Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Курсовая работа правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Виды и функции правовой культуры

    Курсовая работа правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Виды и функции правовой культуры

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    [Введите текст]

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

    ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

    МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    К урсовая работа

    по теории государства и права

    на тему: Правовая культура должностных лиц и пути ее реформирования

    Тюмень 2009 г.

    Введение

    Данная тема курсовой важна для исследования, так как, по моему мнению, сложившемуся под влиянием изученных материалов и личного профессионального и гражданского опыта, главным признаком правового государства, обязательным условием его построения, является высокий уровень правовой культуры тех, кто занимает должности государственной и муниципальной службы, находится на службе в правоохранительных органах, иных должностных лиц государственных и негосударственных учреждений и организаций. Кроме того, тема формирования правовой культуры должностных лиц близка мне по роду моей профессиональной деятельности.

    Несмотря на то, что правовая культура должностных лиц является важной составляющей правовой культуры в целом, на мой взгляд она нуждается в гораздо более серьезном теоретическом обосновании, по сравнению с тем, что есть на сегодняшний день.

    История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, грамотные профессиональные действия. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правовом применении теория права формулирует тему правовой культуры.

    В своем выступлении на Всероссийской научно-теоретической конференции «Правовая культура в России на рубеже столетий» И.Н. Сенякин (доктор юрид. наук, академик РАЕН, профессор Саратовской государственной академии права), поставил значение правовой культуры должностных лиц на одну ступень с правовой безопасностью современного российского общества. «Уровень правовой безопасности в современном российском обществе зависит от многих факторов, среди которых наряду с несовершенством законодательства, его противоречивостью и нестабильностью можно выделить низкую правовую культуру власти, безответственность государства перед личностью, злоупотребление правом и др.»

    Сейчас, когда государство наконец всерьез обратило внимание на разъедающие его явления - коррумпированность и непрофессионализм чиновников, особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры должностных лиц. Именно высокая профессиональная культура действий и поступков должна являться главным результатом работы над формированием правовой культуры нашего общества.

    Мною было изучено много материалов по данной теме. И я столкнулась с тем, что многие авторы: В.И. Кнорринг, О.В. Мартышин, В.В. Лазарев, А.С. Пиголкин и др. не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовой культуры», так и такого ее компонента, как правовая культура должностных лиц.

    Целью данной работы является определение правовой культуры должностных лиц и способов ее совершенствования. В своей работе я хочу рассмотреть понятие, сущность, содержание такого явления как правовая культура должностных лиц, её функции и пути реформирования. Изучить, какое место занимает правовая культура и правовая культура должностных лиц в нашем обществе, какое отношение людей в России к праву вообще. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.

    1. Понятие, сущность и содержание пр

    Говоря о правовой культуре должностных лиц, необходимо помнить, что она является неотъемлемой частью правовой культуры общества, органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве - о должностных лицах, которые активно участвуют в правотворческой деятельности, признаны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику.

    «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций.

    От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Непосредственными участниками формирования правовой культуры общества в целом и любого гражданина в частности являются те, кто породу своей деятельности являются «проводниками» права в различных его отраслях, т.е. должностные лица. Правовая культура должностных лиц, как и культура в целом, неразрывно связана с историческими, этнонациональными, социокультурными особенностями того или иного народа, общества, государства. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в его правовой культуре: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизмом и одновременно нетерпимостью, явно пренебрежительным отношением к закону, при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя. При длительном отсутствии значимых демократических свобод - постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое.

    Правовая культура должностных лиц -- один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

    Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовой культуры и правовой культуры должностных лиц.

    «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

    Правовая культура должностных лиц - это одновременно:

    Определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности управленцами;

    Состояние процессов правотворчества и реализации права;

    Специфические способы правовой деятельности;

    Результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ;

    Осознание ответственности за результаты профессиональной деятельности

    Каждый из названных срезов правовой культуры должностных лиц может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры должностных лиц свидетельствуют, например, такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

    Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

    Возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принадлежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства, а в Российской Федерации действуют церкви, молитвенные дома, костелы, синагоги, мечети, другие религиозные учреждения. У граждан разных вероисповеданий не должно возникать чувства предвзятости к должностному лицу государственного аппарата, правозащитнику.

    Сущностью правовой культуры должностных лиц является формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связанное с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы, вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде.

    Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

    Вместе с тем человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.

    Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры и тут нужно отметить, что носители правовой культуры (в нашем случае должностные лица) - являются не просто проводниками, но и несут задачу повышения правовй культуры общества в целом. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области правовой культуры должностных лиц прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

    Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений, взыскательность в выборе и поддержании дружеских связей, высокоразвитое чувство собственного достоинства.

    Овладение правовой терминологией, умение грамотно, на профессиональном уровне составить текст юридического акта, соблюдая при этом языковые и этические требования стиля, -- важная составная часть всей работы по подготовке правоведов. Что позволено в некоторых случаях журналисту, публицисту, то не следует делать правоведу, констатирующему юридический факт, формулирующему официальный документ. Юрист не может написать в протоколе осмотра места происшествия: «Погибло свыше полусотни человек», не употребит в юридическом документе слова «суверенитет личности». В первом случае «полусотня» -- выражение этической расхлябанности в отношении к человеку, его праву на жизнь; во втором случае -- это не правовое понятие, а публицистический оборот, который стоит в одном ряду с такими словами, как «суверенитет потребителя», «суверенитет собственника» и т.п. Раскрытие юридической терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания закона являются составной частью правового просвещения.

    Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. Поэтому для общей моральной оценки работника, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплетаются служебные и родственные отношения. В определенных случаях закон регламентирует выбор решения судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношений.

    Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что должностные лица, обладающие высокой правовой культурой, должны уверенно ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура должностных лиц представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения.

    2. Функции правовой культуры, правовой культуры должностных лиц

    Принято выделять шесть функций правовой культуры:

    Познавательно-преобразовательная функция. Ее содержание - это цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество - формирование правового государства. Поэтому данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

    Праворегулятивная функция ставит своей задачей обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

    Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Другими словами, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

    Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

    Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других стран и народов.

    Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

    Все названные функции тесно взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой. Тем не менее, в отношении правовой культуры должностных лиц, я бы особо выделила значение праворегулятивной функции. Поскольку на мой взгляд, развитие и эффективное действие правовой системы и является основой для реализации полномочий любого должностного лица, независимо от сферы его деятельности.

    3. Пути формирования пр авовой культуры должностных лиц

    В настоящее время формирование гражданского общества в России считается официальной целью проводимых в стране реформ, что не представляется возможным без проведения культурно-просветительской работы среди населения по вопросам повышения правового сознания, правовой ответственности всех субъектов права, а должностных лиц в первую очередь, на основе закрепленния в сознании граждан ценности свободы личности, прав человека

    Правовая культура должностных лиц, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры должностных лиц, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

    Разработка ясной и осмысленной государственно-правовой идеологии, выражающей общие интересы общества и ориентирующей его граждан на соблюдение правовых норм и высоконравственное, правомерное поведение

    Повышение профессионального уровня должностных лиц;

    Повышение ответственности должностных лиц за конечный результат их деятельности;

    Повышение уровня общей культуры;

    Создание рычагов воздействие со стороны общества на неправомерные или непрофессиональные действия должностных лиц;

    Главным источником новой российской правовой культуры должностных лиц, является собственная законотворческая и правоприменительная практика государства. Ее формирование, воспроизводство и развитие осуществляются с одной стороны -- через выработку и законодательное закрепление в обществе определенных норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а с другой -- через усвоение людьми требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, обеспечивающих их адаптацию в данной политической системе. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

    Нельзя и абстрагироваться оттого, что состояние законности и правопорядка в нашей стране, оставляет желать лучшего. Коррупция и преступность, служебная неисполнительность должностных лиц и злоупотребление чиновников своим служебным положением, чувство беззащитности рядового гражданина перед произволом административного аппарата -- лишь некоторые свидетельства неблагополучия в этой области. Они подчеркивают исключительную важность целенаправленных усилий государства и гражданского общества по внедрению в нашу жизнь демократических стандартов жизнедеятельности государственных учреждений и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Эта работа развертывается в нескольких направлениях.

    Ее основу составляет разработка ясной и осмысленной государственно-правовой идеологии, выражающей общие интересы общества и ориентирующей его граждан на соблюдение правовых норм и высоконравственное, правомерное поведение. Практическим проявлением правовой идеологии является совершенная и непротиворечивая правовая база государства. К сожалению, в настоящее время приходится отмечать довольно существенные изъяны в действующем законодательстве, невысокое качество многих законов. Российское законодательство, говорится в докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», страдает большим количеством юридических коллизий, загромождено множественностью нормативных актов, изобилует разночтениями и противоречиями, порождаемыми необоснованным введением новых терминов и т. д.

    Как один из путей повышения правовой культуры должностных лиц можно рассматривать разработку и реализацию федеральных программ. Формирование правовой культуры должностных лиц - одна из целей федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» (2009-2013)», задачами которой является:

    Совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, создание системы управления государственной службой. Формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Разработка и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции. Развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе. Создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества. Формирование и реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих...

    Поставленные задачи очерчивают круг проблем, наиболее ярко просматривающийся в сфере деятельности должностных лиц и определяют пути решения проблемы повышения правовой культуры должностных лиц.

    Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

    Одна из серьезнейших проблем, стоящих перед современной Россией - нехватка профессионально подготовленных специалистов на всех уровнях управления, от производственного и до государственного. Не менее удручающая картина сложилась и в государственных структурах, от органов местного самоуправления и до федеральных. И это не удивительно, если низок профессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадры аппарата госслужбы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенно выше этого уровня. Правильный подбор, подготовка управленческого персонала и его эффективное использование - важнейшие направления работы по повышению правовой культуры должностных лиц. Необходимо в основу принципов подбора руководящего состава положить принципы профессиональной подготовленности и компетентности, а не политической благонадежности, как это зачастую бывает на практике. Профессионализм подразумевает не только обладание комплексом необходимых знаний и опыта, но и способность принимать обоснованные управленческие решения.

    Изучая имеющийся опыт работы в сфере поиска путей повышения правовой культуры населения Российской Федерации, должностных лиц органов федеральной, региональной, муниципальной власти, я обратила внимание на материалы, размещенные на официальном сайте г.Братска.

    Второй год в городе действует муниципальная целевая программа «Повышение правовой культуры в г. Братске»

    Программа разработана в целях организации правового обучения для всех слоев населения города, создания системы непрерывного и последовательного правового воспитания. Непременным условием развития общества является подъем правовой культуры от высших должностных лиц до обычных граждан. Тем самым, программой выделены 2 основных направления: во-первых, правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления; во-вторых, повышение правовой культуры и просвещения населения города. Реализация программы осуществляется комплексом мероприятий направленных как на повышение правовых знаний служащих, соблюдение законности при принятии муниципальных правовых актов, так и на информирование населения, оказание правовой помощи горожанам. Основной и самой востребованной формой повышения правовой культуры населения является оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям и группам населения. С 1 марта 2006 г. в Братске работает юридическая клиника «общественная приемная» при администрации города, осуществляющая правовую помощь населению в виде устных консультаций и разъяснений, а также подготовки исковых заявлений в суд. В настоящее время в работе клиники принимают участие 6 студентов юридических факультетов вузов города. «Общественная приемная» проводит выездные приемы в жилых районах города с целью оказания квалифицированной юридической помощи. За счет средств программы осуществлена разработка и выпуск информационных справочников для потребителей, брошюр «Пособие будущему солдату», «Реформа ЖКХ в действии. Товарищество собственников жилья», «Дачная амнистия», «Концепция и стратегия реализации государственной молодежной политики в г. Братске на 2008--2012 гг.» и других. В рамках программы в каждом жилом районе города на базе муниципальных библиотек организуются центры социально-правовой информации для населения: приобретается необходимое оборудование, компьютерная техника, программное обеспечение, периодические издания. Здесь населению города будет предоставляться необходимая правовая информация по интересующим вопросам. На официальном сайте города периодически обновляется раздел «Правовые новости», вносится информация об изменениях в федеральном, областном и местном законодательстве. В средствах массовой информации размещается информация по вопросам реализации программы, публикуются ответы на наиболее актуальные вопросы правового регулирования, задаваемые гражданами. На канале Рен ТВ периодически выходит информационная программа «Правовой консультант», темой которой стали актуальные аспекты действующего жилищного законодательства. В рамках программы проведены конкурсы по вопросам избирательного права и процесса. Организованы и проведены лекции, беседы и семинары по вопросам избирательного права для жителей города и для членов избирательных комиссий города. Прошли деловые игры «Выборы Президента». В рамках программы осуществляется повышение квалификации и правового уровня муниципальных служащих администрации города. Периодически проходят обучающие лекции, семинары, научно-практические конференции для муниципальных служащих администрации, работников аппарата городской Думы, затрагивающие наиболее актуальные аспекты динамично изменяющегося законодательства России. Дальнейшая реализация программы является необходимым фактором для повышения уровня правосознания граждан, повышения качества работы и профессионализма муниципальных служащих. За период реализации программы отмечена положительная динамика формирования правовой культуры в городе, у населения появилась заинтересованность в получении правовых знаний и использовании их при защите своих прав и законных интересов.

    Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих, иных должностных лиц ещё слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются услуги гражданам и организациям.

    В работе большинства кадровых служб всё ещё используются устаревшие технологии, не ведётся целенаправленная деятельность по привлечению молодых перспективных кадров. «Сегодня мы пожинаем плоды отсутствия долгие годы какой-либо внятной кадровой политики, формирования кадрового резерва».

    Современные методы планирования и регламентации труда не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы стимулирования служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает их мотивацию. Качество их профессионального обучения в недостаточной степени отвечает потребностям развития государства

    Эти проблемы в значительной степени связаны с отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной и гражданской службе. Проведение экспериментов, разработка должностных регламентов, применение новых кадровых технологий в учреждениях и организациях не имеют системного характера. Недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих.

    Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право, правовую культуру как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.

    Любые проявления так называемого «беспредела», т.е. игнорирование права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле «Хочу, чтобы было то, что захочу», образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан, кадрового резерва на руководящие должности.

    В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.

    Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции...

    Мне показалось интересным предложение Б.Н. Пантелеева, «Проблемы соблюдения этических норм работниками правоохранительных органов// Человек и закон. №7, 2007 год, с.35), проводить анкетирование среди претендентов на занятие той или иной должности, а так же их коллег и партнеров примерно следующего содержания:

    Увольнялся ли претендент ранее по уважительным причинам?

    Просили ли претендента уволиться с места службы?

    Был ли претендент вовлечен в мошенничество или лжесвидетельствование?

    Из вашего личного знания претендента верите ли вы, что претендент был замечен или проходил лечение от наркотической (алкогольной) зависимости?

    Есть ли причины, по которым претендент не может быть нанят на работу и т.д.

    Анализ анкеты - теста проводится экспертной комиссией.

    Повышение профессиональной, а значит и правовой культуры, этики юриста включает и большую работу по культуре речи, этике языкового строя. Речь, ораторское мастерство -- один из важных показателей культуры юриста, свидетельство его интеллектуальных, этнических и эстетических достоинств. В новых условиях жизни России утверждаются новые формы обращения к лицам в официальной и бытовой обстановке, на массовых собраниях. Известно, что официальное обращение к судье, прокурору, следователю, работнику милиции -- «гражданин». Почтительное, уважительное обращение к судье в США -- «сэр». Утвердится ли в официальных учреждениях, правовых в том числе, обращение «господин» или сохранится благородное и демократичное по своей природе, но получившее обывательское, с привкусом криминального звучания «гражданин»? Такого рода вопросы обсуждаются в печати. В нашем обществе, в бытовых отношениях преодолено упрощенное, лицемерное в определенном смысле отношение к алкогольным напиткам. Но злоупотребление спиртными напитками для государственного служащего, правоведа и правозащитника представляется грубым нарушением общей и профессиональной этики.

    Подводя итог изучению предлагаемых в научной литературе путей повышения правовой культуры должностных лиц, я бы сделала вывод, что на современном этапе идет «наработка» материала по этой теме, которая еще нуждается в тщательной систематизации, теоретическом обосновании. Без сомнения можно говорить о необходимости продуманной кадровой политике государства, предусматривающей комплекс мер, которые позволят различные отрасли социальной сферы, экономики, обеспечить кадрами соответствующей квалификации и соответствующего культурного уровня.

    Заключение

    правовой культура должностной лицо

    Как и на всем постсоветском пространстве, в России идут серьезные изменения во всех сферах жизни общества. Они, с одной стороны, свидетельствуют, что в общественном сознании произошла переоценка ценностей: люди в большинстве отвергли административно-командный принцип организации и авторитарные методы руководства страной. С другой стороны - в ходе и в результате проводимых реформ меняется отношение российских граждан к самим себе, к обществу, к политическим и государственным институтам. Россия переживает период смены политико-культурной парадигмы, неотъемлимую часть которой составляет формирование новой правовой культуры.

    Отечественные и зарубежные опыт и практика показывают, что внедрение современных принципов и технологий на государственной службе является длительным и сложным процессом. Поэтому программа реформирования и развития системы государственной службы будет реализована в 2009 -- 2013 годах в два этапа. На первом этапе (2009 -- 2010 гг.) предстоит с учётом правоприменительной практики усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы; организовать методическую помощь субъектам РФ, создать правовые и организационные основы единой системы управления государственной службой; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих, результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

    На втором этапе (2011 -- 2013 гг.) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы, завершить формирование единой системы управления.

    Результатом правового воспитания и одновременно самостоятельным направлением формирования правовой культуры должностных лиц, является формирование нового стиля их политико-правового поведения. Высокий уровень правового поведения обеспечивает не только свободу, но и организованность общественных отношений, их подчиненность общественному порядку. Правовое поведение должностных лиц означает понимание ими справедливости и полезности правовых установок, их ответственности перед обществом и государством за свои поступки, за исполнение своих должностных обязанностей, т.е. грамотную и эффективную работу в целях реализации законных интересов россиян, в рамках установленных должностных полномочий. Важнейшая часть правовой культуры любого гражданина - чувство законности и справедливости - преодолевает правовую пассивность и вырастает в активную, действенную позицию каждого в борьбе с нарушениями законности, от чего зависит стабильность правопорядка в обществе.

    Таким образом, работа над повышением правовой культуры должностных лиц позволяет обеспечить надлежащую ориентацию граждан и должностных лиц в основополагающих началах и принципах правовой системы государства. Она создает базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права.

    Список используемой литературы

    1. Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., Совет Федерации, 2006.

    2. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013)»\ Парламентская газета №17, 27 марта - 2 апреля 2009г.

    3. Указ Президента Российской Федерации от 12 04.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», КонсультантПлюс.

    4. «О некоторых особенностях Российской правовой и политической культуры», д-р юридич. наук О.В. Мартышин, ж-л «Государство и право». №10, 2003.

    5. «О формировании правовой культуры в современной России», А. Цветков, ж-л «Власть», №1, 2007.

    6. Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научной конференции) // Государство и право. 2001. № 10.

    7. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Издательство «Эксмо», 2005 - 688 с.

    8. «Какая кадровая политика нам нужна». Р. Алтынбаев\\ Российская Федерация сегодня, 2009, №6.

    9. КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru top

    10. Правовой словарь. Л.Ю.Грудицына.-М.;Эксмо, 2008.-1152 с.-(Новейший юридический справочник).

    11. Общая теория государства и права: Учебник\под ред. В.В.Лазарева.-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ.2000. - 520 с.

    12. Что такое правовая культура. Никитин А.Ф. Изд. «Просвещение», Москва, 1988 год, 232 с

    13. Основы государственного и муниципального управления: Учебник\ В.И. Кнорринг.-М.: Издательство «Экзамен», 2005 - 416 с.

    14. Официальный сайт г. Братска.

    15. Проблемы соблюдения этических норм работниками правоохранительных органов России. Пантелеев Б.Н., кандидат юридических наук. Человек и закон\\№7, 2007.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская функция правовой культуры. Нигилизм: истоки, пути преодоления.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2013

      Процесс формирования государственной службы со времен Киевской Руси до советского периода, её виды (гражданская, военная, правоохранительная). Цели и задачи Программы реформирования государственной службы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы.

      реферат , добавлен 23.02.2014

      Способность правового суждения. Подходы к определению правосознания, компонентная структура. Неинституциональная форма бытия права, основные аспекты. Правовая культура и её основные составляющие. Познавательно-преобразовательная, регулятивная функция.

      контрольная работа , добавлен 22.01.2016

      Оценка современной российской государственной службы. Предпосылки ее реформирования. Сущность и принципы реформирования государственной службы. Социальные аспекты реформирования государственной службы: зарубежный опыт и Россия.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2004

      Важным признаком и обязательным условием правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц. Правовая культура как феномен общественной жизни.

      курсовая работа , добавлен 02.06.2008

      Понятие должностного преступления. Содержание и признаки должностных преступлений. Конкретные виды должностных преступлений. Борьба со злоупотреблением и превышением должностных полномочий. Факторы должностной преступности. Проблема борьбы с коррупци.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2008

      Сущность и виды дисциплинарной ответственности должностных лиц. Регулирование дисциплинарной ответственности должностных лиц нормативными актами различного уровня. Дисциплинарная ответственность на примере судей, должностных лиц военной службы.

      реферат , добавлен 18.01.2010

      История законодательства, регулирующего должностные преступления. Понятия и виды должностных преступлений. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2011

      Институциональный подход к определению понятия "государственная служба". Результаты законодательной работы в сфере государственной службы. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013).

      курсовая работа , добавлен 10.12.2013

      Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Ершова, Людмила Алексеевна. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/862-7

    Введение к работе

    Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем правовой культуры должностных лиц, научного осмысления ее роли в становлении правового государства и организации действенного государственного управления.

    Правовая культура общества - важный фактор и условие повышения роли Советов, исполнительно-распорядительных органов, правосудия. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

    Роль правовой культуры должностных лиц неизмеримо возрастает в связи с усложнением задач государственного управления, преодолением кризисных явлений, демонтажем административно-командной и установлением демократически-правовой системы управления делами государства и общества. В материалах Съездов народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета СССР, законодательных органов республик негативную оценку получила особенность нынешнего состояния государственного управления, состоящая в одновременном функционировании старых и новых структур, их разнонаправленном действии. Одновременно подчеркивается, что ломку прежней системы нельзя отождествлять с борьбой с аппаратом управления. Преодоление бюрократизма и других недостатков не принесет успехов, если ограничиться кампанией, направленной против аппарата вообще. Нужен новый, компетентный и хорошо отлаженный механизм управления с квалифицированными, обладающими развитой правовой культурой государственными служащими, должностными лицами.

    На этапе практической реализации задач реформы полити-

    ческой системы общества, с учетом введения института президентства, на передний план выдвинулась задача реорганизации системы государственного управления, ее структурного, функционального и кадрового обновления. Начатые коренные преобразования в этом направлении, закреплены в Законе СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР е связи с совершенствованием системы государственного управления" . Законе СССР "О Кабинете Министров СССР" , а также Законе СССР "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР".

    Взаимообусловленность формирования советского правового государства и совершенствования управления делами общества усиливается также тем, что государственое управление представляет собой одну из форм деятельности государства, которая выражается в практическом осуществлении его функций на основе и Ео исполнении законов. Отсюда понятны взаимозависимость государственного управления и права, роль правовой культуры в управленческой деятельности.

    Государственное управление осуществляется через государственных служащих. Среди них особое место отводится должностным лицам, поскольку именно они наделены государственно-властными полномочиями. Деятельность должностных лиц по своему содержанию является управленческой, подзаконной и. как правило, правоприменительной. Усложнение, изменение управленческих задач влечет за собой возрастание роли должностных лиц. Поскольку управление реализуется в рамках закона, становится очевидным значение правовой культуры должностных лиц.

    Актуальность проблем правовой культуры должностных лиц как с точки зрения практической значимости, так и недостаточной теоретической разработанности, обусловила выбор темы настоящей диссертации.

    Научная разработанность проблемы.

    Вопросы правовой культуры должностных лиц находятся на стыке нескольких фундаментальных направлений научного исследования, прежде всего, правовой культуры общества и госу-

    дарственного управления. Этим определяется обширная научная литература, посвященная различным аспектам как правовой культуры, так и системы государственного управления.

    Методологии изучения проблем культуры уделяют внимание многие советские философы: А. И. Арнольдов, Э. А. Еаллер, К С. Злобин, СМ. Коган, ЕЕ Ким, R М. Межуев, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов и др.

    Вопросы правовой культуры б последнее гремя вызывают возрастающий интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С. С. Алексеева, R П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова. R Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. R Мальцева, A. R Мицкевича, R В. Тишенко, Л. С. Явича и других.

    Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический, исследуются в работах Е. R Аграновской, Е. А. Зорченко, А. Р. Ратинова, В. IL Сальникова, А. ПСемитко, Е Я. Соколова. R А. Щегорцова.

    Значительное внимание правовая мысль уделила и исследованию правового статуса должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления. Обстоятельные сущностные, деятельностные и структурные и;: характеристики даются в трудах представителей административного права: И. А. Бачило, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева, A. R Оболонского, Ю. А. Розенбау-ма, Ю. А. Тихомирова

    Вместе с тем вопросы правовой культуры должностных лиц до настоящего времени остаются малоизученными. Показательно, что по этой теме нет ни одного монографического исследования.

    Цель и задачи исследования.

    Цель диссертации заключается в научной разработке теоретических и практических проблем правовой культуры должностных лиц, а также конкретных предложений правового и организационного характера по ее повыиению.

    Для достижения указанной цели выделены следующие конкретные задачи:

    Провести анализ и обобщение накопившегося в теории и

    4 -на практике материала, относящегося к исследуемой теме;

    исследовать- сущность правовой культуры должностных лиц, показать ее роль в формировании социалистического правового государства и совершенствовании государственного управления;

    выявить специфику правовой культуры должностных лиц государственного аппарата как социально-профессиональной группы;

    дать характеристику основных структурных элементов правовой культуры должностных лиц и ее функций;

    изучить причины получивших распространение среди должностных лиц правового нигилизма и девальвации культурно-правовых ценностей, деформации профессиональной правовой культуры;

    обосновать предложения, направленные на успешное формирование и последующее повышение уровня правовой культуры должностных лиц в системе высшего и среднего специального образавания, а также повышения квалификации.

    Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение об обществе, государстве и управлении. Автором широко использовался, наряду с другими, системный и культурологический способы познания. Важное значение при разработке темы имела концепция правового государства, в которой существенное место должно быть отведено эффективному управлению, правовой культуре.

    Нормативно-правовая основа диссертации - советское конституционное и текущее законодательство, материалы Съездов народных депутатов СССР, заседаний Верховного Совета СССР, законодательных органов республик.

    Работа написана на основе изучения практической деятельности аппарата государственного управления, результатов социологических исследований правовой культуры должностных лиц. Широко использованы статистические данные, материалы центральной и местной периодической печати, данные судебной практики.

    Эмпирической базой диссертации являются результаты социологического опроса, проведенного автором в 1990 году в Москве, Владимирской и Ульяновской областях по проблеме правовой культуры должностных лиц. Анкетированием было охвачено 600 человек, отобранных по квотной выборке. В работе использовались также данные всесоюзного социологического исследования политике-правовых проблем молодежной культуры, которое проводилось с участием автора в 1989-90 годах в Москве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Омске. Уфе, Пензе по инициативе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, Советской ассоциации политических наук, Омского госу дарственного университета.

    Научная новизна определяется прежде всего как самой постановкой проблемы, так и подходом к исследованию. Осуществлена попытка на базе имеющихся подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин в изучении правовой культуры должностных лиц. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований правовой культуры должностных лиц в условиях формирования социалистического правового государства, коренного обновления системы государственного управления. Проведенный анализ позволил автору сформулировать и вынести на защиту следующие имеющие теоретическое и практическое значение выводы, предложения и рекомендации:

    Правовая культура должностных лиц - это мера освоения и использования правовых ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, проявляющаяся в характере и уровне правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентации и других структурных элементов их правосознания, а также в деятельности, определяемой правовым статусом;

    Самостоятельную группу носителей правовой культуры составляют должностные лица государственного аппарата, оказывающие существенное влияние на государственное управление,

    Б -процесс укрепления законности и правопорядка, демократизацию общественной ЖИЗНИ;

    правовая культура выступает существенным показателем компетентности, деловой квалификации должностных лиц, который должен учитываться при прохождении ими государственной службы;

    в современных условиях правовая культура должностных лиц нуждается в качественном улучшении, использовании в этих целях всей системы юридического всеобуча, включая подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в институтах и на курсах повышения квалификации;

    повышению правовой культуры должностных лиц могло бы способствовать более четкое закрепление их прав и обязанностей в действующем законодательстве, разработка и принятие Закона СССР "Об основных началах службы в государственном аппарате".

    Исследуя многоаспектный характер правовой культуры должностных лиц, автор посредством комплексного анализа теоретических источников, эмпирических данных Еыработал также подходы к проблеме, которые характеризуются элементами новизны:

    вопросы деятельности должностных лиц в сфере права рассматриваются с позиций обшей теории государства и права;

    показаны значение и возможности исследования правовой культуры должностных лиц для углубления и разработки проблем правовой культуры общества в целом, выявления в ней дополнительных аспектов;

    предложены новые критерии для построения теоретической модели структуры и функций правовой культуры должностных лиц, обосновано предложение ввести в научный оборот термин "актуальная правовая культура должностных лиц";

    показано место правовой культуры должностных лиц в системе их общей культуры, дается анализ ее соотношения с другими формами: политической, нравственной, культурой социалистического демократизма и др.;

    і специально исследуются уровни правовой культуры долж-

    ностных лиц: обыденный, профессиональный и научно-теоретический; соотношение групповой и индивидуальной правовой культуры должностных лиц, ее идеологической и психологической сфер;

    Выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на правовую культуру должностных лиц; в соответствии с задачами формирования правового государства, повышения эффективности государственного управления намечены пути их преодоления.

    Практическая значимость и апробация результатов исследования.

    Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе совершенствования законодательства о государственной службе. Показана необходимость внесения дополнений и изменений в проект Закона РСФСР "О государственной службе" в части, касающейся определения должностного лица, предъявляемых к нему требований, расширения гласности в работе аппарата государственного управления.

    Имеющийся в диссертации материал, в том числе связанный с результатами социологических исследований, может найти применение в процессе организации юридического всеобуча и правовой пропаганды, реализован в системах высшего и среднего специального образования, подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

    Основные теоретические и практические выводы диссертации изложены в опубликованных работах автора, обсуждены на проблемном семинаре кафедры советского государственного строительства и права Академии общественных наук ЇЇК КІЮС. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "Правовая и политическая культу-

    pa молодежи в условиях радикальной демократической реформы" (Омск, 1990 г.)

    Говоря о правовой культуре должностных лиц, необходимо помнить, что она является неотъемлемой частью правовой культуры общества, органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия общества. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве - о должностных лицах, которые активно участвуют в правотворческой деятельности, признаны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику.

    «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций.

    От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Непосредственными участниками формирования правовой культуры общества в целом и любого гражданина в частности являются те, кто породу своей деятельности являются «проводниками» права в различных его отраслях, т.е. должностные лица. Правовая культура должностных лиц, как и культура в целом, неразрывно связана с историческими, этнонациональными, социокультурными особенностями того или иного народа, общества, государства. Обращение к истории развития российского общества дает возможность выявить его особенности, наглядно отраженные в его правовой культуре: это многовековые пласты патриархально-коммунитарного, общинного менталитета с его как отрицательными, так и положительными свойствами, конформизмом и одновременно нетерпимостью, явно пренебрежительным отношением к закону, при не менее очевидном уважении к «порядку», неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого лидера, вождя. При длительном отсутствии значимых демократических свобод - постоянное стремление к «воле», творческому развитию личности и многое другое.

    Правовая культура должностных лиц -- один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

    Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовой культуры и правовой культуры должностных лиц.

    «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - социальное явление, характеризующее качественное правовое состояние личности и общества и выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в уровне правового развития субъекта, степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

    Правовая культура должностных лиц - это одновременно:

    • - определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности управленцами;
    • - состояние процессов правотворчества и реализации права;
    • - специфические способы правовой деятельности;
    • -результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ;
    • -осознание ответственности за результаты профессиональной деятельности

    Каждый из названных срезов правовой культуры должностных лиц может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры должностных лиц свидетельствуют, например, такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

    Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

    Возникают ситуации, которые обязывают юриста (судья, прокурор, следователь) взвешенно подходить к участию в религиозных церемониях, не афишировать свою принадлежность к определенной конфессии в связи с тем, что церковь отделена от государства, а в Российской Федерации действуют церкви, молитвенные дома, костелы, синагоги, мечети, другие религиозные учреждения. У граждан разных вероисповеданий не должно возникать чувства предвзятости к должностному лицу государственного аппарата, правозащитнику.

    Сущностью правовой культуры должностных лиц является формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связанное с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы, вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде.

    Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

    Вместе с тем человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.

    Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры и тут нужно отметить, что носители правовой культуры (в нашем случае должностные лица) - являются не просто проводниками, но и несут задачу повышения правовй культуры общества в целом. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области правовой культуры должностных лиц прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

    Престиж юриста, государственного органа, в котором он работает, предполагает разумное поведение лица в сфере имущественных, семейных отношений, взыскательность в выборе и поддержании дружеских связей, высокоразвитое чувство собственного достоинства.

    Овладение правовой терминологией, умение грамотно, на профессиональном уровне составить текст юридического акта, соблюдая при этом языковые и этические требования стиля, -- важная составная часть всей работы по подготовке правоведов. Что позволено в некоторых случаях журналисту, публицисту, то не следует делать правоведу, констатирующему юридический факт, формулирующему официальный документ. Юрист не может написать в протоколе осмотра места происшествия: «Погибло свыше полусотни человек», не употребит в юридическом документе слова «суверенитет личности». В первом случае «полусотня» -- выражение этической расхлябанности в отношении к человеку, его праву на жизнь; во втором случае -- это не правовое понятие, а публицистический оборот, который стоит в одном ряду с такими словами, как «суверенитет потребителя», «суверенитет собственника» и т.п. Раскрытие юридической терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания закона являются составной частью правового просвещения.

    Профессиональная мораль лица, его трудовая функция тесно связаны с бытовыми, семейными, родственными отношениями. Поэтому для общей моральной оценки работника, юриста имеет значение и его отношение к ситуации, в которой переплетаются служебные и родственные отношения. В определенных случаях закон регламентирует выбор решения судьи, следователя, прокурора при возникновении коллизии служебных и родственных отношений.

    Чаще всего в структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что должностные лица, обладающие высокой правовой культурой, должны уверенно ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура должностных лиц представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения.

    - 52.85 Кб

    Курсовая работа по теории государства и права:

    «Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования»


    Введение

    Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

    Тема правовой культуры является актуальной и на сегодняшний день, и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, посвященных данной тематике. Это связано с неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры вообще, так и с важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества и государства в целом, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения. Поэтому актуальным направлением теоретико-правовых исследований остаются как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее видов и, в частности, правовой культуры должностных лиц.

    В качестве базы для изучения данной проблемы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и публицистические материалы правового характера в периодической печати, а также учебная литература.

    Объектом исследования в работе выступает правовая культура, как понятие, и способы её формирования. Предметом исследования являются особенности правовой культуры, свойственные должностным лицам, как представителям социальной группы.

    1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

    Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и « должностное лицо».

    Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культура характеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи – создание морально–правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

    В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» 1 . Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» 2 .

    Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» 3 .

    По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» 4 . Существуют и множество других определений, но если объединить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

    Правовая культура, как сложное и многогранное понятие, складывается из определённых элементов. По мнению различных авторов, одним из наиболее важных элементов правовой культуры выступает правосознание населения. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Уровень развития правового сознания отражает следующие основные аспекты:

    а) насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров;

    б) насколько информировано население в правовом отношении;

    в) каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам;

    г) каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др.

    В структуре правосознание выделяют три составляющих – это правовая психология, правовая идеология и поведенческий элемент.

    1. Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;
    2. Правовая идеология – это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;
    3. Поведенческий элемент – это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

    С учетом изложенного можно сделать вывод, что от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

    Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры – уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, в лице их должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» 5 . Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведением каждого гражданина в отдельности, его деятельностью по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

    В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. Таким образом, об уровне развития правовой культуры можно судить на основании анализа нормативно–правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы.

    В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя – человека, группы людей, населения в целом, а в нашем случае, должностного лица.

    Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

    Далее следует остановиться на рассмотрении понятия должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование этого определения приводится лишь в нескольких нормативно-правовых актах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

    В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» 6 . В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно– распорядительные, административно–хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» 7 . Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

    С учетом изложенного, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо – это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако, отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» 8 .

    Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса должностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

    1. публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;
    2. руководители государственных и муниципальных учреждений;
    3. должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

    Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

    Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

    Описание

    Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

    Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Виды законов классифицируются: По юридической силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК) По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные По объему регулирования: общие и специальные.

    31. Правовая культура гражданина и должностного лица.

    Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

    Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

    Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

    Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.