Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Неожиданные российские товары, идущие на экспорт. Тонкости внешне-экономической деятельности, или Как правильно ввозить и продавать иностранный товар? Драгоценные металлы для Apple

    Неожиданные российские товары, идущие на экспорт. Тонкости внешне-экономической деятельности, или Как правильно ввозить и продавать иностранный товар? Драгоценные металлы для Apple

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    ТОВАРОВ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ В СТРАНЫ,

    ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

    В РАМКАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕФЕРЕНЦИЙ (ГСП)

    ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СЕРТИФИКАТОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

    ФОРМЫ «А»

    Введение

    Общие положения

    Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

    Товары российского происхождения, определяемые критерием «достаточной переработки» с учетом правил происхождения стран, предоставляющих преференции

    4.1. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в страны Европейских сообществ, Турцию ,

    4.2. Определение критерия «достаточной переработки для товаров российского происхождения, экспортируемых в США,

    4.3. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Канаду,

    4.4. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Чехию и Словакию,

    4.5. Определение критерия «достаточной переработки» для товаров российского происхождения, экспортируемых в Югослави ю

    Порядок проведения экспертизы по определению страны происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках ГСП

    5.1. Общие положения

    5.2. Перечень документов, предъявляемых эксперту

    5.3. Последовательность действий эксперта при определении страны происхождения товара

    5.4. Порядок оформления акта экспертизы

    Приложение. Форма акта экспертизы, для выдачи сертификата формы «А».

    Приложение. Образец сертификата формы «А».

    Приложение. Система преференций, предоставляемая Чехией и Словакией .

    Приложение. Перечень товаров, изъятых из режима свободной торговли товарами между Россией и Югославией.

    Приложение. Перечень товаров, изъятых из преференциального режима Канады.

    Приложение. Комментарии к применению Правил происхождения товаров, изложенных в Приложениях №14,15, Регламента ЕЭС №№ 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

    Приложение. Приложение к Регламенту ЕС № 000/93, дополненному и измененному Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000

    Приложение. Извлечения из Приложений №№1, 3, к Регламенту ЕС № 000/2001

    Приложение. Извлечения из Положения о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности , утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ: Раздел 8 «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций».

    Введение

    Концепция обобщенных тарифных преференций была впервые выдвинута в 1964 году, на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1968 году, в ходе второй Конференции ЮНКТАД в Нью - Дели, концепция официально принята членами ООН и были установлены основополагающие принципы Генеральной системы преференций (ГСП).

    По мнению развивающихся стран-членов ЮНКТАД, действующие в развитых странах таможенные тарифы препятствовали их экономическому развитию. Предоставление тарифных преференций на рынках развитых стран дает возможность развивающимся странам увеличить экспорт и валютные поступления и тем самым сократить зависимость от иностранной помощи .

    Международно-правовой основой предоставления развитыми странами режима преференций стала специальная оговорка к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), о том, что развитые страны могут предоставлять развивающимся странам «специальный и дифференцированный режим» для экспортируемой продукции.

    Европейские сообщества первыми ввели в практику систему тарифных преференций в рамках Генеральной системы преференций ЕС, действующей с 1 июля 1971 года.

    На основе Генеральной системы преференций разработаны национальные системы преференций США и Канады, принятые в 1975 году.

    В 1995 году Чехией и Словакией были предоставлены преференции для товаров, экспортируемых из Российской Федерации на основе ГСП ЕС.

    Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии 28 августа 2000 года было подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на российские товары, экспортируемые в Союзную Республику Югославию (СРЮ).

    Правительством Республики Турция c 1 января 2002 года предоставлен, в числе других стран, режим тарифных преференций Российской Федерации в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) и установлен порядок оформления сертификатов происхождения товаров формы «А» на товары, экспортируемые в Турцию. Для реализации ГСП Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с ГСП ЕС.

    Для получения преференций, продукция из стран, именуемых «странами, получающими преференции» (бенефициары), должна быть либо полностью произведена в этих странах, либо в достаточной мере обработана или переработана, чтобы соответствовать правилам определения происхождения товаров, действующим в стране, предоставляющей преференции.

    Преференции предоставляются при предъявлении импортером в таможенные органы стран, предоставляющих преференции, сертификата происхождения товара формы «А».

    Каждая страна, пользующаяся преференциями, принимает на себя обязательство обеспечить правильность и правомочность оформления сертификатов происхождения товаров формы «А».

    Согласно Регламенту Европейских сообществ № 000/93, дополненного и измененного Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000 сертификат формы «А» должен выдаваться компетентным государственным органом страны, получающей преференции.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года, право выдачи сертификата формы «А» с 01.01.2003 предоставлено Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

    ТПП России предоставляет право выдачи сертификата формы «А» территориальным торгово-промышленным палатам , в установленном порядке.

    Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), в соответствии с общепризнанными нормами международного права , будет осуществлять контроль за применением Генеральной системы преференций, в части, касающейся выдачи ТПП России и уполномоченными территориальными ТПП сертификатов формы «А».

    1. Общие положения

    1.1. Методика определения российского происхождения товаров, экспортируемых в страны, предоставляющие преференции в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) для оформления сертификатов происхождения товаров формы «А», подготовлена с целью унификации методов и порядка проведения экспертизы экспертными организациями (подразделениями Торгово-промышленной палаты) при определении происхождения товаров, экспортируемых в иностранные государства или их экономические объединения.

    1.2. Настоящая Методика разработана с учетом нормативных актов и документов Комиссии Европейских сообществ (КЕС), Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, регламентирующих порядок оформления сертификатов формы «А».

    1.3. В Методике изложен порядок и методы определения российского происхождения товаров, и оформления актов экспертиз для выдачи сертификатов формы «А» на товары, экспортируемые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, в соответствии с Правилами происхождения товаров, принятыми каждой страной.

    1.4. Правила происхождения товара ЕС для стран-членов Европейских сообществ изложены в Регламенте ЕЭС № 000/93, дополненном и измененном Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованными в Официальном журнале ЕС № L 188 от 01.01.2001.

    В Регламенте, наряду с изменениями и дополнениями Правил определения происхождения товаров, подпадающих под действие преференций Европейских сообществ, изложены:

    а) порядок применения преференциального режима ко всем видам продукции, которые производятся с использованием иностранных компонентов (Приложения №№ 14,15 к Регламенту);

    б) перечень операций по обработке или переработке иностранных (импортируемых) компонентов, используемых в производстве товаров для экспорта в страны-члены Европейских сообществ, с указанием стоимости этих компонентов, в зависимости от вида товаров, в конечной стоимости экспортируемого товара (от 10 % до 50%) (Приложение к Регламенту).

    1.5. Оформление, удостоверение и выдача сертификатов формы «А» на товары, экспортируе­мые в страны-члены Европейских сообществ, Турцию, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию, производится на основании актов экспертиз , выданных экспертными организациями (подразделе­ниями Торгово-промышленной палаты), в соответствии с Положением о порядке оформления, удо­стоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, свя­занных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденным Постановлением Правления ТПП РФ №от 8 октября 2002 года (Раздел 8: «Оформление, удостоверение и выдача сертификатов происхождения товаров формы «А», на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их эконо­мическими объединениями в рамках Генеральной системы преференций»).

    2.1. При подготовке Методики использованы следующие законодательные акты, стандарты и другие нормативные документы:

    § ГОСТ Р1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений . Общие положения;

    § СТО ТПП Система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

    § СТО ТПП Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системы ТПП России;

    § Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС-2000);

    § Таможенный кодекс Российской Федерации, от 01.01.01 г., № 000-1;

    § Регламент Европейских экономических сообществ № 000/93, (с дополнениями и изменениями Регламентами ЕС №№ 12/97, 1602/2000, опубликованный в «Официальном журнале ЕС» от № L 188, от 01.01.2001);

    § Регламент ЕС № 000/2001 от 01.01.2001, опубликованный в Официальном журнале ЕС № L 346, от 01.01.2001;

    § Генеральная система преференций США . Перечень российских товаров для беспошлин­ного ввоза в США;

    § Меморандум Д11-4-4 от 5.06.1998 г. Министерства доходов Канады (Правила проис­хождения товаров);

    § Режим выдачи (удостоверения) сертификатов о происхождении товаров формы «А» в рам­ках системы таможенных преференций, предоставляемых Чешской Республикой на импорт товара из Российской Федерации;

    § Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительст­вом Союзной Республикой Югославии о свободной торговле между Российской Фе­дерацией и Союзной Республикой Югославией, подписанное 28 августа 2000 года;

    § «Дополнение к Постановлению об импортном режиме», опубликованное в официаль­ном печатном органе Турецкого Правительства - «Ресми газете» № 000 (Приложение) от 01.01.2001;

    § Материалы Торговых представительств Российской Федерации из стран-членов ЕС, США, Канады, Чехии, Словакии, Турции и Югославии.

    2.2. Для целей данной Методики использованы следующие понятия и термины:

    российское происхождение товара - означает, что товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке или переработке в Российской Федерации;

    критерий достаточной переработки - означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две или более стран, считается происходящим из Российской Федерации;

    производство - означает любого рода обработку или переработку, в том числе сборку или специфические операции;

    материал - означает любой ингредиент, сырье, компонент или часть и т. д., использованные в производстве продукции;

    продукция - означает конечную продукцию даже в том случае, если она предназначается для использования позднее в другой производственной операции;

    товар - означает как сырье и компоненты, так и полученную продукцию (в том числе тепловую, электрическую и другие виды энергии);

    товарная номенклатура - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

    (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинирован­ной тарифно-статистической номенклатуры ЕС;

    главы и четырехзначные коды означают главы и коды (соответственно, первые две и первые четыре цифры, использованные в Номенклатуре, которая составляет Гармонизированную систему;

    классифицированный относится к классификации продукции и материалов под отдельным кодом;

    цена франко-завод - означает цену, уплаченную изготовителю, на предприятии которого была выполнена последняя обработка или переработка, при условии, что данная цена включает стоимость всех материалов, использованных в производстве, за вычетом любого рода внутренних налогов, которые возвращаются или будут возвращены, при поставке продукции на экспорт;

    партия товара - означает продукцию, которая отправляется одновременно одним экспортером одному и тому же грузополучателю , и оформлена одним транспортным документом, или - при отсутствии такого документа - одним счетом (invoice);

    комплект - предусмотренный договором полный набор изделий, имеющих определенное назначение. Например, комплект запасных частей и инструментов, поставляемых вместе с трактором; комплект материалов , необходимых для производства данного вида продукции; комплект оборудование для установки на строящемся предприятии; комплект постельного белья, и т. п.

    комплектующее изделие - изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем. Составными частями изделия могут быть детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

    Согласно Регламенту ЕС, «суда Российской Федерации» и «российские плавучие заводы» относятся только к судам и плавучим заводам:

    Которые зарегистрированы или записаны в России и которые плавают под российским флагом,

    Которые находятся не менее чем на 50% во владении России, либо компании с главной конторой в России, руководитель которой или руководители, председатели правления директоров или наблюдательного контрольного совета являются гражданами России и, кроме того, не менее половины капитала которой - в случае товариществ или компании с ограниченной ответственностью - принадлежит России, либо ее общественным организациям или гражданам,

    На которых капитан и лица командного состава являются все гражданами России, и

    На которых не менее 75% экипажа являются гражданами России.

    Суда, работающие вне пределов территориальных вод, в том числе и плавучие рыбозаводы, на которых производится обработка и переработка пойманной рыбы, должны будут считаться частью территории России, которой они принадлежат, при условии, что они удовлетворяют вышеуказанным положениям.

    2.3. Код товарной позиции (классификация) товаров, экспортируемых в страны-члены ЕС, Турцию, Чехию, Словакию, Югославию, определяется в соответствии с Комбинированной номенклатурой ЕС (КН ЕС). Восьмизначные коды Комбинированной номенклатуры ЕС аналогичны кодам ТН ВЭД и отличаются от них только отсутствием девятой и десятой резервной цифры «0».

    2.4. Код товарной позиции (классификация) российских товаров, экспортируемых в США и Канаду, определяется по Гармонизированной товарной номенклатуре США. Каждая товарная позиция обозначается восьмизначным цифровым кодом, первые шесть цифр которого соответствуют ТН ВЭД. Различия в классификации товаров в Гармонизированной товарной номенклатуре США и ТН ВЭД имеют место на 7-ом и последующих разрядах кодового обозначения товара.

    3. Товары, полностью произведенные в Российской Федерации

    3.1. Товарам, полностью произведенным в Российской Федерации и экспортируемым в страны, предоставляющие преференции, присваивается индекс «Р».

    3.2. Полностью произведенными в Российской Федерации считаются следующие товары:

    а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если имеются исключительные права на разработку этих недр;

    б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

    в) живые животные, рожденные и выращенные на ее территории;

    г) продукция, полученная от выращенных на ее территории животных;

    д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла;

    е) продукция морского промысла, добытая и/или произведенная в мировом океане судами Российской Федерации либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

    ж) продукция, изготавливаемая на борту российских плавучих заводов исключительно из продукции, упомянутой в пункте “е”;

    С гот. тов . - стоимость готового товара (в денежных единицах );

    Примечание: При расчете используются исходные данные, выраженные в одних

    денежных единицах, приведенных к одному уровню (масштабу) цен

    4.1.8. Товары, не подпадающие под режим ГСП ЕС перечислены в Приложениях №№1,3, к Регламенту ЕС № 000/2001 от 01.01.2001 (см. Приложение к Методике).

    4.1.9. Для реализации Генеральной системы преференций Турция применяет Регламент с изложением Правил происхождения товаров по аналогии с преференциальным режимом Европейских Сообществ.

    Вместе с тем, при импорте российских товаров Турция не предоставляет режим тарифных преференций:

    На сельскохозяйственные товары, главы с 01 по 24;

    На товары под кодами 7; 7; 7; 7; 7;

    Сертификат происхождения является таможенным сертификатом. Он выдается Торгово-Промышленной Палатой (ТПП) в той стране, где изготовлена продукция. Сертификат происхождения подтверждает тот факт, что товар произведен на территории страны. При этом в РФ требуется, чтобы на продукцию, считающуюся изготовленной в России, приходилось не менее 50% от общего числа затрат. Регулируется выдача документа Федеральным Законом от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в РФ».

    Используется сертификат происхождения для получения льготных таможенных тарифов (или преференций), введенных законодательством той или иной страны.

    Сертификат происхождения в России необходим производителям в следующих случаях:

    • Если существуют льготы на продукцию при начислении таможенных пошлин (многие страны, например, имеют льготы на российской границе);
    • если условия внешнеторговых соглашений предусматривают наличие сертификата происхождения;
    • если возникает требование банка для проведения некоторых операций.

    Виды сертификатов происхождения

    Существует три вида сертификатов происхождения:

    • На продукцию, произведенную в одной из стран СНГ и предусмотренной для обращения в этих же странах, применяется форма СТ-1;
    • если предполагается, что товар может попасть под таможенную преференцию одной из стран Европейского сообщества, Канады, США, России, Чехии или других, то рекомендуется сертификат происхождения по форме А;
    • если требуется подтвердить, что товар произведен в России для стран, в которых не предусмотрены льготы таможенного тарифа, то необходим сертификат происхождения общей формы.

    Сертификат происхождения формы СТ-1 начал действовать с 15 апреля 1994 года после заключения Соглашения о создании зоны свободной торговли, между странами СНГ. Выдается этот документ на основе Постановления Правительства РФ № 150 от 24.02.1994.

    Обладание такой формой документа дает право освобождения от уплаты таможенной пошлины за импорт в течение 1 года.

    Сертификат происхождения формы «А» оформляется на те товары, на которые существуют таможенные льготы в странах, кроме стран СНГ. Сертификат печатается на английском языке и проходит заверку в Министерстве экономического развития и торговли или его территориальном представительстве. Выдается этот документ в соответствии с Распоряжением ГТК РФ 223-р от 13.05.03.

    В соответствии с ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г., если происхождение товаров не установлено достоверно, то к ним применяется максимальная ставка.

    Не требуется представления документа для подтверждения страны происхождения в случаях:

    • Если продукция, ввозимая на территорию РФ, полностью освобождается от уплаты пошлин и налогов;
    • если общая таможенная стоимость товаров в адрес одного и того же получателя меньше 20 тысяч рублей;
    • если товар перемещается через таможенную границу для собственных нужд физическим лицом.

    Как получить сертификат происхождения?

    Необходимо пройти экспертизу с оформлением Акта, который выдается отделом товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты.

    Акт экспертизы содержит сведения:

    • о происхождении сырьевых материалов и комплектующих изделий;
    • номера и даты контрактов, заключенных на поставку этих материалов, предназначенных для изготовления продукции;
    • перечисляются основные операции технологического процесса, производимые на предприятии.

    Эксперт в заключении свидетельствует о том, что товар действительно произведен в указанной стране.

    Акт экспертизы и Сертификат происхождения необходимы на каждую поставку. Также производитель имеет право на годовой Акт экспертизы на весь товар, а затем на его основе, на каждую поставку оформлять сертификат происхождения.

    Процедура получения

    Эта процедура может быть весьма затруднительной, но без его наличия этого документа невозможно установить торговые взаимоотношения с иностранными партнерами.

    Чтобы пройти экспертизу и оформить сертификат происхождения, заявитель представляет следующие документы:

    • Договор (между поставщиком и заказчиком продукции);
    • счета-фактуры и накладные на отправку продукции;
    • документ, подтверждающий ее российское происхождение (письмо завода-изготовителя, паспорт, сертификат соответствия на продукцию, руководство по эксплуатации или другой);
    • ГОСТы или технические условия, в соответствии с которыми выпускалась продукция;
    • свидетельство о государственной регистрации производителя;
    • информационное письмо, где производится расчет процентного содержания в стоимости готовой продукции российского и иностранного сырья, материалов, комплектующих и прочих затрат (в стоимостном выражении);
    • документы происхождения на закупку материалов и комплектующих (контракты, счета-фактуры, платежные документы, накладные);

    Информационное письмо с указанием маршрута следования, вида транспорта, характеристик упаковки, весов брутто и нетто продукции (возможно товаро — транспортные накладные).

    Российская промышленность вслед за советской славится своей беспомощностью в сфере производства потребительских товаров. Мы редко когда сталкиваемся с качественной отечественной одеждой и электроникой, а продукция нашего автопрома стала просто притчей во языцех. В результате российская общественность очень слабо представляет себе, что производит отечественная промышленность и каковы ее успехи. И при всех достижениях в ядерной энергетике, освоении космоса, фундаментальной науке процветает убежденность, что Россия просто ничего не может придумать, а тем более сделать и продать миру.

    Безусловно, нефтяная рента – до сих пор важнейший источник доходов бюджета России. В 2013 году экспорт из России составлял $526 млрд, из них на энергетические товары приходится $371 млрд. Но тем не менее целых $155 млрд приходится на экспорт других товаров; стоит вспомнить, что всего 10 лет назад весь экспорт России составлял $133 млрд.

    Что же еще продает Россия, кроме нефти, газа, угля и оружия?

    Зерно, древесина, металлы… Но есть и гораздо более неожиданные экспортные продукты, которые занимают прочное место на мировых рынках. При всей неповоротливости и отсталости экономической системы, которая сформировалась в России, российская промышленность умеет создавать то, что привлекает мирового потребителя.

    1. Титан для самолетов

    Титан – один из самых удивительных металлов во Вселенной. Он очень прочен, плавится при температуре 1660º, что выше, чем у железа, и при этом гораздо легче его. Металл этот инертный, и поэтому из него можно делать протезы – в стоматологии и ортопедии. Но главный потребитель металлического титана – авиакосмическая промышленность. Титан – идеальный материал для очень важных деталей корпуса самолета, шасси и крыльев. Если в таких машинах, как «Боинг-707» или Ан-24, доля титановых деталей была менее 0,5% по массе планера, то в «Боинге-777» их уже 8,5%, а в Ил-76Т – 12%.

    Эти титановые детали от российской компании АВИСМА станут опорами шасси для «Дримлайнера»:



    Для авиации нужен не только чистый титан (который и без того непросто выплавить). Нужны сплавы и изделия из них. Мировой лидер по производству титана – российская компания ВСМПО-АВИСМА, первый поставщик титана для европейского Airbus и второй для американского Boeing. Гордость компании – изготовление уникальной тележки шасси для крупнейшего в мире пассажирского самолета А-380 весом 3500 кг. А вообще она поставляет продукцию 260 зарубежным компаниям в 39 стран мира.

    На экспорт идет 70% титановой продукции ВСМПО-АВИСМА, 30% потребляет внутренний рынок. Так что неслучайно, как только зашли разговоры о возможных санкциях в отношении российских компаний, Airbus тут же приступил к поиску альтернативных поставщиков. Если санкции США и ЕС все-таки случатся, они ударят не только по авиации, но и отрицательно скажутся на реализации европейских проектов Airbus в космической сфере.

    2. Драгоценные металлы для Apple

    Мы даже не замечаем порой всей этой сложнейшей технологической цепочки – от обнаружения полезных ископаемых до превращения их в совершенный пользовательский продукт вроде iPhone. Его в России, разумеется, не производят, но это не значит, что у iPhone нет российских корней. Как выяснилось недавно, компания Apple закупала для своих телефонов, планшетов и компьютеров драгоценные и редкоземельные металлы у российских производителей. Одиннадцать российских заводов поставляли ей золото для покрытия контактов, тантал для конденсаторов, вольфрам для легирования стали корпуса и даже олово для пайки деталей. Вроде мелочь, но тантал, очищенное золото, вольфрам просто так на земле не валяются. Чтобы получить эти металлы с заданными свойствами, нужно пройти большой путь.

    Для этого нужно иметь соответствующую технику, которая пробурит земную твердь, позволит найти нужные полезные ископаемые, вскроет месторождения, подготовит добытое к переработке. Такие машины производит, например, корпорация «Уралмаш».

    Новые буровые от Уралмаша уже мало напоминают установки советских времен

    После того как добытый в земле металл выплавлен, он может вновь оказаться в руках уралмашевской техники. Например, та же ВСМПО-АВИСМА обрабатывает свои титановые детали на прессе с усилием 6000 тонн, который сделан для них на Уралмаше. Так и формируется индустриальная цепочка, благодаря которой вы можете смотреть биржевые новости на экране планшета в салоне суперсовременного авиалайнера.

    3. С чего начинается физика

    С производства всевозможных детекторов и приборов. Нет аппаратуры – и остается заниматься только философией. Тут стоит вспомнить про участие России в строительстве Большого адронного коллайдера, ряд отечественных научных и научно-производственных организаций участвуют в строительстве первого в мире термоядерного реактора ITER.

    Новосибирский институт ядерной физики им. Г.И. Будкера уже много лет назад научился самостоятельно зарабатывать на фундаментальные физические исследования собственными силами. Кроме вполне традиционных продуктов, таких как рентгеновские диагностические аппараты и системы безопасности, новосибирцы предлагают и довольно экзотический товар, который ранее поставлялся в основном на мировой рынок промышленные ускорители заряженных частиц. Изготовителей такой продукции можно пересчитать по пальцам. Ученые, кстати, довольны тем, что их изделия стали приобретать в самой России – для нужд промышленного производства.

    4. Россия – родина карт

    Российская компания «Транзас» – мировой лидер в производстве морских электронных карт и навигационных систем. Ее системы установлены на 13 тысячах коммерческих, патрульных и военных судов более сотни стран мира. 205 береговых навигационных систем установлены в 100 портах 55 стран. Созданная в Ленинграде в 1990 году компания также поставляет на мировой рынок тренажеры, системы безопасности, геоинформационные системы и даже беспилотные летательные аппараты.

    Выход из порта Хельсинки на симуляторе от Transas:


    5. Современный пресс

    В процессе изготовления любого современного автомобиля особую роль играет пресс, который превращает лист металла в элемент его конструкции, зачастую весьма прихотливой формы. Современный пресс – изделие сложное, работает он в весьма напряженном режиме и должен быть очень надежным.

    Воронежское предприятие «Тяжмехпресс» один из крупных мировых поставщиков такой продукции. В 54 странах мира трудятся более 12 тысяч таких прессов. Прессы «ТМП» используют заводы Renault и Peugeot во Франции, Toyota и Mitsubishi в Японии, Samsung в Южной Корее, Tata Motors в Индии и многие другие.

    Предмет особой гордости – кузнечные прессы, которые создают детали кривошипного механизма для двигателей. Во всем мире создано всего 17 прессов такого типа, с усилием более 10 тысяч тонн, и 8 из них имеют марку «ТМП». Так что, садясь в свою Mitsubishi или Peugeot, вы можете оказаться в машине, чьи детали изготовлены на воронежском прессе.

    6. Оптика

    Начиная с Галилеевой подзорной трубы оптика имеет огромное военное значение. Хорошая подзорная труба была столь большой ценностью в свое время, что учитывалась особой строкой в списках трофеев всех стран. В конце XIX века, с появлением дальнобойной морской и береговой артиллерии, значение оптики еще более возросло. Оптические прицелы появились у снайперов, бинокли стали обычной вещью для артиллеристов. Без качественных линз и зеркал армия и флот уже не могли существовать.

    Отлив стекла в блок на Лыткаринском заводе оптического стекла:

    В 1934 году в городке Лыткарино был основан завод зеркальных отражателей, который со временем стал знаменитым на весь мир Лыткаринским заводом оптического стекла (ЛЗОС). Это одно из важнейших оборонных предприятий России, которое занимается изготовлением приборов дневного и ночного видения, систем обзора бронетанковой техники, а также объективов авиационного и космического базирования. На мировом рынке ЛЗОС прославился своими линзами и астрономическими зеркалами.

    Так в Лыткарино делают суперзеркала для телескопов:

    Именно эти прицелы – астрономические наблюдательные приборы – и прославили завод. Специалисты ЛЗОСа сделали главное зеркало (2,6 метра в диаметре) для Национальной обсерватории в Афинах; главное зеркало телескопа для Астрономического института им. Макса Планка в Германии (диаметром 1,23 метра); главное зеркало телескопа для проекта VST в Италии, диаметром 2,6 метра, ну и, наконец, главные зеркала для трех телескопов Гринвичской королевской обсерватории в Великобритании. Да и любители могут воспользоваться аппаратурой ЛЗОСа – достаточно набрать в поисковике словосочетание LZOS-telescope.

    7. Лазеры и фотоны

    Развитие компании, выпускающей экспортную продукцию, рано или поздно выводит ее на дорогу глобализации. Мозги и руки уже не могут сосредоточиваться в одной стране, компания выходит за национальные рубежи, становясь международной корпорацией. Интересный пример – компания IPG Photonics.

    В 1991 году на базе лабораторий АН России и НИИ «Полюс» была создана компания «ИРЭ-Полюс». Поначалу энтузиасты собирались внедрять в России разработки в области твердотельных лазеров и лазерных материалов, а затем переключились на более перспективное направление – волоконные лазеры и усилители.

    Основатель компании, Валентин Гапонцев, в 1995 году основал в Германии компанию IPG Laser, спустя два года (в Италии) фирму IPG Fibertech, а в 1998 году – IPG Photonics Corporation в штате Массачусетс, которая и стала штаб-квартирой IPG. Эта группа – мировой лидер (более 80% рынка) сверхмощных промышленных лазеров. С 2006 года ее акции торгуются на NASDAQ. При этом одна из главных рабочих площадок IPG Photonics – ее российская часть, НТО «ИРЭ-Полюс», расположенное в городе Фрязино Московской области.


    Основатель компании Валентин Гапонцев

    Возможно, это один из магистральных путей для современного российского бизнеса – перерастая национальные границы, внедряться в мировую экономическую систему. И возникающая таким образом экономическая зависимость разных стран друг от друга имеет свои плюсы – вынуждает политиков и чиновников действовать аккуратнее.

    Уже этим летом правительство может принять критерии отнесения продукции к российской. Товарам, которые будут удовлетворять всем требованиям, дадут приоритет при госзакупках

    Покупайте российское

    Доказать, что твой товар сделан в России, легко, «симулируя» процентную долю уровня локализации, говорит высокопоставленный чиновник правительства, участвующий в обсуждении вопросов импортозамещения: ​«Считается все по таможенной стоимости, она занижается, завышаются накладные расходы и расходы, которые совершаются на закупках комплектующих в стране. Получается, что мы создаем российский продукт, который на самом деле таковым не является. Мы бы хотели другие условия».

    Чтобы решить проблему, Минпромторг разработал проект постановления, который должен четко регулировать критерии отнесения продукции к российской, и расписывает, что отнести к продукции, аналоги которой не производятся в стране (такое оборудование при ввозе не облагается НДС). На этой неделе должна завершиться оценка регулирующего воздействия документа, постановление может быть выпущено до конца июня, говорит источник РБК. В Минэкономразвития проект пока не поступал, сообщил РБК представитель министерства.

    Критериев российской продукции несколько. В документе (проект размещен на regulation.gov.ru) оговаривается перечень условий и операций в России, процентная доля стоимости материалов и компонентов из-за рубежа в цене конечной продукции. Она должна рассчитываться по таможенной стоимости при их ввозе или по документально подтвержденной цене их первой продажи в России, стоимость промышленной продукции определяется с учетом затрат на доставку с завода.

    Также оговаривается обязательное условие, что производитель должен выполнять научно-исследовательские работы, привлекать к работе граждан России и проч.

    Для каждой отрасли устанавливаются отдельные показатели. В документе они есть по восьми отраслям — медицинское оборудование, фармацевтика, электроника и микроэлектроника, станкостроение, автомобилестроение, специальное машиностроение, фотоника и светотехника, электротехника и электроэнергетика. В приложениях несколько десятков наименований продукции, для которых предлагаются отдельные условия (см. примеры во врезе).

    Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил в интервью в тематическом приложении к «Коммерсанту» в мае этого года, что по мере проработки критериев по другим товарам «постановление будет расширяться и дополняться новыми позициями». Источник РБК в правительстве говорит, что работа ведется над 13 отраслевыми положениями.

    Критериев отнесения промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, два. Продукция не должна иметь такие же технические и эксплуатационные характеристики, физические, химические и другие свойства, не относящиеся исключительно к ее внешнему виду, которые более чем на 20% влияют на ее работу. Второй критерий — цена и стоимость эксплуатации. Для товара, который производится в России, учитывается разница более 20% в стоимости или затратах на эксплуатацию.

    Перечень такой продукции будет корректироваться, говорит источник в правительстве. Предполагается, что экспертизой того, к какой категории можно отнести продукт, будут заниматься ТПП и Российский фонд технологического развития, следует из документа.


    Бизнес ждет уточнений

    «Пока призывы к локализации по лекарственным препаратам и субстанциям остаются лишь политическими призывами, но только критериями эту проблему не решить. Сейчас нет не только критериев, но и внятной процедуры подтверждения. Например, чтобы назвать свою компанию производителем локальной продукции, достаточно при оформлении заявки на сайте госзакупок просто поставить галочку — и вы сразу получите 15-процентные преференции», — сетует руководитель отраслевого отделения по фармацевтике и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант.

    В фармацевтике есть совершенно неочевидные критерии, которые нужно учесть, добавляет он: «Есть много лекарственных препаратов, критерии локальности в которых неодинаковые даже в отдельной категории — например, таблетки или жидкость: стоимость лекарственных субстанций для препаратов в ампулах может достигать 80%, а в таблетках она на порядок меньше. Как рассчитывать?»

    Для продукции, которую предприятие производит и поставляет, например в Минобороны, уже сейчас требуются на 100% отечественные компоненты, говорит сотрудник одной из компаний, производящих фотоприемники. По его словам, в некоторых устройствах для гражданского сектора содержатся зарубежные комплектующие, от которых придется отказываться, чтобы соответствовать новым нормам (согласно критериям, разработанным Минпромторгом, доля зарубежных компонентов в производимых товарах этого сегмента к 2019 году не должна превышать 30%). Но из-за высокого курса доллара отечественные компоненты сейчас использовать выгоднее, отметил собеседник РБК.

    Для представителей автопрома критерии прописаны в уже действующем постановлении правительства №166, напоминает представитель Ford Sollers. Также там прописаны и обязательства автопроизводителей, в том числе по уровню локализации, обязательства по организации центра исследований и разработок на территории России и создание производства двигателей.

    Кнут или пряник

    Опрошенные РБК представители бизнес-сообщества говорят, что теперь с учетом повышенного внимания государства к программам импортозамещения компании, которые будут соответствовать критериям производителя «российского продукта», могли бы рассчитывать на преференции. «Но здесь глобальный вопрос — это будет в формате кнута или в формате пряника. Что это — бонус для тех, кто критериям соответствует, или же ограничение для тех, кто под эти критерии не подпадает», — рассуждает источник, близкий к бюро правления РСПП.

    «Мы будем привязывать к постановлению реализацию специнвестконтрактов», — говорит правительственный чиновник. Он добавляет, что также предполагается возможность размещения заказа у единственного поставщика, если исполнителем такого заказа является участник специнвестконтракта.

    Минпромторг начал прием заявок на участие в специнвестпроектах в апреле этого года, значится в сообщении на сайте ведомства. В рамках проектов государство предоставляет субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках в 2014-2016 годах на проекты в области гражданской промышленности по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В отборе могут участвовать компании с проектами стоимостью до 5 млрд руб. Субсидии предоставляются по кредитам на срок не менее трех лет, субсидируется 0,7 ключевой ставки ЦБ по кредитному договору.

    Предполагается, что для компаний, которые соответствуют критериям, будут предложены и другие преференции, говорит первый зампред общественного совета при Минпромторге Антон Данилов-Данильян. «Если вы действительно являетесь полноценной российской компанией и производите продукт по этим критериям, то гораздо легче получить помощь в государственных институтах развития, — говорит он. — Компании смогут рассчитывать на помощь в расширении производства и в страховании для выхода на экспортные рынки».

    Отдельно обсуждается и допуск компаний к госзакупкам. Планируется разработка проектов постановлений, в соответствии с которыми условием допуска товаров к госзакупкам будет являться их производство в странах, входящих в Евразийский экономический союз, следует из документов Минпромторга. «Чтобы быть российским продуктом, нужно чтобы комплектующие были из стран ЕАЭС, в том числе России. Это обязательно», — говорит РБК правительственный чиновник.

    Идея обязать иностранные компании, желающие участвовать в госзакупках, в течение нескольких лет локализовать производство в России, обсуждается в правительстве несколько лет. Но критерии, согласно которым компании или их товары признаются локализованными, описаны недостаточно подробно, это может привести к злоупотреблениям, выражали опасения в начале этого года в Ассоциации европейского бизнеса, следует из презентации организации.

    См. также письмо Минэкономразвития России от 20 января 2011 г. № 597-ЛА/Д22 “О разъяснении определения "российский товар" при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

    Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России рассмотрело обращение о разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и сообщает.

    Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

    При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

    В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» (приказ № 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.

    В данный перечень включена позиция «Продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93), содержащая позицию «Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000).

    Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.

    Определение «товар российского происхождения» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении пункта 6 приказа № 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.

    Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.

    Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.

    Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.

    Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.

    Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением приказа № 427, в том числе по вопросу определения «страны происхождения товара», размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд (www.zakupki.gov.ru) в разделе «Законодательство о размещении заказа» (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05 и № АЦ/13195).

    Следует отметить, что приказ № 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем, в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый приказ от 14 января 2011 г. № 8 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.

    В отношении критериев статуса «российский товар» для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.

    Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинской назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев:

    1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и/или на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.

    2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленностей, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.

    3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и/или лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведена только первичная и/или вторичная упаковка и/или маркировка.

    Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - локализовывать производство лекарственных средств полного цикла.

    Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе, изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.

    В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.

    Обзор документа

    Разъяснено, что понимается под российским товаром при предоставлении преференций отечественным производителям, когда размещается заказ на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

    Медицинская продукция, зарегистрированная и произведенная в России отечественной лицензированной организацией с использованием компонентов иностранного происхождения, является российской, если она соответствует одному из следующих критериев.

    У производителя должно быть право на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт (технологию его производства) в нашей стране, подтвержденный патентом.

    В производстве нужно использовать технологически значимые компоненты, изготовленные в России, в порядке, определенном Правительством РФ. Это должно быть связано с компенсационной передачей технологических решений. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых в нашей стране произведена только первичная (вторичная) упаковка (маркировка).