Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • В. Дыгало, М. Аверьянов. История корабля. Ладья славян. Топонимия левобережья и правобережья реки суда Древние пути восточного Подмосковья

    В. Дыгало, М. Аверьянов. История корабля. Ладья славян. Топонимия левобережья и правобережья реки суда Древние пути восточного Подмосковья

    Древние пути восточного Подмосковья

    Впервые о волочке на реке Нерской (Мерской) сообщается в Воскресенской летописи в связи с событиями 1209 года. Тогда два рязанских князя Изяслав Владимирович и Кюр Михаил Всеволодович, услышав, что владимирские полки ушли на Тверь, решили напасть на Москву. Но под Тверью владимирцы с новгордцами уладили дело миром и вернулись во Владимир. Великий князь Всеволод послал на Изяслава и Кюр Михаила сына своего Георгия. «Георгий же поиде через ночь противу на Мерску, той бе ему напереди, и быв на Волочке и оттоле уряди Сторожевой полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же, и в раннюю зарю сретошася сторожеве их, и погнаши Юрьевы сторожи Изяславлих и гнаша их лесом секуще я» (4).

    Благодаря Волочку Зуеву из Клязьмы по речке Дрозне уходили на юг, затем переносили лодки посуху и попадали в притоки Нерской, а по ним в Москву-реку и Оку. Таким образом через Волочек Зуев осуществлялся кратчайший путь из Владимира в Рязань, центр Муромско-Рязанского княжества. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдовое, по сравнению с дорогой через Яузский волок.

    С XIII века торговый путь, связывавший Клязьму и верхнюю Волгу, проходил по реке Воре. Суда поднимались по левому притоку Клязьмы – реке Воре, затем по притоку Вори – реке Торгоше. В верховьях Торгоши, возле села Наугольного, проходил волок на реку Кунью, приток Дубны и далее в Волгу.

    Торговое значение реки Клязьмы в XII-XIII веках и в XV-XVI веках доказывают клады, обнаруженные вдоль реки. Так, в 1924 г. на левом берегу реки Клязьмы в районе города Щёлково, был обнаружен клад серебряных слитков XII века (6). В 1901 г. в районе деревни Мизиново, находящейся на реке Воре, был найден горшок с мелкими серебряными монетами Ивана III. В 1948 г. в посёлке Успенский Ногинского района, находящегося на реке Клязьме, найдена кубышка с монетами Ивана IV (7).

    Источники:

    1. М.Н. Тихомиров. Средневековая Москва. М., 1997. С. 172.
    2. М.П. Погдин. Русский исторический сборник. Т.1. М., 1837. С. 33.
    3. М.В. Горбаневский. Имена земли Московской. М., 1985. С. 44.
    4. ПСРЛ, Т. VII. С. 116.
    5. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. Российская история в Московских кладах. М. 1999. С. 193.
    6. А.Г. Векслер, А.С. Мельникова. С. 204.

    (д. Тимохино-д. Хламово (правый берег), д. Порог-д. Старостино (левый берег)

    Работу выполнила: Смирнова Юлия Викторовна

    ученица 7 класса Барановской школы Кадуйского района,

    Научный руководитель: Борисова Галина Геннадьевна,

    учитель Барановской школы

    Вологодская область, Кадуйский район, д. Барановская.

    Введение

    Топонимика - это язык Земли,
    а Земля есть книга,
    где история человеческая записывается
    в географической номенклатуре.
    Н. И. Надеждин.

    Любой человек может назвать десятки и даже сотни известных ему географических названий. Это названия больших городов и маленьких поселков, названия заводей и ручьёв, улиц и переулков, проспектов и площадей, морей и озер. Каждая горная гряда, долина или овраг, лес или просека имеют свое название.

    Все географические названия именуются топонимами, а наука, которая их изучает, — топонимикой. В основе этого термина лежат греческие слова: топос - место и онима - имя.

    У каждого населённого пункта своя система микротопонимов, причём все компоненты микросистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но для чего же эти названия изучаются? Прежде всего, потому, что практически все географические названия связаны с историей края и страны. Часто в составе топонимов сохраняются такие слова, которые сейчас уже исчезли из русского языка или активно не употребляются. Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем занимались и чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Часто топонимику называют «языком земли», и это очень верное определение, потому что зачастую только из географических названий мы узнаем о тех народах, которые жили до нас в те далекие времена, чем они занимались, с кем воевали и с кем дружили. Известный историк Н. И. Надеждин считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Наверное, поэтому темой для работы мы выбрали топонимию правобережья и левобережья реки Суды. В 2007-2008 учебном году ученицей нашей школы изучалась история монастырских сёл Танищи. В качестве продолжения исследования мы выбрали изучение топонимики правобережья и левобережья реки Суда (исторически эти места, несколько условно, совпадают с границами Танищ). Объектом исследования стали названия деревень, заводей, ручьёв, ягодных, грибных мест, покосов, хуторов по берегам реки Суды или на некотором расстоянии от неё.

    Мы выдвинули следующую гипотезу: изучение топонимики правобережья и левобережья реки Суда позволит лучше узнать историю родного края.

    Глава I. Что такое топонимика. Виды топонимов

    В начале исследования мы решили определиться с терминами. Для этого мы

    взяли словари и справочники, поработали в Интернете в свободной энциклопедии Википедия (2). . Г. Матюшин в археологическом словаре даёт определению понятию топонимика. . Топонимика (от др. греч. "топос" - место, местность и "онома" - имя) - наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий. Совокупность топонимов (той или иной области) называется топонимией.

    Этимология-раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов.

    Также мы узнали и виды топонимов, которые нам могли встретиться при проведении исследования:

    . микротопонимы (скала Парус, ручей Трех Туристов, Марьина пожня, Сенькин покос);

    . названия населенных мест — ойконимы (город Псков, деревня Опалиха);

    . названия внутригородских объектов — урбанонимы (проспект Вернадского, улица Волхонка, Бобров переулок, магазин "Три толстяка").

    . Антропоним - имя, фамилия, прозвище людей. Антропотопонимы - это названия, основу которых составляют имена (Ивановка, Вашингтон и т.п.

    . Гидроним - собственное название реки, озера, ручья, болота, источника, колодца. Иногда различают пелагонимы - названия морей, лимнонимы - названия озер, потамонимы - рек, гелонимы - болот.

    . Детопонимизация - превращение собственного географического названия в нарицательное (город Бостон, ткань бостон, государство Панама и шляпа панама, город во Франции Тюль и ткань для занавесок - тюль и т.д.

    . Ороним - собственное название гор, холмов, гряд, межгорных котловин, ущелий и других орографических объектов.

    Первичный топоним - исходное, наиболее древнее географическое название, от которого со временем происходят идентичные, но уже вторичные названия других объектов. Имя реки Москвы дало вторичные названия городу Москве, Московской области и т.

    . Спелеоним - собственное название пещер.

    . Топоним - всякое собственное географическое название.

    По степени известности географического объекта различают микротопонимы (10) (топонимы, которые известны узкому кругу людей). В задачу нашего исследования входил сбор и микротопонимов.

    Глава II

    Из истории топонимов Кадуйского района

    Изучив доступные нам материалы, мы увидели, что топонимика Кадуйского района мало изучена. Изучением топонимов активно занимаются Андогской школе.

    Имена местам дают люди. Историки утверждают, что впервые такая необходимость возникла тогда, когда наша местность стала заселяться людьми с одинаковым языкам. На территории нашего района изначально поселились племена под названием весь. По облику, по языку они были близки к финнам, карелам. Они и создали первый слой топонимов, некоторые из них дожили и нашего времени. По подсчетам, в свое время сделанным краеведом А.Г. Юковым (7), примерно в 10% имён наших населенных пунктов сохранились корни слов, идущие от веси: Кадуй, Уйта, Нежбуй, Ишкобой, Солохта, Пелемень (всего их свыше двадцати). Среди названий рек процент корней, идущих от веси, значительно больше: Суда, Андога, Казара, Кумсара, Сивец, Ингобой. С десятого века наши места усиленно заселяются словенами, и начинают укореняться славянские названия. За десять веков славяно-русского периода славяно-русские топонимы стали преобладающими - почти 90% всех названий. А топонимия рек существенно за это время не изменилась. Со славянской древностью связаны названия Смердяч, Селище, Чурово, Чудиново, Раменье. Поселения, расположенные по берега рек и укрепленные валом и тыном, назывались Селищами и Городищами. Тогда еще помнили и почитали языческих богов, вроде "чура", "чудина - чудища Новые деревни люди называют по реке или по положению относительно её. Часто деревни называли по особенностям места, на котором она основана: Горка (в районе несколько деревень с таким названием), Холмища, Дубравное, Заозерье (за озером), Замошье (за мхом), Глухое (в глухомани), Заказарье (за рекой Казарой). Есть в районе населенные пункты, топонимы которых основаны на фамилии первых поселенцев: Бобровка (Бобровы), Васильевская (Васильевы), Ивановская (Ивановы). Починок (Починков в районе тоже несколько - Горелый Починок, Вахонин Починок). Есть деревни, которые получили свой топоним по древнему промыслу. В наших местах строились барки. Для них нужны веревки, канаты, конопатка. Видимо, бережливые наши предки не хотели на это тратить лён, а возились с вахонью. Зимами целые деревни занимались этим промыслом, вот и "прилип" этот корень "вахонь" к названию деревень Вахонькино и Вахонин Починок. Деревня Ковалёво - топоним также по древнему промыслу ковалей. Около 20% топонимов деревень связано с именами людей: Кузьминка, Тимохино, Спирютино, Фадеево.

    Большинство деревень Барановского поселения находятся по берегу реки Суда.или же на некотором отдалении от неё. История этих поселений многовековая.

    Глава III

    Из истории мест сбора топонимов

    Место сбор топонимов мы ограничили таким образом: от деревни Тимохино до деревни Хламово -по правому берегу реки; от деревни Порог до деревни Старостино по левому берегу реки. . В 16 веке поселения входили в комплекс Танищи. В 16 веке Танищи делились на Танищи Кирилловские и Танищи Троицкие, принадлежавшие с 50-бО-х годов XVI века соответственно Кирилло-Белозерскому и Троице-Сергиеву монастырям. Села эти находились на левом и правом, низинном и песчаном, берегу реки Суды Данный комплекс Троице-Сергиев монастырь получил в 1557-1558 году по вкладам пяти братьев Кривоборских (1, 128). На карте Кадуйского района можно увидеть сохранившиеся сёла некогда обширного комплекса: Тырпец, Порог, Шигодские, Бережок, Турпал, Рыконец, Крюково, Осека, Тарасовская, Заручевье, Семёновская. Селения раскинулись по берегу Суды примерно на 26 километров. На протяжении времени деревни меняли принадлежность, но названия и местоположения деревень в основном сохранились. Многие названия деревень сохранились в изначальном виде или претерпели небольшие изменения. Некоторые деревни исчезли, но остались в памяти людей названия мест. Мы решили сравнить количество деревень в разные периоды, проанализировать происхождение названий.

    М. С. Черкасова в статье «Население монастырской деревни Кадуйского края в конце 16 начале 18 веков» пишет, что наиболее древний документ по истории Танищ-грамота князей Кривоборских Троице-Сергиеву монастырю 1550 годов (5, 111). Грамота показывает интенсивное земледельческое освоение среднего течения Суды. В грамоте названа 21 деревня, прилегающая к селу Танищи. Среди названных деревень мы узнали такие, о которых не сохранилось никакого следа: Рогулева, Горбачевская, Толстиковская, Ореховская, Бородино. М. С. Черкасова описывает, что в дальнейшем число деревень сокращается, часть их превращается в пустоши или исчезает. Дозорная книга 1613 года отметила 15 живущих деревень. В 17 веке происходит восстановление некоторых деревень. Так возродилась пустошь Веретея (5, 112). Переписная книга 1678 года показывает 17 живущих деревень. М. С. Черкасова отмечает, что процессы запустения и возрождения деревень никогда не прекращались (5, 114). Действительно, и в наши дни мы видим, как исчезают некоторые деревни, и происходит образование новых..

    Мы проанализировали карту 18 века и списки административно-территориального деления Вологодской области на 1 января 1973 года (4, 115).

    Анализ показал, что в названиях деревень произошли изменения, многие деревни исчезли.

    Глава IY. Топонимы правобережья и левобережья Суды

    Итак, деревни комплекса Танищи располагались на берегах реки Суда. В 16 веке деревни принадлежали двум монастырям: Кирилло-Белозерскому и Троице-Сергиеву. Соответственно каждый монастырь владел разными деревнями. А центральные деревни назывались соответственно:Танищи Троицкие, Танищи Кирилловские (6, 16). До сих пор сохранились многие деревни этого комплекса.

    Представил для нас интерес происхождение и гидронима реки Суда.

    В словаре топонимов Ю И. Чайкиной написано, что происхождение гидронима Суда неясно (10). В статье А. Г. Юкова мы нашли другое мнение-корень названия Суда идёт от весей. В рукописном краеведческом журнале № 2 за 1961 год (6) мы нашли легенду, записанную учительницей Воронской семилетней школы Захаровой З. Н.. Вот текст легенды.

    Давно это было. Жили в глухом дремучем лесу две девочки. Пока были маленькими, нравилось им в своём лесу, а выросли-захотели свет повидать. Однажды договорились сёстры, что утром двинуться в путь. Звали сестёр Судой (старшая) и Колпь (младшая). Первой проснулась Суда и отправилась в путь. Колпь, проснувшись, увидела, что Суды нет и бросилась её догонять.

    Но Суда шла быстро, а Колпь неслась за ней, ничего не разбирая. Вот почему Колпь местами течёт очень быстро, с перекатами. Но устала Колпь и должна была отдыхать. В тех местах она и теперь течёт так медленно, что течение едва заметно.

    Так и шли две сестры-одна убегала, другая догоняла. Наконец устали обе. Надоело Суде одиночество. Она легла отдохнуть и уснула. Тут её и догнала Колпь. Вот отсюда, от деревни Усть-Колпи, и пошли сёстры вместе. Течение здесь Суды ровное, спокойное.

    Легенда, конечно, не объясняет происхождение названия, но интересна.

    В книге «Кдуйские зори» приводится легенда о происхождении названия реки (от слова Суд). Далее приводится анализ названия Суда. Считается, что из финского слова «слуда», что обозначает высокий, крутой, обрывистый берег, звук «л» выпал. Таким образом получилось название Суда.

    Деревни, которые находятся по берегам Суды, неоднократно меняли название (5, 122) :

    Саухинская-Саулинская-Тарасовская

    Слезкино-Заручевье-Заручное

    Ореховская-Малеевская-Матвеевская

    Родионовская-Огашинская

    Горбачёвское-Щетининское

    Ортёмовская-Семёновская-Неклюдовская

    Тимонинская-Ортёмовская-Большой Двор

    Лопатино-старостино

    Толстиковская-наумовская

    Бородино-Лукинская

    Рогулево-Шуш-гора

    В настоящее время по правому Бергу Суды нет деревень, на некотором расстоянии от реки (отделяет бор) расположены такие деревни, как Тимохино, Преображенская, Аксентьевская, Хламово. По левому берегу реки деревень больше: Порог, Шигодские, Бережок, посёлок Сосновка, Рыконец, Крюково, Осека, Семёновская, Алеканово, Великий двор, Горка., Еремеево, Старостино, на некотором расстоянии расположено село Успенское, деревня Заручевье, Обидово, Тарасовская.

    В словаре географических названий Вологодской области мы нашли этимологию только четырёх населенных пунктов (10):

    Бережок-названа по местоположению.

    Порог-названа по местоположению.

    Анализ топонимов позволяет сделать вывода, что названия многих деревень произошли от имён и прозвищ крестьян. М. С. Черкасова считает, что трудом этих крестьян были основаны деревни (5, 123). Таким образом, названы следующие деревни: Тимохино (Тимоня) ,Аксентьевская (Аксентий), Семёновская, Старостино, Алеканово, Еремеево, Тарасовская. Можно назвать данные названия антропотопонимами.

    Часть деревень была названа по местоположению: Порог, Бережок, Заручевье.

    Село Успенское получило название в 19 веке по церкви, расположенной в ней, а раньше это было село Троицкие Танищи.

    Большой двор (Двор — в прошлом комплекс жилых и хозяйственных построек с земельными угодьями, то, что теперь называется хутор. Название Великий Двор обычно давалось поселению основного владельца вотчины, ср. также Большие Дворы, Гуляевы Дворы. Иногда словом дворы обозначались выселки, т. е. новое поселение, образованное выходцами из более старого и крупного.)

    Происхождение названий многих деревень неясно: Рыконец, Танищи. Мы нашли в Интернете информацию, что названия населённых пунктов, оканчивающиеся на -ец очень древние.

    Многие деревни, исчезнув, сохранились в памяти людей в названиях мест. Так порыбачить ездят на Малеевскую (место на реке около Хламова). Напротив местечка Голуха на противоположной стороне реки место называют Старый Погост (бывшие Кирилловские Танищи), у деревни Обидово место с ямами и холмами называют Поповская (деревня называлась так, потому что в ней жили люди обслуживающие церковь).

    Поговорив со старожилами деревень, мы узнали, как назывались места на берегу реки Суда. По правому берегу Суды, начиная от деревни Тимохино, находится место Русское, а напротив- Староничье, дальше Которма, а напротив- Жидилово, Наволок - Рыконецкие пожни, Маслозаводская пожня - Рыконецкая пожня, Крюковскя пожня-поля, Святицы-Могильницы, Голуха - Старый Погост, Хламовское поле, Малеевская, Конь.

    Мы обозначили названия мест на карте. Все места очень живописные и удобные для отдыха.

    Также нас заинтересовали микротопонимы. У деревни Крюково протекает Крюковский ручей, по деревне Рыконец - Рыконецкий ручей. Очевидно, названия ручьи получили по названию деревень. Крюковский ручей образует небольшую заводь. В этой заводи (как вспоминают старожилы) ещё в начале 20 века брали красящую грязь. Грязью красили ткани, и окраска была прочной. В Интернете мы поискали описание грязи. Оказалось, что учёные называют её вивианит. Красящие свойства описаны подробно, также описаны места в Вологодской области, где имеются небольшие месторождения вивианита.

    Недалеко от деревни Рыконец (между Сосновкой и Рыконцем) находится Сухой ручей. Своё название он, очевидно, получил из-за свойства то наполняться водой, то пресыхать.

    Напротив деревни Крюково расположена Маслозаводская заводь (рядом находился маслозавод). Беляев Александр Владимирович (1933 года рождения), житель деревни Аксентьевская, вспоминает, что в годы войны в этой заводи было очень много рыбы. Александр Владимирович рассказал нам такие интересные моменты: «После школы, я взял сани и пошёл на заводь. Там мой брат ловил рыбу. Придя на заводь, я увидел, что на заводи места нет от людей. И все были с уловом. Рыбу складывали в мешки». Особенно поразило Александра Владимировича, как рыбу ловили немецкие военнопленные (они были поселены деревне Преображенская).

    Лежит немец между двух прорубей и то одной рукой рыбу поймает, то другой.

    В сторону от левого берега Суды находятся озёра. Их названия: Ольх - озеро (название, отражает характерный для времени возникновения гидронимов растительный мир самого водоема и его окрестностей), озеро Летнее, Перино.

    Место в 400 метрах от деревни Крюково в сторону бора называли Феднево, туда ходили за брусникой.

    У деревни Тимохино до революции была мельница. Смирнова Нина Вениаминовна рассказала нам, что мельница называлась Лаврушина. К сожалению, ничего больше она сообщить не смогла. Также недалеко от деревни Тимохино находилось местечко Любино. Пока нам никто не смог объяснить, что было на этом месте.

    Как вспоминают жители, в округе было много хуторов. Каждый хутор имел название. Часто название хутора давалось по фамилии владельцев. Только по дороге от Барановской до Аксентьевской Беляев Александр Владимирович насчитал 6 хуторов.

    Александр Владимирович назвал нам владельцев хуторов (от Барановской): хутор Беляевых (1 дом), хутор Ивановых, хутор Прозоровых (потомок Прозоровых -Григорьева Татьяна, проживает в посёлке Сосновка), хутор Бараевых, хутор Цветковых, хутор Цветковых.

    Были на территории и усадьбы, от которых теперь остались только названия:

    Лукьяновская, Лавровка.

    Посёлок Сосновка получил название уже в советское время. Посёлок изначально был образован для проживания лесозаготовителей (лесопункт). Название Сосновка, очевидно связано с преобладающим растительным миром (сосны) вокруг посёлка.

    Таким образом, можно сделать вывод, что топонимика правобережья Суды разнообразна. Вокруг каждой деревни существует система микротопонимов. Сбор топонимов был затруднён по причине того, что в большинстве деревень никто не проживает. А люди молодого поколения знают мало о названиях мест.

    Выводы

    Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:

    . Топонимия правобережья и левобережья Суды разнообразна. Нам удалось проследить изменение ойконимов, также мы собрали гидронимы, микротопонимы, антропотопонимы.

    . Изучаемые топонимы имеют многовековую историю.

    . Топонимия (ойконимы) правобережья и левобережья Суды мало изменялась с 16 века.

    . В исследованных топонимах преобладают славянизмы (славяне в первую очередь расселялись по берегам рек).

    . Топонимы финно-угорского происхождения сохранились в основном на Шикши-острове (Сятрумзь, Музгумзь).

    . Вокруг каждого населённого пункта образуется система микротопонимов.

    . В настоящий момент ещё возможен сбор топонимов (старожилы хорошо помнят названия мест).

    . Сбор топонимов необходимо активизировать в летний период, когда в деревни приезжают дачники.

    . Изучение топонимики является интересным, увлекательным и полезным делом.

    . Изучение топонимов позволяет расширить знания по русскому языку.

    . География родных мест тесно связана с историей. Изучение топонимики даёт возможность лучше узнать историю родного края, проследить динамику поселений.

    Перспективы

    Возможна дальнейшая работа по сбору топонимов. Очень мало сведений о хуторах, которые были на территории поселения. Перспективным представляется расширение зоны сбора топонимов- территория всего поселения Барановское. Возможен сбор микротопонимов в округе одного населённого пункта и прослеживание связи топонимов с историей поселения.

    Литература

    1. Белозерье. Краеведческий альманах № 2.-Вологда, «Легия», 1998

    2. Википедия. Свободная энциклопедия. Интернет

    3. Вологодская область. Административно-территориальное деление.-Северо-западное книжное издательство, 1974.

    4. Кадуйские зори.-Кадуй, 1995

    5. Краеведческий альманах Кадуй.-Вологода, «Русь», 2005

    6. Танища Кирилловские.// Рукописный краеведческий журнал «Край родной» №5-1961

    7. Юков А.Г. Период возникновения и развития феодализма 11-17 веков.- Рукописный краеведческий журнал «край родной» №2-1961

    8. Юков А.Г. Период возникновения и развития феодализма 11-17 веков.- Рукописный краеведческий журнал «Край родной» №3-1961

    9. Рукописный краеведческий журнал «Край родной» № 11

    10. Чайкина Ю. И. Словарь географических названий Вологодской области.-Вологда. 1993

    11. Интервью с жителем деревни Аксентьевская, Беляевым Александром Владимировичем

    12. Интервью с жительницей деревни Турпал, Завьяловой Алфиной Кирилловной

    13. Интервью с жительницей деревни Тимохино, Смирновой Ниной Вениаминовной

    14. Интервью с жительницей деревни Барановская, Румянцевой Людмилой Юрьевной

    15. интервью с жительницей деревни Барановская, Зиминой Любовью Анатольевной

    Судостроение во Владимиро-Суздальском княжестве

    Галея (лат. galea, греч. γαλέα) - парусно-гребное судно, специально приспособленное для средиземноморских условий плавания, употреблялось с IX до кон. XVII в. как военное, торговое и транспортное, имело узкий и длинный корпус шириной до 10 метров и длиной до 50 метров, треугольные паруса и обычно по 26 весел с каждого борта. На передней специальной площадке располагались самые тяжелые пушки, по бортам - остальные. Галея в общей сложности могла вмещать матросов-артиллеристов, солдат и гребцов до 500 человек. Существовал целый ряд галей специального назначения, что отражалось и в названиях судна: например, галея бастарда, гросса, капитана, либера, пианелла, квартье-рата и так далее.
    Так, например, Венецианская торговая республика отправляла свои торговые галеи на восток в составе караванов - это были так называемые «галеи линии». С чисто технологической точки зрения Галея является галерой, и во всех современных европейских языках галера и галея не различаются (англ. galley, лат. galea). Только в русском языке традиционно делается различие между галерой (как военным судном), и галеей (как средиземноморским торговым).
    Обьясняется это тем, что два термина попали в русский язык в разное время, из разных источников.
    Первоначально слово "Галея" попало в русский язык из Византии, в XII-XIII вв., и означало, судя по всему, любое парусно-гребное судно (в том числе и речное). В древнерусской литературе оно упоминается в "Хождении игумена Даниила" (XII век), и Новгородской I летописи.

    В исторической топонимике это слово сохранилось в названии церкви Николы на Галеях в г. Владимире.
    У подножия городских высот ниже современной церкви Николы на Галеях была корабельная пристань, над пристанью на холме была поставлена деревянная церковь покровителя «плавающих и путешествующих» - Николы, упоминаемая в источниках XII века.

    Относительно типов древнерусских судов В.П. Кузнецов в книге «Речные деревянные суда» высказывает следующие предположения:
    1. Признаки корабля: большая величина, высокий борт, приподнятые оконечности, которые часто имели резные украшения; парусное устройство, независимо от того, было ли судно морским или речным. Русский корабль IX-X вв. - большая беспалубная набойная лодка на 40-60 человек (С. 14-15).
    2. Ладья, в отличие от корабля, более простое судно меньшего размера с меньшими парусами, которое также могло быть и морским, и речным. Свое нарицательное значение термин «ладья» утратил сравнительно быстро в связи с появлением новых судовых названий и нового термина «судно» с XIV в. Ладья изготавливалась целиком из одного ствола дерева или цельнодеревым делалось только днище с подворотами, а борта наращивались посредством дощатых набоев (С. 15). Термин «набойная» применялся и к морским, и к речным ладьям и служил обозначением конструктивного признака. Морская ладья всегда была набойная, а речная - нет, и число набоев у последней было меньше. Величина ладьи определялась числом набоев (С. 16). В виде корабля и ладьи в Древней Руси выработался универсальный тип судна, пригодный и для речного, и для морского плавания. По технике того времени, когда искусство распиловки бревен не было еще известно, удовлетворить таким требованиям мог лучше всего тип лодки однодеревки (С. 16).
    3. В начальный период насад, струг, челн, учан и ушкуй были на однодеревой основе (С. 16).
    4. Струги - поначалу однодеревые суда, затем стали появляться дощатые варианты. Однодеревые струги были с набоями и без (С. 17).
    5. Учан - плоскодонное речное судно (С. 18).
    6. Ушкуй - то ли большое, то ли небольшое легкое и широкое плоскодонное судно с малой осадкой, ходившее на парусах и веслах (С. 18).
    7. Паузок - легкое судно с малой осадкой, служившее для прохода по мелководным рекам и распаузки больших судов. Были целиком дощатые (С. 18).

    Типологическая схема древнерусского речного судостроения:
    1. Челн-долбленка - наиболее массовое речное судно, к которому восходят все типы древних речных судов.
    2. Простая ладья-струг отличалась от челна дощатой обшивкой бортов. Наиболее распространенное средство для речных перевозок. Струг с палубой - учан. Это низший класс речных судов.
    3. Набой, набойная ладья, ладья с досками - конструктивно восходит к судам низшего класса, но имеет большую грузоподъемность за счет дополнительной нашивки бортов. Военные варианты набоя (насад) и ушкуя конструктивно не отличались от набойной ладьи, но, видимо, обладали измененной оснасткой.
    4. Паузки с подвозками - характерные варианты речных грузовых судов.

    Новгородское судно

    Долбленый челн и ладья с целой долбленой основой являлись универсальным средством сообщения Древней Руси. Дальнейшее развитие привело к усовершенствованию ладьи применительно к новым потребностям (насад) и, возможно, к введению новых типов судов (галея); струг и учан служили специально для перевозки грузов...
    Раскопки древнерусских городов дают информацию о судостроении средневековой Руси. В 1976 г. вышла статья Б.Л. Богородского, посвященная древнерусскому судовому термину «галея». Рассматривая судоходство Владимиро-Суздальского княжества, автор приходит к выводу, что название «галея» применялось к русским типам судов без заимствования при этом самого типа иностранного судна. В летописном сообщении 1182 года так, видимо, были названы ладьи и учаны (но не насады). Пальма первенства в применении этого термина к русским речным военным судам принадлежала именно Владимиру, что, очевидно, можно объяснить его широкими европейскими связями (Богородский Б.Л. 1976. С. 265-268).

    Галеи-галеры, по мнению Н.Н. Воронина, - суда узкие и большие на весельно-парусном ходу и имевшие глубокую осадку, т. Дом встречались они только в глубоководных реках. Данный судовой термин был заимствован с Запада, благодаря европейским связям Владимирского княжества, и применен к русским судам типа насадов. В оценке характеристик струга и учана Н.Н. Воронин сходится с И.А. Шубиным (С. 290).

    Лаврентьевская летопись 1151 г. впервые упоминает о речных кораблях, построенных великим князем Изяславом Мстиславичем для отражения нападения на Киев князя Андрея Боголюбского. Из описания становится ясной конструктивная особенность кораблей: гребцы были укрыты сверху дощатым настилом, на котором размещалась боевая площадка для воинов.


    Русская ладья

    Насад является ладьей с высокими бортами и палубным перекрытием. Он был создан для условий речного боя и передвижения по узким рекам, вызвавших необходимость защиты гребцов и воинов от неожиданного берегового обстрела.
    Отличие насада от набойных ладей является в увеличении емкости путем большего развала бортов и покрытия палубой. Впервые насад появился в 1151 г. у Изяслава Мстиславича, что и нашло свое отражение в знаменитом летописном сообщении о ладьях, покрытых досками (С. 288-289).
    Русские суда являются речными судами по-преимуществу, их эволюция состоит в переходе от долбленой однодеревки через набойную ладью и насад к дощатым судам, развившимся уже в послемонгольский период» (С. 290).

    «Во Владимире есть пристань, что впрочем, известно не всякому обывателю. Пристань эта близ ж.д. водокачки на р. Клязьме. Под ней – 2 дес. 760 саж. земли. Прежде здесь проходило по 50 и более судов, так в 1860 г. нагрузилось 15 судов с 29,5 т. п. товара на 45,000 руб., разгрузилось 100 судов с 900 т. п. на 800,000 руб. (больше хлеб). В последнее время с проведением ж.д. и с обмелением реки проходит не более 20-30 судов с лесом, кирпичом, посудой (из гжели). Разгружается только на десятки тысяч» (Субботин А.П., 1877 г.).

    Река Клязьма от начала своего до границы Владимирской губернии не судоходна и во многих местах запружена плотинами, при коих устроены разные частные заводы. От границы же Владимирской губернии, находясь в естественном своем состоянии, Клязьма постепенно делается судоходной и начиная от г. Владимира, чем ближе к устью, тем становится значительнее в отношении доставляемой ею пользы. Главных пристаней на реке Клязьме пять: при городах – Гороховце, Вязниках и Коврове, при селе Мстере и урочище, называемом Холуйский перевоз, близ впадения в Клязьму реки Тезы. Шестая пристань находится при г. Владимире, но она очень маловажна.
    Число проходящих судов по реке Клязьме простирается до 800 и более, большая часть из них суть барки –
    1. Гусянки, которые имеют длины от 12 до 26 сажен, ширины от 12 до 17 аршин;
    2. Мокшаны, имеющие до 18 сажен длины и 14 аршин ширины;
    3. Коломенки, от 14 до 16 сажен в длину и от 9 до 10 аршин в ширину;
    4. Разшивы от 6 до 10 сажен длины и от 6 до 8 аршин ширины;
    5. Тихвинки и Тезянки, длиной 9 сажен, а шириной 5 ¾ аршина.
    На этих судах привозится по большей части хлеб разного рода с пристаней Орловской, Моршанской, Вышенской, Копобкавской и Березовой; привоз сего продукта простирается до 500 тысяч четвертей. Кроме сего доставляются из разных мест на довольно значительную сумму – соль, хлебное вино, железо, алебастр, деготь и разные материалы для фабричных мануфактурных заведений, как то: поташ, шадрик, купорос, краски разного рода и конский волос.
    Река Клязьма, посредством коей производится все внутреннее судоходство Владимирской губернии хотя на незначительном пространстве, но тем не менее важное, потому что главнейший продукт – хлебный запас, получается в значительном количестве с упомянутых пристаней,- имела некоторые места, затрудняющие судоходство по ней, как-то: 1. Добросельская мель в 3 верстах от г. Владимира; 2. Боголюбовские две мели в 5 верстах от Добросельской; 3. Андрейцевская мель в 37 верстах от Боголюбовской; 4. Куницынская мель в 1 ½ версте от Андрейцевской; 5. Паткинская мель в 3 верстах от Андрейцевской; 6. Каменная гряда под городом Ковровом; 7. Городецкая мель в 18 ¼ верстах от Коврова; 8. Венецкая мель в 14 верстах от Городецкой мели; 9. Кисаровская в 9 в. от Венецкой; 10. Толмачевская в 4 ½ в. от устья реки Тезы, впадающей в Клязьму; 11. Крутицкие две мели в 6 в. от устья тезы; 12. Глушицкая и Пустынская мели около того же места; 13. Мстерская мель против с. Мстера; 14. Красноярская в 4 в. от Мстерской; 15. Мель против погоста Архидиакона Стефана; 16. Люлиховская мель, при устье реки Люлих, впадающей в Клязьму.
    Мели эти происходят от расширения ложа реки, а также и от разделения речной струи на рукава,- почему для углубления фарватера на мелях, где река не правильно расширяется, она суживается посредством водостеснительных фашинных плотин. Степень же этого сужения определена исчислениями, основанными на известных правилах гидравлики, по подробно и тщательно сделанным гидрометрическим измерениям. А в тех местах, где мели происходят от разделения реки на рукава, они заграждаются фашинными плотинами, в том убеждении, что обратя отделившееся течение воды в настоящее ложе реки увеличением количества протока, по нем мели должны будут уничтожиться.
    По таковым предположениям уже устроены для улучшения судоходства по нижней части р. Клязьмы от Владимира до впадения ее в Оку водостеснительные и заграждающие рукава реки – фашинные плотины, которые по опыту оказались весьма полезными.
    /Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Составил и издал К. Тихонравов. Москва 1857./

    Архитектор С.Е. Эверт 8 января 1885 г. начал составлять проект и смету на постройку парома через р. Клязьму и окончил 19-го января.

    Расцвет клязьминского судоходства пришелся на вторую половину XIX века. По реке на барках, грузоподъемностью до 250 тонн, активно перевозили различные грузы. До 1885 года на Клязьме можно было еще наблюдать бурлаков, тянущих эти самые барки (примерно, как на известной картине Ильи Репина). Позднее по реке пошли буксирные и пассажирские пароходы.
    Но уже к кон. XIX в. Клязьма стала мелеть, суда ходили в основном в низовье - до Коврова. А до губернского города Владимира они добирались лишь во время половодья.
    С проведением железной дороги и с обмелением реки судоходное движение сократилось к концу XIX в. до 20-30 судов.

    Впервые идею открыть водное сообщение по Клязьме из Москвы до Нижнего Новгорода подал владимирский губернатор Осип Судиенко в нач. 1880-х. Судиенко в своем отчете жаловался на сокращение судоходства выше Владимира из-за обмеления и засорения русла и предлагал заняться очисткой фарватера.
    Эта же тема поднималась еще несколько раз. В 1909 году судовладельцы волжского бассейна высказались за необходимость прочистить русло Клязьмы и предлагали установить три землечерпалки под Ковровым, в районе Владимира и около села Орехово (будущий город Орехово-Зуево).

    В 1900 году, согласно ходатайству Гороховецкого уездного земского собрания, губернским земским собранием было поручено губернской управе возбудить перед правительством ходатайство о расчистке русла реки Клязьмы.
    Ходатайство это губернской управой было возбуждено. В ответ на ходатайство Владимирский губернатор предложением от 24 июня 1901 года за №1044 сообщил губернской управе следующее: на ходатайства Владимирского губернского и Гороховецкого уездных земских собраний о принятии правительством необходимых мер к расчистке русла реки Клязьмы им было представлено на усмотрение министра путей сообщения. В настоящее время управление водяных и шоссейных сообщений и торговых портов по приказанию за министра и товарища министра от 14 сего июля № 8032 уведомил, что в минувшем году ведомством путей сообщения производились временные кулевые заграждения побочных русел реки Клязьмы, оказавшие некоторую пользу судоходству, собирая рассеянное течение в одно русло, в настоящем году будет начато выправление двух перекатов легкими каменными полузапрудами.
    Принять однако, более существенные меры к улучшению судоходных условий реки Клязьмы, заключающихся, главным образом, в землечерпании, ведомство путей сообщения в настоящее время лишено пока возможности ввиду того, что мелководье на этой реке наступает одновременно с мелководьем реки Оки. На реке же Оке имеются только три землечерпательницы, которые далеко не успевают справляться даже с перекатами нижней и средней Оки ввиду чего для расчистки мелей Клязьмы необходимо иметь особый снаряд, приуроченный исключительно к этой реке.
    Потребная на постройку такого снаряда сумма вносится правлением Московского округа в предложение работ на будущий 1902 год…
    9 января 1903 года за №57 губернской управой было представлено Владимирскому губернатору с просьбой дать ему дальнейшее направление и о последующем почтить управу уведомлением.
    В ответ на это ходатайство губернатор предложением от 10 марта 1903 года за № 547, уведомил губернскую управу, что в ответ на поставленное им ходатайство губернского земства о расчистке русла реки Клязьмы управление внутренних водяных путей и шоссейных дорог уведомило его, что в 1901 году на Архидиаконском и Тезянском перекатах реки Клязьмы в делах выправления их, возведены каменные полузапруды, а также производились карчеподъемные работы на общем протяжении 1806 верст при чем вынуто всего карчей 332 шт. Заготовить особый землечерпательный снаряд для реки Клязьмы за недостатком ассигнованных для этого средств не оказалось возможным; ввиду сего улучшение наиболее затруднительных для судоходства перекатов реки Клязьмы Архидиаконского, Тезянского и Ниже-Балинского в 1902 году производилось землечерпательницей, переведенной временно с р. оки.
    При этом означенное управление присовокупило, что принятие более существенных мер к улучшению судоходных условий реки Клязьмы ведомство путей сообщения лишено возможности ввиду крайней ограниченности отпускаемых средств.

    В 1912 году один из владимирских владельцев пароходов поднял вопрос о соединении с помощью канала Клязьмы с Москвой-рекой для судоходства. В 1917 году, несмотря на революции, были разработаны конкретные предложения по созданию новой водной системы от Нижнего Новгорода до Москвы с шлюзованием Клязьмы и по созданию в Коврове гавани и затона для зимовки судов.

    Через реки и овраги сделаны удобные мостики; через Клязьму пловучий мост (200 ар. Длины и 12 ар. Ширины), который разводится для судов, на зиму и весну разбирается; 2 каменные моста через Лыбедь, мост через Солдатский овраг и 8 деревянных мостиков. Для устранения препятствий сообщению во время разлива Клязьмы, с 1878 г. приступлено к устройству дамбы до песков. Пока ассигновано около 50 т. р.» (Субботин А.П., 1877 г.).



    Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище . 1959 г.

    На фотографиях Клязьмы в районе Владимира 1950-60 годов в глаза бросаются две детали: почти полное отсутствие растительности на берегах, и обилие самых разнообразных плавстредств, пришвартованных в районе железнодорожного вокзала, под Успенским и Дмитриевским соборами. Пройтись по реке с ветерком на моторке или поработать веслами на байдарке или плоскодонке - было одним из самых любимых видов отдыха владимирцев в те времена. После работы и в выходные рабочий люд спешил под железнодорожный мост на Рабочем спуске к пристани клязьминского эксплуатационного участка, где были пришвартованы лодки.

    Эксплуатационный участок - более 30 кораблей - занимался грузоперевозками, в основном, песка, а так же катал пассажиров и туристов. Катали на катерах, на пассажирской «веранде» с буксирным теплоходом «Сергей Тюленин», который шел со скоростью 5 километров в час, на теплоходе «Зарница», который прибыл во Владимир в 1973 году из Астрахани.

    Личные плавсредства были пришвартованы рядом. Их было так много, что в газетах 1960-х годов даже писали о том, что лодки портят южную панораму города. «Левый берег реки усеян лодками самых причудливых форм и размеров. Каждый владелец лодки устраивает свою «пристань», не считаясь с тем, вяжется ли это с ансамблем города. С открытием навигации вся эта армада оживает, носится по реке, соревнуется в скорости хода, мощности моторов, мешая судоходству».
    Если тихоходного «Сергея Тюленина» лодочники могли смело догонять и обгонять, то с «Зарницей» эти маневры уже не проходили. Всех владельцев маломерных судов предупредили, чтобы они немедленно уходили с фарватера, как только увидят теплоход или услышат его сигналы.

    В 1976 году «Владимиргражданпроект», по заказу областного совета ОСВОД, разработал проект базы-стоянки на 1000 судов маломерного флота на правом берегу Клязьмы, напротив железнодорожного вокзала. Акваторию базы устраивали в пойме Клязьмы, отрезанной от реки дамбой. В гавани предполагалось установить 16 пирсов длинной по 70 метров - по 8 с двух сторон, слипы с электролебедками - наклонные береговые площадки для спуска судов на воду, лестницы сходов к пирсам, кран. Кроме того, рядом с гаванью были запланированы площадки для зимнего хранения пирсов и судов, 1000 рундуков для хранения инвентаря, КПП на входе в гавань, КПП на входе на территорию гавани, прожекторные мачты, наблюдательная вышка, подземные резервуары для горючего, заправочные колонки, трансформаторная подстанция, ремонтная мастерская, диспетчерская, а так же 3 флагштока, и даже выгребные уборные.
    Проект архитектора Николаева и Приббе, за реализацию которого взялись тресты «Владпромстрой» и «Владспецстрой», за счет «внелимитных капитальных вложений города Владимира» в основном был реализован. Правда, в целях экономии средств в проект внесли изменения: для берегоукрепительных работ применили более дешевые типы креплений, не стали мостить камнем дно гавани сократили длину причалов и ширину тротуаров между рундуками.
    С постройкой базы лодки с левого берега переместились на правый в гавань. За швартование бралась плата. В рундуках - кирпичных сараях, запиравшихся на замок, хранили моторы от лодок, ГСМ, походную одежду и обувь, а так же то, что нужно для хорошего отдыха на водах. Рядом со своими сараями лодки клали на зимовку, а весной, с помощью электролебедок снова спускали в гавань.
    В административном здании обосновалась база владимирского водно-моторного клуба «Горизонт», образованного в 1976 году, под эгидой которого стали объединять всех владельцев лодок, переехавших в новую гавань. Это «позволит не только навести порядок на берегах Клязьмы, но и широким фронтом повести массовую организационную и воспитательную работу» - писали владимирские газеты. Стать членом клуба, имеющего свой устав, эмблему, нагрудный знак, вымпел, мог стать любой владелец маломерного судна, уплативший взносы.
    Кроме того, в этом здании, похожем на пароход, разместились методические и технические кабинеты, где обучали водителей моторок и ОСВОДовцев, медицинские комнаты, радиорубки, водолазные, фотолаборатории, сушилки, душевые, ремонтные мастерские.
    Были планы организовать на базе-стоянки еще выставочный павильон для демонстрации судов и моторов, кафе «Нептун», байдарочный павильон, спортивный городок, гостиницу для плывущих по реке путешественников.
    Этим планам сбыться было уже не суждено. После перестройки для базы начались не лучшие времена. Сейчас она производит удручающее впечатление - административный корпус брошен, в его помещении до сих пор валяется архив ОСВОДа, станки, мебель. Рундуки раскрыты, разграблены и превращены в помойку. Кое-где рядом с ними на заросших дорожках вросли в землю дырявые и догнивающие лодки. Сходы к причалам разваливаются, пирсы разрушены. У бывшего дебаркадера на привязи стоит десятка два плавсредств, в том числе принадлежащие ГИМСу.


    Катер «Зарница», 80-е годы.

    ПЛЯЖИ

    Все пляжи и места купания вблизи города Владимира в советские времена закрепляли за заводами и фабриками, которые, по решению горисполкома, должны были обеспечивать меры по спасению людей на водах

    В «доМЧСную» советскую эпоху обеспечение безопасности отдыхающих на воде ложилось на плечи общественников, активистов ОСВОДа, членов общества «Красный Крест», медработников, районные штабы ДНД, райкомы ВЛКСМ, руководителей заводов, школ и пионерлагерей.
    Меры по обеспечению безопасности в зонах отдыха на предстоящий купальный сезон во Владимире прописывались в решениях исполнительного комитета владимирского городского совета народных депутатов, который издавался в апреле каждого года.
    Одно из таких решений 1979 года, подписанное председателем горисполкома Робертом Магазиным, находится в распоряжении редакции. Обращает на себя внимание количество официальных мест для купания в областном центре и вопрос о закреплении городских водоемов за многочисленными предприятиями и учреждениями Владимира для организации охраны жизни людей.
    До 15 мая 1979 года исполком обязывает все заводы и организации города создать и оборудовать на озерах и прудах ведомственные посты и установить на них ежедневное дежурство с 11:00 до 21:00 с 15 мая до 1 сентября двух или трех человек.
    В приложении к решению исполкома приводится список предприятий и организаций, выставляющих ведомственные спасательные посты в 1979 году.
    Водоем Содышка закрепляют за Владимирским тракторным заводом, озеро в Семязино - за Центральным проектно-конструкторским и технологическим бюро (ЦПКТБ) и «Ящурным институтом», озеро Глубокое и другие водоемы в Загородном парке, в том числе песчаный карьер (так называемый, детский пляж), за заводом «Электроприбор».
    Присмотр за местом купания на реке Рпень в районе моста на Пекинке (на 200 метров вправо и влево от него) было поручено совхозу «Тепличный», за озером «Гусинка» - Владимирскому заводу керамических изделий.
    Клязьму поделили владимирские электросети (в районе коллективных садов у с. Лемешки), завод Железобетонных конструкций («Рахманов переезд на расстоянии 1 километра по течению до поворота у белого створного знака на левом берегу»), Владимирский химический завод («от Старицы вниз по течению 1 километр за Рахмановой переправой»), завод «Точмаш» («200 метров ниже пляжа ТЭЦ вниз по течению до Старицы»), Владимирская ТЭЦ (200 метров ниже пляжа ТЭЦ вверх по течению до стоянки лодок клуба «Волна»), завод «Автоприбор» («от стоянки лодок клуба «Волна» до залива у городского пляжа», владимирский ДСК («залив клуба «Горизонт» и залив разработки песка»), городская спасательная станция («от залива вверх по течению до городской водокачки»), объединение «Техника» («от городской водокачки вверх по течению до пляжа у так называемых «коровьих песков»), ВЭМЗ (от «Коровьих песков» до поворота реки за пляжем ВЭМЗ 800 метров вверх против течения»).

    Старые русла Клязьмы, обжитые турбазами, закреплялись за самими учреждениями отдыха: озеро Черновское - за дирекцией турбазы Улыбышево и областным советом по туризму и экскурсиям, Рахмановская старица - за дирекцией турбазы «Ладога», старица в районе турбазы владимирского отделения железной дороги - за руководством этой турбазы.
    В примечании к приложении сказано, что станции должны работать ежедневно «С водолазным режимом работы с 9:00 до 20:00 в радиусе 1400 метров, без водолазного режима - с 20:00 до 9:00 в радиусе 400 метров в границах закрепленных участков».
    Кроме постоянных дежурных при постах по субботам и воскресеньям вдоль берега должны были ходить 1-2 патруля по 2 человека в каждом из числа подготовленных ОСВОДовцев.
    Тем же решением горисполкома предписывается обеспечивать общественный порядок в местах массового отдыха общественникам, навигационно-технической инспекции, исполкомам райсоветов города. Горздраву предписывалось в выходные дни с 11:00 до 20:00 обеспечить дежурство медиков на самых популярных владимирских пляжах.
    Оборудование городских пляжей на Клязьме, озере «Глубокое» и песчаном карьере в Загородном парке исполком закрепляет за Владимирским ДРСУ. Бассейн в том же песчаном карьере должен был оборудовать завод «Электроприбор».
    Кроме этого ВТЗ, ВЭМЗ, «Точмаш», объединение «Техника», «Электроприбор», «Автоприбор» и ВХЗ обязаны были, согласно утвержденному графику, по необходимости выделять городскому совету ОСВОД легковую машину или микроавтобус.
    Позаботился горисполком и об организованном подвозе детей к местам купания:
    «Обязать (директора) управления троллейбусов /т. Ильюшкин Е. П./ с 1 июня по 30 августа 1979 года по заявкам начальников городских пионерских лагерей организовать перевозку детей в транзитных троллейбусах согласно тарифной платы до Загородного парка».
    Не забыли городские власти и о пропагандисткой работе. Начальнику городской кинодирекции Туникову И.Д. было поручено «в кинотеатрах, домах культуры и клубах города организовать систематический показ кинофильмов по ОСВОДовской тематике».
    Автор: Дмитрий Артюх Муромская застава. Мост через Клязьму
    Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века

    Copyright © 2015 Любовь безусловная

    Еще на начальных этапах своего этнического формирования восточное славянство освоило водную стихию. Умение переправляться через реки и озера восходит к тому периоду времени, когда еще не существовало ни славянских языков, ни самих славян, а плавали лишь предшественники восточных славян времен мезолита и неолита. Нет никакого сомнения в том, что славяне являются народом морским. Не случайно в источниках, впервые упоминающих о славянах, которые были жителями берегов реки Вислы и побережья Балтийского моря и их называли венеды.

    О венедах упоминали и в Германии, в Греции, а обитали они к северу от Карпат до Балтийского моря («Венедского залива»). С течением времени большинство индоевропейских, и в том числе славянских племен, по рекам дошли до всех морей Европы и освоили их берега, а часть племен по суше вышла к побережью. В этот период слово «море» стало обозначать во всех почти без исключения индоевропейских языках «большое пространство горько-соленых вод». Останки погребений в ладьях найдены при археологических раскопках. Из этого вытекает, что ладья была древнейшим средством передвижения у славян.

    В славянских языках понятие «судно » обозначалось словом «корабь», потому что некогда в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Погребальные обычаи восточных славян свидетельствуют о чрезвычайной древности лодки в качестве средства передвижения, которое по обычаю могло доставить покойного в загробный мир. «Корабь» был сделан из гибких прутьев (ивы) и был обшит корой, а затем и кожей. Внешне он напоминал пироги индейцев и каяки эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через бесчисленные «волоки» к морям, быстрым на ходу, но слабоустойчивым, маловместимым, не прочным и почти непригодным для плавания в открытом море.

    лодка-однодеревка

    Гораздо более совершенным типом судна была лодка-однодеревка . Это был огромный древесный столб, выдолбленный внутри и обтесанный. И вмещал сравнительно большое количество людей и груза, но все же не очень вместительный и малоустойчивый. Такие долбленки - однодеревки в первоначальном своем виде длительное время сохранялись в качестве речных судов , особенно на реках и озерах, но на море они в скором времени уступили свое место судам другого типа.

    Объединение Новгорода и Киева в единое государство, которое летопись связала с именем и деятельностью Олега, имело очень большое значение для государства, в том числе и мореплавания. В начале X века князь Олег предпринял поход на кораблях на Византию и исключительный успех, которого объясняется тем, что князю удалось сплотить силы Руси и укрепить формирующуюся русскую государственность. В 907 году был подписан договор князя Олега с Византией. Это было не просто соглашение, а юридическое оформление длительных отношений цивилизованного могущественного государства с юной, сильной, воинственной, стремящейся к непрерывному расширению державой, мечом прокладывающей себе путь в ряду сильнейших и влиятельнейших государств мира. Такие же живые связи установились с государствами Каспийского и Черного морей из других центров Руси.

    «набойная ладья» славянских народов

    Следующим изменением судна была «набойная ладья » получившая название моноксила. Надводная часть такой ладьи увеличивалась нашивкой к бортам колоды путем «набоя» досок одна на другую, что значительно увеличило размеры, грузоподъемность и остойчивость корабля . Форма судна зависела целиком от желания судостроителей. Со временем получила название «ладья морская».

    Судостроительное искусство на Руси непрерывно совершенствовалось. Ладьи имели по два руля - весла, одно на корме и одно на носу, что давало возможность, не разворачиваясь идти передним или задним ходом. Гребцы были укрыты дощатой палубой, которая одновременно служила помостом для облеченных в броню и обстреливающих неприятеля воинов. Паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили при попутном ветре.

    ладья славян

    Это было первое . Оно вмещало от 40 до 60 человек и кроме этого в них размещалось оружие, одежда, пища и пресная вода.

    Строительство простых судов было доступно каждому, умевшему обращаться с топором, но совершенствование русских судов привело к выделению специалистов кораблестроителей.

    Так как же строилось древнерусское судно во времена князя Олега. В лесу выбиралось огромное дерево: осина, дуб, липа. Срубив его, плотники путем обтесания, долбления и выжигания обрабатывали колоду, придавая при этом некую форму. Затем колоду распаривали и разделывали кольями для придачи характерной формы и размеров ладьи . Операция эта требовала большого количества времени. Был и другой способ приготовления такой колоды, требовавший от двух до пяти лет. Он заключался в том, что в дереве еще на корню делалась трещина, которая постепенно расширялась путем вбивания клиньев и распорок, а когда дерево принимало соответствующую форму его срубали, и мягкий податливый материал окончательно отделывался топорами.

    Легкость, подвижность и быстроходность славянских судов диктовали и соответствующую тактику на море. В бою славяне стремились разгромить врага, используя момент внезапности. Они молниеносно нападали, пытаясь сойтись борт о борт, взять врага на абордаж, при неудаче быстро отходили, рассыпаясь по морю и стараясь ускользнуть от преследования. Война велась всеми средствами.

    В области судостроительного мастерства Киевская Русь шла своим самобытным путем, придавая ему навыки и опыт, создавая оригинальные и своеобразную морскую тактику, эффективную, живучую, унаследованную в модифицированном виде и казаками XVI - XVII, и галерным флотом Петра, превзойдя многие народы в области судостроения, как по качеству так и по количеству судов .