Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты хозяйственной деятельности

    Публично правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты хозяйственной деятельности

    Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

    Если говорить упрощенно , право — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.

    Признаки права:

    Социальность

    Нормативность . Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного.

    Обязательность.

    Регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

    Регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

    Регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

    Установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

    2. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

    Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

    Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

    Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

    Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

    Установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование и управление в сфере экономики.

    Государственное управление экономикой это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.

    Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства.

    Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

    Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

    При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:

    1. Несостоятельность конкуренции , выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии , которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

    2. Наличие многочисленных товаров , жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

    3. Внешние эффекты (экстерналии ), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

    4. Неполные рынки , одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

    5. Несовершенство информации , во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

    6. Безработица, инфляция , экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

    7. Излишне неравномерное распределение доходов , которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

    8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

    Правовые основы несостоятельности (банкротства).

    Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитором по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательны платежей (банкротство).

    Экономическая несостоятельность (банкротство) - это неплате-жеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством.

    Признаками банкротства и юридического, и физического лица согласно ст. 3 указанного Закона являются:

    1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

    2. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

    Значение современного законодательство о банкротстве выражается в трех составляющих: во-первых, оно направлено на оздоровление экономики, путем фильтрации неработоспособных организаций, во-вторых, оно направлено на защиту прав кредиторов и, в-третьих, оно должно способствовать восстановлению и профилактике финансовой устойчивость хозяйствующих субъектов.

    Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить:

    - Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству»;

    - Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г . N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» и многочисленные другие подзаконные акты, которые принимаются в части не противоречащей новому закону.

    Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.

    Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

    Установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

    Регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

    Антимонопольное регулирование

    Регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

    Установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

    а) Лицензирование

    Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права.

    Основным нормативным актом в сфере лицензирования является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

    Смысл лицензии заключается в том, что лицензирующие органы получаю возможность контролировать соблюдение лицензиатами установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии. При этом устанавливается срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в данный срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    б) Антимонопольное регулирование

    Существует мнение, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается - ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является именно свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь показала несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.

    Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, привлекающих сбережения граждан и т.д.

    Одним из самых опасных последствий такой «свободы» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция - один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффективность рыночной экономики. Противоположность конкуренции – монополия (от греч. продаю один), т.е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет отдельным производителям получать сверхприбыли, не заботясь об эффективности производства, качестве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для общества в целом, для государства - представляет опасность, которую трудно переоценить. Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.

    Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить вред другому предпринимателю, либо нанести ущерб его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товара.)

    К основным нормативно-правовым актам в сфере антимонопольного регулирования относятся: Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г., ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009г.

    в) Стандартизация и сертификация

    Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни и здоровья граждан, обеспечение их качества, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации и сертификации.

    Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

    Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

    Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.

    Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

    Реализация на территории РФ продукции (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, возможна только при наличии специального документа – сертификата соответствия.

    Государственные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, при выявлении нарушений вправе принимать меры административного воздействия на нарушителя, включая наложение штрафов и запрещение реализации продукции.

    Основным нормативным актом в данной сфере правового регулирования является ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г.

    г) Иные направления публично-правового регулирования

    Административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. КоАП РФ предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом, так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики.

    Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности.

    Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность налоговое законодательство. Оно хоть и не определяет прав и обязанностей в сфере предпринимательских отношений, но может воздействовать на них опосредованно – путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т.д.

    Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя свои собственные задачи, преследуют общую цель – создать условия для нормального функционирования рыночного механизма.

    Предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.
    Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

    Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому Примером этого может послужить тот факт, что любая может быть заключена только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

    Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

    Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

    Во-первых, касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на осуществлять на свой страх и деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

    Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

    В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.

    3) # ;

    4) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и

    при необходимости оперативного установления правовых норм;

    5) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов;

    6) акты министерств и ведомств, направленные на исполне-ние законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ;

    7) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии

    с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

    8) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

    Литература

    2 Гражданское право РФ / Под ред. Ю. И. Толстого, А. П. Сергеева. СПб., 1998. Ч. 1.

    3 Финансовое право РФ / Под ред. Н. И. Кимичева. М.: БЕК, 1996.

    4 Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности. М.: Юрист, 1998.

    5 Дойников И. В. Предпринимательское (хозяйственное право). М.: "Брандес", 1997.

    6 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. М.: Юрист, 1998.

    2 СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    1 Понятие субъекта .

    2 Виды субъектов : а) гражданин – индивидуальный предприниматель; б) юридические лица; в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    1 Субъект правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий – лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

    Субъективное право – обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов.

    2 Виды субъектов :

    Гражданин-индивидуальный предпринимательфизическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Предприниматель – это тот, кто направлен на получение прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов.

    Предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан или юридических лиц, направленная на получение прибыли.

    Эта деятельность регламентируется Конституцией РФ (ст. 1, 5, 6, 10 – 12, 71, 80, 83, 114, 130 – 133) и Гражданским кодексом РФ (ст. 17 – 47).

    Юридическое лицо (ст. 48 – 65 ГК РФ) – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Личные неимущественные права – это права, которые направлены на индивидуализацию личности (право на имя, честь, достоинство); на обеспечение физической неприкосновенности (жизнь, свобода); на неприкосновенность внутреннего мира личности (семейная и личная тайна).

    Правоспособность (ст. 49 ГК РФ) – способность юридического лица иметь гражданские права и нести гражданско-правовые обязанности. По гражданскому праву РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, которая предусмотрена в учредительных документах юридического лица и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент создания юридического лица (п. 1, ст. 51 ГК РФ) – юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Данные государственной регистрации включаются в единый Российский государственный реестр юридических лиц. Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения ликвидации

    юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ) – ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование, после внесения об этом записи в единый Российский государственный реестр юридических лиц.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральный закон РФ от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях. Например, хранение нефти и продуктов ее переработки; утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение промышленных и иных отходов и т.д. Минимальный срок действия лицензии – три года.

    Коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 50 ГК РФ). Коммерческие: цель – извлечение прибыли, например, хозяйственные товарищества и общества.

    Учредительные документы юридического лица (ст. 52 ГК РФ) – оно действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор заключается, устав утверждается участниками (учредителями) юридического лица.

    Наименование и местонахождение юридического лица (ст. 54 ГК РФ).

    Юридическое лицо имеет свое наименование, которое должно указывать на то, какой деятельностью занимается юридическое лицо. Местонахождение определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное.

    Реорганизация юридического лица (ст. 57 ГК РФ) – это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на реорганизацию учредительными документами.

    Ликвидация (ст. 61 ГК РФ) – влечет полное прекращение деятельности юридического лица. Юридическое лицо может быть ликвидировано: 1) по решению его учредителей; 2) по решению суда.

    Нормативные акты

    1 Конституция РФ. Ст. 1, 5, 6, 10 – 12, 71, 80, 83, 114, 130 – 133.

    2 Федеральный закон РФ от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета, 1998, 3 сентября, С. 6 – 7.

    3 Федеральный закон РФ от 25 мая 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства РФ".

    4 ГК РФ. Ст. 17 – 47, 48 – 65.

    3 ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

    1 Хозяйственные товарищества и общества.

    2 Производственные кооперативы.

    3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    4 Некоммерческие организации.

    1 Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.Хозяйственные общества – организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности.

    Таким образом, хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, а хозяйственные общества – объединениями капиталов.

    Полные товарищества (ст. 69 – 81 ГК РФ) – это объединения двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Управление осуществляется по общему согласию всех участников, каждый участник имеет один голос.

    Товарищества на вере (ст. 82 – 86 ГК РФ) – это объединение двух и более лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим капиталом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитные товарищи или члены вкладчики) отвечают только своим вкладом. Управление осуществляется полными товарищами, вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных товарищей.

    Общество с ограниченной ответственностью (ст. 87 – 94 ГК РФ) – это форма организации предприятия, участники которой вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Уставный капитал разделен на доли заранее определенных размеров, образуется одним или несколькими лицами не отвечающих по обязательствам общества.

    Общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) – особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части – одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (пример: трехкратный, пятикратный).

    Акционерное общество (ст. 96 – 104 ГК РФ) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО открытое – участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия акционеров, их число не ограничено; АО закрытое – акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, число участников не должно превышать 50 человек. Акции АО бывают двух видов – обыкновенные и привилегированные.

    Дочерние и зависимые общества (ст. 105 – 106 ГК РФ). Дочернее – если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между

    2 Производственные кооперативы (ст. 107 – 112 ГК РФ). Добровольное объединение на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членов (участников) на основе паевых взносов. Число членов не менее пяти, каждый участник имеет один голос.

    3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП) (ст. 113 – 115 ГК РФ) –

    коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество УП является неделимым, не может быть распределено по вкладам, паям, долям. Имущество, находится в государственной и муниципальной собственности. Виды (в зависимости от правового положения имущества):

    на праве хозяйственного ведения – создается по решению уполномоченного государственного органа или органов местного самоуправления;

    на праве оперативного управления – создается правительством РФ, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

    4 Некоммерческие организации:

    потребительские кооперативы (ст. 116 ГК РФ) – добровольное объединение на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения паевых взносов. Участники: граждане, юридические лица;

    общественные и религиозные организации (ст. 117 ГК РФ) – добровольное объединение на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники: граждане;

    учреждения (ст. 120 ГК РФ) – создается для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителями;

    фонды (ст. 118, 119 ГК РФ) – организация не имеющая членства, учрежденная на основе добровольных взносов, преследующая общественно-полезные цели;

    объединение юридических лиц (ст. 11 – 123 ГК РФ) – организация, создаваемая по договору для защиты общих интересов и в целях координации.

    С х е м а

    Общества – объединение капиталов

    общество с

    ограниченной

    общество с дополнительной

    ответственностью

    ответственностью

    акционерное

    общество

    дочерние

    зависимые

    закрытого и открытого типа

    общества

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    оперативного

    на праве хозяйственного

    управления

    Некоммерческие организации

    потребительские

    общественные

    религиозные организации

    фонды

    учреждения

    объединения юридических лиц

    Нормативные акты

    1 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". (СЗ РФ 37 от 16

    февраля 1998 г. Ст. 785).

    2 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (СЗ РФ №1 от 1 января 1996 г.

    3 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах".

    4 Федеральный закон от от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября

    5 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан".

    6 Федеральный закон от 11 июля 1997 г. №9 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ", "О потребительской кооперации".

    4 ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР И ЕГО ВИДЫ

    1 Понятие договора . Заключение договора. Изменения и расторжение договора.

    2 Виды договора : регулирующий; регламентирующий.

    1 Хозяйственный договор – соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение, прекращение хозяйственных прав и обязанностей, в том числе в области хозяйственных отношений.

    Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

    В случае, когда условия договора предусмотрены диспозитивной нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

    Заключение договора – договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются: условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Договор заключается посредством направления аферты (предложения заключить договор) одной из сторон и

    ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

    Изменение и расторжение договора – происходит по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. В одностороннем порядке договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда. Основание для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

    Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

    2 Виды хозяйственного договора:

    ¾ Устав – установленный государством, собственником имущества либо общественной организацией свод правил, регулирующих, правовое положение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, их взаимоотношение с другими организациями и гражданами. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а учреждается учредителями. Его, как правило, подписывают не все учредители, а специально правомочные лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). На основании устава действует, например, акционерное общество.

    ¾ Учредительный договор – гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участие в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. На основании учредительного договора действуют, например, полные товарищи и товарищи на вере, а на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью

    Регламентирующий к нему относятся:

    ¾ Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру свой деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (пример, розничная торговля).

    ¾ Договор в пользу третьих лиц – это договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. С момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он не мог бы выдвинуть против кредитора. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, этим правом может воспользоваться кредитор (пример, договор страхования).

    ¾ Основной и предварительный договор – основной – непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанных с перемещением материальных благ, передачей имущества, выполнения работ, оказания услуг; предварительный – соглашение сторон о заключении основного договора в будущем.

    ¾ Реальный и консесуальный – реальный это договор, в котором происходит передача имущества непосредственно в момент заключения договора (пример, договор банковского вклада); консесуальный – не требует такой передачи в момент заключения договора (пример, договор аренды).

    Виды хозяйственного договора

    Реальный – договор, в котором происходит передача имущества непосредственно в момент его заключения. Например, договор банковского вклада

    Консессуальный – не требует передачи имущества в момент заключения договора. Например, договор аренды

    Основной – договор, который

    Предварительный – согласие сторон

    непосредственно

    порождает

    о заключении основного договора в

    и обязанности сторон, связанных с

    передачей

    имущества,

    выполнением

    оказанием

    Односторонний

    – порождает

    Взаимный – каждая из сторон

    одной стороны только

    права, а у

    приобретает права

    и одновременно

    несет обязанности по отношению к

    обязанности. Например, договор

    другой стороне. Например, договор

    купли-продажи

    Возмездный – договор, при

    Безвозмездный – договор, при

    имущественное

    котором имущественное предъявление

    предъявление

    производится только одной из сторон

    обуславливает

    имущественное

    получения

    встречного

    предъявление от другой стороны.

    имущественного предъявления от

    Например, договор купли-продажи

    другой стороны. Например, договор

    Взаимосогласованный – договор,

    Присоединения – договор, при

    устанавливается

    устанавливаются

    сторонами,

    участвующими

    одной из сторон, другая сторона может

    договоре. Например, договор мены

    только согласиться с этими условиями.

    Например, договор перевозки

    Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Например, розничная торговля

    Договор в пользу третьих лиц – это договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение договора не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Например, договор страхования

    Односторонние и взаимные договоры – в зависимости от распределения прав и обязанностей между участниками все договоры делятся на взаимные и односторонние. Односторонние порождают у одной стороны только права, а у другой только обязанности (пример, договор мены), т.е. у займодавца возникает право требовать возврата долга, а у заемщика возникает обязанность по возврату долга. Взаимные – каждая из сторон приобретает права и одновременно несет обязанности по отношению к другой стороне (пример, договор куплипродажи), т.е. продавец приобретает право требовать от покупателя уплаты денег за товар и одновременно обязан передать этот товар покупателю, покупатель в свою очередь приобретает право требовать передачи ему проданного товара и одновременно обязан заплатить продавцу покупную цену.

    Возмездные и безвозмездные : возмездные – когда имущественное предъявление одной из сторон обуславливает имущественное предъявление от другой стороны (пример, договор купли-продажи), безвозмездный

    имущественное предъявление производится только одной из сторон без получения встречного имущественного предъявления от другой стороны (пример, договор дарения).

    Взаимосогласованные и присоединение : различаются от способа их заключения. Взаимосогласованные – устанавливаются всеми сторонами, участвующими в договоре Присоединение – условие при таком договоре устанавливаются только одной из сторон. Другая сторона лишена возможности дополнять или заменять их и может заключить такой договор только согласившись с этими условиями (пример, договор перевозки, заключаемый железной дорогой с клиентами).

    Нормативные акты

    1 ГК РФ. Ст. 52, 423, 426, 428, 429, 430.

    Литература

    1 Гражданское право РФ / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1998. Ч. 1.

    2 Круглова Н. Ю. Хозяйственное право РФ. М., 1997.

    3 Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

    5 ПРАВОВАЯ ОХРАНА СОБСТВЕННОСТИ

    5.1 ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

    1 Понятие и содержание права собственности .

    2 Формы права собственности .

    3 Право общей собственности : а) долевая; б) совместная.

    4 Основания приобретения и прекращения права собственности .

    1 Собственность – отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника.

    Право собственности – система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию, распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

    Правомочие владения – юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Владение может быть законным и незаконным. Законное опирается на какое-либо законное основание. Незаконное – на законное основание не опирается. В свою очередь незаконное подразделяется на добросовестное и недобросовестное. Добросовестное если владелец не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестное – когда владелец знал или должен был знать о незаконности своего владения.

    Правомочие пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе потребления. Потребление может быть личным и производственным. Так, швейную машинку можно использовать для пошива одежды семье, а также можно использовать "на сторону ", за заработную плату.

    # (, . .).

    Бремя собственности – ответственность собственника за принадлежащее ему имущество.

    2 Формы права собственности.

    Частная : подразделяется на собственность граждан и юридических лиц. По законодательству РФ в собственности граждан может находиться: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги, транспортные средства, а также любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного назначения, за исключением отдельных, предусмотренных в законодательных актах видов имущества, которое по соображениям государственной или общественной безопасности либо в связи с международными обязательствами не может принадлежать гражданину.

    В соответствии с законодательством РФ юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участников, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям допускаемым законом.

    Государственная : государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество принадлежащее на праве собственности субъектами РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта). Распоряжаются этим имуществом – органы государственной власти, в рамках их компетенции.

    Муниципальная : муниципальной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Распоряжаются этим имуществом органы местного самоуправления, в рамках их компетенции.

    3 Право общей собственности , – то есть имущество принадлежит на праве собственности не одному, а двум и более лицам. В таких случаях на имущество возникает общая собственность. Она может возникнуть в силу различных оснований: наследования, состояния в браке, приватизации, совместной покупки вещи и т.д.

    Виды общей собственности: долевая и совместная.

    Долевая – когда каждому из ее участников принадлежит определенная доля. Доля выражается в виде дроби – 1/2, 3/4, 2/3 и т.д. В общедолевой собственности действует правило преимущественной покупки. Раздел и выдел доли происходит:

    ¾ по взаимному согласию;

    ¾ по судебному решению.

    Каждый собственник не зависимо от размера доли имеет один голос.

    Совместная – в совместной собственности доли ее участников заранее не определены, они фиксируются лишь при разделе совместной собственности или при выделе из нее. Распоряжение совместной собственностью осуществляется по взаимному согласию всех участников. Виды совместной собственности:

    ¾ совместная собственность супругов;

    ¾ совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

    4 Основание приобретения и прекращения права собственности.

    Основания приобретения права собственности подразделяются на первоначальные и производные.

    К первоначальнымотносятся:

    ¾ приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (п. 1 ст. 218 ГК РФ) – собственником вещи становится тот, кто изготовил или создал ее для себя с соблюдением закона;

    ¾ переработка (ст. 202 ГК РФ) – вещь создается в результате приложения труда одного лица к материалу, принадлежащему другому лицу. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на эту вещь приобретает собственник материала;

    ¾ обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ) (сбор ягод, лов рыбы и т.д.).

    Такой сбор может иметь место, когда он допускается в соответствии с законом, общим разрешением данным собственником или местным обычаем;

    ¾ приобретение права собственности на бесхозяйственное имущество – бесхозная вещь – которая не имеет хозяина (собственника) или собственник которой неизвестен, либо от которой собственник отказался;

    ¾ находка (ст. 227 – 229 ГК РФ) – нашедший потерянную вещь обязан немедленно об этом уведомить ее собственника или других лиц имеющих право получить ее и возвратить эту вещь собственнику. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке милиции или органу местного самоуправления собственник не будет установлен, то нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

    К производным относятся:

    ¾ приватизация (ст. 217 ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ);

    ¾ конфискация (ст. 243 ГК РФ);

    ¾ реквизиция (ст. 242 ГК РФ) – в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и т.д., имущество в интересах общества может быть изъято, с выплатой собственнику стоимости имущества.

    Основания прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ)

    3) при гибели или уничтожении имущества.

    Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, которые предусматривают принудительное изъятие

    2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

    3) , (. 239);

    4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных (ст. 240, 241 ГК РФ);

    5) реквизиция (ст. 242 ГК РФ);

    6) конфискация (ст. 243 ГК РФ).

    Основания приобретения и прекращения права собственности

    Первоначальный способ

    ¾ приобретение права собственности на вновь изготовляемую вещь;

    ¾ переработка;

    ¾ обращение в собственность общедоступных для сбора вещей;

    ¾ приобретение права собственности на бесхозяйное имущество;

    ¾ находка;

    ¾ приобретение права

    Основания приобретения права собственности

    Производный способ

    ¾ приватизация;

    ¾ приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации;

    ¾ реквизиция;

    ¾ конфискация;

    ¾ принудительное обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам;

    ¾ возникновение права собственности у приобретателя имущества по договору

    собственности на безнадзорных животных;

    ¾ клад

    Основания прекращения прав собственности:

    при отчуждении собственности другим лицам (продажа, дарение);

    при отказе собственника от права собственности;

    при гибели или уничтожении имущества

    Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, которые предусматривают принудительное изъятие собственности:

    обращение взыскания на имущество по обязательствам;

    отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

    отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится;

    выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

    реквизиция

    Литература

    1 Круглова Н. Ю. Хозяйственное право. М., 1997. С. 84 – 94.

    2 ТихомировМ. Ю. Юридическаяэнциклопедия. М., 1998. С. 223 – 224.

    5.2 ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

    1 Понятие защиты права собственности и других вещных прав ;

    2 Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав.

    1 Под гражданско-правовой защитой права собственности и других вещных прав понимается совокупность предусмотренных гражданским законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей.

    2 Система средств защиты включает в себя:

    Вещно-правовые средства – они направлены непосредственно на защиту права собственности:

    ¾ виндикационный иск (от лат. vim dicere – объявить о применении силы) – требование возврата имущества из незаконного владения;

    ¾ негаторный иск (от лат. acto negatorio – отрицающий иск) – требование владеющего вещью собственника

    к третьему лицу об устранении препятствий в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом;

    ¾ иск о признании права собственности – требование собственника имущества об утверждении перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.

    Обязательственно-правовые средства – охраняют право собственности не прямо, а лишь в конечном счете. Так, если собственник сдал внаем принадлежащее ему имущество, от возврата которого по истечении срока договора наниматель уклоняется, то права собственника будут защищаться нормами договорного права, в частности – иск о возврате вещей, предоставленных в пользовании по договору.

    Третью группу средств защиты составляют те средства, которые вытекают из различных институтов гражданского права и которые не относятся к вещно-правовым или обязательственно-правовым средствам. Например, институт наследования – иск об ответственности хранителя или опекуна наследственного имущества за порчу или утрату имущества.

    Четвертая группа средств – особая, в нее входят те гражданско-правовые средства, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе. Например, национализация – обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Собственнику имущества гарантируется возмещение стоимости национализированного имущества.

    Система средств защиты

    Вещно-правовые средства – направлены непосредственно на защиту права собственности;

    ¾ виндикационный иск – требование возврата имущества из незаконного владения;

    ¾ негаторный иск – требование владеющего вещью собственника к

    5.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЗАЩИТА

    1 Понятие интеллектуальной собственности.

    3 Патентное право.

    4 Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров.

    1 Понятие интеллектуальной собственности – это собирательный термин, который включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям (то есть авторское право); научным открытиям, изобретениям и иным правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции.

    (. industrial property) # , .

    Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в отличие о репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей.

    Обязательное условие: всем результатам творчества должна быть свойственна новизна и оригинальность.

    ¾ на опубликование и иное использование произведения (то есть право на воспроизведение – размножение с помощью снятия с произведения копии или иным способом осуществляется на основе договора между автором и организацией (издательство, театр, киностудией и т.д.); воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия автора;

    ¾ на неприкосновенность произведения – (то есть запрет на внесение изменений в само произведение, его название и в обозначении имени автора без его согласия при любом способе использования (издание, опубликование и т.д.)

    Понятие, сущность и основные направления

    Экономическая деятельность регулируется нормами, как частных, так и публичных отраслей права. Частноправовое и публично-правовое регулирование имеют разные цели, направленность и методы. При этом любая правовая регламентация общественных отношений подчиняется основополагающим принципам верховенства права, законности, уважения прав человека, равенства всœех перед законом, справедливости, взаимной ответственности государства и личности.

    Гражданско-правовое регулирование хозяйственной деятельности направлено на упорядочение отношений по управлению организациями (корпоративные отношения), заключению и исполнению договоров (обязательственные отношения), использованию результатов интеллектуальной деятельности (к примеру, фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений). При этом субъектам хозяйственной деятельности закон предоставляет значительные возможности для самостоятельного урегулирования отношений между собой посредством заключения договоров. Вместе с тем, гражданское законодательство допускает заключение договоров, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом РФ, но не противоречащих ему и принципам добросовестности, разумности и справедливости. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, хозяйствующие субъекты могут применять наиболее удобный способ оформления отношений между собой. Гражданское законодательство лишь устанавливает обязательные для всœех границы, пределы возможной деятельности. Свобода договора, неприкосновенность собственности, запрет вмешательства кого-либо в частные дела, свободное перемещение товаров и финансовых средств являются неотъемлемыми признаками рыночной экономики. Конституция РФ в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый вправе на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    При этом деятельность хозяйствующих субъектов связана как с частноправовыми, так и с публично-правовыми аспектами. Для континœентальной (романо-германской) правовой системы, основы которой были сформированы римским правом, остается традиционным делœение права на частное и публичное. Это предопределяет структуру отношений, субъектами которых являются организации и индивидуальные предприниматели. Осуществление хозяйственной деятельности связано со вступлением в публично-правовые отношения . По этой причине требуется их публично-правовое регулирование. Прежде всœего, публично-правовой аспект хозяйственной деятельности составляют отношения по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, иных обязательных платежей в бюджет; отношения, связанные с осуществлением государственного контроля различных видов (финансового, миграционного, трудового, экологического, технического и иных); отношения, связанные с перемещением товаров, вещей через таможенную границу и применением соответствующих таможенных процедур; отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, а также иные отношения, регламентируемые публично-правовыми отраслями права – административным правом, финансовым правом, таможенным правом и иными.

    Публично-правовое регулирование преследует цель обеспечения интересов всœего общества. Публичные интересы имеют разную направленность и обусловлены коллективными потребностями в безопасности, стабильности финансовой системы, социальном обеспечении, эффективности образовательной деятельности, надлежащем качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и в других общественных благах материального и нематериального характера. В связи с этим, отдельные аспекты экономической деятельности подлежат строгой правовой регламентации. В отличие от гражданско-правового регулирования, публично-правовая регламентация детально определяет действия субъектов в определœенной сфере, то есть, как правило, не допускается усмотрение сторон. Публично-правовое регулирование ограничивает определœенные гражданские права и свободы. При этом такое ограничение возможно только на основании федерального закона. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина бывают ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это крайне важно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К примеру, обязанность по уплате налогов, установленная Налоговым кодексом РФ, является законным ограничением конституционного права частной собственности. Важно, что для государств с экономикой рыночного типа характерно строго ограниченное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, публично-правовому регулированию хозяйственной деятельности присуще стремление к детальному определœению надлежащих (необходимых) действий как организаций и индивидуальных предпринимателœей, так и государственных и муниципальных органов.

    Сущность публично-правового регулирования хозяйственной деятельности проявляется в его базовых признаках.

    Законодательная регламентация. Публично-правовое регулирование экономической деятельности представляет собой ограничение определœенных прав и свобод хозяйствующих субъектов – права собственности, свободу экономической деятельности, права на свободное владение, пользование и распоряжение имуществом. При этом важно, что такие публично-правовые ограничения могут устанавливаться только федеральным законом – актом, принятым высшим законодательным и представительным органом Российской Федерации – Федеральным Собранием. Иные нормативные правовые акты публично-правового характера, посвященные регламентированию экономической деятельности, могут приниматься на основании и в исполнение соответствующих федеральных законов. Это означает, что указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования экономической деятельности могут приниматься в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Федеральный закон как акт высшего законодательного и представительного органа Российской Федерации принимается посредством особой процедуры – законодательного процесса, в ходе которой законопроект многократно обсуждается и корректируется не только на заседаниях палат Федерального Собрания, но и предварительно – в профильных комитетах Государственной Думы. На законопроект поступают заключения Правительства РФ, профильных министерств, федеральных служб и федеральных агентств; применяются процедуры согласования законопроекта с государственными органами и общественными объединœениями, организациями, ассоциациями и союзами юридических лиц; текст законопроекта проходит юридическую экспертизу.

    Законодательный процесс направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, баланса частных и публичных интересов, принципов верховенства права, справедливости, разумности и других основополагающих правовых начал частного и публичного характера.

    Обусловленность публичными интересами. Публично-правовая регламентация экономических отношений осуществляется, прежде всœего, с целью обеспечения интересов всœего общества. Это предполагает посредством правового регулирования обеспечение роста макроэкономических показателœей, стабильности бюджетной системы, эффективности социальной защиты, качества товаров, реализуемых потребителям и достижение других общественно-значимых материальных и нематериальных блаᴦ.

    В условиях рыночной экономики и конкуренции каждый хозяйствующий субъект в первую очередь заинтересован в увеличении прибыли вследствие повышения эффективности своей деятельности, в том числе вследствие обеспечения постоянного роста производительности труда. Это область частных интересов хозяйствующих субъектов, основанная на их праве на свободу экономической деятельности. При этом не стоит резко противопоставлять частные и публичные интересы, говоря о правовом регулировании. К примеру, каждый хозяйствующий субъект, одновременно с увеличением прибыли, заинтересован в стабильности банковской деятельности (постоянстве процентных ставок по вкладам и кредитам, надлежащем исполнении банками обязательств по перечислению денежных средств с одного счета на другой), что также является сферой преимущественно частноправового регулирования. При этом для сохранения данного положения необходима стабильность всœей банковской системы, в основе которой – надлежащее осуществление Центральным Банком РФ (Банком России) регулятивной функции. Установление правового статуса Банка России, а также его функций и полномочий по управлению банковской системой является сферой публично-правового регулирования. В связи с этим, законодательная регламентация деятельности Банка России по регулированию банковской системы, преследуя, прежде всœего, публичные интересы, имеет косвенное значение и для хозяйствующих субъектов.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, публично-правовое регулирование экономической деятельности обусловлено общественными коллективными интересами, но при этом учитывает частные интересы хозяйствующих субъектов.

    Императивность. Правовое регулирование осуществляется посредством двух базовых методов – императивного и диспозитивного. Диспозитивный метод характерен для гражданского права и всœех иных отраслей частного права и может быть охарактеризован формулой «разрешено всœе, что прямо не запрещено законом». При этом в публично-правовом регулировании преобладает императивность.

    Императивность (от лат. imperativus – повелительный, не допускающий выбора; требующий безусловного подчинœения, исполнения) является противоположностью диспозитивности. В праве императивный метод заключается в детальном определœении прав и обязанностей субъектов, как правило, не предусматривающем свободу волеизъявления. Императивный метод правового регулирования преобладает в административном праве. Для императивного метода регулирования экономических отношений характерно присутствие уполномоченного государственного (муниципального) органа с одной стороны и хозяйствующего субъекта – с другой. Такие отношения в юридической науке именуются властеотношениями , поскольку их участником является властный орган, реализующий регулятивные, а также контрольные или надзорные функции по отношению к обязанным субъектам. Соответственно, основой этого метода являются императивные правовые нормы – строго определœенные правила поведения. Οʜᴎ предусматривают запреты (к примеру, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке) и обзывания (к примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы).

    Императивность публично-правового регулирования экономической деятельности направлена на обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Императивность позволяет установить четкие процедуры взаимоотношений государства (муниципального образования) и хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, это крайне важно для осуществления контроля деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе основания и порядок обжалования действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов.

    Основные направления публично-правового регулирования хозяйственной деятельности обусловлены важностью ее определœенных сфер для обеспечения общественных интересов. Анализ законодательства позволяет выделить следующие направления публично-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации:

    лицензирование отдельных видов экономической деятельности (установление лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований, порядка выдачи и переоформления лицензии, оснований приостановления и прекращения действия лицензии);

    антимонопольное правовое регулирование (установление правовых признаков недобросовестной конкуренции, порядка выявления и пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках; правовых мер по недопущению нарушений антимонопольного законодательства);

    правовая регламентация обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг (установление обязательных процедур технической регламентации, сертификации и стандартизации; административное регламентирование предоставления государственных (муниципальных) услуг);

    валютно-правовое регулирование (установление валютно-правового режима: порядка осуществления операций с российской и иностранной валютой);

    таможенно-правовое регулирование (установление правил перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС);

    правовая регламентация налогообложения хозяйствующих субъектов (установлениеи введение налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйственной деятельности, а также правового режима их взимания);

    правовое регулирование банковской системы (установление норм и требований к деятельности коммерческих банков, правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) и правил осуществления им регулирующей функции);

    публично-правовое регулирование страховой деятельности и обязательного страхования (установление обязательных требований, предъявляемых к деятельности страховых организаций, норм об организации и функционировании систем обязательного страхования).

    Важно знать, что само по себе отнесение закона к отрасли публичного или частного права не свидетельствует о том, что всœе его нормы (правила) являются только частными или только публичными. К примеру, Гражданский кодекс РФ – основополагающий акт гражданского законодательства, но содержит и публично-правовые нормы (к примеру, о сроках исковой давности, о надлежащем качестве товаров). Другой противоположный пример – Налоговый кодекс РФ – основополагающий акт публичного налогового законодательства, но содержит и частноправовые нормы (к примеру, об инвестиционном налоговом кредите, о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для определœения публично-правовой природы нормы важно не ее место нахождения (в нормативном правовом акте частного или публичного права), а ее содержание (конструкция). Публично-правовые нормы всœегда обязывают и (или) запрещают совершать действия либо воздержаться от этого с целью обеспечения общественного (публичного) интереса и, как правило, не предоставляют субъектам возможности действовать по своему усмотрению.

    Публично-правовое регулирование хозяйственной деятельности это обусловленная публичными интересами законодательная регламентация деятельности хозяйствующих субъектов по установлению обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности и охрану иных общественно-значимых отношений.