Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Основные черты права древней руси. Законодательство Древней Руси. Русская Правда

    Основные черты права древней руси. Законодательство Древней Руси. Русская Правда

    В результате изучения данной главы студент должен:

    Становление правовой системы раннесредневекового Древнерусского государства

    Важнейшей функцией государства является социальное регулирование, которое началось с момента появления государственности на Руси. Естественно, что на первых порах уровень этого регулирования был сравнительно невысок, поскольку бо́льшая часть отношений строилась на основе ранее сформировавшихся традиций. К тому же значительная часть усилий тратилась даже не столько на выработку норм взаимоотношений в обществе, сколько на определение характера взаимодействия государства и общества. Государство должно было еще доказать свое право на превращение в главный механизм обеспечения социальной стабильности.

    Ключевой фигурой этого процесса становился князь. Будучи в первую очередь военным вождем, он обладал необходимой силой для того, чтобы в условиях разрушения старых правил общежития заставить подчиняться новым складывающимся (в том числе и при его участии) нормам взаимоотношений в обществе. Относительная регулярность реализации этой княжеской функции постепенно формирует у населения традицию подчинения княжеским решениям, приобретающую все большую независимость от действительного использования князем тех или иных форм принуждения. Фактически князь становится не столько олицетворением силы, сколько воплощением некоей справедливости (и здесь не так важно, насколько его решения справедливы на самом деле), что и дает ему право на осуществление роли главного регулятора социальных отношений.

    Вместе со становлением князя в качестве главного звена социального регулирования начинает формироваться правовая система Древнерусского государства , базирующаяся на совершенно иных, чем в догосударственный период, принципах: если родовой строй предполагал равенство всех членов соответствующей общности, то в рамках традиционного для средневековья права привилегии недвусмысленно подчеркивалось неравенство людей, принадлежащих к разным сословным группам.

    В то же время эти новые черты, хотя и вполне очевидны в древнерусском праве, нередко соседствуют со старыми нормами, сохранившимися от прошлого уклада. Такой переходный характер правовой системы предопределяет формирование права в Древней Руси из двух основных источников .

    С одной стороны, продолжают действовать предправовые нормы, созданные традиционным укладом в славянской и, частично, варяжской среде. Причем они не просто действуют, но и существенным образом влияют на характер формирования нового права, придавая ему архаичные черты: сакральный (религиозный) характер, моральную обязанность его соблюдения, коллективные формы ответственности. От старого уклада идет и понимание права как правды, справедливости, имеющей надчеловеческую, божественную природу. Сферой регулирования являются межобщинные и внутриобщинные, имущественные, семейно-брачные отношения, порядок наследования и уголовные преступления. По мере разрушения племенной обособленности уменьшаются разнообразие и дробность мононорм-обычаев, происходит сближение между ними. Конечно, только часть обычаев догосударственного периода была санкционирована государством и превратилась в нормативные правовые акты (кровная месть, круговая порука, клятва как форма доказательства и др.); бо́льшая часть обычаев, сохранив свое значение в быту, не была поддержана государством (календарь, умыкание невест, многоженство).

    С другой стороны, по мере усиления государства как ведущего регулятора социальных отношений и отражения этого процесса в расширении полномочий князя в качестве верховного судьи князь все чаще выступает также в роли самостоятельного источника права. Те или иные его (других князей, их наместников) судебные решения становятся прецедентом для последующих приговоров, постепенно превращаясь в нормы закона.

    Наряду с этими основными источниками определенное воздействие на формирование древнерусского права оказало воздействие зарубежное, прежде всего византийское право. Во-первых, оно использовалось в отношении русских (в основном купцов), пребывавших на территории Византии на основе соответствующих русско-византийских договоров, что способствовало проникновению некоторых из этих норм на Русь. Во-вторых, заметное воздействие оказало принятие христианства, принесшее и нормы византийского канонического права. Рецепция (заимствование и адаптация) Русью византийских правовых новаций происходила в весьма свободной форме, находя компромисс с существовавшими (и весьма противоречащими христианским) языческими в основе своей обычаями. Возможно, именно поэтому право Древней Руси оказывается исключительно светским . Не все исследователи признают значимость византийской рецепции. Так, Л. В. Милов полагает, что древнерусское общество X–XI вв. оказалось к ней не готовым в силу как неразвитости государственного аппарата, так и народной психологии и что только позднее начинают усваиваться некоторые византийские нормы .

    Имеются параллели и с ранним законодательством других соседних государств, например Польши (Польская правда), Хорватии (Полицкий статут) и др. Еще Б. Д. Греков на основе сравнительного анализа законодательства славян пришел к выводу об общности многих правовых норм у этих народов. Однако основной целью его анализа являлось доказательство самостоятельности славян в создании собственного права, а вопросы влияния или взаимовлияния остались в стороне. По-видимому, правильным будет видеть в вышеуказанном сходстве близость общественных отношений, которые регулирует и в которых формируется европейское законодательство той эпохи.

    Представление о законодательном процессе Древней Руси опирается в основном на сведения, содержащиеся в самих документах, которых очень мало. Поэтому он может быть показан лишь в самых общих формах.

    Все дошедшие до нас законодательные акты – это акты, включенные в сборники законов, составленные от имени князей. Законы могли устанавливаться ими как единолично (Правда Ярослава), так и коллегиально, на съезде (Правда Ярославичей, вторая половина XI в.). Упоминание об участии в этом процессе бояр ("мужей") дает основания предполагать, что это был совместный акт утверждения. При этом последователи не исключали из текста предыдущие законы, а лишь дополняли их новыми. Поскольку значительная часть установлений только санкционировала использование норм обычного права, можно утверждать, что законотворчество Древней Руси во многом было результатом коллективных усилий. Принятые законы, очевидно, приобретали форму какой-то грамоты .

    Законодательство носило несистематизированный характер. Хотя в сборниках и можно выделить отдельные части текста, связанные между собой, говорить о какой- нибудь отраслевой систематизации не приходится. Нет и привычного для нас деления на статьи .

    Таким образом, древнерусское право, как и государство, имеет многокорневую систему: в своем формировании оно отталкивалось от традиций обычного славянского (с элементами варяжского) права, куда все более внедрялись новации княжеской власти, возникавшие из судебной практики, при определенном влиянии византийско-православных канонических норм.

    • Впрочем, не все исследователи согласны с этим. С точки зрения американского исследователя Д. Кайзера, в Древней Руси действовали только так называемые "горизонтальные" правовые связи между заинтересованными лицами, все уголовные и гражданские дела решались ими самостоятельно без участия государства. И лишь с XIII–XIV вв. формируются "вертикальные" правоотношения с участием государственных органов и должностных лиц (см.: Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. Т. 1.С. 28-29).
    • Понятие "источники права" многозначно: в широком смысле, например, под ними понимают те силы, которые создают право (общество, государство, суд), в более узком, формально-юридическом, смысле – формы, в которые облекается право, носители правовой информации, юридические памятники (нормативный правовой акт, судебное решение, договор).
    • Степень варяжского влияния на формирование древнерусского обычая вызывает дискуссии, однако очевидно, что значительная часть обычаев дружины, заметную роль в которой в отдельные периоды играли варяги, складывалась на основе традиций и опыта, сложившегося в скандинавской среде.
    • Имелись и иные точки зрения. В. О. Ключевский, например, считал, что древнерусское законодательство сложилось "в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции" (Ключевский В. О.

    Первым письменным сводом законов Киевской Руси считается Русская Правда. Этот свод законов формировался в течение XI–XII вв. и являлся основой древнерусского законодательства. Следует отметить, что до появления Русской Правды на Руси существовал «Закон Русский», на который имеются ссылки в текстах договоров Руси с Византией 911, 944 и 971 гг. Упомянутый закон, по-видимому, представлял собой свод устных норм обычного права (нормой обычного права становится обычай, после того как он начинает поддерживаться государственной властью, а не просто общественным мнением, традицией). Также с Х в. на Руси существовало княжеское законодательство – церковный устав Владимира Святославовича. Таким образом, Русская Правда опиралась на уже имеющуюся правовую основу древнерусского общества. Она состояла из собрания норм обычного права с добавлениями княжеских законодательных постановлений.

    Поскольку Русская Правда создавалась в течение весьма длительного периода, то она подвергалась неоднократному переписыванию и редактированию. До наших дней дошло более 100 ее списков XIII–XIX вв., которые распадаются на три основные редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Древнейшей редакцией является Краткая Правда, состоящая из 43 статей (разбивка на статьи производилась уже исследователями, и, поскольку они не пришли к единому мнению по этому вопросу, число и содержание статей в различных изданиях может варьироваться). В ее составе выделяют Правду Ярослава (статьи 1–17), Правду Ярославичей (статьи 18–41) и дополнительные статьи («Покон вирный» и «Урок мостникам»).

    Время возникновения Правды Ярослава определяется исследователями по-разному. Одни историки (Б.Д. Греков, А.А. Зимин) относят появление древнейшей части Русской Правды примерно к 1016 г., другие (М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков) считают, что это произошло позднее, в 30-е гг. XI в. Третьи, например, И.А. Исаев, вообще воздерживаются от точной датировки, указывая лишь, что Правда Ярослава «подготовлена не позднее 1054 года», т.е. года смерти Ярослава Мудрого.

    Другая часть Краткой Правды, Правда Ярославичей, по мнению большинства историков была составлена в 70-е гг. XI в. сыновьями Ярослава Мудрого (отсюда и название). Сначала появились статьи 18–27, несколько позже, в последней четверти XI в. – статьи 28–41. Кроме того, к Правде Ярославичей были добавлены и дополнительные статьи.

    Самой распространенной на Руси была Пространная редакция Русской Правды, которая скорее всего возникла в начале XII в. (не ранее 1113 г.) и связана с именем Владимира Мономаха, хотя некоторые ученые считают, что появилась она только в XIII в. Пространная Правда включает 121 статью и разделяется на две части: первая носит название Суд Ярослава Владимировича (статьи 1–52), а вторая – Устав Владимира Мономаха (статьи 53–121).


    Самой поздней редакцией Русской Правды является Сокращенная Правда. Она возникла в результате переработки и сокращения Пространной Правды для нужд Московского государства. Точное время ее создания не совсем ясно и по-разному определяется исследователями. Так, один из современных историков отечественного права И.А. Исаев полагает, что она появилась лишь в середине XV в.

    Длительная эволюция Русской Правды определила и разнородный характер ее установлений. Напластование реалий нескольких эпох сделало изучение этого памятника очень сложным, различные толкования текста породили бесконечную цепь дискуссий. Тем не менее, общепризнано, что в древнейшей своей части (Правде Ярослава) свод фиксирует нормы обычного права, приспособленные к нуждам княжеской власти. Здесь речь идет о кровной мести и круговой поруке – явлениях, характерных для периода общинно-родовых отношений. В законодательстве потомков Ярослава значительное внимание уделяется новым явлениям – разросшемуся княжескому и боярскому хозяйству и его администрации. Последующие установления расширяют круг рассматриваемых вопросов, отражая изменения, происходившие в русском обществе. Пространная правда уже определенно содержит элементы феодального права: в ней закрепляются привилегии знати, упраздняются кровная месть и общинные суды, княжеская юрисдикция распространяется на все Киевское государство.

    Также следует отметить, что в Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных социальных групп. В целом все население Руси можно разделить на людей свободных, зависимых, а также полузависимых. Юридические привилегии выражались в повышенном штрафе за убийство и особом порядке наследования имущества.

    Нормы Русской Правды действовали вплоть до XIV в. Затем ее установления стали терять свое значение, ряд фигурирующих в статьях терминов вышел из употребления, смысл статей стал непонятен. В XV в. Русская Правда утратила правовую силу – с этого времени ее текст перестали включать в юридические сборники, но начали помещать в летописные своды, как часть истории. С другой стороны, положения Русской Правды легли в основу новых правовых кодексов: Новгородской и Псковской судных грамот, Литовских статутов, общерусского Судебника Ивана III.

    Литература

    Зимин, А.А. Правда Русская / А.А. Зимин. – М.: Древлехранилище, 1999.

    Момотов, В.В. Формирование русского средневекового права в IX–XIV вв. / В.В. Момотов. – М.: Зерцало-М, 2003.

    Правда Русская: В 3-х тт. / Под ред. Б.Д. Грекова. – М.–Л.: АН СССР, 1940–1963.

    Правда Русская: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Романова. – М.: АН СССР, 1940.

    Российское законодательство X–XX вв.: В 9 тт. Т.1.: Законодательство Древней Руси / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1984.

    Свердлов, М.Б. От Закона Русского к Русской Правде / М.Б. Свердлов. – М.: Юридическая литература, 1988.

    Свердлов, М.Б. Русская Правда: Пособие к спецкурсу / М.Б. Свердлов. – СПб.: Образование, 1992.

    Тихомиров, М.Н. Исследование о Русской Правде: Происхождение текстов / М.Н. Тихомиров. – М.–Л.: АН СССР, 1941.

    Тихомиров, М.Н. Пособие для изучения Русской Правды / М.Н. Тихомиров. – М.: МГУ, 1953.

    Толочко, А.П. Краткая редакция Правды Руской: происхождение текста / А.П. Толочко. – К.: Iнститут iсторiï Украïни HAH Украïни, 2009.

    Щапов, Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XII вв. / Я.Н. Щапов. – М.: Наука, 1978.

    Юшков, С.В. Русская Правда: Происхождение, источники, ее значение / С.В. Юшков. – М.: Зерцало-М, 2002.

    В российской исторической науке существовал и существет интерес к Древнерусскому законодательству. Всеми осознано громадное значение Русской Правды - этого памятника не только для установления основных моментов в развитии права на Руси, но и для установления основных черт её общественно-экономического строя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Законодательство Киевской Руси.

    Причины и предпосылки создания общерусского законодательства.

    Закон Русский.

    Возникновение Киевского государства является не началом возникновения русской государственности, а завершением определенного этапа в ее развитии. В результате образования Киевского государства, существовавшие до сего времени русские государства были объединены. Основной причиной образования Киевского государства является дальнейшее экономическое развитие государств и племен восточного славянства, усиление процесса разложения первобытно-общинного строя, рост значения феодального уклада в системе производственных отношений, развитие внутренних и внешних связей, что выразилось в создании мировой торговой артерии - великого пути «из варяг в греки». Этот путь и сделался становым хребтом Киевского государства. Но если мы имеем ряд весьма крупных достижений в решении проблемы происхождения Руси и Киевского государства, то этого мы не можем сказать в отношении вопроса о развитии русского права. Историки уделяли сравнительно слабое внимание этому вопросу. До сих пор не сделано надлежащих выводов из фактов, свидетельствующих о высоком уровне общественно-экономического развития. Еще полностью не преодолены взгляды прежних историков о существовании кровной досудебной мести вплоть до второго съезда Ярославичей. Совершенно не разработаны такие категории, как феодальная собственность. Брачно-семейные отношения восточного славянства представляются историкам примитивными, так как сообщения начальной летописи о том, что славянские племена, кроме полян, жили «зверинским образом», как общее правило, не подвергались критике.

    Считается, что основной текущей задачей историков и историков права является преодоление взглядов о весьма низком уровне правового развития восточного славянства в IX-XI веках.

    Для этого имеются твердые данные. Дело в том, что и ранее в исторической и историко-юридической науках была известна система правовых норм 9-11 вв. так называемый Закон русский,- которая противополагалась системе византийского права по русско-византийским договорам. Но поскольку название «русский» отождествлялось с названием варяжский - скандинавский, нормандский, то под Законом русским понималось скандинавское право. Соответственно с этим большинство историков и историков права считало, что русско-византийские договоры содержат нормы византийского и скандинавского права. Но, даже понимая под Законом русским систему скандинавского права, ряд историков, как например В.И.Сергеевич, настаивали на преимущественном значении византийского права перед русским (нормано-скандинавским) в русско-византийских договорах. «Значение договоров с греками, как источников нашего права, сводится, следовательно, к тому, что они дают нам право, проникнутое греческими понятиями»),- писал В.И.Сергеевич

    Ныне доказано, что Русью являлись те социальные группы, которые возникли в результате разложения первобытно-общинного строя восточного славянства и осели в городах, то ясно, что Закон русский-это нормы права,

    возникшие в основных центрах Руси, очагах классового общества - это система русского права.

    Анализируя русско-византийские договоры, нетрудно прийти к выводу, что ни о каком господстве норм византийского права не может быть и речи. В

    русско-византийских договорах или дается так называемое договорное право, на основе компромисса между русским и византийским правом (типичным примером является норма об убийстве), или проводятся принципы русского права-Закона Русского, как это мы наблюдаем в норме об ударах мечом или в норме о краже имущества. Русско-византийские договоры свидетельствуют и о достаточно высоком развитии наследственного права на Руси. Так, наследство руссов, находившихся на службе у византийского императора, могло передаваться не только нисходящим родственникам, но и боковым («малым ближникам»).

    Закон Русский упоминается в русско-византийских договорах, сох ранившихся в составе древнерусской летописи «Повесть временных лет». В договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо

    сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому» (ст. 5). Договор 944 года повторяет эту статью с небольшими отличиями: «Ци аще ударить мечем или копьем, или кацем либо орудьем русин гречина или гречин русина, да того деля греха заплатить сребра литр по закону Русскому» (ст. 14) и содержит указание на Закон Русский в ст. 6: «Аще ли ключится украсти русину от грек что, или грьчниу от Руси, достойно есть да възвратнть не точью едино, но и цену его; аще украденное обрящеться продаемо, да вдасть цену его сугубо, и то покажнен будеть по закону Греческому по уставу, и по закону Русскому.

    Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживленной дискуссии в исторической и юридической литературе. Для сторонников норманского происхождения Древнерусского государства в дореволюционной историографии Закон Русский являлся скандинавским правом. Это ошибочное мнение, как и норманская теория в целом, уводило исследователей от решения основных вопросов истории Древней Руси. В то же время авторы, изучавшие процесс становления древнерусского права от "обычая до Русской Правды, не придавали особого значения упоминавшемуся в русско-византийских договорах Закону Русскому. В. О. Ключевский поставил вопрос о том, аналогичен ли Закон Русский времени заключения договоров Закону Русскому периода составления Русской Правды. Он полагал между ними различия, но определены они были умозрительно в соответствии с развиваемой им теорией торговой городовой Руси. Поэтому, по его мнению, Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника. Русской Правды представлял собой не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX-XI вв.».

    Во второй половине X-начале XI в. в результате усложнения правовой системы Древнерусского государства включившей княжеское законодательство, Закон Русский развился, как можно предположить, судя по

    дальнейшей эволюции первоначальных норм Закона Русского, в устную, веро ятно, Правду Русскую - основной закон великих киевских князей, который наполнялся уже новым содержащем как право раннеклассового государства.

    Поэтому метафизичным представляется противопоставление сторонниками родовой теории (а с определенными вариантами и других направлений в дореволюционной историографии) государственного права «родовому обычаю» без учета развития племенных Правд в условиях формирующегося и развивающегося государства, без учета применения развитой обычно правовой системы в качестве государственного закона в условиях существования государства в начальный период становления, а также более позднего использования этого закона как источника норм первоначального писаного права раннефеодального государства. И напротив, сделанный в данной работе вывод подтверждает наблюдение о преемственности развития права раннефеодального государства из предшествующих племенных обычаев, но при этом обязательно следует учитывать качественные отличия первого как закона раннеклассового общества.

    Взгляд на Закон Русский как на обычное право восточных славян, высказанный в дореволюционной историографии, был поддержан советскими исследователями. Однако в связи с тем, что содержание норм Закона в дореволюционной и советской литературе не было раскрыто, его место в истории права и характеристика отражаемых в нем социальных отношений оказались самыми различными, будучи подчиненными историко-правовым концепциям авторов. Для С. В. Юшкова Закон Русский означал «систему права, сложившуюся в основных центрах Руси , для социальной группы, которая возникла в результате разложения первобытнообщинного строя восточного славянства». Эта система предшествовала Русской Правде. Но несколько далее С. В. Юшков, не аргументируя, отождествлял систему норм обычного права с Русской Правдой «или Законом Русским», «как эта система называлась в русско-византийских договорах, несомненно являвшаяся типичной для варварского, дофеодального общества». По мнению В. В. Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, «создавшимся столетиями на Руси». Б. Д. Греков, полагавший, что древнейший слой Русской Правды отражает общественные отношения «приблизительно» VIII-IX вв. (это перекликается с мнением JI. К. Гетца), специально не рассматривал Закон Русский как особый источник права. М. Н. Тихомиров, изучая состав Древнейшей Правды, относимой им к 1036 году, также не указывал ее соотношение с нормами Закона Русского.

    Л. В. Черепнин и А. А. Зимин, напротив, рассмотрели связи норм русско-византийских договоров и Русской Правды. Л. В. Черепнин отметил, что нормы «Устава и закона русского» (термин «Закон Русский» он не использовал) попали не только в Правду Ярослава, но и в Правду Ярославичей, и в Пространную Правду. Он предположил, что между 882 годом (когда Олег занял Киев) и 911 годом (когда нормы «устава и закона» были использованы в русско-византийском договоре) был создан княжеский

    правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединенных славянских и неславянских землях. По мнению JI, В. Черепнина, кодекс отражал отношения социального неравноправия. Это было «право раннефеодального общества, находившегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А. А. Зимин также допускал складывание в конце IX-начале X в. раннефеодального права, причем, по его мнению, при Олеге существовало еще обычное право («законы»), а при Игоре появились княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли ее в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей видоков, свода, поединков, присяги, объясняемой «появлением на Руси "варягов-полукупцов, полуразбойников». Эти нормы вошли позднее в Краткую Правду. Хотя некоторые выводы Л. В. Черепнина и А. А. Зимина о развитии раннефеодального древнерусского права в IX-X вв. от правового обычая и обычного права до Русской Правды дискуссионны, их историко- правовые и источниковедческие наблюдение над данным процессом не позволяют говорить о Русской Правде только как о записи обычного права отдельного племени без учета промежуточных этапов его развития, включая Закон Русский, и их отражения в Русской Правде.

    Таким образом, устанавливались связь Закона Русского с обычным правом и их последующее использование в качестве источников составителями Краткой Правды и даже Пространной Правды. Все же содержание древнейшего русского права и его последующее развитие оставались нераскрытыми в результате не разработанности исходной посылки-определения характера и объема восточнославянского обычного права, нормы которого или без доказательства назывались Законом Русским, или вычленялись из состава Краткой Правды и Пространной Правды на основе архаичности формулировок и постановлений.

    Под «обычным правом» в историко-правовой литературе обоснованно понимается система норм (правил поведения), основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы. Обоснованно также мнение, согласно которому обычное право создавалось в различных племенах. Под «законом» мы понимаем правовую норму, санкционированную государством, вне зависимости от ее происхождения в древнерусский период из обычного права или как следствие, нормотворчества, хотя само слово «закон» восходило еще к прославянскому лексическому фонду в период родоплеменного строя. Следует отметить, что у историков права существуют значительные различия в интерпретации содержания терминов «обычное право» и «закон», а также путей их конкретно-исторического развития.

    В 1015-1016 гг. после смерти Владимира Святославича его старший сын (или пасынок) Святополк захватил власть в Киеве и, стремясь к единовластию, приказал убить своих братьев. Погибли Борис, Глеб и Святослав

    Владимировичи. Однако против старшего брата выступил новгородский князь Ярослав, прозванный позднее Мудрым. Этому предшествовали трагические события в Новгороде. Новгородцы, возмущенные насилием, чинимым скандинавской дружиной Ярослава, восстали и ночью «исекоша варягы въ Поромони дворе». Разгневанный Ярослав обманом зазвал на княжеский двор «нарочитых» новгородских мужей и «исече» «вой славны, тысящю», «а друзии бежаша изъ града». Однако когда стало известно о смерти Владимира Святославича и убийстве младших братьев, Ярослав собрал вече, повинился перед новгородцами, и те помогли собрать ему для похода на Киев большое войско, которое разбило войско Святополка и вынудило последнего бежать в Польшу, к своему зятю князю Болеславу. Ярослав щедро наградил участников похода.

    Рассказы о киевском походе Ярослава и награде его участников по содержанию, а иногда текстуально, основанная на русском праве, была включена в ст. 6 договора 911 года, но там ссылка на Закон Русский отсутствует.

    Л. В. Черепниным было высказано мнение об указании в договоре не только Закона Русского-комплекса правовых норм, но и «устава» их запись письменного текста. Оно основывалось на слова Новгородской первой летописи о том, как Ярослав «...дав... Правду... и устав списав», передал Новгородцам судебный кодекс. По мнению А. А. Зимина, поскольку в договоре 911 года упоминаются «законы»- обычное право, а в договоре 944 года-«устав и закон русский», то, следовательно, в княжение Олега существовало только обычное право, тогда как при Игоре появились княжеские законы-«уставы» «поконы» (ранее А. А. Зимин полагал, что в аналогичном выражении ст. 15 договора 911 года, «по закону и по покону языка нашего» сообщалось существовании устного обычая и письменного закона-«покона»). Между тем представляется, что слова «устав» и «покон» имеют широкое значение – «постановление» независимо от его устной или письменной формы и поэтому они являются в данном случае синонимами слова «закон». Совпадение правовых норм русско-византийских договоров с содержанием статей Краткой Правды подтверждает мнение о том, что в их основе находился один источник-древнерусское право. Договоры сообщает его название - Закон Русский.

    Авторы, которые рассматривали древнейший период истории русского права, на установлении этого факта прекращали исследование. Они ограничивались утверждением, что Закон Русский представлял собой обычное право (систему юридических обычаев), не делая попыток его реконструкции.

    Объективной причиной такого подхода к начальному периоду истории древнерусского права явилась ограниченность источниковой базы, поскольку древнерусских юридических источников сохранилось немного, а более древних памятников, чем русско-византийские договоры, нет. Лишь немногие исследователи, стремясь расширить круг источников для изучения древнейшей истории русского права, привлекали повествовательные (нормативные) материалы. При этом А. А. Зимин попытался реконструировать обычное право

    Древней Руси VIII-IX вв. и процесс складывания раннефеодального права в конце IX-начале X в. посредством перенесения «архаических» норм Краткой Правды в более древний период. Однако и в этом случае отсутствовали объективные критерии отбора. Между тем значительные возможности для изучения древнейшего периода истории русского права содержит сравнительно-историческое исследование.

    Генезис феодальной общественно-экономической формации происходил как в результате синтеза разлагающихся рабовладельческих отношений на землях Римской империи и родоплеменных отношений у «варварских» народов, переселившихся на ее территорию, так и вследствие непосредственного развития раннефеодального общества из распадающегося родоплеменного строя у народов, населявших обширные пространства Центральной, Северной и Восточной Европы. Установление этих закономерностей исторического развития имеет важнейшее значение для сравнительно-исторического изучения происхождения и развития древнерусского права.

    Переселения славянских племен VI-IX вв. явились составной частью Великого переселения народов II-VI вв., когда германцы, славяне, тюрки и другие этнические группы стали передвигаться на огромные расстояния на земли других народов или на пустующие территории. Германские племена, франки, бургунды, остготы, вестготы, лангобарды и другие переселялись в Италию, Галлию, Испанию, в результате чего в V-VI вв. образовались так называемые варварские королевства. В это время славяне расселились от Эльбы на западе до Северского Донца - на востоке, от Балтийского моря - на севере до Дуная, Прута и Днестра - на юге. У южных славян в конце свидетельствует также использование только в ст. 18 Краткой Правды слова «иже», употребление которого характерно для ЗСЛ. Поэтому можно считать искусственными филологические аргументы Н. А. Максимейко, принимавшего правильность выражения «изломить порт), тогда как переписчик судебника, по его же мнению, исправлял ошибочный текст и поэтому заменял «порт» «топором». При этом П. А. Максимейко не обратил внимания на тематическое единство статьи о порче оружия, а не одежды 1 . Поэтому его вывод о первичности текста ст. 18 Краткой Правды по отношению к Закону Русскому можно считать ошибочным. Вместе с тем следует отметить, что заимствование ст. 18 Краткой Правды из Закона Русского было выполнено в начале XI в когда еще использовалось обобщающее понятие «скот»-«деньги» (см. ст. ст. 15, 16 Краткой Правды). В Поконе вирном, который назван «Урок Ярославль» (ст. 41 Краткой Правды), в качестве обобщающего понятия «деньги» использовано более новое слово «куны» («ть всех кун 15 кун на неделю»). В ст. 47 Пространной Правды приведены новые законоположения и использованы новые термины по сравнению со ст. 15 Краткой Правды, но в заголовке ее употреблен архаический термин «скот», который заимствован из ее источника-ст. 15 Краткой Правды.

    Таким образом, можно полагать, что норма ст. 18 происходит из Закона Русского однако записана ли она во время составления Древнейшей Правды

    или вскоре после этого - не ясно Заимствование совершалось творчески, поскольку ст. 18 Краткой Правды по сравнению с ЗСЛ появились дополнения а неопределенное словосочетание «ино что», предполагавшее не только денежное, но и натуральное возмещение в уплату за испорченное оружие, заменено однозначным словом «скот» - «деньги». Недостаточно ясно, почему ст. 18 не была включена составителями в Пространной Правде. В дальнейшем как норма древнерусского права она не использовалась.

    Установленные соответствия норм Древнейшей Правды и Закона Русского - источника права, указанного в русско-византийских договорах первой по ловимы X в., их стилистическое единство с германскими Правдами позволяют сделать вы вод о том, что Древнейшая Правда восходит к Закону Русскому, который представлял собой Правду восточных славян IX-первой половины X в. Именно этим объясняется близость Древнейшей Правды к наиболее древней Салической Правде, северной группе Правд (Саксонской, Фризской, Тюрингской), отражавшей относительно архаическую структуру общества, а также к древнейшим слоям Алеманской и Баварской Правды.

    Сопоставление указанных выше памятников, выявление их единства и особенностей позволяют реконструировать те нормы Закона Русского, которые были использованы при составлении статей русско-византийских договоров и Древнейшей Правды. Следует, однако, иметь в виду, что реконструкция лишь приближение к изучаемому объекту. Вместе с тем она является средством его познания, позволяет более конкретно показать его характер и внешние особенности. В реконструкции Закона Русского приводятся предполагаемые древнейшие нормы устного права, которое существовало до его развития в X в. в Древнерусском государстве.


    Наличие законодательных актов - это признак государственности. И не важно, где эти акты будут увековечены - высечены на скалах, вытиснены на глиняных плитках или нацарапаны на бересте. Важен сам факт их существования. Поэтому любые исторические упоминания о наказаниях за совершенные преступления и проступки, очень важны для характеристики нации. Судебный поединок, поле Говоря о законах, существовавших на территории древнерусского государства, историки чаще всего опираются на свод законов и указов, древнейший памятник русского права, именуемый “Русская, Правда”. Это вполне закономерно и понятно. Но ведь и до этого правового документа, Древняя Русь жила не только по обрядам, но и по законам. Какими же были эти законы, и как выглядело правосудие на Руси в дохристианский период?

    Древнерусский судебный процесс представлял собой судебный поединок или поле. Если на Руси кто-то имел дело против другого, которого считал виновным в краже, членовредительстве или убийстве, то он вызывал его на суд к князю. Происходил судебный поединок, на протяжении которого обе стороны должны были доказать свою правоту. Князь решает дело своим приговором. Если этот приговор не устраивает обе стороны, то окончательное решение оставалось за оружием: берет верх, а значит и прав тот, у кого меч острее. Свидетелями судебного поединка на мечах помимо князя, были родичи с обеих сторон. Памятник древнерусского права "Русская Правда" даже не упоминает о судебном поединке. Происходит это, скорее всего, под влиянием духовенства, которое каленым железом выжигало из памяти и сознания общества любое упоминание языческих обрядов, применяемых в судебной практике. Но чуть ли не до конца XVI в народе стойко сохранялась память о поле, судебном поединке.

    “Русская Правда” Ярослава Мудрого

    “Русская, правда” - это официальный документ древнерусской законодательной власти, которую систематизировал и оформил документально русский князь Ярослав Владимирович, более известный по своему прозвищу Мудрый, великий князь киевский. За написание “Русской Правды” Ярослава называли так же Правосуд. Его дети и внуки, приходившие к власти дополняли этот свод своими законами и указами. “Русская правда” предусматривает как уголовное, так и гражданское наказание. Частное вознаграждение от совершившего правонарушение получает не только пострадавший, но и казна князя. Это подчеркивало гражданскую значимость наказания для всего общества. Основная тенденция всех законов “Русской Правды” - материальные ценности, имущество, движимое или недвижимое, гораздо важнее и ценнее человеческой жизни. Например, за отсеченную руку целиком наказывали строже, чем за отрубленный палец, но не потому, что это более тяжкое наказание, а потому, что без руки человек был менее трудоспособен, чем без одного или даже нескольких пальцев. Соответственно и преступления за воровство или порчу имущества были намного тяжелее и весомее, чем за членовредительство или убийство. В Русской правде, под влиянием христианства, ужесточается наказание. Если еще при Владимире за разбой, поджег или конокрадство преступника могли приговорить к денежному штрафу - пене, то по новому законодательству он терял не только все имущество, но и свободу. Невольное убийство по неосторожности наказывали менее строго, чем преступление являющееся оскорбительным для чести - удар палкой, жердью или ладонью, или если, например, в драке вырвали усы или бороду. Такая строгость при наказании преступившего против чести, носила уже нравственный аспект, а не только меркантильный имущественный.

    Право Древней Руси (IX-XII вв.)

    Источники древнерусского права

    Первоначально основным источником права у славян, какиудругих народов, был правовой обычай. Возникнув в условиях родоплеменных отношений, обычаи получают поддержку формирующегося государства, которое начинает принуждать к исполнению этих норм. Появляется обычное право. Обычное право выражается в однообразном повторении юридическихдействий в различных сферах жизни общества, например при сделках (магарыч, рукобитье), уголовном преследовании (применение кровной мести за убийство родственника). Довольно часто отражение норм обычного права мы видим в пословицах и поговорках.

    Обычное право весьма консервативно, часто оно сохраняет влияние и в условиях, когда уже складываются государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине - значит поступать по праву. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многоженство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве формализованных норм права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, например, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом. Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским», который, видимо, являлся устным сводом норм обычного права.

    Правовой обычай длительное время оставался основным источником права и в условиях развития писаного права, постепенно трансформируясь из племенного обычая в территориальный. На обычае (пошлине), т.е. заведенном порядке, которому надлежало следовать ради сохранения мира, базировались поземельные отношения, отношения князя сдружиной, передача княжеского престола и многие другие отношения.

    Безусловно, в обычном праве различных частей территории раннефеодального Русского государства имелись существенные расхождения. Однако отдельные имеющиеся сведения об обычаях, принятых в том или ином регионе Руси, не позволяют строить предположения о характерных особенностях региональных правовых систем.

    Первыми дошедшими до нас письменными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Русские летописи донесли до нас тексты договоров князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г. и князя Святослава 971 г.

    Упоминаемый в источниках договор 907 г. многим исследователям представляется сомнительным и толкуется как вымысел летописца или следствие путаницы в летоисчислении. Из-за одновременного существования в Киевской Руси четырех систем времяисчисления: 1) константинопольской, считавшей годом сотворения мира 5508 до Р.Х.; 2) относящей начало мира к 5504 г.; 3) «антиохийской» - 5500 г.; 4) «болгарской», в основе которой лежал лунный календарь - один и тот же договор мог быть при объединении начальных известий в сводупомянут дважды, с разницей именно на четыре года".

    Эти договоры носили международно-правовой характер и содержали византийские и древнерусские гражданские, процессуальные и уголовные нормы права. Они регулировали торговые и военные отношения между двумя государствами, устанавливали виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой зем-

    ле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти договоры демонстрируют довольно высокий уровень права Руси, выступавшей в них как равный партнер Византийской империи. В договорах 911г. (ст. 5) и 944 г. (ст. 6) прямо указывается на существование к этому времени Закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

    На раннем этапе развития науки истории отечественного государства и права высказывалось мнение, что договоры отражают скандинавское право, право дружинников. Однако исторические сравнительно-правовые исследования показали его необоснованность, за исключением норм, типичных для подавляющего большинства раннефеодальных обществ, никаких аналогий со скандинавскими нормами в договорах выявлено не было.

    Большую роль в праве Древней Руси играли византийские и болгарские источники права. Принятие христианства на Руси означало создание в русском государстве церковной иерархии и появление особой социальной группы духовных лиц. Разумеется, вхождение в русскую жизнь столь сложного института, как православная церковь, вызывало необходимость правового урегулирования новых отношений, и вполне естественным было заимствование хорошо разработанных норм византийского права. Перенесение византийских правовых памятников на русскую почву и их практическое применение были связаны также с тем, что киевская митрополия являлась составной частью константинопольского патриархата и поэтому руководствовалась его правовыми нормами.

    Из Византии на Русь пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила)Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг(сборники канонических и юридических установлений).

    Ко времени принятия Русью христианства в греческом мире были распространены два номоканона: в 50 титулов и в 14. Номоканон в 50 титулов был составлен из двух сборников: первый имел каноническое содержание: это был свод церковных правил; второй - сборник светских законов по делам церкви, включал выборку из разных новелл и состоял из 87 глав. Номоканон в 14 титулов, приписываемый патриарху Фотию (883 г.), также был составлен из канонов и светских законов. Первоначальная редакция номоканона в 14 титулов относится к VII в., в период же патриаршества Фотия он был пересмотрен и дополнен постановлениями шестого и седьмого Вселенских соборов и соборов поместных, бывших при Фотии. На Руси использовались в переводах на славянский и при дальнейших обработках русского церковного права оба номоканона.

    Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклогу императоров Льва Исавра и Константина Компронима. Эклога - так кратко именовали кодекс византийского права VIII в., изданного в правление исаврийской (иконоборческой) династии, полное название которого таково: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом и Константином, мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Ди- гест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смысле большего человеколюбия». Официально Эклога была отменена после падения иконоборческой династии, поскольку содержала положения, направленные против интересов духовенства (ограничение церковных иммунитетов, расширение монастырского землевладения и т.п.). Но поскольку свод оказался чрезвычайно удачным, а адекватно заменить его не было возможности. Эклога длительное время после официальной отмены сохраняла свое значение как источник права и в таковом качестве была воспринята на Руси.

    Использовался также Прохирон - сборник, изданный между 870 и 878 гг., призванный вытеснить из употребления Эклогу и возвратить византийское право к юстиниановым началам. На Руси Прохирон стал известен под заглавием «Градской закон».

    И Эклога, и Прохирон были принесены на Русь первыми христианскими епископами, поскольку являлись необходимыми источниками церковного суда. Однако вопрос о моменте появления на Руси первых славянских переводов византийских судебников остается нерешенным. Первые древние русские кормчие содержали не полные переводы этих памятников, но только извлечения. Достоверно известный первый полный перевод Прохирона, имевший хождение на Руси, содержался в сербской кормчей, полученной митрополитом Кириллом II из Болгарии уже после монгольского нашествия (предъявлена собору 1274 г., собравшемуся во Владимире-на-Клязьме).

    Усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и было подвергнуто пересмотру.

    Кроме права Византии, использовались правовые сборники и других славянских народов, например болгарский «Закон Судный людем».

    По мере становления государственности Древней Руси повышается роль законодательства , хотя в данный период оно носит спорадический характер. Правотворческая деятельность князя проявляется весьма поздно - сначала в виде отдельных судебных решений (как прояснявших обычай, так и вводивших новые нормы), а затем уже в законодательном порядке. Наибольшее значение среди памятников этого рода имеют Русская Правда и уставы князей.

    Русская Правда была нацелена на установление единообразных правовых отношений, имела характер общего правового установления. Княжеские же уставы являлись по преимуществу локальными актами, призванными установить правовой статус отдельного субъекта права (например, монастыря). Однако, будучи в большинстве случаев даны отдельным субъектам, в дальнейшем они выступали образцами правового регулирования сходных отношений. Это значение уставов подтверждается тем, что практически ни один из них не дошел до нас в виде, близком к первоначальному. Они неоднократно переделывались, дополнялись, перерабатывались в соответствии с изменением ситуации для адекватного регулирования предусмотренных отношений.

    Среди княжеского законодательства наиболее важное значение имели Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Всеволода, а также уставные грамоты монастырям и церквам, например, уставная грамота князя Всеволода Мстиславича Новгородского церкви Иоанна Предтечи на Опоках, устав новгородского князя Святослава, уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю. Они содержат положения о церковной десятине, которую со времен Владимира русская церковь получала из казны на содержание, церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда, церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде.

    • См.: Историография истории России до 1917 г. / Подред. М.Ю. Лачаевой. Т. 1.М„ 2003. С. 29,36.