Войти
Образовательный портал. Образование
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Эффект Доплера для световых волн
  • Китайское или японское умножение Как японцы решают умножение
  • Путин поддержал проведение года единства российской нации
  • Предоставление декларации депутатами всех уровней. Местные депутаты скрывают доходы

    Предоставление декларации депутатами всех уровней. Местные депутаты скрывают доходы

    В этом году впервые всех депутатов муниципальных дум, включая тех, кто работает на неосвобождённой основе (то есть имеет другое основное место работы и не получает зарплату за депутатскую деятельность), обязали отчитаться о своих доходах за 2015 год. Поправки в федеральное законодательство, включившие в перечень лиц, обязанных декларировать доходы, депутатов всех уровней, Госдума РФ приняла в конце прошлого года. Народные избранники отнеслись к изменениям, мягко говоря, без воодушевления, а депутаты нескольких муниципальных дум и вовсе проигнорировали новую обязанность. Вероятно, теперь им придётся досрочно сдать свои мандаты.

    Нововведение вызвало негативные отклики ещё в начале 2016 года, когда на заседании совета представительных органов местного самоуправления о нём проинформировали мэров и председателей местных дум (номер «ОГ» от 4.02.2016 г.). До 1 апреля 2016 года депутаты должны были не только отчитаться о доходах, но и внести соответствующие изменения в уставы муниципалитетов.

    Как рассказала «ОГ» руководитель аппарата Екатеринбургской городской думы Светлана Григорьева, из 35 парламентариев 18 подавали декларации через думу, а остальные 17 человек должны были отправить информацию напрямую в администрацию губернатора. Нам назвали только одного депутата, не подавшего декларацию — Михаила Гаранина.

    Среди депутатов Нижнетагильской думы в назначенные сроки отчитались только 21 из 27 депутатов. Андрей Муринович, Станислав Бойко, Геннадий Упоров и Владимир Фурман посчитали, что требование касается только народных избранников, работающих в думе на платной основе. Олег Цветков не представил декларацию из-за переезда на постоянное место жительства в Сочи. Алексей Казаринов сдал документы не в полном объёме, не указав имущество несовершеннолетнего ребёнка.

    Согласно законодательству, не сдавшие декларации депутаты должны быть досрочно лишены полномочий. Однако до изъятия депутатских книжек дело не дойдёт — после напоминания из администрации Горнозаводского округа не отчитавшиеся шесть депутатов подчинились требованию и сдали декларации с опозданием. Кроме тагильчан, в сроки сдачи декларации в Горнозаводском управленческом округе не уложились некоторые депутаты Верхней Салды, Невьянска, ЗАТО Свободный, Нижней Салды и Кушвы.

    Наказать самих себя

    В думе Артёмовского ГО недовольство относительно новых правил высказало большинство народных избранников, но в назначенные сроки 14 из 20 депутатов всё-таки отчитались о своих доходах.

    Как рассказала «ОГ» глава Артёмовского ГО и председатель местной думы Ольга Кузнецова, те шесть депутатов, которые решили играть не по правилам, в конце месяца получили предупредительные письма — о том, что в связи с несоблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством, их полномочия должны быть прекращены досрочно. К слову, в числе шестёрки — несколько человек, которые всеми возможными способами бойкотируют принятие изменения в устав муниципалитета по поводу смены системы выборов главы (о них «ОГ» писала в номере от 17.05.2016 г.).

    — 26 мая на заседании думы мы поднимем вопрос о прекращении полномочий депутатов, не представивших декларации о своих доходах. Всё будет зависеть от решения депутатов: если они проголосуют «за» — эти шесть человек лишатся депутатских мандатов. Если против — тогда их коллеги останутся в составе думы, но в этом случае к проблеме подключится прокуратура, — пояснила Ольга Кузнецова.

    Пикантная ситуация сложилась в думе Малышевского ГО — там свои доходы задекларировали только пятеро из 15 депутатов (в числе которых председатель думы и редактор муниципальной газеты).

    — У депутатов своя принципиальная позиция: даже несмотря на то, что в их числе есть работники бюджетной сферы, которые и без того отчитываются о своих доходах, представлять справки в думу они отказались, — рассказал «ОГ» председатель думы Малышевского ГО Михаил Кудрявцев. — Знаю, что за это к депутатам должны быть применены санкции, но как две трети думы могут наказать самих себя, мне непонятно. Тем более — что будет делать дума, лишившись кворума за три месяца до выборов.

    Если в крупных городах некоторые депутаты намеренно не хотят раскрывать доходы, то на селе некоторые люди объясняют свою поступок тем, что ехать за справками в райцентр им «некогда и не по пути».

    — Чтобы заполнить декларацию, надо ехать в райцентр — заказывать выписки со счетов, справки о доходах. Это отнимает время, — говорит специалист думы Унже-Павинского сельского поселения Надежда Белова. — Не отчитались о доходах и потому выбывают из нашего числа два депутата из восьми, которые переехали в Богданович. Без них заседание думы, которое пройдёт на следующей неделе, уже будет нелегитимным, а найти новых депутатов, боюсь, будет не так просто.

    Чем это чревато?

    Как рассказала «ОГ» заместитель председателя комитета Заксобрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления Галина Артемьева, непредставление справок о своих доходах — типичная ситуация для муниципальных дум области. В большинстве найдётся хотя бы один человек, который не представил необходимые документы. По словам Галины Артемьевой, сложившаяся ситуация может быть связана с тем, что ещё не все народные избранники адаптировались к новым обязательствам — люди узнали о необходимости представлять сведения о своих доходах буквально несколько месяцев назад. Согласно статье 7.1 Федерального закона №131-ФЗ, в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», полномочия депутата прекращаются досрочно. Поэтому в течение 30 дней после того, как были сформированы списки не сдавших декларации, думы муниципалитетов должны рассмотреть вопрос о досрочном лишении депутатов их полномочий. Если дума не принимает соответствующее решение — это будет расценено как нарушение федерального законодательства, и в ситуацию вмешается прокуратура.

    Прямая речь

    Александр Кукарских, председатель думы Слободо-Туринского СП:

    — В нашей думе 10 депутатов. Из них декларацию не подали трое. Один из этих трёх депутатов, пенсионер, причины не объяснил. Ещё двое — руководители крестьянско-фермерских хозяйств — заявили, что платят налоги и отчитываются перед налоговой службой исправно, но предавать эти сведения публичной огласке не считают нужным.

    Александр Шарафиев, депутат думы Артёмовского ГО:

    — Я отношусь к этому нововведению отрицательно и сам декларацию о доходах принципиально не подавал. Если депутаты не получают деньги из местного бюджета, то зачем их «напрягать» сдачей декларации? Тем более, что все наши данные находятся в налоговой инспекции. На одном из заседаний думы я так и заявил: используйте мои данные хоть где, но с тем условием, что мне не придётся заниматься этим самому.Как журналисту, мне интересно посмотреть на доходы, но, на мой взгляд, отчитываться о доходах — просто глупо: я честно зарабатываю деньги и плачу налоги государству. Из числа депутатов меня исключат, но я отношусь к этому спокойно: сделать что-то полезное для людей смогу и без мандата. Насколько я знаю, явление это — массовое. Где-то придётся распускать думы, зато, может быть, тогда эту поправку отменят.

    Николай Васильев, председатель Думы МО город Ирбит:

    — О том, что шесть наших депутатов из 20 не сдали декларацию в срок до 1 апреля, нам сообщили из Восточного управленческого округа. В это же время пришло представление прокуратуры с требованием «принять меры по устранению допущенных нарушений». Всю информацию доносили до депутатов ещё в феврале. Большинство с пониманием отнеслись к изменению в федеральном законодательстве и вовремя отправили документы. Однако часть коллег почему-то поставили под сомнение и 131-й закон, согласно которому муниципальные депутаты замещают муниципальные должности, и 273-й ФЗ «О коррупции», который обязывает всех лиц, замещающих муниципальные должности, сдавать декларацию, и областной закон «О противодействии коррупции в Свердловской области», определяющий порядок представления этих сведений. Как председатель думы, я внёс шесть проектов решений о сложении депутатских полномочий. Сегодня эти проекты решений будут рассматриваться на комиссии по местному самоуправлению, а затем и на заседании думы.

    Алексей Казаринов, депутат думы Нижнего Тагила:

    — Я сдал документы не в полном объёме, не указав имущество несовершеннолетнего ребёнка. О том, какая доля в квартире у моего сына, я не знаю, так как с его матерью не общаюсь. Ходить по регистрационным палатам и налоговым инспекциям, чтобы выяснять это, не собираюсь. Мне хватает постоянных проверок в школе. В прошлом году сдавал точно такую же декларацию — претензий не было, а сейчас получается целая история.

    Депутаты Печорского района и его сельских поселений пребывают в большом волнении: многие из них не хотят раскрывать сведения о своих доходах и расходах, как того отныне требует от них закон, пишет «Республика» .

    Карикатура газеты «Республика»

    Народные избранники Печоры работают на непостоянной основе и в большой своей массе являются индивидуальными предпринимателями, поэтому опасаются, что раскрытие подобных сведений скажется на их благополучии и реноме. Однако подавать декларации теперь прямая обязанность не только чиновников всех уровней, но и депутатов, иначе придется расстаться с мандатом. Разъяснения по этому поводу печорцы и их коллеги из всех муниципалитетов республики получили в ходе семинара-видеоконференции, организованной региональным парламентом в рамках деятельности Совета руководителей советов Республики Коми.

    Как пояснила начальник республиканского управления государственной гражданской службы Ольга Осипова, законодательство о противодействии коррупции постоянно меняется, и в соответствии с последними такими изменениями задекларировать свои доходы и расходы отныне обязаны и все депутаты муниципального уровня. Причем декларацию за 2015 год им надо успеть подать до 1 апреля. Затем еще месяц, до 1 мая, дается на то, чтобы внести в отчеты поправки и уточнения. Доверить сбор, проверку и хранение декларационных справок можно либо специально образованной комиссии представительного органа власти, либо кадровой службе администрации. Последний вариант, по мнению Ольги Осиповой, лучше, поскольку у кадровиков уже есть опыт по заполнению и мониторингу финансовых отчетов чиновников.

    Если же до 1 апреля кто-то из депутатов не представит справку о доходах и расходах, совет муниципального образования вправе рассмотреть вопрос о прекращении полномочий этого народного избранника.

    Видимо, это не вполне внятное «вправе» и ввело в заблуждение печорских депутатов. В ходе видеосеминара от их имени выступила представитель администрации Печоры, сообщившая, что местные народные избранники отказываются предоставлять сведения, поскольку это их право, а не обязанность. Депутаты-предприниматели опасаются, что их могут, например, обвинить в некой заинтересованности при голосовании за то или иное решение совета. Поэтому они даже готовы выйти из состава депутатского корпуса, чем декларировать свои доходы. Сотрудники администрации района в свою очередь опасаются, что это приведет к параличу органов исполнительной власти муниципалитета.

    Ольга Осипова пояснила, что разбираться, имеет ли место конфликт интересов в деятельности депутатов-предпринимателей, нужно в каждом конкретном случае. Но ведь потому перед принятием бюджета муниципального образования и проводятся общественные слушания, чтобы все жители знали, из чего он складывается, каковы планы приватизации и аренды, а все контракты заключаются на конкурсной основе. Но, как бы то ни было, за непредоставление сведений или за неверные сведения депутату придется распрощаться с мандатом народного избранника.

    Представитель администрации поселка Каджером спросил: «Где должны храниться справки о доходах и расходах депутатов, не на дому ли у кого-то из членов комиссии?»

    – У вас же в сельском поселении есть здание администрации – храните там. Домашний адрес – точно не место для хранения таких документов. Вообщеэффективнее уполномочить заниматься сбором деклараций кадровую службу, – посоветовала начальник управления государственной гражданской службы.

    Но тут снова к разговору подключилась представитель печорской администрации, посетовавшая, что у них в штате всего один специалист по противодействию коррупции, на которого возложены обязанности по сбору сведений у муниципальных служащих и учреждений. Сейчас добавляется работа по сбору деклараций от депутатов. При этом отдельного сейфа для хранения депутатских справок в администрации нет. Возможно ли возложить эти функции на орготдел совета района, поинтересовалась чиновница.

    Ольга Осипова повторила, что сбором деклараций может заниматься и специально назначенная представительным органом власти комиссия.

    – Купите им сейф и поставьте, чтобы в нем отдельно хранились справки депутатов, – предложила она.

    Был задан также вопрос, могут ли депутаты, работающие в советах муниципальных образований на постоянной основе, заниматься предпринимательством. Выяснилось, что совмещать штатную работу в органе представительной власти депутат может только с преподавательской, научной и творческой деятельностью и только по разрешению комиссии.

    Иначе может лишиться депутатских полномочий по статье «Утрата доверия».

    Особо участники семинара обсудили сроки подачи деклараций и нюансы по сбору подтверждающих справок. Дело в том, что подготовка справки о доходах, состоянии всех счетов, всех кредитов, начислении процентов занимает целый месяц. Заявка о предоставлении полных данных отправляется местным отделением Сбербанка в единый центр, который расположен в Томске. Поэтому заниматься сбором подтверждающих документов лучше заблаговременно. Кроме того, как напомнила Ольга Осипова, в декларации следует указать все имущество, зарегистрированное в соответствующих органах. Даже давно утонувшую лодку или разобранную на металлолом машину, если они до сих пор числятся в базах ГИМС и ГИБДД.

    На вопрос воркутинских депутатов, имеют ли они право на ошибку в декларации, начальник управления государственной гражданской службы сообщила, что действительно такой размер определен. Методическими рекомендациями минтруда ошибку в данных до 10 тысяч рублей следует считать незначительным проступком.

    В конце 2015 года был принят Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который распространил ряд антикоррупционных требований и обязанностей на всех муниципальных депутатов России , в том числе и на тех, кто работает без отрыва от основной деятельности и получения депутатской зарплаты (согласно официальной терминологии – «осуществляют свои полномочия на непостоянной основе»).
    В частности, были внесены изменения в следующие федеральные законы:

    • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    • от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

    • от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

    • от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
    За нарушение любого из новых требований, любой из новых обязанностей предусмотрено неминуемое прекращение полномочий депутата . Нет никаких сомнений, что власти постараются этим воспользоваться и избавиться от любого независимого депутата, если он допустит хотя бы одну мелкую оплошность.

    Поэтому в этой инструкции собраны исчерпывающие сведения о внесённых изменениях, которые позволят сориентироваться в дальнейших действиях. Эта инструкция является лишь путеводителем и содержит ссылки на все необходимые материалы (зачастую довольно объёмные) по конкретным обязанностям. Все представленные сведения могут быть проверены по названным официальным правовым актам.

    1. Представление деклараций о доходах, расходах и имуществе

    Теперь все муниципальные депутаты должны представлять декларацию (точнее, справку) о своих доходах, расходах и имуществе (далее – Справка). А также за своего супруга (свою супругу) и своих несовершеннолетних детей.

    Во-первых, каждый представительный орган (Совет депутатов) должен принять собственный нормативный акт (Порядок, Положение), регулирующий правила представления Справок (установленных свыше правил нет ). Самые главные из этих правил – когда и куда нужно представлять Справки. Повсеместно на муниципальном уровне устанавливают предельный срок – не позднее 30 апреля. С принимающим Справки органом больше разнообразия. Так, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует представлять указанные Справки непосредственно в Совет депутатов. Но часто предусматривается представление Справок в местную администрацию или какое-либо её структурное подразделение (обычно, кадровое). Поэтому первая задача – не пропустить принятия указанного нормативного акта и узнать из него, когда и куда нужно представлять Справки.

    Во-вторых, форма Справки едина и утверждена Указом Президента России от 23.06.2014 № 460. Лучше всего скачать её самостоятельно из любой справочно-правовой системы (Гарант, Консультант), чтобы быть уверенным в корректности этой формы (могут специально подсунуть неправильную). Для удобства публикуем форму Справки в двух версиях: Ворд , Эксель .

    В-третьих, Министерством труда и социальной защиты России подготовлены на 44 страницах (их также можно скачать на сайте министерства) по заполнению Справки. Их обязательно необходимо внимательно изучить, потому что объёмная форма Справки содержит очень много неоднозначных моментов, на которые самому можно не обратить внимания.

    Коротко остановимся на основных моментах. На каждого человека (на себя, супруга, супругу, каждого из несовершеннолетних детей – кто был членом семьи по состоянию на 31 декабря) заполняется и подаётся отдельная Справка. Доходы указываются все, причём в размере до удержания налога на доходы физических лиц. Чтобы не ошибиться, проще всего получить справку 2-НДФЛ по каждому месту получения доходов. Расходы указываются только очень крупные (почти у всех этот раздел останется пустым), а точнее, в следующем случае:
    по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой депутатом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предшествующих года.

    Очень важно указать все банковские счета, даже с нулевым остатком. Более того, важно указать даже счета запылившихся в шкафу сберкнижек 20-летней давности, на которых осталось 3 рубля. Сведения обо всех счетах необходимо вспомнить, найти, запросить в банках. Не лишним будет иметь документ от банка, который в случае спора позволит доказать правоту депутата. Валютные и металлические счета переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на 31 декабря.

    Имущество указывается не только находящееся в собственности, но и находящееся в пользовании (для этого в Справке предусмотрен отдельный раздел). Например, арендуемая квартира или квартира, принадлежащая супруге.

    Справка заполняется на компьютере, распечатывается и подписывается на каждом листе. В установленный срок необходимо подать Справку и получить на её копии отметку о принятии.

    Данный запрет установлен лишь для относительно узкой группы муниципальных депутатов (а также их супругов и несовершеннолетних детей), а именно для замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов . Рассмотрим подробнее, что это значит (сразу скажем, что все московские депутаты к этой группе не относятся).

    Во-первых, в России существует несколько видов муниципальных образований. Среди них есть муниципальные районы и городские округа (в Москве таковых нет, в том числе, Троицк и Щербинка являются внутригородскими муниципальными образованиями – городскими округами , а не городскими округами ). Как правило, депутаты знают вид своего муниципального образования, а если нет, то всегда могут уточнить в Уставе.

    Во-вторых, в законе появилось новое определение:
    депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Таким образом, запрет распространяется на замещающих какую-либо должность (кроме должности депутата) в представительном органе одного из двух видов муниципальных образований. Сам запрет сформулирован следующим образом:
    запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
    Санкции за нарушение этого запрета могут применяться с 05.02.2016.

    Кроме того, указанным выше лицам необходимо при предоставлении Справки (пункт 1 настоящей инструкции) указывать сведения об источниках получения средств, за счёт которых приобретена зарубежная недвижимость (депутатом, супругом, несовершеннолетними детьми), если такая недвижимость имеется.

    3. Сообщение о личной заинтересованности

    Добавлена обязанность: сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта .

    Конфликт интересов – достаточно сложное понятие, на практике получающее самые разные трактовки. Кроме того, в силу своей природы депутатская деятельность неразрывно связана с постоянными конфликтами интересов (например, соседи депутата для того и голосуют за него, чтобы он отстаивал интересы их общего дома). Поэтому, в частности, введение необходимости предотвращения конфликта интересов в деятельности депутатов не в полной мере соответствует правовой природе представительной власти.

    На практике целесообразно подавать уведомление и воздерживаться от голосования при рассмотрении вопросов, влекущих непосредственную выгоду лично для депутата, его родственников и деловых партнёров (благоустройство своего двора, снос своего торгового объекта и т.п.). Форма уведомления и порядок его подачи должны быть определены нормативным правовым актом, принимаемым Советом депутатов.

    На глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространены некоторые запреты, которые давно действуют для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Их достаточно перечислить. Итак, теперь запрещено:
    1) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
    2) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
    3) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования;
    4) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    5) принимать вопреки установленному порядку почётные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
    6) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорённостям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
    7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
    8) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

    Удачи при заполнении и подаче всевозможных справок, и будьте при этом предельно внимательны!

    За помощь в подготовке инструкции благодарю