Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Право на доступ к культурным ценностям: проблемы реализации

     Право на доступ к культурным ценностям: проблемы реализации

    Культурные права и свободы человека и гражданина

    Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

    Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

    Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ "О средствах массовой информации" (1991 г).

    Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

    Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

    Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

    Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту 1 . Или иными словами, гарантии в юридической сфере - есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

    Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

    В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики - свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

    Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

    В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

    В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

    Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ "Презумпции невиновности", которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

    право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

    принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

    недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

    Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

    закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

    Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

    В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

    Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

    (Носов С. И., Степанова И. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

    ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

    С. И. НОСОВ, И. В. СТЕПАНОВА

    Носов С. И., ученый секретарь Российской академии государственной службы при Президенте РФ, профессор, доктор юридических наук.

    Степанова И. В., соискатель кафедры государственного строительства и права РАГС.

    С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области представляются исключительно актуальными. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано прежде всего с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав и, следовательно, степень их социальной ценности. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты. Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т. д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т. д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т. д.). В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Могут быть выделены следующие две большие группы таких гарантий: 1) международно-правовые (ратификация международно-правовых актов по правам человека, международно-правовая судебная защита прав человека, международно-правовые санкции и т. д.); 2) внутригосударственные (политические, социально-экономические, юридические). За последнее время значительно возросла роль международных форм и средств в реализации прав и свобод человека и гражданина в целом и в области культуры в частности. Государство, присоединившись или подписав международно-правовой договор, должно добросовестно обеспечить его исполнение. Международным организациям (ООН, Экономический и Социальный Совет) принадлежит право контроля за выполнением принятых обязательств. В последние годы заметно повысилась роль международных судов в области защиты прав человека. Примером тому является деятельность Европейского суда по правам человека. По жалобам суд выносит решения, обязательные для государств — участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Международное право устанавливает общие права и свободы человека и гражданина, определяет их содержание. Задача каждого государства не только их закрепление в национальном законодательстве, но и самое главное — их практическая реализация. Несомненно, главенствующая роль в реализации прав и свобод человека и гражданина принадлежит разработке эффективного внутригосударственного механизма. Он включает правовые, политические, социально-экономические, идеологические гарантии <1>. ——————————— <1> См., напр.: Морозова А. Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2004. С. 86 — 88.

    Под политическими гарантиями понимают такую конституционно закрепленную политическую организацию общества, которая не только создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства, но и возможность активной реализации членами общества любых прав и свобод, в том числе и в сфере культуры. Социально-экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина включают: — законодательное закрепление таких условий экономической деятельности в государстве, при которых любой человек реально обладает всеми конституционно признанными правами и свободами; — установление гарантированного минимума размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий и т. д., бесплатность образования, государственная поддержка слабозащищенных слоев населения; — создание материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека и гражданина; — осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего права и свободы человека в социально-экономической сфере, эффективная их защита. Социально-экономические гарантии предполагают должное материальное обеспечение всей системы мер по защите прав и свобод граждан. Применительно к культурным правам человека и гражданина социально-экономические гарантии имеют специфические формы выражения. Они выражаются прежде всего в должном финансировании учреждений культуры, обеспечении такого уровня жизни, который обеспечивал бы реализацию права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Повышение уровня материального благосостояния людей создает благоприятные предпосылки для их активного участия в культурной жизни. Кроме того, уровень материального обеспечения населения непосредственно влияет на уровень самосознания людей, нормальный психологический климат, уверенность граждан в незыблемости их прав и свобод, в том числе в сфере культуры. Особое место в системе гарантий прав и свобод человека принадлежит юридическим гарантиям. Юридические гарантии представляют собой правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина в области культуры, и существующий в государстве правозащитный механизм их охраны и реального обеспечения. В научной литературе существуют различные классификации юридических гарантий <2>. Выделяют различные виды юридических гарантий, в частности: ——————————— <2> См., напр.: Бутылин В. Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2001. С. 49.

    по степени общности: — гарантии, закрепленные в конституции, законах и подзаконных актах; — общие гарантии, относящиеся к любым правам и свободам, и специальные, обеспечивающие закрепление и реализацию права в какой-либо сфере; по функциям: — гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) прав и свобод; — стимулирующие, правообеспечительные, превентивные охранительные; по отраслевому признаку: — конституционные (государственно-правовые), административно-правовые, уголовно-процессуальные. Юридические гарантии тесно взаимосвязаны с другими видами гарантий. Например, очевидно, что реальность правовых гарантий во многом обусловлена политическим строем общества, конституционным строем, закрепляющим права, свободы человека и гражданина (политические гарантии), социально-экономическим развитием страны, уровнем материального благосостояния граждан, степенью их социальной защищенности (социально-экономические гарантии). Каждый из видов гарантий в значительной степени обеспечивается реализацией других видов гарантий. Очевидна взаимосвязь внутригосударственных и международных гарантий. Национальные законодательства все более руководствуются принципами и нормами международного права. Эта тенденция отчетливо проявляется и в российском законодательстве. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Гражданин в случае нарушения его прав и свобод, в том числе в области культуры, вправе использовать имеющиеся не только внутригосударственные механизмы защиты, но и обращаться в международные организации. В последнее время культурным правам граждан уделяется все большее внимание. Вместе с тем следует признать, что это все еще наименее обеспеченная категория прав и свобод. Особенно актуальным представляется наряду с дальнейшим расширением этих прав создание реального механизма их реализации и защиты. Крайне важно добиться осознания важности прав и свобод не только отдельным гражданином, но и обществом в целом. Законодательство Российской Федерации закрепляет широкий перечень обязанностей государства в области культуры, которые должны обеспечивать реализацию культурных прав человека и гражданина <3>. ——————————— <3> См.: Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46. Ст. 2615. Раздел VI.

    С правом граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры корреспондирует обязанность государства по обеспечению условий для общедоступной культурной деятельности (деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей). Для реализации указанного права граждан государство должно осуществлять поддержку учреждений культуры. При необходимости оно принимает долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры. Кроме того, государство посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами призвано стимулировать создание и деятельность организаций культуры. Государство, помимо всего, осуществляет протекционизм (покровительство) в области культуры в целях защиты наименее защищенных групп населения. Действующее законодательство устанавливает, что проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов не должны осуществляться без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм и потребностей населения. Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не только закрепляют права граждан в области культуры, но и налагают на них определенные обязанности. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Под историческим и культурным наследием понимают материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности России и ее народов, их выхода, их вклада в мировую цивилизацию <4>. ——————————— <4> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2001. С. 222.

    Граждане, в собственности которых находятся объекты культурного наследия, обязаны соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные действующим законодательством. При определении возможного использования объекта культурного наследия учитываются следующие требования: — соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению; — сохранение планировочной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов объекта культурного наследия; — строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия. Граждане, учреждения, организации, причинившие вред памятнику истории и культуры, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности — возместить причиненные убытки. За нарушение гражданами или должностными лицами правил охраны и использования памятников истории и культуры установлена административная ответственность. Кроме того, за незаконный вывоз и ввоз культурных ценностей в соответствии с законодательством предусмотрены меры уголовной и административной ответственности. Вместе с тем законодательство не предусматривает никакой ответственности государства в случае невыполнения этих обязанностей. Предусматривается, что дальнейшее развитие законодательства должно осуществляться с учетом международно-правового опыта <5>. ——————————— <5> Так, исходя из Лимбургских принципов осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государство должно нести ответственность в случаях: 1) если оно не обеспечивает своевременного устранения препятствий, которые оно обязано устранить, в интересах незамедлительного осуществления права; 2) если оно преднамеренно не соблюдает какую-либо минимальную общепринятую международную норму в области реализации прав, которую оно в силах соблюсти. См.: Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Вып. 9. 1987. N 2. Май. С. 122 — 135.

    Структура законодательства в области культуры. Законодательство в сфере культуры, регламентирующее права и свободы граждан, включает в себя международно-правовые акты и внутреннее (национальное) законодательство. В международно-правовой сфере действует широкий перечень правовых документов и норм, регламентирующих самые различные стороны культурной деятельности, закрепляющие права и свободы человека в этой области. К числу такого рода документов относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская культурная конвенция (1954), Конвенция об охране всемирного и культурного наследия (1972), многие другие международные пакты, направленные на формирование и сохранение единого культурного пространства, касающиеся различных вопросов культурной деятельности. Законодательство Российской Федерации в сфере культуры включает федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. Помимо этого в структуру национального законодательства о культуре входят и нормативные акты, принятые органами местного самоуправления. Законодательство (как федеральное, так и субъектов Российской Федерации), в свою очередь, состоит из законов и подзаконных актов. Федеральное законодательство, регламентирующее права и свободы граждан в области культуры, включает, прежде всего, Конституцию РФ, Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На базе Конституции и Основ было принято множество законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере, в том числе: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Закон РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле». Вопросы культуры нашли отражение в ряде базисных законодательных актов, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации (в части регулирования интеллектуальной собственности, общих принципов деятельности учреждений и организаций), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий, зон охраны и т. д.), Уголовный кодекс Российской Федерации (в части ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушение авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей), Налоговый кодекс Российской Федерации (в части налоговых льгот для учреждений и организаций культуры, осуществляющих определенные виды работ). Различные аспекты деятельности в сфере культуры нашли отражение также в Земельном, Градостроительном и Таможенном кодексах Российской Федерации, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» <6>. Кроме того, в сфере культуры действует большое количество подзаконных актов: указов Президента РФ, актов министерств и ведомств <7>. ——————————— <6> См.: Андрюхина Э. П. Законодательство Российской Федерации о культуре // Журнал российского права. 2002. N 3. <7> См., например, Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28. Ст. 3358; Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 740 «О Федеральной целевой программе «Культура России (2006 — 2010 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 51. Ст. 5528.

    Характеризуя федеральное законодательство в области закрепления и защиты прав и свобод граждан в сфере культуры, следует подчеркнуть, что назрела необходимость в их расширении и углублении содержания, в связи с чем требуется изменение действующих и принятие новых правовых норм, отражающих современный этап развития общественных отношений. Многие правовые нормы декларативны и не подкреплены действенным механизмом реализации. Это касается льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, представления льгот театрам, другим организациям культуры. Несмотря на большое количество нормативных актов по различным аспектам культуры, специальный нормативный акт по вопросам культурной деятельности отсутствует. Это влечет серьезные проблемы, связанные с государственной поддержкой концертных организаций. В настоящее время активно развивается законодательство субъектов Российской Федерации в области организации культурной деятельности. Во многих субъектах приняты свои законодательные акты, направленные на сохранение и развитие культурных ценностей, определение порядка их использования. К ним относятся Законы о музеях и музейных ценностях, о библиотечном деле, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры). Для эффективной реализации и защиты культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо как формирование системы гарантий, закрепленной в законодательстве, так и создание механизма их реального воплощения.

    ——————————————————————

    Московское отделение Ассоциации юристов России – самое крупное в Ассоциации. Мы объединяем более полутора тысяч состоявшихся и молодых юристов, проживающих и работающих в Москве, и наша численность постоянно растет.

    Отделение было создано в 2007 году. В состав органов управления входят известные юристы Москвы, представляющие властные структуры, адвокатское сообщество, юридическую науку и т.д.

    Концепция работы Отделения предполагает полную консолидацию усилий. Московское отделение Ассоциации юристов России – это Вы, его члены. Практически вся деятельность Отделения строится на общественных началах и реализуется усилиями его членов, предлагающих и осуществляющих проекты Отделения.

    Принципиальной особенностью Московского отделения Ассоциации юристов России является максимальная вовлеченность молодых юристов в его деятельность. Мы не отделяем молодежь от старших поколений, и считаем это основой передачи опыта и знаний и обновления права.

    С каждым годом Московское отделение Ассоциации юристов России улучшает свою работу. Мы считаем, что Отделение заслуживает быть флагманом регионального развития Ассоциации юристов России, иметь высокую узнаваемость как в России, так и в мире. Поэтому для нас важно Ваше мнение о работе Отделения, Ваша обратная связь .

    Мы всегда рады каждому новому члену Московского отделения Ассоциации юристов России, мы ценим любые предложения и пожелания наших коллег, и мы искренне надеемся на Ваши амбиции, Вашу активную жизненную позицию и Ваше участие в работе Отделения.

    Надеемся, Вам понравится у нас на сайте.

    «Основные формы культуры» - Массовая культура. История живописи. Глиптика. Музыка. Формы культуры. Изобразительное искусство. Элитарная культура. Элитарная или высокая культура. Скульптура. Камеи. Граффити. Графика. Строительство. Живопись. Традиционный вид графического искусства. Виды литературы. Знаменитые памятники живописи.

    «Элитарная культура» - Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Народная культура. Илья Глазунов «Великий эксперимент». Элитарная культура. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Массовая культура. Формы культуры. Айвазовский «Девятый вал». Ф. Ницше.

    «Организационная культура» - Филогенез – исторический процесс развития всей популяции, в т.ч. всего человечества. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного. . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры.

    «Формы культуры» - 5. Частушки 6. Телевизионный сериал 7. Свадебный ритуал 8. Комиксы 9. Симфония Д.Д. Шостаковича 10. К какой из форм культуры относятся следующие произведения? Тестирование по теме. Формы культуры. Задание уровня В Найдите общие черты и различия массовой и народной культуры. Былины. Тема урока.

    «Отличие массовой культуры от элитарной» - Массовая и элитарная культура. Англия. Исторические условия. Элита. Идейная основа современной массовой культуры. Человеческое сознание. Фундамент современной массовой культуры. Элитарная культура. Век страха. Массовая культура. Трагические события. Искусство. Структура. Вехи формирования массовой культуры.

    «Виды культуры» - Формы культуры. Отрасли духовной культуры. Основные значения термина «природа». Понятие «природа». Изменённый и созданный человеком мир. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодёжной субкультуры. Единство культуры – это открытое единство.

    Всего в теме 9 презентаций

    Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре органы государственной власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих работников), защищая их посредством законодательной и иной нормативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

    Право на образование - одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависит социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека.

    В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям:

    1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

    2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этих прав и свобод.
    В числе гарантий свобод, провозглашенных в Конституции, следует, прежде всего, указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
    С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
    Конституция в ст.44 говорит и о свободе преподавания. Согласно Федеральному закону о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ст.55). Принцип свободы преподавания закрепляется и в правительственных актах - типовых положениях об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
    Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает создание эффективной системы охраны прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Российское законодательство в этой области существенно обновлено и отвечает тенденциям становления новых социально-экономических условий. К числу основных нормативных актов следует отнести: Патентный закон, охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон «Об авторском праве и смежных правах».
    Право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Федеральным законом «О библиотечном деле» 1994г. закреплено, что каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание.
    Все пользователи библиотеки (физические и юридические лица) имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Наиболее распространенными являются общедоступные библиотеки. В них гражданам предоставляется возможность пользоваться фондами без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии. В общедоступных библиотеках граждане вправе стать их пользователями по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей.
    В общедоступных библиотеках граждане вправе бесплатно получать: во временное пользование из библиотечных фондов книги, журналы, газеты и др.; полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов; консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
    Следует отметить и Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах 1993г., согласно которым документы государственной части архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам (ст.20).
    Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды, что является гарантией конституционного права на доступ к культурным ценностям.
    Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям во многом зависит от того, насколько население обеспечено услугами учреждений культуры - библиотек, театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, кинотеатров, насколько многообразны эти учреждения культуры по характеру деятельности, форме собственности и т.д. (драматические, музыкальные, детские театры, государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки предприятий, учреждений, организаций и т.д.).
    Необходимо указать на важность законодательного запрета проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры. При проектировании должны учитываться градостроительные нормы и потребности местного населения. Земельные участки под строительство новых объектов культуры должны выделяться на приоритетной основе.
    Возможность пользования учреждениями культуры неразрывно связана с доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.
    Если в первых двух частях ст.44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые значимы для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст.1 и 6 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978г.).
    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - это значит и соблюдать правила вывоза и ввоза культурных ценностей, установленные Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры.