Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Лицо существительных в русском языке таблица. Имена существительные общего рода. Что будем делать с полученным материалом

    Лицо существительных в русском языке таблица. Имена существительные общего рода. Что будем делать с полученным материалом

    Имена существительные, называющие лицо женского пола, образуются от соответствующих существительных со значением лица мужского пола с помощью суффиксов –к(а), -иц(а), -ниц(а), -чиц(а), -щиц(а) и др.

    Образование таких существительных происходит двумя способами:

    1.присоединением суффикса к основе производящего слова: студент – студентк а, теннисист – теннисистк а, учитель – учительниц а, герой – героин я, мастер – мастериц а;

    Простые существительные и составные существительные

    Простые существительные имеют тип существительного, который представляет только радикал или слово, например: бумага, человек, ручка.

    Гибкие простые существительные

    Важно подчеркнуть, что существительные - это грамматические классы, которые различаются по полу, числу и степени.

    Сообреком: представляет форму и статья для обоих полов, например: ребенок; человек; лицо; гений. Обратите внимание, что некоторые существительные используются только во множественном числе, например: спина, отпуск, очки, темнота, свадьбы и другие. Формирование множественного числа для простых существительных основано на следующих грамматических правилах, когда.

    2. заменой «мужского» суффикса «женским»: сотрудник – сотрудниц а, красавец – красавиц а, переводчик – переводчиц а, обманщик – обманщиц а.

    Наиболее активными являются словообразовательные модели с суф.-к(а), -ниц(а ), -иц(а):

    Брюнет – брюнетк а, блондин – блондинк а, богач – богачк а, внук – внучк а, лаборант – лаборантк а, аспирант – аспирантка, пианист – пианистк а, патриот – патриотк а, пациент – пациентк а, пассажир – пассажирк а, солист – солистк а, сосед – соседк а, спортсмен – спортсменк а, турист – туристк а, чемпион – чемпионк а, эгоист – эгоистк а;

    Некоторые примеры: дворы; гостиницы - отели; маяк - фары. В иль - окситонах, например, есть: питомники; бочки - бочки, парокситоны - здесь, например: ракеты - ракеты; ископаемые - окаменелости. Степень связана с размером вещей и существ, которые классифицируются в степени увеличения и уменьшительной степени, так что они состоят из двух процессов.

    Что будем делать с полученным материалом

    Аналитический: добавление другого слова, например: большой мальчик, маленький мальчик. Синтетический: суффикс добавления, например: мальчик-мальчик; большой мальчик. . Просоды: хоры, вороны, духовки. Тема осложняется не только национальными и региональными вариантами нашего языка, но и расхождением интерпретаций относительно этимологии некоторых множественных форм.

    Начальник – начальниц а, помощник – помощниц а, дачник – дачниц а, именинник – именинниц а, лыжник – лыжниц а, модник – модниц а, союзник – союзниц а школьник – школьниц а, волшебник – волшебниц а, наследник – наследниц а, отличник – отличниц а, участник – участниц а; умник – умниц а, мастер – мастериц а, царь - цариц а

    Род имен существительных - наименований лиц по профессии, должности, званию

    Как можно видеть в предыдущих ответах, одна из интерпретаций такова: существует «правило», согласно которому существительные и прилагательные, оканчивающиеся на атонику, тоник которого является замкнутым, образуя множественное число, меняют закрытое на открытое.

    Следовательно, этот заключительный гласный, закрытый в единственном числе, будет влиять на тонический гласный, закрывая его, что не происходит во множественном числе, потому что, как было сказано, латинское слово заканчивается открытым. Другая интерпретация: согласно Терезе Альварес, слова с подчеркнутым слогом следуют «общим правилам» формирования множественного числа, сохраняя произношение.

    Более редко в языке встречаются существительные со значением лица женского пола, образованные с помощью суф. –й (который обозначается буквой ь ) от существительных мужского рода с суф.-ун :

    Бегун – бегунь я, лгун – лгунь я, крикун – крикунь я, колдун – колдунь я, болтун – болтунь я, плясун – плясунь я, прыгун – прыгунь я, шалун – шалунь я

    Таким образом: сон, согласие, лицо, стекло и т.д. Возьмите вас к одному из многочисленных телевизионных выступлений, где сэр Гарри Лорайн продемонстрировал свою способность быстро запомнить имена сотен людей в комнате. Соответствующие лица говорят «нет», что их способность выполнять эти демонстрации обусловлена ​​только обучением использованию мнемоники. Независимо от того, правильны они или нет, уверен, что независимо от вашего нынешнего уровня вы можете значительно улучшить, если приложите усилия, чтобы применить хотя бы небольшую часть приведенных ниже советов.

    Немногочисленны также существительные с суф. –их(а):

    повар – поварих а, ткач – ткачих а, пловец – пловчих а, купец – купчих а, портной – портних а, трус – трусих а.

    Такие слова носят разговорный характер.

    Следует запомнить, с помощью каких суффиксов образуются следующие существительные – названия лиц женского пола:

    Прочитав немного о том, что должны сказать чемпионы поля по этому вопросу, вот мои рекомендации. Когда это имя было произнесено, ваше внимание было в другом месте. Возможно, вы думали о том, что скажете дальше, об общем впечатлении, которое вы оставили, или о той пицце, которую вы хотели съесть на ужин. Стоит повторить: многие проблемы с памятью - это проблемы внимания. Если вы хотите прекратить забывать имена всех, первым шагом должно стать внимание. Возьмите секунду, чтобы поглотить эту информацию.

    Шаг 2 - Найдите мнемонику

    Эти простые усилия обычно должны позволить вам устранить большинство случаев «я уже забыл ваше имя». Обратите внимание, что вы должны быть в состоянии спасти вас от самых смущающих ситуаций, но, конечно, этого будет недостаточно, чтобы запомнить имя на неопределенный срок. Следующий шаг - как только у вас есть момент подумать об этом, найдите «вещь», мнемонику, которая сделает имя более запоминающимся. Свяжите имя с изображением, человеком, которого вы знаете, песней или игрой слов. Первая идея, даже когда она выглядит плохо, часто является лучшей.

    актёр – актрис а, поэт – поэтесс а, стюард - стюардесс а

    О некоторых существительных мужского рода образуются существительные женского рода с суф.-ш (а): диктор – дикторш а, кассир – кассирш а, парикмахер – парикмахерш а, секретарь – секретарш а, библиотекарь – библиотекарш а, миллионер – миллионерш а. Слова с суффиксом –ш(а) носят разговорный характер и не используются в официально-деловом стиле речи. Некоторые из таких слов служат для названия жены лица, названного по профессии или роду деятельности: генеральша – жена генерала, командирша – жена командира, докторша – жена доктора.

    Образование существительных с абстрактным значением

    Мы превращаем имя в образ, вдохновленный его звуком или другими формами ассоциаций. Фрэнсис звучит как «Франция», а Франция может быть связана с Эйфелевой башней или багетом. Марио можно превратить в «пруд», «рио», «мата», «мужей», «смерть», «слово», в кого-то, кто «сыт по горло», или, если вам нравятся видеоигры, в присоске, большой гриб или маленький Марио Брос, который прыгает, Димитрий может стать «динамитом», «копейкой», «мотыгой» или российским президентом Тем лучше, если изображение рифмуется почти идеально с именем, но это не имеет значения, если это не так, и если ассоциация сомнительна, Дмитрий тоже мог бы стать «трезубцем». имеют только один слог, но тот факт, что вы прилагали усилия, чтобы связать их мысленно, должно быть достаточно, чтобы запомнить это имя.

    Встречаются случаи, когда однокоренные существительные, называющие лицо мужского и женского пола, значительно отличаются по значению: машинист – человек, управляющей машиной, машинистка – женщина, печатающая на пишущей машинке.

    Некоторые существительные – названия лица женского пола не имеют соотносительных существительных, обозначающих лицо мужского пола, например, маникюрша (слово маникюр имеет значение предмета, а не лица).

    С именем человека, которого вы знаете. Мнемонист Рон Уайт рекомендует избегать такого подхода, чтобы уменьшить риск путаницы, но мы должны признать, что часто возникает первая ассоциация. Это может быть не самая безопасная тактика в долгосрочной перспективе, но она по-прежнему является полезным и эффективным методом. Вы встречаетесь с Мишель, и вы сразу же вспоминаете Мишель Обаму, Мишеля Лувена, Мишель, старую леди, которая живет за углом, Майкл Джексон или Микеланджело в черепахе ниндзя.

    Шаг 3 - Ментально связать мнемонику с человеком, в идеале - с особенностью их лица

    С другими формами ассоциации. У Уильяма много силы воли. Энн-Мари хочет жениться на осле. Такой подход кажется особенно практичным для сложных имен. Возможны и другие формы ассоциации. То же самое для «Люси в небе с бриллиантами» для всех «Люси» или даже «Люка». Очень хорошо иметь большую мнемонику, но вы также должны убедиться, что эта вещь вернется к вам, когда вы снова встретите человека. Один из лучших способов сделать это - найти особенность лица человека, с которым мы можем тогда ассоциировать нашу мнемонику.

    Нередко от существительных со значением лица мужского пола нельзя образовать соответствующие названия лиц женского пола. В таких случаях используются существительные, обозначающие лицо мужского пола для названия как мужчин, так и женщин: судья, врач, педагог, стоматолог, хирург, декан, ректор, инженер, архитектор, космонавт, композитор, физик, филолог и др.

    Предположим, вы только что встретили «Брайана», и вы решили превратить его имя в «мозг», в великолепный кусок сочного мозга. Почему бы не воспользоваться возможностью повесить этот кусочек мозга где-то посередине его лица? Это зависит, есть ли какой-то аспект этого человека, который выскакивает на вас? У него большой нос, большие уши, большой лоб, красивые зубы, лысина, выраженные брови, завораживающие глаза, сочные губы? Вы также можете использовать один из своих предметов одежды, но по понятным причинам это немного рискованно, как стратегия.

    Упражнения

    1. Составьте словообразовательные цепочки, используя слова:

    1) слушатель, слушать, слушательница;

    2) писать, писательница, писатель;

    3) купить, покупатель, покупать, покупательница;

    4) дипломник, диплом, дипломница;

    5) рассказать, рассказчица, рассказчик, сказать;

    6) путь, попутчик, попутчица

    Выберите любую точку, в идеале место, которое привлекает ваше внимание по той или иной причине и бросает кусочек мозга. Еще лучше, если изображение, о котором идет речь, не просто присутствует, но что он живо взаимодействует с нашим другом. Может быть, куски «мозга» хоронят в носу и причиняют ему боль? Может быть, они переплетаются в ее волосах, и в глаза втекает сочная субстанция? Может быть, кусочки мозга попадают между его зубов и что это дает ему немного желания рвать? Не существует строгого закона, который требует от вас действовать так или иначе.

    *2.Распределите слова по двум группам: 1) от которых можно образовать названия лица женского пола, 2) от которых не образуются названия лица женского пола.

    Президент, кассир, помощник, продавец, уборщик, укротитель, заместитель, декан, доцент, химик, математик, теннисист, боксёр, чемпион, лауреат, исполнитель, победитель, аспирант, магистр, депутат, миллионер, царь, гастролёр, партнёр, сотрудник, победитель, хирург, поклонник, любитель, режиссёр, актёр, артист, политик, журналист, пессимист, психолог, житель, пассажир, фотограф, господин

    Вы также можете отбросить изображение на макушке головы, на плечах или на другой части тела. Как насчет мнемоники, которые не являются визуальными, например, просто думать о ком-то с тем же именем? Возьмите нашего друга «Мориса», с которым вы познакомились в начале этой статьи. Надеюсь, вы Не забывайте его имени, может быть, его имя напоминает вам о смерти, и вы можете представить, как он умирает. Или, может быть, вы подумали о «рисе», и вы можете себе представить, что ваш рот полон рисом, но первая идея, которая приходит на ум, скорее всего, связана с человеком, которого вы знаете, кто его носит.

    *Образуйте от существительных первой группы названия лиц женского пола.

    3.Прочитайте слова. Подберите к ним слова с производящей основой – те, от которых они образовались. Обозначьте суффиксы.

    Пловчиха, контролёрша, билетёрша, обманщица, ворчунья, хохотунья, гостья, хозяйка, лётчица, заказчица, участница, труженица, работница, путешественница, озорница, любимица, мастерица, пленница, воспитанница, приятельница, домоседка, гимнастка, блондинка, официантка, скрипачка, богачка, иностранка, крестьянка, соперница, служанка, советчица, однофамилица, болельщица, беглянка

    Морис может заставить вас подумать о Морисе Ричарде, Морисе Дюплессисе или Морисе «Мама» Буше. Это прекрасно, но мы все еще можем усилить связь, например, вы можете представить себе Маврикий перед вы играете в хоккей с галстуком и авторитарным отношением или с кожаным костюмом, готовым прыгнуть в горло. Если «Морис» заставляет вас думать скорее о своем бывшем коллеге, вы можете себе представить в любой комнате любая связь между двумя людьми. Может быть, они играют в покер вместе в субботу вечером?

    Может быть, они тайно живут приключением, не могут быть более жаркими? Может быть, это брат? усыновить другого? Может быть, даже это он сначала Морис претерпел сотню операций и чтобы принять вид второго? Мифы приятно читать, но если мы начнем верить в них, они станут как венерическая болезнь; мы заражаем других, и мы не можем нормально функционировать, потому что, хотя его нельзя увидеть снаружи, каждая попытка приблизиться к другим приводит к шоку.

    Какие из существительных называют профессию, а какие – род деятельности?

    4.От данных слов образуйте существительные со значением лица женского пола. Запишите их, обозначьте суффиксы.

    1) певец, пловец, бегун, беглец, союзник, гримёр, гастролёр, профессионал, спортсмен, хвастун, лжец, добряк, одноклассник, приятель, велосипедист;

    Существительное «деньги» всегда бесчисленное. Хотя у нас есть слова «деньги» и «деньги» на польском языке, это не так на английском языке. С одной стороны, да, потому что деньги - бесчисленное существительное, когда оно означает то, что вы зарабатываете, сохраняете и используете для оплаты товаров.

    Тем не менее, существует всего две версии этого существительного во множественном числе, и каждый имеет немного другое значение.

    • Ну, даже в финансовых отчетах редко появляется.
    • Его можно найти в различных типах контрактов.
    Так что да, деньги - бесчисленное выражение, если это означает «деньги», что не мешает ему принять одно из двух множественных чисел, получая новое значение. Вот почему это так важно при изучении существительных, чтобы проверить их счетность и число, потому что во многих случаях изменение счетности или число существительных вызывает изменение его значения.

    2) воспитатель, художник, актёр, спаситель, вахтёр, монах, крестьянин, оптимист, солист, зритель, абитуриент, победитель, попутчик, спутник, великан, шахматист

    Образование существительных с абстрактным значением

    Суффиксы –ость, -ени(е), -ни(е), -к(а), -ств(о), -от(а), -изн(а) служат для образования существительных со значением отвлечённого признака, действия, то есть с абстрактным значением: скромный – скромность , старый – старость , скорый – скорость , читать – чтени е, выполнить – выполнени е, молчать – молчани е, подготовить – подготовк а, убрать – уборк а, дежурить – дежурств о, упорный – упорств о, любопытный – любопытств о, добрый – доброт а, простой – простот а, тесный – теснот а, новый – новизн а, жёлтый – желтизн а.

    Не заканчивайте предложения с предлогами. Для поляков это «правило» не похоже на миф, но британский народ слишком хорошо это знает. Во многих ситуациях, избегая введения предлога в конце предложения, результат либо неестественный звук, либо чрезвычайная формальность, либо просто плохой английский.

    Ложь, что он был, поэтому он ушел. Это просто плохой английский. Настолько плохо, что только мастер Йода мог так сказать, и все остальные скажут, что ему солгали, поэтому он ушел. или даже Ему лгали, поэтому он ушел. Для кого это письмо? Мы сломались, но мы были во многих экзотических местах. Ничего плохого в этом мнении, но версия, например, мы сломались, но это определенно более решительно.

    • У вас есть много радости.
    • Это предложение слишком формально, и ни один нормальный человек не скажет так.
    • Определенно лучше сказать.
    • У вас есть много радости или более разговорно.
    Примеры можно умножить на неопределенный срок, поэтому позвольте мне сказать, что в четырех ситуациях прекращение предложения с предлогом является лучшим решением, чем наложение его на традиционную позицию до того, как объект всегда имеет дело, да, но на латыни.

    При образовании существительных наблюдаются такие процессы, как усечение основы (огорчи ть – огорчение, объясни ть – объяснение, улыба ться - улыбка), чередование согласных (наход ить – нахожд ение, выс окий – выш ина, толст ый – толщ ина).

    Существительные с суф. –ость (после твёрдых согласных), -есть (после мягких и шипящих согласных) образуются от имён прилагательных: бодрый – бодрость, щедрый – щедрость, свежий – свежесть.

    Существительные с суф. –ени(е), -ни(е), -и(е) образуются от глаголов: извинить(ся) – извинение, страдать – страдание, унывать – уныние. От глаголов образуются также имена существительные с суф.-к(а): подготовить – подготовка, починить – починка.

    Большая часть существительных с суф.-к(а) приобрела также значение конкретного предмета. Ср.: стрижка волос и модная стрижка, заварка чая и насыпал заварку, упаковка мебели и снял упаковку. То же наблюдается и у существительных с другими суффиксами. Ср. сочинение рассказа и написал сочинение, глупость ситуации и сделал глупость, кислота лимона и лимонная кислота, желание учиться и нет желания. Многие существительные с абстрактными суффиксами употребляются только в конкретном значении, обозначая предмет: получил специальность, приятная внешность, план местности, рассказал подробности, интересная личность, выполнил поручение, включили отопление, забыл об увлечении, оглавление книги.

    Упражнения

    1.Прочитайте. Найдите существительные с абстрактными суффиксами. Обозначьте суффиксы.

    1) оказали сопротивление, оказали влияние, сокращение штатов, выразить восхищение, прощание с другом, вооружение армии, исправление ошибок, образование государства, посещение музея;

    2) мудрость старика, радость ребёнка, дожил до глубокой старости, элегантность костюма, яркость наряда, увеличение скорости, проявил чуткость, сдерживал свою вспыльчивость, приобрёл самостоятельность;

    3) ночное дежурство, пришёл в бешенство, приятное знакомство, родство душ, руководство фирмой, строительство супермаркета, удачное замужество, проявил мужество и упорство, ненавидел притворство;

    4) пересадка сердца, отставка правительства, заготовка зерна, подготовка к экзаменам, задержка самолёта, отдать обувь в починку, покупка машины, уборка квартиры, посадка деревьев;

    5) крепкое здоровье, осеннее ненастье, равноправие граждан, закрытие выставки

    соблюдать равновесие, проявить милосердие, хранить спокойствие, оказывать содействие, проявлять безразличие, ценить остроумие, сделать усилие, принимать участие

    2.Прочитайте. Найдите однокоренные слова: в именах существительных обозначьте корень и суффикс.

    1) Я желаю вам счастья и здоровья. Пусть сбудутся все ваши желания.

    2) Пришёл скорый поезд. Самолёт летел с огромной скоростью.

    3) Дети любят сказки. В детстве мы все верили в сказки.

    4) Родители купали ребёнка. Во время купания он смеялся от удовольствия.

    5) Начались соревнования. Спортсмены соревновались в силе и ловкости.

    6) Сёстры попрощались. Прощание было долгим и грустным.

    7) Наступила старость. Но старым он себя не чувствовал.

    8) Наш отец был строгим, но добрым. Он воспитывал нас в строгости и доброте.

    9) Друзья пригласили нас в гости. Мы с удовольствием приняли приглашение.

    10) Надо уметь наслаждаться искусством. Какое наслаждение слушать хорошую музыку!

    11) На совещание прибыли представители пяти фирм. Они совещались два часа.

    12) Сегодня по электронной почте пришло сообщение. В нём сообщалось об открытии книжной выставки.

    3. Прочитайте. Составьте предложения с данными словами и выражениями.

    1)беспокоиться - проявлять беспокойство, исправлять ошибки – исправление ошибок,

    извиниться – принести извинения, убирать помещение – уборка помещения, закрыть сезон – закрытие сезона, оценить – дать оценку;

    2)уважать – относиться с уважением, влиять – оказывать влияние, наблюдать – вести наблюдение, молчать – хранить молчание, признаться – сделать признание, заявить – сделать заявление, удобрять – внести удобрение

    В существительных выделите суффиксы с абстрактным значением.

    4.Прочитайте пословицы и поговорки. В выделенных словах обозначьте суффиксы. Назовите слова, от которых образовались выделенные слова?

    1) Терпение и труд всё перетрут. 2) Есть терпение – будет и умение . 3) Чистота – залог здоровья. 4) Смелость города берёт. 5) Красота души дороже красоты лица. 6)Краткость – сестра таланта. 7)Бедность не порок, 8) В тесноте , да не в обиде. 9)Ученье свет, а неученье тьма. 10) Большому кораблю – большое плаванье . 11) Старость не радость . 12) Слово – серебро, а молчанье – золото. 13) Дружба дружбой, а служба службой. 14) Молчание – знак согласия .

    Объясните смысл пословиц.

    5.Образуйте от следующих слов абстрактные существительные с суффиксами по образцу.

    Обозначьте суффиксы. Подчеркните в корне согласные, которые чередуются.

    1) робкий – робость , брезгливый - …, вспыльчивый - …, независимый - …, небрежный - …, нежный - …, сладкий - …, способный - …, вежливый - …, юный - …, стройный - …,;

    2) дышать – дыхание, спрягать - …, падать - …, повторить - …, разместить - …, требовать - …, изменить - …, исправить - …, родить - …, сомневаться - … ; удивить - …, посетить - …;

    3) выдумать – выдумка, перестроить - …, стричь - …, заморозить - …, оценить - …, задержать(ся) - …, поддержать - …, подготовить - …, починить - …, окрасить - …, остановить(ся) - …

    * 6.Прочитайте. Укажите, в каких случаях существительные с суф. –ость. –ств(о), -еств(о) имеют конкретное значение, а в каких случаях они употребляются в абстрактном значении.

    1) мягкость характера, арабская письменность, прозрачная жидкость, правильность выводов, морская свежесть, получил специальность, любовь к справедливости, хранить драгоценности, боялся неприятностей, сделал глупость, чувствовал беспомощность, гористая местность, раскрыл подробности дела, проявил настойчивость, типичность поведения, высокая урожайность, грубость поведения, сказал грубость, ценность открытия, хранить ценности в сейфе, сообщили новость, известная личность, чувство жалости, выполнять обязанности, проявить осторожность, потребность в пище, гладкая поверхность, способность мыслить, частная собственность, южная растительность;

    2) получить наследство, благородство души, ядовитое вещество, охрана имущества, назвать отчество, проявить любопытство, защитники отечества, производство товаров, квартира с удобствами, отключить электричество, наказать за воровство, решение руководства, руководство фирмой, прогрессивное человечество, приятное соседство, маленькое королевство, ненавидеть пьянство, работать в министерстве, предлагать сотрудничество, богатство выбора, накопить богатство, строительство моста, представить доказательства, равенство полов, кровное родство, проявить упорство, способность к творчеству, ненавидеть хвастовство, решение правительства

    7. Образуйте от данных прилагательных существительные с суф.-ость. Распределите образованные существительные на две группы: 1. слова, называющие положительные качества, 2. названия отрицательных качеств характера.

    Злой, гордый, смелый, храбрый, скупой, жадный, бережливый, справедливый, аккуратный, опрятный, неряшливый, выносливый, чуткий, застенчивый, робкий, стыдливый, боязливый, скромный, вспыльчивый, доброжелательный, добросовестный, равнодушный, трудолюбивый, глупый, жестокий, болтливый, грубый, заботливый, настойчивость, честный, старательный, терпеливый, усидчивый, находчивый, хитрый, пунктуальный, мудрый, вспыльчивый, завистливый, приветливый, доверчивый, чуткий, чёрствый, упорный

    Найдите среди слов синонимы.

    Найдите слова с двумя корнями. Сделайте их словообразовательный анализ, разберите их по составу.

    8.Трансформируйте выражения, используя существительные с абстрактными суффиксами.

    Образец: правильный вывод – правильность вывода

    издать журнал – издание журнала

    1) правдивый рассказ - …, пугливый заяц - …, эффективное лечение - …, безопасное движение - …, чёткое изложение - …, трудное положение - …, жестокий поступок - …, небрежный почерк - …, зависимое положение - …, опрятная одежда - …, вежливый отказ - …, типичные ошибки - …, ловкая обезьяна - …, сплочённый коллектив - …, мощный двигатель - …;

    склонный к самоанализу - …, беспощадный к врагам - …, беспечный в делах - …, небрежный в одежде - …, ограниченный в средствах - …, расторопный в делах - …, способный к математике - …, зависимый от родителей - …, беспомощный в быту - …, удалённый от города - …, требовательный к студентам - …, популярный в народе - …

    2) получить пенсию - …, возродить культуру - …, наградить победителей, исправить ошибку, облегчить положение - …, нарушить закон - …, воспитать детей - …, ожидать гостей - …, улучшать обстановку - …, отрицать вину - …, толковать значение слов - …, изобрести двигатель - …, увлекаться спортом - …, употреблять алкоголь - …;

    излечить от болезни - …, известить о приезде - …, изменить расписание - …, стремиться к согласию - …, обвинять в преступлении - …, соревноваться в ловкости - …, уважать стариков - …, наблюдать над природой - …, направить к врачу - …, обращаться к народу - …, ограничить в скорости - …, предупредить об опасности - …, размышлять о смысле жизни - …, убедиться в правоте - ….

    3.6. Суффиксы существительных, называющих животных и их детёнышей

    От некоторых существительных, называющих животных, могут образовываться названия самок зверей и птиц, с помощью суффиксов –их(а), -иц(а): слон – слоних а, кролик – крольчих а, воробей – воробьих а, медведь – медведиц а, тигр – тигриц а, осёл – ослиц а. В единичных случаях могут использоваться суф. –ын(я), -к(а): гусь – гусын я, кот – кошк а, голубь – голубк а.

    Чаще всего для названия животных, птиц, рыб, насекомых мужского и женского пола используются одни и те же существительные (либо мужского, либо женского рода): носорог, белка, енот, ягуар, антилопа, крот, кенгуру, зебра, пони, крыса, кит, акула, аист, синица, рак, ворона, муха, оса и др.

    Для названия самок и самцов одних и тех же животных иногда используются слова с разными корнями: свинья – кабан, корова – бык, овца – баран, курица – петух..

    Существительные, называющие детёнышей животных и птиц, образуются от названий взрослых животных при помощи суф. –онок /-ёнок: лиса – лисёнок, волк – волчонок. Суф.-онок используется после шипящих согласных: зайчонок, ежонок, мышонок, после остальных согласных – суф. –ёнок: тигрёнок, львёнок, утёнок.

    Форма множественного числа образуется путём замены суффикса –онок/-ёнок на суффикс –ат(а)/-ят(а): волчонок – волчата, лисёнок – лисята. Суф. -ат(а) пишется после шипящих согласных: медвежата, мышата, лягушата, зайчата.

    Названия детёнышей некоторых домашних животных и птиц образуются от других основ: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок, собака – щенок . Названия таких детёнышей надо запомнить.

    Упражнения

    1.Прочитайте. Укажите случаи чередования звуков при образовании названий самок и детёнышей животных.

    1) волк – во лчица, медведь – медведица, буйвол – буйволица, лев – львица, ко зёл – коза, о сёл – ослица, слон – сло ниха, заяц – за йчиха, кролик – кро льчиха, морж – мо ржиха, кот – кошка, лось – ло сиха;

    2) волк – волчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, козёл – козлёнок, осёл – ослёнок, морж – моржонок, заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, утка – утёнок, орёл – орлёнок, ёж – ежонок;

    В каких случаях при словообразовании в основе исчезают гласные и согласные звуки/буквы?

    Объясните правописание выделенных букв.

    2.Прочитайте названия детёнышей. Чьи это детёныши?

    Образец: оленёнок – это детёныш оленя.

    Кенгурёнок, воронёнок, голубёнок, зубрёнок, козлёнок, медвежонок, рысёнок, совёнок, жеребёнок, цыплёнок, ягнёнок, крольчонок, поросёнок, лягушонок, аистёнок, телёнок, щенок, черепашонок.

    От данных названий детёнышей образуйте форму множественного числа.

    3.Прочитайте. Перескажите текст. Выпишите слова с суф. –онок/-ёнок. Подберите к ним как можно больше однокоренных слов.

    Суффикс –онок/-ёнок может использоваться не только для образования названий детёнышей животных. В отдельных случаях с помощью этого суффикса образуются названия невзрослых людей и существ: цыган – цыганёнок, повар – поварёнок, пастух – пастушонок, барин – барчонок, чёрт – чертёнок. Существительное барчонок (ребёнок из богатой, барской семьи) в современном русском языке служит для названия изнеженного, не приученного к труду ребёнка. Слово чертёнок может употребляться в переносном значении для названия подвижного озорного ребёнка.

    От существительного ребёнок образуйте форму множественного числа. Составьте с формами единственного и множественного числа этого слова предложения.

    4.От существительных – названий животных и птиц образуйте названия их детёнышей в форме единственного и множественного числа.

    1) волк - … 2) лиса - …

    слон - … ёж - …

    верблюд - … белка - …

    голубь - … тигр - …

    лев - … гусь - …

    коза - … зубр - …

    лось - … олень - …

    ворона - … мышь - …

    1. Запишите в форме единственного и множественного числа, как называются детёныши следующих животных и птиц:

    зайца, кролика, лягушки, коровы, тюленя, кенгуру, свиньи, овцы, рыси, лошади, утки, курицы, кошки, кита, собаки, страуса, лебедя, осла, орла, медведя, пингвина.

    Какие из этих животных и птиц являются водоплавающими?

    Славянская инновация, связанная с грамматическим родом, - категория лица (в дальнейшем развитии имён существительных - одушевлённостьнеодушевлённость).

    В раннепраславянском языке у существительных мужского рода различались именительный и винительный падеж. Склонение на о - оs-on, на u (краткое) - us-un. После фонетических изменений эти формы совпали. Во множественном числе для мужского рода различаются, для женского совпадают.

    Потребность разграничить субъет и объект приводит к тому, что старый винительный начинается замещаться на форму родительного. Вероятно, родительный падеж использовался по аналогии со склонение местоимения кто.

    Изначально родительный падеж вместо винительного употребляется только тогда, когда речь идёт о конкретной ситуации и о конкретном лице.

    Среди собственных имён замена падежей происходит более менее последовательно. Среди нарицательных зависит от иерархического статуса обозначаемого лица. Князь, господин, отец - субъекты в нормальной ситуации. Раб, ученик - практически никогда не деятели, поэтому практически не принимают форму нового винительного. Довольно много слов не высоких и не низких по статусу - чловек, монж - колебания.

    Так же показателем лица может быть окончание в дательном единственного - ови, еви и именительный множественного - ове.

    Животные всегда в старом винительном.

    Склонение на ojo - существительные мужского и среднего рода. В именительном падеже единственного числа эти существительные имели окончания ьъ (мужской род), ое (средний род), немного на и(мужской род) - краи, бои. Различались твёрдые и мягкие варианты. Склонение на о знает чередование задненёбных по второй палатализации в местном единственного, имвин двойственного среднего рода и в именительном мужского и местном множественного. Существительные среднего рода не имели звательной формы. Мужской род в звательной форме (мягкий вариант) окончание ‘u - как в склонение на u-краткое. По мягкой разновидности склонялись так же существительные с задненёбными по третьей палатализации. Звательный падеж такие существительные образую по твёрдой разновидности. Основа продуктивная. Принадлежит к тематическим индоевропейским основам.

    Взаимодействие с основами на u-краткое. Обе группы включают существительные мужского рода, твёрдые основы, много односложных и там, и там. Для многих существительных большая проблема определить исконную основу, т.к. их взаимодействие очень древнее.

    В именительном множественном (ове-,еве), родительном множественном (овъ, евъ) и дательном единственном (ови, еви) массовые случаи распространения окончаний u-склонения. Распространяются на основы на о со значением лица.

    Склонение на I-краткое и на jo. Но! На jo мягкая основа, а на I - полумягкая. Зверь, огнь - взаимодействуют раньше других, т.к. р и н бывают и мягкие, и полумягкие.

    Именительный: s, в среднем роде под влиянием местоимений окончание od (краткое).

    Родительный: окончание od (о долгое) от отложительного и-е.

    Дательный: ei - u - аномальный результат. Дифтонг долгий (oi).

    Винительный: m>n

    Творительный: mi

    Местный: I - дифтонг

    Звательный -0, тематический гласный на ступени e.

    Именительный множественного: средний род всегда а. Мужской - es. Но! Под влиянием местоименного склонения - oi.

    Винительный: ns

    Дательный: mos>mus

    Творительный: mi

    Местный: su

    И-В-З двойственное: 0, конечный гласный на ступени долготы.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Билет 1. Понятие старославянского языка. Судьба старославянской традиции в славянском мире. Значение ССЯ для русского литературного языка

    Билет Склонение существительных с древнейшими основами на согласный и на Происхождение чередований в основах И Билет Склонение... Билет Происхождение ССЯ Деятельность Константина Кирилла и Мефодия И... Билет Грамматическая противопоставленность личных и неличных местоимений Склонение личных и возвратного...

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Значение изучения старославянского
    Значение древних языков чрезвычайно велико. Всякое явление в истории возникает, проходит разные этапы раз-я и достигает совр состояния. Это относится и к языку. Все реализации, проявления, о

    Существительные на *u и на *i (краткие): образование форм, склонения
    К склонению на u-краткое относятся немного существительных мужского рода: сынъ, врьхъ, полъ, медъ, ледъ, волъ, домъ. Домъ - возможно, что склонения на о. Гласный основы проявляется только в имените

    Происхождение старославянского языка. Деятельность первоучителей
    Возникновение старославянского языка и старославянской письменности связано со становлением славянской государственности, требовавшей письменности на славянском языке для выполнения многообразных и

    Склонение неличных местоимений. Исторический комментарий.
    Неличные местоимения: притяжательные, указательные, определительные, относительно-вопросительные, отрицательные и неопределённые. Разряд неличных местоимений объединяет слова, которые могли замещат

    Слова, обозначающие числа.
    Ко времени появления первых переводов славяне уже имели понятие абстрактного числа, но слова, обозначавшие числа, ещё не составляли особой части речи и в грамматическом отношении не отличались от и

    Диалектная основа старославянского языка.
    Осуществляя первые переводы на славянский, Константин и Мефодий ориентировались на известный им живой славянский диалект. Таким мог быть только язык солунских славян. Фонетические особенности кирил

    Славянские азбуки и их происхождение.
    Древнейшие памятники старославянской письменности писаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них - кириллица, состоящая из букв, которые сегодня лежат в основе русского украинского, белорусского, с

    Настоящее время тематических и нетематических глаголов: образование форм, спряжение.
    У подавляющего большинства глаголов личные окончания настоящего времени присоединялись посредством тематических гласных. На основании этого выделяются четыре класса тематических глаголов. Но кроме

    Система форм будущего времени: значение, образование.
    Нет особого грамматического будущего времени. Это значение могло выражаться при помощи глаголов настоящего времени - преимущественно совершенного вида. Простое будущее время только у глаго

    Глаголические старославянские памятники.
    Киевские листки - старославянский памятник чешской редакции. Отрывок из обедни по римскому обряду. Со службой святому Петру (7 пергаментных листков). Наиболее древний старославянский памятник. Пред

    Простой и сигматический аорист (с основой на гласный и согласный): значение, образование, спряжение.
    Система прошедших времён: Аналитические - перфект и плюсквамперфект Синтетические - имперфект и аорист (простой, древний сигматический и новый сигматический). И-е происхождения: п

    Кириллические старославянские памятники.
    Добруджанская надпись - Старейшими кириллическими памятниками являются надписи на могильных плитах. Древнейшая из них - Добруджанская надпись, найденная в Румынии в 1950 г. и д

    Имперфект: значение, образование, спряжение.
    Обозначает действие в процессе развёртывания. Праславянское новообразование. Индоевропейский имперфект утрачивается. Возникновение точно не в протославянский период, т.к. суфф содержит х. Это х - я

    Фонетическая система старославянского языка. Система гласных фонем.
    Т.к. старославянский язык прежде всего письменный, то говорить о его звуковой системе, как о фонетике живого языка нельзя. Сохранившиеся тексты отражают особенности чтения в то время и в тех област

    Перфект и плюсквамперфект: значение, образование, спряжение.
    Славянская инновация. Аналитические глагольные формы. Перфект: прошедшее время, результат которого в настоящем. Различают перфект действия: сътворилъ есмь и перфект состояния: при

    Позиционные изменения гласных и согласных фонем. Редуцированные y и i.
    В случаях существования в пределах одного слога звуков разной зоны образования могла проходить аккомодация. Селищев полагал, что гласные непереднего ряда после мягких согласных произносились как зв

    Повелительное и сослагательное наклонение: образование, появление форм повелительного наклонения.
    Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени с тематическим гласным: o, no, joI нетематические + суффикс I + вторичные окончания. Повелительное наклонение образуется для единств

    Фонетическая система старославянского языка. Система согласных фонем.
    30 согласных фонем. Противопоставлялись: По участию голоса и шума: сонорные (носовые, ротовые) и шумные. Наиболее звучные ротовые сонанты могли образовывать слог. Шумные согласные могли бы

    Действительные причастия настоящего времени: образование форм, склонение, происхождение форм.
    И-е происхождения. Действительные причастия настоящего времени в старославянском образовывались от глагольных основ с помощью суффиксов nt + падежные окончания. Первоначально склонялись по

    Падение редуцированных. Позднейшие изменения в системе согласных, не связанные с позиционными изменениями.
    Процесс падения редуцированных имел место в живой речи славян и состоял в том, что к середине 11 века редуцированные в слабой позиции перестали произноситься в речи писцов. В сильной позиции они ст

    Действительные причастия прошедшего времени: образование форм, склонение, происхождение форм.
    Weswosus - славянский выбор. Образование: основа инфинитива+us+joja Если основа на гласный кроме суффиксального i, то не us, а uus. Таким образом суффиксы: ъш - согласная основа,

    Общая характеристика протославянского языка. Фонологическая система протославянского языка.
    Протославянский период - праславянский диалект сохранял общеиндоевропейскую фонетическую системы и славянские закономерности как таковые ещё не сложились, однако специфические результаты индоевропе

    Порядок слов в предложении. Согласование.
    Слова делятся на ударяемые и безударные. Безударные примыкают к ударяемым. Те, которые примыкают спереди - проклитики, сзади - энклитики. Проклитиками являются отрицания и предлоги. Но если за пред

    Древнейшие фонетические процессы протославянского языка.
    История придыхательных задненёбных смычных согласных В славянских языках не сохранились. Как правило совпали с непридыхательными, кроме gh>x. Закон Винтера - перед непридыхател

    Отрицание в старославянском языке.
    Отрицание не - проклитика. Когда отрицание относится к глаголу, оно ставится или перед ним, или перед глагольной группой. Если относится к другому элементу фразы, то становится перед ним. Глагольны

    Судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний.
    Индоевропейский период: Дифтонги и дифтонгические сочетания: дифтонги - сочетание гласных с полугласными сонантами. Дифтонгические сочетания - гласные + сонорные. Протославянский

    Употребление конструкции «дательный самостоятельный». Средства оформления временных отношений.
    Устойчивым средством оформления временных отношений в старославянском языке является конструкция «дательный самостоятельный» (ДС), представляющая собой сочетание существительного или местоимения в

    Становление тенденции построения слога по принципу восходящей звучности. Монофтонгизация дифтонгов на u и на i.
    Тенденция к построению слога по принципу восходящей звучности - установление в слоге обязательного распределения звуков в соответствии с их акустико-артикуляционными характеристиками по принципу ув

    Именные и местоименные прилагательные. Теория артикля.
    Краткие формы - нейтральные. Членные - выделяющиеся из подобных. Теория артикля - тождественность именных и местоименных форм неопределённым и определённым арктиклям в западноевропейских языках. Сл

    Формы сравнения имён прилагательных: образование, склонение. Именные и местоименные формы.
    Качественные прилагательные в старославянском имели степени сравнения. В древности сравнительная степень склонялась. В и-е суффиксы: jes josjis (c краткими). На славянской почве нет jos. J

    Судьба сочетаний типа tort.
    Сочетания нормально кратких гласных перед плавными между согласными. Перестройка данных словосочетаний могла совершаться разными путями: Метатеза с удлинением Развитие до

    Личные местоимения: их склонение, исторический комментарий. Становление местоимений 3его лица.
    Личные местоимения - только первого и второго лица. Местоимения третьего лица как такового не было. Личные местоимения не являлись заместителями предмета, явления или признака в речи, а были словес

    Судьба сочетаний типа tirt, turt. Слоговые согласные в старославянском языке.
    Сочетания плавных согласных с редуцированными гласными в позиции между согласными нарушали тенденцию восходящей звучности. (Перед гласным просто менялась слоговая граница). Слоговость р и

    Судьба сочетаний типа ort, olt. Закон слогового сингармонизма.
    Тенденция к слоговому сингармонизму - звуки в пределах одного слога должны быть артикуляционно близки друг к другу. Закон слогового сингармонизма регулирует сочетания согласного последующего гласно

    Палатализация согласных перед j.
    Одно из проявлений тенденции к слоговому сингармонизму. Если в составе консонантной группы был j (единственный палатальный согласный раннепраславянского периода), то вся консонантная группа подверг

    Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени: образование, происхождение, склонение.
    Праславянские страдательные причастия настоящего времени восходят к индоевропейскому причастию медиального залога: действие субъекта направлено на самое себя. Образование - суффикс m + род

    Палатализации задненёбных согласных.
    Первая палатализация - вызвана законом слогового сингармонизма. Первая палатализация - очень ранний процесс, до качественной дифференциации. Задненёбные согласные перед гласными переднего ряда (до

    Категория рода имён существительных. Существительные на aja: образование форм, склонение.
    Морфологические категории существительного: род, число, падеж. Род - постоянный признак, классифицирующая категория. Род выражается в согласовании. Универсальность категории рода - существительное

    Роль тенденций к унификации и дифференциации в грамматике, отразившихся в памятниках старославянского языка.
    Тенденция к унификации - тенденция к тому, чтобы элементы одного уровня выглядели одинакова. Проявляется на всех уровнях: Фонетика: - o-m - окончание m тематических глаго

    Формирование имени прилагательного как самостоятельной части речи.
    Прилагательные - обозначение признака. Род, число, падеж. В и-е была единая категория имени. Слова были распределены по всем типам склонения. Для обозначения признака выбирался тот предмет

    Происхождение падежных окончаний
    Основы и-е: нетематическиетематические (o). Нетематические: на корневой согласный (не сохранился на славянской почве), суффиксальный - er, en, men (основы на согласный), суффиксальный - I (краткое)