Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Почему автор считает необходимым рассматривать социальное государство. Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию. Выдержки из текста

    Почему автор считает необходимым рассматривать социальное государство. Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию. Выдержки из текста

    Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    1

    Что относится к проявлениям глобальных экологических проблем?

    1. крайняя бедность некоторых регионов планеты

    2. сокращение разнообразия биологических видов

    3. угроза новой мировой войны

    4. «старение» ряда наций

    2

    Знания, соответствующие предмету познания, называют

    1. истиной

    2. критерием познания

    3. умозаключением

    4. справедливостью

    3

    Верны ли следующие суждения о морали?

    А. Несоблюдение человеком норм морали может повлечь определённые санкции.

    Б. Общество контролирует исполнение своими членами моральных норм, используя силу государственного принуждения.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    4

    Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.

    1. трудность восприятия произведений для неподготовленных зрителей

    2. учёт запросов массового зрителя

    3. обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками

    4. анонимность создателей

    5. установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

    6. коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений

    5

    Конкуренция производителей непосредственно влияет на

    1. темпы инфляции

    2. установление рыночных цен

    3. размеры потребления

    4. дивиденды акционеров

    6

    Что относится к рискам государства от открытия внутреннего рынка для иностранных фирм?

    1. расширение выбора потребителей

    2. увеличение доходов государственного бюджета

    3. сокращение производства отечественных фирм

    4. расширение ассортимента и качества продукции

    7

    На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по благоустройству дачных участков (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).

    Это перемещение может быть связано в первую очередь с

    1. снижением уровня доходов большинства потребителей

    2. ростом цен на дачные участки

    3. увеличением количества фирм, оказывающих услуги ландшафтного дизайна

    4. ростом числа владельцев загородных домов, дач и садовых участков

    8

    Верны ли следующие суждения о потребительском кредитовании?

    А. Потребительский кредит предоставляется банками физическим лицам на приобретение товаров и услуг.

    Б. Видом потребительского кредита выступает автокредит.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    9

    Существуют различные значения понятия «экономика». Какие положения иллюстрируют экономику в значении «наука»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. определение факторов производства, необходимых для улучшения снабжения населения продовольственными товарами

    2. оказание парикмахерских услуг

    3. изучение спроса на моющие средства

    4. производство лекарственных препаратов

    5. оптовая продажа партии холодильников

    6. расчёт динамики изменения курса валют

    10

    В стране Z возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека. Это пример

    1. социальной стабильности

    2. социального неравенства

    3. социализации

    4. социальной мобильности

    11

    Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

    Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    12

    Какие примеры иллюстрируют хозяйственную функцию современной семьи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк

    2. взрослые дети помогают продуктами своим престарелым родителям

    3. бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку

    4. отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях

    5. на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль

    6. супруги решили открыть собственную парикмахерскую

    13

    Парламент РФ называется

    1. Советом Федерации

    2. Государственной думой РФ

    3. Федеральным Собранием РФ

    4. Конституционным Собранием РФ

    14

    В государстве Z глава государства получает власть по праву наследования, он утверждает главу кабинета министров. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство - абсолютная монархия?

    1. Монарх выступает в качестве символа единства нации.

    2. Власть монарха передаётся по мужской линии.

    3. Государство имеет в своём составе административно-территориальные единицы.

    4. Вся полнота власти сосредоточена в руках монарха.

    15

    Верны ли следующие суждения о многопартийности?

    А. При многопартийной системе различные партии и движения конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей.

    Б. При многопартийной системе партии выражают интересы различных социальных групп.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    16

    Государство Z имеет тоталитарный политический режим. Какие признаки будут для него характерны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. наличие единственной массовой партии во главе с харизматичным лидером

    2. господство официальной общеобязательной идеологии

    3. наличие развитого гражданского общества

    4. обеспечение принципа реального разделения властей

    5. система физического и психологического террора

    6. политический плюрализм

    17

    Какой юридический факт служит основанием возникновения гражданских правоотношений?

    1. нарушение правил пожарной безопасности

    2. превышение разрешённой скорости движения транспортного средства на 45 км/ч

    3. потребление спиртных напитков в неположенных местах

    4. приобретение автомобиля

    18

    Верховный Суд РФ разработал поправки в Уголовный кодекс РФ. В какой орган власти должны быть направлены на обсуждение и возможное принятие данные поправки?

    1. в Правительство РФ

    2. в Государственную думу

    3. в Совет Федерации

    4. в Конституционный суд РФ

    19

    Верны ли следующие суждения о принципах уголовного процесса?

    А. Потерпевший может отказаться свидетельствовать против близких родственников.

    Б. Только сторона обвинения имеет право собирать доказательства по делу.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    20

    Ивану 9 лет, Петру 14 лет. Найдите в приведённом списке общие черты, характеризующие правовой статус обоих подростков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. наследовать имущество

    2. распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

    3. жить и воспитываться в семье

    4. совершать мелкие бытовые сделки

    5. самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав

    6. работать в свободное от учёбы время с согласия одного из родителей не более четырёх часов в день с лёгкими условиями труда

    21

    Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство. Какие положения будут характеризовать Россию как социальное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

    2. реализация принципа разделения властей

    3. выплата пенсий и социальных пособий

    4. защита свободы совести

    5. гарантирование возможности получить бесплатно медицинскую помощь и образование

    6. защита прав частных собственников

    22

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    23

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) регулирование деятельности и поведения людей; 2) интеграция общества; 3) передача социального опыта; 4) закрепление и воспроизводство общественных отношений; 5) деятельность социальных институтов.

    24

    Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

    1) суждение; 2) выдвижение гипотез; 3) эксперимент; 4) измерение; 5) наблюдение; 6) восприятие.

    Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    25

    Установите соответствие между социальными фактами и современными тенденциями развития образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    26

    Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Социальные предписания, закрепившиеся в общественном сознании, имеют поистине огромное значение для развития социума. (Б) Запреты или разрешения, принятые в обществе, выступают в виде социальных норм. (В) Свои нормы существуют и в студенческой жизни. (Г) Российский союз ректоров предложил принять кодекс правил для студентов высших учебных заведений. (Д) Уже прошла пресс-конференция, собравшая много участников.

    Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    27

    «Государство - центральная организация ______ (А) общества, обладающая верховной властью на определённой территории. Оно имеет исключительное право издавать общеобязательные ______ (Б) и использовать в необходимых случаях насилие. Этот институт имеет наделённый властными полномочиями _______ (В) с особым слоем государственных служащих. Государство имеет также аппарат принуждения, включающий в себя _____ (Г), полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

    Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, ______ (Д) и порядка, регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования, развитие средств связи и другие. Внешняя функция - отстаивание государственных интересов в ______ (Е)».

    Список терминов:

    1) государственный аппарат

    2) политическая система

    3) безопасность

    4) парламент

    5) международные отношения

    6) муниципальные органы

    8) правовое государство

    9) правовая норма

    А Б В Г Д

    Часть 2.

    Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

    «Для того, чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указывают на то, что средний гражданин не соответствует идеальной модели. Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Можно сказать, что ещё меньшее количество граждан участвует в политической жизни, - то есть ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации. И, несмотря на то, что среднему гражданину доступны целые потоки информации, он мало разбирается в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах...

    Предполагалось следующее решение проблемы повышения уровня гражданской компетентности в демократических странах: гражданам обеспечивается минимальный необходимый уровень знаний, гарантирующий своего рода минимальную политическую грамотность. Уровень их понимания проблем постоянно повышается за счёт широкой доступности надёжной и дешёвой информации через масс- медиа. Конкурируя за голоса избирателей, кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы о политике, программах и предложениях партий и выдвигаемых ими кандидатов, а также о том, заслуживают ли доверия лидеры этих партий, насколько они честны и компетентны. Обладая информацией такого рода, граждане могут требовать от политиков или партий отчёта в их деятельности накануне следующих выборов...

    Но если в прошлом такие традиционные способы разрешения проблем, связанных с гражданской компетентностью, действовали успешно, события последних лет поставили их жизнеспособность под вопрос. Этому есть три причины:

    1) изменения масштабов общественной жизни;

    2) возрастающая сложность общественной жизни;

    3) изменения в технологии коммуникаций».

    (Роберт Л. Даль )

    28 . На основании текста укажите, какие два фактора традиционно содействовали повышению минимального необходимого уровня знаний, гарантирующих политическую грамотность граждан.

    1. «широкая доступность надёжной и дешёвой информации через масс- медиа»;
    2. конкуренция за голоса избирателей, в ходе которой «кандидаты вынуждены обеспечивать граждан информацией, на основании которой последние могли бы сделать сознательные выводы».
    1. Ответ на вопрос, допустим: «Средний гражданин не соответствует идеальной модели»;
    2. Три основания авторского мнения:
    • незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой;
    • мало граждан участвует в политической жизни (ведут активные агитационные кампании, работают на какую-либо политическую партию, посещают политические митинги и демонстрации или являются членами какой-либо политической организации);
    • граждане мало разбираются в политических вопросах и платформах кандидатов на выборах.

    30 . Назовите любые две социальные роли гражданина в политической сфере, упомянутые в тексте. Назовите ещё одну роль, не упомянутую в тексте. Объясните, как политические знания способствуют более эффективному выполнению любой названной вами роли.

    1. две социальных роли гражданина в политической сфере (по тексту), например:

    • политик,
    • избиратель,
    • лидер партии;

    2. ещё одна роль, допустим

    • профессиональный политик (депутат, парламентарий, президент),
    • участник общественно - политического движения,
    • член политической партии;

    3. объяснение, например:

    • знания о направлениях политики государства в предшествующий период позволяет политикам обосновать необходимость реформ,
    • знание избирательного закона помогает избирателям обнаружить нарушения, допущенные в ходе выборов,
    • знание депутатами процедуры внесения поправок ускоряет их обсуждение и принятие,
    • знание прав человека и законных способов их защиты позволяет участникам общественно-политического движения цивилизованно выражать своё мнение и др.

    31 . Какие три причины, названные автором, мешают разрешать проблемы гражданской компетентности традиционным способом? Раскройте названные автором причины.

    1. три причины (по тексту):

    • изменения масштабов общественной жизни,
    • возрастающая сложность общественной жизни,
    • изменения в технологии коммуникаций;
    • нужно учитывать процесс глобализации, понимать, какие глобальные проблемы проявляются в общественной жизни,
    • нужно учитывать множество взаимосвязанных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни;
    • нужно учитывать возможности компьютерных технологий, мгновенную передачу информации.

    32 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушениях, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

    1. Смысл понятия, например: «Правонарушение - общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права»;
    2. Могут быть приведены следующие предложения:
    • «Правонарушения делятся на проступки (административные, гражданские, дисциплинарные) и преступления»;
    • «Правонарушение влечёт за собой юридическую ответственность».

    33 . Назовите любые три вида (пути) познания мира и проиллюстрируйте примером каждый из них.

    1. научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);
    2. художественное познание, или искусство (информация об исторических фактах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);
    3. житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребёнка за падающими предметами, льющейся водой и т. п.).

    34 . Известный экономист высказал мнение, что неизбежным следствием развития конкуренции является возникновение монополий. Используя обществоведческие знания, выскажите два аргумента (обоснования) в подтверждение и два в опровержение этого мнения.

    1. в процессе конкуренции происходит поглощение (вытеснение) слабых компаний, в результате может остаться всего несколько сильных игроков;
    • в результате конкуренции крупным компаниям выжить легче;

    2. аргументы (обоснования) в опровержение, например:

    • развитие конкуренции способствует созданию новых фирм;
    • уникальность продукции может дать небольшим фирмам конкурентные преимущества.

    35 . Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    1. Понятие об отклоняющемся поведении .

    2. Причины отклоняющегося поведения:

    а) влияние семьи и семейного воспитания;

    б) наличие особенных способностей и талантов;

    в) кризисные явления в обществе;

    г) проблемы социализации молодежи.

    3. Виды отклоняющегося поведения :

    а) позитивное;

    б) девиантное;

    в) делинквентное.

    4. Формы девиантного поведения :

    а) алкоголизм;

    б) табакокурение;

    в) наркомания;

    г) проституция и пр.

    5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

    Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    36.1 Философия «Человек вынужден непрерывно изменять и совершенствовать свои представления о мире». (И. Земан)
    36.2 Экономика «Стратегическое решение проблемы безработицы - увеличить побуждения людей к экономии, инвестициям, работе и найму других». (М. Фридмен)
    36.3 Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)
    36.4 Политология «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности». (И. Кант)
    36.5 Правоведение «Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступников». (И. Гёте).

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Задания С1-С4. Материал к экзамену в 10 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вариант 49

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Общество - сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

    Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс

    рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения - это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

    Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

    Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития.

    (Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 81-82.).

    С I . Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

    С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный про гресс» . Какое из них является более широким по своему содержанию?

    СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции.

    С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 21

    «Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>

    Государство обязано и за счет собственных ресурсов и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>

    «Представляется, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным по исторической и логической причинам. <...>

    В равной мере было бы ошибочным противопоставлять эти явления, считать их абсолютно самостоятельными и нетождественными, равными себе, т. е. самоценными и достаточными. Следование абсолютам и здесь нанесло бы ущерб истине. Культура и цивилизация - сложнейшие социальные образования, нуждающиеся в глубоком и всесторонне сопоставленном анализе. <...> Различия между цивилизацией и культурой выходят за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая общность создает адекватные себе институты, среди которых по важности первенствует государство с присущей ему системой права. Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических отношений. Она покоится на них и гражданском обществе.

    У культуры тоже есть свои институты, в том числе государственные. <...> Государство служит связующим звеном между культурой и цивилизацией. При этом культура не меняет своей исконной природы творца ценностей, своих функций их сбережения, воспроизводства и распространения»

    (Миголатьсв А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 71 - 72, 82.).

    С1. На основании текста раскройте сущность понятия « цивилизация ».

    СЗ. Почему автор считает, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным? Приведите два объяснения с опорой на знания обществоведческого курса.

    С4. Автор утверждает, что у культуры, как и у цивилизации, имеются свои институты, в том числе государственные. Используя знания обществоведческого курса и свой социальный опыт, назовите не менее трех институтов культуры.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 35

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «...Цивилизация и культура выступают в истории не как антиподы; их противоположность не абсолютна, она возникает и развивается в рамках относительного единства этих двух разных «половинок» человеческого бытия. <...>

    Ценности цивилизации носят универсальный, общезначимый характер. <...> Чем эти ценности являются более распространенными и доступными для широкой народной массы, тем они полезнее и значимее в иерархии цивилизационных достижений. <...> Антиценностями или антиподами подлинных гражданских завоеваний выступают примитивный натуральный продуктообмен, диктатура и несвобода, различные формы социальной и личной зависимости.

    Цивилизационные универсалии, полезные людям, формируются обычно в течение длительного времени, годами и веками, обеспечивая поступательное развитие общества по пути прогресса, расширяя мировые связи и отношения, содействуя вовлечению в активную гражданскую жизнь значительных слоев населения. В этом состоит их прогрессивная общественная функция.

    Эти и подобные им другие ценности в нашей обществоведческой литературе последних лет именуются обычно как общечеловеческие»

    (Миголатьев А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 76-77.).

    С2. На основании текста определите, в чем состоит прогрессивная общественная функция цивилизационных ценностей?

    СЗ. Автор, анализируя ценности цивилизации, подчеркивает их универсальный, общезначимый характер. Приведите по одному примеру таких ценностей применительно к экономической, социальной, политической сферам общественной жизни, используя содержание текста и обществоведческие знания.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 43

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космополитизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом - тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определенного социально-философского подхода, никогда не реализуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так. же необходима и неизбежна, как их дифференциация. <...>

    Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. <...>

    И все же слишком оптимистическое восприятие современной глобализации столь же несостоятельно, как пессимистическая ее оценка»

    (Воронович. Б. А., Торукало В. П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С. 178, 181, 182.).

    С1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

    СЗ. Авторы заявляют, что глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведите обоснование данного утверждения.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 45

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он ни находился. Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. <...>

    Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека - это гуманизм современной эпохи. <...>

    Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придает правам личности многогранность и многоплановость. <...>

    Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придется отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закрепленные в обществе»

    (Гусев А. Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 82-83, 85.).

    С1. На основании текста выделите основные признаки прав человека.

    СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите не менее трех примеров прав человека. Почему автор утверждает, что права человека - это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте.

    С4. Автор признает различия между правами человека и гражданина. Однако их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Приведите соответствующие примеры.

    Термин «социальное государство» подчеркивает именно то обстоятельство, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. <...>

    Важно подчеркнуть, что социальное государство рассматривается в неразрывном единстве с правовым государством» (Смолъков В. Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 99-100.).

    С1. На основании текста определите факторы, обеспечивающие достойную жизнь человека. Какой из них является главным?

    СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте три признака социального государства.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 50

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Индивидуальность означает отграниченносгь, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая.индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...> Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <...>

    Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

    Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <...> Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение

    “меня самого”»

    (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

    С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

    С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества?

    С4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

    Предварительный просмотр:

    10 класс. Обществознание

    ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ

    1. Общество. Функции общества. Общественные отношения. Общество как развивающаяся система. Сферы общественной жизни и их характеристика. Общество и природа.
    2. Социальные институты. Комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. Типологии обществ. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества (фактор производства, продукт производства, черта производства, характер труда, занятость населения, социальная структура).
    3. Многовариантность общественного развития. Реформа и их виды. Революция и их виды. Понятие общественного прогресса.
    4. Теории происхождения человека. Человек как биологическое существо. Отличия человека от животного. Человек как социальное существо.
    5. Виды потребностей человека. Разумные потребности. Иерархия потребностей по Мослоу. Интерес. Склонность. Деятельность человека.
    6. Деятельность. Деятельность человека и активность животного: различия. Основные компоненты деятельности. Виды деятельности (игра, общение, учение, труд).
    7. Общение. Структура общения. Функции общения. Творчество. Важнейшие механизмы творческой деятельности.
    8. Мышление. Роль языка в процессе мышления. Этапы процесса мышления. Типы мышления и сущность. Цель и смысл жизни человека.
    9. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
    10. Внутренний мир человека. Структура духовного мира личности. Мировоззрение. Структура мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет.
    11. Сознание. Структура сознания. Самосознание. Самопознание. Самооценка. Образ «Я» («Я» - концепция). Рефлексия.
    12. Поведение. Социальное поведение. Массовое поведение. Групповое поведение. Просоциальное поведение. Образцы, принятые в обществе. Свобода и ответственность личности.
    13. Познание. Как рассматривали возможность познания мира следующие философские направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм? Виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его виды. Интуиция. Эмоции и чувства. Заблуждение. Ложь.
    14. Истина. Объективная истина. Абсолютная истина. Относительная истина. Разница между абсолютной и относительной истинами. Критерий истины. Практика. Формы практики. Функции практики.
    15. Знание. Житейское знание. Научное знание. Практическое знание. Художественное знание. Рациональное знание иррациональное знание. Личностное знание. Формы знания (ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное)
    16. Научное познание. Особенности научного познания. Уровни научного познания (эмпирический, теоретический). Формы научного познания (научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория). Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция, идеализация, формализация, математизация).
    17. Социальные науки. История. Культурология. Политология. Правоведение. Социология. Философия. Экономика. Эстетика. Этика. Социальное и гуманитарное знание. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Виды социальных фактов. Процесс интерпретации социальных фактов. Факторы, которые влияют на оценку социального факта.
    18. Малая группа. Групповые нормы. Условные и реальные группы. Формальные и неформальные группы. Референтная группа. Конформность. Виды лидерства.
    19. Семья. Особенности семьи как малой группы. Типы семьи. Функции семьи. Гендерное поведение. Семейное воспитание (ресурсы семьи, цель воспитания, стиль воспитания).
    20. Неформальные молодёжные группы. Просоциальные, асоциальные, антисоциальные молодёжные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.

    Практические задания.


    Читайте также:
    1. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). - Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
    2. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
    3. Б- положение той же самой точки Р характеризуется двумя другими числами, если я стою на прежнем месте, но повернулся в сторону.
    4. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЯ. ВЛИЯНИЕ ДОХОДА И ЦЕН НА ПОЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ.
    5. В классической логике каждое суждение понимается либо как истинное, либо как ложное. Это положение получило название принципа двузначности.
    6. В память о Харитоне и Дмитрии Лаптевых море, простирающееся от Таймыра до Новосибирских островов, берега которого первыми исследовали братья, назвали морем Лаптевых.

    (1)Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (2) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких-то связях глобализации с культурой как таковой. (3) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным ее стимулятором – индустриально производимой массовой культурой. (4) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

    Определите, какие положения текста носят:

    А. фактический характер

    Б. характер оценочных суждений

    33. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен
    ряд слов.

    «________ (1) современные ученые называют процесс форми­рования единого человечества. Происходит активное развитие

    мировой экономики и мировой системы (2), внедряются

    единые представления об оптимальном социально-политическом

    устройстве, распространяется______________ (3). Глобализация - (4)

    процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, проис ходит становление (5) общества, с другой - обостряются

    экономические разногласия стран Запада со странами «третьего
    мира», обостряется проблема (6)».

    Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не­обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именитель­ном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в спис­ке больше, чем вам необходимо выбрать.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

    A) диалог культур
    Б) разделение труда

    B) общество

    Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер

    34. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

    (1)Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так на­зываемый Римский клуб - международную неправительствен­ную организацию, цель которой - изучение проблем современ­ного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилиза­ции. (З)Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Рим­ского клуба принимают участие специалисты из разных стран.



    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    ЧАСТЬ С

    Ключи от будущего

    XXI век глобализации и информатизации не только открывает но­вые возможности экономического роста, социального прогресса, уре­гулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под си­лу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, соци­альной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключе­вой элемент государственной стратегии.

    Осознание необходимости ответственности государства за экономиче­скую и социальную защищенность каждого его жителя стало доми­нирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально-экономических гаран­тий населению является не только условием социальной стабильно­сти, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расшире­ния налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, ин­теллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но и фактором ее экономического роста. Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «чело­веческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к дос­тижениям научно-технического прогресса.



    Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стан­дарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.

    В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких про­блем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация насе­ления по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т.е. доходов, связанных с ны­нешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечи­вают для значительной части населения даже доход на уровне про­житочного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социаль­ные функции.

    Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положе­нии населения...

    Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитив­ные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9% рас­ходной части федерального бюджета на 2002 г.). в то время как рас­ходы на социальную лолитику составляют всего 27,5% (в США иа социальные статьи приходится около 2/3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и кон­троль за ее исполнением.

    1) с одной стороны, процессы глобализации и информатизации от­крывают новые возможности экономического роста и социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов; 2) с другой стороны, эти процессы повышают уязвимость и соци­альную незащищенность человека перед новыми угрозами в ус-ловияхг нестабильного общества.

    2. В тексте отмечено значение обеспечения социально-экономических гарантий населения как фактора экономического роста в стране. Подтвердите четырьмя примерами это влияние.

    В ответе должно быть отмечено, что обеспечение социально-экономических гарантий населению выступает: 1) условием социальной стабильности; 2) фактором трудовой мотивации; 3) причиной расширения налоговой базы; 4) условием увеличения потребительского спроса; 5) фактором повышения конкурентоспособности населения.

    З. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

    В ответе могут быть названы: 1) законодательное установление минимального размера оплаты труда; 2) меры по обеспечению занятости населения; 3) меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения; 4) гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

    4. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направ­ленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, на­правленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации

    В ответе могут быть названы следующие направления государственных расходов: 1) образование 2) здравоохранение и физическая культура; 3) социальная политика; 4) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и по­следствий стихийных бедствий.

    Текст

    «Рассматривая «качество жизни» с позиций глобали­зации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошел к пределам свое­го развития в биосфере, что и породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне. Глобализация последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете.

    Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом); материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

    Федорах Л. М.

    1. На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

    Порождение смутного желания нового качества жизни обусловлено тем, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере

    Глобальный уровень решений, принимаемых совре­менным человеком, по мнению автора, предполагает его личную, нравственную ответственность, возмож­ную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения
    качества жизни общества. Представления человека о качестве жизни могут существенно воздействовать на состояние окружающей среды. Естественна и обратная связь между состояни­ем окружающей среды и процессами, происходящими в обществе

    З. Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя звания обществоведческого и социальный опыт, приведите не менее трех примеров такой практической деятельности человека.

    В качестве примеров практической деятельности чело­века могут быть приведены: развитие энергетики, ме­тоды биотехнологии, развитие Интернета, искусствен­ное изменение ландшафтов и др

    4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся поня­тия «качество жизни» и «уровень жизни»? Какое из них более широкое по своему содержанию? Раскройте сущ­ность понятия «уровень жизни».

    Понятие «качество жизни» принципиально отличает­ся от понятия «уровень жизни». Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни. Таким обра­зом, по своему содержанию понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». Уровень жизни - это степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных Групп и членов общества

    Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космопо­литизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом – тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определен­ного социально-философского подхода, никогда не реали­зуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так же необходима и неизбежна, как их дифференциация.

    Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления.

    И все же слишком оптимистическое восприятие совре­менной глобализации столь же несостоятельно, как пес­симистическая ее оценка»

    Воронович Б. А., Торукало В. П.

    1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

    Основными тенденциями жизни человека и общества являются: тенденция к единению всего человечества, к глобализации; тенденция к обособлению, разделе­нию человечества. Авторы утверждают, что эти тенденции невозможно реализовать, потому что в реальной жизни людей, стран и народов универсализация так же необходима и неизбежна, как дифференциация

    По мнению авторов, антропологическим корнем глоба­лизации является способность или потребность чело­века в общении. Людей заставляет совершенствовать механизм глобализации необходимость передавать и получать опыт и ценности друг друга

    З. Авторы заявляют, что глобализация является не­обходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведи­те обоснование данного утверждения.

    В качестве обоснования утверждения может быть при­ведено следующее: глобализация обеспечивает интег­рацию Народов и государств в единую целостность, что позволяет им решать свои жизненные проблемы наи­более эффективным образом, используя опыт разви­тия друг друга

    Авторы рекомендуют при оценке современной глоба­лизации уйти от абсолютизации либо оптимистичес­кого, либо пессимистического ее восприятия, посколь­ку глобализация является противоречивым процессом. В одном отношении она позитивна, так как сближает людей, страны, народы, открывает им новые возмож­ности развития, модернизирует их образ жизни. В другом отношении глобализация негативна, ибо приводит к универсализации таких явлений, как тер­роризм, экстремизм, агрессивный сепаратизм, техно­генный катастрофизм, национализм, и вообще всех проблем, с которыми сталкивается современная циви­лизация (экологических, энергетических, демографи­ческих и др.)- В этом плане глобализация дискомфорт­на, осложняет бытие человека, приносит ему страда­ния и неудовлетворенность. Именно эта сторона глобализации и является объектом современного ан­тиглобализма.

    Основы работы с текстом.

    1. С чего начинать работу с текстом?

    Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

    Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

    2. Нужно ли определять главную идею текста?

    Да, нужно.

    3. В каком порядке отвечать на вопросы?

    Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

    4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

    Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

    5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

    Внимательно прочитать задание;
    понять, что именно требуется для успешного ответа;
    уяснить, из каких частей складывается задание;
    стараться выполнить все задание;
    если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
    не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
    старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
    сформулировав ответ, проверьте его правильность.

    Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

    Пример задания
    Текст к заданиям С1-С4.

    Государство в условиях рыночной экономики

    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

    (А. Пороховский)

    С1.

    С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

    С3.

    С4.

    Ответ:

    С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

    В ответе могут быть названы следующие функции:
    1) борьба с монополиями;
    2) поддержка и развитие конкуренции;
    3) поддержка стабильности рыночной системы.

    Указаны три функции

    Указаны две функции

    Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

    Максимальный балл

    Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
    1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
    - благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
    - расширение производства общественных благ;
    - создание правового поля в финансовой сфере.
    2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
    - принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
    - борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
    - проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
    Могут быть приведены другие примеры

    Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

    Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

    Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

    Максимальный балл

    С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

    В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
    1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
    2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
    3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
    4) стимулирует снижение затрат производства.
    Возможны иные правильные ответы.

    Указаны три позиции

    Указаны две позиции

    Указана одна функция

    Ответ неправильный

    Максимальный балл

    С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
    2) приведены два аргумента, например:
    в демократическом обществе
    - налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
    - судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
    3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
    - предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
    - избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
    Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

    Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

    Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

    Максимальный балл

    Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

    Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

    С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

    При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

    При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

    Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

    Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

    Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

    Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

    Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

    Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

    Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

    Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

    Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

    Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.