Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Классный час «Государственные символы России. Классный час Символы.docx - классный час "Символика Брянской области"

    Классный час «Государственные символы России. Классный час Символы.docx - классный час



    Классный час о государственной символике Российской

    Федерации в 5 классе по теме:

    «Россия –священная наша держава».
    ЦЕЛЬ: Дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что

    государственная символика – общечеловеческая, государственная ценность.

    Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего

    государства.


    Оборудование: Слайды, таблицы.
    Ход классного часа.
    Вводная часть.

    Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с государственными символами

    нашей Родины. Но прежде, чем познакомиться с ними, давайте

    узнаем что же обозначает само слово «символ».

    Работа со символ –это опознавательный знак, признак, примета.

    словарем.

    Таблица с К государственным символам любой страны относятся прежде всего

    Определением. государственные герб, флаг и гимн.

    Эта традиция установилась только в 20 веке во всем мире – каждой

    стране иметь свои герб, флаг и гимн.

    Они нужны, как воплощение истории и отражение настоящего, как

    выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международ-

    ной арене. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это

    отношение к самому государству. Оскорбление же государственных

    символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его

    истории и культуры.

    Жители разных стран гордятся своими государственными

    символиками. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и

    гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого

    нужно иметь представление об их истории.

    Символом нашей Отчизны не одна сотня лет. Были у них и

    предшественники, были и соперники. Одни сменяли других,

    некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда

    ушли в прошлое, оставив о себе долгую и благодатную память.

    Эти символы – часть российской истории, воплощение ее

    героических и трагических страниц, отражение жизни народов

    нашей страны.

    Основная часть. 1. В ноябре 1990 года правительство РСФСР постановило создать

    РСФСР принял постановление «Об официальном признании и

    использовании Национального флага РСФСР».

    Слайд №1. Это полотнище из равновеликих горизонтальных полос голубой,

    белой и красной.

    Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского

    равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

    Ученица читает Был побежден народный враг

    стихотворение: Народною рукой,

    И сто народов этот флаг

    Взвивают над собой –

    На самой высшей высоте,

    На самой дальней широте,

    Среди полей и городов,

    Меж волн бесчисленных рядов.

    Учитель: Как вы думаете, что обозначают три цвета нашего флага?
    Ученик: Белый цвет олицетворяет мир, чистоту, благородство.

    Ученица: Голубой цвет – символ Богоматери, покровительницы русской

    церкви.


    Ученица: Красный цвет считался всегда символом отваги и мужества, а также

    синонимом красивого.

    Учитель: Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на

    зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни

    государственных праздников и торжественных церемоний.

    Он развевается на мачтах российских кораблей, его изображение

    наносят на воздушные суда и на космические аппараты.

    В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к

    верхней части древка черную ленту. Это свидетельствует о скорби

    всего государства, всего народа.

    Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край

    флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто

    нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.

    Флаг - наша святыня, и мы должны относится к нему с уважением и

    почитанием.

    Слайд №2. 2. Государственный герб Российской федерации представляет собой

    Показываю четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в

    описываю герб. оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым

    орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя

    малыми коронами и над ними - одной большой короной,

    соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой –

    держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в

    синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем

    черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

    Рисунок герба выполнил художник Ухналев.

    Этой эмблеме уже 500 лет. Двуглавый орел – символ власти,

    верховенства, силы и мудрости.

    Слайд № 3 В 16 веке наступает царствование Ивана 3. Брак Ивана 3 с

    (портрет Ивана 3) византийской царевной Софьей – Зоей Палеолог принес на Русь

    герб – двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву

    единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто

    не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который

    символично смотрит на запад и на восток, понравился Ивану 3.

    Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела

    таким гербом.

    Слайд №4 В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток. С

    (Рыцарь) криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во

    Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в

    железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бога

    кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой – либо

    знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его

    владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию

    гербовой символики.

    В начале гербы были простыми, но с течением времени они

    становились сложнее, затейлевее. Нужен был особый талант, чтобы

    составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные

    люди – герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали

    им изготовление гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти

    гербы переходили от отца к сыну, из рода в род.

    Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший

    герб мог о многом рассказать.

    Слайд №5 Всякого рода эмблемы существовали и в державах Древнего Востока.

    (Черная кошка) Можно вспомнить изображения древнеегипетских богов и

    священных животный – кошки, павиана, орла, бегемота. На монетах

    в Афинах чеканили изображения совы. Древнеримские легионы

    имели свои знаки.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, где может изображаться герб?

    Ученики отвечают.

    Учитель: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличитель-

    ный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на

    знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах

    (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестат об окончании школы,

    правительственных наградах и т.д.).

    Так же мы поговорим сегодня еще о гимне.

    Слайд №6 3. «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает

    (с определением) «торжественную, хвалебную песнь».

    Работа учителя Мы с вами говорили, что гимны пели еще в Древней Греции. В

    со словарем. них люди обращались к богам.

    Государственный гимн Российской Федерации был утвержден

    Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна

    утвержден указом президента России В.В.Путина. Гимн должен

    исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной

    редакцией и текстом. Он звучит в особо торжественных случаях.

    Государственный гимн – один из главных символов страны.

    Поэтому все присутствующие встают, а военные отдают честь или

    салютуют оружием.

    Государственный гимн Российской Федерации представляет собой

    музыкальное поэтическое произведение.

    Слайд №7. Написали наш гимн два человека: слова – С. Михалков, а

    Показ учителем музыку – А. Александров. Вот их портреты. Имена этих

    гимна. Музыкальное подпоем наш гимн.

    сопровождение.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВИКТОРИНА.

    Учитель: А теперь давайте проведем небольшую викторину:


    1. Когда появился первый герб нашего государства? (В 15 веке).

    2. Откуда пришел двуглавый орел? (Из Византии)

    3. Кто такой герольд? (Человек, который составляет герб).

    4. Что обозначает голубой цвет на государственном флаге
    России? (Цвет Богоматери, православной церкви).

    1. Когда исполняется гимн России? (В торжественных предусмотренных законом случаях).

    2. Как нужно слушать гимн России? (Обязательно стоя, военные отдают честь или салют оружием).

    3. Кто написал гимн России? (С.Михалков., А.Александров).

    4. Где можно увидеть государственный флаг России? (На зданиях органов власти, вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний и т.д.)

    Учитель: Спасибо. Вы, ребята внимательно слушали мой рассказ и теперь

    можете сами рассказать о государственных символах России.

    Как вы думаете, можем ли мы гордится нашим флагом, гимном и

    гербом?


    Ответы учеников.
    Учитель: Я тоже считаю, что наши символы являются частью российской

    истории, в них отражается жизнь наших многочисленных народов. Так

    давайте же будем гордиться нашим гербом, флагом и гимном.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1.И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев. Русская история. Популярный очерк.Москва.Мысль-1992г.

    2.И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева «Государственная символика России». История и современность. ЦНСО, Москва 2003г.

    3. Е.В.Пчелов Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие – М.: «ТНД» «Русское слово –Р.С.», 2002г.

    4.Журнал «Досуг в школе» №6 2003г. Бунимович И.Б., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.Н.

    5. Краткий словарь современных понятий и терминов – М.: Республика, 1995г.

    6.Компакт – диск (СД- КОМ) Государственная символика России. История и современность. ЦНСО, Москва 2003г.

    Тема: «Государственная символика Российской Федерации» (беседа)

    Цели:

    Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности студента;

    Приобщение старших подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.

    Ход классного часа.

    Беседа № 1. «История гимна Российского государства».

    Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства. Государственным гимном принято считать гимн, исполняемый при официальных церемониях внутриполитического и международного характера.

    В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Хор «государственных дьяков» с 1479 г. до XVII века во время церковных праздников и событий общегосударственного значения исполнял православные песнопения.

    Начиная с царствования Петра I и до 1780-х гг. встречи коронованных особ, победы в войнах и т. д. отмечались панегирическими песнями — «виватными кантатами», перемежавшимися пением «Многая лета».

    Функции государственного гимна в XVIII — начале XIX в. выполнял также общеевропейский гимн «Тебя, Боже, хвалим». В 1720-х гг. неизвестным автором был создан старейший русский марш «Преображенский марш Петра Великого», в 1805 г. поэт С. Н. Марин написал к нему слова: «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст — «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императоров, на парадах и приемах послов. К концу XIX в. он стал главным маршем Российской империи.

    Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. был написанный О. А. Козловским в форме марша-полонеза «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина для хора и оркестра, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. На музыку «Грома победы» в декабре 1831 г. В. А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы».

    В период между 1790 и 1801 гг. композитор Д. С. Бортнянский создал духовный небогослужебный гимн на слова М. М. Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе» (построен на основе православных и народных напевов). В XIX — начале XX в. этот гимн исполнялся во время крестных ходов и церковных парадов, на торжественных военных церемониях. В нотных изданиях XIX в. он сопровождался пометкой «национальной русский гимн». Попытка использовать «Коль славен» в качестве государственного гимна при Временном правительстве (1917 г.) не увенчалась успехом.

    Первым официальным государственным гимном Российской империи (с 1816 г.) была «Молитва русских» Жуковского на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А. Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и в Петербурге, а. затем 25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия.

    Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, при посещениях императорской четой театров и других общественных мест.

    До 1944 г. государственным гимном РСФСР, затем СССР был международный пролетарский гимн «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). 1 января 1944 г. по радио прозвучал новый гимн, музыка которого была написана А. В. Александровым, а слова — С. В. Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном («Союз нерушимый...»).

    В Российской Федерации положение о государственном гимне было утверждено Указом Президента Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993 г. Музыкальной основой этого гимна являлась «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Принятых слов у гимна не было.

    С 2000 г. у нас в стране утвержден гимн на музыку А. В. Александрова, использованную для советского гимна, поэт С. В. Михалков написал новые слова.

    Текст современного Гимна России

    Россия — священная наша держава,

    Россия — любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава —

    Твое достоянье на все времена!

    Припев:

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты такая —

    Хранимая Богом родная земля.

    Припев.

    Широкий простор для мечты и для жизни

    Грядущие нам открывают года.

    Нам силу дает наша верность Отчизне.

    Так было, так есть и так будет всегда!

    Припев.

    Вопросы для обсуждения:

    Что, по вашему мнению, стремились внести в текст гимна руководители государства в различные исторические периоды Российской Федерации?

    Выучите текст Государственного гимна Российской Федерации.

    Беседа № 2. «История возникновения Государственного герба Российской Федерации».

    Герб государственный — законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

    Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение не от рыцарских символов, а от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

    По одной версии — слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. По другой — слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство» (в отличие от немецкого или французского, где герб означает «оружие»).

    Первые гербы, изображенные на печатях, появились в XI — XII вв. Так, «Лев» был отличительным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

    В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное преобразование старинных земельных эмблем в гербы и оформление их по общим геральдическим правилам началось только при Петре I, учредившем в 1722 г. должность герольдмейстера и штат работников при нем.

    Государственным гербом Российского государства стал золотой двуглавый орел.

    В настоящее время, как сказано в Федеральном законе «О гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

    Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI в. до н. э. В XI в. двуглавый орел становится элементом восточного орнамента, особенно на тканях. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека (1341—S357 гг.). Со времен крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе.

    В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом Византии он так и не стал.

    В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом.

    Рождение двуглавого орла в символике России относится к жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «Иоанъ Божиею милостию Господарь Всея Руси и Великий князь», а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа России связано с идеей провозглашения Москвы третьим Римом (преемницей Византии).

    Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на желтом (золотом) фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV в., поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

    При великом князе Василии Ивановиче (1505—1533 гг.) форма корон на гербе изменена (они стали «царскими»). Канон изображения орла не был отработан. При Иване IV Грозном (1533—1584 гг.) на разных изображениях государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом; одновременно появляется обременяющее орла изображение — иногда всадника (повернутого влево), поражающего дракона, иногда единорога.

    Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (связанные, прежде всего, с введением в него титульных гербов), не менявшие его общего вида.

    Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою».

    После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться.

    С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись, но герб с колосьями просуществовал почти восемьдесят лет.

    Вопросы для обсуждения:

    Как отражалась историческая эпоха в главном символе Российского государства в различные периоды его становления?

    Опишите современный герб Российской Федерации.

    Беседа № 3. «История Государственного флага Российского государства».

    Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

    Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена — символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым — императорские, царские, королевские, президентские...

    Первые штандарты в мировой истории представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад.

    Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно — «ручной»), который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

    Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем угод у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, над ними.

    Вопросы для обсуждения:

    Что символизировал цвет флага СССР и что означает нынешний триколор?

    Объясните понятие происхождения слов «герб», «флаг», «гимн».

    Беседа № 4. «Краткая биография Президента Российской Федерации В.В. Путина».

    Президент Российской Федерации — Путин Владимир Владимирович.

    Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985—1990 г. работал в ГДР. С 1990 гг.— помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского Совета. С июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-

    Петербурга. Одновременно — с 1994 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 г. — заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 г. — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 8 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с марта

    1999 г. — Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. С августа 1999 г. — Председатель Правительства Российской Федерации. С 31 декабря 1999 г. — Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

    Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Председатель Государственного Совета. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками.

    У Путина двое детей, дочери Мария (1985 г. р.) и Катерина (1986 г. р.).

    Мини-итоги : Классный руководитель (куратор учебной группы) обобщает рассуждения студентов и призывает их неукоснительно исполнять требования к государственной символике российского государства.

    Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

    Задачи:

    • Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны.
    • Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
    • Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
    • Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».
    • Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
    • Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

    Оборудование:

    • Проектор, экран.
    • Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
    • Текст Конституции Российской Федерации.

    ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

    1. Постановка цели классного часа .

    Вступительное слово (учителя или уч-ся) (Приложение 1 )
    Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2 , Слайд 1) Вы поделились на две команды.
    Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы – баллы.
    Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации(Приложение 2 , Слайд 2).
    – Как называется страна, в которой мы живём?
    – Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
    – Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
    – Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

    II. Символы Российской Федерации

    Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
    Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
    Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
    – Когда сложились современные символы России?
    Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. (Приложение 2 , Слайд 3)
    – Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией . Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это – Президент .
    – Назовите имена президентов РФ (Приложение 2 , Слайд 4)
    – Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

    Штандарт (флаг) президента Российской Федерации (Приложение 2 , Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
    На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
    Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.
    Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации.

    (Приложение 2 , Слайд 6)

    – На этом слайде вы видите Конституцию , на которой проходят инаугурацию наши президенты.
    Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)
    Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

    Вопросы командам:

    – Что за день – 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)
    – В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)
    – Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём.)

    Конституция (от лат. constitutio – устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
    – Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)
    – Для чего они издаются?

    Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

    Блиц-опрос.

    – Из чего состоит Конституция?
    – Сколько в ней разделов? (2)
    – На что они делятся? (Главы)
    – На что подразделяются главы? (Статьи)
    – Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?
    – Какие права человека вы знаете?
    – Когда человек приобретает права?
    – Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
    – Что значат слова: обязанность человека?
    – Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
    – Какие обязанности вы знаете?
    – С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет)
    – Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2 , Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

    Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

    Герб (Приложение 2 , Слайд 9)

    Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
    С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март – ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах).
    Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
    "Герб" в переводе с немецкого языканаследие , наследство .Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука геральдика.

    – Что мы знаем о создании гербов?

    1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука – геральдика. Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

    2 ученик: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

    Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

    3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

    – Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца ?(Приложение 2 , Слайд 10)

    Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы – столицы России.
    Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей – оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

    4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

    – Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

    Командное мини-соревнование: называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.) . Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

    Флаг РФ (Приложение 2 , Слайд 11)

    Дата принятия: 08.12.2000

    – Что такое флаг? (Это символ государства.)
    – Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

    6 ученик. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

    7 ученик. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости.
    Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

    8 ученик.

    Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
    И хартия прав, родимая речь,
    И мир, охраняемый нами,
    И доблесть народа, и доблесть того,
    Кто нам и родней, и дороже всего,
    Кто наше победное знамя!

    А. Ахматова

    Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

    – Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

    9 ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

    – Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

    Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

    – Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства – это гимн.

    Гимн РФ (Приложение 2 , Слайд 12)

    10 ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

    Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления – 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время – бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» – сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».
    В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль – Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».
    Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году , был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять – с учетом опроса общественного мнения – в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия – священная наша держава».

    – Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)
    – Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

    Прослушивание (или исполнение) гимна РФ на слова С.Михалкова. (Приложение 2 , слайд 13)

    Дата принятия: 07.03.2001.

    – Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
    – Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

    III. Итог классного часа

    – О чем мы говорили?
    – Что нового сегодня узнали?
    – О каких символах государства вспомнили?
    – Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
    – Все ли равны перед основным законом РФ?
    – Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

    Определение победителей.





























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

    Задачи:

    Образовательные

    • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
    • способствовать усвоению ЗУН;

    Воспитательные

    • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
    • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

    Развивающие

    • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
    • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

    Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

    Подготовительная работа:

    • поиск информации;
    • создание презентации;
    • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
    • оформление кабинета.

    Время занятия: 40 минут.

    Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

    Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

    Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    I. Организационный момент

    Приветствие

    II. Основная часть

    Вступительное слово классного руководителя

    Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

    Воспитанница:

    Великую землю,
    Любимую землю,
    Где мы родились и живём.
    Мы Родиной светлой,
    Мы Родиной милой,
    Мы Родиной нашей зовём.

    Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

    Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

    Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

    Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

    Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

    Есть и другое понятие: Государственные символы.

    • Что к ним относится? (Ответы учеников)
    • Зачем они нужны?

    Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

    Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

    Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

    Символы РФ: герб

    Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

    что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

    Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

    Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

    Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

    Доклад воспитанницы. (5 мин)

    Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

    В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

    Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

    Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

    Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

    Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

    Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

    (в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

    Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

    Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

    Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

    Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

    На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

    Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

    (учащиеся высказывают свои предположения)

    Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

    Символы РФ: флаг

    Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

    Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

    Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

    Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

    Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

    Воспитанница:

    Три цвета: белый, синий, красный
    На нашем флаге не напрасно.
    Цвет чистоты – чудесный белый,
    Цвет синий – неба символ смелый,
    Цвет красный – это символ чести,
    Под этим флагом все мы вместе.
    В России каждый понимает:
    Флаг россиян объединяет.

    Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

    4-й историк:

    1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

    В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

    Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

    5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

    С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

    Воспитанница:

    Был побежден народный враг
    Народною рукой,
    И сто народов этот флаг
    Взвивают над собой –
    На самой высшей высоте,
    На самой дальней широте,
    Среди полей и городов,
    Меж волн бесчисленных рядов.
    В нем - человечеству привет, -
    И проще в мире флага нет;
    В нем - нашей славы жаркий цвет, -
    И жарче в мире флага нет;
    В нем - нашей силы грозный свет, -
    Сильнее флага в мире нет;
    В нем - правда наших красных лет, -
    Правдивей флага нет!

    Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

    6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

    Воспитанница:

    Пусть крепнет от моря до моря
    Двуглавого сила орла!
    Пусть вечно на вольном просторе
    Россия стоит, как скала!
    Пусть высится гордо и смело…
    Над нею трёхцветный наш флаг
    Во благо славянского дела,
    Врагам всем на зависть и страх!

    Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

    1. Что такое флаг?

    • полотнище на древке или шнуре
    • древка или шнур, определённой раскраски
    • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

    2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

    • конец XVI в
    • начало XVII в
    • середина XVII в
    • конец XVII в

    3. Чей это герб?

    • Алексея Михайловича
    • Петра 1

    4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

    • 1700 г
    • 1703 г
    • 1705 г
    • 1707 г

    5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

    6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

    7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

    Символы РФ: гимн

    Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

    Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

    При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

    Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

    На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

    7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

    8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

    В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

    7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

    В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

    После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

    8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

    Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

    Викторина.

    1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

    Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

    2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

    М.И. Глинки;

    на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

    3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

    III. Подведение итогов

    Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

    Воспитанница:

    Нет на свете родины милее,
    Где других лазурней небеса,
    Солнце ярче, звёзды всех светлее,
    Где отрадны рощи и леса;
    Где в реках стремительные воды.
    Голубеют, словно бирюза,
    Где, когда настанет непогода,
    Весь народ выходит, как гроза!
    Нет на свете Родины дороже.
    Надо всем нам делать для неё,
    Чтобы день, который нами прожит,
    Каждым часом радовал её.
    Всюду все в её раздольях – наше.
    Отдадим ей думы и дела.
    И кругом садами опояшем,
    Чтобы вечно Родина цвела!

    Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
    2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

    Электронные ресурсы.

    1. http://ru.wikipedia;
    2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
    3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
    4. http://flag.kremlin.ru/

    Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

    Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

    Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

    Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

    Какие символы России вы можете назвать?

    (учащиеся предлагают свои варианты)

    Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

    (учащиеся высказывают свои мнения)

    Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

    Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

    Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

    Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

    (в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

    Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

    (учащиеся высказывают свои предположения)

    Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

    У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
    Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

    Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

    Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:

    Снежинки так прекрасны и легки,

    Как совершенны у ромашки лепестки,

    Как на доске строка написанная мелом,

    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

    Спокойны и чисты рек русских воды

    Прозрачны и светлы как вечер зимний

    И благородны и просторны неба своды

    Художник их раскрасил в … (синий)

    Россия много войн пережила

    И наши деды умирали не напрасно

    И верность Родине их к славе привела

    Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

    (на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

    Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

    (выступления учащихся с предположениями)

    Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

    Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

    Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

    Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

    (учащиеся высказывают свое мнение)

    Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

    Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

    (следуют ответы учащихся)

    Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

    Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

    Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

    Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.