Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Вопросы к аттестации государственного служащего. Аттестация государственных гражданских служащих

    Вопросы к аттестации государственного служащего. Аттестация государственных гражданских служащих

    Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

    Для чего нужна аттестация сотрудников?

    Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .

    К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

    С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

    Цель проведения аттестации сотрудников:

    • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
    • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
    • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
    • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

    Правовое регулирование

    Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

    Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

    Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

    • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
    • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

    Кого нельзя подвергать оценке?

    Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

    1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
    2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
    3. Женщины в положении.
    4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
    5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
    6. Руководители, заключившие срочный контракт.
    7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
    8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
    9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

    Этапы проведения процедуры

    Аттестация предполагает четыре основных этапа :

    1. подготовительный;
    2. тестирование;
    3. собеседование;
    4. итоговое решение.

    Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

    Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

    Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

    Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.

    Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

    В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

    Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

    • руководитель учреждения, прямые начальники госслужащего, в том числе из юридического, кадрового подразделений;
    • руководитель уполномоченного органа государственной службы;
    • независимые эксперты — члены общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений. Причем в процентном соотношении число приглашенных экспертов должно равняться 25% от всех членов комиссии;
    • член общественного совета, если при организации создан такой совет.

    Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

    Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

    Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

    Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

    Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

    При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

    Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

    Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

    Сведения, указываемые в графике:

    1. наименование организации
    2. перечень служащих, подлежащих аттестации
    3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
    4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

    Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

    Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

    На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

    • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
    • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
    • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

    Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

    Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

    Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

    С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

    В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

    Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

    • отраслевая специфика организации;
    • основы законодательства;
    • противодействие коррупции;
    • основы общегражданского и делового этикета;
    • информационно-компьютерные технологии.

    Третий этап – собеседование.

    Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

    Неявка последнего влечет за собой серьезные последствиявплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

    Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

    Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

    Итоги процедуры

    Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

    По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

    Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

    1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

    2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

    3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

    4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

    1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

    6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

    7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

    8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

    9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

    10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

    10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

    11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

    13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

    14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

    15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

    1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

    4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

    1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

    17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

    Необходимость прохождения аттестации государственными гражданскими служащими определена в соответствующем Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 110 от 01.02.2005, а также . В этих нормах также оговаривается порядок, частота и другие детали проведения аттестации.

    Кто должен проходить аттестацию

    Согласно закону, проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Исключение составляют следующие категории:

    • служащие, проработавшие на занимаемой должности менее 1 года;
    • служащие, достигшие возраста 60 лет;
    • беременные женщины;
    • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
    • служащие, прошедшие аттестацию менее одного года назад;
    • служащие, замещающие должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

    Цель аттестации гражданского служащего

    С какой целью проводится аттестация гражданского служащего? Основная цель аттестации государственного гражданского служащего — определение соответствия работника государственной гражданской службы его должности на основании его профессиональной деятельности. Кроме этого, оценивание знаний помогает своевременно выделить перспективных специалистов, определить их потенциал или необходимость направить на дополнительное обучение с целью повышения квалификации (или переобучение). В свою очередь, государственные гражданские служащие, показавшие в ходе аттестации негативные результаты, могут быть понижены в должности или даже при определенных обстоятельствах освобождены от занимаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

    Частота проведения аттестации гражданского служащего

    Как часто проводится аттестация гражданского служащего?

    Существуют два вида аттестации:

    • очередная — проводится раз в три года;
    • внеочередная — может проводиться до истечения трехлетнего срока с момента последнего оценивания.

    Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по соглашению сторон с учетом годового отчета о результатах профессиональной деятельности служащего. Также она может быть проведена по инициативе нанимателя в связи с необходимостью сокращения кадрового состава или изменения условий оплаты труда.

    Порядок проведения

    Детали организации и проведения аттестации в государственных структурах должны быть разработаны и закреплены в специальном нормативном акте. Он может называться по-разному: положение, порядок, регламент (в нашей статье мы будем использовать термин «Положение»). Но суть его остается одна — в нем содержится полная информация о графике аттестации, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и непосредственно процедуре проведения.

    Аттестационная комиссия

    Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 . Аттестационная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы среди ее членов не возникали конфликты интересов, которые могут повлиять на вынесение решений. Кроме того, должна учитываться специфика должностных обязанностей служащих, поэтому при необходимости может быть создано несколько комиссий. Например, аттестация государственных гражданских служащих, использующих в своей работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. При этом и члены аттестационной комиссии должны иметь соответствующий допуск.

    Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Ее членами могут быть: представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений. Если член аттестационной комиссии сам является государственным гражданским служащим, которому положено пройти эту процедуру, он временно выводится из состава комиссии.

    График аттестации

    График аттестации государственных гражданских служащих составляется ежегодно и утверждается нанимателем. При этом каждый из аттестуемых должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за месяц до ее проведения. График должен содержать следующие сведения:

    • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
    • перечень государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;
    • дата, время и место проведения аттестации;
    • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
    • список ответственных за их предоставление руководителей.

    Бланк графика проведения аттестации

    Подготовка документов

    Абсолютно на каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, который должен содержаться в положении об аттестации. Обычно в него включают:

    • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации;
    • отзыв об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим;
    • отчеты о проделанной работе и т. п.

    Отзыв об исполнении гражданским служащим своих обязанностей должен быть подготовлен и передан в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации, что прописано в Положении о проведении аттестации государствен-ных гражданских служащих Российской Федерации.

    Бланк аттестационного листа

    Бланк отзыва об аттестуемом служащем

    В Положении могут быть закреплены формы этих документов, а также возложена обязанность их подготовки на какого-либо сотрудника.

    Процедура проведения аттестации

    Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в аттестационную комиссию отзывом об исполнении им своих обязанностей. В случае несогласия с предоставленной информацией гражданский служащий имеет право самостоятельно подготовить дополнительные документы, подтверждающие его успешную деятельность на государственной гражданской службе.

    Во время проверки знаний аттестуемый приглашается в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы, а также может проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень гражданского служащего. Все эти детали должны быть закреплены в Положении.

    Если гражданский служащий не явился, то, в зависимости от того, была ли причина отсутствия уважительной или нет, мероприятие может быть перенесено, проведено заочно либо на служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.

    Варианты принятых решений

    Формулировки, порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Сами решения могут иметь следующие формулировки:

    • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
    • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
    • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
    • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

    Все результаты вносятся в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

    Аттестационный лист предоставляется гражданскому служащему для ознакомления под подпись и далее хранится в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

    Не позднее чем через 7 дней после проведения аттестации государственных гражданских служащих ее итоги должны быть переданы представителю нанимателя, который, в свою очередь, в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Варианты решения могут быть следующими:

    • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
    • о направлении гражданского служащего на профессиональ-ную переподготовку или повышение квалификации;
    • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

    Согласно трудовому законодательству, уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или проходить переподготовку, тогда работодатель имеет право отстранить гражданского служащего от должности и уволить с гражданской службы. (п. 17 ст. 48 ).

    Бланк протокола заседания комиссии

    Обжалование результатов

    При несогласии с результатами аттестации или решением, принятым по ее итогу, сотрудник государственной гражданской службы имеет полное право на обжалование этих результатов (п. 18 ст. 48 ). Обжалование можно проводить через трудовой спор или в судебном порядке.

    Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

    Каждый гражданин, который работает на государственной службе, обязан каждые несколько лет проходить аттестацию. В последнее время государство выдвигает все более жесткие условия к госслужащим, тщательно проверяя их соответствие занимаемой должности.

    Общие сведения

    Каждый сотрудник государственной организации должен пройти аттестацию в отведенное для этого время. Во время процедуры происходит проверка компетенции сотрудника, уровня его знаний, а также профессионализма.

    Государственными служащими называют сотрудников, которые выполняют установленную работу на государственных предприятиях или организациях. Существует несколько видов государственных служащих:

    • федеральный;
    • гражданский.
    • судьи;
    • специалисты по безопасности судоходства;
    • педагоги всех уровней.

    Процедура аттестации складывается с таких пунктов:

    1. Формулировка целей аттестации.
    2. Подготовительные процедуры.
    3. Сбор и анализ информации о госслужащем.
    4. Оценивание проходящих аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.
    5. Подготовка аттестационной комиссией рекомендаций.
    6. Определение порядка, по которому будет приниматься решение об аттестации.
    7. Формирование порядка выполнения принятых решений.
    8. Устанавливаются сроки аттестации.

    Порядок аттестации госслужащих определяется Федеральным законом под номером 119 и Указом Президента об аттестации, который был принят еще в 1996 году.

    Порядок проведения аттестации государственных служащих

    Аттестация служащих на государственных должностях должна происходить периодически каждые 2-4 года. Не нужно проходить эту процедуру таким категориям служащих:

    • гражданам, которые работают меньше 1 года;
    • если сотрудник достиг предельного возраста для замещения должности;
    • если сотрудником является беременная женщина;
    • родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
    • сотрудники, которые получили работу по конкурсу, а также имеют квалификационный разряд (касается дипломатических рангов, классных чинов и пр.);
    • сотрудники, которые прошли переквалификацию.

    Обязательным условием аттестации становится формирование аттестационной комиссии. В ее состав должны входить такие лица:

    • председатель;
    • его заместитель;
    • секретарь комиссии;
    • другие члены комиссии.

    Среди них в обязательном порядке должны находиться сотрудники юридического отдела, инспекторы отдела кадров; представитель профсоюза, а также независимые лица, которые могут выступать в роли экспертов.

    Главным критериям проведения оценки – это проверка того, может ли сотрудник выполнять те обязательства, которые возлагает на него должностная инструкция. Если гражданин работает первый раз, то он должен пройти аттестацию после того, как проработает 3 года.

    Аттестация проходит в несколько этапов:

    • подготовка;
    • прохождение тестирования;
    • собеседование;
    • работа над решением.

    К подготовительному этапу можно отнести такие процедуры:

    • оформление документов;
    • формирование графика;
    • сбор состава аттестационной комиссии;
    • определение сроков и места проведения процедуры.

    Госслужащих, которые должны проходить аттестацию, определяет отдел кадров. После этого руководство организации должно издать приказ, утверждая этим список сотрудников, которые подлежат аттестации.

    Все аттестуемые сотрудники за месяц до проведения процедуры должны получить письменное уведомление. После этого нужно оформить служебную характеристику, которая направляется в отдел кадров.

    Сотрудники отдела кадров должны ознакомить работника с этой характеристикой не позднее чем за три недели до начала процедуры аттестации. Аттестуемое лицо необязательно должно соглашаться со всеми данными, которые там указаны, а даже может направить руководству иную информацию с исправленными данными.

    После этого происходит оформление аттестационных листов, которые составляются по определенной законодательством форме. Эти документы отправляются аттестационной комиссии.

    Порядок проведения аттестации включает в себя такие шаги:

    1. Заседание проводится в присутствии сотрудника. Если в данный момент он отсутствует на рабочем месте, то процедура будет проходить после его возвращения. Если сотрудник отсутствует без уважительных причин, то аттестация может происходить и без него, на основании тех данных, которые представлены комиссии.
    2. Изучив все документы и прочую информацию, комиссия может принять решение. если сотрудник соответствует занимаемой должности, то комиссия может рекомендовать его для повышение категории. В противном случае сотрудника могут обязать пройти аттестацию повторно или же уволить за несоответствие занимаемой должности.

    До принятия решения комиссия может использовать различные анкеты или групповые дискуссии. Решение принимается методом голосования аттестационной комиссии. Если необходима повторная аттестация, то ее назначают через 6 месяцев после проведения первой.

    Все решения аттестационной комиссии должны быть записаны в протоколе. Госслужащий обязательно должен быть ознакомлен с решением комиссии. До введения решения комиссии в действие, его обязательно должно подписать руководство организации.

    Аттестационный лист, а также все характеристики на сотрудника нужно сохранять в личном деле.

    Возникающие нюансы

    До проведения процедура аттестации комиссия должна подготовить вопросы, которые будут задавать служащему. У такого тестирования есть свои особенности.

    Подготовка вопросов должна проходить с учетом того, как сотрудник может к ним отнестись, ведь некоторые служащие относятся к аттестации как к простой формальности.

    Если аттестуемые сотрудники относятся к одной категории, то и вопросы для них нужно готовить одинаковые.

    И хоть аттестация государственных служащих проводится уже довольно много лет, но и здесь нельзя миновать возникновение трудностей. Объяснить это можно множеством недостатков, которые возникают в ее процессе.

    Во время аттестации могут возникать такие риски:

    • несоответствие процесса аттестации тем целям, которые поставлены перед организацией;
    • деятельность персонала организации может не отвечать содержанию аттестации;
    • специалист по обучению персонала во время аттестации может быть не достаточно квалифицированным;
    • возможное возникновение потребности в повторной аттестации;
    • результаты аттестации могут быть оценены необъективно;
    • персонал организации необходимо готовить к процедуре переаттестации.

    Это может иметь очень много последствий, среди которых:

    • недостоверность полученной информации;
    • нарушение организационного процесса;
    • нарушение уровня коммуникации между различными структурными подразделениями;
    • демотивация сотрудников;
    • повышение количества конфликтных ситуаций;
    • снижение уровня дисциплины;
    • неверный выбор методов обучения персонала;
    • падение уровня производительности;
    • снижение уровня прибыли.

    После внесения изменений в Положение об аттестации процедура аттестация существенно изменилась. Теперь для ее проведения потребуется внедрение в состав комиссии независимых экспертов. Их должно быть не меньше четверти от общего состава. До этого привлечение независимых экспертов не считалось обязательным. Если их участие и встречалось, то достаточно редко.

    Если служащий не сумеет вовремя явиться на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то его могут наказать дисциплинарно.

    Также достаточно жестко разделили саму аттестационную процедуру и экзамены на квалификацию. Это очень затягивает процесс и замедляет движение по карьерной лестнице.

    Не всегда сотрудники серьезно относятся к процессу аттестации, так как их руководство имеет к этой процедуре такое же отношение. Часто все сводится до того, что «своих» продвигают без лишних проблем. Именно по этой причине и наблюдается внедрение в аттестационные комиссии такого количества независимых экспертов.

    Вконтакте

    В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

    4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

    5. Признать утратившими силу:

    Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1036);

    Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1499 "О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 353" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст. 5542).

    Президент Российской Федерации
    В. Путин

    Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган).

    2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

    Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

    3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

    а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

    б) достигшие возраста 60 лет;

    в) беременные женщины;

    г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

    д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

    е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

    4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

    До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

    5. Внеочередная аттестация может проводиться:

    а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

    б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

    о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

    6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    II. Организация проведения аттестации

    7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

    а) о формировании аттестационной комиссии;

    б) об утверждении графика проведения аттестации;

    в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

    8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9-12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

    В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

    Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

    В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

    9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

    10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

    11. В графике проведения аттестации указываются:

    а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

    б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    в) дата, время и место проведения аттестации;

    г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

    12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

    13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

    а) фамилия, имя, отчество;

    б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

    в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

    г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

    14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

    При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

    15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

    III. Проведение аттестации

    16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

    Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

    17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

    Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

    При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

    18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

    19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

    На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

    20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

    а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

    г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

    21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

    Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

    Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

    Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

    Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

    22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

    23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

    а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

    в) понижается в должности гражданской службы.

    24. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

    По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

    25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.