Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Техническое задание по договору на разработку дизайна. Правильный подход к разработке технического задания на дизайн интернет-магазина.

    Техническое задание по договору на разработку дизайна. Правильный подход к разработке технического задания на дизайн интернет-магазина.

    В советское время дизайнеров называли художниками-оформителями. Название сменилось, а суть осталась. Дизайнер - тот человек, который просто оформляет конкретную бизнес-идею, слова и цифры в приемлемую визуальную форму. И все. Кто-то делает это лучше, кто-то - хуже. Но конечный результат всегда зависит от чёткости постановки задач. Не зря ведь говорят «Без внятного ТЗ - результат ХЗ». Дизайнер Ника Александрова даёт советы о том, как составить понятное техническое задание для дизайнера.

    1. Опишите свой бизнес в деталях

    Только сам клиент знает свой собственный бизнес-проект лучше всех. Только у него есть доступ ко всей информации о ценах, сроках, условиях. Очень обидно «придумывать бизнес» вместо клиента. Дизайнер может посоветовать, но не более - это просто не его задача. Соберите максимум информации, чтобы дизайнеру было из чего рисовать красивую инфографику или дополнительные интересные штуки.

    2. Аргументируйте

    Когда я вижу странное цветовое сочетание или нагромождение информации в ТЗ, то каждый раз спрашиваю: «Зачем?». Ответ часто такой: «Ну вот хочется. Сделай просто и все».

    Мне не жалко, но лучше объяснять почему вы хотите именно это и именно так. Может просто клиент боится, что его вывеску не будет видно на фоне здания? Я сделаю вывеску красной, а она сольется с соседней. А если бы нарисовали белую, то всё выглядело бы лучше. Если дизайнер знает, в чем истинная проблема, ему будет проще её решить.

    3. Набросайте примеров

    Сделать высококлассный проект можно в рамках любого бюджета. Это реально. Надо просто чётко задать дизайнеру вектор проекта.

    Соберите несколько картинок по теме проекта, чтобы дизайнер знал что вам нравится. Вот крутой сайт , где можно посмотреть и собрать примеры того, каким бы вам хотелось видеть свой проект.

    Увидели интересную деталь? Сохраните картинку в копилку. Увидели интересную конструкцию, цветовые сочетания, шрифты, интересную форму визитки? Правой кнопочкой мышки «жмяк» - сохранить картинку. На выходе получится папка с подборкой, из которой уже можно набрать примеров для постановки задачи дизайнеру.

    Это не про плагиат, а про вдохновение и визуальные образы. Такой способ реально повышает уровень дизайна на проекте. Проверено на личном опыте.

    4. Начинайте с формата

    В основном клиенты начинают разговор с содержания. А лучше начинать его с формы. Потому что пока читаешь задание, сразу начинаешь представлять, как это будет выглядеть. Что вы хотите сделать - билборд или книгу, открытку или баннер на сайт? Скажите об этом в самом начале постановки задачи дизайнеру.

    5. Подберите цветовое решение

    Подбор цвета злит обычно обе стороны. У меня в голове зеленый цвет - это салатовый ближе к желтому. Многие, представляя себе зеленый, видят скорее изумрудный цвет. У всех разные цвета в голове - это факт. А что видите вы, когда думаете про зеленый цвет?

    Если хотите конструктивно обсудить цвета с дизайнером, подберите гамму в интернете. Например здесь - http://color.romanuke.com /

    Все вопросы на тему «размыто-зеленых» и «задумчиво-лиловых» решаются этим же способом.

    6. Определитесь со шрифтами

    Есть несколько тысяч разных шрифтов, но их типов гораздо меньше. Клиент не обязан знать чем антиква отличается от гротеска, но есть выход: https://www.google.com/fo nts/ .

    Там есть возможность ввести конкретное слово и посмотреть как оно будет выглядеть в конкретном исполнении. Если вы пришлете пару ссылок на шрифты с засечками или без засечек, сразу станет яснее, что вы имели в виду, когда говорили о «современном» или «брутальном» шрифте.

    7. Учитываем реальные сроки

    Есть вагон технических требований, особенностей, технологий и прочей мути, которую обязан знать профессиональный дизайнер. И после согласования ему надо будет все эти манипуляции с макетом проделать, чтобы подготовить макет к печати. Это занимает время, и иногда много. Об этом часто забывают и в итоге могут случиться серьезные накладки по срокам. Нужно уточнять сроки, за которые человек сдаст проект в работу после итогового согласования.

    Как понять, что все идет как надо и первоначальное задание было составлено хорошо?

    Очень просто: нет большого количества правок. Это до 5 итераций, которые по времени не занимают больше 2-3 часов каждая (хотя, конечно, на больших проектах это время может быть и значительно больше). Когда на почту прилетает тридцатый по счету вариант правок, то становится ясно, что либо где-то неправильно составили ТЗ, либо людей, влияющих на принятие решения о дизайне, многовато.

    Об авторе:

    Ника Александрова,

    дизайнер

    Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.

    Карима Рашида, 50 заповедей

    Введение

    Дизайнер профессия творческая, и, как любому творческому человеку, дизайнеру претит всякая бюрократия. И все же дизайнер не вольный художник и ему надо как-то упорядочивать свой производственный процесс. В этом упорядочивании помогает ему главный и, к счастью, единственный документ, с которым сталкивается дизайнер в процессе работы над заказом — техническое задание (в дальнейшем ТЗ).

    Наверно для любой солидной дизайн-студии (дизайн-отдела, рекламного агентства), в которой сложились гармоничные взаимоотношения «менеджер-дизайнер», вещи, про которые будет говориться в этой статье, покажутся очевидными и даже банальными. Но вот лично по своему опыту могу сказать, что ни в одной из 4 контор абсолютно разного профиля, в которых я работал (РА по наружной рекламе, оперативная полиграфия, РА полного цикла, дизайн студия), не было ни грамотного взаимодействия между менеджером и дизайнером, ни выработанной годами схемы оформления ТЗ. В двух конторах документация по проекту отсутствовала как таковая, в двух других форма ТЗ находилась в зачаточном состоянии, а количество менеджеров способных оформлять даже примитивное ТЗ стремилось к нулю…

    Таким образом, я бесконечно рад за тех дизайнеров, у которых не стоит такой проблемы, и не рекомендую им тратить время на чтение. Тем же, у кого как у меня, что называется, «наболело», предлагаю ознакомиться с моими соображениями по поводу ТЗ для дизайнера.

    Что такое ТЗ

    В нашем случае, ТЗ — документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения относящиеся к деятельности заказчика или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

    У ТЗ четыре основные функции:

    1. Организационная
    2. Информационная
    3. Коммуникационная
    4. Юридическая

    Организационная функция ТЗ

    Работа только тогда будет эффективной, когда в пространстве окружающем эту работу будет порядок. Порядок есть стержень, на который нанизан весь рабочий процесс. В работе дизайнера достаточно одного стержня — ТЗ. С помощью него можно упорядочить всю работу и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

    Зачем держать всю информацию в голове, где она может легко потеряться, когда можно ее положить рядом на столе в аккуратную стопочку и вытягивать оттуда небольшими порциями? Из вашего жизненного пространства тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного десятки — мегабайт электронного мусора. Работа превратиться в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, вам больше не потребуется тратить усилия на вторичные для дизайнера вещи, и все свое время вы сможете посвятить тому, что не требует упорядочивания — творчеству.

    Информационная функция ТЗ

    Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту — его структурированность. Вы точно знаете, что из ТЗ вы почерпнете именно ту информацию, которая вас как дизайнера интересует, именно в той форме, в которой вам ее будет легче всего воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

    Еще один плюс — грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Речь идет о небольших заказах, для которых вербальные контакты клиента и дизайнера не обязательны. Дизайнер, оградивший себя от изматывающего общения по мелочам, высвободит значительное количество времени, которое пригодится для более важных дел.

    Чтобы ТЗ в полной мере выполняло свою информационную миссию, оно должно быть ориентировано на конкретную задачу. К счастью или к сожалению, но работа дизайнера не так разнообразна как кажется на первый взгляд (вспомните, сколько строчек в вашем прайс-листе?) и поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. Последовательность действий при разработке, к примеру, логотипа и в России и в Африке одинакова. Информация, необходимая для его разработки, также требуется всегда одна и та же. А если входные данные типовые, значит их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Поэтому, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько — по одной на каждый вид дизайн-работ, что обеспечит релевантность информации.

    Коммуникационная функция ТЗ

    В статье подробно описывался процесс утверждения проекта у заказчика. Там же упоминалось о роли ТЗ в этом процессе. Действительно, ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Любую дизайнерскую задачу можно решить по-разному, и чем меньше информации на руках у дизайнера, тем более свободен он в выборе решения, тем больше шансов сделать то, что клиент совершенно не приемлет. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру «почувствовать клиента» и сделать работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

    Юридическая функция ТЗ

    Клиенты имеют нехорошее свойство — страдать кратковременной потерей памяти. Иногда они просто забывают о своих первоначальных требованиях к макету, и в процессе работы или, что хуже, утверждения выставляют новые требования. «Строить» клиента, или плясать под его дудку — личное дело каждого, но ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет вам возможность переложить расходы по переделке макета в кошелек клиента. Так как расходы зачастую бывают довольно существенными, уже само наличие ТЗ сделает ваш сон намного крепче, а наличие подписи клиента на этом ТЗ избавит вас от потери нервных клеток, которые, как известно, восстанавливаются, но медленно.

    Следующий момент — всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна — неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

    Кто виноват?

    После всего вышесказанного, я думаю, мало у кого остались сомнения, что ТЗ «есть благость великая». Но ситуация-то от этого лучше не становится. Для того чтобы ТЗ вошло (в полноценном виде!) в производственный процесс каждого дизайнера, надо, как это испокон веков делается у нас на Руси, определить виноватых и начать с ними бороться. Виноватых у нас два — это (сюрприз!) дизайнеры и менеджеры. А точнее отсутствие инициативы у первых и врожденная лень вторых.

    Менеджеров понять можно. Легче подойти к дизайнеру, когда тебе (менеджеру) это удобно, оторвать его (дизайнера) от работы, по быстрому «ввести в курс дела», чем сидеть и аккуратно фиксировать на бумаге полученную от клиента информацию. Очень легко при отсутствии документации в случае какого-то ЧП, сказать «Ну я же тебе говорил(а)!!!» и оставить дизайнера крайним.

    Весело опять же: сидишь, восьмую кружку с чаем в себя вливаешь, ждешь, когда рабочий день закончится, а тут прибегает дизайнер и давай тебя о чем-то расспрашивать, и сразу становится так тепло на душе, и сразу понимаешь, как ты нужен людям. Нет, менеджеров определенно понять можно, дизайнерам же прощения нет.

    Что делать?

    Как любил говаривать Ганди, «если хочешь, чтоб мир менялся, меняй его сам». Проявите инициативу — сделайте формы ТЗ для основных видов услуг, оказываемых вашей конторой и раздайте их менеджерам. После того как новые формы ТЗ вольются в производственный процесс (а на это потребуется некоторое время):

    1. Отказывайтесь принимать заказы без ТЗ
    2. Отказывайтесь принимать заказы без аккуратно оформленного ТЗ

    Хорошее средство от лени — вставленный начальством пистон. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций на этой почве (а они неизбежны), не бойтесь раздувать их до «высшего» уровня. В большинстве случаев, начальство будет на вашей стороне, ибо безграмотное оформление заказа есть невыполнение должностных инструкций со стороны менеджеров, грозящее конторе убытками.

    В случае, когда такого документа как ТЗ в конторе в принципе не существует, необходимо первым делом поднять вопрос на планерке о его введении. Честно говоря, не представляю себе ситуацию, когда начальство может сказать что-то против нововведения, при таком количестве очевидных плюсов.

    Кто должен оформлять ТЗ?

    Все зависит от вида деятельности фирмы, который определяет поток заказов и их размер. Если поток заказов большой, а сами заказы маленькие (оперативная полиграфия, типография и т. д.), то оформлением заказов должен заниматься менеджер. Если идет работа на vip-клиента, поток небольшой, а проекты солидные (крупная дизайн-студия, брэндинговое агентство), то однозначно общаться с клиентом и соответственно заполнять ТЗ должен дизайнер или арт-директор. Это крайние случаи, а в жизни есть куча промежуточных ситуаций, поэтому должностные инструкции менеджеров и дизайнеров должны формироваться в зависимости от уровня услуг оказываемых фирмой на данном этапе ее развития. Возможна гибридная ситуация, когда оформлением ТЗ могут заниматься как дизайнеры, так и менеджеры.

    Электронные ТЗ

    Все что описано выше — это идеальная ситуация, когда с заказчиком общаются, что называется, с глазу на глаз. Однако существуют еще такие способы получения заказов, как электронная почта и скайп (вообще любые мессенджеры).

    Оформления заказов через скайп надо всячески избегать. Такая форма общения расслабляет клиента, и поток информации от него становится свободным, неуправляемым и вневременным. Если общение с заказчиком происходит в электронном виде, старайтесь перемещать его в плоскость почты. Письмо — это почти документ и отношение к нему соответствующее.

    У электронной почты в свою очередь есть свои тонкости: чтобы задания от клиента не поступали в виде письма «на деревню дедушки», а имели определенную структуру, менеджер или сам дизайнер должен на стадии оформления заказа выслать клиенту форму ТЗ. Такая форма, прежде всего, сэкономит время самому клиенту, т.к. ему не надо будет задумываться о содержании и объеме информации, которую он должен предоставить. Клиент просто заполнит некую анкету и отошлет ее обратно. Перед дизайнером же стоит задача составить форму таким образом, чтобы у человека на том конце не возникло никаких трудностей с заполнением.

    В обязанности человека отвечающего за прием заказа должна входить проверка поступающих от клиентов форм. Если по ТЗ нет никаких вопросов, оно распечатывается, подписывается и передается дизайнеру.

    Приложения и дополнительные материалы по проекту

    Многие проекты не обходятся без дополнительных информационных материалов, которые должны каким-то образом систематизироваться. Бумажные материалы должны подкалываться к ТЗ, а их наличие упоминаться в соответствующем разделе. Местоположение электронных материалов, необходимых для проекта, также должно описываться в соответствующем разделе ТЗ.

    Пример технического задания

    Ниже в качестве примера приведена форма ТЗ на разработку логотипа, которой я пользуюсь. Данная форма является моей разработкой, поэтому вы можете ее использовать, не боясь нарушить чьи-либо авторские права: дорабатывать, править и создавать на ее основе формы для других видов услуг.

    Форма (как и вся статья) не претендует на полноту, а является лишь образцом, цель которого — показать основные разделы ТЗ, необходимые для получения исчерпывающей информации по проекту.

    Техническое задание на разработку логотипа

    Служебная информация

    • Дата оформления заказа
    • ФИО оформляющего заказ
    • Подпись
    • ФИО представителя Компании
    • Должность представителя Компании
    • Координаты представителя Компании
    • Подпись
    • Deadline

    Приложения

    • Адрес Интернет сайта Компании
      — другие ссылки
    • Брэндбук или элементы фирменного стиля, использующиеся в настоящий момент
      — имена приложенных файлов
    • Приложениях к ТЗ
      — отметки о бумажных приложениях
      — имена файлов электронных приложений

    Эти два раздела являются общими для любого вида услуг и присутствуют в каждом ТЗ. Все пункты первого раздела обязательны для заполнения.

    Информация о Компании

    Информация о продукте (услугах)

    • Название
    • Описание
    • Конкурентные преимущества
      — уникальное торговое предложение
    • Ценовой сегмент рынка
    • Целевая аудитория
    • Конкуренты
    • Дополнительная информация

    Разделы необходимы для составления общей картины о клиенте. Они должны присутствовать, если к вам обращается новый клиент или старый клиент с новым продуктом.

    Информация о существующем фирменном стиле

    • Логотип
      — пометка о прилагаемом файле
    • Фирменные цвета
      — в Pantone или CMYK
    • Фирменные шрифты
      шрифтов
    • Графические элементы, образы, персонажи
      — пометка о прилагаемых файлах
    • Модульная сетка
      — пометка о прилагаемых файлах
    • Другие элементы фирменного стиля
      — пометка о прилагаемых файлах

    Как и прошлый раздел, этот должен присутствовать, если к вам обращается новый клиент или вы уже длительное время не работали со старым. Но в данном виде работ он еще и необходим, если логотип не разрабатывается с нуля: в случае редизайна или корректировки фирменного стиля.

    Информация по дизайну логотипа

    • Название
    • Строка статуса в логотипе
    • Пожелания по цветовому решению
    • Пожелания по стилистике дизайна (классический, модернистский, гранжевый, юмористический и т.д.)
    • Примеры удачных логотипов (по мнению клиента)
    • Использование логотипа (отметить наиболее частые области использования)
      — Деловая документация
      — Полиграфия
      — Интернет
      — Наружная реклама
      — Транспорт
      — ТВ
      — Упаковка
      — Другое__________
    • Дополнительная информация полезная для разработки логотипа

    Ядро ТЗ. Все пункты крайне желательно заполнить. Реально необходим только один — название.

    Заключение

    Дизайн — это порядок. Дизайнер только тогда будет носителем этого порядка, когда порядок будет у него в голове. Если в голове у дизайнера хаос и бардак, вызванный неграмотной организацией производственного процесса, это во многом скажется на результате работы. Поэтому прежде чем браться за глобальное улучшение окружающего пространства — начните с себя.

    Исходя из договора разработки дизайна сайта, исполнитель обязан выполнить работы по разработке дизайна определённого заранее вида и характеристик, таких как, например, виды (web, 3D, выставочный, графический, промышленный, ландшафтный и т.д.). Также исполнитель обязуется выполнить работу в установленный договором срок.

    Для упрощения взаимодействия между заказчиком и исполнителем составляется подробное техническое задание.

    Техническое задание (ТЗ) определяется как документ, который используют стороны договора для определения порядка и условий выполнения работ, а также целей, задач, принципов и предписаний по выполнению всех стадий создания объекта дизайна, ожидаемых результатов и сроков выполнения работ.

    Создание ТЗ является сложной и трудоемкой работой.

    Как правило, обязанность по составлению технического задания ложится на заказчика.

    Содержание технического задания по договору на разработку дизайна

    Техническое задание на разработку дизайна составляется в произвольной форме .

    Например, при разработке 3D-дизайна в техническом задании должны указываться следующие сведения:

    • требования к разработке (объект, цель создания, степень проработки и стиль изображений, перечень изображений, размер и количество изображений, которые должны быть выполнены и иная информация);
    • перечень обязательной информации (основная задача при разработке 3D -дизайна, рекламная идея, конкуренты, прилагаемые материалы, целевая аудитория (потребитель), понравившиеся примеры и иная информация).

    В ТЗ должны содержаться сведения о договоре (номер и дата составления), сведения о заказчике и исполнителе, номер ТЗ как приложения.

    Техническое задание на дизайн составляется в нескольких экземплярах равных сторонам договора и заверяется подписями заказчика и исполнителя.

    С проблемой составления технического задания для дизайнера сталкиваются практически все. Заказывая дизайн рекламного объявления, сайта, каталога и т.д. От того насколько правильно составлено техническое задание, зависит скорость выполнения работы и совпадение конечного результата с желаниями заказчика. Опыт нашего агентства показывает, что клиенту бывает трудно составить техническое задание для дизайнера самостоятельно. Поэтому менеджеры и дизайнеры РА «Медиа-сервис», как правило, помогают заказчику правильно составить техническое задание.

    Для чего нужно составлять техническое задание?

    • Для предоставления всей информации, необходимой для разработки дизайна и её структуризации
    • Для понимания целей, идей и задач заказчика, для задания нужного напрвления в работе дизайнера
    • Составляя техническое задание в письменном виде, в отличии от задания на словах, заказчик наглядно видит все ли он донес до дизайнера или что то упустил
    • Техническое задание является приложением к договору, тем самым определяя отношения между заказчиком и исполнителем

    Мы верстали каталог продукции для компании «Троя» (ведущая московская компания по оптовой продаже плитки и керамогранита), верстка 123 страниц заняла 3 месяца, так как у заказчика отсутствовал исходный материал в начале работы над версткой каталога. Постоянное дополнение исходных материалов/данных удлиняет процесс верстки. А также качество исходного материала оказывает влияние на скорость верстки каталога.

    В чем основная проблема при составлении технического задания для дизайнера?

    При первом приближении заказчик не может четко выразить то, что держит в уме. «Сделайте нам что-нибудь красивое в двух-трех вариантах». У заказчика в голове картинка сюрреалиста, а у дизайнера зимний пейзаж русской деревни.

    Предложенный вариант


    Утвержденный вариант

    Когда мы разрабатывали дизайн буклета страховой компании «Восхождение», заказчик изъявил желание, чтобы доминировали синий, голубой и белый цвета. Наши дизайнеры предложили клиенту дизайн буклета, на котором было изображено голубое небо и летящие вверх белые голуби. Заказчик не утвердил этот проект дизайна буклета, так как оказалось, что когда человек берет в руки этот буклет, у него уже наступил страховой случай и ему не до голубей.

    Конечно, собрать и изложить всю информацию бывает сложно, но потратив на это немного времени вы сэкономите в дальнейшем. Избежав лишних переделок, и соответственно лишних трат денег и времени. В этом вам помогут удобные формы (брифы), а в некоторых ситуациях можно обратиться к помощи менеджеров.

    • Напишите все и сразу
    • Прочитайте сами. Отредактируйте и дополните.
    • Укажите сразу разделы, заголовки, слоганы, акции
    • Определитесь! Вы полагаетесь на креативность и профессионализм дизайнера или вы хотите, чтобы они в точности воплотили в жизнь, придуманную вами картинку
    • Если у вас уже сложилось представление как должен выглядеть дизайн, то угадать, что вы держите в уме невозможно, если вы не опишите это в техническом задании
    • Определите «направление движения». Опишите цель, предпочтения по цветовой гамме, настроение, эмоциональный фон
    • Если у вас есть фирменный стиль, а еще лучше бренд-бук (правила использования фирменного стиля), то обязательно приложите его к техническому заданию
    • В техническом задании также следует указать (приложить) технические требования, где и какими способами будет воспроизводиться изготовленный макет, точные размеры и т.д.

    Чем более подробно написано техническое задание для дизайнера, тем лучше результат вы получите. Выберите один канал для коммуникаций. Чем больше комментариев и дополнений от вас дизайнер будет получать по ICQ, телефону, e-mail, тем сложнее ему это собрать воедино. Если дизайнер занят не только вашим заказом и отвлекся на другой, не имея письменных указаний, вполне может быть что вы получите гибрид, то что просили вы и часть того на что дизайнер отвлекся. На некоторое время вы становитесь единой командой с дизайнером. Поэтому успех этой совместной деятельности зависит как от дизайнера, так и от вас! А единственный документ, помогающий грамотно организовать это взаимодействие - это техническое задание.

    Значительный сегмент современного рынка полиграфических услуг занимает дизайн полиграфической продукции, включающий широкий спектр работ - от изготовления POS-материалов до разработки фирменного стиля и представительской документации.
    В большинстве типографий есть дизайнер, а крупные типографии имеют дизайнерский отдел в составе допечатного цеха.
    Независимо от типографий существуют дизайн-студии и рекламные агентства, которые взаимодействуют с ними по мере необходимости.

    В типографиях взаимодействие с клиентом организовано с помощью, например, технической карты заказа, где указаны тираж, формат, красочность, вид скрепления и другие характеристики полиграфического изделия. Заказчик предоставляет оригинал-макет, и работа идет по известной схеме: проверка в отделе препресса, вывод форм или пленок (если это необходимо), печать, послепечатная обработка и отгрузка заказа.

    В дизайн-студиях процесс общения с клиентом налажен не так хорошо. Это связано со спецификой работы, потому что дизайн - во многом творческий процесс, который сложно документировать, привести к единым требованиям. Из этого следует, что часто возникают неточности в организации работы, неясности в оригинал-макете и, самое прискорбное - грубые ошибки со стороны как дизайнера, так и клиента. Этому есть несколько причин, но самая весомая из них - недопонимание между клиентом и дизайнером. В свою очередь, оно вызвано недостатком информации о проекте, искаженной ее подачей и т.д.

    Существует множество программных продуктов для автоматизации управления на допечатной стадии полиграфического производства, но на современном российском рынке нет ни одной системы управления, которая учитывала бы технологические и информационные процессы, происходящие на стадии дизайна полиграфической продукции, хотя при современном развитии технологий печатания процесс создания концепции и оригинал-макета зачастую занимает больше времени, чем процесс изготовления самой печатной продукции. Это происходит по следующим причинам:

    • дизайнеру требуется обработать и структурировать большое количество разнородной информации, которая нужна для изготовления оригинал-макета; в зависимости от объема и сложности заказа количество этой информации изменяется;
    • дополнительное время тратится на исправление ошибок и утверждение оригинал-макета;
    • требуется определенное время на создание, заполнение и подписание юридических документов.

    Таким образом, необходимо найти решение, которое могло бы сократить время работы и минимизировать ошибки на стадии создания оригинал-макета. Все эти проблемы отчасти решаются с помощью технического задания для дизайнера, применение которого обеспечивает следующие дополнительные достоинства:

    • структурированная информация удобна для восприятия;
    • стоимость вызвавших переверстку ошибок по вине заказчика легче оценить;
    • прописывать пункты юридических документов на основе технического задания можно автоматически.

    В дизайн-студиях, которые не первый год существуют на рынке и сталкиваются с подобной проблемой, есть подобие технического задания. Но оно возникло стихийно, как обобщение субъективного опыта работы с клиентами в данной фирме. Нас же интересует обобщенный процесс разработки и внедрения технического задания.

    Достоинства

    Способ общения с клиентом

    Личная встреча

    Телефонный разговор

    Электронная почта

    QIP, ISQ
    и т.д.

    Возможность сразу получить ответ

    Удобно для мелких заказов

    Возможность документации

    Возможность получения исходных файлов

    Отсутствие ограничений по объему передаваемых файлов

    Техническое задание (далее - ТЗ) существует фактически для любого рода профессиональной деятельности, будь то строительство, разработка программного обеспечения или системы управления. В нашем случае ТЗ - документ, предназначенный для дизайнера, в котором описываются требования, предъявляемые к проекту, а также сведения, относящиеся к деятельности заказчика, или свойства продукта, являющегося центральным объектом проекта.

    Рассмотрим функции технического задания .

    Организационная функция. С помощью ТЗ можно упорядочить работу дизайнера и превратить ее из творческого хаоса в последовательное созидание.

    При введении ТЗ необходимость держать в голове всю информацию отпадает. Из жизненного пространства дизайнера тут же исчезнет ворох разнородных бумажек, а из компьютерного - десятки мегабайт электронного мусора. Работа превратится в простую очередь заданий. Имея такую схему работы, дизайнеру больше не потребуется тратить усилия на вторичные для него вещи, и все свое время он сможете посвятить тому, что не требует упорядочения, - творчеству.

    Информационная функция. Основное преимущество ТЗ перед другими формами предоставления информации по проекту - его структурированность. ТЗ должно быть составлено так, чтобы из него дизайнер мог почерпнуть именно ту информацию, которая его интересует, именно в той форме, в какой дизайнеру легче всего ее воспринимать, и именно в том количестве, в котором она будет необходима для выполнения заказа.

    Грамотно составленное ТЗ может стать единственным источником информации, необходимым для выполнения проекта. Работа дизайнера поделена на несколько типовых последовательностей действий, которые требуют типовых входных данных. А если входные данные типовые, значит, их можно предоставлять дизайнеру в типовом виде. Следовательно, вместо одной формы ТЗ можно сделать несколько - по одной на каждый вид дизайн-работ.

    Коммуникационная функция. ТЗ может задать нужное направление в работе дизайнера и, как следствие, способствовать скорейшему принятию макета. Подробно составленное ТЗ помогает дизайнеру почувствовать клиента и выполнить работу, отвечающую вкусам клиента и его представлениям о конечном результате.

    Юридическая функция. Иногда клиенты просто «забывают» о своих первоначальных требованиях к макету и в процессе работы или, что еще хуже, утверждения выставляют новые требования. ТЗ, а также отработанная схема работы с клиентом (количество вариантов, количество доработок и т.д.) оставляет дизайнеру возможность переложить расходы по переделке макета на клиента.

    Следующий момент - всевозможные ошибки на стадии оформления заказа. Ошибки бывают разными, но причина, как правило, одна - неаккуратное оформление заказа. При этом отсутствие ТЗ довольно часто является поводом свалить всю вину на дизайнера.

    Таким образом, внедрение практики технического задания в дизайн-студии может значительно облегчить работу дизайнера. Остановимся подробнее на этапах работы над проектом и рассмотрим их в ключе применения технического задания.

    Получение исходной информации по проекту

    Цель клиента - как можно точнее объяснить, что требуется получить на завершающем этапе проекта, а задача дизайнера - понять, на основе каких исходных материалов будет проходить работа.

    В таблице описаны способы коммуникации с клиентом.

    На практике же применяют комбинацию этих способов коммуникации. В общих чертах проект, его стоимость и сроки исполнения оговариваются по телефону (в случае крупного и сложного проекта - лично при встрече с клиентом); входящие файлы можно получить с помощью электронной почты или FTP, мелкие детали опять же можно обговорить в ISQ.

    При отсутствии технического задания детали общения с клиентом передаются дизайнеру в произвольной форме. Пересланное по электронной почте письмо - это в лучшем случае, хуже - если на словах (тогда менеджер может сыграть роль «испорченного телефона»). При личном общении с клиентом в процессе работы над заказом дизайнер теряет массу времени и сил (хотя не исключены случаи, когда это общение необходимо); опять же информация о проекте передается в неструктурированной форме. Грамотно составленное, проверенное менеджером, клиентом и дизайнером ТЗ может избавить всех от лишней головной боли.

    Комментарий редакции

    В КомпьюАрт № 8’2008 опубликована статья «Заказ и изготовление корпоративных календарей», представляющая собой интервью с дизайнером Виктором Кухарским, который в ходе беседы отметил, что технические задания на дизайн полиграфической продукции в отрасли существуют, но называются брифами.

    Слово «бриф» пришло к нам из английского языка (brief - сводка, резюме), и, видимо, победит по частоте употребления в рекламных агентствах наше словосочетание «Техническое задание».

    Брифы являются внутренним соглашением между заказчиком и исполнителем. У каждого агентства своя форма брифа.

    Пример проекта

    Но вначале был бриф, или, говоря по-русски, техническое задание (см. таблицу).

    Профессиональный подход к работе над проектом отличает проведение серьезной аналитики рынка на начальном этапе. Заказчик и исполнитель должны представлять степень ответственности, прежде чем выбрать вариант. Иначе нужно ждать обвинений в некомпетентности, слабом креативном или дизайнерском решении.

    Творческое задание / Creative brief

    Продукт / Product

    Перекидной настенный календарь

    Формат / Format

    А2 (предпочтительно вертикальный)

    Общая информация / Background

    Компания Bayer CropScience - мировой поставщик решений, продуктов и услуг для сельскохозяйственных культур и одна
    из лидирующих компаний, действующих в ключевых сегментах мировых агрохимических рынков

    Цель проекта / Advertising aim

    Повысить узнаваемость суббрендов Bayer CropScience

    Целевая группа / Target Group

    Партнеры, а также потребители продукции Bayer CropScience

    Главные достоинства / Key benefits

    Высокое качество продукции, доказанное многолетним успехом
    у потребителя

    Потребительские предрассудки / Barriers in consumer’s mind to overcome

    Представление о том, что химическую продукцию надо показывать, используя язык науки, формулы, атрибуты научных исследований. Химия и природа - несовместимые вещи

    Конкуренты / Competition

    «Фирма 1», «Фирма 2», «Фирма 3»

    Суть сообщения / Key Message to be Communicated

    Химические препараты Bayer служат отличной безопасной защитой сельхозпродукции

    Интонация / Tone of voice

    Благородная, выдержанная. Приветствуются образные решения

    Обязательные компоненты / Mandatory elements

    Наличие фирменных цветов и логотипов

    Бюджет / Budget

    Желательно оптимизировать затраты

    Временные рамки / Timing Срок сдачи / Dead line

    20 августа 2008 года

    Форма презентации / Presentation mode

    Полноформатная печать

    Производство / Production

    Печать в России

    Дата 5 августа 2008

    Подпись_____________________

    К тому же необходимо учесть момент взаимодействия с типографией. Если клиент заранее знает, где будет печататься заказ, необходимо получить технические требования типографии к входящим файлам, в лучшем случае - цветовые профили. Обычно для этого достаточно узнать название типографии (в большинстве случаев технические требования размещены на сайте). Если преимущество выбора типографии остается за дизайн-студией, необходимость узнавать технические требования отпадает - работа происходит с одной или несколькими типографиями, уже известными по предыдущим заказам. Ситуация еще больше упрощается для дизайнера в составе допечатного отдела типографии - в этом случае технические требования известны ему «по умолчанию».

    Кроме вышеперечисленного, задачей дизайнера является оценка предложенных исходных материалов на предмет достаточности - указаны ли все элементы, необходимые для работы над заказом. В этом случае при грамотно составленном техническом задании оценить довольно просто - по заполненным графам ТЗ.

    При размещении технического задания на сайте дизайн-студии можно свести коммуникацию с заказчиком к минимуму и значительно автоматизировать сам процесс:

    • возможно выложить входящие файлы (допустим, до 30 Мбайт);
    • всё то, что воспринималось на слух, теперь может быть задокументировано;
    • по завершении заполнения ТЗ заказчиком возможна его проверка дизайнером, проверка достаточности входящих файлов, их качества, уточнение неточностей, наконец, утверждение ТЗ заказчиком (как выход - электронная подпись, предусмотренная форматом PDF);
    • в техническое задание можно включить активные ссылки, разъясняющие клиенту технические моменты (что такое Pantone, CMYK или КБС).

    Такой насущный вопрос, как стоимость работ, тоже решается с помощью ТЗ, которое наглядно показывает и дизайн-студии, и клиенту, какие работы и в каком объеме будут проводиться.

    В случае применения ТЗ имеет место важный психологический момент: для клиента гораздо проще отделаться общими фразами по телефону, чем вдумчиво заполнять ТЗ. Как показывает практика, результат во многом зависит от грамотной подготовки материалов заказчиком (нельзя не согласиться, что даже при самом исключительном дизайне и хорошей печати впечатление от продукта может испортить всего одна грамматическая ошибка). Поэтому процесс заполнения ТЗ надо сделать как можно более понятным и легким - требовать от клиента необходимый минимум информации. К тому же нужно донести до заказчика простое правило: верно заполненное ТЗ - гарантия того, что работа будет выполнена в срок и в точности так, как требуется.

    Подводя итоги этого этапа, приведем алгоритм принятия заказа в работу, основанный на применении технического задания:

    1. Поступление заявки от клиента в менеджерский отдел. Клиент предоставляет первоначальную информацию (тип изделия, формат, общие требования, приемлемые сроки и т.д.). Менеджер примерно называет цену и сроки, исходя из ситуации на предприятии. Если менеджер и заказчик приходят к соглашению, заполняется техническое задание.

    2. Составление технического задания. При крупном заказе техническое задание заполняется лично заказчиком в присутствии арт-директора - это исключает неточности и недопонимание между ними. Для мелких же заказов (или заказов от клиента, который уже работал с предприятием) достаточно менеджера. Заполнение ТЗ происходит по телефону, лично или на сайте компании. Например, менеджер при телефонном разговоре с заказчиком заполняет определенную форму ТЗ.

    3. Утверждение технического задания. Составленное техническое задание подписывается обеими сторонами и является приложением к юридическому договору.

    Реализация проекта

    На данном этапе целью дизайнера является реализация проекта в соответствии с желаниями клиента и в срок, а в процессе работы - учет всех необходимых деталей как художественного, так и технического характера.

    Во-первых, ТЗ помогает адекватно и быстро оценить сложность и соответственно время, затрачиваемое на выполнение заказа, а следовательно, более точно планировать рабочий график. Во-вторых, упрощается процесс работы - когда перед глазами у дизайнера есть список необходимых элементов, гораздо проще составить общую картину проекта. В-третьих, гораздо легче оценить работу дизайнера на предмет ошибок.

    Наряду со всеми плюсами, необходимо отметить один существенный минус технического задания - это достаточно жесткие рамки, ограничивающие творческую составляющую работы дизайнера. Часто возникают ситуации, когда решения, предлагаемые заказчиком, не соответствуют представлениям дизайнера. Чтобы исключить такие спорные моменты, необходимо провести четкую границу - где заканчиваются полномочия клиента и начинается зона ответственности дизайнера. Другой выход - принцип «клиент всегда прав». Какой путь выбрать - личное дело каждого дизайнера.