Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Правовая культура общества включает в себя. Правовая культура как элемент общей культуры. Правовая культура общества

    Правовая культура общества включает в себя. Правовая культура как элемент общей культуры. Правовая культура общества

    Правовая культура как элемент общей культуры. Правовая культура общества

    В отечественной юридической науке феномен правовой культуры интерпретируется весьма неоднозначно.

    Так, например, А. Б. Венгеров считал, что правовая культура представляет собой наиболее высокую и емкую форму правосознания. При этом если правосознание охватывает только духовную жизнь общества и является лишь частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и юридические учреждения, их организацию, отношения; роль права в обществе, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем.

    По мнению Т. В. Синюкова, правовая культура – это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

    С. С. Алексеев отмечает, что правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т. е. своего рода «юридическое богатство» общества.

    А. Ф. Черданцев придерживается точки зрения, что правовую культуру следует рассматривать как «в широком», так и «в узком» смыслах. При этом «под правовой культурой в широком смысле слова понимается все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов.

    В узком смысле слова правовая культура – это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе… Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение, питающее различного рода правонарушения».

    Наряду с плюрализмом подходов, следует констатировать также терминологическую неопределенность. Так, в юридической науке имеет место терминологический спор по поводу соотношения категории правовой культуры с такими категориями, как «правовая надстройка», «правовая система» пр.

    Представляется, что, несмотря на значительное элементное совпадение содержания этих понятий, они не являются тождественными. Правовая система не охватывает всего комплекса юридических явлений, используется прежде всего для «выражения внутренних связей правовых явлений» и не структурируется по субъектному принципу. Правовая надстройка есть категория известной материалистической концепции и занимает в ее рамках строго определенное место, т. е. определяется через другие категории исторического материализма. Правовая культура же обозначает, как представляется, всю юридическую действительность во всем единстве и противоречивости составляющих ее элементов. Под правовой культурой следует понимать «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

    Таким образом, в самом широком смысле правовая культура – это система правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права.

    Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества, индивида.При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека – индивидуальная правовая культура, в виде правовой культуры общества.

    Правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

    Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

    Действующее законодательство представляет собой совокупность обладающих в данное время юридической силой источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

    Общественное правосознание – это совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

    Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействии) членов сообщества.

    Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками, как:

    – качество нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

    – правовая информированность населения;

    – сознательное выполнение правовых предписаний большинством членов сообщества;

    – эффективная деятельность механизмов правотворчества и реализации права.

    Высокий уровень правовой культура общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

    Правовая культура - совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

    Виды правовой культуры

    В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

    Правовая культура общества;

    Правовая культура личности;

    Правовая культура группы.

    Правовая культура общества

    Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

    Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

    Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

    Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

    Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности.

    Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

    Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

    Правовая культура личности

    Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

    Правовая культура личности предполагает:

    1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

    2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

    3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

    Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

    Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

    Уровень правосознания и правовой активности граждан

    Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

    Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

    Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

    Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

    Правосознание.

    Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

    Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

    Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

    На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

    Структура правосознания

    Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

    Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

    Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

    Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

    Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

    Виды правосознания

    Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

    Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

    Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

    Массовое - правосознание обширных масс людей.

    Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

    Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

    Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

    Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере.

    Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

    Функции правосознания

    Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

    Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

    Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

    Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

    Правосознание и право

    Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

    Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

    Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

    В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

    Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

    Формы (источники) права.

    Форма (источник) права - это внешнее выражение права.

    Основные формы (источники) права:

    1.Правовой обычай;

    2.Нормативно-правовые акты государственных органов;

    3.Правовой договор;

    4.Судебный прецедент (решение суда по конкретному делу).

    1.Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Помимо правового обычая существует и неправовой обычай.

    Правовой обычай имеет юридическую силу, санкционирован государством, обеспечивается государственным принуждением.

    Неправовой обычай - не имеет юридической силы, обеспечивается лишь общественным мнением.

    Правовой обычай возник на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной.

    2. Нормативно-правовые акты - выражение в письменной форме решения компетентных государственных оранов, в которых содержатся нормы права (Согласно Конституции РФ- Федеральное собрание- принимает законы и постановления; Президент РФ-издает указы и распоряжения; Правительство РФ - издает постанвления и распоряжения; Субъекты РФ принимают законы и иные номативно- правовые акты.

    3. Правовой договор - содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательными для всех, в отличие от общих договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами. (Правовой договор имеет место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями (Субъектами Федерации)).Федеративный договор от 31 марта 1992 года на основании которого строятся взаимоотношения между субъектами РФ в настоящее время.

    4.Судебный прецедент - решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел (один из источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады и других странах).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • 1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • 2.1 Особенности становления правовой культуры России
    • 3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина
    • Заключение

    Введение

    Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура - это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

    Целью реферата является изучение правовой культуры, ее основных аспектов, а также выявление ее значения в общественной жизни современной России.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    · Выделить основные понятия и основные элементы правовой культуры;

    · Рассмотреть ее виды, структуру и функции;

    · Проанализировать состояние правовой культуры в Российской Федерации.

    Объектом исследования является правовая культура как сложное, динамичное общественное явление.

    Предметом исследования являются закономерности развития правовой культуры.

    Данная тема достаточно изучена в юридической литературе, хотя стоит заметить, что исследованию ее отдельных аспектов придается большее значение, чем изучению проблемы в общем. В работах А.В. Малько, В.И. Червонюка, О.В. Мартышина подробно исследованы вопросы истоков правового нигилизма в России, особенностях российской правовой культуры. Однако вопросы субъекта и объекта правовой культуры, ее задачи и функции, вопросы совершенствования правовой культуры еще не нашли должного освещения в юридической литературе.

    1. Понятие и общая характеристика правовой культуры

    1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

    Слово "культура" произошло от латинского слова culture, что означало "возделывать", а позже "воспитывать, обучать", т.е. целенаправленную деятельность человека, связанную с получением знаний и опыта. Существует множество видов культуры: интеллектуальная, политическая, нравственная, но правовая культура полностью не совпадает ни с одним из этих видов. Она занимает особое место в культурном пространстве. Стоит отметить, что однозначного определения правовой культуры в юридической литературе нет. Например Е.В. Аграновская представляет правовую культуру как "систему взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение". А Н.И. Матузов и А.В. Малько в своем труде вообще не дают определения правовой культуры, отмечая лишь, что правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данной стране. В то же время авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова под правовой культурой понимают "обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта…а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека". Правовая культура - довольно неоднозначное явление, поэтому в настоящее время сформулировать единообразное определение не представляется возможным.

    Как мы уже упоминали, правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

    Виды правовой культуры различают в зависимости от ее носителя:

    1) Правовая культура общества;

    2) Правовая культура группы;

    3) Правовая культура личности.

    Дадим краткую характеристику каждой.

    Правовая культура общества представляет собой определенную долю общей культуры, передающую степень правовой активности и сознания всего общества. В широком смысле правовую культуру общества можно определить как совокупность всех накопленных правовых знаний, опыта на конкретный период.

    Показатели, показывающие уровень развития правовой культуры общества:

    · Степень развития законодательства

    · Качество толкования правовых норм

    · Правовая активность населения

    · Степень востребованности и доступности правовых знаний

    · Соотношение в нормах права общечеловеческого и национального начал

    · Уровень соблюдения субъектами предписаний законодательства

    Правовая культура социальной группы - состояние уровня правосознания и правового поведения данной социальной группы.

    Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

    · Знание права и законодательства

    · Соблюдение законности

    · Способность правильно оформлять необходимые юридические документы

    · Наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть

    · Правовое воспитание граждан

    Правовая культура личности - это культура отдельного взятого человека, индивида. Она состоит из следующих элементов:

    · Знание и понимание права

    · Законопослушное и правомерное поведение человека

    · Уровень правового поведения

    · Правовая психология и идеология

    Качество и уровень правовой культуры личности и группы можно оценить посредством таких критериев:

    · Уровень правовой информированности и образования

    · Качественные характеристики правосознания

    · Качественные характеристики практического поведения, степень его правомерности и полезности

    Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

    1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

    2) Состояние юридической практики

    · Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

    · Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

    · Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств)

    Правовая культура имеет ряд основных специфических функций:

    1) познавательно-преобразовательная - функция, связанная с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества

    2) праворегулятивная - функция, направленная на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы

    3) целостно-нормативная - функция, проявляющаяся в фактах, которые приобретают ценностное значение, т.е составляющие правовой культуры общества являются объектами оценки

    4) коммуникативная - функция, обеспечивающая взаимодействие граждан в юридической сфере

    5) правосоциализаторская - функция, направленная на формирование правовых качеств личности

    1.2 Правовая культура и правосознание

    Переплетение потребностей, интересов различных социальных слоев, разнообразные мнения по поводу общественных явлений, в том числе и юридической действительности, характерно для современной жизни. То есть различное понимание юридической действительности различными социальными группами обуславливается разной степенью правосознания.

    Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Специфика правосознания как формы общественного сознания проявляется в том, что оно является интеллектуальным выражением общественной и индивидуальной жизни людей. Правосознание тесно связано с такими элементами правовой системы как: юридические нормы, правовые принципы, правовые отношения, процессы правотворчества и т.д.

    Сущность правосознания проявляется в следующих его особенностях:

    · Не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания (на формирование и реализацию норм права воздействуют и нравственные, и политические, и иные формы сознания)

    · В правосознании отражаются только явления, непосредственно связанные с правом

    · Осознание правовых явлений осуществляется с помощью юридических понятий

    · Правосознание отражает состояние, темпы и направления развития общественных отношений

    · Правосознание характеризуется преемственностью (пример: рецепция римского права)

    Элементами структуры правосознания являются:

    · Идеологическая основа (правовые знания, взгляды, основанные на научных позициях и разделяемые большими группами людей)

    · Психологическая основа (чувства и эмоции людей по поводу права и правоприменительной деятельности)

    · Поведенческая основа (внутренние установки, побуждающие либо к соблюдению, либо к нарушению правовых норм)

    Правосознание можно разделить на виды, основываясь на степени глубины отражения правовой действительности. Итак, различают такие виды правосознания:

    · Обыденное правосознание

    · Профессиональное правосознание

    · Научное правосознание

    Обыденное правосознание - это бытовое сознание, возникающее вне какой-либо профессиональной деятельности, связанной с правом. Оно формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта и представлениями о праве.

    Профессиональное правосознание представляет собой научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются юристы в своей повседневной деятельности, непосредственно связанной с правотворчеством или правоприменением.

    Научное правосознание - это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно возникает в среде ученых-правоведов и научных работников на основе анализа правовых норм и институтов права, правотворческой и правоприменительной практики.

    В общем виде роль правосознания в общественной жизни предопределена тем, что правосознание является внутренним стимулом и мотивацией к познанию права и лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности.

    Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура - это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе правоприменения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридичеcких учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

    Таким образом, правовая культура неразрывно cвязана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

    То есть и уровень развития правовой культуры, и уровень развития правосознания определяются одними и теми же факторами. Основное значение имеют такие факторы как:

    · Правовая информированность

    · Режим законности

    · Качество закона

    Правовая информированность означает общедоступность и понятность правовой информации населению. Правовая информированность выражается в том, какие возможности имеют граждане для своевременности получения информации о новых законодательных актах. Стоит отметить, что в Российской Федерации официальными источниками опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации и некоторые иные нормативно-правовые акты являются периодические издания "Российская газета", "Парламентская газета" "Собрание законодательства Российской Федерации", а также "Официальный интернет-портал правовой информации".

    Режим законности - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Если в обществе граждане ведут себя правомерно, то это вырабатывает к закону и правопорядку чувство уважения у отдельного индивида.

    Качество закона проявляется в его своевременности, актуальности, адекватности общественным реалиям, а также однозначности и ясности его положений.

    Высокий уровень правовой культуры и правосознания является залогом для установления режима законности и правопорядка.

    правовой нигилизм идеализм культура

    2. Состояние правовой культуры современного российского общества

    2.1 Особенности становления правовой культуры России

    Правовая культура несомненно отличается у разных стран, т.к . на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

    В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву - для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

    Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право - это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

    Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

    2.2 Правовой нигилизм и правовой идеализм

    Правовой нигилизм - одна из качественных характеристик правосознания и правовой культуры личности или общества, связанная с отрицательным, негативным отношением субъектов к ценностям и нормам права, законам, правопорядку, юридической практике. Н.Р. Донченко в своей работе "Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление" выделяет следующие формы выражения правового нигилизма:

    1) Умышленные нарушения законов и иных нормативно-правовых актов

    2) Издание противоречивых или взаимоисключающих друг друга правовых актов

    3) Подмена законности политической либо идеологической целесообразностью

    4) Противоборство представительных и исполнительных структур на всех уровнях власти

    5) Нарушение прав человека

    Правовой нигилизм - одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе, поэтому с ним необходимо вести борьбу. Для этого требуется знать причины распространения правового нигилизма в современной России. Итак, можно выделить такие причины как:

    · Низкий уровень правовой грамотности населения

    · Особенности менталитета

    · Кризисное переходное состояние всех сфер жизни общества

    · Несовершенство системы правового воспитания

    · Отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности

    · Низкий уровень качества жизнь основного числа граждан

    Также можно выделить черты характерные для правового нигилизма в России:

    · Массовость (правовой нигилизм распространен не только в среде простых граждан, но и в официальных кругах)

    · Правовой нигилизм носит демонстративный и неконтролируемый характер

    · Правовой нигилизм проявляется в самых разных формах (может проявляться и на бытовом уровне и в профессиональных слоях; может быть как легитимным так и криминальным).

    Прямой противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

    Категорию "правовой нигилизм" ввел в своей статье "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали" профессор Н.И. Матузов. Люди, подверженные правовому идеализму, считают, что с помощью права можно решить все проблемы.

    Однако, право, несмотря на достаточное количество регуляторов не всесильно и не всевластно, т.к. проводимые преобразования нуждаются в надёжном правовом обеспечении, и оно не может быть чисто волевым. Разочарование в том, что только принятие хороших законов не может изменить положение дел в лучшую сторону, заставляет людей разочаровываться в праве, пренебрегать им.

    Правовой идеализм в конечном итоге приводит к правовому нигилизму, поэтому необходимо как можно скорее преодолеть и правовой нигилизм, и правовой идеализм, которые питают друг друга.

    3. Способы совершенствования правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации

    3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина

    Права и свободы человека - одно из величайших достижений человечества. По авторитетному мнению В. И. Шмакова соблюдение прав и свобод человека и гражданина - главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Однако, в настоящее время наблюдается большой разрыв в между провозглашенными правами и свободами человека и гражданина в Конституции Российской Федерации и их реальным воплощением в жизнь.

    Конституция обосновывает свое социальное назначение только тогда, когда работают механизмы реализации конституционных гарантий прав и свобод человека, в главную очередь - правосудие.

    Неотъемлемую часть современной политики России составляет формирование такой судебной власти, которая являлась бы авторитетной и престижной. Формирование справедливого и независимого суда обусловлено связями с другими ветвями власти и их воздействием на суд.

    Еще одним, несомненно, важным институтом обеспечения и развития прав и свобод человека и гражданина является Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в Российской Федерации и его представители в субъектах федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Омбудсмен следит за состоянием и реализацией прав и свобод граждан, а также проверяет жалобы граждан на нарушении их прав. Однако и в этой сфере имеются достаточно серьезные проблемы. Например, должностные лица часто препятствуют исполнение обязанностей, возложенных на Уполномоченного. Также сами граждане нередко не знают, как защитить свои права и куда можно обратиться за помощью. Это свидетельствует о том, что правовая культура в нашем государстве еще недостаточно развита. Необходимо развивать правосознание населения и прививать правовую культуру еще со школы.

    Стоит отметить работу негосударственных правозащитных организаций. Они осуществляют независимый контроль реализации прав граждан и в определенной мере способствуют работе государственных правоохранительных органов.

    Таким образом, в России, к сожалению, наблюдается ряд проблем, связанных с обеспечением и реализацией прав и свобод человека и гражданина: недостаточное социальной обеспечение, злоупотребление своими полномочиями должностными лицами, произвол полицейских органов и прочее. Однако, на мой взгляд, самой важной проблемой является правовой нигилизм подавляющего большинства граждан. До сих пор граждане уверены, что отстаивать свои права "бесполезно", а зачастую даже не знают куда обращаться. Необходимо принимать безотлагательные меры по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.

    Центральное место в правовой культуре занимает конституционно-правовая культура. Конституционно-правовая культура - это конституционно-правовая категория для обозначения совокупности достижений, созданных людьми в конституционно-правовой сфере, с помощью которых обеспечивается формирование такой системы общественных отношений, которые способствуют становлению общественного строя, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство и его органы действуют строго в соответствии с демократической конституцией.

    Попытаемся проанализировать отдельные аспекты в конституционно-правовой сфере РФ, а также определенные проблемы в этих сферах.

    Конституция -- это один из важнейших результатов конституционно-правовой культуры, поэтому она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и главнейшие вопросы взаимоотношений человека, государства и общества. Однако, в Конституции РФ вопросы приема-передачи власти не подлежат регламентации. Единственное в ст.3 Конституции РФ сказано: "…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Порядок же наделения властными полномочиями отдельных лиц определяется федеральным законом Российской Федерации органом государственной власти, т.е. политической партией, находящейся у руля.

    Первостепенное место в структуре конституционно-правовой культуры занимает избирательное право. Избирательное право может быть двух видов: объективное и субъективное. В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих общественные отношения по поводу проведения выборов. В субъективном смысле избирательное право представляет собой предусмотренную законами возможность лица участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

    Принцип добровольности участия в выборах носит, бесспорно, демократический характер. К сожалению, его провозглашение привело к неблагоприятным последствиям. Явка российских избирателей, мягко сказать, невелика. Например, по данным ЦИК, на выборы Президента РФ в 2012 году пришло всего лишь 65,34% избирателей. Безосновательно говорить о всенародном избрании, если за кандидата проголосовали не абсолютное число граждан.

    В процессе избирательных кампаний партии и кандидаты на выборную должность, как правило, используют мнимые обещания, которые впоследствии не выполняются. Представляется разумным вернуться к институту отзыва, применив его к тем, кто не сдержал свои предвыборные обещания.

    На сегодняшний момент в Российской Федерации имеется масса проблем в сфере формирования правовой культуры. Для решения таких проблем как: правовая безграмотность населения, сложный и трудоемкий процесс правотворчества, частое противоречие нормативно-правовых актов друг другу и действительности, правовой нигилизм и прочее, необходимо проводить целенаправленную государственную политику в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, а также СМИ и искусства. Основными задачами в процессе формирования правовой культуры являются формирование позитивного отношения к праву и закону, а также знанию гражданами своих прав и обязанностей.

    3.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

    Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

    Правовое обучение, т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний и принципов права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности - является формой воспитания.

    По мнению И.И. Кального в результате правового воспитания: "Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон". То есть задачей правового воспитания является создание такого человека, который обладал бы чувством личной ответственности, активную гражданскую позицию и руководствовался такими нравственными идеалами как честь, долг, честность и т.д.

    Правовому обучению служат различные средства и методы. Средствами правового обучения является всё, с помощью чего осуществляется воздействие на сознание индивидов, или же то, с помощью чего человек передает информацию, имеющую юридическое значение. Таким образом, к средствам правового обучения следует отнести:

    · Средства массовой информации (печать, радиовещание, телевизионное вещание и прочее)

    · Искусство

    · Средства агитации

    К сожалению, в нашей стране пока уровень правового обучения оставляет желать лучшего. В настоящее время:

    · Практически не ведется пропаганда действующего законодательства

    · Правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно

    · СМИ, государственные деятели в публичных выступления допускают лояльное отношение к правонарушениям

    · Отсутствие в стране какой-либо концепции, идеи о негативном отношении к подобным явлениям

    · Лекционная работа по правовому просвещению в стране практически отсутствует

    · Отсутствие контроля качества выпускаемой юридической литературы

    В целях повышения уровня правового воспитания и, как следствие, правовой культуры населения, предлагается:

    1) Внедрение во всех учебных заведениях (школа, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения) преподавания основ права

    2) Осуществление конкретные правоспитательные мероприятия по организации широкой организации законодательства

    3) Издание общедоступной юридической литературы, справочников

    4) Создать сеть бесплатных юридических консультаций для помощи социально-незащищенных слоев населения для оказания им консультаций по социальным вопросам и гражданскому законодательству

    Правовая культура - незаменимое условие для осмысленного осуществления гражданином его долга перед обществом.

    Осознание людьми своих прав и свобод, обязанностей перед государством и обществом способствует преодолению архаичных взглядов, девиантного поведения граждан, предотвращению случаев произвола.

    Высокий уровень правового воспитания каждого отдельного индивида приведет к созданию законопослушного общества, а в будущем и к созданию правового государства.

    Прочное правовое сознание можно выработать укрепление норм воспитанности в мыслях и действиях человека. В этом случае как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

    Заключение

    В российском обществе продолжается процесс становления правового государства и гражданского общества. Изменения произошли и происходят в правовой системе, в правосознании, в правовой культуре российского общества. В связи с переменившимися социальными и политическими условиями нашему государству требуется качественно новая правовая культура граждан.

    Правовая культура общества - это структурная часть созданных обществом духовных ценностей. Уровень правового сознания, развитая правовая система, независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод человека и гражданина, юридическая грамотность населения - одни из важнейших элементов системы духовных ценностей, созданной обществом.

    Как мы имели возможность убедиться, правовая культура является неотъемлемым компонентом правового государства, гражданского и цивилизованного общества.

    Очевидно, что построение гражданского общества невозможно без развитых правосознания и правовой культуры. Гражданскому обществу характерна такая система ценностей, в которой на первоочередной план выходят демократические права и свободы:

    · Личная свобода

    · Неприкосновенность и безопасность граждан

    · Функционирование независимых объединений и пр.

    Разумеется, такая система способна существовать только на индивидуальных принципах бытия, однако, в России господствуют коллективистские начала, что не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. Это означает, что российское общество в большинстве своем еще не готово к изменениям. Многовековой опыт государственного произвола и авторитаризма породил в россиянах тотальный правовой нигилизм. Данное явление негативно сказывается на состоянии российского общества.

    Таким образом, основой для создания условий развития и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества должны стать вопросы правовой культуры.

    Список использованной литературы

    1. Закон РФ от 1406.1994 №5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СПС Консультант Плюс.

    2. Закон РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.

    3. Теория государства и права: учебник Абдулаев М.И. М: финансовый контроль. 2009 С. 410.

    4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 144.

    5. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. 2013. №4. С. 158.

    6. Донченко Н.Р. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. №6. С. 93.

    7. Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации //Законы России: опыт, анализ, практика. №2. 2007. С. 153.

    8. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. С. 490

    9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 616.

    10. Теория государства и права: учебное пособие / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. С. 240.

    11. Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. М: С. 432.

    12. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. №19. С. 133.

    13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 624.

    14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 512.

    15. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2009. №11. С. 64.

    16. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие / Под ред. В.И. Червонюка. М., 2003. С. 544.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

      дипломная работа , добавлен 05.07.2011

      Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

      курсовая работа , добавлен 19.10.2014

      Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

      курсовая работа , добавлен 23.08.2008

      Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская функция правовой культуры. Нигилизм: истоки, пути преодоления.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2013

      Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

      реферат , добавлен 17.05.2010

      Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

      дипломная работа , добавлен 05.07.2011

      Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

      дипломная работа , добавлен 04.06.2009

      Комплексное изучение сущности, структуры, видов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества. Роль правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и правовой системы России, пути повышения ее уровня.

      дипломная работа , добавлен 28.04.2011

      Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

      курсовая работа , добавлен 19.10.2016

      Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

    Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

    Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

    В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами.

    Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

    Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

    Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.

    Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.

    Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

    При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

    Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы "останавливается" на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

    Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

    Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

    Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

    Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

    Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

    Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

    Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

    Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).

    Повышение уровня правовой образованности и культуры населения; преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению В.В. Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных состояниях:

    1. идеолого-психологическом;

    2. нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;

    3. поведенческом, указывающем на характер правовых действий;

    4. объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

    Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

    Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

    Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

    Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.

    Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.

    Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.

    Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.

    К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.

    К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп.

    Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.

    Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.

    К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.

    Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.

    Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.

    Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

    Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

    В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

    Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

    Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

    Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.

    Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

    Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

    Правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права - это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

    Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

    Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.

    Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

    А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого.

    Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. В большинстве случаев даже крупные деятели литературы, искусства, науки еще до революции нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект. В условиях самодержавия, в период длительного крепостного права царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Сохранился низкий уровень правовой культуры.

    В ходе революции была сломана старая феодально-буржуазная правовая система, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы. Революционный переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности.

    К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола, с одной стороны, белого, с другой -красного террора, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство пролетариата.

    В период новой экономической политики (нэп) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

    Существовали и обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена культа, но и позже: с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое должно отмереть в самом ближайшем будущем. Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е годы отвергали необходимость права, считали, что «право - это такой же опиум для народа, как и религия», верили, что после свержения капитализма и царя страна войдет в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.

    О социальной ценности права заговорили только в 60-70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса - волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания - правовой идеологии и правовой психологии.

    Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что у нас в науке, начиная с 30-40-х годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших теоретиков права стала обращать внимание на иное его понимание, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно.

    А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.

    Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства, а принятие законов и их применение по-прежнему остаются на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но, если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

    Например, принятый в 1991 году закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив - хозяин предприятия» не раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что подразумевает законодатель под термином «хозяин». Этот термин был перенесен в законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его значение, так как не являлся юридическим. Собственник - коллектив или нет? Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой культуре говорить не имеет смысла.

    Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Начиная со стен помещения, где проводятся судебные заседания, до облика судей, самого проведения судебного процесса во многом зависит уровень правовой культуры. Дворцов правосудия у нас еще нет. Это и неудивительно. До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия находится на очень низком уровне. А это, в свою очередь, влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

    Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране, то, что есть на самом деле. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости.

    В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно.

    Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т. д.).

    Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

    Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права.

    Высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для отечественного права и государства. Поэтому воспитание правовой культуры граждан - важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.

    Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативно-правовых актах международного характера.

    Особенно заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод).