В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс жителей Ї один пост, 50...100 тыс. Їдва поста; 100...200 тыс Ї два-три поста; 200...500 тыс. - три-пять постов; 0, 5... 1 млн - пять-десять; 1...2млн- 10...15; более 2 млн - 15...20 постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный постустанавливают на площади 5...10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10...20 км 2 .

    Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния последнего. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

    На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 ч во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21ч в понедельник, среду, пятницу.

    По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

    Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

    Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 ч местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 ч местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже - 45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1, 5...2, 5 м от поверхности земли.

    Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливают требования к организации надзора и контроля воды и водных объектов. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии не более 500 м по течению от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории на непроточных водоемах.

    При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

    ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

    Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

    В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

    Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуходов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

    При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

    Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ. Методики определения в выбросах предприятий вредных веществ приведены в сборнике.

    Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03-87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей - ГОСТ 17.2.2.05-86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных ДВС установлены ОСТ 37.001.234-81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393-75*. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД -90.

    В 1999 г. в стране введены в качестве стандартов РФ стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), которые применимы к общим принципам административного управления как и стандарты системы управления качеством 9000, т. е. могут быть реализованы в рамках любой существующей системы управления. Основными требованиями к СУОС предприятия являются:

    1. Разработка руководством организации экологической политики, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции, услуг.

    2. Планирование работ по охране окружающей среды и рационального природопользования на основе постоянной идентификации экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг и влияния наиболее выраженных из них для установления плановых экологических показателей, сроков их достижения, ответственных лиц.

    3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры и распределения обязанностей по охране окружающей среды между всеми руководителями подразделений и должностными лицами, связанными с деятельностью СУОС, с возложением на них ответственности за эту работу.

    4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения действенности СУОС, что, в частности, может быть достигнуто за счет проведения экологического аудита.

    5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства и принятие мер по ее дальнейшему улучшению (коррекция экологической политики и (или) программ по охране окружающей среды, соответствующее изменение структуры СУОС и т. д.).

    Разработка СУОС не является обязательной, но при их создании выполнение перечисленных требований необходимо.

    Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укре­пление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационно­го, правового, экономического и воспитательного воздействия.

    Задачами природоохранительного законодательства являются : охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйст­венной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

    Эти задачи реализуются через три группы норм :

    Нормативы качества окружающей среды;

    Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

    Механизм исполнения этих требований.

    К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно до­пустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

    Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам неза­висимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окру­жающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения за­прета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон «Об охране окружающей природной сре­ды» гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закреп­ляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окру­жающей природной среды: требовать представления экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объек­тов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

    Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хо­зяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части де­нежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вред­ной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного за­ключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

    Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производствен­ного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Коми­тет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

    Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими до­кументами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

    Управление охраной окружающей среды (ООС) базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней : наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропоген­ными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе разли­чают три уровня : санитарно-токсический, экологический и биосферный.

    Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества ок­ружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вред­ными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами. Санитарно-токсичсский мониторинг осуществляется службами Министерства здравоохранения РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Росгидрометом России.