Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Функции судьи в уголовном судопроизводстве. Суд: В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное по­ложение. Основные положения, выносимые на защиту

    Функции судьи в уголовном судопроизводстве. Суд: В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное по­ложение. Основные положения, выносимые на защиту
    • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
      • Понятие и сущность уголовного процесса
      • Назначение уголовного судопроизводства
      • Стадии уголовного судопроизводства
      • Исторические типы (формы) уголовного процесса
    • Уголовно-процессуальное законодательство
      • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
      • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
      • Общая характеристика и структура УПК РФ
      • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
    • Уголовно-процессуальное право
      • Понятие и значение уголовно-процессуального права
      • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
      • Уголовно-процессуальные правоотношения
      • Процессуальная форма
      • Уголовно-процессуальные документы
      • Процессуально-правовые гарантии
      • Уголовно-процессуальные функции
      • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
      • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
    • Принципы уголовного судопроизводства
      • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
      • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
    • Участники уголовного судопроизводства
      • Суд, судья, их процессуальные полномочия
      • Подсудность уголовных дел и ее виды
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
      • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
      • Прокурор в уголовном процессе
      • Следователь в уголовном процессе
      • Руководитель следственного органа
      • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
      • Потерпевший в уголовном процессе
      • Частный обвинитель в уголовном процессе
      • Гражданский истец в уголовном процессе
    • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
    • Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
    • Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
    • Судебный порядок рассмотрения жалоб
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
    • Сроки в уголовном процессе
    • Процессуальные издержки и их виды
    • Взыскание процессуальных издержек
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
    • Основания и порядок проведения предварительного слушания
    • Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и общая характеристика апелляционного производства
    • Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
    • Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
    • Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
    • Понятие и значение кассационного производства
    • Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
    • Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
    • Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
    • Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
    • Характеристика надзорного производства
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
    • Решения суда надзорной инстанции
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Суд, судья, их процессуальные полномочия

    Суд является органом государственной власти, осуществляющим судебную власть. Чтобы понять и осмыслить роль суда в уголовном судопроизводстве, необходимо раскрыть понятие «судебная власть». Если понятие «государственная власть» мы раскрываем через понятие субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями на уровне государства в лице его органов и должностных лиц, то понятие судебной власти уточняется и конкретизируется через понятие «власть», которая осуществляется специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 1 ФКЗ «О судебной системе» гласит, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемыми в уголовном судопроизводстве в установленном законом порядке представителями народа: присяжными заседателями».

    Конституция РФ в ст. 10 закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть - это самостоятельная власть и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного и гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между органами государства, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющих одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд в механизме сдержек и противовесов выступает важным его элементом. Судебная власть, как отмечает И.Л. Петрухин, «учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность и законность их действий и решений».

    Судебная власть есть тот реальный фундамент, который предназначен для обеспечения прочности конструкции государственности страны, разрешая конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. Судебная власть призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебная защита посредством уголовного судопроизводства выступает как часть общегосударственной защиты прав и свобод личности. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель (предназначение).

    Именно такой смысл заложен в ст. 6 УПК, в которой отражено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1) и защиту личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 2). Если реализация п. 1 данной статьи осуществляется посредством функции обвинения (уголовное преследование), то п. 2 - посредством функции защиты от обвинения.

    Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть (ст. 18. ч. 1 ст. 118). Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.

    Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.

    Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания . С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство. Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса - возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая - судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства.

    Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти. Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то необходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд .

    В судебном производстве суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с разрешением дела по существу. Все действия суда и есть сфера действия судебной власти. Судебная власть выступает как особая форма государственно-властных отношений в сфере уголовного судопроизводства. В силу этого судебная власть необходима тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке.

    Судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав человека, гражданина. Укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства - это основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства. В Концепции судебной реформы говорится, что «ядром всякой реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначения и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений». Основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты основных прав и законных интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

    Исходя из положений уголовно-процессуального закона, центральное место в содержании судебной власти отводится деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу. Наряду с этим в содержание судебной власти в уголовном процессе входит также и деятельность суда, осуществляющего судебный контроль в досудебном производстве.

    Существование судебного контроля как особого вида деятельности суда отрицать сегодня невозможно, ибо он развивается и расширяется. Не случайно в настоящее время вопрос о юридической природе судебного контроля широко обсуждается в науке. Так, В.А. Лазарева пишет, что «уголовное судопроизводство как система распадается на определенное количество подсистем и множество частных процедур, каждая из которых имеет собственные формы, под которыми принято понимать совокупность процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового регулятора.

    Участие суда в процессе производства предварительного расследования неслучайно: оно стало возможным сравнительно недавно, что говорит о возникновении новых форм уголовного судопроизводства наряду с такими традиционными формами, как рассмотрение и разрешение уголовных дел в стадии судебного разбирательства, а также в стадиях кассационном и надзорном производствах.

    Термин «судебный контроль» не нов, он применялся в научной литературе и ранее, ибо использовался для обозначения, например, деятельности суда по проверке и оценке результатов предварительного расследования в стадии предания суду, а также и в последующих судебных стадиях. Многоступенчатость уголовного процесса позволяет сегодня обеспечивать контроль за законностью результатов уголовно-процессуальной деятельности на всех этапах судопроизводства. Говоря о судебном контроле сегодня, мы говорим о новой его форме, которая выражает существо взаимоотношений судебной власти и органов уголовного преследования.

    Судебный контроль, осуществляемый непосредственно при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании, преследует те же цели, что ставятся перед судебными органами: обеспечить законность и эффективность уголовного судопроизводства защиту прав и свобод участников процесса. Это и позволяет считать его одним из способов осуществления правосудия. Наличие такого контроля в досудебном производстве отличается наибольшей эффективностью и своевременностью восстановления нарушенных прав и позволяет заинтересованному лицу незамедлительно обратиться в суд с жалобой за защитой его прав.

    Рассматривать судебный контроль в досудебном производстве в качестве особого способа осуществления правосудия позволяет укоренившееся в науке мнение о правосудии как деятельности суда по разрешению социально-правовых конфликтов, по восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства.

    Уголовные дела рассматриваются судьями единолично и коллегиальным составом .

    Единолично уголовные дела рассматривает судья федерального суда общей юрисдикции. Рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайство о том, что желает рассматривать дело в коллегиальном составе, то дело будет рассмотрено единолично судьей федерального суда общей юрисдикции.

    Единолично рассматриваются уголовные дела судьей районного суда в апелляционном порядке. Также единолично рассматривают дела мировые судьи, а в указанных в ч. 3 ст. 30 УПК случаях и судьи гарнизонных военных судов. Единолично рассматривают уголовные дела районные суды и гарнизонные военные суды, действующие в качестве судов первой инстанции, когда они принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 5 ст. 109. ч. 3 ст. 125 и ч. 2 ст. 165 УПК).

    Коллегиально суд первой инстанции может рассматривать дело в составе коллегии из трех профессиональных судей, судьи единолично или судьи и 12 присяжных заседателей. Суд присяжных рассматривает дела в краевом (областном, городском) суде.

    Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, один из них председательствует в судебном заседании. Председательствующий руководит ходом судебного заседания, обеспечивает равноправие сторон и состязательность процесса. В начале судебного заседания он разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, а затем следит за регламентом судебного заседания.

    Все присутствующие в зале судебного заседания обязаны вставать, когда суд входит в зал судебного заседания. Показания суду дают также стоя. При обращении к суду с заявлениями и ходатайствами, а также при даче показаний обращаются к суду уважительными словами: «Уважаемый суд». Если же разбирательство дела ведет единолично судья, то к нему обращаются словами: «Ваша честь». Этим особо подчеркивается наличие судебной власти и ее значимость.

    Пополнился первой статье про суд в уголовном процессе , после долгого простоя. В следующей статье планируется раскрыть вопрос про прокурора в уголовном процессе . Предлагаем перейти к прочтению текста самой статьи. 1. В контексте уголовно-процессуального закона суд - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (п. 48 ст. 5 УПК). Суд первой инстанции - это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (п. 52 ст. 5 УПК), а суд второй инстанции - это суд апелляционной или кассационной инстанции (п. 53 ст. 5 УПК). 2. Согласно части первой ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции

    рассматриваются:

    Судьей единолично;

    Судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;

    Коллегией из трех федеральных судей.

    Судья единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК).

    Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (ч. 3 ст. 31 УПК), при условии что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК).

    Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), захвате заложника (ч. 2-4 ст. 206 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), массовых беспорядках (ч. 1 ст. 212 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), шпионаже (ст. 276 УК РФ), насильственном захвате или удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), независимо от ходатайства обвиняемого, у которого в данном случае вообще нет права выбора состава суда.

    Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК).

    В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично (часть третья ст. 30 УПК).

    В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК).

    3. Только суд по результатам рассмотрения уголовного дела правомочен:

    Признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

    Применить к душевнобольному лицу принудительные меры медицинского характера;

    Применить к несовершеннолетнему лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

    Отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

    Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о (об):

    Избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

    Продлении срока содержания под стражей;

    Помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    Производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    Производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    Производстве личного обыска, за исключением случаев, когда личному обыску подвергается задержанный по подозрению в преступлении;

    Производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    Наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    Временном отстранении обвиняемого от должности;

    Наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

    Контроле за телефонными и иными переговорами;

    Получение информации о соединениях абонентов и (или) абонентских устройств;

    Реализации или уничтожении вещественных доказательств, хранение которых при уголовном деле невозможно или затруднено из-за их физических свойств (имеется в виду подвергающиеся скорой порче, быстрому моральному старению или пришедшие в негодность товары и продукция, а равно имущество, издержки по обеспечению специальных условий хранения которого соизмеримы с их стоимостью (см. ст. 82 УПК в редакции 2010 г.).

    Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).

    ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СУДОМ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

    С.М. Даровских, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного

    процесса и криминалистики ЮУрГУ

    Вопрос о том, какое положение занимает суд в уголовном судопроизводстве, какие функции он выполняет, является чрезвычайно важным как с теоретической, так и с практической стороны. Суд в уголовном процессе призван разрешать основной, важный, главный вопрос о виновности подсудимого, поэтому весьма важно, каким образом это будет происходить, какие правила при этом будут использованы. Прошло совсем немного время с того периода, когда суд в России вынужден был в силу возложенных на него полномочий выполнять действия, присущие обвинению. Это происходило в форме возбуждения уголовного дела в ходе судебного разбирательства, в возвращении прокурору уголовного дела для производства дополнительного расследования, суд инициировал собирание доказательств вины подсудимого и совершал иные действия, в поддержку стороны обвинения. Поэтому многие ученые, исследуя процессуальное положение суда, особое значение сейчас придают именно освобождению его от обвинительного уклона.

    Законодатель, сформулировав ст. 15 УПК РФ (состязательность сторон), особо подчеркнул, что суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Анализ норм уголовно-процессуального закона позволяет нам прийти к однозначному выводу, что элементов обвинительного свойства в арсенале средств суда нет.

    И тем не менее, какие же функции суд выполняет в уголовном судопроизводстве?

    Суды представляют собой судебную власть, это органы государственной власти, в силу чего выполняют государственную обязанность - защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 45, 46 Конституции РФ).

    А.М. Ларин под защитой в общем смысле слова понимал деятельность, состоящую в охране личности от незаконных нарушений и ограничений прав, свобод, интересов, в предупреждении этих нарушений и ограничений, а также в возмещении причиненного вреда,

    если предупредить или отразить нарушение от ограничения не удалось1.

    Сущность правоохранительной деятельности судебных органов в уголовном судопроизводстве проявляется через его назначение. Статья 6 УПК РФ вместо определения целей и задач использует термин «назначение уголовного судопроизводства». Семантически «назначение» следует понимать как цель, предназначение2. Таким образом, цель, предназначение судебной деятельности и суда как участника уголовно-процессуальной деятельности в настоящее время определена содержанием ст. 6 УПК РФ: а) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; б) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

    Таким образом, реализуя данную цель, суд защищает права, свободы и законные интересы всех участников уголовно-процессуальной деятельности, вне зависимости от выполняемых ими функций. Особенно остро стоит вопрос о защите конституционных прав и свобод граждан.

    Для достижения указанной цели в арсенале суда присутствуют различные средства, в том числе и назначение виновному справедливого наказания. Решение о назначении наказания либо освобождении от наказания выносит суд, и именно суд принимает решение по вопросу реабилитации тех, кто был необоснованно подвергнут преследованию. Поэтому назначение судебной деятельности следует понимать как защиту лиц, потерпевших от преступления, и личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. На наш взгляд, полномочие суда о признании лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК РФ) следует однозначно рассматривать как форму защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каких-то случаях мнение суда и потерпевших действительно совпадает, и потерпевшие полно-

    стью соглашаются с судебным решением, они довольны приговором и наступившим результатом. Судебное решение может и не совпадать с мнением потерпевшей стороны, которая в этом случае приносит, жалобу. Мнение потерпевшего или его представителя по конкретному делу может не совпадать с мнением судьи полностью либо в какой-то части, но и в этом случае факт защиты судом данного лица очевиден. Из того, что суд назначает наказание, не следует, что он выполняет не свойственные ему функции, занимает обвинительный уклон. Суд обязан, разобравшись в ситуации, принять одно из двух решений, вынести либо обвинительный, либо оправдательный приговор. С начала уголовного судопроизводства всем участникам, в том числе и обвиняемому (подсудимому), ясно, что если органы предварительного расследования получат надлежащие доказательства, представят их суду, то в случае признания их допустимыми, достоверными и достаточными для вынесения обвинительного приговора суд этот приговор вынесет.

    Достижение указанного результата возможно, поскольку в уголовном процессе основное направление деятельности, т.е. уголовно-процессуальная функция, суда -функция правосудия (разрешение уголовного дела).

    Под правосудием общепринято понимается деятельность суда по разрешению споров о праве3. «Правосудие» по смыслу - это, во-первых, деятельность судебных органов, а, во-вторых, справедливое решение дела4.

    Значимость данной функции, выполняемой судом, подчеркивают в своей работе

    3.3. Зинатуллин и Т.З. Зинатуллин: «В силу того, что без функции осуществления правосудия невозможен ответ на сформулированный вопрос всего производства по уголовному делу, названная уголовно-процессуальная функция и выступает в качестве главной, своего рода целеполагающей функцией уголовного процесса»5.

    Ученые единодушны в том, что суд является главным, важнейшим и решающим субъектом уголовно-процессуальной деятельности и основное назначение суда - это выполнение функции правосудия (разрешения уголовного дела по существу). Только суд обязан и уполномочен осуществлять правосудие по уголовным делам, только суду принадлежат полномочия по рассмотрению уголовных дел и принятию по ним решения. Часть 1 ст. 118

    Конституции РФ гласит, что «правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом». Этот текст повторяет и ч. 1 ст. 8 УПК РФ, и ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

    Значимость данной деятельности, осуществляемой только представителями судебной власти, подтверждается тем, что судебные решения обязательны для исполнения и обеспечиваются государством.

    Ученые-процессуалисты определяют понятие «правосудие» по-разному. А.Д. Бойков указывает, что «сущность правосудия состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов (экономических споров по вопросам гражданского права, о соответствии законов Конституции РФ), дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения»6. Несколько иначе определяли правосудие Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных: «Правосудие - это специфическая, присущая только судам форма осуществления властных полномочий органами власти, завершающаяся принятием судебных решений, обязательных для исполнения всеми лицами, в отношении которых они выносятся»7. В.М. Савицкий представлял правосудие как «вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным и предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой деятельности состоят в том, что правосудие осуществляется: во-первых, специальными государственными органами - судами и от имени государства; во-вторых, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел; в-третьих, в установленной процессуальной форме»8.

    Что касается понятия и содержания правосудия применительно к уголовным делам, то следует сказать, что по данному вопросу нет не только единообразного понимания, но и в российских законах практически не упоминается термин «уголовное правосудие». Весьма уважаемый ученый, внесший большой вклад в науку уголовного процесса, М.С. Строгович в свое время отрицал наличие такого правосудия: «В СССР нет уголовного

    правосудия и гражданского правосудия, а есть единое советское социалистическое правосудие, осуществляемое по уголовным и гражданским делам»9. Конечно, сейчас данное мнение нельзя считать верным, многие международные акты содержат упоминание и об «уголовном, правосудии» и о «системе уголовного правосудия», да и в Конституции РФ в ч. 2 ст. 118 указано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    3.3. Зинатуллин и Т.З. Зинатуллин полагают, что сущность правосудия состоит в разрешении дела по существу для получения ответа на основной вопрос уголовного процесса, каковым является вопрос об уголовной ответственности лица за вменяемое ему в вину преступление10. А.П. Гуляев указывал, что «правосудие по уголовным делам - это разрешение дела судом на основании и в порядке, установленных законом, а разрешение дела предполагает признание человека виновным либо невиновным в совершении преступления и в случае признания виновным - привлечение его уголовной ответственности (назначение уголовного наказания)»11. Более широко понимал правосудие в свое время И.Д. Перлов, который утверждал следующее: «...осуществление правосудия не сводится к судебному разбирательству дела в суде первой инстанции. Вся деятельность суда, предшествующая судебному разбирательству (возбуждение уголовного дела, предание суду и иные подготовительные действия), равно как и деятельность суда, следующая за судебным разбирательством (проверка законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений в порядке кассационного или надзорного производства и в связи со вновь открывшимися обстоятельствами, а также разрешение вопросов, связанных с исполнением приговоров), поскольку она связана с рассмотрением и разрешением конкретных уголовных дел, представляет собой осуществление правосудия»12.

    A.B. Смирнов и К.Б. Калиновский полагают, что понятие «правосудие» достаточно емкое, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательстве в суде первой инстанции. Это понятие охватывает деятельность судов и апелляционной инстанции по рассмотрению и разрешению дел в судебных заседаниях, а также судебный надзор, осуществляемый вышестоящими судами13.

    Законодатель относительно сущности правосудия высказался достаточно противоречиво. В п. 50 ст. 5 УПК РФ он указал, что судебное заседание - это процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу. В то же время в ст. 8 УПК РФ сказано, что признать человека виновным и подвергнуть уголовному наказанию может только суд. Однако признать человека виновным можно лишь путем рассмотрения и разрешения уголовного дела в стадии судебного разбирательства и никак иначе, следовательно, правосудие осуществляется только в судебных стадиях процесса.

    Более категоричны в своих выводах Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Конституционный Суд РФ выразил свою позицию в постановлении № 1-П от 25 января 2001 г. по делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 1070 ГК РФ в связи с жалобой граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова. В данном постановлении указано, что «отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти... под осуществлением правосудия понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу. Судебный процесс завершается принятием именно таких актов, в которых выражается воля государства разрешить дело, отнесенное к ведению суда. Именно разрешая дело (ст. 126, 127, 128 Конституции РФ) и принимая решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ), суд осуществляет правосудие в собственном смысле слова». Верховный Суд РФ также высказывал свое мнение относительно существа правосудия в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 8 декабря 1999 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел для дополнительного расследования», где было указано, что суд осуществляет при рассмотрении уголовных дел исключительно функцию отправления правосудия.

    Таким образом, можно сделать вывод, что сформировалось мнение о сущности уголовного правосудия как деятельности суда в судебных стадиях процесса (в широком смысле) и как деятельности по разрешению уголовного дела по существу (в узком смысле).

    На наш взгляд, более правы те ученые, которые полагали, что понятие «правосудие» охватывает деятельность суда как до стадии судебного разбирательства, в стадии судебного разбирательства, так и в проверочных стадиях процесса: кассационное производство, апелляционное производство, надзорное и производство по возобновлению дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Деятельность судебных органов в этих стадиях определенным образом отличается от рассмотрения уголовного дела в стадии судебного разбирательства, однако она направлена на достижение целей уголовного судопроизводства, протекает в определенной форме, присущей именно судебным органам, решения, принимаемые судебными органами, обеспечены принудительной силой государства. Эта деятельность направлена на конечный результат, на постановление законного, обоснованного и справедливого судебного решения (приговора), т.е. на разрешение дела по существу.

    Под термином «разрешение» мы понимаем принятие судом на основе проведенного исследования в судебном заседании решения в виде приговора, в котором содержатся ответы на все выясняемые вопросы. «Существо» дела - это существенные обстоятельства дела, требующие доказывания и необходимые для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимого и назначения ему наказания по конкретному уголовному делу.

    Правосудие как деятельность судов нельзя смешивать с функцией правосудия (разрешения дела по существу), которую выполняет суд как участник состязательного уголовного судопроизводства. Деятельность и направление деятельности не могут быть синонимами.

    В силу сказанного мы не можем согласиться с предложением Ц.М. Каз о том, что данную функцию суда следует именовать не «разрешением дела», а именно «правосудием», эта формулировка нам не представляется правильной14.

    В науке можно встретить мнение, что более правильно уголовно-процессуальную функцию суда именовать не правосудием, а функцией юстиции. Об юрисдикционной функции, осуществляемой судом, можно прочитать еще в работах известного русского уче-ного-процессуалиста H.H. Розин15. В настоящее время о функции юстиции высказываются С.Д. Шестакова16, К.Б. Калиновский17, А.И. Макаркин18. В качестве аргумента они ссылались на то, что функция юстиции шире,

    чем функция правосудия, которая может реализоваться только в судебных стадиях процесса, а функция юстиции - и на досудебных стадиях при решении вопросов, например, о привлечении лица в качестве обвиняемого. Единодушие представителей Санкт-Петербургской процессуальной школы в этом вопросе не убеждает. Выделение функции в уголовном судопроизводстве преследует выявить роль и значение каждого участника процесса, его сущностные задачи и цели, к достижению которых он стремится. Функция юстиции, предложенная как направление деятельности по разрешению вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, по разрешению вопроса о виновности обвиняемого, по вынесению иных решений19 не определяет конкретного носителя данной функции (вопрос о привлечении лица в качестве обвиняемого решает следователь, а о виновности обвиняемого (подсудимого) суд) и в силу этого значимости иметь не будет.

    В науке присутствует мнение, что понятие «правосудие» охватывает и судебный контроль, т.е. деятельность суда на стадии предварительного расследования. Например, высказывалось мнение, что судебный контроль представляет собой особую форму правосудия20. А.П. Гуськова считает, что «...сегодня обоснованно границы правосудия раздвигаются, ибо суд получил качественно новую функцию - функцию осуществления правосудия в досудебном производстве».

    Правосудие понимается как осуществляемая в установленной форме деятельность суда, направленная на рассмотрение и разрешение уголовного дела с вынесением окончательного решения (оправдательного или обвинительного приговора). Судебный контроль не предполагает рассмотрение и тем более разрешение уголовного дела с вынесением окончательного решения. Именно поэтому ряд авторов полагают, что судебный контроль представляет собой не форму правосудия, а является его составной частью, элементом21. Указанное мнение весьма интересно, но, на наш взгляд, не учитывает, что у судьи на стадии предварительного расследования иные задачи и иные формы их осуществления, нежели в судебных стадиях процесса.

    В соответствии со ст. 29 и ст. 125 УПК РФ в рамках данного вида деятельности суд:

    1) обязан принимать решения, а фактически разрешать либо отказывать в даче согласия следственным органам по вопросам: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующей экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска или выемки в жилище; о производстве личного обыска (кроме случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ); о производстве выемки предметов, документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках или иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию; о разрешении на ее осмотр и выемку из учреждений связи и о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ; о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

    2) рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателей, органа дознания, следователей и прокуроров в случаях, если они причинили или способны причинить ущерб конституционным правам и свободам граждан, если затрудняют доступ граждан к правосудию, а также на постановления об отказе в возбуждении и о прекращении уголовного дела.

    Раскрывая правовую природу судебного контроля, в первую очередь следует отметить, что суд выступает как незаинтересованный в результате расследования конкретного дела орган, осуществляющий контрольные функции не только в отношении органов дознания и предварительного следствия, но и прокурора, т.е. выступает гарантом решения задач уголовного судопроизводства, обозначенных в ст. 6 УПК РФ.

    На наш взгляд, возможность суда осуществлять контрольно-проверочную деятельность на досудебных стадиях процесса логично вытекает из его правоохранительной функции. Представляя судебную власть, суд активно выполняет государственную функ-

    цию, которая определена Конституцией РФ как защита прав и свобод человека и гражданина.

    Рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, судом, не противоречит природе судебной деятельности, которая осуществляется открыто в соответствии со ст. 123 Конституции РФ в условиях спора между присутствующими сторонами. Принцип состязательности здесь проявляется в полной мере. Присутствуют стороны, которые равны в своих возможностях отстаивать позиции, быть выслушанными судом, высказывать свои доводы и возражения против доводов другой стороны. Присутствие нейтрального незаинтересованного суда обеспечивает вынесение законного, обоснованного справедливого решения по конкретной проблеме, возникшей в ходе предварительного расследования.

    Деятельность суда при рассмотрении ходатайств должностных лиц о даче разрешения на проведение процессуальных действий, затрагивающих конституционные права граждан, осуществляется в совершенно ином режиме. Процедура по рассмотрению указанных ходатайств уголовно-процессуальным законом не урегулирована, эта деятельность проходит в закрытом несостязательном процессе. Об этом в первую очередь свидетельствует отсутствие сторон. Более того сторона защиты чаще всего и не подозревает о том, какие процессуальные действия или решения могут быть предприняты или вынесены должностным лицом, производящим расследование по уголовному делу.

    Судья при рассмотрении ходатайств должностных лиц о даче разрешения на проведение процессуальных действий выступает не как орган, рассматривающий споры, а как административное лицо, выполняющее контрольные функции. Аналогичные функции по отношению к данному же уголовному делу выполняют надзирающий прокурор и начальник следственного отдела.

    Целесообразность указанной системы действий вызывает сомнение.

    До обращения в суд вопрос о возможности данных процессуальных действий рассматривался как следователем, в производстве которого находилось данное уголовное дело, так и начальником следственного отдела, который в соответствии со ст. 39 УПК РФ вправе проверять, материалы уголовного дела, да-

    вать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий и т.д. Получив материалы уголовного дела, прокурор прежде, чем дать разрешение на обращение в суд за получением разрешения на проведение следственного действия, сам определяет законность и обоснованность его проведения.

    Таким образом, следователь оказывается под тройным контролем (надзором), и это не может положительно сказаться на результатах расследования. Работники следственных управлений неоднократно высказывались, что время на получение согласия прокурора на производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, в среднем затрачивается от шести до восьми часов. Возникает вопрос о целесообразности построения такой сложной и достаточно обременительной системы защиты. На наш взгляд, изменения могут быть осуществлены двумя способами: устранение из этой системы прокурора либо отстранение суда и возвращение к прежним правилам с возложением на прокурора решения вопроса о возможности совершения следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан. Нам представляется, что присутствие незаинтересованного, объективного участника процесса может только создать наилучшие условия для реализации целей уголовного судопроизводства, определенных как защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому не следует сохранять за прокуратурой тот объем прав, который в настоящее время на нее возложил законодатель.

    Для разрешения данной проблемы высказывались предложения о создании аппарата следственного судьи. Еще в 2005 г. автор данной статьи писала, что указанные предложения заслуживают внимания, хотя как правильно было отмечено, «они несколько обременительны для казны»22.

    Таким образом, суд в уголовном судопроизводстве выполняет следующие функции: во-первых, правоохранительную, суть которой заключается в защите прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, функцию правосудия, которая проявляется в разрешении уголовного дела по существу и тем самым служит гарантией защиты лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства; в-третьих, судебный контроль на стадии предварительного расследования, который представляет собой особую, самостоятельную

    функцию суда, систему действий, направленную на обеспечение законности, защиту прав и свобод лиц, участников уголовного судопроизводства.

    1 Ларин А.М. Защита прав человека в уголовном судопроизводстве // Общая теория права / отв. ред. Е.А. Jly-кашева. - М., 1996. - С. 169.

    2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 382.

    3 Гуськова А.П. Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ. - Оренбург, 2002. - С. 12.

    4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. - С. 577.

    5 Зинатуллин 3.3., Зинатуллин Т.З. Уголовно-процес-суальные функции. - Ижевск, 2002. - С. 22.

    6 Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. -М., 1997.-С. 32.

    7 Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 48.

    8 Савицкий В.М. Конституция Российской Федерации: комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г Орехова. - М., 1994. - С. 499-500.

    9 Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. -Т. 1.-М., 1968. - С. 15.

    10 Зинатуллин 3.3., Зинатуллин Т.З. Уголовнопроцессуальные функции. - Ижевск, 2002. - С. 165-168.

    11 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / под общ. ред. В.В. Мозякова. - М., 2002. - С. 46-47

    12 Комментарии к Основам уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик / под ред. В.А. Болдырева. - М., 1961. - С. 62.

    13 Смирнов A.B., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник / под общ. ред. A.B. Смирнова. - СПб., 2004. -С. 102-103.

    14 Каз Ц.М. Субъекты доказывания в советском уголовном процессе. - Саратов, 1968. - С. 35-36.

    15 Хрестоматия по уголовному процессу России / сост. Э.Ф. Куцова. - М., 1999.-С. 128-132.

    16 Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. - СПб., 2001.- С. 24.

    17 Калиновский К.Б. Законность и типы уголовного процесса: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999. - С. 68.

    18 Макаркин А.И. Состязательность на предварительном следствии. - СПб., 2004. - С. 32.

    19 Шестакова С.Д. Указ. соч. - С. 24.

    20 Бозров В.М. Современные проблемы российского правосудия по уголовным делам в деятельности военных судов (вопросы теории и практики): монография. -Екатеринбург, 1999. - С. 9-32; Лебедев В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии: учебное пособие. - М., 2001. - С. 8; Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием // Российская юстиция. - 1998,-№9.-С. 13.

    21 Петрухин И.Л. Указ. соч. - С. 13-14.

    22 Смирнов A.B. Модели уголовного процесса. - СПб., 2000.-С, 52.

    Особая роль судов (судей) в уголовном судопроизводстве

    Особая роль судов (судей) в уголовном судопроизводстве проявляется также в том, что одновременно с полномочиями, непосредственно связанными с отправлением правосудия, на них возложены также полномочия по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений правоохранительных органов на этапе досудебного производства.

    В общей массе таких полномочий суда (иногда их с известной долей условности называют контрольными полномочиями) четко просматриваются два относительно самостоятельных вида:

    один из них включает полномочия по принятию решений о совершении действий, связанных с предварительным расследованием уголовных дел, а по сути - по проверке законности и обоснованности намерения соответствующих должностных лиц правоохранительных органов осуществить такого рода действия, как правило, до того, как они начинают претворяться в жизнь реально (т.н. предварительный судебный контроль), а другой - полномочия по проверке законности и обоснованности уже совершенных действий или принятых решений соответствующих должностных лиц (т.н. последующий судебный контроль).

    Первый вид контрольных полномочий реализуется путем вынесения судом (судьей) решений (определений, постановлений) о производстве значительного числа конкретных процессуальных действий.

    Законодательство предусматривает и другие правила, в соответствии с которыми процессуальные действия в ходе досудебного производства по уголовным делам должны совершаться только с согласия, с разрешения или по заключению суда.

    При анализе специфики полномочий суда (судьи) в уголовном судопроизводстве важно учитывать, что ему отведена достаточно активная роль не только в досудебных стадиях, при разбирательстве дел по первой инстанции либо при проверке дел в вышестоящих судебных инстанциях, но и в стадии исполнения приговоров и иных судебных решений, когда он уполномочен принимать такие важные решения, как решения, к примеру, о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного.

    Второй вид контрольных полномочий суда охватывает полномочия, которые касаются разбирательства жалоб, в той или иной мере вызванных несогласием заинтересованных лиц с состоявшимися следственными действиями или уже вынесенными решениями при производстве по уголовным делам.

    На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеет реальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных и необоснованных действий и решений, которые «способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию». Он вправе не только признать такого рода решения и действия незаконными и необоснованными, но и обязать соответствующий орган или соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение.

    Что касается судебных стадий (включая и стадии проверки дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, ввиду вновь открывшихся и новых обстоятельств), то на этих этапах уголовного процесса суду предоставлены еще более широкие возможности активно реагировать на представления прокуроров или жалобы других участников судопроизводства. Здесь в арсенале предоставленных ему средств закон предусматривает и такие, например, как изменение либо отмена незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, иного судебного решения.

    У суда, рассматривающего уголовное дело по первой инстанции, также есть возможность реагировать на любые выявившиеся нарушения закона. Сделать это он вправе путем вынесения частного определения, постановления, в котором внимание соответствующих организаций и должностных лиц может быть привлечено к допущенному нарушению и изложено требование принятия необходимых мер.

    В связи с общей характеристикой статуса суда (судьи) в уголовном процессе необходимо обратить внимание и на то, что закон признает высокий авторитет его решений (постановлений, определений, приговоров). После вступления в законную силу они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации всеми участниками судопроизводства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественных объединений, должностными лицами. Другими словами, они наделены свойством общеобязательности.

    Приведенных данных о полномочиях суда (судьи) вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что ему отведена особая роль в уголовном судопроизводстве.

    В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное по­ложение, осуществляя функции разрешения дела и судебного кон­троля.

    Функция разрешения уголовного дела, то есть правомочие по раз­решению спора между обвинением и защитой, выполняется судом путем рассмотрения и разрешения в судебном заседании уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (актом) от органов ис­полнительной власти.

    Функция судебного контроля обязывает суд выступать арбитром в споре между гражданином (участвующим в процессе на стороне защиты или обвинения или относящимся к числу иных участников процесса), который считает, что его конституционные права наруше­ны, и должностными лицами и органами, ведущими уголовный про­цесс, и проверять законность действий (бездействия) и решений по- следних.

    Полномочия суда, сформулированные в ст. 29 УПК РФ, включают в себя:

    Признание лица виновным в совершении преступления и назна­чение ему наказания;

    Применение к лицу принудительных мер воспитательного воз­действия или медицинского характера;

    Отмену или изменение решения, принятого нижестоящим судом;

    Принятие решений об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу, домашнего ареста, залога, продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого или об­виняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экс­пертизы;

    Санкционирование производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, производства обыска или вы­емки в жилище, выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемки предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, произ­водства личного обыска (за исключением случаев, предусмотрен­ных ст. 93 УПК РФ), наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, ареста на имущество, включая денежные средства физических и юри­дических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хране­нии в кредитных организациях; санкционирование контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также получения информации о соединениях между абонентами или абонентски­ми устройствами;

    Принятие решений о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

    Принятие решений о возмещении имущественного вреда, а также о реализации или уничтожении вещественных доказательств.

    В ходе досудебного производства суд также правомочен рассма­тривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК РФ. При выявлении в ходе судебного рассмотрения уголовного дела обстоятельств, способствовавших со­вершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес соответствующих организаций и должностных лиц с требованием принятия необходимых мер.

    Состав суда, рассматривающего уголовные дела, определен ст. 30 УПК РФ. По первой инстанции рассмотрение судом уголовных дел может осуществляться в следующем составе: один судья федерального суда общей юрисдикции; судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей; коллегия из трех судей фе­дерального суда общей юрисдикции; мировой судья. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей рай­онного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех су­дей федерального суда общей юрисдикции.

    Подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции (включая во­енные суды) определена ст. 31 УПК РФ.

    По общему правилу уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окон­чено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то уголовное дело будет подсудно суду по месту окончания преступле­ния. Если преступления совершены в разных местах, уголовное дело будет рассматриваться судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где было совершено большинство расследованных по дан­ному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них. В случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело обо всех преступлениях рассматрива­ется вышестоящим судом (ст. 32 УПК РФ).