Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Санпин профилактика туберкулеза от 22.10. XIV. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза. II. Общие положения

    Санпин профилактика туберкулеза от 22.10. XIV. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза. II. Общие положения

    Легенды гласят, что во время монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж - весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт - древний город Китеж.

    Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси - правда, к грехам она не имеет никакого отношения. Скорее даже напротив - причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

    Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

    Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

    Китеж в представлении Ивана Билибина

    Появление города

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

    Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.


    Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль


    За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

    Церквей много, икон тоже - что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

    Светлояр


    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров.

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».

    Нашествие Батыя

    То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

    Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.


    Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»


    Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира.

    Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

    Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.


    Гибель Юрия Всеволодовича


    Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

    Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

    В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа - не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.


    Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»


    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею.

    «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»


    К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»


    Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

    Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

    Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    Китеж современный

    Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.


    Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова


    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.


    Озеро Светлояр в наши дни


    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

    Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

    Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала - одно и то же место.


    Николай Рерих «Песнь о Шамбале»


    В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

    В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

    Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере - не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.


    Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

    Русская утопия

    Град Китеж - символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж - красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

    Китеж - это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих - это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.


    Константин Горбатов «Потонувший город»

    Беловодье

    Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест - волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

    После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 - начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.


    Владимир Данихнов

    Многие произведения искусства и русские легенды связаны с этим мистическим городом, увидеть который могут только избранные. В самом деле, Китеж - град-легенда, интересные факты о нем читайте ниже.

    История легенды

    В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

    Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились. И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез.

    К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение.

    Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

    Настоящее время

    Согласно легенде, город исчез в период с 1236 по 1242 годы. Мистическое озеро Светлояр располагается в районе Поволжья. Китеж - град-легенда интересные факты содержит и сегодня, которые могут волновать учёных и исследователей различных направлений. Добраться к озеру не сложно, а вот купаться из-за глубины в 40 метров запрещено. Известно также, что озеро, действительно, образовалось 800 лет назад, как раз во время нашествия Батыя, однако никто не может точно доказать его происхождение.

    Вокруг него происходят и таинственные явления. В частности, сегодня замечено, что:

    • В ясную погоду многие слышат колокольный звон или видят в воде очертания невидимого города. Также его можно увидеть на заре, когда солнце только поднимается над горизонтом.
    • Вода, взятая из озера, не портится ни при каких обстоятельствах и очень долго может храниться.
    • Люди, проводившие исследования, заметили, что озеро уходит под воду как бы ярусами. Был сделан вывод о том, что оно образовывалось частями. Однако на его дно никто пока не добирался из-за очень большой глубины.
    • Известно, что многие молитвенники видели этого город своими глазами. Если их просили нарисовать картинки, то рисунки получались удивительно схожими, но только истинно верующий, просвещённый человек мог их видеть. Местные жители замечали возле озера странных людей в белом, одетых в старинную одежду того времени, и разговаривали с ними. Однако научного подтверждения этой информации пока не существует.
    • Также есть местная легенда о том, что древние люди предупреждали о несчастьях и давали другим различные советы. Однако точных данных о ней пока нет. Хотя многие видели странников в белой одежде и часто давали им еду, напитки или просто разговаривали с ними. Но научных данных об этом пока не существует.
    • Кстати, если обойти озеро по часовой стрелке три раза и загадать желание, оно обязательно исполнится.

    Сегодня принято считать, что Китеж - град-легенда, интересные факты о нём, перечисленные в этой статье, пока они не подтверждены никакими точными исследованиями. Однако несмотря на это, сегодня к озеру Светлояр приезжают в большом количестве туристы и паломники, чтобы своими глазами увидеть озеро, скрывающее великую тайну.

    В Нижегородской области есть красивейшее озеро Светлояр, похожее на гигантское зеркало. Именно его темные безмятежные воды уже много столетий скрывают древний город, о котором существует столько легенд и домыслов, а вот фактических сведений - практически нет. Говорят, что этот город открывает двери для того, кто чист сердцем. Именно такому человеку Китеж-град явит все свои тайные чудеса. Может быть, повезет именно вам?

    По легенде Китеж-град находился в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Линда. Город упоминается в исторических источниках - «Китежский летописец» и «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В широких кругах эта романтичная легенда стала известной благодаря роману-эп пее «В лесах» П. И. Мельникова-Печёрского. Вот цитата из этой книги:

    «Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа».

    А многие заинтересовались легендой и отправились на поиски таинственного невидимого города благодаря знаменитой опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Большинство исследователей сходятся во мнении, что название города произошло от княжеского села Кидекши (от мерянск. «каменистый залив») около Суздаля, уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237 году.

    Сказание о Китеж граде

    Почему однажды так случилось, что красивый белокаменный город ушел под воду на века? Рассказывают, что дело было так: хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. О чудесном городе рассказал хану один из пленных - он же тайными тропами и провел войско к берегам озера Светлояр. Монголов очень удивило то обстоятельство, что у такого прекрасного города не было защиты. Его жители остались абсолютно безмятежными перед лицом верной смерти. Они даже не пытались оказать сопротивление - просто тихо молились. Естественно, монголы воспользовались такой удачей и атаковали город. Вот тут и начались странности. Из-под земли вдруг хлынула вода - много воды, целый потоп. Непонятно откуда взявшиеся потоки начали быстро затапливать и войско, и сам город. Захватчикам пришлось быстро отступать. Им оставалось только растерянно наблюдать за тем, как город погружался в озеро. Говорят, последним, что они увидели, был сверкнувший на солнце крест на куполе главного собора.

    Вот как об этом событии рассказывает Мельников-Печёрский:

    «Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.»

    Между прочим, и местные жители, и многие туристы рассказывают, что и до сих пор из-под темных вод озера иногда доносится колокольный звон. А в тихую погоду можно услышать и пение людей, тоже доносящееся из-под воды. Некоторые путешественники рассказывают и о том, что им удавалось увидеть в воде купола церквей.

    К берегам озера Светлояр стоит отправиться, чтобы соприкоснуться с чудом. Есть поверье, что если обойти озеро три раза по часовой стрелке, то исполнится ваше самое заветное желание. Говорят, что вода, взятая из Светлояра, долгое время не портится. Естественно, ученые не раз исследовали озеро вдоль и поперек. И нашли на его дне очень много загадочных предметов. Например, подводные террасы - берега уходят под воду как бы лестницей. На дне озера найдено очень много старинных предметов, большая часть которых относится к тринадцатому веку.

    Как добраться до озера Светлояр где по легенде находился Китеж град

    • На автобусе. Нам нужен маршрут «Нижний Новгород - Воскресенское» с автостанции Канавинская. Не доезжая до Воскресенского, необходимо выйти у села Владимирское. Дальше любой местный подскажет вам дорогу. Время в пути до Владимирского - 2-2,5 часа.
    • На пригородном поезде. Нижний Новгород - Семенов» или «Нижний Новгород - Урень» до Семенова, затем на автобусе Семенов - Воскресенское до села Владимирское. Далее - пешком через село Владимирское, мимо большой автостоянки, по березовой аллее, до озера (1 км).
    • На автомобиле. По Кировской трассе. Проехать Семенов, доехать до станции Боковая, далее - правый поворот по указателю на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее - по березовой аллее пешком. Расстояние от Нижнего Новгорода - 130 км.
  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр. В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры.

    Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

    Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

    Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.


    Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

    С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

    Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас - могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

    В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

    Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истиннорусские священные места.

    Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

    Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные — они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

    Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

    Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100.


    То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

    В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

    Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

    Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

    Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

    Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

    Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

    Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

    Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.


    В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

    Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

    Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

    Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

    И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

    Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

    Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

    Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

    Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

    Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

    Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

    Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

    О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

    Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

    Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

    Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

    Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

    Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).

    В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

    В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

    Современные легенды о Китеже

    В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

    Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
    И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

    Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " — спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

    Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

    В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
    тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

    Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.


    Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.


    Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй — довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

    Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

    На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края - Светлояр. Размеры озера не велики - полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

    Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.
    Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

    Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» - не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры - «Звёздной книге Коляды».

    В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас - волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура - древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

    У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

    После крещение Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

    На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 - 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда - Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

    Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.

    В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

    Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один - Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

    Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

    В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

    До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов - сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

    Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды. Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится - как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

    Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века "Китежский летописец" .

    Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди - некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.

    Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне - в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

    Вот то, что сказал Сергей Волков:
    "Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей - смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. "

    Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий произошло. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

    Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы - берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями - первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет - вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

    Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.
    На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

    Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того - недалеко от этого "овала" находится другая область. Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

    Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами "Илиады". А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах - и все подводные поиски ничего не дали.

    Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

    В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

    В некоторых местах вода просто "кричала", в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

    Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

    Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город - центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

    В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды - тесты показали, что его кислотность равна нулю. Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы. Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты - древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

    Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

    Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

    Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

    Современные легенды о Китеже

    В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

    Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
    И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

    Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

    Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

    В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
    тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

    Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

    Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

    Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев - бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

    Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»- это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

    Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости - ведущий мотив легенды.

    Вторая часть «Книги глаголемой летописец» - «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» - лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.