Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Внеклассное мероприятие "Права ребенка". Темы мероприятий по правовому воспитанию

    Внеклассное мероприятие

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 2

    Внеклассное мероприятие по правам и обязанностям детей

    Игра «Что? Где? Когда?»

    Составила

    Поздеева Марина Васильевна

    г. Кировград

    2012 г.

    Игра «Что? Где? Когда? »

    ЦЕЛЬ: создать условия для обобщения основ правового сознания школьников.
      Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
    ОБОРУДОВАНИЕ:
      Игровое поле, разделенное на секторы, юла со стрелкой. Конверты с заданиями. Набор картинок для Д/И «Разложи правильно». (Приложение) Листы со словами «КОНСТИТУЦИЯ». Жетоны Презентация
    ХОД ИГРЫ: 1. Организационный момент.
    -Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. -Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) -А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) - Ребята приготовили для вас сценку. Посмотрите её внимательно и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить.
    2. Сценка «Игра». (Показывают дети) Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Коля: Давайте поиграем в войну! Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом. Саша: А я не хочу. Коля: Чего не хочешь? Саша: Играть в войну. Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. Саша: Я не хочу. Коля: Захочешь. Саша: Что же вы меня заставите?
    Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
    Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? Может, кто догадался о теме нашего разговора? (слайд)

    Учитель: По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете.
    3. Цель занятия. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их. 4. Игра- Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас на игру «Что? Где? Когда?». Во время, которой мы с вами можем узнать много интересного и нового. А также обсудить очень важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» без ясного ответа на эти вопросы наша жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. -Посмотрите, какие вы все разные непохожие друг на друга. Но есть у вас что-то общее. Что это? -Действительно, это ваши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. - Вы знаете, что существуют документы, в которых прописаны наши права. Назовите их. (конвенция, конституция). - Для участия в игре приглашается команда 1 А класса и команда 1 В класса. Командиров команды прошу объявить название своей команды. -Во время игры подробнее познакомиться с некоторыми вашими правами и обязанностями. В этом нам поможет наша сказочная полянка и стрелочка. (Заводим юлу) «Стрелочка, крутись, крутись, Стрелочка, остановись!» Выбрав задание по стрелке, учитель объясняет правила игры. Задания – секторы: 1 сектор - Конверты с картинками из сказок: (Приложение) Цель: в игровой форме закрепить знания о статьях из декларации прав человека. «Снежная королева» «Три поросёнка» «Золушка» «Золотой ключик» «Колобок» «Айболит» Учитель задаёт вопросы для каждой команды:

      Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
    Сказка «Снежная королева» Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать. СЛАЙД 1
      В какой сказке герои могли остаться без своих домиков? Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
    Сказка «Три поросёнка ». Права поросят нарушает волк. Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом. СЛАЙД 2
      В какой сказке мачеха не отпускала свою падчерицу на бал? Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
    Право поиграть, отдохнуть и веселиться. СЛАЙД 3
      В какой сказке отец купил сыну «Азбуку», продав свою старую куртку? О каком праве идет речь?
    Сказка «Приключения Буратино». Каждый ребенок имеет право получать образование. СЛАЙД 4 5.В какой сказке главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери? Сказка «Колобок» Каждый ребенок имеет право на жизнь. СЛАЙД 5 6.В какой сказке больные животные обращаются за помощью к ветеринару? Какое право выполняет Доктор Айболит? Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. СЛАЙД 6 2 сектор – «Спрятанное слово»: Цель: активизировать словарь детей, упражнение в составлении слов из заданных букв. Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ (на работу отводится 5 минут) ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Хлопалка». Хлопают все зрители. Хлопают те, кто ходит в школу за знаниями? Какое право дало вам государство? Хлопают те, кто любит каникулы. Какое право вам дано? Хлопают те, кто любит вкусно поесть. Какое право дано? Хлопают те, кто ни разу не опоздал в школу. Какую обязанность вы должны выполнять? Хлопают те, кто любит своего домашнего животного и ухаживает за ним? Какая обязанность? Хлопают те, кто кому ставят прививки? Каким правом вы пользуетесь? Проверка – за каждое слово 1 жетон. 3 сектор – игра «Хорошо – плохо»: (Приложение) Цель: учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. - «Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: - Что такое хорошо - Что такое плохо?» Давайте с помощью стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» постараемся разобраться с правами.

    Игра «Разложи правильно» (на работу 2 мин.) разложить карточки с поступками: обидел девочку, не выполнил домашнее задание, взял в библиотеке книгу, помог маме, убрал рабочее место, отобрал у одноклассника игрушку. В это время чтение стихов детьми. Стихотворная пауза. Свои стихи прочитают дети.
    Соня: Пусть дети живут, смеются звонко, Подрастают с каждым днём. Пусть у каждого ребёнка Будет светлый, тёплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды.
    Учитель : Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души. Пусть безмятежный тот покой Ничто вовеки не нарушит.
    Саша: И пусть не катиться слеза Ни от обид, ни от печали, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет.
    Лиза: Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой лихой беды.Проверка.- Вопрос 1команде – назовите среди выбранных карточек только права,- Вопрос 2 команде – назовите среди выбранных карточек только обязанности По окончании игры: - Какие вы молодцы, всё правильно разложили. Конечно же, мы радуемся добрым делам и поступкам, и огорчаемся, если окружающие поступают плохо. Надеюсь что вы у нас замечательные ребята, будете поступать только хорошо, не нарушая прав, друг друга и соблюдая ваши обязанности. 4 сектор – выбери верное суждение (Приложение) Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Определи, что является обязанностью школьника:

    Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

    У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.

    Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.

    После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.

    После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

    Школьник обязан выполнять все требования учителя

    Ученик обязан посещать все занятия по расписанию

    После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе

    Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

    Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
    ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

    «Правовой цветник»

    Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

    На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

    * Иметь фамилию, имя, отчество

    * Иметь игрушки

    * Ходить на кружок

    *Жить с родителями

    * Высказывать свои мысли

    * Отдыхать на перемене

    На лепестках цветка «Обязанности»:

    * Заботиться о животных

    * Мыть посуду

    * Делать зарядку

    * Посещать школу

    * Помогать родителям

    Проверка.

    Рефлексия занятия.
    После выполнения всех заданий. Учитель подводит ит оги. О чем мы сегодня говорили? Кого заставило задуматься сегодняшнее занятие? Что понравилось?
    Учитель:

    Чтоб дети учились и развивались,

    Чтобы права их не нарушались,

    Мы учим закон, прилагая все силы,

    Ведь именно нам жить в России!

    Все дети на Земле имеют право

    На чистый воздух и веселый смех.

    Арина: Как хорошо, что есть права!

    Права останутся на веки.

    Они помогут человеку,

    Мир восстановят навсегда,

    И у младенца есть права,

    И у собаки, и у кошки тоже.

    Без прав на свете жить не сможем,

    Пусть дети живут, смеются звонко,

    Подрастают с каждым днем.

    -Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей. И будете помнить, что помимо прав у вас есть и обязанности.

    Приложение №1

      Дети имеют право на общение и свое мнение

    Цели:

    • Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
    • соотнести права и обязанности детей;
    • способствовать осознанию ответственности за свои права;
    • формировать положительное отношение к правам других.

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    Оборудование:

    • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
    • Песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

    1 часть: «Вступительное слово»

    «Детству следует оказывать величайшее уважение».
    Древний мудрец Ювенал

    Начинаем классный час,
    Речь пойдёт здесь всё о нас.
    Постарайтесь всё понять,
    Что – то новое узнать
    - Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
    Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
    Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
    Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
    После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

    Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
    Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»..

    Слайд № 2.
    Конвенция международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

    «Конвенция о правах ребенка» - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
    О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
    На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей - основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание.
    Слайд № 3. Игра «Ваши права».
    (Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)
    1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?
    2. Потребности человека с возрастом меняются. И в 12-13 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.
    3. Обсуждение. Учитель раздает карточки с таблицей потребностей 2-х месячного и 12-летнего ребенка.
    УЧИТЕЛЬ . Как с возрастом изменяются потребности ребенка? Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

    Сокращённый перечень прав ребёнка
    (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

    Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
    Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
    Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
    Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
    Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
    Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
    Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
    Статья 14. Право исповедовать любую религию.
    Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
    Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
    Статья 17. Право на доступ к информации.
    Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
    Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
    Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
    Статья 28. Право на образование.
    Статья 31. Право на отдых и досуг.
    Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
    Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
    Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
    Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

    Статьи уголовного кодекса
    Российской Федерации

    Статья 116. Побои.
    Статья 117. Истязания.
    Статья 125. Оставление в опасности.
    Статья 127. Незаконное лишение свободы.
    Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
    Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
    Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
    Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
    Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.
    Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.

    (называются ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

    Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.
    (Учащиеся отвечают)
    Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
    – Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

    «Литературно-правовая викторина»
    (на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)

    1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
    (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

    2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
    (Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

    3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
    (Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

    4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
    (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

    Сценка из школьной жизни.
    (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
    Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?
    Оля. Нет, я освобождена.
    (все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)
    Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)
    Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?
    Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
    Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?
    (Учащиеся высказывают свое мнение).
    Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы с иллюстрациями сказок).
    Викторина «Права литературных героев».
    Слайд № 6.
    Права литературных героев

    • В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).
    • Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).
    • В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
    • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).
    • В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).
    • В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

    Правовой статус – это ваше положение в мире права. В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус. Слайд № 4.

    Для того, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда


    По горизонтали:
    1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
    2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.
    3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
    4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.
    По вертикали:
    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
    2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
    (На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду)
    Слайд № 5.
    Ответы кроссворда
    Вывод . Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
    - Какие документы защищают ваши права?
    - Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
    - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
    Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

    Слайд № 22. Спасибо за работу!

    Использованная литература:
    Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
    Использованы материалы с сайта «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru/articles/502414

    Дополнительно: Презентация «Право быть ребенком»

    Слайд 1


    Слайд 12


    Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 17 слайдов.

    Файл презентации «Право быть ребенком» в формате.ppt и конспект мероприятия в формате.doc в архиве ZIP, объемом 10,3 Mб (733.zip) можно скачать с Unibytes.com

    Сценарий мероприятия для учащихся 2-4 классов на тему «Мы тоже имеем права»

    Интеграция образовательных областей
    «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».- систематизировать и закреплять знания учащихся о документах, гарантирующих права ребенка, формировать представления у детей об их обязанностях.

    Образовательные: обогащать, активизировать, расширять словарь, кругозор;
    Развивающие: развивать память, мышление, внимание, совершенствовать координацию движений и речи в театрализованных сценках; коммуникативность
    Речевые: коррекция речи через высказывания детей, вопросы, ответы, игры
    Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к другим людям, интерес к законам и их соблюдению.
    Оформление:
    Выставка книг, законов, кодексов, костюмы для героев из сказок, своих родных, фото с изображением прав детей, игрушка-зайчик, документ Свидетельство о рождении, видеоролик из фильма «Мама», плакат с изображением дерева «Моя семья»
    Предварительная работа:
    беседы о Правах ребенка; заучивание пословиц, стихов, песен; рисование портретов своих родных; игры «Давай знакомиться», «Что мы делаем - не скажем».
    Ход мероприятия:
    Звучит спокойная музыка, дети входят в зал, садятся.
    Воспитатель: - Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.
    1-ученик читает:
    По извилистой дорожке
    Шли по миру чьи – то ножки
    Вдаль смотря широкими глазами
    Шел малыш знакомиться с правами.
    2-ученик читает:
    Рядом мама за руку держала
    В путь-дорогу умницу свою сопровождала
    Знать должны и взрослые и дети
    О правах, что защищают их на свете.
    Воспитатель: - Права человека – определены законами, которые никто не вправе нарушать. Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги ). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Задачи Конвенции – защита прав ребенка от несправедливости, забота о его жизни, развитии, образовании, воспитании. Сейчас мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа.
    –А что такое право? (ответы детей ).
    Воспитатель: - Право – это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, иметь, осуществлять. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами. Также соблюдать права других людей. И так в путь.
    Ученик читает:
    Если человек родился
    Имя дать ему должны.
    Будет жить в любви, заботе,
    Гражданин своей страны.
    Воспитатель: - О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, фамилию, отчество)


    -Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении ).
    - Имя каждому дано и у каждого оно одно!
    - Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер

    Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет )
    - Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени ).
    Поиграем в игру «Давайте знакомиться» - Ведущий подходит к ребенку со словами: « Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…», давая при этом игрушку-зайца. Тот называет свое имя и передает зайчика другому ребенку, при этом произнося слова: «Как зовут тебя скажи?» и т.д. повторить 3-4 раза.
    Воспитатель: - Молодцы, ребята, это право усвоили.
    - Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и личную неприкосновенность».
    - Назовите, пожалуйста, сказки, стихи, басни и другие произведения, где это право было нарушено? Наглядность - стенд с книгами. («Колобок», «Волк и ягненок», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят», «Серая шейка» и другие ).
    Воспитатель: - Первое право на жизнь дает мама - это главный человек в жизни каждого ребенка.
    Включается видеоролик из фильма «Мама», звучит песня о маме (слова Ю.Энтина, музыка Ж.Боржоа).
    Дети стоя подпевают. Ученик крепит рисунок портрет мамы на дерево-плакат «Моя семья».
    Воспитатель: - Мама это главное слово в каждой судьбе. «Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажете, о каком праве пойдет речь? Читаем в Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Часто в семьях живут другие родственники, которые любят детей и заботятся о них.
    Дети читают стихи и держат рисунки-портреты подготовленные ранее:
    1 ученик:
    - Хочу похожим быть на папу
    Во всем хочу как папа стать,
    Быть сильным, умным, не лениться
    И делать все как он на пять.
    2 ученик:
    - Мой дедуля дорогой,
    Мы гордимся все тобой!
    И скажу я по секрету
    Лучше нет на свете деда!
    Буду я всегда стараться
    На тебя всегда равняться!
    3 ученик:
    - Я бабуленьку родную
    Очень крепко поцелую
    Ведь бабуленька моя
    Очень, очень добрая!
    Дети прикрепляют рисунки на плакат.
    Воспитатель: - Вот какая большая семья получилась. Каждому ребенку хорошо в семье.
    Семья – это счастье, любовь и удача
    Семья – это летом поездки на дачу
    Семья это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы,
    Семья – это важно, семья – это сложно,
    Но счастливо жить одному невозможно!
    В русском языке много пословиц и поговорок о семье. Вспомним их, ребята.
    Дети: - Птица рада весне, а дитя матери.
    -Кто родителей почитает, тот счастлив бывает
    -Вся семья вместе, так и душа на месте.
    -Семья сильна тогда, когда над ней крыша одна.
    Воспитатель: - Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? (Да ) – Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».
    Воспитатель: - А что вы умеете делать?
    Дети: - Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем. (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому ).
    Воспитатель: - Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых ).
    - А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
    Сценка.
    Входит Золушка , поет, имитирует уборку:
    - Дразнят Золушкой меня
    Оттого, что у огня силы не жалея
    В кухне я тружусь, тружусь
    С печкой я вожусь, вожусь,
    И всегда в золе я.
    Прячу я печаль свою
    Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
    И не уж- то никогда
    Не уйти мне никуда,
    От золы и сажи?!
    – Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
    Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
    Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
    Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
    Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
    Воспитатель: - Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу )
    - Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать)
    – Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.


    -Без отдыха человек может заболеть.
    Ученик:
    Если дети заболели
    Плохо чувствуют себя
    И у них бронхит, ангина,
    Пневмания, скарлатина,
    Слышен детский крик и плач
    Вам поможет только…(врач )
    Сценка.
    Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита.
    Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!
    Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники ) Неужели ваши дети заболели?
    - Что ж, осмотром я доволен
    Из ребят никто не болен
    Чтоб здоровыми остаться
    Нужно спортом заниматься.
    На зарядку становись!
    Дети встают и выполняют команды доктора :
    - Попрошу сидящих, встать
    И команды выполнять
    Все дышите, не дышите,
    Вместе руки поднимите,
    Превосходно. Опустите.
    Наклонитесь, разогнитесь.
    Встаньте прямо, улыбнитесь
    И исполним мы сейчас
    «Танец маленьких утят» (песня слова Ю.Энтина, дети выполняют движения)

    Доктор Айболит:
    -Каждый весел и здоров
    И к занятиям готов. Прощайте, ребята! Уходит.
    Воспитатель: - «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.
    - Ребята, Фея оставила волшебный сундучок. Посмотрим что в нем. Показываю (ручка, тетрадь, линейка, книга, карандаш ).
    Воспитатель: – О чем говорят эти предметы? (дети должны ходить в школу и учиться ).
    – Верно.
    -Нужно всем учиться в школе,
    Чтобы грамотными стать
    И никто у вас не может
    Это право отобрать. – Все дети имеют право на получение образования. Так записано на следующей странице Конвенции.


    Дети поют 2 куплета песни «Чему учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
    Воспитатель: - Где можно получить образование? (школа, институт, колледж ) Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать ) - В чем заключается ваша обязанность? (ходить в школу, учиться ).
    Поиграем в игру «Продолжи пословицу» .
    - Я начну, а вы продолжайте:
    - Учись смолоду - … (не помрешь под старость с голоду ),
    - Ученье – свет, а… (не ученье – тьма );
    - Грамоте учиться - … (всегда пригодится );
    - Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться );
    - Учиться - …. (всегда пригодится ).
    Воспитатель: - Вот эта картинка напоминает нам о праве…? (на жилище ).
    - Каждый ребенок имеет право на имущество, оно неприкосновенно. Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи. Люди обязаны относится к своему дому бережно, содержать в полном порядке.
    - Посмотрите, какие вы разные, но у всех одинаковые права. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Помните, взрослые должны знать о правах детей. Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч! Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л.Ошанина, музыка Ф. Островского) .
    Дети уходят.

    Сценарий

    внеклассного мероприятия для начальной школы

    «Права ребёнка»

    Цель: закрепить знания детей о своём праве на имя и фамилию, личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание и праве на семью;

    развивать умение логически мыслить, рассуждать и делать выводы; воспитывать чувство сострадания, желание помогать нуждающимся, чувство уважения к другим и самоуважения.

    Ход мероприятия

    Организационный момент.

    Упражнение: « Здравствуй, дружок!»

    Здравствуй, дружок!

    Скорей становись со мною в кружок (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом)

    - Давай улыбнемся и скажем: « Привет!»

    Солнцу привет!

    Гостям всем привет!

    Вы готовы поработать? (дети: Да!)

    Вы готовы отвечать? (дети: Да!)

    Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)

    Ну а главное – готовы

    Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!)

    Ведущий: Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по великому царству. Его название вы узнаете, как только разгадаете сказочный кроссворд!

      Кто помог выгнать лису из заячьей избушки? (петух)

      Кто пятился задом в басне Л. Крылова «Лебедь, рак и щука»? (рак)

      Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей. (айболит )

      Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь? (волк )

      Имя сестрицы, братец которой превратился в козлёночка. (Аленушка)

    1

    П

    Е

    Т

    У

    Х

    2

    Р

    А

    К

    3

    А

    Й

    Б

    О

    Л

    И

    Т

    4

    В

    О

    Л

    К

    5

    А

    Л

    Ё

    Н

    У

    Ш

    К

    А

    Ведущий: Какое же ключевое слово получилось?

    Дети: П Р А В А

    Учитель : Сегодня мы будем путешествовать по царству ПРАВА.

    Ведущий : Как только появились люди на Земле, они сразу же построили себе большое царство. Жили они там долго-долго, не тужили, и вдруг, в один пасмурный день, от скуки и непогоды начали их мучить вопросы:

      Что люди могут делать и чего не могут?

      Что они обязаны делать и что не обязаны?

      На что они имеют права и на что не имеют?

    Каждый говорил своё – получалась такая неразбериха!

    Пытались решить вопрос путём переговоров, воин, драк, бесед . Ничего не получалось.

    И вот на одном из собраний, из толпы вышли две сестры, юные красавицы. Они с младенчества отличались чрезвычайной мудростью. Вот только имена у них немного странные и не обычные были: Декларация и Конвенция. Притих народ, потому что девушкам обычно не позволено было публично выступать.

    Заговорила старшая, Декларация: «Все мы равны пред Богом.

    У каждого должны быть права РАВНЫЕ и обязанности РАВНЫЕ . Посмотрите вокруг и вспомните, как постоянно нарушаются чьи-то права. А мы этого даже не замечали».

    А младшая, Конвенция , добавила: «И обиднее всего, когда обижают самых маленьких! Когда забывают о правах детей. А ведь не зря говорят, что дети – наше будущее. Почему, кстати, так говорят? Да потому, что судьба каждой нации, каждого царства-государства зависит от того, какими будут люди, входящие в его общество».

    Декларация : «Мы несколько ночей не спали, вспомнили все-все-все права детей, сделали перепись населения среди прав и записали их адреса. Сейчас мы их проведаем, понемногу погостим у всех. Они живут целыми семьями. Поехали?

    Ведущий: «Вот дворец самый первый и самый важный, называется Начальный . Тут живут незаменимые права».

    Конвенция:

      Право на жизнь;

      здоровое развитие;

      свободу.

    Ведущий: А знаете ли вы, кто такие рабы?

    «Много сотен лет на земле существовало рабовладение. Владельцы рабов вовсе не считали, что все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи могли быть обращены в рабов. С ними и обращались не как с людьми, а как с животными или даже предметами. Рабовладельца никто не наказывал за жестокое обращение с рабом. А в одном древнем государстве – Спарте, всегда были непобедимые воины. В этом государстве решали так: если ребёнок крепкий, здоровый – пусть живёт. А вот если больной и слабый – сбрасывали со скалы»

    Ведущий: Как вы думаете, право на жизнь они нарушали?

    Ответы детей.

    Конвенция: Право на имя и гражданство.

    Ведущий: У меня есть волшебная шляпа - это «Шляпа знакомств» , которая помогает озвучивать это право. Тот, на кого я надену её, должен будет назвать своё имя, отчество и фамилию» (проводится в виде игры).

    Ведущий: «А мы путешествуем дальше Это дворец Медицинский .

    Конвенция: Здесь живут такие права»:

    Декларация: Отгадайте загадку:

    Он под деревом сидит

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица. ( Айболит )

    Ведущий: Если вы заболели, куда надо идти? Правильно, в больницу. Там вам обязаны оказать помощь.

    Ведущий: Едем дальше (звучит минусовка песни из мультика «Паровозик из Ромашково»).

    Декларация: А теперь ещё одна загадка:

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    К цифре 7 добавлю «Я»,

    Получается… (Семья)

    Ведущий: Правильно! Следующий дворец – Семейный .

    Конвенция: « В этом дворце живут такие права:

      Право на семью.

    Ведущий: У каждого ребёнка должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик и сестричка. Давайте поиграем в игру. Называется она «Ласка».

    ( Правила игры : Каждый, кому я брошу мяч, должен будет ласково назвать одного из членов семьи).

    Конвенция:

      Государство заботится о детях сиротах.

      Детей не должны разлучать с родителями, разве только в интересах благополучия ребёнка.

      Государство способствует воссоединению семей, разрешая беспрепятственно пересекать границу.

      Государство обязано помогать родителям в воспитании ребёнка и его образовании.

    Ведущий: « Раз уж вспомнили об образовании, давайте заглянем в Школьно-культурный дворец (звучит минусовка песни из мультика «Паровозик из Ромашково»). Кто же живёт здесь?

    Декларация:

      Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

      Дисциплина в школе поддерживается с помощью методов, которые не унижают достоинства ребёнка.

      Дети имеют право на отдых и возможность заниматься культурной и творческой деятельностью.

    Ведущий: «И последний дворец в нашем государстве – Безопасный (звучит минусовка песни из мультика «Паровозик из Ромашково»).

    Конвенция: Здесь живут наши охранники, такие права как:

      Государство защищает детей от экономической эксплуатации.

      К особам младше 18 лет смертная казнь и пожизненное заключение не применяются.

      Дети до 15 лет не могут участвовать в военных действиях.

    Ведущий: « Ребята, давайте посмотрим отрывки из знакомых нам сказок и мультфильмов, где нарушаются права человека».

    Сказочная видео-викторина (12 сюжетов)+беседа (угадать мультик, назвать, какое право нарушается )

    Ведущий: И самое главное, ребята, ПРАВА всегда живут по соседству с ОБЯЗАННОСТЯМИ . О ваших обязанностях перед государством, семьёй, школой и друг перед другом мы поговорим во время следующего путешествия».

    Декларация: Вот и закончилось путешествие по правам. Мы с сестрой все права детей записали в два свитка: «Декларация прав ребенка », « Конвенция ООН о правах ребенка» . Вы всегда можете к ним обратиться.

    Ведущий : Вот так и наступил мир в царстве Прав. С тех пор все жили дружно и счастливо. А две царевны долго и хорошо правили в царстве.

    Учитель: Ребята, а вам понравилось путешествие? Я очень рада, что все ответили: « Да » и, одновременно, увидела, что вы много знаете о своих правах. Постараемся о них не забывать.

    Дети исполняют песню «Песенка о правах» (на мотив ПЕСНИ «Учат в школе»)

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «мои права»

    ПОЛГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ чЕБОТАРЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

    Марина Вертинская
    Внеклассное мероприятие. Ролевая игра. Права ребенка. 3 класс

    Внеклассное мероприятие : Ролевая игра

    Тема : Права ребенка

    Цель : ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка .

    Задачи :

    формирование элементарных знаний о правах человека и праве (правилах ) как регуляторе взаимоотношений между людьми;

    развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества;

    воспитание нравственно-правовой культуры у детей , их творческих способностей и активной жизненной позиции.

    Продолжительность : 40 минут

    Класс : третий

    Формы и методы работы :

    театрализованное внеклассное мероприятие ;

    участие в конкурсно – правовой эстафете «Я, ты, он, она…» ;

    участие в городской программе «Учимся жить вместе» .

    Все большую актуальность в современном обществе носит социальная направленность в обучении и воспитании подрастающего поколения, умение учащихся ориентироваться в огромном мире документов, регламентирующих права и обязанности не только взрослого человека, но и ребенка . Внеклассное мероприятие в форме ролевой игры улучшит информированность учащихся о правах ребенка , они узнают основные направления Всеобщей Декларации прав человека , которая отражает положение ребенка , его социальный статус в обществе, права и обязанности .

    Курс «О нашей Конвенции» направлен на изучение Конвенции ООН о правах ребенка и развитие у учащихся понимания прав , входящих в эту конвенцию, и того, как эти права связаны с их повседневной жизнью. С помощью уроков учащиеся узнают о правах , которыми они обладают, о том, где и как эти права нарушаются , а также о своей ответственности в связи с правами других людей . Уроки дают возможность учащимся поразмышлять о том, как должно выглядеть более справедливое общество , в котором люди обладают чувством собственного достоинства и с уважением относятся друг к другу.

    При проведении уроков используются прежде всего интерактивные методы обучения, которые основаны на сотрудничестве учителя и учеников, активизации интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала учащихся. Интерактивные методы обучения через самостоятельную деятельность, эмоциональные переживания детей способствуют глубокому пониманию предмета, усвоению знаний, формированию умений и ценностей.

    Действующие лица : ВЕДУЩАЯ, СКАЗОЧНИК, АТАМАНША, МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА, ГЕРДА, ОДНОНОГИЙ, ОДНОГЛАЗЫЙ, БОРОДАЧ.

    ВЕДУЩАЯ : Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о нас, о детях, как о равноправных членах общества . Ваши права с самого рождения закреплены в международных и отечественных правовых актах .

    Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка , Женевская декларация прав ребенка .) эти документы нужно знать. Ведь очень часто незнание прав ведет к отсутствию терпимости и уверенности в себе. Я предлагаю отправиться сейчас в сказку , из которой вы узнаете много интересного и полезного для себя.

    СКАЗОЧНИК : Снип-снап-снурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете : повара, школьники, воспитатели, сторожа. А вот я – сказочник. И все мы люди нужные, необходимые. Не будь, например, меня, не сидели бы вы сегодня в театре и никогда не узнали бы, что случилось с нашими героями. Сегодня мы посмотрим сказку, но чем кончатся наши приключения, я пока не знаю!

    Что будет, то и будет. Но когда мы дойдем до конца, то узнаем больше, чем знаем сейчас.

    РАЗБОЙНИК : Что случилось?

    АТАМАНША : Лестницу и подзорную трубу!

    РАЗБОЙНИК : Слушаюсь!

    АТАМАНША (смотрит в подзорную трубу) : Ага, вижу! Золото! Девчонка!

    РАЗБОЙНИК (потирая руки) : Золото! Девчонка!

    АТАМАНША : Собирай всех.

    (Разбойник свистит. На сцену вваливаются разбойники. Они ведут Сказочника и Герду.)

    СКАЗОЧНИК (в зал) : Дважды два – четыре, все идет разумно. Пятью пять – двадцать пять, слава королеве…

    АТАМАНША : Что ты бормочешь, Сказочник?

    СКАЗОЧНИК : Вы должны отпустить девочку и меня. Это нищая девочка, и вам не дадут за нее выкупа.

    РАЗБОЙНИКИ (смеются) : Ха-ха-ха!

    АТАМАНША : Нищая девочка едет в золотой карете?

    СКАЗОЧНИК : Карету ей дал на время принц.

    РАЗБОЙНИКИ : Ха-ха-ха!

    БОРОДАЧ : С детства ненавижу детей.

    ОДНОГЛАЗЫЙ : Я бы их всех держал в клетке, пока не вырастут.

    ОДНОНОГИЙ : Я ее заколю.

    АТАМАНША : За что?

    ОДНОНОГИЙ : За золото!

    (Все хохочут.)

    АТАМАНША : У нас найдется веревка? Бородач, надо связать девчонку по рукам и ногам.

    ГЕРДА : Подождите, милые разбойники, подождите минуточку. Возьмите мою шубу, муфту, а нас со Сказочником отпустите.

    (Разбойники хохочут.)

    СКАЗОЧНИК : Ведь Герда ничего смешного не сказала. Значит, есть на свете слова, от которых даже разбойники могут сделаться добрыми.

    БОРОДАЧ : Да, такие слова есть. Например, кусок золота.

    ГЕРДА : Но ведь я бедная.

    СКАЗОЧНИК : Отпустите девочку. Она такая маленькая. Ей ведь еще надо брата спасти.

    АТАМАНША : Довольно! Вы нам надоели!

    БОРОДАЧ : Мы люди серьезные, деловые.

    ОДНОГЛАЗЫЙ : У нас нет ни друзей, ни жен, ни детей.

    АТАМАНША : Наш единственный друг – золото!

    ГЕРДА : Да неужели же здесь нет никого, кто заступился бы за меня?

    АТАМАНША : Нет! Вяжите их!

    (Внезапно на сцене появляется Маленькая разбойница.)

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Здесь есть дети?

    АТАМАНША : Здравствуй, дочь! (Дает девочке подзатыльник.)

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Здравствуй, мать! (Отвечает ей тем же.)

    АТАМАНША : Как поохотилась, дочь?

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Отлично! Подстрелила зайца. А ты?

    АТАМАНША : Добыла золотую карету и маленькую девчонку.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Девчонку? Молодец! Я беру ее себе.

    БОРОДАЧ : Я протестую!

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : А это еще что за старый сухарь?

    БОРОДАЧ : Но…

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Я тебе не лошадь, не смей говорить мне «но» ! идем, девчонка!

    ГЕРДА : Я так рада.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : И я тоже. (Треплет Герду по щеке.)

    ОДНОНОГИЙ : Я протестую, протестую!

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Мама, застрели-ка его!

    БОРОДАЧ : Что это значит, Атаманша?

    ОДНОГЛАЗЫЙ : Ты нарушаешь наши условия.

    АТАМАНША : Раз моя дочь захотела взять девчонку себе – я ничего не могу поделать. Не могу ни в чем ей отказать.

    СКАЗОЧНИК : Правильно . Детей надо любить, баловать, защищать.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Молодец, Сказочник! Ты думаешь, это возможно?

    СКАЗОЧНИК : Конечно. Существует Всеобщая декларация прав человека . Она была принята 10 декабря 1948 года.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : А о чем в ней говорится?

    СКАЗОЧНИК (обращаясь к детям в зале) : Ребята, помогите мне, напомните, о чем говорится во Всеобщей декларации прав человека ? (Ответы детей.)

    РЕБЕНОК 1 : Каждый человек свободен.

    РЕБЕНОК 2 : Все люди равны.

    РЕБЕНОК 3 : Каждый имеет право на жизнь .

    РЕБЕНОК 4 : Закон одинаков для всех.

    РЕБЕНОК 5 : Каждый человек имеет право на защиту .

    РЕБЕНОК 6 : Никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма.

    РЕБЕНОК 7 : Каждый имеет право на образование .

    РЕБЕНОК 8 : Каждый имеет право на отдых .

    АТАМАНША : Хватит, хватит.

    БОРОДАЧ : Голова аж разболелась!

    ОДНОГЛАЗЫЙ : Это не для нас!

    ОДНОНОГИЙ : Ишь, какие умные!

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : А мне нравится. Мать, давай создадим государство справедливости . Хочу много друзей – девчонок и мальчишек, и чтобы они были защищены от насилия.

    АТАМАНША : Что ж, идея неплохая. Давай подумаем, какие права могут быть у детей , и назовем это…

    СКАЗОЧНИК : Конвенцией о правах ребенка .

    АТАМАНША : Правильно . Ну, разбойнички, ваши предложения?

    ГЕРДА : Ребенок имеет право жить со своими родителями. Отпустите меня домой.

    СКАЗОЧНИК : Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды.

    БОРОДАЧ : Каждый ребенок имеет право на имя при рождении , на получение гражданства.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Я думаю, дети должны уметь постоять за себя и иметь право самостоятельно обращаться за помощью к государству.

    ОДНОГЛАЗЫЙ : Родители должны видеть в своих детях личность.

    ОДНОНОГИЙ : Ребенок имеет право на медицинскую помощь, на образование, на отдых, творчество.

    АТАМАНША : Маленькая разбойница работает наравне с нами. А ведь это опасно! Она должна иметь право на защиту .

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Я не ребенок !

    ГЕРДА (обращаясь в зал) : Кто же считается ребенком ?

    РЕБЕНОК 1 : Ребенком признается лицо , не достигшее 18 лет.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Я не согласна!

    БОРОДАЧ : Мы установим минимальный возраст для приема на службу и условия труда.

    СКАЗОЧНИК : Наверное, достаточно. Есть еще какие-нибудь предложения? Я много путешествовал и такого насмотрелся! Чего только не приходится терпеть бедным детям! Их пытают, заставляют продавать наркотики, подвергают сексуальной эксплуатации. Я думаю, обо всем этом тоже нужно написать.

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : Я согласна. Пиши, Сказочник… Ну, Герда, ты довольна? Теперь ты защищена законом и можешь отправляться за своим братом .

    ГЕРДА : О, подруга моя, дорогие разбойники, Сказочник, благодарю вас!

    АТАМАНША : Давайте, проводим девчонку в дальний путь.

    СКАЗОЧНИК : А как же я? Ведь все, что вы сказали, надо записать!

    МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА : На то ты и Сказочник. Бери перо и пиши.

    СКАЗОЧНИК (обращаясь к детям) : Как вы думаете, ребенок должен иметь права ? (Ответы детей.) Но какие? Я не успел записать. Разбойники даже сундучок с золотом не взяли (открывает крышку) . Ребята, а тут вовсе и не золото, а какие-то маленькие свитки. Мои очки в дороге разбились. Помогите прочитать, что в них написано.

    (Дети по очереди достают свитки из сундучка, разворачивают и читают.)

    1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

    2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество еды.

    3. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

    4. Дети имеют право на медицинский уход .

    5. Дети имеют право на образование .

    6. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

    7. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

    8. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию.

    9. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

    ВЕДУЩАЯ : Как хорошо закончилась наша сказка. Герда с братом вернулись домой. Разбойники полюбили детей… Вы познакомились со статьями Конвенции о правах ребенка . В прошлом году этому документу исполнилось 15 лет – юбилей.

    СКАЗОЧНИК : Вы не должны забывать о том, что являетесь гражданами своей страны и обязаны соблюдать ее законы.

    Выводы : Узнали что такое права человека и права ребенка , какие есть права ребенка , почему их нужно и можно соблюдать. Зачем нужны законы и многое другое.

    Список литературы :

    1. Бочарова Г. В. Междунациональная толерантность и правообразование . Сборник методических материалов. Томск, 2005.

    2. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., 2007, № 9.

    3. Конвенция о правах ребенка // Школьная библиотека. – 2000, № 5.

    4. Мир наших прав . Томск, 2003.

    5. О нашей Конвенции. Томск : ООО «Компания Янсон» , 2002.

    6. Учимся жить по закону // Школьная библиотека. – 2000, № 5.

    7. Шварц Е. Снежная королева // Рассеянный волшебник. Л.: Детская литература, 1988.