Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Основные нормативно правовые акты трудового права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники трудового права. О должностных обязанностях

    Основные нормативно правовые акты трудового права. Подзаконные нормативные правовые акты как источники трудового права. О должностных обязанностях

    Как известно, основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. История развития права показывает преимущества нормативного правового акта по сравнению с другими источниками права: он исходит от строго определенных органов и лиц, принимается в четко обозначенном порядке, имеет установленные форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.

    особенности нормативных правовых актов

    Обратите внимание! Нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. могут применяться бесконечное число раз

    Нормативным правовым актам, в т. ч. в сфере трудового права, присущи следующие особенности:1) они имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет соответствующие органы, должностных лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормо-творческой компетенцией. Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;2) принимаются далеко не всеми, а лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;3) принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию и в силу этого представляют собой акты-документы;4) всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;5) имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Толковый словарь

    Нормативные правовые акты как источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (индивидуальных актов).

    Например, правоприменительными актами являются: решение районного суда о восстановлении работника на работе и оплате времени вынужденного прогула; трудовой договор.

    По общему правилу, правоприменительные (индивидуальные) акты имеют разовое применение, адресованы конкретным (строго определенным) лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

    В отличие от правоприменительных (индивидуальных) актов, нормативные правовые акты общеобязательны и отличаются неконкретностью адресата. Иными словами, они обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех без исключения субъектов, на которых они распространяются. Особое внимание следует обратить на то, что нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. они могут применяться бесконечное количество раз.

    классификация нормативных правовых актов по юридической силе

    В России в настоящее время действует множество нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Чтобы правильно и единообразно применять нормы трудового права, кадровику необходимо уметь дифференцировать на отдельные категории все существующие нормативные правовые акты в трудовом праве.

    Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе. Данное деление с практической точки зрения является наиболее важным, поскольку позволяет верно избирать необходимый для применения нормативный правовой акт. Так, в зависимости от указанного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.

    В нашей стране законы принимаются парламентами (федеральным и субъектов РФ), а также путем референдума. Различаются следующие разновидности законов:1) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);2) федеральные конституционные; например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";3) федеральные; например, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";4) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ; например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 "О социальном партнерстве".

    Законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (Трудовой кодекс РФ) и текущими, относящимися к отдельным вопросам трудового права. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах‚ их правах и гарантиях деятельности" относится к конкретному вопросу трудового права.

    Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления, локальных нормативных актов.

    классификация по другим признакам

    Во-вторых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:1) общефедеральные, например постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";2) региональные, например постановление Правительства г. Москвы от 29.07.03 № 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве";3) межотраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.02.02 № 9 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли";4) отраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.10.01 № 73 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";5) муниципальные, или местные, например решения главы администрации города о режиме работы организаций транспорта;6) локальные, например правила внутреннего трудового распорядка.

    В-третьих, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются по принявшим их органам. Так, различаются нормативные правовые акты, принятые:1) высшим органом законодательной власти РФ - Федеральным Собранием РФ (федеральные законы);2) Президентом РФ (указы);3) высшим органом исполнительной власти - Правительством РФ (постановления);4) федеральными органами исполнительной власти;5) органами государственной власти субъектов РФ;6) органами местного самоуправления;7) работодателями.

    В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, делятся по форме акта на законы, указы, постановления, правила, положения, решения, приказы, инструкции, стандарты, предписания, разъяснения и др.

    В-пятых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются в зависимости от круга работников , на которых они распространяются, на общие, распространяющиеся на всех работников, и специальные, действующие в отношении отдельных категорий работников.

    Общим нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, является, например, постановление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 "О трудовых книжках".

    Примером специального акта служит Закон РФ от 19.02.93 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях".

    система источников трудового права

    Система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусматривается ст. 5 ТК РФ. По сути, в данной статье установлена система источников трудового права.

    Юридической основой для построения, развития и совершенствования системы источников трудового права является Конституция РФ, содержащая важнейшие права и свободы граждан в сфере труда:

    Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод, незыблемы. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, недопустимы.

    Таким образом, абсолютным юридическим верховенством в рамках правовой системы России обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

    Статья 5 ТК РФ подразделяет все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, на две группы: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    трудовое законодательство

    Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из следующих разновидностей законов:
    - Трудовой кодекс РФ;
    - иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
    - законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

    Среди федеральных законов в сфере труда главное место отводится Трудовому кодексу РФ, подписанному Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и введенному в действие с 1 февраля 2002 г. Существенные изменения в действующий ТК РФ были внесены Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов

    Трудовой кодекс РФ является кодифицированным источником трудового права. Он закрепил сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и резко повысил роль федерального кодифицированного акта в этой системе.

    Толковый с ловарь

    Система источников трудового права - это состав, соотношение и взаимосвязь всех нормативных

    правовых актов, содержащих нормы трудового права, в зависимости от предмета трудового права.

    Юридическое верховенство ТК РФ в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находит выражение в следующих положениях:1) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ;2) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат применению в соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ);3) в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ);4) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).

    Исходя из этих позиций, Трудовой кодекс РФ получил законодательный приоритет в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с любыми другими законами и подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного значения.

    иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

    К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, ст. 5 ТК РФ относит следующие разновидности актов:1) указы Президента РФ;2) постановления Правительства РФ;3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;4) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    Трудовой кодекс РФ устанавливает в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следующую иерархию:
    - нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
    - указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
    - постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
    - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
    - законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
    - органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Наконец, ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепила положение о том, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, социально-партнерскими соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения как акты социального партнерства обладают двойственной юридической природой: с одной стороны, они представляют собой договоры, соглашения сторон, с другой стороны, коллективные договоры и соглашения являются специфическими нормативными правовыми актами.

    Как нормативные правовые акты коллективные договоры и социально-партнерские соглашения имеют следующие особенности:1) право их принятия принадлежит уполномоченным представителям сторон социального партнерства;2) они принимаются после проведения коллективных переговоров;3) занимают особое место в системе нормативных правовых актов и играют важную роль в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;4) являются актами временного действия.

    Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, социально-партнерское соглашение, то они не подлежат применению.

    Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, работодатель принимает в пределах своей компетенции.

    В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

    Например, ст. 103 ТК РФ устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 ТК РФ указывается, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

    Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ.

    Коллективный договор, социально-партнерские соглашения могут предусматривать иную форму взаимоотношений между работодателем и представительным органом работников при принятии локального нормативного акта: вместо учета мнения - согласование с представительным органом работников.

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, социально-партнерские соглашения.

    Итак, система нормативных правовых актов как источников российского трудового права имеет следующие особенности:
    - отнесение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ);
    - значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих у конкретных работодателей;
    - наличие особой группы подзаконных нормативных актов, исходящих от специализированного органа государственной власти, занимающегося вопросами регулирования отношений в области труда и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития РФ);
    - участие работников через профсоюзы и иные представительные органы в правотворческой деятельности;
    - дифференциация источников трудового права на общие и специальные.

    Система нормативных правовых актов как источников российского трудового права должна соответствовать международно-правовым актам.

    Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Таким образом, нормы международного права и международные договоры имеют приоритет (при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила) по сравнению с национальным трудовым законодательством РФ.

    Важнейшее значение для трудового права РФ имеют следующие основополагающие международно-правовые акты:1) Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.;2) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;4) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 19 июня 1998 г.;5) Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.

    Кроме того, определяют содержание всех институтов трудового законодательства конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), принятые практически по всем принципиальным вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

    Примеры ратифицированных СССР и Российской Федерацией конвенций МОТ: Конвенция № 52 1936 г. "О ежегодных оплачиваемых отпусках", Конвенция № 111 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенция № 182 1999 г. "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

    судебная практика

    Несколько слов о судебной практике. Как известно, акты судебных органов к источникам права в РФ пока не относятся. Между тем особое место в общем массиве судебной практики занимает такой ее вид, как руководящая судебная практика. Применительно к сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений это постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

    Постановления Конституционного Суда РФ могут признавать те или иные нормативные правовые акты неконституционными. Отсюда следует, что признавать нормативный правовой акт неконституционным, а значит недействительным, в состоянии лишь акт, обладающий по крайней мере не меньшей юридической силой, чем нормативный правовой акт, который признается источником права.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.05 № 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных общес положения п. 2 ст. 278 ТК РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" были признаны не противоречащими конституции РФ. В соответствии с данными положениями трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении договора. Названные положения предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т. е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда.

    Кроме того, данное постановление признало ст. 279 ТК РФ, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

    Это судебное решение было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), и в настоящее время минимальный размер подобной компенсации руководителю организации составляет трехкратный средний месячный заработок.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ всегда учитывались и учитываются при рассмотрении трудовых (и не только) дел, выступая ориентиром в вопросах применения и толкования норм права, устранения пробелов, использования аналогии закона или аналогии права.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 17.03.04 № 2) было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ). вот несколько примеров:
    1) в статьях 57 и 72.1 ТК РФ был учтен п. 16 постановления от 17.03.04 № 2, согласно которому если в трудовом договоре рабочее место работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника;
    2) в подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ учтен п. 39 постановления от 17.03.04 № 2, в результате чего уточнено понятие прогула, который определяется как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
    3) в статье 192 ТК РФ учтен п. 52 постановления от 17.03.04 № 2, вследствие чего ТК РФ определяет, что к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пп. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или п. 1 ст. 336 ТК РФ, а также пп. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

    Сборник ответов по трудовому праву

    Источники и формы российского трудового права.

    Согласно со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется следующими нормативными правовыми актами:

    трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

    иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

    Указами Президента РФ;

    Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

    Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

    Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. При этом нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

    Система источников трудового права имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальная структура обусловлена иерархической соподчиненностью источников трудового права в зависимости от своей юридической силы:

    1) Конституция РФ;

    2) акты международного трудового права (например, конвенции МОТ);

    3) федеральные конституционные законы;

    4) федеральные законы;

    5) указы Президента РФ;

    6) постановления Правительства РФ;

    7) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

    8) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

    9) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

    10) коллективные договоры и соглашения;

    11) локальные нормативные акты.

    Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от половозрастных, отраслевых, территориальных и иных факторов. В этом смысле принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. Примером специального законодательства является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.), который закрепляет в том числе особенности правового регулирования труда членов экипажа морских судов.



    Конституционные основы трудового права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в Российской Федерации. Прежде всего Основной Закон содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых и связанных с ними отношений.

    В части 2 ст. 7 Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В статье 37 Конституции РФ закрепляются:

    1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

    2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

    3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы;

    4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

    5) право на отдых, которое включает гарантии продолжительности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

    Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав. Например, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. В трудовой сфере это право предполагает свободу объединения в профессиональные союзы.



    Наконец, ст. 72 Конституции устанавливает принцип формирования трудового законодательства, согласно которому трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Международно-правовые источники трудового права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Аналогичное правило закреплено и в ст. 10 ТК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

    Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации в социально-трудовой сфере являются конвенции Международной организации труда (МОТ). Например, Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (Женева, 28 июня 1930 г.), Конвенция МОТ N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (Женева, 4 июня 1958 г.) и другие конвенции МОТ представляют собой универсальные или всеобщие международные соглашения. В специальной литературе иногда говорят о существовании Международного трудового кодекса, который образуют конвенции и рекомендации МОТ. В настоящий момент Российской Федерацией ратифицировано более пятидесяти конвенций МОТ.

    Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, можно отметить международные договоры регионального значения, прежде всего акты Содружества Независимых Государств (СНГ), например Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, которая утверждена Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 г.

    Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений между Российской Федерацией и другими странами. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования, стажа и другие. В качестве примера можно привести заключенный 8 декабря 1999 г. в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

    Основным федеральным законом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.), который, не будучи федеральным конституционным законом, занимает особое место в системе трудового законодательства, поскольку все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений должны соответствовать ТК РФ. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется первый. Изменить правила, установленные ТК РФ, можно только путем внесения в него поправок.

    Кроме того, различным вопросам регулирования трудовых и смежных с ними отношений полностью или частично посвящены многие другие Федеральные законы, например, такие как "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О сельскохозяйственной кооперации", "Об альтернативной гражданской службе", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и т.д.

    Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопросы регулируются ТК РФ и федеральными законами. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере: в качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 24 мая 2009 г. N 584 "Вопросы оплаты труда работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в ред. от 30 января 2012 г.).

    Постановления Правительства РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, как правило, принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. В настоящее время постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода перечни, положения и т.п. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое управомочие Правительства РФ на принятие того или иного акта. Например, согласно ст. 253 ТК РФ перечни работ с вредными или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Правительством РФ в связи с этим было принято Постановление от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" (в ред. от 20 июня 2011 г.). Другой пример: ст. 154 ТК РФ предусматривает, что минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так, Правительством РФ было принято Постановление от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", которым было установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада).

    Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимыми в сфере трудового права среди них являются акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России). Как правило, акты Минтруда России конкретизируют и разъясняют действующее трудовое законодательство. В качестве примера можно привести Приказ Минтруда России от 1 ноября 2013 г. N 652н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".

    Помимо актов Минтруда России, большое значение в качестве источников трудового права сохраняют не отмененные акты уже не существующих органов исполнительной власти Российской Федерации (в первую очередь, Минздравсоцразвития России) и даже СССР. В качестве примера здесь можно привести Постановление Минздравсоцразвития от 13 августа 2009 г. N 587н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам следственных органов прокуратуры Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (в ред. от 20 марта 2012 г.), Постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. N 24 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, бериллиевой и ториевой руд в атомной энергетике и промышленности" .

    Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права, могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции.

    Законодательство и подзаконные акты субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указанные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).

    В статье 6 ТК РФ разграничены предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В частности, законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами федерального значения. К ним относятся:

    Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

    Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

    Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

    Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    Систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

    Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

    Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

    Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

    По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения и по тем вопросам, правовое регулирование которых согласно ст. 6 ТК РФ относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Это возможно в случае "правового пробела", то есть когда на федеральном уровне отсутствует соответствующий закон или иной нормативно-правовой акт (так называемое "опережающее нормотворчество" субъектов РФ). Если же впоследствии принимается федеральный нормативно-правовой акт по этим вопросам, то соответствующий акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

    Акты органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ. Как правило, в сферу правового регулирования таких нормативно-правовых актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерства и т.п. В качестве примера можно привести Постановление главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 20 февраля 2008 г. N 43-п "О создании рабочих мест и перечне видов деятельности оплачиваемых общественных работ". Кроме того, на местном уровне обычно устанавливаются особенности труда муниципальных служащих.

    Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам представляют собой особый вид источников трудового права - договор нормативного содержания. Коллективные договоры и соглашения заключаются на двусторонней основе между работниками и работодателями в лице своих представителей. Предметом коллективных договоров и соглашений, как правило, являются условия оплаты труда (ими могут устанавливаться тарифные ставки по организации или отрасли), различного рода доплаты, компенсации и т.п. По соглашению сторон в содержание коллективного договора или соглашения могут включаться самые различные вопросы. Однако согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации.

    Соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 гг.

    Локальные акты. Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации (у конкретного работодателя). Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функции по управлению трудом и организации трудового процесса. Так, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка организации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т.п. Необходимо учитывать, что локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.

    Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов. Например, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюзного органа должны приниматься правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190), график отпусков (ст. 123) и т.п. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

    Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Работодатель направляет проект локального нормативного акта с обоснованием по нему в выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, который в течение пяти рабочих дней направляет работодателю свое мотивированное мнение. В случае несогласия с проектом локального акта работодатель должен в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом и, если согласие так и не будет достигнуто, он вправе принять локальный нормативный акт. Профсоюз в этом случае может начать процедуру коллективного трудового спора. Таким образом, хотя формально процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, однако, по сути, она никак его не обязывает. Иными словами, работодатель может принять локальный акт и при отсутствии согласия профсоюза.

    Между тем абзацем 3 ст. 8 ТК РФ предусматривается, что коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Очевидно, что в этом случае для принятия локального акта требуется именно согласие профсоюза.

    Ст 5 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

    Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

    • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
    • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    • указами Президента Российской Федерации;
    • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

    Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

    Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

    Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

    Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

    Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к статье 5 ТК РФ:

    1. Статья 5 ТК РФ посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

    Таким образом, Трудовой Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который хотя не является в целом законом о труде, содержит ст. 25 и ст. 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

    Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям Трудового кодекса, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

    2. Как следует из ст 5 ТК РФ с комментариями, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

    3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

    4. Ст 5 ТК РФ гласит, что среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ (СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 21).

    Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

    Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет Трудового кодекса. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс.

    5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например: Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437).

    6. Комментируемая статья гласит, что в систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

    7. Статья 5 ТК РФ говорит нам о том, что регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России.

    8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

    Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

    9. Из комментария к статье 5 ТК РФ следует, что в системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

    Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

    Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

    10. Настоящий Трудовой кодекс с комментариями выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

    11. Из комментария к ст 5 ТК РФ следует, что конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

    Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

    Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

    Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

    В статье 5 ТК РФ указано, что верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

    12. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

    Подзаконный акт - это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

    Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются на указы и распоряжения Президента РФ; акты Правительства РФ; акты федеральных министерств и ведомств; акты исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления.

    Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, являются подзаконными нормативными актами и не должны вступать в противоречие с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

    Указами Президента регулируются некоторые вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, условия прохождения государственной службы (в частности, порядок подготовки и проведения аттестации государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа, определения размера денежного содержания и др.). Указами утверждены некоторые уставы о дисциплине.

    Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов. нормативных указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В юридической иерархии источников права постановления Правительства РФ стоят вслед за законами РФ и указами Президента РФ нормативного значения.

    В.Н. Яценко определяет нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации как "официальный письменный документ в форме постановления, изданного на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и выражающего волеизъявление высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации по установлению, изменению или отмене норм права" Яценко В.Н. Применение подзаконных нормативных актов в судебной деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 2003, с. 11. .

    В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства - акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Процедура коллективного принятия постановлений Правительства, как и порядок его деятельности вообще, определяется федеральным конституционным законом.

    В системе источников трудового права постановления Правительства РФ занимают весьма заметное место. Постановления Правительства РФ, как правило, направлены на конкретизацию соответствующего закона или на регулирование отдельных элементов трудового правоотношения, а также осуществление дифференциации в трудовом праве. Однако, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, а нередко и по прямому указанию закона и указу Президента РФ, постановления Правительства РФ не теряют своего значения как источника трудового права, ибо содержат новые нормы, которые, не противореча законам и указам, развивают их См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой - М., 2008, с. 58. .

    В сфере труда действуют также нормативные акты Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и других министерств.

    Последнее место в иерархии федеральных актов занимают ведомственные акты. Они принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Министерстве юстиции РФ и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимают акты Министерства труда и социального развития РФ, которые устанавливали некоторые условия труда (например, режим рабочего времени и времени отдыха для работников отдельных отраслей экономики), определяли типовые нормы труда, утверждали единый тарифно-квалификационный справочник, квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов отдельных отраслей народного хозяйства. Кроме этого Минтруд России принимал акты нормативного толкования - разъяснения, обязательные для правоприменителей.

    "Нормативные правовые акты министерств и ведомств - один из самых многочисленных и наименее организованных структурных элементов системы источников трудового права, - делает обоснованное заключение Е.А. Шаповал. - в этих целях необходимо сокращать множественность таких актов, проводить их консолидацию, повышать согласованность нормативных правовых актов, принимаемых различными министерствами и ведомствами" Шаповал Е.А. Источники российского трудового права: Диссертация... канд. юрид. наук. - М., 2002, с. 131-132. .

    Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, в трудовом праве действуют акты, принимаемые в установленном законом порядке органами местного самоуправления и работодателем.

    Муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимаются населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления

    Решения представительных органов муниципальных образований в сфере труда принимаются обычно по вопросам установления условий труда для работников муниципальных предприятий, заключения трудового договора с руководителем муниципального предприятия, содействия занятости. Встречаются нормативные правовые акты, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.