Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Земли входящие в состав муниципального образования. Муниципальное право россии. Порядок установления и изменения границ муниципального образования

    Земли входящие в состав муниципального образования. Муниципальное право россии. Порядок установления и изменения границ муниципального образования
    • Понятие и сущность местного самоуправления
      • Понятие местного самоуправления
        • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
        • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
        • Местное самоуправление как форма народовластия
      • Природа местного самоуправления
      • Понятие и система принципов местного самоуправления
      • Функции местного самоуправления
    • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
      • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
      • Система муниципального права
      • Муниципально-правовые нормы и отношения
      • Источники муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
      • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
      • Источники науки муниципального права
      • Муниципальное право как учебная дисциплина
    • История развития местного самоуправления в России
      • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
      • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
      • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
      • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
      • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
      • Система Советов в постреволюционной России
      • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
        • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
          • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
          • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
    • Правовая основа местного самоуправления в России
      • Понятие правовой основы местного самоуправления
      • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
      • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
      • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
      • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
    • Территориальные основы местного самоуправления в России
      • Понятие территориальных основ местного самоуправления
      • Территория и земли муниципального образования
      • Установление и изменение границ муниципальных образований
      • Преобразование муниципальных образований
      • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
    • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
      • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
      • Муниципальное имущество
      • Местные финансы
      • Местный бюджет
        • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
    • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
      • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
      • Местный референдум
      • Муниципальные выборы
      • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
    • Органы местного самоуправления
      • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
      • Представительный орган муниципального образования
      • Правовой статус главы муниципального образования
      • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
      • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
      • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
    • Муниципальная служба
      • Понятие муниципальной службы
      • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
      • Правовой статус муниципального служащего
      • Прохождение муниципальной службы
    • Гарантии местного самоуправления
      • Понятие и система гарантий местного самоуправления
      • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
      • Судебная защита местного самоуправления
      • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
    • Компетенция местного самоуправления
      • Понятие компетенции местного самоуправления
      • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
      • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
    • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
      • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
        • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
    • Ответственность в системе местного самоуправления
      • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
      • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
      • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
      • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
    • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
      • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
      • Англосаксонская модель местного самоуправления
      • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
      • Модель местного самоуправления смешанного типа

    Территория и земли муниципального образования

    В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

    В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

    1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

    В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

    А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

    Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

    2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

    3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

    Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

    4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

    Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

    Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

    Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

    Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

    К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

    К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

    Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

    На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км 2 . Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км 2 , а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км 2 .

    • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
    • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
    • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения . Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

    исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

    В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

    Земли городских и сельских поселений - это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли .

    При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

    На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

    Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

    Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований» 3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146. .

    В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

    Исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

    Прилегающие к ним земли общего пользования;

    Территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

    Рекреационные земли;

    Земли для развития поселения.

    Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

    1. Согласно статье 83 указанного Закона землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования таких земель определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

    В состав земель поселений (ст. 85) могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: - жилым; общественно-деловым;

    Производственным;

    Инженерных и транспортных инфраструктур;

    Рекреационным;

    Сельскохозяйственного использования;

    Специального назначения;

    Военных объектов;

    Иным территориальным зонам.

    2. Земельные участки общего пользования занимаются площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.



    3. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 97) территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения образуются для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни:

    а) коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

    б) коренными малочисленными народами Российской Федерации.

    Указанные группы территорий не следует отождествлять, поскольку к первой относятся особо охраняемые природные территории, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»1, а вторая образует территории, которые таким статусом не обладают.

    Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального или местного значения, которые вправе образовывать соответственно Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Формы собственности на указанные особо охраняемые природные территории федеральными законами не определяются. Что касается прав на земельные участки в границах этих территорий, то они установлены только для лиц, относящихся к указанным народам и их общинам. Таким правом названо право безвозмездного пользования.

    4. Земли рекреационного назначения согласно статье 98 ЗК РФ являются отдельным видом земель особо охраняемых природных территорий. Эти земли предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только те, которые расположены в рекреационных зонах и па иных специально выделенных территориях. Указанными землями также признаются земельные участки (земли), предоставленные санаториям, домам отдыха и иным объектам для организации отдыха населения, а также земли пригородных зеленых зон.

    Рекреационные зоны выделяются и в составе земель поселений. Однако такие земли не входят в состав земель особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 2 ст. 94 ЗК РФ.

    В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. В этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

    5. Земли, предназначенные для развития поселения, согласно статье 86 ЗК РФ входят в состав пригородных зон. По общему правилу в их состав могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

    Согласно статье 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельные участки могут находиться в муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

    Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 9) закрепляет возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

    Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

    Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

    Земель особо охраняемых природных территорий местного значения; земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами;

    Земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    Земель сельскохозяйственного назначения;

    Земель населенных пунктов;

    Земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

    Земель запаса в границах муниципальных образований, если На них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

  • Вопрос 11. Земское и городское самоуправление в дореволюционной россии.
  • Вопрос 12. Основные теории развития местного самоуправления
  • Вопрос 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
  • Вопрос 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).
  • Вопрос 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика. (234)
  • Вопрос 16. Понятие и значение местного бюджета. (243)
  • Вопрос 17. Бюджетный процесс (основные стадии)
  • Вопрос 18. Доходная часть местного бюджета от региональных налогов и сборов.
  • Вопрос 19. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов.
  • Вопрос 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • Вопрос 21. Исполнение местного бюджета.
  • Вопрос 22. Межмуниципальное сотрудничество
  • Вопрос 23. Местные налоги (понятие, порядок установления и представления льгот по местным налогам)
  • Вопрос 24. Средства финансовой помощи местным бюджетам.
  • Вопрос 25. Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
  • Вопрос 26. Местный референдум.
  • Вопрос 27. Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
  • Вопрос 28. Правовой статус избирательных комиссий на муниципальных выборах.
  • Вопрос 29. Выдвижение и регистрация кандидатов.
  • Вопрос 30. Избирательные фонды, агитация.
  • Вопрос 31. Подведение итогов выборов признание выборов недействительными.
  • Вопрос 32. Сходы граждан.
  • Вопрос 33. Собрание и конференция граждан, их виды.
  • Вопрос 34. Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
  • Вопрос 35. Опрос граждан
  • Вопрос 37. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц
  • Вопрос 38. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
  • Вопрос 39. Публичные слушания
  • Вопрос 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Вопрос 41. Территориальное общественное самоуправление
  • Вопрос 42. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Вопрос 43. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Вопрос 44. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
  • Вопрос 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами
  • Вопрос 46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  • Вопрос 47. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
  • Вопрос 48. Понятие и общая характеристика организационных основ местного самоуправления.
  • Вопрос 49. Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
  • Вопрос 50. Структура органов местного самоуправления (понятие и правовое регулирование).
  • Вопрос 51. Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.
  • Вопрос 52. Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.
  • Вопрос 53. Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ. Территориальные основы муниципального управления
  • Вопрос 54. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • Вопрос 55. Особенности организации местного самоуправления на территории зато. (407)
  • Вопрос 56. Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда. (410)
  • Вопрос 57. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях. (414)
  • Вопрос 58. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
  • Вопрос 59. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления
  • Вопрос 60. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 61. Структура представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 62. Компетенция представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 63. Статус депутата, выборного должностного лица.
  • Вопрос 64. Формы депутатской деятельности.
  • Вопрос 65. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
  • Вопрос 66. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
  • Вопрос 67. Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 68. Правовой статус главы муниципального образования.
  • Вопрос 69. Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 70. Структурные подразделения исполнительных органов.
  • Вопрос 71. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 72. Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
  • Вопрос 73. Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы
  • Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:
  • Вопрос 75. Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.
  • Вопрос 76. Права и обязанности муниципального служащего.
  • Вопрос 77. Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
  • Вопрос 78. Гарантии и льготы муниципальнх служащих.
  • Вопрос 79. Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
  • Вопрос 80. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
  • Вопрос 81. Соотношение полномочий представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
  • 1) По способу образования:
  • 3)В зависимости от уровня планирования:
  • Вопрос 82. Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
  • Вопрос 83. Методы деятельности органов местного самоуправления.
  • Вопрос 84. Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц
  • Вопрос 85. Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления. (301)
  • Вопрос 86. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка. (394)
  • Вопрос 87. Вопросы местного значения
  • Вопрос 88. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Вопрос 89. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
  • Вопрос 90. Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления
  • Вопрос 54. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.

    Границы муниципальных образований

    1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

    1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

    2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

    3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

    4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

    5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

    6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

    6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

    7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

    8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

    10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

    11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

    12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

    13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

    14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

    15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.

    2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

    3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

    4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

    К числу территориальных основ относятся виды земель, составляющих территорию муниципального образования: а) земли городских, сельских поселений; б) земли сельскохозяйственного использования; в) земли общего пользования; г) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения; д) земли, занятые лесами; е) земли, необходимые для развития поселений; ж) другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    "
  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • Бережному отношению к земле как к природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

    Рациональному использованию земли с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

    Недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

    Осуществлению деятельности в данной области с учетом интересов всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина;

    Использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту1;

    Осуществлению мероприятий по охране земель, соблюдению порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;

    Своевременному освоению земельных участков в сроки, предусмотренные договорами;

    Своевременному внесению платежей за землю.

    В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

    Исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

    Прилегающие к ним земли общего пользования;

    Территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

    Рекреационные земли;

    Земли для развития поселения.

    Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N° 136-Ф3.

    34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.

    Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. При определении территории муниципального образования желательно сохранять целостность земельного участка, принадлежащего одному землепользователю. Установление и изменение территории муниципального образования производятся с учетом исторических и иных местных традиций.

    Надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия "муниципальная территория" и "муниципальные земли", определяя их разный правовой режим. Понятие "муниципальная территория" служит для обозначения пространственных рамок осуществления всего множества полномочий местного самоуправления конкретных сообществ жителей. Муниципальная территория - это всегда и избирательная территория, и территория проведения местных референдумов, собраний, сходов. Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований. В то же время земли муниципального образования могут находиться и за пределами его территории. Муниципальная территория - объект публичного (конституционного, уставного) права, а муниципальные земли - объект гражданского и земельного права.

    Закрепление границ муниципальных образований удобнее проводить с опорой на три основных правила: 1)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3)в случае, если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, опушки леса, мосты, линии электропередачи, трубопроводы, здания, сооружения, капитальные ограждения и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

    Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

    Изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, федеральных органов государственной власти. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

    Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований.

    Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

    "
  • Граница муниципального образования - это черта, которая отделяет территорию его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий. Границы муниципального образования напрямую зависят от размеров его территории.

    Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10-13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации границы городского поселения устанавливаются с учетом того, что в его пределах могут находиться один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

    Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями, как правило, должны устанавливаться с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.

    Границы муниципального района должны устанавливаться с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. При этом границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    К установлению границ муниципальных образований также предъявляются следующие правила:

    • границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
    • границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта Российской Федерации и государственную границу Российской Федерации;
    • граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
    • в границах городских и сельских поселений не может быть других муниципальных образований.

    В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю, и как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

    В связи с тем, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ четко определил семь видов муниципальный образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

    1. Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

    В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

    А в состав территории сельского поселения в соответствии с п. 6

    ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

    Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

    2. В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

    3. Территория городского округа (городского округа с внутригородским делением) - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, наделено статусом городского округа (городского округа с внутригородским делением).

    Наделение городского поселения статусом городского округа (городского округа с внутригородским делением) осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ (городского округа с внутригородским делением) не является частью муниципального района.

    • 4. Внутригородской район - часть территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
    • 5. Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Что касается размеров территории муниципальных образований, то Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ точных требований, естественно, не содержит. Однако в нем сказано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований. Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 км. А примерный радиус муниципального района - 40-50 км. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

    Достаточно важным критерием территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района, является плотность и численность населения. Естественно, что без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и меж- селенные территории между ними, а на территориях с высокой плотностью населения - муниципальные образования без межсе- ленных территорий.

    К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы Федерального закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан исходя из буквы Закона исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

    В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим. Земли городских и сельских поселений представляют собой земли в пределах этих поселений. В основном это земли находящиеся в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли. При этом в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

    На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель, также находятся земли сельскохозяйственного назначения.

    Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть сразу всех перечисленных нами видов земель.

    Важным условием поддержания максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является процедура изменения границ муниципальных образований.

    Порядку изменения границ муниципальных образований полностью посвящена ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

    С инициативой изменения границ муниципальных образований могут выступать:

    • население;
    • органы местного самоуправления;
    • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
    • федеральные органы государственной власти.

    Инициатива населения об изменении границ муниципального

    образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

    По общему правилу изменение границ муниципальных образований не может осуществиться без учета мнения населения. Более того, в том случае, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного с изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.

    Выявление мнения населения по вопросам преобразования муниципального образования проводится путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования.

    Контрольные вопросы и задания

    • 1. Назовите виды земель по целевому назначению, входящие в состав территории муниципального образования.
    • 2. Как соотносятся понятия «муниципальная земля» и «земля муниципального образования»?
    • 3. Что такое границы муниципального образования?
    • 4. Какие правила применяются для установления и определения границ муниципальных образований?
    • 5. Каков порядок установления и изменения границ муниципальных образований?
    • 6. Кто вправе выступать с инициативой об установлении и изменении границ муниципальных образований?