Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы. Большая энциклопедия нефти и газа

    Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы. Большая энциклопедия нефти и газа

    Введение

    Характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.

    Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве. Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно.

    Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие; оптоэлектроники - лазерное оружие; химии - отравляющие газы; биологии - биологическое оружие и т.д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

    Поэтому сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

    Цель работы: изучение направлений информационной безопасности личности, общества, государства.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

    В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества.

    Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Социальная информатика: конспект лекций / Сост. Н.М. Воронина. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 51.

    В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информационная безопасность определяется - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

    При этом информационная безопасность - это: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 160 с.

    Состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

    Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

    Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для общества и государства в целом.

    Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

    Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

    Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

    Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

    Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

    Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

    Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

    Таким образом, объектами информационной безопасности являются: Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - С. 51.

    Личность (ее права и свободы);

    Общество (его материальные и духовные ценности);

    Государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

    Личность - базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

    Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане. Поэтому информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

    Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

    Информационная безопасность государства - это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности, связанные с использованием современных технологий.

    Одной из важнейших была и остается проблема социальной безопасности. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений. В современной России информационная безопасность определяется наличием негативных процессов в обществе. С одной стороны, это сложные, противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, что снижает устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т.д.

    Таким образом, информационные технологии - огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это - страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, особая роль которой объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности.

    Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества и государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты, основные направления которой рассмотрим в следующей главе.

    Введение

    Понятие безопасности и ее принципов

    Опасность и ее виды

    Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения

    Введение

    Данная реферативная работа посвящена теме: «Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека».

    Актуальность выбора темы работы определяется тем, что жизнедеятельность человека и общества вызывает неизменно высокий интерес со стороны многих наук. Особое место отводиться понятиям безопасности жизнедеятельности, а значит и смежным с ними понятиям -опасности, риска, вреда. Активно изменяя среду своего обитания, человек постоянно оказывается под различными угрозами: социальными, экономическими, техногенными, экологическими. Во многих странах этот вопрос всесторонне изучен и уровень безопасности человека и общества высок, что проявляется в незначительном количестве аварий, катастроф, низкой заболеваемости, травматизации и смертности населения, а значит в - значительной продолжительности и качестве жизни. Уровень безопасности - это не просто теоретическая единица, но очень важный показатель развития общества, в т.ч. его экономики и культуры, это показатель благополучия народа, страны.

    Россия, к сожалению, находится в числе небезопасных стран, как свидетельствует статистика, ежегодно в РФ происходит около 70000 несчастных случаев на производстве, что в 2 раза больше, чем в США и странах Европы. Также за последние 10 месяцев в нашей стране имели место 167000 тысяч ДТП, в которых погибло свыше 21000 человек. А недавняя трагедия с крушением «Бионга-737» над Казанью снова заставила задуматься о плачевном состоянии авиационной безопасности нашей страны.

    Поэтому мы в нашей работе должны дать определение основным понятиям безопасности человека и общества, и рассмотреть факторы, влияющие на повышение опасности.

    1. Понятие безопасности и ее принципов

    В теории безопасность общества и личности должна обеспечиваться государством в лице его законодательных органов, которые принимают законы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений. Так хозяйственное и административное право гарантируют упорядоченность производства, уголовное право защищает людей от посягательств на их главные права и свободы, экологическое право обеспечивает сохранность окружающей среды, в которой живет человек. В свою очередь, эти официальные правила, закрепленные в виде законов являются основанными на достижениях науки и культуры, определяющих, что является для личности и общества желательным, а что нет, и какое направление общественного развития будет соответствовать прогрессу, а не наоборот - упадку.

    Согласно такому теоретическому подходу безопасность - это такое сочетание природных и социальных процессов, при котором здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает. Но в реалиях жизни, как правило, такое идеальное состояние невозможно, всегда находятся факторы, нарушающие это равновесие, поэтому безопасность требует постоянного поддержания с применением информации, энергии и времени в ходе энтропического процесса создания безопасных условий для развития личности и общества. Поэтому под безопасностью можно также понимать минимальный уровень угроз для человека и общества, т.к. безопасность отдельных индивидов тесно связанна с опасностью групп людей в целом. Отсюда можно сделать вывод, что если существует безопасность, то существует и ее антагонист - опасность.

    В отечественной правовой литературе термин «безопасность» слабо разработан. Чаше под ним понимается «нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте». Так в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. под национальной безопасностью понимается отсутствие ущерба для конституционных прав, свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет и территориальная целостность страны.

    Безопасность личности человека зависит от состояния объектов, процессов, которые окружают его. Безопасность общества определяется безопасностью личностей и их групп. Безопасность жизнедеятельности человека - комплексное состояние, для которого характерны минимум рисков и негативных факторов воздействия на организм человека. Риск - это степень вероятности вреда - болезни, травмы, смерти, аварии. Риск и определяет опасность.

    Выделяют три группы факторов безопасности общества и личности:

    социально-экономические,

    естественные.

    К социально-экономическим факторам, прежде всего, относят качество и глубину законодательного регулирования: правила нормы, стандарты, лимитирующие и гарантирующие безопасность. Поимо этого к ним можно отнести политические процессы в обществе, психологический климат в нем и отдельно взятых группах людей, включая трудовые коллективы и семьи. Особое место занимают экономические предпосылки безопасности - размер заработной платы, система социальной защиты населения, материальная мотивация труда и пр.

    Технико-организационные факторы безопасности личности и общества наиболее тесно касаются условий общественного производства материальных благ. Это всевозможные теоретические и практические системы и средства рациональной организации труда, особенно там, где риски наиболее велики, например в промышленности. Эти факторы охватывают не только требования к организации труда, но и связанные с ними требования к качеству производимой продукции.

    Третья группа факторов - характеризует влияние на человеческий организм, как и на организацию жизни общества, естественных природных факторов, таких как климат, состояние природных ресурсов и пр.

    Кроме факторов важным понятием являются принципы безопасности.

    Принцип (от лат. «начало», «основание») - фундаментальный тезис любой научной дисциплины. С точки зрения безопасности личности и общества, а также безопасности жизнедеятельности человека сформировались четыре основные группы принципов: организационные, ориентирующие, технические, управленческие.

    Организационные принципы - это ряд положений, обязательных для исполнения, относительно предельно возможной безопасности, особе место среди них занимают принципы эргономики и рационального труда. Ориентирующие принципы касаются информационной и методологической базы обеспечения безопасности человека и социума. Управленческие принципы служат связующим звеном между различными этапами обеспечения безопасности, главные среди них - принцип эффективности и ответственности. Технические принципы безопасности определяют характер взаимодействия человека и внешней среды, как природной (биосфера), так и искусственной созданной (техносфера).

    2. Опасность и ее виды

    Итак, мы убедились, что опасность - противоположность безопасности. Это положение объектов и явлений, при которых неблагоприятные физические, биологические, социальные, психические факторы могут нанести вред людям с большой вероятностью. Опасность - это потенциальная возможность получения травмы или смерти, происшествия аварии или иной чрезвычайной ситуации, способной навредить обществу.

    Виды опасности могут выделяться по признаку их локализации (естественные или техногенные, в атмосфере или гидросфере); по последствиям (стресс, болезнь, инвалидизация, смерть, полное или частичное разрушение объекта); по способу влияния (социальная, экологическая, техническая); по сфере влияния (производственно-трудовые, бытовые и пр.); по структуре (простые, сложные) и, наконец, по особенности влияния (активные и пассивные). Из отдельных видов формируются целые классы и группы опасностей (приложение 1).

    Все они по-разному влияют на организм человека - прямо или опосредованно. Так техническая опасность может привести к травматизации человека, инвалидности или смерти, а экологические опасность может влиять на иные живые организмы, например растения или животных, со временем нанося ущерб организму человека (голод, отравление и т.д.). Можно различать также активное (действующие механизмы) и пассивное влияние (неподвижные острые и непрочные предметы, неровности - приложение 2, Нейман Л.А, 2013).

    Группы опасностей, стоящие выше видов и классов, могут делиться на явные и латентные, насильственные и ненасильственные и т.д. Выше в этой классификации стоят роды опасности - государственно-политические, социальные, природные и пр. Например, в классе социальных опасностей можно выделить - наркоманию. А среди родов опасностей - распространение смертельных заболеваний у наркоманов, рост преступности в связи с приемом наркотических препаратов. Конкретный вид опасности - смерть человека или группы людей. Таким образом, одновременно проявляется взаимосвязь разных опасных явлений и факторов.

    А значит, опасности поддаются определенному анализу.

    Например, тип опасности - экологическая; класс - явная; подтип - загрязнения окружающей среды; род - загрязнение гидросферы; вид - загрязнение конкретного водоема. При этом учитывается не только состояние конкретного водоема, но и состояние всего биоценоза в нем, прилегающих почв и т.д., чему способствуют специальные стандарты и перечни, например, Красные книги. Сам же анализ производится в комплексе «природа - человек - технологии».

    Безусловно, в иерархии объектов изучения безопасности главенствующие место занимает человек, затем общество, нации (в это понятие входят такие категории как «государство», «экономика», «среда» и др.) и цивилизации. А понятие цивилизации является глобальным, охватывая порой все человечеству, всю ноосферу, т.н. «разумную» оболочку планеты.

    Поэтому при анализе какого-либо из этих объектов, учитывается и состояние всех прочих объектов. Предположим, мы определяем состояние объекта - S, тогда S1= f(82;83), S2= f(81;83), S3= f(S1;82). Смысл символов S1, S2, S3 - заключается в степени безопасности объектов, именуемых этими символами. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь индивидуальной и коллективной безопасности, системность.

    Системный подход в анализе безопасности человека и общества, предложенный в 1972 г. Л. Берталанфи, заключается в выявлении причин, вызывающих нежелательные результаты, разрешает предусмотреть последствия действия опасных и вредных факторов в разнообразных сферах деятельности. То есть любая деятельность предопределяет появление двух областей: гомосферы (пространства человека) и ноксосферы (пространство опасностей). И обе эти сферы должны быть максимально удалены друг от друга. Их разграничение осуществляется во времени и пространстве при помощи удаленного, дистанционного управления деятельностью. Это может быть автоматизация труда, использование системы предупреждения и реагирования и пр. В основе данного разграничения основной критерий - минимизация опасности, максимизация безопасности.

    Опасность всегда потенциальна, а значит, скрыта и требует для проявления определенного набора условий. Эти условия - это недостаток знаний, отсутствие должной дисциплины, стечение естественных обстоятельств, которые актуализируют опасность, выступая ее катализаторами. При этом чаще всего актуализируют опасность не природные условия, а люди, это т.н. человеческий фактор. Парадокс заключается в том, что человек сам является главным источник опасности для себя и сам же себя предохраняет.

    Помимо общего анализа можно производить и количественную оценку опасностей. Для этого каждый конкретный случай, будь то авария, травма и гибель людей оцениваются для формирования рекомендаций и советов предотвращения аналогичных случаев. Общими основаниями и методиками такой оценки становятся специальные национальные реестры актов и нормативов относительно безопасности личности и общества.

    В этих реестрах применяются пометки: «не больше - не меньше» или «разрешено - запрещено», позволяющие выявить нарушение в том или ином случае, и определить какое условие безопасности было нарушено. При этом количественное выражение безопасности колеблется в пределах:

    комфортное (К) - +/- 50%

    безопасное (Б) - 100% или около 100% от установленного регламента.

    Комфортные условия постепенно превращаются в опасные, проходя стадии неблагоприятности, угрозы, вредности.

    безопасность человек общество опасность

    3. Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов

    Если уровень безопасности-опасности можно анализировать, оценивать, то на него можно и нужно влиять. Как правило, управление безопасностью включает минимизацию вредных и опасных факторов при помощи правовых, организационных, управленческих и технических средств.

    В мировом масштабе управление безопасностью в первую очередь касается стандартизации этих вредных и опасных факторов. Основная тенденция этого процесса - повышение внимание к промышленным факторам глобальной безопасности. Это всевозможные лимиты и стандарты использования опасных веществ в производстве, нормирование их наличия в окружающей среде и взаимодействия с организмом человека. Не менее важна унификация систем и средств охраны жизнедеятельности, охраны труда на международном уровне.

    Для этого создаются специальные международные организации и их органы, которые занимаются работой по стандартизации. В качестве примера результатов их работы можно привести такие акты, как: TKІSO 11 «Котлы и сосуды, которые работают под давлением», TKІSO 92 «Испытания строительных материалов» и т.д. На основе международных стандартов принимаются и вводятся в действие национальные стандарты безопасности и охраны труда.

    В странах, где состояние безопасности, в частности охраны труда, низкое, безопасность не гарантирована: нередки случаи производственного травматизма, катастроф, аварий. К таким странам относится, к сожалению, и Россия. Наиболее печальным пример является авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., унесшая жизни 75 человек и причинившая огромный экономический ущерб району и стране. Чтобы подобное предотвратить в будущем, необходимо внедрять систему управления безопасностью труда в широчайшем ее понимании - в производственной, бытовой сферах, не разрывая понятия безопасности отдельной личности и всего общества.

    Так, система управления безопасностью труда (СУБ) любого предприятия должна быть направлена в первую очередь на охрану главных ценностей - здоровья и жизни человека от вредных и опасных факторов. При этом под вредностью в отличие от опасности понимается не травма или смерть, а болезнь человека, в результате длительного воздействия фактора на организм. В основании такой системы должны находиться хорошо продуманные нормативно-правовые акты, в т.ч. целевые программы развития. «Скелет» должны формировать мероприятия по мотивации персонала к соблюдению этих актов, поддержанию дисциплины и благоприятного психологического климата. Обеспечение людей дополнительным лечебно-профилактическим обслуживанием должно венчать эту систему.

    Комплексное, системное управление охраной труда - важная составляющая безопасности личности и общества, которая охватывает все задачи и функции управления. При этом она применима не только для производственных предприятий, но прочих организаций, учебных заведений и всей социально-экономической инфраструктуры общества.

    Следовательно, безопасность личности и общества - это комплексная проблема, решение которой требует общих усилий каждого члена общества.

    Заключение

    После написания данной реферативной работы, мы убедились в том, что безопасность человека - это сложное многофакторное явление, которое проявляется в таком протекании природных и социальных процессов, когда здоровью и жизни человека, а также устоявшему общественному порядку ничто не угрожает.

    Опасность можно измерить качественно и количественно. Количественное выражение безопасности колеблется в пределах: 50 и больше процентов вероятности болезни, травмы, смерти, аварии - опасная ситуация - меньше 50%, - комфортная ситуация, около 100% - безопасность. При этом все риски условно делятся по факторам их возникновения: социально-экономические, технико-организационные и естественные. А сами опасности классифицируются по большему числу признаков на отдельные виды, роды и классы.

    Помимо опасных факторов, выделяют также вредные факторы, которые способны вызывать заболевания людей. В целом опасности могут воздействовать на организм человека физически (в т.ч. механические, электрические и электромагнитные влияния), химически, биологически и психофизиологически, проявляясь как прямо, так и через косвенное влияние, например в случае с экологическими угрозами.

    В РФ, к сожалению, понятие безопасности мало проработано в правовом поле, хотя и существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность жизнедеятельности. В мире управление безопасностью, прежде всего, предполагает стандартизацию безопасности и строгую дисциплину при ее соблюдении. Поэтому и для РФ является целесообразной разработка соответствующей методологической базы, особенно при внедрении систем управления безопасностью труда (СУБ) и повышение общей культуры безопасности населения.

    Список использованной литературы

    1.Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. - М.: Юрайт, 2010. - 672 с.

    2.Гончаренко Л.П. Куценко Е.С. Управление безопасностью. - М.: КноРус, 2010. - 272 с.

    .Карнаух Н.Н. Охрана труда. - М.: Юрайт, 2013. - 384 с.

    .Махов С.Ю. Безопасность личности. - М.: МАБИВ, 2012. - 178 с.

    .Нейман Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Теория, вопросы, ответы. - М.: Вузовская книга, 2013. - 140 с.

    .Тихонова Г.И. и др. Профессиональный риск по показателям производственного травматизма в России // Медицина труда и промышленная экология. 2012. №3. С. 9-14.

    .Управление рисками и безопасностью. - СПб.: Ленанд, 2010. - 200 с.

    .Фуко М. Безопасность, территория, население. - СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2011. - 544 с.

    .Статистика ГИБДД РФ

    .Стратегия Национальной безопасности РФ до 2020 г.

    Приложение 1

    Общая классификация опасностей

    Приложение 2

    Виды опасностей по характеру воздействия на организм человека

    Безопасность общества.

    Под безопасностью понимается отсутствие опасности (или защита от нее).
    Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне.
    В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.
    Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
    Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей.
    Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
    В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. Всеобщая безопасность вплоть до настоящего времени еще в значительной мере основывается на принципах «сдерживания путем устрашения» противостояния ядерных держав. Подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в ядерной войне.
    Террористическая атака на США 11 Сентября 2001 года повлекла за собой изменение в представлениях об обеспечении национальной безопасности. Многолетние усилия в строительстве общей системы безопасности подверглись сомнению. Государства впервые столкнулись с угрозой «из ниоткуда» со стороны «никого». Благоприятные условия для развития опасностей, что создала информационная эпоха и сопутствующая ей глобализация, привела к укрупнению бывших ранее локальными вызовов. Незащищённость государств против вызовов терроризма выявила и другие многочисленные изъяны и слабости не только международной системы, но и современного государства. Рост теневых рынков и свободное передвижение товаров, финансов и людей стали наносить всё больший урон не только мировой системе, но и национальным государствам. Реакция экономически отсталых стран на преимущества, приносимые демократией и рыночными отношениями, выразилась в религиозном экстремизме и стремлением обрести оружия массового поражения. Появление высоких технологий обусловили появление новых видов преступлений, а неоднозначное восприятие угроз исходящих от них препятствуют выработке адекватных мер по их предупреждению. Наряду с этим, возникшие после развала советской системы этнические конфликты и неподконтрольные антидемократические режимы угрожают концепции всеобщей безопасности, а также бросают вызов ценностям демократии. Резкий рост численности населения и связанные с этим проблемы, такие как, миграция, эпидемии, мировой рост уровня бедности, ложатся весьма ощутимым бременем на развитые страны, что тормозит развитие человечества и создаёт дополнительный угрозы безопасности. Чрезмерная свобода распространения информации содействуют дестабилизации региональных и общественных связей, что приводит к внутреннему общественному конфликту и дестабилизации государства. Всё возрастающий уровень добровольного вовлечения молодого населения к употреблению наркотических средств и занятию проституцией, а также скрытая пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации угрожает генофонду человечества и отдельной нации. Загрязнение окружающей среды отходами техногенного происхождения такие, как радиация и химические выбросы, а также негативное воздействие на природу и планету в целом, создаёт опасность не только мутации человеческого вида, но и глобальной катастрофы, которая может уничтожить всё человечество. Проблема нехватки ресурсов, сырья и продовольствия рисует крайне мрачную перспективу для человечества. Каждая из угроз
    * Одним из определений термина безопасность личности может быть - состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это состояние защищённости необходимо определять набором внешних и внутренних факторов. В соответствии с логикой данной работы целесообразно будет рассматривать следующую классификацию факторов влияющих на состояние безопасности личности:

    Внутренние факторы:

    1. внутренние факторы психического состояния

    2. наследственные, генетические особенности

    Внешние факторы:

    1. факторы межличностного общения

    2. факторы взаимодействия с обществом

    3. факторы взаимодействия с государством

    4. факторы окружающей природы

    5. фактор влияния общего, глобального состояния человечества

    Любая политика как внешняя, так и внутренняя должна строиться на основе национальных интересов. Важной задачей поддержания стабильности международной системы является не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов. Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономические, политические, культурные, военные и другие. Баланс интересов основывается на балансе сил. Это положение отметил ещё Моргентау. Он сформулировал понятие «национальную мощь» и определил её структуру следующим образом:
    - Географическое положение страны.
    - Природные ресурсы.
    - Промышленный потенциал.
    - Военная подготовленность (уровень военной техники,
    военного руководства, количества и качествовооружённых
    сил).
    - Численность населения.
    - Национальный характер (отношение к воине).
    - Национальная мораль (отношение к национальной политике).
    - Качество дипломатии.

    Классическое определение социальной безопасности - это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.

    Дополняя это энциклопедическое определение можно уточнить, что социальная безопасность - это, прежде всего, часть более общей категории - национальной безопасности, что социальная безопасность - это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

    Таким образом, социальная безопасность - это, в конечном итоге, бережное отношение государства к главному своему богатству - человеку.

    Национальная безопасность наряду с такими составляющими как экономическая безопасность, обороноспособность страны, защита от техногенных и экологических катастроф, также включает и социальную безопасность. Рассматривая узко безопасность страны только как экономическую, нельзя забывать, что социальная стабильность играет ключевую роль и во всей системе национальной безопасности. Безусловно, что вся система взаимосвязана и каждая составляющая не может рассматриваться изолированно от других. Так, например, не может быть эффективной реформы экономики без развития системы социальной защиты населения.

    Социальная безопасность имеет сложную систему внешних и внутренних связей, среди которых выделяется основная.

    Этот термин сравнительно недавно вошел в нашу жизнь. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Прежде всего, во Всемирной социальной декларации, принятой в 1995 году на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится:

    «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается, как одно из фундаментальных прав человека».

    В Декларации сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:

    Всеобщее начальное образование как для девочек, так и для мальчиков;

    Сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения, причем женская неграмотность не должна превышать мужскую;

    Элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;

    Ликвидация случаев острого недоедания;

    Предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;

    Безопасная питьевая вода и санитария для всех;

    Кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.

    В одном из своих выступлений генеральный секретарь ООН отметил, что социальная безопасность женщин не обеспечена ни в одной стране мира. В международных документах, в частности в Пекинской программе действий, провозглашаются права женщин, обеспечивающие их безопасность. К сожалению, на практике эти законы не работают.

    Украина, Россия и ряд других стран бывшего СССР продолжают оставаться одними из немногих стран в мире, где отсутствует национальный механизм реализации принципа равноправия полов. А ведь это предусмотрено Конвенцией ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году. Доклады, которые в соответствии с ее регламентом правительства периодически представляет (один раз в четыре года) в Секретариат ООН о выполнении документа, носят, как правило, декларативный характер и не отражают реальной ситуации.

    Недостаточно представлены женщины в законодательных органах власти практически всех государств мира, а в Советах Обороны и Советах Безопасности многих стран их нет вообще.

    В этой ситуации гарантией обеспечения социальной безопасности женщин являются: повышение их самосознания и юридической грамотности; изучение международного опыта; консолидация действий в защиту своих прав.

    Главной задачей государства является обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения путем реализации комп­лекса целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера, обеспечение личной безопасности каждого гражданина, защита его прав и свобод, здоровья и собственности.

    Социальная защита - это деятельность государства по воплощению в жизнь приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

    Для современной Украины, также как и других постсоветских государств, социальная безопасность приобретает особую актуальность, поскольку на фоне экономического кризиса, ухудшения положения большинства населения развиваются такие социально опасные явления, как криминализация политики, экономики, общественного сознания, коррупция чиновников госаппарата, правовой нигилизм и пренебрежение общественной этикой. Все это создает существенную угрозу безопасности украинских граждан, общества в целом.

    Поэтому необходимо стремиться к созданию всеобъемлющей системы социальной безопасности личности и общества, включающей самые различные аспекты повседневной жизни людей.

    Под социальной безопасностью многие понимают также безопасность производства и труда на каждом рабочем месте, безопасность обслуживания и потребления, экологическую безопасность. Во всех государствах стремятся создать такую систему экологической безопасности, которая не только устраняет последствия безответственного хозяйствования, но, в первую очередь, укрепляет способность природы к воспроизводству своих ресурсов. Экономически целесообразным должно быть только то, что является экологически безопасным.

    Социальная безопасность - это и общественный порядок, преодоление преступности. Эта острейшая проблема может быть решена только тогда, когда общественная безопасность станет делом всех граждан, их общественных организаций, а также предприятий и предпринимателей. Главным направлением их деятельности должна быть профилактика правонарушений, повседневная воспитательная работа в школе и семье, совершенствование деятельности культурно-просветительных учреждений и организация досуга граждан, в первую очередь, молодежи.

    Решение проблемы преступности в конечном счете зависит от повышения благосостояния граждан и преодоления критического разрыва в доходах различных слоев населения. Необходимо проводить широкую правовую пропаганду, создавать условия для реализации прав граждан на самооборону в соответствии с действующим законодательством.

    Назрела реформа системы исправительных учреждений. Наказание следует расценивать не как расплату за совершенное преступление, а как проявление гражданского осуждения, средство изоляции социально опасных лиц от общества. Места заключения должны помогать отбывающим наказание гражданам находить путь возвращения в общество.

    Реальную угрозу развитию любого государства представляет организованная преступность. Необходимо добиваться ужесточения санкций за организацию и активное участие в преступных группировках путем принятия специальных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом, которые учитывают передовой европейский и мировой опыт.

    Самые решительные меры должны быть предприняты по предупреждению коррупции в правоохранительных органах. Критерием подбора кадров для правоохранительных органов и служб безопасности должны стать преданность делу, высокие моральные качества и квалификация.

    Для обеспечения реальной безопасности граждан и общества, государство должно, прежде всего, усилить правовой режим, контроль за исполнением законов как в центральном государственном аппарате, так и на местах. Любые правонарушения, не говоря уже о злоупотреблениях со стороны чиновников любого ранга, должны находить немедленную, жесткую и гласную оценку как государства, так и общества.

    Государство должно обеспечивать безусловное соблюдение законности и порядка, строже наказывать за должностные преступления, за взяточничество и сокрытие доходов. Для достижения этого не исключена и возможность применения чрезвычайных мер, не выходящих, однако, за правовые пределы, определенные Конституцией и действующим законодательством Украины.

    Женщина как объект и субъект социальной безопасности

    Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

    Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т.е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

    Приоритетные объекты социальной безопасности во всех государствах - это женщины.

    К жизненно важным социальным интересам женщин относятся: пересмотр законов с целью обеспечения равенства прав женщин и их доступа к экономическим ресурсам; создание равноправных условий для повышения квалификации и профессиональной подготовки; охрана материнства и детства; ликвидация профессиональной сегрегации и всех форм дискриминации при трудоустройстве; содействие сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей женщин и мужчин; участие женщин в принятии решений; предотвращение насилия в отношении женщин и насилия в семье; учет гендерных особенностей в актах органов власти; укрепление роли семьи в обществе; проведение исследований по женской проблематике и гендерным вопросам.

    Уровень социальной безопасности женщин зависит от того, к каким социальным статусным группам, сложившимся в условиях плюрализма форм собственности, они относятся.

    Эта структура, объединяющая основные статусные группы женщин (на примере России), следующая.

    Образовался слой собственников предприятий и фирм, как правило, профессионально занятых бизнесом. Женщины представлены в группе слабо - не более одной пятой ее части.

    Мелкие предприниматели. Около 25% среди них - женщины. Это в подавляющем большинстве случаев (четыре пятых) владельцы «собственного дела». Социальный статус у них значительно ниже, чем у женщин - крупных предпринимательниц. Половина группы занята в торговле, финансовой сфере и только 20% - в промышленности. До 20% женщин, занимающихся мелким бизнесом, вынуждены совмещать его с управленческим трудом по найму. Такое сочетание объясняется объективными причинами.

    Полупредприниматели. Среди них женщины составляют около 40%. Это в основном молодые женщины в возрасте до 30 лет. Группа наиболее выиграла от либерализации экономики и поэтому активно участвует в рыночных преобразованиях.

    Руководители производства (менеджеры). Соотношение женщин и мужчин в группе: 40 к 60. Они работают по найму. Каждая вторая, входящая в группу, обладает высоким уровнем благосостояния.

    Администраторы социальной сферы. Это самая феминизированная социально-профессиональная группа: соотношение женщин и

    мужчин составляет 5: 1 в пользу женщин. В составе группы руководители учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, управленцы среднего звена. 80% женщин- руководительниц возглавляют государственные учреждения, 12% - приватизированные, 6% - частные организации. Уровень благосостояния этой группы - низкий: две трети ее состава испытывает материальные трудности.

    Интеллектуалы, т.е. преимущественно представители творческих профессий, связанных с созданием культурных и научных ценностей. Женщин большинство в этой группе - 57%. По национальному составу в подавляющем большинстве случаев (свыше 80%) - русские женщины среднего возраста.

    Массовая интеллигенция. В составе этой группы 70% женщины. Ее характерная черта - высокий уровень образования: 75% имеют высшее образование. 50% женщин заняты в учреждениях социальной сферы, 40% - в промышленности, а остальные - в торговле и сельском хозяйстве. В государственном секторе экономики работает абсолютное большинство - 4/5, остальные - на приватизированных предприятиях. Группа социально-обделенная: 44% ее состава живут на уровне бедности, 7% - за гранью нищеты и всего 9% - в относительном достатке. Представители этой группы жизненно заинтересованы в проведении последовательной социальной политики и повышении социальной безопасности семьи, способных обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности.

    «Полуинтеллигенция». Термин, возможно, неблагозвучный, но целесообразный для анализа стратификации. Входят в эту группу в основном работники со средним образованием. Соотношение женщин и мужчин 5 к 1. Большинство (60%) заняты в организациях социальной сферы, около 30% - в промышленности. По уровню жизни - группа, живущая на «уровне бедности» (50%), из которых 11% «за чертой нищеты». Обладают относительным достатком около 20% состава группы. Уровень ее социальной безопасности - низкий.

    Рабочая элита. Образовалась в результате расслоения рабочего класса. В ее составе рабочие высокой квалификации, как правило, высокооплачиваемые. Женщин в группе мало (6 к 1), но они сравнительно обеспеченные.

    Неквалифицированные работники. Женщин в группе - преобладающее большинство: 70%, каждая пятая из которых

    находится в пенсионном возрасте. Две третьих группы проживает «за чертой бедности», зажиточных и состоятельных практически нет. Это - группа низкого уровня социальной защищенности.

    Работники массовых профессий сфер торговли и обслуживания. Самая феминизированная социальная группа: женщин в ней 80%, половина из которых живет в условиях нищеты и бедности.

    В условиях утверждения института частной собственности, приватизации эта группа стала, с одной стороны, - сильно менять свою социальную базу за счет притока рабочих, служащих, ИТР, массовой интеллигенции, потерявших работу. С другой стороны - снижать свой уровень жизни, терять негласные, «теневые» льготы за посреднические услуги в распределении. Группа нуждается в последовательной социальной защите по всем основным параметрам: от правового обеспечения до разумных налогов.

    Формирующаяся новая социальная структура постсоветских государств на примере российского общества в целом, и женской части его конкретно, обуславливает углубляющуюся дифференциацию подходов различных социальных групп к проводимым экономическим преобразованиям и социальным последствиям.

    Отношение женского социума к экономическим реформам можно считать ключевой проблемой, от состояния которой зависят ослабление или усиление социальной напряженности в обществе, возможности возникновения конфликтных ситуаций и протестных акций с участием женщин.

    Безопасность женщины в обществе зависит от социальной политики государства

    Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства.

    Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий (подчеркнем: гарантий, а не льгот), которые обеспечивают реализацию социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

    На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. «Патерналистская доктрина» означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, «отеческое» отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

    От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины. Произошла подмена понятий: вместо «социальной политики», например, в России с 1992 г. появилась «социальная защита» населения. Институционализация этой новации была осуществлена в форме образования Министерства социальной защиты населения, функционировавшего до 1996 г. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, значительно расширилась.