Войти
Образовательный портал. Образование
  • Плесень в банке с вареньем: инструкция по применению
  • Расчеты с подотчетными лицами: бухгалтерские проводки, отражение в учете Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов проводка
  • Энергия денег и ее законы
  • Церковь Сошествия Святого Духа
  • Зачем в храме нужны иконостас и завеса над Царскими вратами?
  • Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Отрада» или «Утешение Акафист иконе божией матери отрада и утешение
  • Наличие у регистрирующего органа подтвержденной. Изменение места регистрации юридического лица: особые последствия. Изменение места регистрации накануне банкротства

    Наличие у регистрирующего органа подтвержденной. Изменение места регистрации юридического лица: особые последствия. Изменение места регистрации накануне банкротства
    Присоединение: Отстрел налоговых мигрантов
    В феврале текущего 2016 года, в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Краснодару подана форма заявления Р12003 на начало процедуры реорганизации путём присоединения. Налоговая приняла решение об отказе в государственной регистрации.

    Причин налоговая нашла пять.

    Первая .

    На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пункт:

    «р» наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

    До подачи у фирмы, назовём её условно Ромашка, с адресом не возникало проблем. Указан адрес детализировано, вплоть, то помещения. И вот что сделала налоговая, она проверила адрес при начале реорганизации путём присоединения, при всём при этом непонятно каким-образом и какими методами.
    На следующий день после вынесения отказа налоговая включает запись в ЕГРЮЛ о том, что: По указанному адресу связь с юридическим лицом отсутствует.
    Запись красуется в графе ЕГРЮЛ прямо под указанным адресом Ромашки. Адрес стал недостоверным. Но в голове не укладывается, зачем налоговая при начале присоединения стала проверять адрес? Неужели это только первая ласточка, после которой подобные мероприятия налоговой станут нормой? А возможно, это только прокатка мер не позволяющих даже начать реорганизацию?
    За месяц до этого, Ромашка успешно провела изменения адреса с одного города, на другой.

    На этом налоговая не остановилась и указала в решении далее:

    Вторая .

    «ф» в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица, являющегося лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ.

    Налоговая явно с другой планеты, речь ведёт с начало о директоре, а потом вот так, внезапно указывает на подпункт «в» пункта 1 статьи 5 № 129-ФЗ, в котором указывается о содержании в ЕГРЮЛе сведений: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
    Директор - заявитель. Его данные указываются в заявлении на регистрацию. Он действует в отношении организации и вносит изменения. По адресу организации должна быть связь с директором. Адрес зарыт налоговой. Связь с директором по такому адресу невозможна, считает налоговая. И самое главное, налоговая исключает вариант такой связи на 3 года.

    И что получается, подаём документы на присоединение, налоговая проверяет адрес Ромашки, по итогу вносит в ЕГРЮЛ запись о плохом адресе и на 3 года ставит запрет на адрес .

    Но это ещё не всё.

    Третья . Четвёртая. Пятая.

    «ф» в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, являющемся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ

    «ф» в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица, являющемся учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью, владеющим не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в ЕГРЮЛ

    «ф» в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, являющемся учредителем (участником) общества с ограниченной ответственностью, владеющим более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента внесения такой записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Почти дублирование, но самое главное из них это запрет, запрет на внесение новых данных по Ромашке на три года, запрет распространяется на сведения о директоре, который является и единственным участником и заявителем. Раз он заявитель, его данные как заявителя вносятся в ЕГРЮЛ, а это запрещено, поскольку у Ромашки имеются недостоверные сведения в реестре ЕГРЮЛ.

    Кажется инспектор, который оформлял решение об отказе в регистрации либо торопился либо был не в себе, как это можно понять по другому?
    Смысловая нагрузка последних пунктов отсутствует, всё что указано выше содержит ответ. Единственное не укладывается, с каким упорством указываются формулировки, о подаче данных об участнике, директоре.

    Присоединению не быть. Ромашка содержит недостоверные сведения о своём адресе.
    Внести в ЕГРЮЛ запись о начале присоединения налоговая отказывается.

    Незарегистрированная организация может не располагаться в офисе, так как она еще не ведет деятельность и не имеет местонахождения. Суд признал незаконным отказ зарегистрировать юрлицо, обоснованный тем, что при осмотре дверь его офиса оказалась заперта, вывески не было и представители отсутствовали.
    Документ: Постановление АС Поволжского округа от 01.04.2016 по делу N А12-32839/2015

    К.А.В. (далее — К.А.В., учредитель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее — ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда, регистрирующий орган) от 16.02.2015 N 4301809А «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации); о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 23.04.2015 N 70ж; об обязании ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда принять решение о государственной регистрации создания юридического лица — общества с ограниченной ответственностью «А» (далее — ООО «А», Общество) по документам, представленным для государственной регистрации 09.02.2015 за входящим N 4301809А.

    Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

    Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.10.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признано недействительным решение регистрирующего органа от 16.02.2015 N 4301809А «Об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «А» и решение Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 23.04.2015 N 70ж; на ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда возложена обязанность принять решение о государственной регистрации создания юридического лица — ООО «А» в течение 5 дней с момента вступления в силу судебного акта. С ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда в пользу К.А.В. взыскано 450 рублей расходов по госпошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.

    Регистрирующий орган не согласился с постановлением суда апелляционной инстанции и обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

    В отзыве Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области поддерживает кассационную жалобу.

    В своем отзыве К.А.В., полагая обжалуемый судебный акт обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

    Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), не находит оснований для его отмены.

    В соответствии со статьями 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно указываться место его нахождения. В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона о госрегистрации адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации

    Как следует из материалов дела, 09.02.2015 в ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда от К.А.В. (учредителя) поступили документы (входящий N 4301809А) для государственной регистрации юридического лица — ООО «А» при внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица: заявление о создании юридического лица по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ 7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», а также гарантийное письмо, копия паспорта, документ об оплате государственной пошлины, решение учредителя от 06.02.2015 N 1, устав юридического лица.

    В пункте 2.2 устава ООО «А», представленного заявителем для государственной регистрации, адрес (место нахождения) ООО «А» указан как «400105 г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 36, офис N 5», что так же соответствует адресу, указанному заявителем в заявлении по форме Р11001 (входящий N 4301809А).

    Регистрирующим органом принято решение от 16.02.2015 N 4301809А «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации», оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 23.04.2015 N 70 ж.

    В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал на наличие у него подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда документах сведений.

    Так, налоговый орган указал, что в рамках контрольных мероприятий был направлен запрос в ИФНС России N 9 по Волгоградской области о предоставлении информации о достоверности (недостоверности) сведений, представленных ООО «А».

    Согласно заключению ИФНС России N 9 по Волгоградской области, по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 36 расположен пятиэтажный жилой дом, на цокольном этаже которого встроены офисные помещения, имеющие сквозную нумерацию. Согласно протоколу осмотра от 16.02.2015 N 128, составленному в присутствии двух понятых, на момент осмотра дверь офиса N 5 заперта, представители ООО «А», а также вывески, указывающие на место нахождения данной организации по вышеуказанному адресу, не обнаружены.

    Дополнительно налоговым органом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес: г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 36, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, по которому зарегистрировано 17 организаций, из них в отношении 10 (58%) действующих юридических лиц имеется информация о возврате почтовой корреспонденции с пометкой «Отсутствие адресата по указанному адресу», «Организация выбыла».

    Статьей 23 Закона о госрегистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, одним из которых является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 названного Закона.

    На основании вышеизложенных обстоятельств регистрирующий орган, указав, что в заявлении Общества по форме Р11001, представленном для государственной регистрации юридического лица ООО «А», содержатся недостоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица, следовательно, заявление о государственной регистрации Общества считается не представленным в регистрирующий орган, принял обжалуемое заявителем решение от 16.02.2015 N 4301809А.

    Не согласившись с указанным решением, К.А.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, решением которого от 23.04.2015 N 70ж жалоба учредителя оставлена без удовлетворения.

    К.А.В., полагая, что решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда от 16.02.2015 N 4301809А об отказе в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

    Суд первой инстанции пришел к выводу о недостоверности предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона о госрегистрации сведений, содержащихся в представленных учредителем в регистрирующий орган документах, в связи с чем счел действия регистрирующего органа законными и обоснованными.

    Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, отметил, что согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

    Довод ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда со ссылкой на протокол осмотра помещений, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 36, офис N 5, от 16.02.2015 N 128 о том, что ООО «А» по указанному адресу не располагается, суд апелляционной инстанции счел несостоятельным, указав, что организация, не прошедшая государственную регистрацию в установленном законом порядке, не может иметь своего местонахождения, а также может не располагаться по нему, поскольку не может осуществлять свою деятельность без регистрации. Акт проверки по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, дом 36, офис N 5 свидетельствует о наличии офисного помещения и возможности его использования заявителем. Из акта не следует, что в указанном офисе находятся иные лица.

    В целях предоставления сведений (документов), подтверждающих, что связь с юридическим лицом по указанному им адресу будет осуществляться, К.А.В. в регистрирующий орган было представлено гарантийное письмо собственника помещения Бутырских П.Н. о предоставлении офисного помещения и юридического адреса ООО «А» по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, дом 36, офис N 5.

    Регистрирующий орган сослался на случаи возврата корреспонденции от других организаций, зарегистрированных по адресу г. Волгоград, ул. Штеменко, дом 36.

    Однако, отметил суд апелляционной инстанции, ООО «А» в указанном доме предполагает использовать офис N 5. Доказательств, что другие организации находятся в офисе N 5, суду не представлено.

    Придя к выводу, что информация о недостоверности сведений или о формальности регистрации общества по указанному адресу регистрирующим органом не доказана, суд апелляционной инстанции удовлетворил требования заявителя.

    В кассационной жалобе ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.

    Доводы кассационной жалобы заявлялись в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.

    Из выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Свидетельства о государственной регистрации права от 13.04.2012 34-АА N 611017 следует, что гражданину РФ Б.П.Н. на праве собственности по адресу г. Волгоград, ул. Штеменко, д. 36 принадлежат расположенные в цокольном этаже встроенные нежилые помещения общей площадью 246,3 кв. м, имеющие номера на поэтажном плане с N 1 по N 21 (лист дела 15).

    Представленные регистрирующим органом доказательства возврата корреспонденции от 10-ти других организаций, зарегистрированных по адресу г. Волгоград, ул. Штеменко, дом 36, не содержат данных о номерах офисов, в которых располагаются эти организации, и не свидетельствуют о том, что эти организации располагаются именно в офисе N 5, который ООО «А» планирует использовать в качестве своего адреса (места нахождения).

    Иных доказательств нахождения (регистрации) других организаций по адресу: г. Волгоград, ул. Штеменко, дом 36, офис N 5, регистрирующим органом в материалы дела не представлено.

    Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

    Сомнения налогового органа в достоверности адреса юридического лица как основание для отказа в государственной регистрации

    Вопрос о достоверности юридического адреса ООО является "больным" вопросом уже много лет. Приведем Постановление АС УО от 17.09.2014 N Ф09-5108/14 по делу N А60-47965/2013, в котором спорным вопросом был именно адрес ООО.

    Суть спора заключается в следующем.

    ООО зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете по месту его нахождения. Решением единственного учредителя общества изменены сведения об адресе юридического лица. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложив к нему следующие документы: решение, изменения в устав, копии свидетельства о государственной регистрации права и договора аренды, а также доверенности, необходимые для данного вида государственной регистрации, чек-ордер.

    Решением регистрирующего органа обществу было отказано в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с наличием подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения) названного общества.

    Общество обратилось в арбитражный суд.

    Удовлетворяя заявленные требования, суды первых двух инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для отказа в государственной регистрации. Кассационная инстанция также поддержала этот вывод. Логика судов следующая.

    Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 14-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

    В силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

    Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.

    Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

    Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, который является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

    В частности, на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

    В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

    Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ).

    Обязанность указания достоверной информации в силу п. "а" ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ возложена на заявителя, представляющего документы для государственной регистрации.

    Оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон с соблюдением требований ст. ст. 65, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали, что оспариваемое решение налогового органа критерию раскрытия всех мотивов отказа в совершении регистрационных действий не отвечает, не содержит ни одного из обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

    Судами было установлено, что общество представило полный пакет необходимых документов. В заявлении о государственной регистрации заявитель подтвердил, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.

    Регистрирующий орган в качестве довода заявил, что по указанному адресу офис отсутствует и гражданин, обозначенный в документах как собственник данного помещения, таковым не является.

    Но в соответствии с представленным ООО свидетельством о государственной регистрации права собственности на спорное помещение его собственником указан именно названный гражданин.

    Таким образом, суды сочли, что основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, факт представления обществом недостоверных сведений регистрирующим органом не доказан.

    1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

    а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

    б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

    в) предусмотренном пунктом 3 , пунктом 2 , пунктом 4 , пунктом 5 настоящего Федерального закона;

    г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

    д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

    е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

    ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

    з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 , подпунктом "г" пункта 1 , подпунктом "в" пункта 1 настоящего Федерального закона;

    и) получения в соответствии с подпунктом "в" настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

    к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

    л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

    м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

    н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

    о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

    п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

    р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 настоящего Федерального закона;

    с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со и пунктом 2 настоящего Федерального закона;

    т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со настоящего Федерального закона;

    у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со настоящего Федерального закона;

    ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

    владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

    имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

    являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

    являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

    х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

    ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 настоящего Федерального закона;

    ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения.

    1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

    2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом настоящей статьи.

    3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

    4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

    При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.

    В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

    В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

    Порядок представления документов при государственной регистрации

    7. Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "а", "ц" пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.
  • Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
    1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.