Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Величко А.М.: Церковь и государство – их отношения в современную эпоху Источник:. Рейтинг публикации

      Величко А.М.: Церковь и государство – их отношения в современную эпоху Источник:. Рейтинг публикации
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Для того, чтобы существовать - хотя бы существовать, не говоря уже о большем, человеческому обществу нужны абсолютные ценности. Вечные вопросы о том, что есть хорошо, а что плохо, к чему надлежит стремиться, а чего избегать, никогда не утрачивают своей актуальности. Без ответа на них невозможно никакое мирное обще-житие. Понятно, что преходящие и изменчивые утилитарные интересы, доминирующие сегодня в общественном сознании, такими качествами не обладают. Закон? Но закон представляет собой лишь форму выражения того содержания, которое вкладывается в него. Сам по себе закон не может быть ни моральным, ни безнравственным, как не может быть «плохим» телевизор, телефон или интернет. Важно, что транслируют по ним, какие передачи.

    Закон может закреплять «крепостное право» и преследование инакомыслящих, подвергать санкциям тех, кто не отказывается от Бога, вводить смертную казнь за колоски хлеба, собранные с полей, легализовать грабительскую приватизацию и т.п. И наоборот - закон может звать к высшему, учить добру, защищать нравственность, наказывать зло. Заметим попутно, что некогда доказываемая либералами мысль, будто закон, принятый депутатами, не может быть плохим, а правовой акт, принятый единолично, всегда ущемляет права человека, даже не подлежит обсуждению по причине своей полной несостоятельности, в совершенстве раскрытой временем.

    В состоянии ли так называемые «общечеловеческие ценности», настойчиво популяризируемые в конце XX столетия, создать общую нравственность? Но триада «свобода, равенство, братство» давно уже утратила практический смысл как излишне общая формулировка. А перечень прав и ценностей, которые нужно оберегать и закреплять, все время варьируется. Более того, некоторые «современные» права, такие как «право» женщин на аборт, объявленное Верховным Судом США высшим демократическим достижением XX века, едва ли снискало бы поклонников не только во времена Французской революции, но гораздо позже. В ту «отсталую» эпоху его сочли бы страшным грехом, умышленным убийством. То же самое обстоит с легализацией содомии и лесбиянства, однополых браков и эвтаназии.

    Как интересно! Общество одно, придерживается одних и тех же ценностей, а всего в течение пары десятилетий кардинально меняет свое отношение к тем или иным событиям, возводя грех в добродетель, но квалифицируя семью как союз, разрушающий личность ребенка! Попробуй, найди здесь «общечеловеческие ценности»…

    Свобода человека давно вышла из идеальных конструкций (что за чушь, «нравственный закон»!; что за абстракция, «естественное право»!) и понимается сугубо практично, если не сказать прагматично. Свобода стала экономической категорией, а ее объем определяется способностью человека удовлетворять собственные потребности. По крайне мере, так нас учит современная наука. В одном и хрестоматийных сочинений говорится о том, что благо людей есть лишь совокупность удовольствий, а потому высшим этическим идеалом гуманизма являются потребности и интересы человека, улучшение жизни «здесь и сейчас». Утилитаризм становится мерилом оценки счастья человека1.

    Лучшие умы человечества заняты одной задачей: как обеспечить возрастающие запросы человека и… как направить его желание на очередное расширение потребностей. Нас убеждают: «Цели и задачи современного справедливого общества очевидны - обеспечить эффективное производство товаров и оказание услуг, а также распоряжаться полученными от их реализации доходами в соответствии с социально приемлемыми и экономически целесообразными критериями»2.

    А как же совесть, правда, «нищелюбие», которое так пропагандировалось Православной Церковью? Вдруг выяснится, что они «экономически нецелесообразны»? Как угнаться за меняющимися со скоростью калейдоскопа интересами и запросами современного человека? И каким способом из этой эклектики времен и понятий, интересов и удовольствий создать нравственный идеал?

    Очевидно, что абсолютными ценностями могут быть только те, которые получены извне, даны непосредственно Богом, а потому спасительны и действительно служат ко благу человека. Поэтому, хочет кто-то или нет, но человеку, государству нужна Церковь, выступающая высшим хранителем учения Христа, единственно спасительного для нас.

    Только Церковь может дать нравственное содержание государственному закону и указать для него не только истинные цели действования, но и приемлемые методы, за счет которых общество можно организовать на естественных и органичных началах.

    Разумеется, мы говорим о сугубо практических аспектах организации общества в целом и личности в частности. Для религиозного сознания Церковь еще более важна в контексте борьбы с грехом, с чьей помощью человек единственно может спасти свою бессмертную душу, предуготовив ее к небесному жительству. По понятным причинам мы не будем рассматривать данный сегмент.

    Но общеизвестно, что именно то свойство Церкви, которое вызывает крайнюю потребность в ней для целей оптимальной организации общества и государства, — иными словами, ее способность сформулировать единый нравственный и абсолютный закон для всех людей, и кажется некоторым лицам наиболее опасным.

    Обычно приводят тот аргумент, будто в государстве помимо христиан проживают представители иных конфессий, чьи права нарушаются, если нравственный закон Церкви станет законом государственным. Но это явная передержка исторических фактов. Еще Л.А. Тихомиров говорил, что для того, чтобы стать веротерпимым, государство должно признавать религию абсолютным началом. В противном случае оно всегда будет оценивать любую религию с точки зрения государственной целесообразности: чем она вредна или полезна, какая конкретна, в чем вреда и т.п. Обидеть верующего может лишь атеист или человек, скользящий по религии, но совершенно не воцерковленный3.

    Становясь христианской, Римская империя проводила очень тонкую и толерантную политику против язычников, ставя вне закона лишь представителей самых злостных, сатанистских сект и культов. Православие победило не силой меча, а нравственной высотой проповеди учения Христа, хотя, конечно, при живом участии государственной власти, действовавшей личным примером.

    Впоследствии самые серьезные столкновения, в частности, между мусульманами и христианами, возникли во время и после Крестовых походов, когда по существу началась война цивилизаций. Промежуточные военные столкновения мира ислама и мира Христа относятся к обычным межгосударственным отношениям, которые были, есть и будут, в том числе, и между государствами, принадлежащими к одному вероисповеданию.

    Вообще, следует сказать, что самыми кровопролитными оказались войны между представителями одной веры, но принадлежащим к разным ветвям своей религии. Хрестоматийный пример - Тридцатилетняя война в Европе и чуть ранее — Гугенотские войны. Но это не имеет никакого отношения к претензиям (гипотетическим) в адрес Церкви. Скорее наоборот, показывает, насколько осложняется ситуация в том случае, когда Церковь перестает быть одной и единой нравственной силой в государстве, когда она раскалывается.

    Другими словами, несмотря на все заверения, Церковь вовсе не препятствует счастливому будущему человека. Разумеется, «аргументы» о том, что она является носителем «устаревшей» этики, «ретроградна» и т.п. мы не будем рассматривать ввиду их полной абсурдности. Церковь существует, и будет существовать вплоть до скончания веков, и ее нахождение в государстве могут поставить под сомнение только открытые гонения на христиан. Поскольку, надеемся, этого не произойдет, вопрос о характере отношений Церкви и государства и сегодня сохраняет свою актуальность, хотя и далеко не так прост в разрешении, как это иногда представляют.

    Едва ли у кого-нибудь могут вызвать сомнение тот факт, что все «современные» доктрины о должном взаимоотношении между Церковью и государством исходят из той не всегда озвучиваемой, но всегда предполагаемой общетеоретической аксиомы, будто они являются самостоятельными и независимыми друг от друга общественными союзами. Собственно говоря, это и есть первое существенное обстоятельство, предопределяющее характер всех рекомендуемых вариантов.

    Между тем, данная аксиома носит далеко не универсальный характер и применима к конкретному анализу лишь в том случае, когда действительно Церковь представляет собой далеко не самую большую по численности группу населения, а все остальные граждане данного государства не имеют к ней никакого отношения.

    Конечно, так было далеко не всегда. Мы знаем периоды, когда Церковь включала в себя практически всех граждан того или иного государства. Более того, из истории христианской цивилизации, насчитывающей 2 тысяч лет, не менее 1600 лет приходятся как раз на время, когда государство было христианским. Безусловно, под этот перечень подпадает блистательная Византийская (Римская) империя, могущественное Германское королевство, Франция иИталия, Венеция, Англия, Испания, Сицилийское королевство, Россия, в общем - вся Европа.

    Оставшиеся 400 лет (при грубом, конечно, округлении дат) следует разделить на время, когда гонимая властями Церковь пришла в языческую Римскую империю, насчитывая к 313 г. (Миланский эдикт) своих последователей не более 3% населения Империи. И период, когда Церковь стала выводиться из государства в нашу постхристианскую эпоху (не более 100 лет). Разумеется, для каждой из эпох, в зависимости от того, насколько государство и рядовой человек испытывало ощущение собственной принадлежности к Кафолической Церкви, следует говорить о том, что соответствовало этому факту, а что противоречило ему.

    В период воцерковления государства — в данном случае, неважно, говорим мы о Византии, Германии или России, как известно, пытливая мысль древних политиков и богословов сформировала знаменитую «симфонию властей», которая существовала в различных модификациях много столетий. Это было время, когда, выражаясь языком императора св. Юстиниана Великого, Церковь и Империя являли собой лишь две эманации одной и той же сущности. В завершенном виде Римская империя казалась современникам единой богоустановленной административной структурой, возглавляемой императором и исповедующей истину единого христианского Православия, определенную Вселенскими Соборами.

    Для св. Юстиниана, как и его современников, было принципиально невозможно понимание Церкви и государства, как двух различных социальных образований. Для него они полностью совпадали и в географическом смысле, и в общности целей, и по составу их членов. Если Богу угодно было объединить под Своим началом всю Ойкумену, то эта политическая задача исторически была поручена Римскому императору. И царь в этом смысле слова исполнял на земле служение Иисуса Христа. Церковь же должна сакрально осуществлять то, что содержит в себе православная вера. Таким образом, подытожим, народ Божий должен руководиться двумя различными иерархиями: первая ответственна за внешний порядок, благосостояние и безопасность, вторая должна вести народ Божий в сакральное предвосхищение Царствия Небесного. Поэтому, хотя компетенция обеих иерархий (государственной и церковной) различна, но неотделима одна от другой. Кроме того, в практической деятельности они, безусловно, пересекаются и перекрывают друг друга4.

    Вслед за своими великими предшественниками св. Юстиниан повторял: «У нас всегда была и есть забота, правую и неукоризненную веры христианскую и благосостояние святейшей Божией Кафолической и Апостольской Церкви во всем соблюдать непричастными смятениям. Это мы поставили первою из всех забот, и мы уверены, что за нее и в настоящем мир нам Богом дано и сохраняется царство и покорены враги нашего государства, и надеемся, что за нее и в будущем веке мы обретем милосердием перед Его благостью»5.

    Император был твердо уверен в том, что «благотворный союз Церкви и государства, столь вожделенный для человечества, возможен только тогда, когда и Церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление держится твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу». В 59 новелле император торжественно объявил: «Мы убеждены в том, что наша единственная надежда на прочность Империи под нашим правлением зависит от милости Божьей, ибо мы знаем, что эта надежда есть источник безопасности души и надежности управления»6.

    В замечательной 6 новелле «О том, как надлежит хиротонисать епископов и пресвитеров, и диаконов, и диаконисс, и какие наказания преступающим предписания сего указа», св. Юстиниан писал: «Священство и царство - два великих дара, данных Божеским человеколюбием. Первое служит божественному, второе правит человеческим и печется о нем; но оба они происходят из одного начала и оба украшают человеческую жизнь. Поэтому для царей не может быть большей пользы, как о чести иереев, потому что те непрестанно молят Бога о них. Ибо если священство во всех отношениях безупречно и обращается к Богу с полным чистосердием, а царская власть правильно и достойным образом устраивает государство, тогда образуется некая добрая гармония («симфония»), которая может доставить человеческому роду всякую пользу».

    Чуть раньше в этом же документе говорится не о главенстве духовенства, но о единстве и согласии царства и священства внутри Церкви. Один авторитетный исследователь точно отмечает, что для верного понимания этого предисловия следует устранить распространенную ошибку, состоящую в отождествлении священства и Церкви. Такой прекрасный богослов, как св. Юстиниан, не впадал в этот «клерикализм» — слово «Церковь» вообще отсутствует в его предисловии. Для него под «Церковью» понимается не «священство», а все человечество. Св. Юстиниан говорит о дарах Божьих не Церкви, но человечеству, и, таким образом, соотношение царства и священства вовсе не понимается как соотношение государства и Церкви, а как соотношение различных властей внутри Церкви-человечества. Речь идет о нераздельном и неслиянном единстве Церкви и Империи вполне в духе Халкидонского догмата7.

    Как бы ни казались противоречащими политической доктрине св. Юстиниане Великого католическая теория «двух мечей» или учение о главенстве в Кафолической Церкви и Римской империи Апостольской кафедры, по существу они представляли собой лишь неудачные (с точки зрения православного сознания) вариации «симфонии». Ведь их идеологи и последователи нисколько не сомневались в главном — что Церковь и государство представляют собой единое органическое целое и созданы Богом для спасения человека. Конечно, способы действия у Церкви и государства разные, но объемлют собой одних и тех же людей и неслиянно сливаются. И очень характерно, что Халкилонский догмат нередко отождествляют с «симфонией», поскольку двуединство природ Христа подчеркивает двойственность природы самого человека — духовной и телесной. А потому невозможности разделения государства и Церкви.

    В этом случае рядовой человек, являясь членом Церкви, полностью подчиняется ее канонам и велениям христианской власти, также служащей Христу, как и архиерей, но по-своему. Теми дарами, которые дарованы ему Богом. Бытие каждого обывателя посвящено такому же служению Богу, как и могущественного императора.

    Скажут: «А как же права человека, как же его свобода?». Ирония, однако, заключается в том, что христианин времен «симфонии» ощущал свое бытие, кажущееся современному либералу сплошным попранием элементарных человеческих свобод, нормальным и единственно возможным.

    Но, как мы выяснили ранее, характер отношений Церкви и государства времен «симфонии» совершенно неприемлем для двух других периодов: когда Церковь еще только начинала свой крестный путь, и нашего времени, когда она изгоняется из общества.

    Здесь, безусловно, присутствует некоторое внешнее сходство (незначительный удельный вес христиан в государстве или наличие помимо них значительного числа инакомыслящих), но на самом деле различия гораздо глубже, чем нам кажется. С другой стороны, неожиданно обнаруживаются некоторые общие черты, незаметные при внешнем изучении.

    Например, обратим внимание на положение христиан в общей социальной структуре римского общество и современного. Нынешнее общество уже живет даже в эпоху не просто постхристианской культуры, но общераспространенного атеизма, немыслимого для античных римлян, да и вообще всех современников того далекого от нас времени. Атеизм для древнего сознания был вообще невозможен. Более того, как нетрудно заметить, сатанистские секты, столь широко распространенные в нашу эпоху, для римлян являлись преступными - при всей их толерантности к религиозным чувствам других народов. Для нас сатанист - столь же равноправен, как и представитель традиционного вероисповедания.

    Для античного человека Бог был мерилом всего и вся, и он смирял свою жизнь с Его волей. До Христа язычник не познал истинного Бога, зато искренне стремился к нему. Римлянин признал для себя некоторые абсолютные ценности, к которым относил и Римское государство; «благо государства как высший закон» был понятной формулой для всех. Современный человек далек от необходимости ставить перед собой столь сложные задачи. Из всех возможных объектов поклонения он избрал себя, он сам стал для себя высшей ценностью.

    Вообще, нет ошибочнее утверждения, будто наше поколение еще полноценно питается плодами христианкой культуры. Увы, в массе своей мы не являемся ее носителями, и для подавляющего большинства опрошенных лиц, мнящих себя христианами, абсолютно недоступны ответы на самые простые вопросы, в частности: что такое Литургия, как следует поститься и для чего, как готовиться к исповеди, что такое смертный грех и т.п. Полагают, будто более 80% россиян относят себя к представителям Православия. Но на самом деле, воцерковлено из них не более 3-4%, как во времена древней Церкви. В Германии, Бельгии и Франции менее 10% людей посещают сегодня храмы, а в США 74% католиков и 62% протестантов заявили, что для них все религии безразличны8. Говорить такому человеку о Боге столь же бессмысленно, как убеждать фанерную доску о красоте мироздания; «окаменелое бесчувствие», так это состояние называется в Православии.

    Не говоря уже о том, что подавляющее большинство из нас никогда не читали Священного Писания и Псалтири, не знают об Отцах Церкви и искренне недоумевают, почему войны между протестантами и католиками носили столь кровавый характер. У нас давно даже не «бытовое христианство», а картиночное, неосознанное. Древняя Церковь была гонима политическими властями, нынешняя Церковь гонима всеми.

    Интересно, что еще более 100 лет назад даже умные либералы брезговали подписаться под некоторыми «прогрессивными» заявлениями. Например, один автор справедливо утверждал: «Нам говорят, что торговля должна объединить мир, что промышленные интересы свяжут человечество сильнее всяких нравственных уз. Средневековый человек постыдился бы говорить это. Он сознавал, что он связан с другими нациями духовными узами, и связь эта едва ли не крепче, чем все торговые контракты, которыми так гордится наше время»9.

    С античным человеком было проще: он давал возможность христианам проповедовать Учение Христа, слушал его и слышал. Христианство пришло не силой меча, не государственным законом, а высшим началом, тем, что древний римлянин сириец и грек мог понять — любовью Бога-Отца, положившего как жертву на алтарь Своего Единородного Сына. Современный человек такой любви уже не поймет и не увидит, поскольку разучился любить - даже себя он ублажает, а не любит.

    Это безмерно осложняет задачу Церкви нести слово Христово по всему миру и ко всякому человеку. И, к сожалению, вовсе не предполагает в обязательном порядке толерантности современного человека, который, рассуждая умозрительно, не должен негативно реагировать на внешние предметы и события, если те не покушаются на его благополучие.

    Увы, эти надежды не оправдались. Наличие группы людей, живущих иначе, расстраивает, настораживает современного homo sapiens, мешает ему. При всех индивидуалистических призывах нет никого более тоталитарного и «общественного», чем человека - атеиста, желающего, чтобы все жили «как он». Исключения из правил вызывают у него крайне агрессивную реакцию - так тьма пытается поглотить свет, раздражающий ее. Здесь также нет ничего нового или неожиданного. Как предсказывал 120 лет назад один авторитетный исследовать, «явится рабство своего рода, рабство в новой форме, вероятно - в виде жестокого подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин - государству. Я в этом уверен, я готов это пророчествовать»10.

    Если мы говорим о гарантиях Церкви и о наиболее оптимальных условиях осуществления ею своей душеспасительной деятельности, то, разумеется, они возможны лишь в условиях, когда политическая власть воцерковлена. Иными словами, когда присутствует «симфония властей». Едва ли следует доказывать, что эта эпоха миновала, а во все остальные дни Церковь всегда ощущала на себя тесное дыхание государства и его нередко излишнюю заботу и контроль. Вряд ли следует уповать на то, что в нынешнее утилитарное время вдруг возможен «космический скачок», и завтра мы окажемся в царстве православного Римского императора в условиях «симфонии властей». Но, естественно, сказанное не означает, будто Церковь стала «ненужной» или ее деятельность следует урезать до внутрицерковных границ.

    Величко Алексей Михайлович, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, доктор юридических наук. Родился 22 апреля 1963 г. в г. Таганроге Ростовской области.

    Проходил службу в Вооруженных Силах с 1981 по 1983 год, в органах внутренних дел с 1984 по 1988 год. Окончил в 1990 году юридический факультет Ленинградского государственного университета.

    В 1995г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Учение Б.Н.Чичерина о праве и государстве». 
 С 1999г. — профессор Санкт-Петербургского университета МВД России.
    В 2000г. — докторскую диссертацию на тему: «Государственные идеалы России и Запада: соотношение правовых культур».
    С декабря 1993 года по февраль 2006 года работал на различных должностях в органах юстиции, занимал должность советника судьи Конституционного Суда РФ.
    С февраля 2006 года по июнь 2008 года - помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
    Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 994 назначен на должность заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
    Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2010 № 96 года назначен на должность заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
    Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». В 2009 году присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

    Сферу научных интересов А.М.Величко составляют проблемы соотношения правовых культур России и Запада, интеграция и противостояние которых наглядно проявляются в решении вопроса определения государственно-правового идеала, являются фундаментальными в современной науке о праве и государстве. 
 А.М. Величко опубликовано более 40 научных работ, из них 8 монографий, 2 учебных пособия. Наиболее значимыми являются работы: «Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур» (1999); «Об основных началах российского местного самоуправления и методах их научного исследования» (1999); «Исторические формы российской государственности» (1999); «Христианство и социальный идеал (философия, право и социология индустриальной культуры)» (2000); «Философия русской государственности» (2001). 
 A.M. Величко обосновал новое перспективное научное направление — теорию политико-правового прогнозирования, возникшую на стыке общей теории государства и права, политологии, социологии и философии права. Впервые в исследовательской практике отечественной юридической науки А.М.Величко была раскрыта структура государственно-правового идеала, рассматриваемого в качестве сложной социально-юридической категории, выявлены и исследованы объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование модели государственной идеологии, оптимальной для современной России.

    1.Величко Алексей Михайлович- действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса.

    2. Образование.

    3. Автобиография.
    Родился 22 апреля 1963 г. в г. Таганроге Ростовской области.
    Проходил службу в Вооруженных Силах с 1981 по 1983 год, в органах внутренних дел с 1984 по 1988 год. С 1990 года, окончив институт, замещал должности юрисконсульта ряда предприятий г. Санкт-Петербурга, работал в адвокатуре Санкт-Петербурга, был советником судьи Конституционного Суда РФ.

    С 1999 г. - профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург), профессор кафедры Санкт-Петербургского университета МВД России.

    С декабря 1993 года по февраль 2006 года работал на различных должностях в органах юстиции.

    С февраля 2006 года по июнь 2008 года - помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

    Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 994 назначен на должность заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

    В январе 2010 года назначен на должность заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

    Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». В 2009 году присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Имеет ученую степень доктора юридических наук.

    Сферу научных интересов А.М.Величко составляют проблемы соотношения правовых культур России и Запада, интеграция и противостояние которых наглядно проявляются в решении вопроса определения государственно-правового идеала, являются фундаментальными в современной науке о праве и государстве.

    А.М.Величко опубликовано более 40 научных работ, из них 3 монографии, 2 учебных пособия. Наиболее значимыми являются работы: "Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур" (1999); "Об основных началах российского местного самоуправления и методах их научного исследования" (1999); "Исторические формы российской государственности" (1999); "Христианство и социальный идеал (философия, право и социология индустриальной культуры)" (2000); "Философия русской государственности" (2001); «История византийских императоров» в 5 тт. (2011) и др.

    A.M.Величко обосновал новое перспективное научное направление - теорию политико-правового прогнозирования, возникшую на стыке общей теории государства и права, политологии, социологии и философии права. Впервые в исследовательской практике отечественной юридической науки им была раскрыта структура государственно-правового идеала, рассматриваемого в качестве сложной социально-юридической категории, выявлены и исследованы объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование модели государственной идеологии, оптимальной для современной России.

    действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, доктор юридических наук. Родился 22 апреля 1963 г. в г. Таганроге Ростовской области.

    Проходил службу в Вооруженных Силах с 1981 по 1983 год, в органах внутренних дел с 1984 по 1988 год. Окончил в 1990 году юридический факультет Ленинградского государственного университета.

    В 1995г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Учение Б.Н.Чичерина о праве и государстве». С 1999г. — профессор Санкт-Петербургского университета МВД России. В 2000г. — докторскую диссертацию на тему: «Государственные идеалы России и Запада: соотношение правовых культур». С декабря 1993 года по февраль 2006 года работал на различных должностях в органах юстиции, занимал должность советника судьи Конституционного Суда РФ. С февраля 2006 года по июнь 2008 года - помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 994 назначен на должность заместителя Министра юстиции Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2010 № 96 года назначен на должность заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

    Величко А. История Византийских императоров. М.: ФИВ, 2010. 5 т.

    Опись А, №№ 21526-21530.

    I том

    Предисловие

    Введение:
    «Священная Римская (Византийская) империя»

    Династия Константина

    I. Святой и равноапостольный Константин Великий
    Глава 1. На пути к единоличной власти
    Глава 2. Первый Вселенский Собор
    Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни.

    II. Константин (337-340), Констант (337-350),
    Констанций (337-361)
    Глава 1. Соимператорство трех братьев
    и единоличное правление Констанция
    Глава 2. Тринитарные соборы
    и церковная политика Констанция
    Глава 3. Личность Констанция

    III. Юлиан Отступник (361-363).
    Глава 1. На пути к царству
    Глава 2. Царствование и преследования христиан
    Глава 3. Персидский поход

    Внединастический император

    IV. Иовиан (363-364),
    краткое царствование христианского императора

    Приложение:
    «Варвары и Империя»

    Династия Валентиана

    V. Валентиан I (364 – 375), Валент (364-378),
    Грациан (367 – 383) и Валентиан II (375-392)
    Глава 1. Эпоха четырех императоров
    Глава 2. Гибель династии западных царей
    Глава 3. Церковные дела
    и религиозная политика императоров

    Династия Феодосия

    VI. Святой Феодосий I Великий (379-395)
    Глава 1. Святой император
    Глава 2. Второй Вселенский Собор.
    Участие императора в делах Церкви

    VII. Аркадий (394-408) и св. Гонорий (395-423)
    Глава 1. Аркадий, император Востока
    Глава 2. Император западных провинций

    VIII. Святой Феодосий II Младший (408-450)
    и Валентиан III (423-455)
    Глава 1. Святая семья
    Глава 2. Последние Римские императоры Запада
    Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г.
    Глава 4. «Разбойный собор» 449 г.

    Приложение:
    «Административно-территориальное устройство
    Церкви и отношения между кафедрами
    в III – начале IV вв.»

    IX. Св. Маркиан (450-457) и св. Пульхерия (450-453)

    Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий,
    и Четвертый Вселенский (Халкидонский) Собор
    Глава 2. 28 канон
    и последние годы великой династии

    Династия Льва

    X. Император святой Лев I Великий (457-474)
    Глава 1. Готский ставленник
    Глава 2. Война с вандалами
    Глава 3. Восстановление самодержавия,
    самовластное правление

    XI. Лев II Младший (473-474) и Зенон (474-475)

    XII. Василиск (475-476)
    Глава 1. Вождь национальной партии
    Глава 2. Монофизит на троне

    XIII. Зенон (476-491), повторное правление
    Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами
    Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии
    Глава 3. «Энотикон» императора Зенона
    и «Акакиева схизма»

    Приложение:
    «Положение императора
    в Церкви и государстве в IV – V вв.»

    XIV. Император Анастасий I (491-518)
    Глава 1. Избранник жены
    Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана
    Глава 3. Состояние Восточной Церкви
    и сношения с Римом
    Глава 4. Результаты царствования Анастасия

    II том

    Династия Юстиниана

    XV. Император Юстин I (518-527)
    Глава 1. Избрание нового царя
    Глава 2. Восстановление общения с Римом
    и прекращение церковного раскола
    Глава 3. Война с Персией.
    Выбор соправителем св. Юстиниана I
    и смерть императора Юстина

    Приложение №4:
    «Сакральные полномочия императоров
    и новый обряд престолонаследия»

    XVI. Святой благочестивый
    император Юстиниан I Великий (527-565)
    Глава 1. Св. Юстиниан и св. Феодора
    Глава 2. Имперская
    и церковная идеология св. Юстиниана
    Глава 3. Кодификация римского права.
    Каноническое творчество императора
    Глава 4. Война с Персией и бунт «Ника»
    Глава 5. Войны на Западе.
    Освобождение Африки, Испании и Италии
    Глава 6. Религиозная политика св. Юстиниана.
    Пятый Вселенский Собор
    Глава 7. Войны на Востоке и на северной границе
    Глава 8. Личность и итоги жизни святого императора

    XVII. Император Юстин II (565- 574)
    Глава 1. Смена имперской политики.
    Территориальные потери в Италии, Испании,
    Африке и война с Персией
    Глава 2. «Энотикон» Юстина II.
    Хозяйственная деятельность императора.
    Выбор преемника

    XVIII. Император Тиверий –
    св. Константин Новый (574-582)
    Глава 1. «Новый Константин»
    Глава 2. Хранитель Православия.
    Смерть Тиберия и коронация Маврикия

    Приложение 5
    «Римская армия в эпоху первых императоров»

    XIX. Император святой Маврикий (582-602)
    Глава 1. Царь милостью Божией
    Глава 2. Войны с персами, аварами и славянами.
    Мирный договор с Персией 591 г.
    Глава 3. Война в Африке и Италии.
    Отношения между Константинопольским патриархом
    и Римским епископом
    Глава 4. Гибель святого императора и его семьи

    Внединастический император

    XX. Фока-узурпатор (602-610)
    Глава 1. Тиран и палач
    Глава 2. Восстание Ираклия. Падение узурпатора

    Династия Ираклидов

    XXI. Император Ираклий Великий (610-641)
    Глава 1. Разоренная Империя
    Глава 2. Войны с персами и аварами.
    Триумф императора
    Глава 3. Монофелитская ересь.
    «Эктесис» императора Ираклия
    Глава 4. Римо-арабская война.
    Потеря восточных провинций.
    Смерть императора Ираклия Великого

    XXII. Константин III (641) и Ираклон (641)
    Глава 1. Династические войны

    XXIII. Констант II (641-668)
    Глава 1. Мальчик-император и эпоха его взросления
    Глава 2. «Типос» императора.
    Святой Максим Исповедник и папа св. Мартин.
    Латеранский собор
    Глава 3. Отмщение судьбы. Смерть императора

    XXIV. Император Константин IV (668-685)
    Глава 1. Юный царь и борьба за единовластие
    Глава 2. Шестой Вселенский Собор

    Приложение №6:
    «Рим и Константинополь –
    борьба «Вселенских» патриархов»

    XXV. Император Юстиниан II (685-695)
    Глава 1. Растраченное наследство
    Глава 2. Трулльский (Пято-Шестой) Вселенский Собор

    Внединастические императоры

    XXVI. Императоры Леонтий (695-698)
    и Тиверий II (698-705)
    Глава 1. Мятежное десятилетие

    Династия Ираклидов

    XXVII. Император Юстиниан II (705-711),
    повторное правление
    Глава 1. Тирания, бесчестье и смерть

    Внединастические императоры

    XXVIII. Филиппик (711-713)
    Глава 1. Реставрация монофелитства

    XXIX. Анастасий II (713-715)
    Глава 1. Восстановление Православия и новый бунт

    XXX. Феодосий III (715-717)
    Глава 1. Царь и претендент

    III том

    Оглавление

    Исаврийская династия

    XXXI. Император Лев III Исавр (717-741)

    Глава 1. Великий полководец. События в Италии
    Глава 2. Мудрый законодатель
    Глава 3. Иконоборчество. Папа против императора

    XXXII. Император Константин V (741-775).

    Глава 1. Царь и узурпатор
    Глава 2. Победоносный император. Войны с арабами и болгарами
    Глава 3. Положение дел в Италии. «Папская революция»
    Глава 4. Иконоборческий кризис. «Вселенский» Собор 754 г.
    XXXIII. Император Лев IV Хазар (750-780)

    Глава. 1 Иконоборцы против почитателей икон

    XXXIV. Император Константин VI
    и императрица святая Ирина

    Глава 1. Мать и сын. Борьба в государстве и Церкви
    Глава 2. Седьмой Вселенский Собор 787 г.
    Глава 3. Карл Великий – император Западной Римской империи
    Глава 4. Самостоятельное правление св. Ирины.
    Конец Исаврийской династии

    Приложение №7: «Вселенские Соборы»

    Династия Никифора Геника

    XXXV. Императоры Никифор I Геник (802-811)
    и Ставракий (811)

    Глава 1. Несчастливый реформатор. Отношения с Западом
    Глава 2. Заговоры, неудачные войны и смерть императоров

    XXXVI. Император Михаил I Рангаве (811-813)

    Глава 1. Благочестивый царь.
    Ошибки, поражения и неудачная попытка
    восстановления иконопочитания
    Внединастический император

    XXXVII. Император Лев V Армянин (813-820)

    Глава 1. «Рачитель общего блага»
    Глава 2. Второй этап иконоборчества.
    Смерть Льва V Армянина

    Приложение №8:
    «Империя Карла Великого. «Дар Константина»»

    Амморийская династия

    XXXVIII. Император Михаил II Травл (820-829)
    Глава 1. «Шепелявый» царь. Восстание Фомы Славянина
    Глава 2. Война с арабами. Потеря Крита и Сицилии

    XXXIX. Император Феофил (829-842)

    Глава 1. Справедливый государь
    Глава 2. Война с арабами
    Глава 3. Агония иконоборчества. Раскаяние императора

    Приложение №9:
    «Император, «симфония властей» и иконоборчество.
    Греческий национализм»

    XL. Император Михаил III (842-867)
    и императрица святая Феодора (842-856)

    Глава 1. Императрица св. Феодора и «Торжество Православия»
    Глава 2. Начало самостоятельного правления Михаила III.
    Опала императрицы
    Глава 3. «Пьяный царь». Война с арабами
    Глава 4. Патриархи св. Игнатий, св. Фотий и
    Римский папа Николай I. «Двукратный» собор 861 г.
    Глава 5. Три императора. Смерть кесаря Варды и Михаила III

    IV Том

    Предисловие

    Македонская династия

    XLI. Император Василий I Македонянин (867-886)

    Глава 1. «Византийская сказка» — дорога к царству.

    Начало славных дел

    Глава 2. Примирение с Римом.

    «Восьмой Вселенский» Собор 869-870 гг.

    Глава 3. Война с арабами. Девальвация императорства на Западе

    Глава 4. Собор «В храме Святой Софии» 879-880 гг.

    «Прохирон» и «Эпанагога». Смерть императора

    XLII. Император Лев VI Мудрый (886-912)

    Глава 1. Нелюбимый сын. Философ на троне

    Глава 2. Царь и патриарх. Четыре брака императора

    Глава 3. Война с болгарами и арабами С.___

    XLIII. Император Александр (912-913)

    Глава 1. 13 месяцев царствия патриарха

    Глава 2. Кризис «папизма» на Западе.

    Распад и воссоздание Западной Римской империи

    Приложение №10: «Византийский папизм»

    и «Эпанагога»

    XLIV. Императоры Константин VII Порфирородный (913-959)

    и Роман I Лакапин (919-944)

    Глава 1. Патриарх и императрица – смертельная схватка

    Глава 2. Царственный опекун и малолетний император.

    «Семицарствие»

    Глава 3. Войны, заговоры, войны. Дети против отца

    XLV. Император Константин VII Порфирородный (945-959),

    единоличное правление

    Глава 1. Царствие ученого – императора

    Глава 2. Неудача на Крите.

    Стратегический перелом в войне с арабами

    XLVI. Император Роман II (959-963)

    Глава 1. Возврат Крита.

    Триумф византийского оружия в Сирии

    Глава 2. Царь, отравленный женой

    XLVII. Император святой Никифор II Фока (963 — 969)

    Глава 1. Царь-монах

    Глава 2. Завоевание Сирии.

    Спор о Риме и титуле «император» с Оттоном I Великим

    Глава 3. Любовь старого солдата и юной царицы.

    Убийство царя.

    XLVIII. Император Иоанн I Цимисхий (969-976)

    Глава 1. Разочарование Феофано.

    Восстановление положения императора в Церкви и государстве

    Глава 2. Война со Святославом, князем росским.

    Победы в Сирии

    Приложение №11: «Римская армия в VIII — X вв.»

    XLIX. Император Василий II Болгаробойца (976-1025)

    Глава 1. Соглашение царственных братьев.

    Восстание двух Вард

    Глава 2. Царь-Болгаробойца. Победный марш

    византийской армии на Востоке и Кавказе

    Глава 3. Соперничество с германцами в Италии.

    Папы-марионетки

    L. Император Константин VIII (1025-1028)

    Глава 1. Хранитель государственных традиций.

    Поиск преемника

    LI. Император Роман III Аргир (1028-1034)

    Глава 1. Новый «Марк Аврелий»

    LII. Императоры Михаил IV Пафлогон (1034-1041)

    и Михаил V Калафат (1041-1042)

    Глава 1. Больной царь. Торжество евнуха

    Глава 2. Неблагодарный «сын»

    LIII. Императрицы Зоя (1042-1050) и Феодора (1042-1056),

    император Константин IX Мономах (1042-1055)

    Глава 1. Три императора

    Глава 2. Любовные увлечения и политические волнения.

    Смерть Мономаха и самодержавное правление Феодоры

    Глава 3. «Клюнийская реформа». Папа Лев IX

    и Григорий Гильдебранд

    Глава 4. Великий раскол 1054 г.

    LIV. Император Михаил VI Стратиотик (1056-1057)

    Глава 1. «Старик», патриарх и мятежные полководцы.

    Завершение Македонской династии

    Династия Комнинов

    LV. Император Исаак I Комнин (1057-1059)

    Глава 1. Конец Керуллария. Тихий дворцовый переворот

    Династия Дук

    LVI. Император Константин X Дука (1059-1067)

    Глава 1. Слабость царской власти

    и торжество «византийского папизма»

    Глава 2. Турки и норманны

    LVII. Царица Евдокия (1067) и

    император Роман IV Диоген (1068-1071).

    Глава 1. Тайный план императрицы.

    Битва при Манцикерте и трагедия царской четы

    LVIII. Императоры Михаил VII Дука Парапинак (1071-1078)

    и Никифор III Вотаниат (1078-1081)

    Глава 1. «Смутное время» и бессильный царь

    Глава 2. «Новое» «Смутное время» и завершение династии Дук

    Глава 3. Борьба за инвеституру на Западе. Каносса и Вормс

    Династия Комнинов

    LIX. Император Алексей I Комнин (1081-1118)

    Глава 1. Надежда Римского государства

    Глава 2. Надежды почти не осталось. Страшный 1091 г.

    Глава 3. Византия возрождается. «Тринадцатый апостол»

    Глава 4. 1-й Крестовый поход

    Глава 5. Император и три женщины. Анна и Иоанн Комнины.

    Смерть Алексея I

    LX. Император Иоанн II Комнин (1118-1143)

    Глава 1. «Семейный заговор». Войны на Западе

    Глава 2. «Немного я пробыл в царских чертогах…».

    Император-солдат

    Глава 3. Последние годы. Выбор царя

    LXI. Император Мануил I Комнин (1143-1180)

    Глава 1. «Новый Юстиниан»

    Глава 2. 2-й Крестовый поход

    Глава 3. Война с Сицилией

    Глава 4. Западная стратегия.

    Попытки воссоединения Кафолической Церкви

    Глава 5. Венгерские комбинации царственного паладина

    Глава 6. Восточная политика

    Глава 7. Царь — богослов, ученый и канонист

    Приложение №12: «Царь-священник и защитник Церкви»

    LXII. Император Алексей II Комнин (1180-1183)

    Глава 1. Протосеваст против узурпатора

    Глава 2. Царственные жертвы

    LXIII. Император Андроник I Комнин (1183-1185)

    Глава 1. Авантюрист и предатель

    Глава 2. Тиран и убийца

    Династия Ангелов

    LXIV. Император Исаак II Ангел (1185-1195)

    Глава 1. Император поневоле

    Глава 2. Второе Болгарское царство и 3-й Крестовый поход

    Глава 3. Неудачи Болгарской войны. Заговоры и самозванцы

    LXV. Император Алексей III Ангел Комнин (1195-1203)

    Глава 1. Похититель императорской власти

    и разоритель царских гробниц

    Глава 2. Позоры и бесчестья

    Глава 3. 4-й Крестовый поход против Византии

    LXVI. Императоры Исаак II (1203-1204), повторное правление,

    и Алексей IV (1203-1204) Ангелы.

    Глава 1. Неисполненные обязательства. Конец династии

    Внединастический император

    LXVII. Император Алексей V Дука Мурцуфл (1204)

    Глава 1. «Зачем Ты поразил нас, Господи, и нет нам избавления!»

    Глава 2. Латинская империя

    V том

    Династия Ласкаридов

    LXVIII. Император Феодор I Ласкарис (1204-1222)

    Глава 1. Осколки Византийской империи

    Глава 2. Феодор I Ласкарис и Никейская империя

    LXIX. Император святой Иоанн III Дука Ватац (1222-1254)

    Глава 1. «Фракийский узел». Попытка унии с Римом

    Глава 2. Возрождение Византийской империи

    LXX. Император Феодор II Ласкарис (1254-1258)

    Глава 1. «Певец царской власти»

    и византийский «просвещенный абсолютизм»

    Глава 2. «Мы во цвете лет состарились душой»

    LXXI. Император Иоанн IV Ласкарис (1258-1261)

    Глава 1. Страсти вокруг царственного агнца

    и «конституционная монархия» Палеолога

    Глава 2. Возвращение Константинополя.

    Конец династии Ласкаридов

    Вставка — мозаичные изображения императоров

    из храма Святой Софии в Константинополе

    Династия Палеологов

    LXXII. Император Михаил VIII Палеолог (1261-1282)

    Глава 1. «Новая Византия» и ее окружение

    Глава 2. Покаяние императора

    Глава 3. Сицилия и Византия – смертельное противостояние

    Глава 4. Лионская уния 1274 г. и попытки ее рецепции

    Глава 5. Провал Лионской унии

    и «Сицилийская вечерня»

    Приложение №13: «Апостольская кафедра в XII — XV вв.»

    LXXIII. Императоры Андроник II Палеолог Старший (1282-1328)

    и Михаил IX Палеолог (1295-1320)

    Глава 1. Патриархи Константинополя и зилоты.

    Соимператорство Михаила IX Палеолога

    Глава 2. Отношения царской власти

    с Константинопольской церковью. «Вселенский суд»

    Глава 3. Узлы европейской политики и турецкая угроза

    Глава 4. Каталонская экспансия и война с турками

    Глава 5. Феодальные тенденции

    в Римской империи и царской семье

    Глава 6. Дед и внук делят Империю.

    Конец царствования Андроника II Старшего

    Приложение №14: «Культ императора в поздней Византии

    и преемственность царской власти»

    LXXIV. Император Андроник III Младший Палеолог (1328-1341)

    Глава 1. Приобретения на Западе, потери в Малой Азии

    Глава 2. Начало исихастских споров. Июньский Собор 1341 г.

    LXXV. Императоры Иоанн V Палеолог (1341-1391),

    Иоанн VI Кантакузен (1347-1354),

    Андроник IV Палеолог (1376-1379) и Иоанн VII Палеолог (1390)

    Глава 1. Гражданская война. Кантакузены против Палеологов

    Глава 2. Два самодержавных Иоанна

    Глава 3. Исихастские соборы

    Глава 4. Самодержавное правление Иоанна V Палеолога.

    Заговоры царевичей

    Вставка – карта Империи

    LXXVI. Император cвятой Мануил II Палеолог (1391-1425)

    Глава 1. Турецкий заложник. Первые осады Константинополя

    Глава 2. Заграничный вояж императора. Последние годы мира

    LXXVII. Император Иоанн VIII Палеолог (1425-1448)

    Глава 1. Три брака царя. Безнадежные войны с османами

    Глава 2. Ферраро-Флорентийская уния

    Приложение №15: «Церковная уния»

    LXXVIII. Император святой Константин XI Палеолог (1448-1453)

    Глава 1. Последний царь великой Римской империи

    Глава 2. Осада и последний штурм Константинополя.

    Гибель Священной Римской империи

    Вместо эпилога: «После Византии»

    Приложение №16:

    «Римские императоры»

    Приложение №17:

    «Императоры Западной Римской империи»

    Приложение №18:

    «Список Римских пап»

    Приложение № 19:

    «Список Константинопольских патриархов»

    Приложение №20:

    «Список Александрийских патриархов»

    Приложение №21:

    «Список Антиохийских патриархов»

    Приложение №22:

    «Список Иерусалимских патриархов»

    Вставка:

    «Иконы святых Византийских императоров и императриц»

    Список использованной литературы

    Возникновение Византийской империи - это промысел Божий, явленный вовне. Этой мыслью поделился с архангелогородцами известный историк Алексей Величко на презентации своей книги «Святые императоры Византии». Мероприятие организовало региональное отделение Всемирного Русского Народного Собора.

    По словам ученого, этапы в жизни человечества нельзя рассматривать с позиций «исторического материализма», подчиняющегося строгим законам.

    «Божий промысел всё устрояет независимо от вроде бы очевидных исторических закономерностей. Римская империя не должна была воцерковляться! Всего три процента населения исповедовали себя христианами, их считали зловредной сектой и жестоко преследовали. Но вопреки исторически предсказуемому ходу событий возникла могущественная Византийская империя, оплот христианской цивилизации», - отметил эксперт.

    Рассказывая об истории правящих императорских династий, Алексей Величко подчеркнул, что Церковь и государство в Византии представляли единый организм, а главной заботой правителей было распространение и соблюдение чистоты христианской веры.

    «Такими императорами были: Константин Великий, принесший неожиданную радость учреждением христианской веры после столетий гонений; Лев Великий, распространитель христианства и ярый борец с арианством, причисленный Церковью к лику святых исповедников; Юстиниан Великий, при котором Византия достигла своего наивысшего расцвета. Эти императоры способствовали укреплению христианской веры в народе, инициировали проведение Вселенских соборов, вели грамотную внутреннюю и внешнюю политику», - рассказал историк.

    При этом, по словам Алексея Величко, значительную роль в становлении империи и распространении Православия играли и императорские семьи - царственные жены и дети: «Жены правителей часто играли первую скрипку в разрешении догматических споров, возникавших регулярно в становившемся христианском государстве. Императрица святая Пульхерия уничтожала нектарианскую ересь, святая Феодора восстанавливала иконопочитание, когда против этого выступало большинство священноначалия, святая Ирина собрала VII Вселенский собор в Никее», - рассказал византолог.

    Царственные дети также известны истории и прославлены Церковью. Преподобная Анфиса, дочь императора Константина V, и императрица Феврония, дочь императора Ираклия Великого, посвятили жизнь служению Богу в монашеском образе. Святой Игнатий и святой Стефан также почитаемы Церковью: святой Стефан известен патриаршим служением, которое он начал в 16 лет. Всем этим лицам: императорам, императрицам и их детям - и посвящена книга «Святые Императоры Византии».

    Также ученый особое внимание уделил сложностям становления христианской религии в империи, еретическим учениям, к которым неоднозначно относилось священноначалие, политической и личной борьбе авторитетов, как церковных, так и государственных.