Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Признаки банкротства субъектов естественных монополий. Банкротство предприятий естественных монополий

    Признаки банкротства субъектов естественных монополий. Банкротство предприятий естественных монополий

    Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
    Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника. Перечень такого имущества содержит Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

    Банкротство субъектов естественных монополий

    Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

    1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

    2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

    3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    Статья 198 . Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

    Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

    Статья 199 . Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

    1. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

    2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

    Статья 200 . Внешнее управление субъектом естественной монополии

    1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

    2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

    Статья 201 . Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

    1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве , в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

    Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

    2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

    согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

    принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

    наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

    При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, последствия банкротства ип заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

    3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

    При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Дешевое банкротство ИП. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

    4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

    5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

    6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

    Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

    Основные положения

    Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

    Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    Ключевые особенности

    Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
    Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
    Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

    • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
    • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

    До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.

    Евгений Лавренов

    Руководитель практики банкротства ЖКХ
    Стаж арбитражного управляющего более 15 лет
    Имеет допуск на субъекты естественных монополий
    и к совершенно секретным сведениям (2 форма)

    «Реформа ЖКХ по-русски, это когда вы потребляя в два раза меньше платите всего лишь в полтора раза больше»

    Народная мудрость

    Я сдал экзамен на 1ую лицензию арбитражного управляющего в 1998 году. До этого занимался инновационными разработками на оборонном предприятии и уже забытый кризис 98 года подтолкнул меня кардинально сменить сферу деятельности. Я не ошибся.

    С того кризиса прошло уже 15 лет, а профессия арбитражного управляющего не менее актуальна. Первым доверенным мне Федеральной службой по банкротству предприятием стало коммунальное хозяйство города Ногинска Московской области и так повелось, что в основном на предприятиях ЖКХ я специализируюсь все последние 15 лет.
    Плановоубыточные предприятия ЖКХ уже не встречаются.

    Все тарифы проходят защиту и процедуру согласования в региональных энергетических комиссиях и поэтому, минимум 10% рентабельности заложено везде. Неплатежеспособность предприятий ЖКХ связано с неплатежами со стороны населения, управляющих компаний и отсутствием компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета различных уровней. Встречаются и преступные схемы намеренного накопления кредиторской задолженности в целях использования высвободившихся средств и постоянного последующего банкротства. Не исполнение обязательств по налогам и сборам, перед энергетиками и газовиками, перед поставщиками и подрядчиками, часто является основанием для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ЖКХ.

    Далее ситуация развивается по двум стандартным сценариям. Первое, что подлежит анализу, - выведено ли собственником имущество с предприятия или нет? Чтобы МУПы не отвечали перед кредиторами по своим обязательствам всем имуществом муниципалитеты придумывают различные ухищрения. Держат имущество в казне и передают в аренду или в управление предприятиям, либо изымают все имущество на грани банкротства и передают из одно предприятия в другое. Создавая тем самым для себя дополнительные риски в связи с признаками преднамеренного банкротства.


    Если у вас в должниках такое предприятие, вам необходимо постоянно отслеживать намерения администрации. Вошедшее уже в привычку решение бросить МУП с долгами и создать новый, вот чего вам стоит опасаться.


    При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.


    Не вдаваясь в детали, скажу, что каждая ситуация имеет свои особенности, но в любом случае, если действуют профессионалы банкротства можно рассчитывать на возврат имущества в конкурсную массу, или привлечения администрации к субсидиарной ответственности по всем долгам предприятия ЖКХ. В последние годы в этой области стала складываться хорошая судебная практика. МУПы должны отвечать по долгам всем своим имуществом, а муниципалитеты не вводить в заблуждение рынок. Если администрация готова отвечать только уставным капиталом в 10 тыс. рублей, то и регистрировать нужно ООО, чтобы контрагенты поставляя товар или оказывая услуги без предоплаты, правильно оценивали свои риски. У нас есть очень хороший опыт, который в московском регионе стал практикообразующим.


    Все имущество МУП, находящееся в муниципальной собственности составляет конкурсную массу и подлежит продаже конкурсным управляющим с торгов в форме конкурса. Единственным дополнительным условием для покупателя будет обязательная его эксплуатация в соответствии с целевым назначением.


    С точки зрения частного инвестора самыми привлекательным считается водоснабжение и водоотведение. Менее рентабельно отопление и горячее водоснабжение, еще менее привлекательно обслуживание жилого фонда, где развивается борьба за новостройки, а ветхий фонд достается в нагрузку. Достаточно интересен вывоз мусора и эксплуатация свалок ТБО, но эту деятельность не всегда в рамках банкротства удается выделить в отдельный бизнес.

    Примеры банкротства предприятий ЖКХ из нашей практики

    Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов

    • Алексей Рупчев Арбитражный управляющий г. Снежногорск, Мурманская область

      Оказывает услуги отопления и горячего водоснабжения населению трех закрытых административно-территориальных объединениях Мурманской области.

      Владеет тремя мазутными котельными, распределительной сетью и всеми обслуживающими и вспомогательными активами.

      Хозяйственная деятельность ведется в ходе процедуры банкротства предприятия и невозможно ее прекращение в связи с социальной значимостью.

      Формируется имущественный актив для реализации эффективному инвестору.

    • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Калининград

      ОАО «Калининградская генерирующая компания» создана в соответствии с Соглашением между Правительством Калининградской области и РАО «ЕЭС России». В состав КГК вошли Гусевская ТЭЦ, ГРЭС-2, Зеленоградская ВЭС, ТЭЦ-1, РТС Южная. Калининградская генерирующая компания крупнейший производителей тепла и электроэнергии в Калининградской области. Компания производит в год: свыше 18 млн. кВт·ч электроэнергии.

      С заявлением о банкротстве Калининградской объединенной энергетической компании в суд обратилась нефтяная компания ЛУКОИЛ, в связи с задолженностью за поставки мазута на котельные области.

      Социальная значимость объекта, активная позиция администрации, кредитора и антикризисной команды позволило заключить мировое соглашение и предотвратить банкротство предприятия.

    • Александр Погорелов Арбитражный управляющий г. Калуга

      Процедура возбуждена по заявлению ФНС России. В активах предприятия имелось два земельных участка, выделенных под организацию полигона ТБО и спецтехника для вывоза, складирования и рекультивации мусора и отходов г. Малоярославец Калужской области.

      Ситуация была осложнена решением городского суда о запрете эксплуатации свалок, в связи с расположением границ участков в близи от населенных пунктов. Антикризисной команде Гильдии удалось получить отсрочку на исполнение судебного решения. На протяжении двух лет в рамках процедуры конкурсного производства продолжалось ведение хозяйственной деятельности должника и удалось сконцентрировать денежные для частичного расчета с кредиторами.

      В последующем один земельный участок, в рамках замещения активов, был внесен в уставный капитал дочернего общества и реализован на торгах. Второй же в исполнение судебного решения был рекультивирован. Уже после изменения категории и разрешенного вида использования на ИЖС, тоже реализован с торгов.

    • Эдуард Курилов Арбитражный управляющий г. Клин, Московская область

      Предприятие отвечало за уборку, благоустройство, озеленение и вывоз мусора из городского округа Клин. Процедура банкротства инициирована по заявлению ФНС России, в связи с задолженностью по обязательным платежам.

      Вся хозяйственная деятельность предприятия и бизнес должника был передан новой организации. Обеспечена непрерывность оказания социально значимых коммунальных услуг населению города.

      Туда же переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

    • Андрей Кондрашкин Арбитражный управляющий г. Сергиев-Посад, Московская область

      Сергиево-Посадское ЖКК является первой управляющей компанией Сергиева-Посада и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию городского жилого фонда.

      Процедура банкротства предприятия была инициирована в связи с задолженностью перед энергоснабжающими организациями. Управление жильем передано в новые управляющие компании, туда же переведены все работники.

      В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности организаций и населения за коммунальные услуги. В том числе часть имущества реализована коллекторским агентствам.

    • Юрий Тарасов Арбитражный управляющий г. Воскресенск, Московской области

      Служба единого заказчика ЖКК объединило активы всех муниципальных предприятий Воскресенского района на общую сумму более 10 млрд. рублей. Оказывало полный перечень коммунальных услуг населению города и района.

      Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, уборка территории, вывоз мусора и обслуживание жилого фонда. В преддверии процедуры банкротства администрация своим распоряжением изъяло все имущество МУП.

      По заявлению арбитражного управляющего прокурор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного распоряжения.

      Решением суда заявление прокурора удовлетворено, действия администрации района признаны неправомерными и распоряжение недействительным. Решение суда обжаловалось во всех инстанциях и оставлено в силе Высшим арбитражным судом.

    • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Кировский, Ленинградская область

      Унитарное предприятие Кировский водоканал владело на праве хозяйственного ведения полным комплексом имущества для холодного водоснабжения города.

      Добыча, водозабор, очистка, подачи по сетям, водоотведение, канализации и очистные сооружения. Процедура банкротства возбуждена по заявлению ФНС России.

      В преддверии процедуры часть имущества была реализована службой судебных приставов Ленинградским областным коммунальным системам (ОАО ЛОКС).

      В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности, сдаче в аренду имущества ОАО ЛОКС, признании права хозяйственного ведения, регистрации и реализации оставшегося имущества.

    • Ольга Бессольцева Арбитражный управляющий г. Белоусово, Калужская область

      По заявлению ФНС России арбитражный управляющий Гильдии назначен на процедуру банкротства БКК. Городского предприятия коммунального хозяйства, оказывающего услуги отопления и горячего водоснабжения. Владеет 2 газовыми котельными, сетями и всем вспомогательным имуществом.

      В ходе процедуры банкротства предприятия проведено замещение активов и создано новое общество. Куда переданы все активы и переоформлена вся хозяйственная деятельность без остановки и сбоев в оказании услуг населению города.

      Также переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. Акции созданного предприятия проданы привлеченному инвестору.

    • Александр Погорелов Арбитражный управляющий

    12.4 Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий

    Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим относятся организации оборонно-промышлен-ного комплекса, в т. ч. производственные, научно-произ-водственные, научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

    Значение стратегических организаций определяется не только тем, что они занимаются созданием вооружения и военной техники, но и тем, что они занимают определяющую роль в развитие телевидения, радиовещания, производства электронной, в т. ч. бытовой техники.

    Стратегические предприятия и организации имеют отсрочку по возбуждению в отношении их дела о банкротстве. На подачу заявления о признании банкротом таких организаций дано 15 дней. Указанный срок отсчитывается с даты получения налоговой службой решения о возбуждении процедуры банкротства, принятого Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

    По законодательству Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятий, кроме установленных ст. 20 и ст. 23 Закона № 127-ФЗ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 предусмотрено наличие у кандидата стажа работы в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее 5 лет, причем, не менее года – руководящей работы. Кроме этого арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Критерии несостоятельности стратегических организаций и предприятий отличаются от общеустановленных Законом № 127-ФЗ (таблица 57).
    Таблица 57 - Сравнительная характеристика критериев несостоятельности организаций


    Критерии несостоятельности

    Стратегические организации и предприятия

    Общеустановленные нормы

    1. Срок неисполнения денежных обязательств и обязательных платежей

    В течение 6 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона № 127-ФЗ)

    В течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ)

    2. Размер требований, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве

    Не менее чем 500 тыс.руб. (п.4 ст.190 Закона №127-ФЗ) в совокупности

    Не менее чем 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ) в совокупности

    В деле о банкротстве стратегических организаций и предприятий участвует Федеральный орган управления, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой участвует организация-должник. Федеральный орган исполнительной власти активно участвует в процедурах банкротства. Например, план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь направляет собранию кредиторов и арбитражный суд заключение о плане внешнего управления.

    Продажа стратегического предприятия может осуществляться на этапе внешнего управления и конкурсного производства. Правительство РФ имеет преимущественное право на приобретение такого предприятия по цене, определенной в процессе конкурса.

    Статьи 197–201 Закона № 127-ФЗ посвящены банкротству субъектов естественных монополий. Естественной монополией согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ называется состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

    Естественная монополия имеет значение, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

    В Законе № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

    Существует государственная монополия на естественные (природные ресурсы) и монополии, возникшие в других отраслях в силу естественных причин. Среди монополистов можно назвать ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. В связи с особенностями деятельности субъектов естественных монополий кроме Закона № 127-ФЗ действует Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ (далее Закон № 122-ФЗ).

    Данный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

    Закон № 122-ФЗ применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведение процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса.

    По законодательству РФ не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

    Процедуры банкротства субъектов естественных монополий отличаются тем, что лицом, участвующим в деле о банкротстве признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

    Для субъектов естественных монополий установлены особые критерии признания их несостоятельными (банкротом), аналогичные критериям признания несостоятельными стратегических организаций и предприятий:


    • если обязательства по уплате денежных обязательств и обязательных платежей не исполнены ими в течение 6 месяцев (вместо 3 месяцев, установленных для всех организаций);

    • дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей (вместо 100 тысяч рублей общеустановленных).
    При определении признаков несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК, должно учитываться все имущество должника, так как подсчет именно всего имущества может дать объективную оценку его дальнейшей возможности восстановления и снимает проблемы вовлечения в процессы банкротства платежеспособных предприятий, оказавшихся лишь временно в неблагоприятных условиях деятельности в связи с особенностью их функционирования.

    Арбитражный суд может принять решение об отказе признания должника банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов). Для этого субъектом естественной монополии должно быть подано исковое заявление о признании недействительности актов органов государственной власти об утверждении цен на товары (работы, услуги) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вынесения судом решения по данному иску.

    Поскольку субъекты естественной монополии являются стратегически и социально значимыми для страны, законодательством установлен особый порядок продажи имущества такого должника. В период внешнего управления управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс. Имущество должника выставляется на торги единым лотом. При продаже имущества покупатель обязан:


    • принять на себя обязательства по договорам поставки товаров должника;

    • обеспечить доступность производимых или реализуемых товаров для потребителей;

    • должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
    Для обеспечения этих условий орган исполнительной власти должен заключить с покупателем указанного имущества соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем этих условий договор расторгается арбитражным судом на основании заявления органа исполнительной власти. В этом случае имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Однако законом не определен конкретный механизм осуществления контроля органов исполнительной власти за выполнением условий договоров покупателей.

    Кроме того, при продаже имущества должника Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют преимущественное право приобретения данного имущества.

    Таким образом, при банкротстве стратегических предприятий и субъектов естественных монополий применяются одинаковые критерии признания несостоятельности. В процедурах банкротства обязательно должен участвовать орган исполнительной власти, это связано с социальным и стратегическим значением указанных субъектов.