Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Сроки оплаты договоров по 223 фз. Возможные сроки оплаты по договору. Размер взимаемой платы

    Сроки оплаты договоров по 223 фз. Возможные сроки оплаты по договору. Размер взимаемой платы

    В рамках 223-ФЗ в 2016 году был заключен договор на образовательные услуги. К договору было заключено доп.соглашение, предусматривающее заключение дополнительных соглашений с указанием сумм и сроков оплаты, места обучения и сроков обучения по заявкам Заказчика. С 2017 года ФГУП работает по 44-ФЗ. Возможно ли заключение такого соглашения в 2017 году, если суммы предусмотрены не были?

    Ответ

    Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

    С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

    Порядок действий в указанной ситуации не регламентирован Законом № 223-ФЗ. Продолжайте исполнять заключенные до 1 января 2017 года договоры. Возможно также заключение дополнительных соглашений к договорам, если такие условия были предусмотрены самим договоре, т.е. прописаны случаи и основания изменения договора.

    С 01 января 2017 г. все закупки ФГУПами должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Заключение дополнительного соглашения в 2017 году, предусматривающего новые условия ранее заключенного договора, может расцениваться как заключение нового договора. В таком случае должны быть соблюдены требования Закона № 44-ФЗ.

    Если объем первоначальным договором не определен предельный объем услуг, то каждая новая заявка в случае проведения проверок и иных контрольных мероприятий может быть расценена как самостоятельная закупка, которую необходимо было осуществить в соответствии с требованиями действующего на момент осуществления закупки законодательства.

    Вправе ли ГУП в 2017 году платить по договорам, которые заключило в 2016 году по 223-ФЗ

    Да, вправе. Работайте по условиям договора, который заключили в 2016 году. Такая закупка должна быть включена только в план-график 2016 года. Не указывайте закупку в плане и плане-графике на 2017 год. На это указывает Минэкономразвития России в письме от 16 января 2017 года № Д28и-185.

    С 1 января 2017 года унитарные предприятия работают по Закону № 44-ФЗ. Поэтому, если будете перезаключать договор, внесите закупку в план и план-график и подпишите контракт по условиям Закона № 44-ФЗ.

    Унитарное предприятие вправе изменять договоры, которые заключило в 2016 году на 2017 год по Закону № 223-ФЗ, если в условиях договора предусмотрена такая возможность. После перехода предприятия на Закон № 44-ФЗ договоры, заключенные в 2016 году, продолжают действовать и должны исполняться согласно условиям, что установлены в договоре (ст. 422 ГК РФ, п. «ж» ч. 2, п. «в» ч. 10 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 31 октября 2014 г. № 1132).

    Вправе ли заказчик изменить срок оказания услуг в договоре по 223-ФЗ без изменения срока действия договора

    Заказчик вправе изменить срок оказания услуг в договоре по Закону № 223-ФЗ в случае, если предусмотрел такое право в положении о закупке. Закон № 223-ФЗ не запрещает изменять срок оказания услуг без изменения срока действия договора. В то же время заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться утвержденным положением о закупке. Если в положении о закупке не предусмотрена возможность изменить срок оказания услуг, то оснований для таких изменений нет (ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

    Определение закупаемого объема товаров, работ, услуг

    Хорошо, когда заказчику известно, сколько именно товара (работ, услуг) ему требуется. В таких случаях заказчик и укажет в техническом задании нужный объем (в штуках, метрах, литрах, минутах, часах и т.д.). Однако очень часто заказчики сталкиваются с проблемой невозможности определить точное количество закупаемой продукции. Более того, нередки случаи, когда вообще неизвестно, потребуются тот или иной товар, та или иная работа или услуга в ближайшее время - случатся ли аварийные ситуации на системах канализации и водоснабжения, поступит ли в поликлинику больной с редким диагнозом, придется ли производить кузовные работы на автомашинах областной администрации. Ситуация осложняется тем, что в извещении о проведении закупки во всех случаях необходимо четко указывать объем закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Это логично, поскольку участник делает ценовое предложение, всегда рассчитанное на точный объем.

    Что же делать когда объем неизвестен? Закупать предполагаемый конкретный объем, а потом изменять договор, добавляя или убавляя объем, если это не будет противоречить ограничениям, изложенным в Положении о закупке соответствующего заказчика.

    Заказчики в этой связи также часто упоминают "рамочные" договоры. В нормативных правовых актах нет такого понятия - "рамочный" договор. С юридической точки зрения этот договор вообще нельзя считать заключенным договором. Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь - условие о предмете (наименование и количество). Такие договоры не могут быть заключены в рамках применения Закона № 223-ФЗ поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом извещении о закупке должно быть указано количество закупаемого товара (объем работ, услуг).

    В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров заключить договоры с четким указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика. В течение года (иного периода, определенного договором) заказчик будет постепенно "выбирать" указанный в договоре максимальный объем. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не "выберет" весь товар (объем работ, услуг), то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара (работ, услуг). Если заказчику необходимо будет закупить больше товара (работ, услуг), чем указано в таком договоре - то можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров (работ, услуг) или сделать отдельную "прямую закупку малого объема". Эти вопросы должны быть проработаны заказчиком в его положении о закупке, принятом в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

    Для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог потребовать от заказчика "выбрать" и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный заказчиком товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

    Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

    14 декабря 2016 года Председателем Правительства РФ подписано Постановление Правительства РФ N 1355, вносящее изменения сразу в несколько постановлений Правительства, касающихся закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

    В частности, текстом принятого акта в рамках изменений постановления Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлен предельный срок оплаты исполненных обязательств по всем договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства крупными заказчиками.

    До внесения указанных поправок постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 был установлен предельный (максимальный) срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) - в 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора) только для договоров по результатам специализированных закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

    Новым постановлением внесены изменения в текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, в частности:

    1) У становлен предельный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектами МСП, по результатам закупки с участием любых лиц, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, - не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

    Ограничение применяется только для договоров, заключенных с субъектами МСП, несмотря на то, что закупка проводится на общих основаниях.

    Соответствующим пунктом 14(3) дополнен текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.

    2) В водится положение о предельном 30-тидневном сроке расчета поставщика с субподрядчиком, субисполнителем - субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком по результатам закупки, в которой было установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

    Срок оплаты будет считаться со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Такое условие должно обязательно включаться в документацию о закупке, в которой заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Соответствующие изменения предусмотрены новым пунктом 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, введенным постановлением Правительства РФ №1355.

    Таким образом, в новой редакции постановления №1352 срок расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, ограничивается 30-тью календарными днями для победителей из числа субъектов МСП по итогам закупок на общих основаниях, для всех участников специализированных закупок (только для субъектов МСП) и для субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов МСП в рамках договоров по итогам закуок, в которых привлечение субъектов МСП было обязательным. Напомним, что указанные требования включены в текст постановления №1352, которое применяется для юридических лиц с крупным объемом годовой выручки.

    Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования постановления - 16 декабря 2016г. (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.12.2016).

    Кроме того, принятым 14 декабря 2016 года постановлением Правительства РФ N 1355 внесены изменения также в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга", в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", в форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".

    Субъекты малого и среднего предпринимательства - компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

    Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

    ФЗ применяет обозначение субъекты МСП - «Малого и Среднего Предпринимательства». В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров. Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

    Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок. Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн. рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить

    В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже - это повлечет за собой огромные финансовые потери.

    Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

    Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают . А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

    Результат в цифрах:

    18%

    обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

    Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

    • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
    • Сроки расчетов по выполненным работам - строго от 5 до 15 дней;
    • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
    • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
    • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
    • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

    Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается , который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.

    Опишите какие услуги или товары вы поставляете

    И мы найдем Вам подходящие тендеры и прямые контракты!

    Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

    В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

    1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
    2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в . Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
    4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
    5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

    Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

    1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
    2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
    3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

    Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

    Отправьте бесплатную заявку

    И мы проверим, подходит ли Ваша фирма для работы на льготных условиях!

    С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ

    Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.

    Результат в цифрах:

    1 месяц

    составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов

    Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.

    Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в , который обеспечит Вас всей нужной информацией.

    Заказчик установил срок оплаты за товар в течении 60 дней после подписания актов приема. Имеет ли он такое право? Запрос котировок проводится по 223 ФЗ. Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь: Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (1) Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке. Заказчик включает в Положение о закупке в том числе порядок, в котором готовит и проводит процедуру закупки, способы закупки, правила, по которым стороны заключают и исполняют договор.

    Каким должен быть срок оплаты товара по 223 фз?

    Внимание

    N 1352, в частности: 1) Установлен предельный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектами МСП, по результатам закупки с участием любых лиц, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, — не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Ограничение применяется только для договоров, заключенных с субъектами МСП, несмотря на то, что закупка проводится на общих основаниях. Соответствующим пунктом 14(3) дополнен текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», утв.

    Возможные сроки оплаты по договору

    Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.12.2016). Кроме того, принятым 14 декабря 2016 года постановлением Правительства РФ N 1355 внесены изменения также в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга», в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г.

    Открытая консультация по 223-фз

    Закон 223-ФЗ считается рамочным, то есть в нем не прописываются четкие требования к проведению закупочных процедур. Заказчику необходимо самостоятельно разработать положение о закупках, которым он и будет руководствоваться в дальнейшем. При заключении договоров с контрагентами обязательным становится соблюдение не только норм 223-ФЗ, но и Гражданского Кодекса.

    Инфо

    Поэтому заказчикам необходимо помнить несколько особенностей таких процедур. Виды договоров Все действующие на территории нашей страны договора можно разделить на две группы: рамочные и возмездные. В первых не прописываются конкретные данные о цене и объему поставляемых товаров или услуг.


    Отгрузка продукции или оказание услуг осуществляется по заявке заказчика. В документе описаны лишь общие правила ведения договорных взаимоотношений. По нормам 223-ФЗ заключение таких договоров невозможно.

    Правительство внесло такие поправки в Постановление N 1352. Договоров, заключенных до 16 декабря, новшество не касается. Тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.

    223 ap оплата по договору в какие сроки

    Важно

    Соответствующие изменения предусмотрены новым пунктом 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, введенным постановлением Правительства РФ №1355. Таким образом, в новой редакции постановления №1352 срок расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, ограничивается 30-тью календарными днями для победителей из числа субъектов МСП по итогам закупок на общих основаниях, для всех участников специализированных закупок (только для субъектов МСП) и для субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов МСП в рамках договоров по итогам закуок, в которых привлечение субъектов МСП было обязательным. Напомним, что указанные требования включены в текст постановления №1352, которое применяется для юридических лиц с крупным объемом годовой выручки.

    223 фз оплата по договору в какие сроки

    • Правовые ресурсы
    • Обзоры законодательства

    21 декабря 2016 года 21.12.2016 С 16 декабря 30-дневный срок оплаты стал обязательным по всем договорам по 223-ФЗ с малым бизнесом Правительство внесло такие поправки в Постановление N 1352. Договоров, заключенных до 16 декабря, новшество не касается. Тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.
    Новые правила касаются трех категорий договоров, заключаемых по Закону N 223-ФЗ: — по итогам закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП); — по результатам закупки, проводимой только среди малого и среднего бизнеса; — в случаях, когда заказчик установил требование к поставщикам, подрядчикам, исполнителям привлечь к исполнению договора субподрядчиков или соисполнителей из числа субъектов МСП.
    Во всех контрактах должны быть четко прописаны условия поставки, цена товаров или услуг, порядок оплаты и так далее. То есть по 223-ФЗ возможны заключения только возмездных договоров. Заказчики, опираясь на нормы 223-ФЗ, могут заключать с контрагентами следующие виды договоров:

    1. Купли – продажи.


      При оформлении взаимоотношений в этом случае стороны должны соблюдать требования главы 30 ГК РФ. Такие договора подразумевают поставку товаров, электроснабжение, приобретение недвижимости.

    2. Подряда. По заданию заказчика вторая сторона обязуется выполнить все работы, предусмотренные контрактом. Заказчик в свою очередь принимает и оплачивает их. При этом должны соблюдаться нормы статьи 37 ГК РФ.
    3. Оказания услуг. Контрагент по заданию заказчика оказывает ему определенные услуги.
    • Когда объектом закупки выступают товары, входящие в правительственный перечень за номером 2027. Сюда входят бланки ценных бумаг, оборудование для производства государственных бланков и так далее.
    • При необходимости по соглашению сторон условия заключенного договора разрешено изменять. При внесении корректировок в объем поставляемых товаров или услуг, цену контракта или срок его исполнения сведения об этом должны быть отражены в ЕИС. Эта норма регламентируется частью 5 статьи 4 223-ФЗ. Вся информация об этом должна появиться в свободном доступе в срок не позднее 10 дней с момента вступления поправок в законную силу. Так как 223-ФЗ не дает четкого понимания того, как должна проводиться закупка и заключаться договор, то заказчикам необходимо ориентироваться на другие законодательные акты, в первую очередь Гражданский Кодекс.

    Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. При этом если заказчик проводит закупку только среди субъектов СМП, то срок оплаты по такому договору должен составлять не более 30 календарных дней со дня, когда контрагент исполнил обязательства. Об этом сказано в пункте 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 Вместе с тем, необходимо учитывать, что в проект контракта выставленного на запрос котировок при его заключении изменения внести нельзя. Все услуги юристов в Москве Претензионная работа по 44-ФЗ Москва от 7000 руб. Комплексное обслуживание юридических лиц Москва от 33000 руб.
    Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352. 2) Вводится положение о предельном 30-тидневном сроке расчета поставщика с субподрядчиком, субисполнителем — субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком по результатам закупки, в которой было установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Срок оплаты будет считаться со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Такое условие должно обязательно включаться в документацию о закупке, в которой заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

    Общие положения осуществления закупок у СМП

    Часть 8 статьи 4 Закона 223-ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

    Такое право реализовано Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» (далее - ПП РФ 1352). ПП РФ 1352 распространяется только на тех заказчиков, выручка которых за предыдущий год превышает 1 млрд рублей. Остальные заказчики обязаны выполнять нормы Постановления:

    • с 1 июля 2015 года - самые крупные заказчики, у которых выручка за прошлый год составила более 10 млрд рублей ;
    • с 1 января 2016 года - те, у кого выручка за прошлый год составила от 1 млрд рублей до 10 млрд рублей . Уже сейчас таким заказчикам нужно активно готовиться, чтобы исполнить нормы закупок у СМП;
    • те заказчики, у кого выручка составила менее 1 млрд рублей , не обязаны ничего закупать у СМП, а только ежемесячно направлять отчет о закупках у СМП. Если таких закупок нет, пустой отчет все равно нужно предоставлять.

    Объем закупок у СМП

    Установлен годовой объем закупок у СМП в размере 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчиков, за вычетом некоторых исключений (п.7 ПП РФ 1352).

    Как рассчитать объем закупок у СМП

    Необходимо из числа всех заключенных в соответствии с 223-ФЗ за год договоров вычесть договоры, которые перечислены в п.7 ПП РФ 1352 (см. ниже). 18% от полученного числа и есть норматив закупок у СМП.

    Из этого же совокупного объема договоров не менее 10% договоров должны быть заключены по итогам закупок только среди СМП.

    При этом договоры, заключенные по результатам закупок только среди СМП (10%), входят в 18% договоров, которые должны быть заключены с СМП.

    Для заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352 с 1 июля, этот норматив в текущем году составляет 9% договоров с СМП вообще и 5% договоров, заключенных по результатам закупок только среди СМП. Этот норматив рассчитывается для закупок, которые будут проведены с 1 июля по 31 декабря 2015 года, на основании договоров, заключенных заказчиком за этот же период .

    Самая большая проблема у заказчиков будет возникать в связи с выполнением десятипроцентного норматива по закупкам только среди СМП, поскольку расчет ведется не от количества объявленных процедур, а от суммы заключенных договоров. Если объявленная закупка среди СМП не состоялась, в этот отчет она не попадает.

    Какие договоры не учитываются при расчете норматива

    ПП РФ 1352 устанавливает перечень договоров, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки. Следует внимательно изучить этот перечень, так как это может значительно сократить годовой объем договоров, а следовательно и объем обязательных закупок у СМП.

    Итак, при расчете не учитываются:

    1. закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. закупки в области использования атомной энергии;
    3. закупки у монополистов, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
    4. закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;
    5. закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
    6. закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
    7. закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона (отдельные закупки или перечни);
    8. закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);
    9. закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
    10. закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
    11. закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
    12. закупки энергоносителей;
    13. закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;
    14. закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;
    15. закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;
    16. закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
    17. закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
    18. закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;
    19. закупки товаров, происходящих из иностранного государства и (или) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортного оборудования в рамках гарантийных или лицензионных обязательств;
    20. закупки происходящих из иностранного государства товаров и (или) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами работ (услуг) в целях реализации шельфовых проектов (при условии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

    Варианты закупок у СМП

    Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

    Во-первых , в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);

    Во-вторых , закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП ;

    В-третьих , в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18% ).

    Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

    Кто является СМП

    В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к СМП относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУПов и МУПов), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям :

    для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% , а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, не должны превышать 49% процентов каждая.
    (Исключения см. в ст.4 закона 209-ФЗ).

    для всех :

    • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    1. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    2. до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
  • Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • Постановление Правительства РФ N 101 от 09.02.13 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (ПП РФ 101)

    Установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    микропредприятия - 60 млн рублей;

    малые предприятия - 400 млн. рублей;

    средние предприятия - 1000 млн рублей.

    Предполагаются изменения. В целях смягчения негативного влияния кризисных явлений на экономику предлагается увеличить предельные значения выручки субъектов малого и среднего предпринимательства от реализации товаров (работ, услуг) до следующих размеров:

    микропредприятия - 120 млн рублей;

    малые предприятия - 800 млн рублей;

    средние предприятия - 2 млрд рублей.

    Проектом постановления предусматривается, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года 1 .


    1 Указанные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Подтверждение статуса СМП

    Единый реестр СМП отсутствует. Есть региональные реестры, но они содержат информацию только о тех субъектах, которые получают какую-либо поддержу от государства. Однако существует поручение Президента РФ о создании единого реестра к 1 октября 2015 года.

    Постановление предполагает декларирование участниками закупок своего отнесения к СМП. Фактически заказчик должен просто «доверять» участнику закупки, заявившемуся как СМП. Форма декларации о принадлежности к СМП включается в положение о закупке.

    Форму декларации заказчикам следует утвердить в положении о закупке. В качестве подтверждения отнесения участника к СМП заказчики не вправе требовать ничего, кроме такой декларации .

    Когда проводятся закупки только среди СМП, их участники обязаны включить в состав заявки декларацию своей принадлежности к СМП. Если закупка проводится для любых поставщиков, заказчик вправе установить требование о включении в состав заявки декларации для того, чтобы включить информацию о такие закупке в отчет, если этот участник станет ее победителем.

    Программа партнерства

    Постановлением 1352 предусмотрено право заказчика утвердить программу партнерства. Это не обязанность, а именно право заказчика, однако уже сейчас многие крупные компании утвердили такие программы (например, Россети, РЖД). Программа партнерства - это документ, который описывает комплекс мер для поддержки участников закупок из числа СМП. На основании программы партнерства формируется собственный реестр СМП заказчика. Количество участников программы не ограничивается. Однако проводить закупки только среди участников такого реестра заказчик не вправе.

    ПП 1352 содержит 2 требования к участникам программы. В соответствии с ними участниками могут стать СМП:

    1. исполнившие без штрафов и пени два и более договоров с этим заказчиком;
    2. прошедшие процедуру определения соответствия требованиям к поставщикам.

    Требования к участникам и порядок определения соответствия им устанавливаются в самой программе партнерства.

    Зачем это поставщикам

    Для заказчика такая программа дает возможность привлечь к закупкам большего числа участников из числа СМП и тем самым выполнить норматив. Заказчик сам решает, что включать в программу партнерства, какие меры поддержки предусмотреть.

    ПП РФ 1352 дает подсказку только в части авансирования. В частности, сказано, что заказчик может предусмотреть аванс в размере 30% для участников программы партнерства, участвующих в закупках только среди СМП. Например, можно объявить закупку для все участников (или только для СМП), а в документации, при определении порядка оплаты указать, что если победителем закупки станет участник программы партнерства, то заказчик выплатит ему аванс в размере 30% (или более).

    Публиковать программу и требования к поставщикам в ЕИС не обязательно. Они публикуются на сайте заказчика. Можно также пользоваться письмом Минэкономразвития России №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и «О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства», подготовленным в рамках дорожной карты по развитию СМП. В нем содержатся рекомендованные требования к участникам программ партнерства:

    • наличие регистрации в установленном порядке ЮЛ или ИП, непроведение ликвидации СМП и отсутствие решения арбитражного суда о признании СМП банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • неприостановление деятельности СМП в порядке, установленном КОАП, на дату заключения договора присоединения;
    • отсутствие у СМП задолженностей по обязательным платежам, размер которых превышает 25%;
    • отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера СМП судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных ФЛ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного СМП, и административного наказания в виде дисквалификации;
    • отсутствие сведений о СМП в РНП;
    • наличие у СМП опыта исполнения договоров по 223-фз или 44-фз, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у СМП статуса участника проекта «Сколково».
    • Также заказчик вправе установить другие разумные требования к участникам программы. Можно, например, устанавливать требование об отсутствии не исполненных в срок и надлежащим образом обязательств и просроченных задолженностей перед заказчиком. Но таком случае необходимо будет иметь документальное подтверждение неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

      Все требования должны быть объективными и обоснованными и не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников программы партнерства.

    Структура программы партнерства

    Сам документ составляется в свободной форме.

    Целесообразно в структуре программы партнерства отразить:

    Цели и задачи программы

    Требования к СМП для участия в программе

    Права и обязанности сторон

    Порядок присоединения и прекращения участия: имеет смысл установить какой-то изначальный срок участия (например, 1 год или 3 года), основания для прекращения участия в программе и исключения участника из реестра СМП заказчика (участник перестал являться СМП, обнаружение в декларации об отнесении к СМП недостоверных сведений)

    Порядок рассмотрения разногласий

    Форма заявления о присоединении

    Форма справки об опыте

    Проект договора присоединения

    Реестр СМП

    Реестр СМП - участников программы заказчик ведет на своем сайте (п.15 ПП 1352). Порядок включения поставщика в реестр СМП также определяется заказчиком. Количество участников программы партнерства ограничивать не следует.

    Заказчик может утвердить типовую форму договора присоединения, форму заявки и перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика требованиям.

    Как стимулировать поставщиков вступать в программу партнерства

    Для вступления поставщик должен подтвердить соответствие квалификационным требованиями (необходимо определить требования) и предоставить подтверждение добросовестного исполнения минимум двух договоров с заказчиком.

    Участие в программе должно быть добровольным и бесплатным.

    Программа партнерства должна предусматривать реальные меры поддержки участников реестра СМП, иначе у поставщиков не будет мотивации присоединяться к программе. Значительный эффект может принести использование финансовых инструментов поддержки СМП (отсутствие обеспечения заявки, упрощенный порядок его получения и др.).

    В целом среди поставщиков нет большого ажиотажа по поводу участия в программах партнерства; они чаще всего не видят в этом смысла, так как заказчикам не удается предусмотреть действительно серьезных преференций.

    Исключение из реестра СМП

    Заказчику целесообразно определить порядок и случаи исключения поставщика из реестра СМП:

    Во-первых, установить срок действия статуса участника программы партнерства (например, 1 год) и указать, что если участник не прошел ежегодную проверку на соответствие требованиям, то он автоматически исключается из реестра СМП.

    Во-вторых, предусмотреть обязанность заказчика исключить поставщика из реестра СМП при обнаружении недостоверных сведений в заявке на включение в реестр СМП или если поставщик перестал относиться к СМП в соответствии с законодательством РФ.

    Закупки только среди СМП

    Это те закупки, которые приводят к исполнению норматива в 10% - закупки только среди СМП.

    Перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП

    Заказчик обязан утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП. Перечень формируется заказчиком самостоятельно и публикуется им в ЕИС и на сайте заказчика. Составляется по кодам ОКДП, так же как в планировании.

    Если код включен в перечень, то при закупке продукции, ему соответствующей:

    • если НМЦ договора < 50 млн руб., заказчик обязан провести закупку у СМП

      Например , если в перечень включен код 3699110 «Канцелярские принадлежности» и нужно провести закупку на сумму более 50 млн руб., то заказчик должен проводить ее только среди СМП

    • если 50 млн руб. < НМЦ договора < 200 млн руб., заказчик вправе провести закупку у СМП, но может провести на общих основаниях. Если закупка товаров из перечня у СМП не состоялась, договор не заключен, то заказчик вправе провести закупку в соответствии со своим положением о закупке (например, у единственного поставщика).

    Можно делать исключения из перечня. Если заказчик внес в перечень код ОКДП, объединяющий несколько позиций, но не готов все их закупать у СМП, то он может сделать сноску в перечне с указанием конкретных позиций, которые исключаются из перечня.

    ПП РФ 1352 не запрещает вносить изменения в такой перечень. Порядок изменения перечня лучше прописать в положении о закупке. Вообще рекомендуется всем заказчикам, подпадающим под Постановление, пересмотреть свои положения о закупках, выделить особенности закупок у СМП: как минимум утвердить форму декларации о принадлежности к СМП и отразить нюансы проведения закупок у СМП.

    Обеспечение заявки

    В п. 23 ПП РФ 1352 указано, что обеспечение заявки осуществляется по выбору поставщика :

    • либо денежными средствами
    • либо с использованием банковской гарантии
    • либо иным способом

    В данной ситуации способ обеспечения выбирает именно поставщик. На сайт уже реализован механизм, позволяющий поставщику выбрать способ обеспечения самостоятельно.

    Под иным способом понимаются ситуации, когда поставщик предпочитает обеспечить заявку, например, путем предоставления независимой гарантии, договором поручительства и т.д.

    При закупках по перечню закупок у СМП размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦ.

    Для участников программы партнерства можно исключить обязанность внесения обеспечения заявки.

    Обеспечение заявки (денежные средства) возвращается:

    • В течение 7 рабочих дней со дня подписания итогового протокола всем участникам, кроме победителя;
    • В течение 7 рабочих дней со дня заключения договора (если договор не заключается, со дня принятия решения о том, что договор не заключается) - участнику, заявке которого присвоен первый номер.

    Здесь есть сложность: ПП РФ 1352 требует разблокировать средства сразу, а в положениях большинства заказчиков предусмотрено, что средства должны быть заблокированы до дня подписания договора еще и у участника, занявшего второе место на случай уклонения победителя от заключения договора. Следует руководствоваться порядком, установленным Постановлением.

    Обеспечение исполнения договора

    Здесь та же самая ситуация, что с обеспечением заявки. Поставщик сам выбирает способ обеспечения договора (п. 26 ПП РФ 1352):

    • либо денежными средствами
    • либо с использованием банковской гарантии
    • либо иным способом , предусмотренным документацией о закупке

    Размер обеспечения устанавливается в размере аванса или не более 5% от НМЦ, если аванс не предусмотрен. Участников программы партнерства также можно освободить от обязанности вносить обеспечение договора.

    Срок заключения договора

    По итогам таких закупок срок заключения договора не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.

    Есть исключения, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в ФАС либо в судебном порядке.

    В таких случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.

    Минимального срока на заключение договора нет.

    Оплата по договору

    Максимальный срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки только среди СМП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору/отдельному этапу договора. Этапы договора определяются в самом договоре: они должны быть четко обозначены.

    Привлечение СМП в качестве соисполнителей (субподрядчиков)

    Еще один инструмент выполнения норматива по закупкам у СМП (18%) - привлечение исполнителями соисполнителей. Заказчики вправе установить в извещении о закупке, закупочной документации и проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП.

    Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие:

    1. план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, в котором указывают конкретных соисполнителей (наименования);
    2. декларацию о принадлежности к СМП на каждого субподрядчика (соисполнителя).

    В проект договора с таким участником закупки необходимо включить обязательное условие об ответственности участника за неисполнение условия о привлечении субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП. По согласованию с заказчиком участник закупки может заменить субподрядчика с сохранением стоимости договора между заказчиком и поставщиком.

    Отчетность

    Ежемесячная отчетность

    В соответствии с ч.19 ст.4 Закона о закупках все заказчики по 223-ФЗ не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Те заказчики, которые не подпадают под Постановление, тоже публикуют такой отчет (в том числе пустой, если таких закупок не было).

    Годовая отчетность

    Наряду с ежемесячной отчетностью заказчики, под падающие под ПП РФ 1352, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, публикуют в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    пп. б п. 34 ПП РФ 1352 : …годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета … и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 223-ФЗ в ЕИС. Установлена также форма годовой отчетности. По годовому отчету будет видно, выполнен норматив по закупкам у СМП или нет.

    Исполнение норматива

    Исполнению норматива способствует, в первую очередь, увеличение доли электронных закупок, тем более, что предстоят новые изменения в 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство будет вправе устанавливать минимальный объем закупок, которые отдельные виды юридических лиц должны будут проводить в электронной форме.

    На электронных площадках конкуренция больше и возможность для СМП участвовать в таких закупках значительно выше, если ЭТП не предъявляет излишних требований (отдельная электронная подпись, платная аккредитация и участие в закупках и т.д.). Площадка сайт максимально удобна для организации в том числе таких закупок.

    Следует сформировать перечень товаров, работ, услуг для закупки у СМП и утвердить программу партнерства.

    Имеет смысл проводить информационные и обучающие мероприятия для СМП.

    Использовать финансовый сервис выдачи банковских гарантий участникам закупок - OTC-finance . Зачастую у участников закупок, в первую очередь, у СМП, нет достаточных свободных средств для обеспечения заявок на участие в закупках и обеспечения исполнения договора. OTC-finance позволяет участникам получать банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в закупках и для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

    Для заказчика сервис удобен тем, что заказчик в личном кабинете может видеть, выдана банковская гарантия или нет. Поскольку отсутствует реестр банковских гарантий по 223-ФЗ, зачастую участники закупок сталкиваются с мошенниками и получают поддельную банковскую гарантию. Сервис исключает возможность мошенничества, все документы заверяются электронной подписью.

    Ответы на вопросы

    Если в положении будет утвержден перечень товаров для закупки только у СМП, то мы уже не сможем закупать этот товар у других поставщиков?

    Ответ: Если стоимость такой закупки не превышает 50 млн рублей, то сначала она проводится только среди СМП. Если она не состоится, то проводится в соответствии с положением. Как поступать, если возникает необходимость в рамках одной закупки закупить товары, включенные и не включенные в перечень?

    Ответ: В данной ситуации следует либо устанавливать требование об участии только СМП, либо провести две отдельные закупки: одну только для СМП, вторую - для любых участников. МУПы в 2015 году начинают закупки у СМП или в 2016?

    Ответ: В зависимости от выручки. Если выручка за предыдущий год больше 1 млрд рублей, то с 2016 года, если больше 10 млрд рублей, то с 1 июля 2015 года. Если менее 1 млрд рублей, то такой обязанности нет совсем. Можно ли делить закупки на закупки среди субъектов малого предпринимательства и закупки среди среднего предпринимательства?

    Ответ: ПП РФ 1352 содержит понятие именно «субъекты малого и среднего предпринимательства», поэтому проведение закупки только среди субъектов малого предпринимательства или только среди субъектов среднего предпринимательства будет расцениваться как нарушение Постановления. Как отражать закупки у СМП в плане закупки?

    Ответ: В соответствии с текущей редакцией ПП РФ 932 закупки у СМП отображаются в плане закупок как обычные закупки, однако согласно изменениям в 223-ФЗ Правительство сможет утвердить раздел плана, в котором отдельно будут учитываться закупки у СМП и закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП. Можно ли провести закупку только среди СМП без утвержденного перечня?

    Ответ: В соответствии ПП РФ 1352 для того чтобы проводить закупки только среди СМП, заказчик должен утвердить и разместить перечень товаров для таких закупок. Можно ли проводить закупки среди СМП, если объем дохода меньше 1 млрд рублей?

    Ответ: Проведение закупок «только среди СМП» заказчиками, которые не подпадают под ПП РФ 1352, может быть расценено как нарушение 135-ФЗ за необоснованное ограничение конкуренции.