Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Классификация маломерных судов. Новое понятие маломерного судна К какой категории относятся маломерные суда

    Классификация маломерных судов. Новое понятие маломерного судна К какой категории относятся маломерные суда

    Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.

    Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Д ирективой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ », или «Категория RCD », и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

    А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

    B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

    C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

    D . Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.




    Сертификат СЕ

    Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

    Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) , введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

    Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.

    Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

    Маркировкой знаком «CE»,

    Наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

    - «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

    Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

    Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

    Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

    Декларация соответствия Директиве.

    Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

    Суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

    Каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

    Парусные доски для серфинга,

    Доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

    Оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

    Экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,

    Суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

    Подводные суда,

    Суда на воздушной подушке,

    Суда на подводных крыльях,

    Суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.

    Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.




    Двигатель

    В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов. С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

    Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

    На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

    Отсутствие или подделка сертификата СЕ

    Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию. Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

    Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

    Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

    Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

    Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

    Подтверждение соответствия судна международным стандартам,

    Подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

    Возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.

    Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году "Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации" и "Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ". В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты "Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ". Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге "Маломерные суда на водоемах России" в 2002 г.

    Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

    Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

    В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

    В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов "несудоходными" на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

    Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

    В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

    Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

    1. катер;
    2. моторная лодка;
    3. парусное судно;
    4. парусно-моторное судно;
    5. гидроцикл;
    6. гребное судно;
    7. несамоходное судно.

    При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К" или "П".

    Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

    • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
    • 0-открытое (беспалубное) судно.

    Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

    • "М" – морской;
    • "В" – внутренний;
    • "Н" – несудоходный.

    В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

    Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

    Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

    Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

    Ниже приведены примеры записи формулы класса.

    1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

    4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

    1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "1" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

    2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

    6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

    7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

    Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

    В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

    Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

    Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

    Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек "Шкипер".

    В некоторой доработке нуждается раздел "Непотопляемость". В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

    Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

    Необходимо вводить в Правила определение судов "поплавкового типа", корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

    классификация судов, категории судов, классы судов, классификация бассейнов

    Существует несколько десятков типов малых судов, предназначенных как для выполнения
    народнохозяйственных задач, так и для отдыха и занятий водно-моторным, воднолыжным,
    парусным и гребным спортом широких кругов населения. Чтобы научиться грамотно оценивать
    те или иные качества этих судов, необходима четкая их классификация по основным
    эксплуатационным и конструктивным признакам.

    Одним из главных эксплуатационных
    признаков судов является назначение. В зависимости от этого они подразделяются на суда,
    предназначенные для народного хозяйства (они, в свою очередь, делятся на разъездные, спасательные
    , лоцманские, гидрографические, лесосплавные и т. п.), спортивные (гоночные) суда,
    прогулочные, туристские, для любительской рыбной ловли или охоты, хозяйственные - для нужд
    сельских жителей.

    Коротко рассмотрим специфические требования, предъявляемые к каждой
    перечисленной группе малых судов.

    Отличительным признаком спортивного или гоночного
    судна является возможность отнести его к тому или иному классу, установленному спортивной
    классификацией. В нашей стране, например, пользуются популярностью спортивные моторные лодки
    классов SB-350 и SC-500. (Цифры в обозначениях этих классов соответствуют предельному рабочему
    объему цилиндров подвесного мотора, измеряемому в кубических сантиметрах, который можно
    устанавливать на этих лодках.) Кроме того, существуют правила постройки, которые регламентируют
    ряд конструктивных размеров корпуса мотолодок, запрещают использование несущих аэродинамических
    поверхностей и т.п. Эти ограничения направлены как на обеспечение безопасности участников
    соревнований, так и на то, чтобы каждый из них имел по возможности равные шансы на успех,
    не получал бы преимущества за счет таких технических данных, как значительный избыток мощности
    и экстремальность конструкции.

    Основным качеством спортивного (гоночного) судна является
    высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок.
    Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение
    составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований
    в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.

    Прогулочные суда используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не
    превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их
    размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж
    защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая
    рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается
    лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.

    Гребные прогулочные лодки
    нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного
    снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

    Туристские суда предназначены для
    совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости,
    мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания.
    К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством
    передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает
    автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.

    К лодкам для любительской рыбной ловли может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с
    одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители
    больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно,
    чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда
    путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при
    ухудшении погоды.

    Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях
    мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение
    отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от
    рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро.
    И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то
    весла, подвесной электромотор и т.п.

    Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для
    хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота.
    Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая
    остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений,
    ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки
    местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.

    В отдельный тип судов можно выделить плавучие дачи - комфортабельные плавучие сооружения,
    приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при
    благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту
    стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост
    человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.

    В зависимости от способа движения и типа двигательной установки малые суда делят на моторные
    суда - мотолодки, снабженные подвесными моторами, и катера - суда со стационарными двигателями;
    гребные суда; парусные; суда с комбинированными способами движения - парусно - моторные, парусно
    - гребные и гребно - моторные. Несамоходные - буксируемые суда используют в основном в качестве
    плавучих дач, причалов, для перевозки больших партий грузов и т. п.

    По типу движителя, т.е. устройства, непосредственно преобразующего вращающий момент двигателя в
    силу - упор, двигающую судно вперед, различают моторные суда с гребным винтом (винтовые), с
    воздушным винтом, с водометным движителем и реже - с гребными колесами.

    Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра,
    а вторые - мускульную силу человека в упор.

    По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой
    скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания;
    глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище;
    судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над
    водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами).
    Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические
    и гидродинамические.

    По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному
    флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты
    волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут
    выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей.

    Таблица 1



























    Класс судна

    Минимальный надводный борт

    Состояние моря, балл

    Высота волны, м

    Удаление от берега, м

    Первый

    250

    до 1

    0,50

    1000

    Второй

    350

    до 2

    0,75

    3000

    Третий

    600

    до 3

    1,25

    6000

    Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре
    класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским
    - при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея;
    морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в
    плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м,
    например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро -
    Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

    Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных
    рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход
    в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

    Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда
    неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и
    портовые.

    Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его
    техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром,
    навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации
    парусного спорта РФ.

    По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и
    палубными.

    При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты;
    суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой
    надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна).
    Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

    В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или
    из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая
    стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из
    прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной
    обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

    По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою
    очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой
    и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и
    надувными бортами и т.п.).

    Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом
    приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и
    остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором
    - имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь
    комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств
    применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового
    дифферента - обводы с острой скулой.

    По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными
    образованиями.

    По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с
    кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

    Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это
    плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские
    сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие
    моторные суда этого типа называют тоннельными.

    Самоходные - это суда приводимые в движение механическими установками.

    Несамоходные - всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

    2. По назначению

    Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

    Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

    Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

    Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%- Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

    Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

    Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

    3. По району плавания

    Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

    Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

    Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

    Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

    Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, - минимальная осадка.

    В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

    Внутренние судоходные пути - реки, озера, водохранилища - разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам(М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

    Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3м и длиной 40м. Условия - приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

    К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива - от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

    Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20м. Условия плавания - озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены - ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура - от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея - от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга - ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама - от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

    Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2м и длиной 12, 5м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разрядуР относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга - от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани - морской канал; Кама - от Перми до Чистополя, Обь - от Камня до Ямсальского бара; Енисей - от Красноярска до Игарки; Иртыш - ниже Омска; Лена - от Витима до устья реки Алдан; Днепр - ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина - от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора- от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур - от Благовещенска до Хабаровска, Дон - от Ростова до морского канала, Южный Буг - от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив- от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал-от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград - Балтийск - устье реки Эльбинская Висла).

    Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разрядуЛ относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман -Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

    Класс судна

    Минимальный надводный борт, мм

    Условия плавания на волнении

    Удаление от берега, м

    по балльности волнения

    высота волны

    до 1 балла

    до 2 баллов

    до 3 баллов

    Примечания:

      Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.

      Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки.

      В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное время суток и т. д.

    Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским (неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом плавания; в) районом прибрежно-морского плавания;г) районом рейдового плавания;д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.

    Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.

    Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

    Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

    На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

    Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

    Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

    Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

    Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

    К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

    Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

    Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

    Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

    К шлюпкам относятся все гребные и , являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

    Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

    Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .