Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Что значит форма собственности частная и публичная. Правовой режим и особенности использования земель публичной формы собственности. О муниципальной собственности

    Что значит форма собственности частная и публичная. Правовой режим и особенности использования земель публичной формы собственности. О муниципальной собственности

    В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т. е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

    Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества1.

    Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуж-дателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

    1 Ср. ст. 8 и 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378).

    Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

    Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние ("неотъемлемое достояние народов") или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект1. Теперь эти ресурсы рассматриваются как "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

    Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность.

    Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества*(393).

    28. Право собственности и другие вещные права на землю.

    Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК до введения в действие Земельного кодекса, который подлежит принятию Государственной Думой. Гл.17 ГК вступает в силу одновременно с Земельным кодексом. Дата его вступления в силу будет датой вступления в силу гл.17 ГК.

    Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991г., в своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК о земле.

    ГК включил землю в число объектов гражданских прав (ст.129, 130, 164). Приостановление действия гл.17 ГК не прекращает гражданский оборот земли, поскольку земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п.3 ст.129). Гражданский оборот земли урегулирован второй частью ГК, федеральными законами и указами Президента РФ.

    2. По Конституции (ст.9) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней. Если согласно прежнему гражданскому законодательству земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему ГК государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью (ст.214 ГК).

    3. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства передаются гражданам в частную собственность в пределах среднерайонных норм бесплатно. Если земельный участок превышал установленный норматив, он оставался у землевладельца в пожизненном наследуемом владении или пользовании и у собственника было право выкупить участок в собственность по рыночной цене у местной администрации (Закон РФ от 23 декабря 1992г. "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" - Ведомости РФ, 1993, No.1, ст.26).

    4. Собственниками земельных участков в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий могут становиться юридические и физические лица. Каждому собственнику земельного участка выдаются документы, подтверждающие право собственности на землю. Ранее были утверждены их разные формы, имеющие одинаковую юридическую силу, - государственный акт, свидетельства на право собственности на землю, подлежащие регистрации в поземельной книге.

    5. Указ Президента РФ от 27 октября 1993г. No.1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (СА РФ, 1993, No.44, ст.4191) предусмотрел право граждан и юридических лиц - собственников земельных участков продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую (совместную, долевую) собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

    С юридической стороны понятие собственности подразумевает отношения, возникающие между человеком и любой объектом материального мира, которые заключаются в постоянно, временном владением объектом собственности.

    Под субъектом собственности понимается та, сторона данных отношений, которая имеет возможность и право обладать объектом собственности.

    Соответственно под объектом собственности подразумевается сторона отношений собственности, которая представлена в виде предметов, имущества, информации и др.

    Во взаимоотношениях между субъектами и объектами собственности имеются свои особенности, которые объясняются тем, что итоги деятельности по управлению государственной собственностью оказывают влияние на судьбы большого количества людей, определяет уровень их жизни, состояние их здоровья, и многие другое общепринятые человеческие ценности. Кроме того государственная собственность включает в себя большое количество объектов, которые расположены на всей территории государства, а также за ее пределами. Помимо этого у объектов государственной собственности большое организационное и правовое многообразие, которое охватывает широкий диапазон отраслей хозяйства и может быть использовано в разнообразных направлениях.

    Предметом, или объектом гражданского права будет являться направление воздействия права. Объекты публичной собственности распределены между субъектами и муниципальными образования Российской Федерации.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 128 ГК РФ, объекты гражданского права можно разделить на 5 видов: 1) имущество; 2) работа и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности; 5) нематериальные блага.

    Объекты гражданского права могут принимать участие в гражданских правоотношениях и обороте на разных условиях. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все объекты гражданского права классифицированы в определенной последовательности: это недвижимые и движимые вещи. Кроме того публичная собственность, в тех отношениях которые регулирует гражданское право, выступает в равных правах с гражданскими и юридическими лицами. К этим субъектам в обязательном порядке будут применяться нормы, которые определяют участие юридических лиц, именно в тех отношениях, которые регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательными актами или особенностями этих субъектов.

    На современном этапе доктрина публичной собственности, опирается на неразрывной связи между объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, с объектами находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законодательным документом, предоставляет только основные определения и регулирует те положения, которые в случае необходимости подробно рассматриваются в других законодательных актах. Примером может служить лесной, водный, земельный кодекс.

    Основная масса объектов может быть свободно продана, обменена, наследована, Данные виды объектов называются обороноспособными.

    Гражданский оборот части объектов гражданских прав ограничен. В таком случае они могут находиться в собственности гражданских организаций, в другом случае могут быть в гражданском обороте по специальным разрешениям. К числу такого рода объектов относятся земля, и иные природные ресурсы, отчуждение и передача другим лицам земли и других природных ресурсов, может производиться только в тех пределах, которые предусматривает закон о земле и других природных ресурсов. Помимо обектов с ограниченным гражданским оборотом существуют объекты, полностью исключенные из гражданского оборота. К ним относятся объекты высокой культурной ценности.

    Таким образом, собственность - это отношения, возникающие между субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В данных отношениях один субъект относится к имуществу как к своему; а для остальных оно является чужим. Такое деление имущества на «свое» и «чужое» имеет смысл только в обществе и возникающих общественных отношениях. Отношения собственности возникают в результате общественного производства.

    Собственность охватывает два вида отношений:

    • 1) отношение лица к вещи как к своей;
    • 2) отношение между лицами по поводу этой собственности.

    Право собственности - это система правовых норм, которые закрепляют отношения собственности на средства производства и предметы потребления. Основным законодательным актом по вопросам собственности является ГК РФ, раздел 2 «Право собственности и другие вещные права».

    Понятие вещных прав, в число которых включается и право собственности впервые появилось именно в Гражданском кодексе. Право собственности является главным и самым объемным вещным правом. В отношении своего имущества у собственника имеется три права: Первое - владение имуществом, т.е. возможность обладания вещью, второе пользование имуществом, т.е. получать из имущества полезные свойства, путем ее эксплуатации, при этом имущество может полностью потребляться, изнашиваться и третье распоряжение имуществом, т.е. право дарить, продавать имущество.

    Правом собственности могут обладают разнообразные категории собственников: это и граждане и частные, либо юридические лица, Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, муниципальные организации, общественные организации, иностранные граждане и государства, международные организации.

    Самой важной и наиболее сложной категорией объектов гражданского права является имущество. К нему относятся и материальные предметы, деньги, ценные бумаги, а также иное имущество, и имущественные права.

    От того кому принадлежат имущество определяются его права. По форме собственности разливают государственную, муниципальную частную собственность. А также собственность общественных организаций, и иностранцев.

    В Российской Федерации имеется два вида государственной собственности:

    • * федеральная собственность, т.е. собственность Российской Федерации в целом;
    • * собственность субъектов Российской Федерации, а именно республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов.

    Виды имущества, которые могут находиться только лишь в государственной или муниципальной собственности, определяются законом. данная норма прописана в пункте 3 статьи 212 ГК РФ.

    В тоже время имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение, что четко прописано пункте 4 статьи 214 ГК РФ.

    Образование государственной собственности, обеспечивает централизованное регулирование процессами создания и распределения основных благ, с получением необходимых ресурсов.

    В тоже время у государственной собственности имеются определенные недостатки. К ним можно отнести ограниченность средств, которые направляются государством на создание экономических благ, преобладание бюрократического стиля управления, слабое и незаинтересованное использование достижений науки и техники, отсутствие стимулов к наиболее выгодному использованию ресурсов.

    В Российской Федерации на законодательном уровне муниципальная собственность рассматривается как самостоятельная форма. К ней относится имущество, которое на праве собственности принадлежит городским и сельским поселениям, муниципальным образованиям. В данном случае субъектами муниципальной собственности будут являться органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности можно отнести средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т. д. Имущество, которое находится в муниципальной собственности, будет закреплено за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

    Государственная собственность, как экономическая категория, подразумевает под собой принадлежность имущества народу в лице выбранных им представительных органов государственной власти. Если право государственной собственности рассматривать с этой точки зрения, то в объективном смысле государственная собственность представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность материальных благ населению соответствующей территории в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Ливщиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 275

    Особенностью государственной собственности является то, что институт права государственной собственности охватывает нормы не только конституционного и гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, которые также регулируют рассматриваемые отношения, то есть представляет собой комплексный правовой институт. Принимая во внимание, что определяющую роль в нем играют конституционные нормы, но по содержанию преобладают гражданско-правовые нормы. Гражданский кодекс, развивает правила, которые были установлены действовавшим ранее Законом «О собственности в РСФСР» одновременно регулируя правовое положение государственной собственности.

    Важно отметить, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления.

    Органы власти или управления будут выступать в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией будут осуществлять те или иные конкретные правомочия публичного собственника.

    По своему содержанию право государственной собственности не особенно отличается от содержания права собственности в целом. Однако ему свойственны некоторые особенности. Основной особенностью является то, что Российская Федерация и очень часто субъект РФ в определенном законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника, в тоже время органы и лица, уполномоченные собственником выступать от его имени, будут иметь вид и название, в зависимости от вида тех отношений, в которых они уполномочены участвовать.

    Правительство РФ имеет право передавать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

    Разделение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает большое количество проблем.

    Это прежде всего объясняется единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: то есть наличием у них особых властных полномочий, которые позволяют принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения. Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. //Вопросы экономики. - № 1. - 2004. - С.152.

    Соотношение государственной собственности имеющегося потенциала государства имеет важное значение. Приумножение государственных ресурсов, а значит повышение государственного потенциала, возможно лишь при эффективном управлении государственной собственностью. Соответственно если государственные ресурсы используются неэффективно, они разрушают государственный потенциал.

    В современном государстве основным объектом собственности является материальное пространство вместе с заключенными в нем природными ресурсами. Однако в отношении многих из этих объектов невозможно обеспечить исключительность, и фактически они функционируют в режиме свободного доступа при некотором контроле и регулировании со стороны государства, как правило, неэффективном.

    Государство является крупнейшим собственником недвижимого и движимого имущества. Ряд объектов недвижимого имущества позволяет считать государство собственником-предпринимателем.

    Право собственности является наиболее устойчивым вещным правом, и составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. На основании этого закон регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения.

    В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично‑правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

    1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

    2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

    Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020‑1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт‑Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

    От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

    По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

    В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

    Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

    Право общей собственности

    Понятие и признаки права общей собственности. В зависимости от количества субъектов, которым определенное имущество принадлежит на праве собственности, выделяю два вида собственности: односубъектную – право собственности на имущество принадлежит какому‑то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование; многосубъектную (общую) – имущество находится в собственности двух или более лиц (сособствен‑ников), которые сообща осуществляют правомочия собственника. Отличительными признаками права общей собственности являются: 1) общее имущество; 2) множественность субъектов права собственности на это имущество.

    Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Не возникает общей собственности на имущество, если оно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет своего собственника.

    Основные виды права общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность. При этом общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием государственных и муниципальных образований – только долевой.

    Долевая собственность – это нахождение имущества в общей собственности с определением долей. При этом доли участников считаются равными, если не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением между участниками. Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, согласно п. 1 ст. 290 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно‑техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

    Участники долевой собственности распоряжаются ею по общему соглашению. Каждый участник вправе распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог). При продаже доли постороннему лицу остальные собственники, письменно извещенные о продаже, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (это право не применяется при продаже доли с публичных торгов). В случае нарушения данного права любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Участник общей долевой собственности вправе выделить в натуре свою долю или получить компенсацию за нее по соглашению с другими собственниками или по суду

    Закон определяет судьбу улучшений общего имущества, произведенных одним из собственников. Если эти улучшения отделимы без существенного ущерба для общей собственности, то на них не распространяются правила об общей собственности: они являются собственностью того, кто их произвел. Неотделимые улучшения дают право участнику требовать соответствующего увеличения своей доли в общей собственности (п. 3 ст. 245 ГК).

    Совместная собственность (без определения долей). Доля участника совместной собственности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при разделе между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одного из них. Различают следующие основные виды совместной собственности:

    общая собственность супругов (ст. 256 ГК). Это имущество, нажитое супругами во время брака. Общим имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются по обоюдному согласию. Сделка одного из супругов по распоряжению их общим имуществом презюмируется сделанной с согласия другого супруга;

    собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК). В такой собственности находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, а также имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

    Раздел совместной собственности (и супружеской, и фермерской) происходит после предварительного определения доли каждого собственника. Иначе говоря, разделу совместной собственности предшествует ее перевод в долевую. Реальный выдел доли в натуре зависит от делимости объекта совместной собственности. С согласия собственника остальными собственниками ему может быть выплачена компенсация вместо выдела его доли в натуре. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие хозяйству, разделу не подлежат. Выходящий из хозяйства имеет право на получение соразмерной денежной компенсации.

    В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично‑правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

    1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

    2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

    Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020‑1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт‑Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

    От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

    По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

    В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

    Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

    Право общей собственности

    Понятие и признаки права общей собственности. В зависимости от количества субъектов, которым определенное имущество принадлежит на праве собственности, выделяю два вида собственности: односубъектную – право собственности на имущество принадлежит какому‑то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование; многосубъектную (общую) – имущество находится в собственности двух или более лиц (сособствен‑ников), которые сообща осуществляют правомочия собственника. Отличительными признаками права общей собственности являются: 1) общее имущество; 2) множественность субъектов права собственности на это имущество.

    Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Не возникает общей собственности на имущество, если оно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет своего собственника.

    Основные виды права общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность. При этом общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием государственных и муниципальных образований – только долевой.

    Долевая собственность – это нахождение имущества в общей собственности с определением долей. При этом доли участников считаются равными, если не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением между участниками. Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, согласно п. 1 ст. 290 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно‑техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

    Участники долевой собственности распоряжаются ею по общему соглашению. Каждый участник вправе распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог). При продаже доли постороннему лицу остальные собственники, письменно извещенные о продаже, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (это право не применяется при продаже доли с публичных торгов). В случае нарушения данного права любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Участник общей долевой собственности вправе выделить в натуре свою долю или получить компенсацию за нее по соглашению с другими собственниками или по суду

    Закон определяет судьбу улучшений общего имущества, произведенных одним из собственников. Если эти улучшения отделимы без существенного ущерба для общей собственности, то на них не распространяются правила об общей собственности: они являются собственностью того, кто их произвел. Неотделимые улучшения дают право участнику требовать соответствующего увеличения своей доли в общей собственности (п. 3 ст. 245 ГК).

    Совместная собственность (без определения долей). Доля участника совместной собственности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при разделе между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одного из них. Различают следующие основные виды совместной собственности:

    общая собственность супругов (ст. 256 ГК). Это имущество, нажитое супругами во время брака. Общим имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются по обоюдному согласию. Сделка одного из супругов по распоряжению их общим имуществом презюмируется сделанной с согласия другого супруга;

    собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК). В такой собственности находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, а также имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

    Раздел совместной собственности (и супружеской, и фермерской) происходит после предварительного определения доли каждого собственника. Иначе говоря, разделу совместной собственности предшествует ее перевод в долевую. Реальный выдел доли в натуре зависит от делимости объекта совместной собственности. С согласия собственника остальными собственниками ему может быть выплачена компенсация вместо выдела его доли в натуре. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие хозяйству, разделу не подлежат. Выходящий из хозяйства имеет право на получение соразмерной денежной компенсации.


    Похожая информация.