Войти
Образовательный портал. Образование
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Классические чебуреки со свиным фаршем
  • Маринованная скумбрия с горчицей
  • Рецепт домашнего варенья из бананов и яблок
  • Нежное яблочное варенье с бананами — любимый рецепт
  • Компот из груш по вкусным рецептам на каждый день и на зиму
  • Высшая экзаменационная комиссия Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи в субъекте Российской Федерации. Правовые основы

    Высшая экзаменационная комиссия Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи в субъекте Российской Федерации. Правовые основы

    Регламент экзаменационной комиссии Московской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи

    РЕГЛАМЕНТ

    ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИЕМУ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

    1. Общие положения

    1.1 Экзаменационная комиссия Московской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационная комиссия) является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, формируется на принципах выборности, сменяемости и подотчетности избравшему её органу. Принятые комиссией решения не подлежат изменению либо отмене избравшим ее органом.

    1.2. Экзаменационная комиссия Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом Высшей экзаменационной комиссии и настоящим Регламентом.

    2. Задачи экзаменационной комиссии

    2.1. Экзаменационная комиссия в предусмотренных федеральным законом формах и процедурах осуществляет принятие квалификационного экзамена на должность судьи с целью установления наличия у кандидата на указанную должность знаний, навыков и умений, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

    2.2. Экзамен может сдавать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к кандидату на должность судьи, представивший в соответствующую экзаменационную комиссию помимо заявления о сдаче экзамена подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, или его копию; анкету, содержащую биографические сведения о кандидате; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование кандидата, или его копию; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, или их копию; документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; расписку о том, что кандидат не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи.

    Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов.

    2.3. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, за исключением граждан, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения кандидата на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в должности судьи.

    3. Организация работы экзаменационной комиссии

    3.1. Экзаменационная комиссия принимает экзамен у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей Московской области.

    3.2. Общее методическое руководство экзаменационной комиссией осуществляет Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - Высшая экзаменационная комиссия). Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными.

    3.3. Высшая экзаменационная комиссия утверждает экзаменационные билеты, разработанные ею и согласованные, соответственно, с Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, а также регламенты экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.

    3.4. Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

    Председатель экзаменационной комиссии (либо замещающее его лицо): организует обеспечение сохранности экзаменационных билетов, гербовой печати, удостоверений, бланков;

    своевременно представляет в управление Судебного департамента Московской области информацию, необходимую для обеспечения деятельности экзаменационной комиссии;

    рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы;

    организует проверку представленных кандидатом документов на соответствие требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи;

    докладывает на заседании экзаменационной комиссии о результатах проверки представленных кандидатом документов для принятия решения о допуске к квалификационному экзамену;

    назначает дату и время проведения экзамена:

    подписывает удостоверение о сдаче кандидатом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии;

    организует ежегодное обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует Высшую экзаменационную комиссию, квалификационную коллегию судей Московской области, и совет судей Московской области.

    3.5. Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии.

    3.6. Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии ежемесячно при обращении кандидата на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Регламента.

    О времени и месте проведения экзамена кандидат на должность судьи извещается экзаменационной комиссией с учетом времени, достаточного для его явки на заседание экзаменационной комиссии.

    Экзамен проводится в период не позднее одного месяца со дня обращения кандидата с заявлением о сдаче экзамена.

    3.7. Кандидату на должность судьи, представившему в экзаменационную комиссию документы, установленные в пункте 2.2. настоящего Регламента, и не явившемуся в течение двух месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также отказавшемуся от сдачи квалификационного экзамена, принятые документы возвращаются без рассмотрения.

    3.8. Экзаменационная комиссия принимает квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией, согласованным, соответственно, с Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    3.9. Экзаменационные билеты, составляемые отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда, должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.

    3.10. Отказ кандидату на должность судьи в допуске к сдаче квалификационного экзамена должен быть мотивирован, содержать ссылку на федеральный закон и оформлен в письменном виде в течение трех рабочих дней.

    3.11. Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи.

    3.12. Решение экзаменационной комиссии, касающееся оценки знаний кандидата на должность судьи, может быть обжаловано только по основаниям нарушения процедуры вынесения этого решения либо по основаниям нарушения иных требований, связанных с проведением квалификационного экзамена.

    3.13. Кандидат на должность судьи вправе обжаловать решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействие) экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

    3.14. Секретарем экзаменационной комиссии избирается государственный гражданский служащий управления Судебного департамента Московской области по представлению председателя экзаменационной комиссии.

    3.15. Экзаменационная комиссия вправе избрать секретаря экзаменационной комиссии и освободить его от должности, если на ее заседании присутствует более половины членов экзаменационной комиссии, правомочных осуществлять свои полномочия в соответствии с федеральным законом.

    Секретарь считается избранным или освобожденным от должности, если за это проголосовано более половины членов экзаменационной комиссии, принимавших участие в заседании.

    3.16. Секретарь экзаменационной комиссии (либо замещающее его лицо):

    ведет делопроизводство экзаменационной комиссии;

    оформляет и подписывает протокол о ходе проведения заседания и решения экзаменационной комиссии;

    готовит выписку из протокола о сдаче кандидатом квалификационного экзамена на должность судьи и по его просьбе предоставляет ее в течение трех рабочих дней;

    оформляет и подписывает удостоверение о сдаче кандидатом квалификационного экзамена на должность судьи;

    заверяет копии документов, представленные кандидатом в экзаменационную комиссию;

    осуществляет хранение документов и ведение архива;

    сопровождает интернет-сайт экзаменационной комиссии;

    осуществляет иные полномочия по распоряжению председателя экзаменационной комиссии, отнесенные к компетенции комиссии.

    4. Порядок проведения квалификационного экзамена

    4.1. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, в порядке и при условиях, установленных пунктами 3.8. и 3.9 настоящего Регламента.

    4.2. По прибытии на экзамен кандидат на должность судьи предъявляет секретарю экзаменационной комиссии документ, удостоверяющий личность. Затем он выбирает один из произвольно разложенных на столе экзаменационных билетов и в этом же помещении в пределах времени, установленного экзаменационной комиссией, готовится к ответу. Номер билета, содержащиеся в нем вопросы, предлагаемые для решения задачи и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, который подписывается председателем (либо замещающим его лицом) и секретарем (либо замещающим его лицом).

    4.3. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуального документа по макету дела, отводится не менее трех часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться нормативными правовыми актами и постановлениями пленумов, соответственно, Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Кандидату в судьи запрещается пользоваться мобильным телефоном и другими техническими средствами.

    4.4. Кандидату на должность судьи могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах билета.

    4.5. За устные ответы и письменное задание, а также по результатам экзамена выставляются следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

    Решение об оценке принимается экзаменационной комиссией в отсутствие кандидата на должность судьи и других лиц открытым голосованием простым большинством голосов.

    4.6. Оценки, выставленные по каждому теоретическому вопросу, задаче и письменному заданию, а также общая оценка по результатам экзамена отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа кандидата на должность судьи.

    Результаты экзамена объявляются в день экзамена после его завершения.

    4.7. Экзаменационная комиссия выдает кандидату, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с итоговой оценкой (приложение 1). Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

    4.8. Подготовленные кандидатом на должность судьи письменные ответы на теоретические вопросы, задачи и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.

    Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату на должность судьи по его просьбе в течение трех рабочих дней.

    4.9. Кандидат, не сдавший квалификационный экзамен на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведенного квалификационного экзамена.

    5. Делопроизводство экзаменационной комиссии

    5.1. Экзаменационной комиссией ведутся:

    журнал регистрации заявлений, поступивших от кандидатов на должность судьи (приложение 2);

    протокол заседания с обязательным отражением необходимых сведений (приложение 3);

    журнал учета выданных удостоверений о сдаче экзамена на должность судьи (приложение 4).

    5.2. Протоколы заседаний экзаменационной комиссией хранятся не менее четырех лет, другая документация - три года.

    5.3. Ведение делопроизводства возлагается на аппарат экзаменационной комиссии, состоящий из необходимого числа государственных гражданских служащих управления Судебного департамента Московской области, и контролируется секретарем экзаменационной комиссии.

    5.4. Экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименования, штамп, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и бланки.

    5.5. Экзаменационная комиссия Московской области имеет свой интернет-сайт.

    6. Обеспечение деятельности экзаменационной комиссии

    6.1. Организационное, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности экзаменационной комиссии осуществляется управлением Судебного департамента Московской области, обеспечивающим деятельность органов судейского сообщества в Российской Федерации.

    6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с нормативными правовыми актами на основании договоров возмездного оказания услуг.

    7. Заключительные положения

    7.1. Настоящий Регламент вступает в силу со дня его утверждения.

    7.2. Ранее выданные удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи в соответствии с Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным 15 мая2002 г., действуют до истечения установленного в них срока.

    1. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве двадцати одного члена комиссии. Члены комиссии избираются по следующим нормам представительства:

    1) от Верховного Суда Российской Федерации - пять членов комиссии;

    2) от судей судов общей юрисдикции - пять членов комиссии;

    3) от судей арбитражных судов - пять членов комиссии;

    4) от преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования и научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, - четыре члена комиссии;

    5) от общероссийских общественных объединений юристов - два члена комиссии.

    2. Экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа:

    1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом в составе соответствующей экзаменационной комиссии число судей судов общей юрисдикции должно быть равным числу судей арбитражных судов и вместе они должны составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;

    2) преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

    3. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии.

    4. Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.

    5. Члены экзаменационной комиссии - представители образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

    6. Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Российской Федерации в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

    7. От судей арбитражных судов члены экзаменационной комиссии города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи избираются из числа судей Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    8. Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии тайным голосованием. Избрание осуществляется:

    1) в отношении судей - на раздельных собраниях делегатов от судей Верховного Суда Российской Федерации, от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) в отношении иных членов комиссии - по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое основано на поступивших ему на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

    9. Делегаты конференций судей субъектов Российской Федерации избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации тайным голосованием. Избрание осуществляется:

    1) в отношении судей - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

    2) в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных организаций высшего образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

    10. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

    11. Порядок представления кандидатур в состав экзаменационных комиссий устанавливается регламентами Всероссийского съезда судей и конференций судей субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, - регламентами Совета судей Российской Федерации и советов судей субъектов Российской Федерации.

    12. Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае прекращения полномочий судьи, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Полномочия иного члена экзаменационной комиссии могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, либо в случае его отсутствия на заседаниях экзаменационной комиссии в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии. Представления о досрочном прекращении полномочий члена экзаменационной комиссии и об избрании в состав экзаменационной комиссии другого лица в период между съездами (конференциями) судей вносятся в соответствующий совет судей председателями судов, указанными в пункте 10 настоящей статьи.

    Решение о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии в период между всероссийскими съездами судей принимается Советом судей Российской Федерации. В случае досрочного прекращения полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии избрание в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей осуществляется Советом судей Российской Федерации на срок до истечения полномочий Высшей экзаменационной комиссии.

    Представления о досрочном прекращении полномочий члена Высшей экзаменационной комиссии и об избрании в состав Высшей экзаменационной комиссии другого лица в период между всероссийскими съездами судей вносятся в Совет судей Российской Федерации Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

    13. Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии назначается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации или органом, входящим в его систему, по представлению соответствующей экзаменационной комиссии. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.

    В соответствии с поди, "е" перечня поручений Президента РФ по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. Пр-2801 Председателю Верховного Суда РФ В. М. Лебедеву, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ А. А. Иванову и Председателю Совета судей РФ Ю. И. Сидоренко в срок до 30 октября 2009 г. было поручено подготовить изменения в федеральные законы, предусматривающие повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также уточнение требований к квалификационному экзамену (включая вопросы права, знание судебной практики, владение письменной формой подготовки процессуальных документов).

    С целью выполнения этого поручения Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи совместно с Высшей квалификационной коллегией судей РФ организовали сбор и анализ предложений в субъектах РФ . Основных предложений было три:

    • – о создании новых самостоятельных органов судейского сообщества – Высшей экзаменационной комиссии РФ и экзаменационных комиссий субъектов РФ;
    • – о создании единой системы экзаменационных комиссий в России;
    • – о предоставлении Высшей экзаменационной комиссии РФ права осуществлять методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов РФ.

    Данные и многие другие предложения в дальнейшем вошли в принятый Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи".

    В соответствии со ст. 11.1 Закона об органах судейского сообщества экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа:

    • – судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее 3/4 от общего числа членов экзаменационной комиссии;
    • – преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

    В случае если на территории субъекта РФ отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта РФ в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии.

    Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.

    Члены экзаменационной комиссии – представители образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

    Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве 21 члена комиссии. Члены Комиссии избираются по следующим нормам представительства:

    • 1) от судей судов общей юрисдикции – восемь членов комиссии;
    • 2) от судей арбитражных судов – восемь членов комиссии;
    • 3) от преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, – четыре члена комиссии;
    • 4) от общероссийских общественных объединений юристов – один член комиссии.

    Члены экзаменационных комиссий субъектов РФ избираются конференциями судей субъектов РФ в количестве и в порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

    Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии РФ тайным голосованием. Избрание осуществляется:

    • 1) в отношении судей – на раздельных собраниях делегатов от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;
    • 2) в отношении иных членов Комиссии – по представлению Председателя Верховного Суда РФ, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

    Делегаты конференций судей субъектов РФ избирают членов экзаменационных комиссий субъектов РФ тайным голосованием. Избрание осуществляется:

    • 1) в отношении судей – по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ;
    • 2) в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов РФ – по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

    Председатель Верховного Суда РФ, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта РФ представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

    Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены но его инициативе, или по основаниям, предусмотренным законом. Решение о досрочном прекращении полномочий членов экзаменационных комиссий принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии.

    Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарем экзаменационной комиссии является работник Судебного департамента при Верховном Суде РФ или работник входящего в его систему органа. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.

    Главой III. 1 Закона об органах судейского сообщества определены полномочия экзаменационных комиссий (ст. 26.1) и порядок проведения экзамена (ст. 26.3).

    Высшая экзаменационная комиссия РФ принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Экзаменационная комиссия субъекта РФ принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

    Высшая экзаменационная комиссия РФ осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов РФ. Методические указания этой Комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов РФ.

    Высшая экзаменационная комиссия РФ утверждает регламенты экзаменационных комиссий.

    Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

    Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии.

    Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным Судом РФ.

    Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда, должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.

    Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с проставленными оценками. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

    Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председателем экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.

    Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена.

    В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде.

    Впервые в законе закреплено право обжалования решений экзаменационных комиссий. Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение 10 дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в Верховный Суд РФ. Решения экзаменационных комиссий субъектов РФ обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только но основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований.

    В феврале 2012 г. на внеочередном пленарном заседании Совета судей РФ впервые была избрана Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

    За период работы между VII и VIII Всероссийскими съездами, с января 2009 г. до 1 ноября 2012 г. в экзаменационных комиссиях субъектов РФ сдавали квалификационный экзамен 17 889 кандидатов в судьи в суды общей юрисдикции (включая кандидатов в мировые судьи) (91,4%) и 1691 кандидат в судьи в арбитражные суды (8,6%). Из них 929 кандидатов в судьи (4,7%) отказались от ответа, а 5987 кандидатов в судьи (30,6%) получили оценку "неудовлетворительно". Таким образом, всего 35,3% кандидатов в судьи (более чем каждый третий) не смогли сдать квалификационный экзамен на должность судьи. 2820 кандидатов в судьи (14,4%) получили оценку "удовлетворительно". Следовательно, 49,7% кандидатов в судьи (примерно каждый второй) отказались от ответа, получили оценки "неудовлетворительно" или "удовлетворительно", т.е. не смогли успешно пройти квалификационный барьер. Только 3293 кандидата в судьи (16,8%) получили оценку "отлично".

    Названные результаты сдачи квалификационных экзаменов в экзаменационных комиссиях субъектов РФ свидетельствуют о недостаточной подготовке кандидатов в судьи и необходимости проводить предварительные дополнительные занятия по специализированным программам.

    Результаты работы Высшей экзаменационной комиссии РФ значительно отличаются от результатов работы экзаменационных комиссий субъектов РФ. Так, за период с 1 января 2009 г. до 1 декабря 2012 г. в Высшую экзаменационную комиссию РФ подали заявление о сдаче квалификационного экзамена 497 кандидатов в судьи. Только пять кандидатов в судьи отказались от ответа (примерно 1%), четыре кандидата в судьи получили оценку "неудовлетворительно" (менее 1%) и 57 кандидатов в судьи – оценку "удовлетворительно (11,4%). Таким образом, лишь 66 кандидатов в судьи (13,6%) не смогли пройти квалификационный барьер. Остальные 431 кандидат в судьи (86,4%) успешно сдали квалификационный экзамен с оценками "хорошо" и "отлично" .

    • Отчетный доклад председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Ершова В. В. VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8859/detail/ (дата обращения: 24 января 2014 г.).
    • Отчетный доклад председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Ершова В. В. VIII Всероссийскому съезду судей / Официальный сайт Совета судей РФ // URL: ssrf.ru/page/8859/detail/ (дата обращения: 24 января 2014 г.).
    • "Регламент Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи" (утв. Решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 29.06.2017, Протокол N 6)
    • 3. Производство по приему квалификационного экзамена на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии

    3.2. Допуск кандидатов к сдаче квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии

    3.2.1. В целях сдачи квалификационного экзамена кандидат предоставляет в комиссию заявление о приеме у него экзамена, к которому прилагает следующие документы: подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копию; анкету, содержащую биографические сведения о кандидате; подлинник и копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"; копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенных в установленном порядке; документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; расписку о том, что кандидат не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии, а также о том, что не является кандидатом, приступившим к ответу и отказавшимся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидатом, не сдавшим квалификационный экзамен в этой или иной экзаменационной комиссии в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о сдаче квалификационного экзамена.

    Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов.

    3.2.2. Кандидату, предоставившему в Высшую экзаменационную комиссию документы, перечисленные в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, и не явившемуся в течение двух месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также кандидату, не приступившему к ответу и отказавшемуся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, принятые у него документы возвращаются экзаменационной комиссией без рассмотрения.

    3.2.3. Высшая экзаменационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком проведения квалификационных экзаменов и на основании даты и времени, указанных в письменном заявлении кандидата о сдаче квалификационного экзамена, вправе принять решение об отказе в допуске его к сдаче экзамена при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    Несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;

    Непредоставление или предоставление кандидатом не в полном объеме к назначенной дате приема квалификационного экзамена документов, перечисленных в пункте 3.2.1 настоящего Регламента.

    Решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена должно содержать указание на основания его принятия и доводится до сведения кандидата на заседании комиссии устно, а также по его просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней посредством вручения или направления соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

    3.2.4. Даты, время и место проведения заседаний экзаменационной комиссии определяются председателем на календарный год в конце текущего, посредством утверждения графика проведения квалификационных экзаменов по согласованию с членами комиссии. В случае необходимости в график проведения квалификационных экзаменов могут быть внесены изменения. Председателем комиссии по согласованию с членами комиссии могут быть назначены даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии

    О дате, времени и месте приема квалификационного экзамена кандидат извещается устно секретарем комиссии при приеме у него заявления и иных документов, а в случае предоставления кандидатом заявления и прилагаемых к нему документов по почте - посредством телефонной связи, о чем кандидат делает соответствующую запись в заявлении.

    Иные документы, ведение которых признается необходимым решением комиссии.

    5.2. Протоколы заседаний Высшей экзаменационной комиссией и приобщенные к ним подготовленные кандидатами решения задач и проекты процессуальных документов по макету дела хранятся не менее четырех лет, другая документация - три года.

    5.3. Ведение делопроизводства возлагается на секретаря Высшей экзаменационной комиссии.

    5.4. Высшая экзаменационная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и воспроизведением своего наименования, штамп, удостоверения о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и бланки.

    5.5. Высшая экзаменационная комиссия имеет свой интернет-сайт.

    6. Обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии

    6.1. Организационное, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности Высшей экзаменационной комиссии осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    6.2. Судьи, входящие в состав Высшей экзаменационной комиссии, на период участия в ее заседаниях освобождаются от выполнения своих обязанностей по осуществлению правосудия с сохранением установленного для них денежного содержания в полном объеме.

    Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества Российской Федерации".

    6.3. Удостоверение председателя Высшей экзаменационной комиссии подписывается председателем Совета судей Российской Федерации. Удостоверения членов Высшей экзаменационной комиссии и председателей экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации подписываются председателем Высшей экзаменационной комиссии.