Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Высочайше утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях Положение о губернских и уездных земских управах

    Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Высочайше утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях Положение о губернских и уездных земских управах

    «Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.» ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

    (Извлечение)

    1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

    2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

    Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

    V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

    7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

    9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время...

    13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

    14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

    17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опорочен­ные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

    23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

    а) лица, владеющие в уезде на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.

    б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее б тысяч рублей;

    в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи;

    г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного..;

    д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею, в размере, определенном в 462-465 ст. Свода Зак... 28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

    б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

    в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей... и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

    г) назначенные на основании ст. 18-21-й поверенные от частных владель­цев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, вла­деющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах «б» и «в» сей статьи.

    30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского"об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

    43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводи­тель Дворянства.

    46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

    48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

    50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

    51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

    53. В Губернском Земском Собрании в тех случаях, когда Государю Импе­ратору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое ли­цо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

    56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды... Из­бранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

    (ПСЗ, Собрание второе, т. XXXIX, отделение первое, № 40457.)

    Комментарий. Согласно Положению формировались земские учреждения: земские собрания и земские управы. Создавался институт земских гласных. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые руководили деятельностью земских учреждений. Председателями земских собраний по должности были предводители местного дворянства.

    На земские учреждения возлагилось: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия, мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

    Земствам была предоставлена самостоятельность в решении местных вопросов с запрещением вмешиваться в компетенцию правительственных, сословных и других учреждений.

    Все избиратели делились на три курии: а) уездные землевладельцы; б) городские жители (купцы и ремесленники); в) крестьяне, имеющие соответствующий имущественный ценз.

    В целом, реформа носила незавершенный характер.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Памятники истории и теории государства и права

    Высшего профессионального образования.. российская таможенная академия.. кафедра теории и истории государства и права..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Русская правда
    Русская Правда крупнейший памятник права Киевской Руси. Её текст был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. До нас дошло бо

    Русская правда
    В КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ (Извлечения) Правда Ярослава 1. Убьет муж мужа,

    Новгородская и псковская судные грамоты
    В период политической раздробленности Руси важное место в качестве источника права стало занимать новгородско-псковское вечевое законодательство, которое действовало в этих феодальн

    Псковская судная грамота
    (Извлечения) Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благосл

    Судебник 1497 года
    (Судебник Великого Князя Иоанна III) Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. Его принятие составило целую эпоху в истории

    Судебник 1497 года
    ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ (Извлечения)

    Судебник 1550 г
    (Извлечение) Лета 7000 пятдесят осмаго июня... царь и великий князьИванВасильевич всеа Руси с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложыл: как судити бояром, и околничим, дворец

    Соборное уложение 1649 года
    Памятник русского феодального права, представляющий собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Его издание было непосредственно связано с острейшим социальн

    А в ней 9 статей
    1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу богородицу

    А в ней 22 статьи
    1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма,

    А в ней 34 статьи
    1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за ар

    А в ней 7 статей
    1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на

    А в ней 69 статей
    В Московском уезде были поместьям: 1. За бояры по двесте четвертей за человеком. За околничими, и за думными дьяки по сту по пятидесят четвертей за человеком.

    А в ней 55 статей
    1. В прошлом… году блаженныя памяти, великий государь царь и великий князь Михаиле Феодоровичь всея Русии, и отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь, святейший Фил

    А в ней 40 статей
    1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремеслен

    А в ней 119 статей
    2. А впредь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопы не приимати, и в Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати. 3. А будет котор

    А в ней 104 статьи
    1. Которые розбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех, и такие розбойные и убийственые и татиные дела ведать в Розбойном приказе.

    А в ней 26 статей
    1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо всякия пощады… 8. А будет ч


    1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит, и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на питухах по полуполтине на человека. А у кого корчму вдругоряд в

    О порядке наследования в движимых
    И НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВАХ (1714 г., марта 23) Указ о единонаследии ‑ законодательный акт Петра I от 23 ма

    Артикул воинский
    (1715 г., апреля 26) Воинский Артикул Петра I был принят 26 апреля 1715 г. Это крупнейший правовой памятник Петровской эпохи. Представляет собой военно-уго

    Гл. I. - О страхе божий
    Арт. 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страхе божий содержать себя: однакоже сие солдаты и воинские люди

    Гл. IV. - О самовольном обнажении шпаги, о тревоге и карауле
    Арт. 36. Кто из офицеров, или рядовых, в присутствии фелтмаршала или командующего генерала, или при бою, походе, или во время и оном месте, где воинский суд, или на оном месте, и во

    Небрежении онаго
    Арт. 57. Кто свое ружье весьма бросит, или в поле оставит, оный жестоко шпицрутенами наказан будет… Арт. 59. Есть ли кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад

    Гл. ХП. - О дезертирах и беглецах
    Арт. 94. Которыя стоя пред неприятелем или в акции уйдут, и знамя свое или штандарт до последней капли крове оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть; а когда поимаются уб

    Гл. XIV. - О взятии городов, крепостей, добычей и пленных
    Арт. 104. Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает хотя вышнего или нижняго чина, церкви, школы или иные духовные домы, шпитали, без позволения и указ

    Гл. XVI. - О измене и переписке с неприятелем
    Арт. 124. Кто из офицеров или рядовых с неприятелем тайную и опасную переписку иметь будет, и неприятелю или его союзникам как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем, и от

    Гл. ХVII. - О возмущении, бунте и драке
    Арт. 133. Все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чре

    Гл. XVII. - О поносительных писмах бранных и ругателных словах
    Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени нека

    Гл. XIX. - О смертном убийстве
    Арт. 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет, онаго кровь паки отметить, и без всякой милости оному голову отс

    Гл. XX. - О содомском грехе, о насилии и блуде
    Арт. 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною тварию, и учинит скверность, онаго жестоко на теле наказать. Арт. 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем му

    Гл. XXI. - О зажигании, грабительстве и воровстве
    Арт. 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством или нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы сломает

    Гл. XXII. - О лживой присяге и подобных сему преступлениях
    Арт. 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми он присягал, отсечь, а его послать на каторгу. Толк

    Гл. ХХШ. - О палаче и профосах
    Арт. 204. Никто да не дерзает генералу-гевальдигеру, профосам и протчим судейским служителям, во управлении чина их, и когда оныя захотят взять винного, возбранять и воспрепятствова

    Гл. XXIV. - О утаении и увозе злодеев
    Арт. 206. Никто б ни вышняго, ниже нижняго чина, никаким образом не дерзал, никого из неприятелей, изменника какова, или злодея утаить, или под каким видом уводить, дабы от заслужен

    Или судебных тяжеб
    (1716 г., март) Данный документ является фактически первым актом, регламентирующим процессуальное право. В нем закрепляются основные принципы и правила осуществления судебн

    Гл. 1. - О суде и судиах
    1. И понеже первее надлежит краткое изображение судебных тяжеб здесь представить, и что при том внимания достойнаго есть: того ради запотребно разсуждаем, прежде о суде и процесах (

    Гл. П. - О процесс или тяжбе
    1. Процес есть дело судимое, чрез который случающыяся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятелства дел обретенных доказов явны сочиняются, и потом от судей, по изоб

    Гл. I. - О повещании
    1. Начало суда и основание судебнаго процеса есть повещание, когда по всем правам натуралным каждому причина ознаменуется, и к обороне своей и оправданию допущен бывает, в чем ником

    Гл. Ш. - О челобитчике
    1. Челобитчик есть оный, который другаго некоторой ради причины в суд позывает и от судьи правомерного приговору и вспоможения в правом своем деле требует. 2. Кто на кого б

    Гл. IV. - О ответчике
    1. Ответчик есть оный, который какой ради нибудь причины от другаго в суд позван будет, и на него правомерное вспоможение от судьи решение требуется. 2. Сему надлежит, когд

    Гл. VI. - О ответе
    1. Чрез принесенное челобитье челобитчика и ответствование ответчика утверждается поданный ответ. 2. Ответ на три образа утверждается. (1) Когда ответчик в жалобе весма пов

    Гл. I. - О доказании
    1. Вторая часть судебного процесу начинается от доказов, чрез которые челобитчик и ответчик доношения своя так уверяют, что правда из оных познавается. 2. Паче всего надлежит челобитчи

    Гл. II. - О признании
    1. Когда кто признает, чем он винен есть, тогда далняго доказу не требуей понеже собственное признание есть лутчее свидетелство всего света. 2. Но оное признание такое быть

    Гл. III. - О свидетелех
    1. Другой образ доказания бывает чрез свидетелей, и хотя свидетели мужеска и женска полу принимаютца, однако ж надлежит оным быть добрым и безпорочным людем, которым бы мочно повери

    Гл. V. - О присяге
    1. Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая присяга очистительная называется и при оной следующие находятся обстоятельства. 2. Когда челобитчик ответчика не

    Гл. VI. - О распросе с пристрастием и о пытке
    1. Сей распрос такой есть, когда судья того, на которого есть подозрение, и оный доброволно повинитися не хощет, пред пыткою спрашивает, испытуя от него правды и признания в деле.

    Гл. I. - О приговорах
    1. Когда по донесенной жалобе и ответу от обеих сторон, либо чрез собственное признание, доказ или основание дела порядочным образом скончается, тогда в суде следует приговор таким

    Гл. II. - О уничтожении приговору
    1. Оное уничтожение приговаривающих, ради следующих притчин бывает: (1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия не имев оных, на его дело

    О оглавлении приговоров в наказаниях и казнех
    1. Обыкновенным телесныя наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключением, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на де

    И преимущества благороднаго
    РОССИЙСКАГО ДВОРЯНСТВА (1785 г., апреля 21) Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимуще

    А. О личных преимуществах дворян
    1. Дворянское название есть следствие, вытекающее от качества добродете­ли начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем об­ращая самую службу в достоинство, пр

    Б. О собрании дворян, установлении общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества
    37. Нашим верноподданным Дворянам жалуем дозволение собираться в той Губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом Наместничестве, и пользоваться нижеопи

    А. Городовое положение
    1. Город строить по утвержденному плану за подписанием руки Императорскаго Величества. 2. Городу подтверждаются правильно принадлежащия по Межевой Инст­рукции, или инако за

    Установление общества градскаго, и о выгодах общества градскаго
    29. Городовым обывателям каждаго города жалуется дозволение собираться в том городе, и составить общество градское, и пользоватися нижеписанными правами и выгодами. 30. Гор

    В. Наставление для сочинения и предложения городовой обывательской книги
    61. Городской Глава того города с выбранными от города Депутатами от каждой городовой части, из списка старосты составит городовую обыватель­скую книгу того города. 63. В п

    О второй гильдии
    110. Второй гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри Империи торги, и товары возить водою и сухим путем по горо­дам и ярманкам, и по оным продавать, в

    О третьей гильдии
    116. Третьей гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить

    О Городской общей Думе и о городской шестигласной Думе
    156. Городовым обывателям дозволяется составить общую Городскую Думу. 157. Городскую общую Думу составляют Городской Глава и Гласные от на­стоящих городовых обывателей, от

    Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта
    (1861 г., февраля 19) Реформаторскую эпоху 1860-1870-х гг. с полным правом можно назвать одной из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Россий

    Основных государственных законов российской империи
    (23 апреля 1906 года) (Извлечения) Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений, кас

    Основные Государственные Законы
    1. Государство Российское едино и нераздельно. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 1. 2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Госуд

    О существе Верховной Самодержавной власти
    4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Само-державная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 1906 Апр. 23, собр. узак

    О порядке наследия Престола
    25. Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме… 26. С Императорским Всероссийским Престоло

    О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке
    40. Совершеннолетие Государям обоего пола и Наследнику Императорского Престола полагается в шестнадцать лет... 41. При вступлении на престол Императора пр

    О вступлении на Престол и присяге подданства
    53. По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Е

    О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе
    59. Полный титул Императорского Величества есть следующий: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирск

    О правах и обязанностях российских подданных
    69. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом… 70. Защита Престола и Отечества есть священная обязанно

    О законах
    84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке… 85. Сила законов равно обязательна для всех без изъяти

    Их действий
    98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора... 99. Продолжительность ежегодных занятий Государственно

    О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющих отдельными частями
    120. Направление и объединение действий Министров и Главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления, возлагается н

    О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах
    144. Титулы, принадлежащие Членам Императорской Фамилии, суть: 1) Наследник, Цесаревич, Великий Князь и Императорское Высочество. 2) Великий Князь, Великая Княгин

    Государственной думы
    (1917 г., февраля 28) Государственная дума в России являлась представительным законодательным учреждением с ограниченными правами, созданная в результате р

    О его составе и задачах
    (1917 г., марта 3) (Извлечение) Граждане! ...Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами перво­го общественного кабинета следующих

    Октября 1917 г
    Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их п

    Солдатских депутатов
    (принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи) 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2) Помещичьи имени

    От 10 июля 1918 г
    Конституция РСФСР 1918 г. – первая в истории конституция советского типа. Срок её действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Решение о подготовке перво

    О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов
    24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Со­циалистической Федеративной Советской Республики. 25. Всероссийский съезд Советов составляется из пред

    О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов
    31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Рос­сийской Социалистической Федеративной Сов

    О Совете Народных Комиссаров
    37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 38. В осуществление этой задачи Совет Наро

    О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
    49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрально­го Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударст­венного значения, как-то: а) Ут

    О съездах Советов
    53. Съезды Советов составляются следующим образом: а) Областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Со­ветов, по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а

    О Советах депутатов
    57. Советы депутатов образуются: а) В городах - по расчету 1 депутат на каждые 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов. б) В селениях

    О предметах ведения органов советской власти на местах
    61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлени

    О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов
    71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет. 72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию. 73. О результатах проверк


    (1924 г., января 31) 30 декабря 1922 г. в Москве I съезд представителей Советов РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Феде

    Декларация об образовании союза советских социалистических республик
    Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма, - национальная вра

    Договор об образовании союза советских социалистических республик
    Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БС

    Власти Союза Советских Социалистических Республик
    1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его вер­ховных органов, подлежат: а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех ди­пломат

    О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
    3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная

    О Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
    8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Респуб­лик является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советски

    Республик
    13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалисти­ческих Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. 14. Съезд Советов Союза Советских Со

    Советских Социалистических Республик
    29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в период между сессиями Центрального Испол­нительного Комитета Союза Советских Социали

    Республик
    37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Рес­публик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Со

    О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
    43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Ре

    Республик
    49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государст­венного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республ

    Об объединенном государственном политическом управлении
    61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народн

    О союзных республиках
    64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти последней является съезд Советов республики, а в промежутках между съездами - ее центральный исполнитель

    О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик
    70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на язык

    Союза советских социалистических республик
    (1936 г., декабря 5) Коренные изменения в общественном строе СССР потребовали соответствующего отражения в конституционном законодательстве. Разработкой новой Конституции

    Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик
    Статья 30.Высшим органом государственной власти СССР является Вер­ховный Совет СССР. Статья 31.Верховный Совет СССР осуществляет все права

    Высшие органы государственной власти союзных республик
    Статья 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики. Статья 58. Верховный Сове

    Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик
    Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом госуда ственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Сове Народных Комиссаров СССР

    Органы государственного управления союзных республик
    Статья 79.Высшим исполнительным и распорядительным органом государ­ственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики. Статья

    Социалистических Республик
    Статья 89.Вывшим органом государственной власти Автономной республи­ки является Верховный Совет АССР. Статья 90. Верховный Совет Автономно

    Местные органы государственной власти
    Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, киш­лаках, аулах)

    Суд и прокуратура
    Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, су­дами автономных республик и

    Основные права и обязанности граждан
    Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получе­ние гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количест­вом и качеством.

    Избирательная система
    Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Вер­ховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и обла­стные Советы депутатов трудящихся, Верхов

    Порядок изменения Конституции
    Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

    Союза советских социалистических республик
    (1977 г., октября 7) В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект Основного закона. Её сначала возглавил (до октября

    Союза советских социалистических республик
    (Извлечения) Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Ленин

    Экономическая система
    Статья 10.Основу экономической системы СССР составляет социалистиче­ская собственность на средства производства в форме государственной (обще­народной) и колхозно-к

    Социальное развитие и культура
    Статья 19. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородности общества, стиранию

    Внешняя политика
    Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество… В СССР проп

    Защита социалистического Отечества
    Статья 31. Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических зав

    Гражданство СССР. Равноправие граждан
    Статья 33. В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гра­жданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения

    Основные права, свободы и обязанности граждан СССР
    Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и со

    СССР - союзное государство
    Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в

    Союзная Советская Социалистическая Республика
    Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалист

    Автономная Советская Социалистическая Республика
    Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республи­ки. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной респуб­лики самостоят

    Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
    Статья 89. Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верхов­ные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутато

    Избирательная система
    Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов произво­дятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Народный депутат
    Статья 103. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов, Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государс

    Верховный совет СССР
    Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Вер­ховный Совет СССР. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные насто

    Совет министров СССР
    Статья 128. Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Стат

    Республики
    Статья 137. Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной республики правомочен решать все

    Высшие органы государственной власти и управления автономной республики
    Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной респуб­лики является Верховный Совет автономной республики. Принятие Конститу­ции автономной республики

    Местные органы государственной власти и управления
    Статья 145. Органами государственной власти в краях, областях, автоном­ных областях, автономных округах, районах, городах, районов в городах, по­селках, сельских на

    Герб. флаг. гимн и столица СССР
    Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в о

    Действие конституции СССР и порядок ее изменения
    Статья 173. Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответ­ствии с Конституцией С

    «Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.» ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

    (Извлечение)

    1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

    2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

    Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

    V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

    7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

    9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время...

    13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

    14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

    17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опорочен­ные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

    23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

    а) лица, владеющие в уезде на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.

    б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее б тысяч рублей;

    в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи;

    г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного..;

    д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею, в размере, определенном в 462-465 ст. Свода Зак... 28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

    б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

    в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей... и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

    г) назначенные на основании ст. 18-21-й поверенные от частных владель­цев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, вла­деющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах «б» и «в» сей статьи.

    30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского"об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.



    43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводи­тель Дворянства.

    46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

    48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

    50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

    51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

    53. В Губернском Земском Собрании в тех случаях, когда Государю Импе­ратору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое ли­цо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

    56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды... Из­бранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

    (ПСЗ, Собрание второе, т. XXXIX, отделение первое, № 40457.)

    Глава первая.

    Положения общие.

    1. Для заведывания делами, относящимся к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

    2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии и уезде, по принадлежности суть:

    I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства, попечение о построении церквей...

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. ... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие в предупреждении падежей скота, а также по сохранению

    хлебных посевов...

    IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского, гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.

    X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстывание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения.

    3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных...

    7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить их круга указанных им дел…

    9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам…

    Реформы Александра II. – М.: 1998. – С. 212-214

    Вопрос:

    1. В чем вы видите положительные и отрицательные моменты, противоречивость в реформе земского самоуправления?

    Документ 3.

    К.П. Победоносцев. «Московский сборник».

    Глава «Великая ложь нашего времени».

    Что основано на лжи, не может быть право… Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия… Отсюда истекает теория парламентаризма…



    Если бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей...

    По теории парламентаризма должно господствовать большинство; на практике господствуют пять-шесть предводителей партий; они, сменяясь, овладевают властью.

    По теории народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике - они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории - они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике - это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории - избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике - избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натвержено ему речами и криками заинтересованной партии...

    Вот каково, в сущности, это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного устройства...

    Вместо неограниченной власти монарха мы получаем неограниченную власть парламента, с той разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли, а в парламенте нет его... так как воля парламента определяется большинством, но как скоро при большинстве есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента; тем еще менее можно признать ее волею народа.

    Родина. - 1993. №4. С. – 67-70,71.

    Вопросы:

    1. Подтвердите или опровергните суждение автора документа, называющего идею парламентаризма «великой ложью».

    2. Ваше мнение о К.П. Победоносцеве.

    Документ 4.

    Генерал Р.А.Фадеев. Из записок о Восточном вопросе (1876).

    Нам необходимо открытое, ни от чьей воли не зависящее сообщение с южными морями. Без него мы не можем жить. Через полтораста лет от Петра Великого история вынуждает русского государя разрешить на юге ту же задачу, которую первый преобразователь решил двадцатилетнею войною на севере. В то время весь устой России заключался в северной половине страны; ... теперь центр тяжести переместился, и большинство русского населения, большинство наших производительных сил находится между Окою и Черным морем, которое без обладания проливами значит не более Каспийского.

    Россия, лишенная навсегда свободного выхода в Средиземное море, стала бы похожа на птицу с одним крылом.

    Окончательная цель наша не может состоять ни в чем ином, как во всерешающем занятии военной позиции Дарданелл... Неизбежность этой цели... начинает входить в сознание большинства землевладельцев и капиталистов южной половины России, которым случайное закрытие проливов, даже слух о нем, грозит каждый раз общим разорением, а кроме того, постоянно стесняет их, парализуя всякую мореходную и береговую промышленную предприимчивость на Черном море. Даже крестьяне южной России поймут необходимость занятия проливов во что бы то ни стало. Политическим же и военным людям нельзя не видеть громадного значения подобного результата.

    История России. Учебное пособие для самостоятельной работы. - М.: 2004. - С.277-278.

    Вопросы:

    1. Чем диктовалась необходимость активной политики России в захвате черноморских проливов?

    2. Как Вы оцениваете эту внешнеполитическую доктрину?

    Тесты

    1. В XIX веке развитие капиталистического способа производства требовало...

    а) рынка свободной наемной рабочей силы

    б) интенсификации сельскохозяйственного производства за счет введения месячных»

    в) вложения в производство значительных денежных средств

    г) высокой покупательной способности населения.

    2. Современники второй половины XIX века...

    а) Александр I - Кутузов М.И.

    б) Барклай де Толли - Витте С.Ю.

    в) Горчаков A.M. - О. фон Бисмарк.

    г) Сперанский И.И. - Милютин Д.А.

    3. Какая из великих реформ 60-70-х годов XIX века была самой последовательной и радикальной...

    а) военная;

    б) судебная;

    в) земская;

    г) в области образования;

    д) городская;

    е) аграрная.

    4. Какую систему комплектования армии утвердил «Устав о воинской повинности» в 1874 году...

    а) формирование дворянских ополчений;

    б) рекрутский набор;

    в) всеобщая воинская повинность;

    г) комплектование профессиональной армии.

    5. Дата и основные положения Сан-Стефанского мирного договора...

    а) 1875г а) о передаче Турции на Кавказе Карса.

    б) 1876г. б) образование независимой от России Туркестанской области,

    в) 1878г. в) о признании Черного моря нейтральной зоной,

    г) 1891 г. г) о признании независимости Сербии, Черногории, Болгарии, Румынии.

    6. Кому принадлежит высказывание о судебной реформе 1864 года: «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных»...

    а) Жуковскому В.А. - бывшему наставнику императора;

    б) Победоносцеву К.П. - обер-прокурору Синода;

    в) Александру II - императору России;

    г) Лорис-Меликову М.Т. - министру внутренних дел.

    7. Сопоставьте функции указанных судов по реформе 1864 года...

    а) Мировой суд а) рассмотрение гражданских исков и уголовных дел с

    участием присяжных заседателей.

    б) Окружной суд б) политические и государственные дела

    в) Сенат в) мелкие уголовные и гражданские дела.

    г) Судебная палата г) высшая судебная инстанция и кассационный суд.

    8. Земское движение конца XIX века - это движение...

    а) консервативно – охранительное;

    б) революционно – радикальное;

    в) либеральное;

    г) социал – демократическое.

    9. Двумя составляющими контрреформ Александра III являлись...

    а) отставка министров – либералов;

    б) отмена суда присяжных заседателей;

    в) восстановление всесилия цензуры;

    г) упразднение земств.

    10. Почему великие реформы 60-70-х годов XIX века не стали «революцией сверху»...

    а) крестьянство не получило земли в частную собственность;

    б) реформы не затронули всех сфер общественной жизни;

    в) не была принята Конституция;

    г) подавление правительством «беспредельного и всеобщего» выступления народных масс.

    Тематика докладов

    1. Прогрессивность и непоследовательность реформы образования.

    2. Формирование индустриальной цивилизации в пореформенный период.

    3. Россия и США в 60-е годы XIX века: проблема Аляски.

    4. «Золотой век» русской культуры.

    Хронология

    1855-1881 - царствование Александра II.

    1877-1878 гг. - русско-турецкая война

    1879-1881гг . - деятельность организации «Народная воля»

    1881-1894гг . - царствование Александра III

    Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой Губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц. Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных Нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений...

    Положение

    Гл. 1. - Положения общие.

    1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением.

    2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:

    I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

    II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

    III. Меры обеспечения народного продовольствия.

    IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

    V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

    VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

    VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

    IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

    X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

    XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

    XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

    XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

    XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

    3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами Губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.

    4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.

    5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

    6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно.Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

    7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.

    8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

    9. Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.

    10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то Начальник Губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.

    11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения Начальника Губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

    Гл. II. - Состав земских учреждений

    12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и Губернские.

    13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

    14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...

    16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:

    а) на съезде уездных землевладельцев;
    б) на съезде городских избирателей;
    в) на съезде выборных от сельских обществ.

    17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России...

    19. Богоугодные, благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных...

    22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.

    23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

    а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земель, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

    б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

    в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанными в двух предшедших пунктах а и б сей статьи;

    г) уполномоченные от нескольких земледельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);

    д) уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею.

    24. Означенные в пункт. г и д ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уезде, смотря по местным удобствам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, созвание съездов для выбора уполномоченных делается Уездным Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.

    25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезде, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте а ст. 23-й...

    28. В городских избирательных съездах участвуют:

    а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

    б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.

    в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

    г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи.

    29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.

    30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

    31. В каждом уезде назначается, по распоряжению Губернского Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местного для того неудобства- по станам. Каждый из сих съездов, составленный из выборщиков от волостных сходов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.

    32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мирового Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающие при выборе Гласных недоразумения.

    33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.

    34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.

    35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:

    а) съездом уездных землевладельцев - члены оного, в ст. 23-й означенные;

    б) городскими избирательными съездами - члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;

    в) избирательными съездами сельского сословия - лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда владельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.

    36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники Губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.

    37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.

    38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по особому расписанию Губерний.

    39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается...

    42. Для законного состава заседаний Земского Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.

    43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства...

    46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

    47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных казначейств, и лица духовного звания. Прочие служащие лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.

    48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником Губерний. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

    49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уездного Земского Собрания...

    50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская земская Управа.

    51. Губернское Земское собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

    52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й.

    53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства...

    56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

    57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания...

    59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земские Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.

    60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счет назначенных для сего по смете сумм.

    Гл. III. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

    61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще Губернии или нескольких ее уездов.

    62. Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

    I. Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделении.

    II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

    III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

    IV. Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

    V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

    VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.

    VII. Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.

    VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

    63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.

    64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

    I. Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.

    II. Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных,и представление означенных предположений в Губернскую Управу.

    III. Представление Губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.

    IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.

    V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.

    VII. Местные распоряжения и надзор, по указаниям Губернской Управы, в пределах уезда, по устройству Губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на Губернские повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Земской Управе (ст. 72).

    65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям - распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а Земским Управам - как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.

    66. Губернские Земские Собрания могут издавать обязательные для местных земских учреждений той же Губернии постановления, а Уездные Земские Собрания - давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению...

    70. Уездные Земские Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернские по Губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.

    71. Губернские и Уездные Земские Собрания для проверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).

    72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по Губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутые в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.

    73. Земские Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст.3, 7)...

    Гл. IV. - Порядок действий земских учреждений

    76. Уездные и Губернские Земские Собрания собираются ежегодно по одному разу: Уездные - не позже сентября, а Губернские - не позже декабря.

    77. Для заседаний Уездных Собраний полагается десятидневный срок, а для Губернских - двадцатидневный.

    78. Заседания Земских Собраний могут быть, в случае надобности и по ходатайству о том самих Собраний, продолжены далее сроков, определенных ст. 77: заседания Губернских Собраний - с разрешения Министра Внутренних Дел, а Уездных - с разрешения Начальника Губернии.

    79. Министру Внутренних дел предоставляется, в случае надобности, назначать и разрешать чрезвычайные заседания Земских Собраний.

    80. Распоряжения о своевременном созыве и открытии Земских Собраний возлагаются на Земские Управы, с разрешения Начальника Губернии.

    81. Земские Собрания открываются и закрываются: Губернское - Начальником Губернии лично, Уездные - Уездными Предводителями Дворянства.

    82. Члены Земских Собраний, пред вступлением в исполнение своих обязанностей, приносят установленную общими законами о государственной службе присягу...

    85. Постановления Земских Собраний имеют законную силу тогда только, когда в них участвовало, согласно 42-й ст., не менее одной трети всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае, не менее десяти.

    86. Никто не может иметь в Земском Собрании более одного голоса.

    88. Выборы и решения об устранении от должностей или о предании суду членов земских учреждений, производятся закрытою подачей голосов, а решение по прочим вопросам - открытою подачей голосов. Порядок подачи голосов, как в том, так и в другом случае, определяется самими Собраниями.

    89. Определения Земских Собраний постановляются простым большинством голосов; в случае равенства голосов, перевес принадлежит голосу председателя.

    90. Нижеследующие постановления Земских Собраний подлежат утверждению Начальника Губернии:

    о приведении в действие земских смет и раскладок;
    о разделении земских путей сообщения на Губернские и уездные;
    об отнесении уездных земских дорог в разряд проселочных;
    об изменении направления земских дорог;
    об учреждении выставок местных произведений;
    о временном устранении от должностей членов Земских Управ...
    92. Утверждению Министра Внутренних Дел подлежат постановления Земских Собраний:

    о займах, превышающих двухгодовую сумму земского сбора;
    об отнесении Губернских земских дорог в разряд проселочных;
    о сборах за проезд по земским путям сообщения;
    об открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о перенесении или изменении сроков существующих ярмарок;
    о перенесении существующих пристаней;
    о разделении имуществ и заведений общественного призрения на Губернские и уездные...
    99. Земские Управы заседают в продолжение всего года. Для отправления дел, нетребующих коллегиального обсуждения, предоставляется членам Управы учредить между собою очередь по взаимному соглашению; для прочих же дел, подлежащих рассмотрению Управы в полном ее составе, очередной член созывает остальных, и решения ее постановляются по большинству голосов. Распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к докладу и тому подобные исполнительные действия предоставляются власти Председателя...

    108. Ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых Уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного застрахования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях; для руководства же при составлении земской росписи и земских смет и раскладок прилагаются при сем особые Правила...

    Гл. V - Отчетность и ответственность земских учреждений

    110. Земские Управы, независимо от отчетов по денежным суммам, составляют, по окончании каждого года, отчеты: 1) о производившихся в течение года, на суммы земства, хозяйственных операциях; 2) о состоянии имуществ земства; 3) о состоянии находящихся в ведомстве их заведений; 4) о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей, и 5) вообще о всех своих распоряжениях, не вошедших в упомянутые выше отчеты...

    113. Отчеты Земских Управ подлежат рассмотрению и окончательному утверждению Земских Собраний. Уездные Собрания утверждают только те отчеты Уездных Земских Управ, которые касаются предметов уездного хозяйства, вверенных непосредственному заведыванию сих Собраний. Результаты ревизии печатаются в общее сведение.

    114. Рассмотрение действий Земских Управ, вследствие жалоб, обвинений, требований правительственных установлений и по ревизии отчетности, и передача сих действий на рассмотрение судебных мест, принадлежат Губернскому Собранию.

    115. Губернское Земское Собрание, сверх поверки действий Управ по бумагам и документам, может требовать личных объяснений от членов Управ и производит местные дознания, когда признает это нужным, чрез избранные для сего лица.

    116. Ответственность подчиненных Земских Управам служащих лиц по личным служебным их действиям определяется самими Управами: определения же о передаче на распоряжение судебной власти действий Председателей и членов Губернских и Уездных Земских Управ постановляются Губернским Земским Собранием.

    117. Члены Земских Управ окончательно удаляются от должности не иначе, как по определению Правительствующего Сената; но могут быть временно устранены от должности по постановлению Губернского Земского Собрания, утвержденному Начальником Губернии.

    118. Жалобы правительственных и общественных учреждений на постановления Земских Собраний: 1) о предметах, неподлежащих их ведомству и превышающих пределы их власти; 2) заключающие в себе такое нарушение общих законов, которое подлежит уголовному суду, - рассматриваются в Правительствующем Сенате.

    119. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений, имеют право иска на общем основании.

    120. Подведомственные Земским Управам служащие лица, за преступления по должности, влекущие за собою уголовные наказания, подвергаются ответственности, одинаково с лицами, состоящими на государственной службе, не иначе, как по уголовному следствию и суду.

    Выверено по изданию: Хрестоматия по истории государства и права России. / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 262-263

    Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

    12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов предста­вительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

    Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

    Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

    Духовенство лишалось избирательных прав.

    Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждениегубернское по земским делам присутствие , которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.

    Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

    11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщи­ков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).

    Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

    Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

    Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.

    Исторический анекдот : у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».