Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Источники уголовного права российской федерации. деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно совершено. Но УК не является единственным источником уголовного права. Более широкое понимание источников уголовного права позволяет

    Источники уголовного права российской федерации. деяние признается преступлением в государстве, на территории которого оно совершено. Но УК не является единственным источником уголовного права. Более широкое понимание источников уголовного права позволяет

    Российской Федерации и его структуре, одним из главных является вопрос о таких понятиях, как «источники уголовного права», «уголовный закон и его структура», «уголовная норма». В данной статье речь пойдет именно об этих понятиях и их сущности.

    Уголовный закон - самый важный фактор из тех, которые влияют на эффективность борьбы с преступностью. Не секрет, что чем полнее в нем будут учтены реальные жизненные условия общества и на данный момент, тем успешнее будут реализованы его основные функции.

    Уголовный закон и нормативные акты в его составе - главные источники уголовного права РФ. Они характеризуются рядом признаков, которые описывают действие имеющегося закона и объясняют его назначение. Так, уголовный закон является правовым актом, который принимается Федеральным Собранием (законодательным и представительным органом России) и подписывается непосредственно Президентом страны. Кроме того, такой закон имеет высшую юридическую силу по всей территории государства. Существует ряд правовых актов, которые принимаются исключительно на основе Уголовного кодекса. В первой статье Уголовного кодекса указывается, что все новые законы, которыми предусмотрена должны быть внесены в настоящий документ. В основе УК - Конституция РФ и общие принципы и нормы международных правовых отношений. При этом главная цель уголовного закона - решение специфических задач охраны общественности от преступности и преступных посягательств.

    Учитывая все эти факты, можно с уверенностью сказать, что словосочетание «источники уголовного права» неверно, так как именно в России этот источник один, и им является Уголовный кодекс. Только этот документ содержит исключительно все на которых основывается рабочее поле уголовного права и всех его органов.

    Бытует ошибочное мнение, что руководящие разъяснения дел Верховного Суда и постановления Конституционного Суда - тоже источники уголовного права, однако это не совсем так. Все дело в том, что они не создают новые нормы, а разъясняют уже существующие в Уголовном законе. Так, акты, в которых содержится толкование закона, не являются его источниками.

    Характерная черта уголовного закона - его кодификация. Это значит, что абсолютно все уголовно-правовые нормы содержатся в статьях Уголовного кодекса России. Совокупность норм четко систематизирована и обладает определенной структурой: УК состоит из Общей и Особенной части, разделов, глав, статей, частей и пунктов. Благодаря такой структуре документа, можно быстро и четко определить ту норму, в соответствии с которой преступник или подозреваемый в преступлении будет привлечен к уголовной ответственности.

    Таким образом, основные источники уголовного права - правовые нормы, которые лежат в основе одного главного источника, Уголовного кодекса.

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

    Институт права, социального управления и безопасности

    Кафедра уголовного права и криминологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: «Источники уголовного права Российской Федерации»

    Выполнила студентка

    Научный руководитель

    г. Ижевск

    2009г.

    ПЛАН:

    ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................С.3

    ГЛАВА I

    Уголовный кодекс – основной источник уголовного права…….................С.6

    ГЛАВА II

    Конституция – как источник уголовного права.............................................С.9

    ГЛАВА III

    как источники уголовного права………..........................................................С.13

    ГЛАВА IV

    Акты законодательных органов как источники уголовного права.. ........С.16

    ГЛАВА V

    Акты судебных органов как источники уголовного права........................С.21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................С.26

    Список использованной литературы ..........................................................С.29

    Введение.

    При изучении Общей части уголовного права России, особый интерес приобретает вопрос об источниках уголовного права.

    Традиционно было принято считать единственным источником уголовного права России Уголовный кодекс РФ. Например, д.ю.н., профессор Ляпунов Ю.И., к.ю.н., доцент Родина Л.Ю. утверждают, что уголовный закон – единственный источник уголовного права, а Конституция РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права – лишь база для уголовного закона. Такого же мнения придерживается д.ю.н., профессор А.И. Рарога, который настаивает, что никакие другие акты органов государства кроме Уголовного кодекса РФ не могут содержать норм уголовно-правового характера. Приговоры, определения и постановления по уголовным делам также не могут быть источниками уголовного права. Судебный прецедент и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не создают новой нормы.

    Таким образом, основным объектом исследования являлся УК РФ, его структура, а иные источники, содержащие большое количество норм уголовного права просто не рассматривались.

    Но в настоящее время появилось множество публикаций, монографий, отдельных статей, посвященных вопросу источников уголовного права. Различные авторы в своих работах кроме уголовного закона относят к источникам уголовного права России и другие нормативно правовые акты. Например, нормы и принципы международного права (Трунцевский Ю.В. Нормы международного права как источники российского уголовного права. Рязань 1995г., Шибков О.Н. Принципы и нормы международного права как источники уголовного права. Ставрополь 2000г.), нормы Конституции РФ (Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб 2001г.), судебного прецедента (Ображиев К.В. Судебный прецедент в уголовном праве. Ставрополь 2002г.), а так же отдельные законы, на которые сделаны ссылки в УК РФ (Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М:2001г.), постановления Пленума ВС РФ (Дроздов Г.В. правовая природа разъяснений закона высшими органами государственной власти// Советское государство и право 1992г., №1).

    Разработка проблемы источников уголовного права более активно началась в последнее десятилетие 20 века – начала 21 века. В советских учебниках упоминали лишь один единственный источник уголовного права – Уголовный кодекс. С распадом СССР и становлением самостоятельной правовой системы РФ появился интерес к проблеме источников права вообще и источников уголовного права в том числе.

    Уголовный кодекс РФ является, безусловно, основным источником отечественного уголовного права, который определяет преступность и наказуемость деяния (ч. 1 ст. 3 УК РФ). Это основной, но не единственный источник уголовного права, помимо него выделяют и другие источники, которые имеют дополнительный характер, образуя вместе с Уголовным кодексом РФ единую систему источников отечественного уголовного права.

    Тема источников уголовного права России еще не получила соответствующей научной оценки и не является достаточно разработанной. В настоящее время более подробно этот вопрос рассмотрен в работах Кайсина Д.М.; Денисовой А.В, Малкова В.П.; Пудовочкина Ю.Е.

    Целью данной работы является разработка научно и практически обоснованной системы источников уголовного права, анализ их иерархии, взаимоподчинения и взаимосвязи. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих основных задач: во-первых, изучение Уголовного кодекса РФ как основного источника отечественного уголовного права, во-вторых, проанализировав существующие научные взгляды российских исследователей вопроса об источниках уголовного права, определение возможности рассмотрения Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, других актов законодательных органов кроме Уголовного Кодекса РФ, законодательных актов бывшего СССР, актов судебных органов в качестве дополнительных источников уголовного права; в-третьих, построение системы данных источников.

    Уголовный кодекс – основной источник уголовного права

    Уголовный закон – это федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а так же иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно-опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

    В настоящее время основным уголовным законом является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Уголовный кодекс – это отличающийся внутренним единством законодательный акт, который содержит систему взаимосвязанных уголовно-правовых норм, определяет принципы, основания и условия уголовной ответственности, признаки конкретных видов преступлений и устанавливает вид и размер наказания за их совершение. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят в 1996 году и вступил в силу с 1 января 1997 года.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ уголовное законодательство состоит из настоящего уголовного кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ. Раньше в России действовало 6 кодифицированных актов, осуществляющих уголовно-правовое регулирование: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложение 1903 года, УК РСФСР 1922, 1926, 1960 г.г. и УК РФ 1996 года.

    Настоящий Уголовный кодекс Российской Федерации – это федеральный закон, имеющий юридическую силу на территории всей России. Отмена или изменение уголовного законодательства осуществляется Федеральным Собранием РФ. Только Конституционный Суд РФ правомочен прекратить действие тех положений уголовного законодательства, которые противоречат Конституции РФ.

    Уголовный закон должен быть социально обусловлен, соответствовать задачам уголовной политики в определенный период жизни государства, отражать господствующие в обществе принципы нравственности.

    Уголовное законодательство подлежит неуклонному исполнению всеми гражданами России, должностным лицами и другими лицами, находящимися на ее территории. Точное применение уголовного закона в практике следственных органов и судов является необходимым условием соблюдения законности в правовом государстве.

    Уголовный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей, которые делятся на разделы и главы, объединенные соответствующими статьями. Всего 12 разделов, 34 главы, 360 статей.

    В Общей части содержаться общие положения, определяющие принципы, основания, условия уголовной ответственности, понятие и цели наказания, систему наказаний, а также условия и порядок освобождения от наказания, условия применения медицинских и воспитательных мер. В Особенной части содержится описание конкретных видов преступлений и указываются виды и размеры наказаний, предусмотренных за их совершение.

    Уже более десяти лет действует Уголовный кодекс на территории Российской Федерации. И этого времени достаточно для оценки его эффективности, для размышлений о формировании и реализации современной уголовной политики, выявления тенденций развития уголовного закона.

    За время действия Уголовного Кодекса становится понятно, что это не единственный источник отечественного уголовного права. Существует целая система взаимосвязанных и взаимодополняющих источников, среди которых Уголовный Кодекс, конечно же, занимает доминирующее положение, оставаясь основным источником уголовного права России.

    Конституция – как источник уголовного права

    Уголовный кодекс РФ «основывается на Конституции Российской Федерации» . Традиционно Конституция считалась юридической базой уголовного законодательства, имеющая первостепенное значение для развития и совершенствования уголовного законодательства.

    Ряд авторов до сих пор отрицают возможность признания Конституции РФ источником российского уголовного права. Например, З.А. Незнамова пишет: «Конституция РФ не является формальным источником уголовного права, она вообще не содержит норм охранительного характера».

    Но я соглашусь с А.В. Денисовой и В.П. Малковым, что Конституция РФ является непосредственным источником российского уголовного права, то есть правовым актом, содержащим среди прочего и уголовно-правовые нормы. Такого же мнения придерживается А.Н. Игнатова, утверждающая, что «по значимости главным источником уголовного права, как и всех других отраслей права, является Конституция РФ, в которой содержатся нормы, имеющие, в том числе, и уголовно-правовое значение».

    В доказательство данной точки зрения, нужно отметить, во-первых, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Во-вторых, Конституция закрепляет и устанавливает определенный уклад общественных отношений, в различных сферах жизнедеятельности; она влияет на уголовно-правовое регулирование, в первую очередь, через определение принципов и направлений уголовной политики. В-третьих, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» указывается, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина; когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действующий на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей, и когда суд придет к убеждению, что федеральный закон принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции. В-четвертых, существуют опубликованные материалы судебной практики, свидетельствующие о разрешении на основании Конституции РФ конкретных уголовных дел и о ссылках на её статьи в соответствующих процессуальных документах.

    Следует так же отметить, что в случае неопределенности при решении вопроса о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению закон суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о его конституционности. Правом обращения наделены и граждане РФ. Практика подачи таких жалоб уже имеет место, и решения Конституционного Суда РФ по ним оказывают непосредственное воздействие на практику применения уголовно-правовых норм, помогая правоприменителю уяснить истинное содержание соответствующих нормативных предписаний.

    Так же следует заметить, что к предмету ведения Общей части уголовного права в большей или меньшей мере прямо или косвенно тяготеют многие конституционные нормы. Это, прежде всего следующие нормы Конституции РФ: ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 21, ст. 52. Установленные в этих нормах принципы законности, равенства, гуманизма и справедливости нашли свое отражение соответственно в ст. ст. 3, 4, 6 и 7 Общей части УК. Сюда же нужно причислить и закрепленный в ст. ст. 2 и 18 Конституции РФ "лейтмотив" задач уголовного законодательства (ч. 1 ст. 2 УК).
    Важное уголовно - правовое значение имеют и некоторые другие конституционные предписания. Пункт "о" ст. 71 Конституции РФ закрепляет принцип единства уголовно - правового пространства на территории Российской Федерации, поскольку относит принятие уголовного законодательства в целом, а также актов амнистии и помилования в частности к исключительной компетенции Российской Федерации. Пункт 2 раздела второго Конституции РФ "Заключительные и переходные положения" устанавливает принцип преемственности в законодательстве: "Закон и иные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации". Наконец, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ раскрывает принцип соотношения международного и внутригосударственного права. В совокупности перечисленные положения Конституции, как отмечают в своей работе доцент В.В. Коняхин, выполняют в отношении уголовного законодательства преимущественно системообразующую функцию.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция РФ служит для уголовного законодательства своеобразным фундаментом, исходным условием для его существования. Именно Конституция определяет принципы и направления отечественной уголовной политики и является одним из источников уголовного права.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права

    как источники уголовного права

    В ч. 2 ст. 1 УК РФ указывается, что Уголовный кодекс РФ основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Но можно ли считать общепризнанные принципы и нормы международного права источниками уголовного права? Вопрос о приоритете и о прямом действии международно-правовых норм в российском уголовном праве является на сегодняшний день одним из самых дискуссионных. Ряд юристов утверждают о невозможности приоритета и прямого действия международных норм уголовно-правого характера в отношении национального уголовного законодательства. Советские юристы традиционно не признавали нормы международного права в качестве источников национального уголовного права, однако допускали идею дуалистического воздействия на внутреннее законодательство международных актов, которые могут в некоторых случаях помочь уяснить содержание соответствующей статья Уголовного закона.

    Но, если вновь обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором говорится, что «суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии которого для было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации». Данное положение позволяет сделать вывод о возможности признания международных договоров России в качестве источников отечественного уголовного права.

    Но на основании ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса РФ все новые уголовные законы «предусматривающие уголовную ответственность» подлежат включению в кодекс. Следовательно, источником российского уголовного права может быть лишь внутринациональный уголовный закон. Незнамова З.А. указывает, что в силу того, что нормы международных договоров не могут иметь прямого действия на территории России, закрепленное в Конституции РФ правило о приоритете норм международного права над нормами национального законодательства неприменимо к уголовному праву, а «коль скоро нормы международного права не могут иметь прямое действие на территории России, постольку коллизии норм международного и национального уголовного права должны разрешаться в пользу последних».

    Достаточно часто встречается упоминание о прямом действии норм международного уголовного права в негативном аспекте: лишенные уголовно-правовых санкций, они определяют не условия применения, а условия неприменения тех или иных норм национального уголовного права. Если внутригосударственные уголовно-правовые нормы противоречат указанным международным нормам, лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности в силу прямого действия Конституции РФ и указанных норм международного права.

    Российское уголовное законодательство не всегда соответствует принятым международным обязательствам, что свидетельствует о несоблюдении отечественным законодателем принципа согласованности норм национального и международного уголовного права, обязательного при системном законодательстовании на внутригосударственном уровне. Представляется необходимым устранить ситуации рассогласованности норм национального и международного уголовного права, внеся соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс. РФ.

    Итак, регулируя важнейшие аспекты борьбы с преступностью, соответствующие международно-правовые акты являются источниками уголовно-правовых норм для российского уголовного права, при регламентации общественных отношений они как бы присоединяются к предписаниям Уголовного кодекса РФ, образуя в сочетании с ним единый регулятор. Но самостоятельно оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникновение прав и обязанностей у граждан РФ в сфере отношений, охраняемых уголовным законодательством, международно-правовые акты не могут.

    Акты законодательных органов как источники уголовного права

    В правовой литературе традиционно источником уголовного права признается лишь один федеральный закон – Уголовный кодекс РФ. Но означает ли это, что на уровне федеральных законов в иерархии нормативных актов Уголовный кодекс РФ является единственным источником отрасли уголовного права? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к тем нормам уголовного закона, которые при описании признаков состава преступления содержат отсылки к нормативным предписаниям иных отраслей права, так называемым нормам с бланкетными диспозициями.

    Существование норм с бланкетными диспозициями неизбежно по причине системного характера права, все отрасли и нормы которого взаимосвязаны. Но ряд исследователей считают существование бланкетных норм в УК незаконно. Например, Л.Д. Гаухман пишет: «…в УК РФ отсутствует норма, регламентирующая допустимость бланкетных ном и соответственно обусловленность уголовной ответственности нарушением других – не уголовных законов и (или) иных нормативных актов.….В ст. 8 УК РФ установлено, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Эта норма ограничивает возможность уголовной ответственности совершением деяний, признаки составов которых предусмотрены исключительно в УК, но не в других – не уголовных – законах и (или) иных нормативных правовых актах. Из приведенных положений следует, что наличие бланкетных норм в УК РФ и их применение незаконно. Для признания таких норм законными необходимо включить в УК РФ соответствующую норму».

    Но я соглашусь с Денисовой А.В. и Малковым В.П., которые отмечают, что такое утверждение Гаухмана Л.Д. не вполне корректно: «УК РФ действительно ограничивает основание уголовной ответственности совершением деяний, признаки составов которых предусмотрены непосредственно в УК. И норма с бланкетной диспозицией содержит все без исключения признаки состава того или иного преступления. Другое дело, что содержание, описание этих признаков не определено непосредственно в УК, оно конкретизируется в иных отраслях законодательства».

    Существование норм с бланкетными диспозициями возможно при соблюдении некоторых условий. Во-первых, эти нормы должны содержать ссылки исключительно на нормативные акты федерального уровня. Во-вторых, эти ссылки допустимы исключительно на законы.

    Первое условие вызвано тем, что региональные правила могут противоречить федеральным правовым актам, а так же тем, что на территории России установленные субъектами Федерации правила могут существенно отличаться друг от друга, в связи с чем одни и те же действия, совершенные на территории различных субъектов Федерации, могут быть одновременно преступными и непреступными. Но в настоящее время ряд исследователей активно выступают за расширение регионального уголовного правотворчества. Например, Быкодорова Л.В. вообще говорит об уголовных кодексах субъектов и об Уголовном кодексе РФ как о примерном кодексе для субъектов. Но не следует забывать, что уголовное право – специфическая отрасль права, связанная с ущемлением правового статуса лица на основании предусмотренных ею предписаний. Поэтому конституционное предписание, о том, что права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом, приобретает здесь особую значимость. Уровень федерального законотворчества позволяет минимизировать возможность нарушения прав человека при конструировании уголовно-правовых норм. Поэтому я полностью соглашусь с Ю.Е. Пудовочкиным в том, что недопустимо «делегирование федеральных полномочий по установлению признаков преступности и наказуемости деяний региональными органами власти, что применительно к рассматриваемым проблемам не позволяет признать возможным существование уголовно-правовых норм с бланкетными диспозициями, отсылающими к нормативным актам регионального уровня».

    Как уже говорилось выше, вторым условием существования норм с бланкетными диспозициями является отсылка на закон. Отсылка к подзаконным нормативным актам порождает проблему внедрения исполнительной власти в сферу компетенции законодательной власти. Так как нормативные акты, к которым делается отсылка зачастую еще конкретизируются, разъясняются. Это положение создает исполнительной власти возможность непосредственно влиять на изменение уголовной ответственности, когда это является исключительной прерогативой законодательной власти, и вносить в правовое государство элементы полицейского государства.

    С учетов теоретиков уголовного права по вопросу о правовой сущности норм с бланкетной диспозицией, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовые акты иной отраслевой принадлежности содержат конкретизированное описание отдельных признаков состава того или иного преступления, предусмотренного бланкетной диспозицией уголовно-правовой нормы, но они не являются самостоятельными источниками отечественного уголовного права.

    Не менее спорным и противоречивым является вопрос о правовых актах об амнистии. Законодательно форма правового акта об амнистии не определена. А в литературе до сих пор не решен однозначно вопрос о том, к какой отрасли права следует относить правовые акты об амнистии. Но отраслевая принадлежность правового акта зависит от содержания этого акта, что позволяет говорить о принадлежности актов об амнистии к отрасли уголовного права. Они, временно изменяя общий порядок реализации уголовной ответственности, непосредственно касаются предмета уголовно-правового регулирования. При издании акта амнистии обязательно учитываются следующие положения УК РФ: о преступлении (ст. 14), о категориях преступлений (ст. 15), о рецидиве преступлений (ст. 18), о наказании (ст. 43) и др. Всё это позволяет сделать вывод о том, что амнистия – это уголовно-правовой институт, который дополняет уголовное отечественное законодательство.

    В данной главе стоит так же уделить внимание законодательным актам бывшего СССР. Ряд авторов считают, что принятие Уголовного кодекса РФ 1996 года не подводит окончательную черту под советским периодом законодательства и некоторые законодательные акты СССР, содержащие отдельные уголовно-правовые предписания, до сих пор являются источниками уголовного российского права. Я полностью соглашусь с Наумовым А.В., который отмечает, что «новое государство не может сразу же одномоментно обеспечить правовое регулирование во всех сферах своей жизнедеятельности без использования правовых норм старого государства. Возникает известная проблема правопреемства, связанная с немалыми трудностями как правоприменительного, так и правотворческого плана. Не составляет в этом смысле исключение и ситуация с уголовным законодательством бывшего Союза СССР»

    Но для того, что бы нормативные акты бывшего СССР сохраняли юридическую силу, необходимо выполнение ряда условия. Во-первых, они были изданы в установленном законом порядке. Во-вторых, не прекратили свое действие в результате их отмены или замены другими актами. В-третьих, наиболее значимое условие, не противоречат новому законодательству Российской Федерации.

    К числу нормативных актов СССР – источников современного уголовного права – следует отнести, прежде всего, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1965г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления», утвержденный Законом Союза ССР от 02.10.1965г., и сопутствующее ему постановление Президиума Верховного Суда СССР от 03.09.1965г. «О применении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.1965г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления». Так же не утратило своего действия постановление Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1964г. «О применении статей 44, 44 1 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»

    Итак, фактически некоторые законодательные акты СССР являются источником современного уголовного права России. Но все же, для устранения некой неопределенности по вопросу об их применимости представляется целесообразным закрепить их в УК РФ 1996г.

    Акты судебных органов как источники уголовного права

    Среди актов судебных органов важное место занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики по уголовным делам. Они являются результатом обобщения судебной практики по отдельным видам преступлений, базируются на данных судебной статистики, их основу составляют результату изучения большого количества судебных (уголовных) дел. И в настоящее время стоит острый вопрос о признании за постановлениями Пленума статуса источника уголовного права России.

    По данному вопросу исследователи имеют два оппозиционного мнения: одни считают, что постановления Пленума Верховного Суда РФ можно считать источником уголовного отечественного права, а другие не признают за судебным прецедентом источник уголовного права.

    Например, Ю.Е. Пудовочкин считает, что имеет смысл в законодательном порядке решить вопрос о придании общеобязательной силы постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. И аргументирует это следующим образом: «во-первых, судебная практика традиционно использует постановления Пленума в качестве источника права….Разъяснения Пленума ВС РФ давно уже являются источником уголовного права, что подтверждается и проведенным опросом практикующих юристов. Во-вторых, постановления занимают как бы промежуточную позицию между обладающим высоким уровнем абстрактности уголовным законом и вполне конкретными судебными решениями по какому-либо делу. Постановления позволяют конкретизировать предписания УК РФ до такой степени, что их содержание становится максимально приближенным к практике правоприменения и в то же время оно не углубляется в детали, свойственные конкретным делам».

    Противники признания постановлений Пленума Верховного Суда РФ источниками уголовного права аргументируют, как правило, свое мнение следующим образом: во-первых, в сферу официально закрепленной компетенции судов входит исключительно правоприменение, а не правотворчество; во-вторых, нормотворчество судей противоречит концепции разделения властей, принципу законности; в-третьих, в толкованиях высшего судебного органа отсутствуют нормы права во всей совокупности логической структуры, а содержатся лишь субъэлементы диспозиций, гипотез, санкций.

    Но с этим следует не согласиться, так как судебное нормотворчество является частью судебного правоприменения, восполняя собой недостаточность уголовного закона. Что касается концепции разделения властей, то современное понимание разделения властей, не подразумевает четкого разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветвей власти. А принцип исключительности Уголовного кодекса РФ не учитывает случаев регулятивной недостаточности уголовного закона, а значит и не запрещает ее преодоления. Поэтому данное обстоятельство не позволяет рассматривать судебное нормотворчество как совершенно несовместимое с принципом законности в уголовном праве.

    Таким образом, постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики по уголовным делам представляют собой нормативные акты судебного правотворчества, содержащие производные правовые нормы.

    Но всё же не все ученные придерживаются такого мнения. Например, Пирвагидов С.С. аргументируя свое мнение, ссылается на принадлежность российской правовой системы к романо-германской правовой семье. Однако следует заметить, что с конца XIXвека в странах романо-германской правовой семьи наблюдается постепенное возрастание роли судебной практики. Просто, по справедливому замечанию Денисовой А.В. и Малкова В.П., романо-германская модель судебного правотворчества существенно отличается от «классической» англо-американской концепции прецедента. Во-первых, механизмом формирования судебной нормы, а, во-вторых, объемом полномочий судов.

    Подытоживая всё вышесказанное, на мой взгляд, можно заключить, что постановления Пленума Верховного Суда РФ конечно нельзя считать источником уголовного отечественного права, ведь компетенцией судов является исключительно правоприменение, к тому же Российская Федерация всё таки принадлежит к романо-германской правовой семье, в которой в классическом виде признание судебного прецедента как источника права недопустимо. Но признание постановлений Пленума Верховного суда РФ источником уголовного права, я бы сказала, вынужденная мера, так как уголовный закон далеко несовершенен, и судебный прецедент просто дополняет его и в некоторой части восполняет. Конечно же, при совершенном уголовном законодательстве, признание постановлений Пленума ВС РФ было бы недопустимо. Но в реальности и на практике, это необходимость. Таким образом, постановления Пленума Верховного Суда РФ – самостоятельный и необходимый источник уголовного отечественного права.

    Самостоятельным, не менее дискуссионным является вопрос об отнесении постановлений Конституционного Суда РФ к источникам уголовного отечественного права. Например, Д.В. Кайсин считает, что «решения Конституционного Суда РФ не является источниками уголовно-правовой системы России, поскольку данному органу конституционного контроля не предоставлены полномочия по принятию актов с новым нормативным содержанием. Решения, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации, который в отдельных случаях выступает как «негативный» законодатель, могут быть признаны актами официального толкования уголовного законодательства Российской Федерации посредством разъяснения им конституционно-правового смысла уголовно-правовой нормы».

    Но с этим следует не согласиться. Как отмечают А.В. Денисова и В.П. Малков «в случае признания проверяемого акта неконституционным последний утрачивает силу с момента вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда РФ (ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), а не считается не имевшим юридической силы вследствие своей неконституционности, хотя факт неконституционности возник ранее его подтверждения Конституционным Судом РФ. Это означает, что решения Конституционного Суда РФ имеют не констатирующий, а правоустанавливающий характер. Более того, Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» прямо предусмотрено, что основанием обращения в данный суд является «обнаружившаяся неопределенности» в том или ином вопросе».

    Я с этим полностью соглашусь, ведь на основании всё того же ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 87), положение акта, признанного постановлением Конституционного Суда РФ неконституционным, утрачивает юридическую силу. То есть фактически решения Конституционного Суда РФ влекут отмену юридических норм. И это постановление будет действовать не только в отношении норм, ставших предметом рассмотрения, но и всех аналогичных по содержанию нормативных положений.

    Подытоживая всё вышесказанное, можно заключить, что решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие уголовно-правовую норму не соответствующей Конституции РФ либо временно изменяющие предписания уголовного закона до момента наступления определенного условия, являются источниками отечественного уголовного права.

    Заключение

    В ходе выполнения данной работы, было изучено множество работ, публикаций, монографий на тему источников уголовного права. У исследователей этого вопроса нет единого мнения, какие нормативные акты являются источниками уголовного права России. Но на основе изученных теорий, законодательных актов РФ, у меня сложилась своя система источников отечественного уголовного права.

    Во-первых, нужно отметить, что Уголовный Кодекс РФ остается, конечно же, первичным и основным источником уголовно-правовых норм. Он обладает исключительной компетенцией устанавливать основания и принципы уголовной ответственности, предусматривать виды наказания. Это основной, доминирующий, но далеко не единственный источник уголовного права РФ.

    Во-вторых, Конституция как юридическая база отечественного законодательства, и уголовного в том числе, имеет первостепенное значение для развития и совершенствования уголовного права. Она определяет принципы и направления отечественной уголовной политики. На основе её норм строится всё уголовное законодательство. Нормы Конституции находят своё отражение в нормах Уголовного кодекса. Конституцию РФ, которая является своеобразным фундаментом уголовного законодательства, смело можно назвать самостоятельным источником отечественного уголовного права.

    В-третьих, следует отметить, что Уголовный кодекс РФ основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Мнения исследователей этого вопроса очень неоднозначны и противоречивы. На основе их рассуждений и аргументаций, я пришла к выводу, что общепризнанные принципы и нормы международного права, регулируя важнейшие аспекты борьбы с преступностью, самостоятельно оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникновение прав и обязанностей у граждан РФ в сфере отношений, охраняемых уголовным законодательством, не могут. При регламентации общественных отношений они как бы присоединяются к предписаниям Уголовного кодекса РФ, образуя в сочетании с ним единый регулятор. Но источником уголовного права России они не являются.

    В-четвертых, из анализа законодательства и научных работ исследователей вопроса источников уголовного права, следует вывод, что иные нормативно-правовые акты (кроме Уголовного кодекса РФ), содержащие конкретизированное описание отдельных признаков состава того или иного преступления, не являются самостоятельными источниками отечественного уголовного права.

    В данной работе так же было доказано, что амнистия – это уголовно-правовой институт, который дополняет уголовное отечественное законодательство. И акты об амнистии можно считать источником уголовного права РФ.

    В-пятых, в работе было отмечено, что Российская Федерация, как новое государство не может сразу обеспечить правовое регулирование во всех сферах своей жизнедеятельности без использования правовых норм старого государства, то есть СССР. В связи с этим, при соблюдении определенных условий, законодательные акты СССР являются источником современного уголовного права России.

    И, наконец, нужно сказать об актах судебных органов. В результате проделанной работы, я сделала вывод о том, что постановления Пленума Верховного суда РФ дополняют и в некоторой части восполняют российское уголовное законодательство. И тем самым являются самостоятельным и необходимым источником отечественного уголовного права. Это же касается и решений Конституционного Суда Российской Федерации, признающих уголовно-правовую норму не соответствующей Конституции РФ либо временно изменяющих предписания уголовного закона до момента наступления определенного условия.

    Таким образом, в результате проделанной работы, у меня получилась следующая система источников уголовного права Российской Федерации: конечно же, главным и основным источником является Уголовный Кодекс РФ, особое место отводится Конституции как основному закону государства и существуют дополнительные источники уголовного права – некоторые законодательные акты бывшего СССР, акты об амнистии, постановления Пленума Верховного суда РФ и решения Конституционного Суда РФ.

    Еще раз хочу отметить, что тема источников уголовного права России еще недостаточно разработана, в ней много противоречий, разногласий и предложенная в данной работе система источников отечественного уголовного права неоднозначна.

    Список использованной литературы:

    1. Быкодорова Л.В. Линия законности в уголовной политике и направления дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. Ставрополь, 1999

    2. Коняхин В.В. (заведующий кафедрой Кубанского госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент). Конституция как источник общей части уголовного права.

    3. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений (закон, теория, практика).

    4. Гаухман Л.Д. Проблемы УК РФ: бланкетность, декларативность, казуистичность // Уголовное право в XXI веке. М.: 2002

    5. Денисова А.В., Малков В.П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П, 2006

    6. Кайсин Д.В. Источники уголовно-правовой системы РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., М.: 2005

    7. Мальцев В.В. Принципы уголовного права. Волгоград, 2001

    8. Наумов А.В. Источники уголовного права// Уголовное право: новые идеи. М: 1994

    9. Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ю.н. Екатеринбург, 1995

    10. Пирвагидов С.С. Указ соч.

    11. Пудовочкин Ю.Е. Источники уголовного права РФ//Журнал Российского права, 2003г. №5.

    12. Уголовное право под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М.: 2007

    13. Уголовное право России под ред. А.И. Рарога. М.: 2008

    14. Уголовное право России. Учебник для вузов в 2 т. Т.1: Общая часть. Ответ. редактор А.Н. Игнатова, Ю.А. Красиков. М.: 2000

    15. Уголовное право: Общая часть: Учебник для вузов. Отв. Редактор И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. М.: 1998

    16. Шергина К.Ф. Научная жизнь: десять лет Уголовному Кодексу Российской Федерации: достоинство и недостатки (научно-практическая конференция)//Государство и право, 2006, №11

    17. Конституция Российской Федерации

    18. Уголовный Кодекс Российской Федерации

    19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»

    20. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

    Мальцев В.В. Принципы уголовного права. Волгоград, 2001, стр. 225

    Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1995, стр. 23-24

    Денисова А.В., Малков В.П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П 2006, стр. 83

    А.В. Денисова, В.П. Малков Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П 2006, стр. 91

    Гаухман Л.Д. Проблемы УК РФ: бланкетность, декларативность, казуистичность // Уголовное право в XXI веке. М.: 2002, стр. 48-49

    А.В. Денисова, В.П. Малков Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П 2006, стр. 53

    Пирвагидов С.С. Указ соч., стр. 11

    А.В. Денисова, В.П. Малков Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П 2006, стр. 72

    Кайсин Д.В. Источники уголовно-правовой системы РФ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., М.: 2005, стр. 9-10

    А.В. Денисова, В.П. Малков Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань. Издательство «Таглимат» ИЭУ и П 2006, стр. 75-76

    Уголовное право России - определенным образом упорядоченная система юридических норм, установленных или ратифицированных законодательными органами России.
    Уголовное законодательство России основывается на Конституции РФ , а также на общепризнанных принципах и нормах международного права. Например, в п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается: "Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено".
    Названные положения этого международно-правового акта нашли закрепление и конкретизацию в ст. 54 Конституции РФ и ст. 1, 6, 9, 10, 11, 12 УК. Положения международных договоров Российской Федерации, равно как и новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, в соответствии с ч. 1 ст. 1 УК подлежат включению в УК.
    Уголовное право России слагается из соответствующих уголовно-правовых институтов, расположенных в определенном порядке в Общей и Особенной частях УК 1996 г. Каждая норма уголовного права принадлежит к тому или иному институту Общей или Особенной части УК. Нормы уголовного права, как правило, обоснованы нравственно, тесно между собой взаимосвязаны, действуют системно, т.е. применительно к конкретному криминальному случаю действует одновременно несколько взаимосвязанных уголовно-правовых норм, а иногда норм и иных отраслей права.
    В ч. 2 разд. II "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ 1993 г. указывается: "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".

    Так, в указанном смысле бесспорным источником уголовного права является Конституция РФ, не только устанавливающая общие принципы уголовного права, но и содержащая целый ряд нормативных предписаний, входящих в конкретные уголовно-правовые нормы (к примеру, положения ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 61).
    Источниками уголовного права также являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), содержащие по меньшей мере те исходные постулаты, которых должно придерживаться уголовное право любой цивилизованной страны (к примеру, принцип non bis in idem), либо положения, находящие развитие в российском УК (к примеру, о действии уголовного закона в пространстве).



    К числу источников уголовного права относятся и иные федеральные законы из областей гражданского, административного, налогового и прочих отраслей права, раскрывающие содержащиеся в Уголовном кодексе понятия. Нормативные предписания, относящиеся к уголовно-правовым нормам, содержатся также в подзаконных нормативных правовых актах: указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах федеральных органов исполнительной власти. Особым, по терминологии Конституционного Суда РФ, "уникальным нормативным правовым актом" и источником уголовного права является постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии, выполняющее "функцию законодательного регулирования" в уголовно-правовой сфере.

    4. Уголовный закон структурно состоит из частей: Общей и Особенной, разделов, глав и статей, а также может содержать примечания к главам или статьям. Статья (норма) является универсальной структурной частью закона. Одна статья может содержать как одну, так и несколько норм.

    Уголовно-правовая норма - это правило поведения, устанавливающее запрет на совершение определенных деяний либо предписывающая совершение определенного действия или бездействия. Это пра­вило установлено государством и закреплено в УК. Статьи (нормы) общей части УК отражают общие положения, институты (соучастие, стадии совершения умыш­ленного преступления, крайняя необходимость). Нормы права классифицируются 14 по различным критериям: в зависимости от роли, сферы, методов регулирования.

    Так, в зависимости от функций нормы права классифицируются на охранительные и регулятивные, а последние - на обязывающие, запрещающие и уполномочиваю­щие.

    Структуру типичной нормы составляют: гипотеза , диспозицияи санкция .

    Если исходить и описания структурных элементов уголовно-правовой нормы, то под гипотезой следует понимать описание деяния, а под диспозицией - слово «наказы­вается...», под санкцией - вид и размер наказания. Однако в уголовном праве (осо­бенной части) традиционно называют диспозицией описание преступления (напри­мер, в ст. 205 УК «Тайное похищение имущества (кража)»). В связи с этим пред­ставляется целесообразным пересмотреть определение понятия «гипотеза».

    Уголовно-правовая норма состоит из диспозиции и санкции (применительно к особенной части УК). Некоторые авторы считают, что статьи Общей части УК являются как бы гипотезой ко всем и к каждой статье особенной части УК.

    Диспозиция - это часть статьи, в которой указывается название или дается описание преступления.

    Санкция - это часть статьи, в которой указываются вид и размер наказания за совершенное преступление.

    Различают диспозиции четырех видов.
    Простая диспозиция только называет преступление, не раскрывая его признаков. Такие диспозиции встречаются так же редко, как и общепризнанные (бесспорные) термины, содержание которых очевидно и не требует пояснений. Примером может служить диспозиция ст. 126 УК - похищение человека.
    Описательная диспозиция не только называет преступление, но и описывает его основные признаки. Например, клевета определяется как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. А кража - как тайное хищение чужого имущества. Это самый распространенный вид диспозиций в уголовном законе, что совершенно правильно, ибо уголовный закон должен предельно формально определять все основные объективные и субъективные признаки деяний, за которые устанавливается уголовная ответственность.
    Ссылочная диспозиция для установления признаков преступления предлагает обратиться к другой статье УК. Например, ст. 117 УК определяет истязание как "причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса".
    Бланкетная диспозиция отсылает к нормам других отраслей права - трудового, гражданского, административного и т. п. Именно с помощью бланкетных диспозиций сформулированы почти все преступления в сфере экономической деятельности, большинство должностных преступлений, преступлений против общественной безопасности, связанных с нарушением специальных правил (горных, строительных и иных) либо правил обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность (оружие, боеприпасы, радиоактивные вещества и т. д.).
    Санкция - часть уголовно-правовой нормы и часть статьи УК, определяющая вид и размер наказания.
    Абсолютно-определенные санкции устанавливают точный вид и точный размер наказания. Действующее законодательство не содержит абсолютно-определенных санкций, ибо они не позволяют индивидуализировать наказание в зависимости от обстоятельств конкретного преступления и личности виновного.
    Относительно-определенные санкции устанавливают конкретный вид наказания и его пределы, в связи с чем можно выделить три разновидности относительно-определенных санкций:
    с указанием минимального размера наказания ("от трех лет лишения свободы"). Их максимальный предел установлен в статьях Общей части для данного вида наказания;
    с указанием максимального размера наказания ("до пяти лет лишения свободы"). Их минимальный предел установлен статьями Общей части для данного вида наказания;
    с указанием минимального и максимального размеров наказания ("от трех до десяти лет лишения свободы"). Именно данная разновидность наиболее распространена в статьях Особенной части.
    Альтернативные санкции указывают два или более вида наказания, которые могут быть назначены за совершенное преступление ("лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет или смертная казнь или пожизненное лишение свободы"). Когда виды наказаний имеют в альтернативной санкции минимальные и/или максимальные пределы, она становится комбинированной (альтернативной и относительно-определенной).
    Абсолютно -неопределенная санкция не содержит указания ни на вид, ни на размер наказания. В действующем УК данный вид отсутствует, но многие международные договоры, посвященные борьбе с преступлениями, имеют такие санкции.

    В уголовном праве принято выделять «материальные» и «формальные» источники норм уголовного права. Материальные источники - это материал, который кладется в основу уголовно-правовых предписаний: социальная практика в широком смысле слова, а также положения Конституции РФ и международно-правовые обязательства РФ. Формальным источником, отражающим способ выражения и закрепления (форму) уголовно-правовых норм, выступает уголовный закон.

    Закон является основополагающим нормативным правовым актом в любой отрасли права, однако в уголовном праве он занимает особое место. Именно в уголовном законе в самом общем виде установлено, что является основанием уголовной ответственности, какие конкретно общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания или иные меры государственного принудительного воздействия могут быть применены клипам, виновным в их совершении.

    Уголовному закону присущи все те признаки, которые свойственны любому закону как особому источнику нормативных правовых предписаний, а также некоторые особенности, вытекающие из специфики предмета уголовно-правового регулирования.

    Основная специфическая черта уголовного закона обусловлена характером содержащихся в нем правовых норм: они (и только они) устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества и государства деяния являются преступлениями, какие наказания применяются за их совершение, каковы порядок назначения наказания, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

    Другой особенностью российского уголовного закона является то, что согласно ст. 71 Конституции РФ его принятие относится к сфере исключительной компетенции федерального законодателя. Субъекты Федерации не вправе своими нормативными правовыми актами осуществлять уголовно-правовое регулирование. Следовательно, уголовный закон непременно имеет статус федерального закона.

    Третья особенность уголовного закона сопряжена с процедурой его принятия: согласно ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской

    Федерации», проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ. Никакому другому федеральному закону не присуще такое условие, связанное с процедурой рассмотрения его проекта в Государственной Думе. Безусловно, это связано со спецификой уголовно-правового регулирования, поскольку возложение уголовной ответственности существенно изменяет правовой статус лица, совершившего преступление. Можно отмстить, что указанная особенность подчеркивает, что социальная обусловленность (потребность) принятия нового уголовного закона должна иметь особую степень прочности.

    Четвертая особенность уголовного закона вытекает из ч. 1 ст. 1 УК, согласно которой уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса, а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него. Это означает, что единственным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы уголовной ответственности, является особый уголовный закон - УК. Именно содержащиеся в нем положения цельно и всеобъемлюще формулируют основание уголовной ответственности, виды наказания и иных мер уголовно-правового характера, порядок их назначения, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также признаки конкретных преступных деяний. Никакие иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты) непосредственно не могут регулировать вопросы уголовной ответственности. В этой связи уголовный закон признается единственным источником уголовно- правовых норм.

    Разумеется, иные (подзаконные) нормативные правовые акты содержат положения, которые тесно связаны с нормами уголовного закона, так как необходимы для уяснения содержания многих из них. Однако в отличие, например, от гражданского законодательства, которое состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также включает гражданско-правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, уголовный закон (УК) - единственный источник уголовно-правовых норм.

    Из изложенного вытекает пятая особенность уголовного закона - существовать и применяться он может только в особой кодифицированной форме. Уголовный кодекс - это особого рода закон, традиционно присущий системе российского законодательства. Статья 3 УК устанавливает, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». Тем самым в российской правовой системе подлежат применению только те уголовно-правовые нормы, которые включены в структуру кодифицированного уголовного закона - УК.

    Всякий иной нормативный материал, необходимый с позиции применения положений УК и содержащийся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах (указах) Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ряде других источников (об этом будет сказано ниже), важен лишь постольку, поскольку речь идет о применении норм УК; сами по себе, в отрыве от нормативных предписаний УК,эти акты регулировать уголовно-правовые отношения не могут.

    Из содержания ст. 1 УК вытекает, что все вновь принимаемые уголовные законы не могут иметь самостоятельного применения, вследствие чего целью их принятия является корректировка положений УК или дополнение его новыми нормами. Поэтому новые уголовные законы не могут выступать в качестве самостоятельных, применяющихся наряду с УК законодательных актов. Отсюда типичное название таких уголовных законов - «О внесении изменений и дополнений в статью (статьи) ... Уголовного кодекса Российской Федерации».

    Таким образом,уголовный закон - это принятый высшим представительным органом Российской Федерации (Государственной Думой) нормативный правовой акт, который устанавливает основание уголовной ответственности, исчерпывающе определяет круг преступлений, виды наказаний за них, а также регламентирует остальные институты уголовного права, обеспечивающие уголовно- правовое регулирование.

    Учитывая, что все уголовные законы должны включаться в УК, т.е. осуществлена их полная кодификация, можно заключить, что совокупность нормативных предписаний, сосредоточенных в УК, и составляет российское уголовное законодательство. Следовательно, исходя из буквального содержания ст. 1 УК, оно состоит исключительно из одного кодифицированного законодательного акта и не допускает возможности одновременного (параллельного) с нормами Кодекса действия других уголовных законов. Следовательно, понятия «Уголовный кодекс РФ» и «уголовное законодательство РФ» должны рассматриваться как полностью совпадающие, т.е. тождественные. Элементами российского уголовного законодательства как самостоятельной правовой отрасли какие-либо иные помимо УК уголовные законы быть не могут.

    Именно в этой связи принято вести речь об уголовном законе (УК) как оединственном (в формальном смысле) источнике уголовно- правовых норм. Тогда как источником уголовного правав материальном смысле выступают Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, решения Конституционного Суда РФ, судебная практика.

    Однако при внимательном рассмотрении данного вопроса приходится признать, что помимо УК уголовно-правовые нормы фактически содержатся в Конституции РФ (ст. 19, 20, 54), Федеральном законе от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (ст. 3, 5-7), постановлениях Государственной Думы по вопросам амнистии. В перспективе нормы уголовного права должны образовать «законодательство Российской Федерации военного времени» по вопросам уголовной ответственности за преступления против военной службы (ч. 3 ст. 331 УК). Кроме того,в формально-юридическом смысле к числу источников уголовного права следует также отнести общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ и, с известной оговоркой, подзаконные нормативные правовые акты.

    Конечно, такие важные для уголовно-правового регулирования источники, как Конституция РФ, международные правовые принципы и нормы, международные соглашения, решения Конституционного Суда РФ, участвуют в уголовно-правовом регулировании только в рамках, установленных УК, в связи с предусмотренными в нем запретами и иными нормами , конкретизируя содержание последних. Самостоятельное, автономное от нормативного материала, кодифицированного в УК, действие содержащихся в этих источниках уголовно-правовых норм исключено.

    Таким образом, можно заключить, что уголовному праву присуща множественность источников, которые неоднородны по своей природе, юридической значимости и с разной степенью интенсивности используются в рамках уголовно-правового регулирования. Основополагающим нормативным правовым актом, обеспечивающим правовое регулирование в связи с совершением деяний, причиняющих существенный вред интересам личности, общества или государства, выступает именно уголовный закон (УК), а иные правовые акты способствуют правильному применению его норм.

    Источники уголовного права имеют древние корни. В частности, понятие уголовного права отражено в летописи, составленной в Древней Руси. Государство предусматривало наказание для убийц в виде смертной казни. Законодательство указывало на то, что к виновному должна применяться определённая мера ответственности.

    Уголовное право предусматривает различные источники. Данная отрасль имеет карательное значение и обладает набором необходимых для этого средств. Форма наказаний носит показательный характер, что необходимо для понимания гражданами серьёзности ситуации.

    Отрасль уголовного права трактуется исходя из таких положений:

    • правовой институт, посредством которого контролируются отношения внутри общества;
    • система знаний, охватывающая собой изучение событий, обладающих процессуальным характером.

    В стране действуют определённые принципы относительно рассматриваемого направления. Если кратко рассматривать предмет уголовного права, то данная ветвь представлена в виде объединения норм юриспруденции. Основной вопрос, который решается с их помощью, – определение преступности и наказуемости совершённого действия.

    Международным актом, а также документами, действующими внутри государства, установлены меры карательного значения и условия, при соблюдении которых лицо освобождается от ответственности.

    Понятие криминального права в соответствии с современным подходом рассматривается как отношения, имеющие уголовно-правовую направленность. Структура права в этом случае представлена в виде преступного посягательства и наказания за него. Относиться к основным источникам будет акт, отображённый в кодифицированной формулировке. Это говорит о том, что основной источник уголовного права – кодекс.

    Источники уголовного права Российской Федерации имеют некую классификацию.

    В частности, предусматриваются следующие разновидности:

    1. В формальном смысле уголовное законодательство представлено в качестве основы данной отрасли правовых отношений.
    2. Если рассматривать источники в материальном смысле, то они выражены в форме Конституции. Кроме того, перечень дополняется нормами, разработанными в международном праве, решениями, принятыми судебными органами (в частности КС РФ), договорами, заключёнными с иностранными государствами.

    Криминальные положения закреплены не только в кодексе, но и прописаны в Основном законе страны, актах, принятых на уровне Федерации. Примером выступает закон, разработанный федеральными органами и вступивший в силу в 1996 году под № 64. Кроме того, стоит обратить внимание на документы, разработанные Государственной думой относительно положений об амнистии.

    Источники действующего уголовного права РФ в формальном понимании рассматриваются как общий принцип международного права. В эту же группу включаются решения, вынесенные судьями Конституционного суда и прочими судебными органами. Имеет значение, что перечисленные акты действуют в пределах, указанных Уголовным кодексом.

    Использовать требуется правила и запреты, закреплённые в законодательстве. Рассматриваемый подход указывает на то, что в этой области имеется разнообразие источников, которые обладают гетерогенным характером. Ещё в дореволюционный период установлено, что их отличиями выступают степень интенсивности относительно использования, а также значимость.

    Принципы

    Правоведение предусматривает, что каждая отрасль имеет присущие ей принципы. Они понимаются как основные идеи, которые закрепляются посредством правовых норм. С их помощью происходит определение структуры криминалистического закона. Говоря о том, что является источником нашего уголовного права, стоит уделить внимание этим принципам. Основываются они на конституционных положениях.

    Дополнительным преимуществом выступает то, что они направлены на рациональное исполнение задач, обладающих уголовно-правовым значением. Ещё советский кодекс закреплял основные принципы в рассматриваемой отрасли.

    В их число включаются:

    • законность – преступление и прочие понятия, касающиеся уголовного права должны определяться в строгом соответствии с УК РФ, данный признак указывает на невозможность использования законодательной базы по аналогии (предполагается, что преступник и действия, которые им совершены, определяются в законах);
    • равенство перед законодателем – квалификация содеянного, равно как и регулирование иных вопросов, осуществляется независимо от того, какая национальность, пол и прочие признаки присущи виновному;
    • виновность – то, что человек является преступником, должно подкрепляться определённым перечнем доказательств, то есть его вина доказывается в полной мере;
    • справедливость – исправительные меры должны носить характер справедливости, при назначении наказания учитывается то, каков уровень опасности совершённого действия и его форма, принимаются во внимание обстоятельства произошедшего;
    • гуманизм – методы, используемые в уголовном праве, должны иметь гуманное значение, человек и его правомочия выступают в качестве главной ценности в стране;
    • наказание носит неотвратимый характер – работа правоприменительного аппарата должна основываться, помимо прочего, и на данном принципе, то есть предполагают, что реакция карательного органа должна быть объективной и справедливой по отношению к нарушителю.

    Сравнение принципов, действующих в настоящее время и существовавших в прошлом, говорит о том, что их ряд пополнялся с принятием новой Конституции и УК РФ. Однако стоит отметить, что период действия того или иного принципа не связывается напрямую с принятием нового закона, зависит он от содержания акта.

    Схема использования уголовно-правовых норм предусматривает, что использовать должны закон, который действовал во время совершения противоправного поступка. Данное положение было закреплено законодательно в ХХ веке – во время принятия нового УК. Несмотря на то что многие авторы указывают на иные подходы, Конституция строго закрепила рассматриваемое положение. Первым и самым важным моментом является необходимость опубликования актов, принятых законодателем. В противном случае акт не может применяться.

    Тест относительно судебной практики указал на то, что органы в данной системе не наделяются правомочиями по вынесению решений, основанных на неопубликованных актах. В качестве действующего закона признаётся документ, который вступил должным образом в силу и не был её лишён.

    Порядок такой процедуры закрепляется в законе, принятом на федеральном уровне в 1994 году под № 5.

    Указанный акт определил, что на территории страны используются документы, опубликование которых прошло официальную стадию. Считается, что закон принимается в день, когда он утверждён законодательным органом. В нашей стране это Государственная дума. Учитывается то, что принят он в окончательной редакции. Если же акт носит конституционный характер – во внимание принимают день одобрения документа в Федеральном собрании. Порядок прописан в законодательстве.

    Стоит учесть некоторые правила относительно правовых актов государства, в частности:

    1. Опубликование происходит в течение недели с момента подписания главой государства. Когда документ принимается ФС – публикация производится в десятидневный срок. При отражении положений международных соглашений освещение осуществляется в одно время с публикацией закона, отражающего ратификацию такого акта.
    2. Принятый документ наделяется силой одновременно на всей территории государства. Для этого должно пройти десять дней с момента опубликования. Если в самом акте предусматривается иной порядок – применяться будут положения закона.

    Другой подход используется во время принятия решения относительно вопроса о вступлении в силу актов, предусматривающих внесение корректив в действующий УК. Указывается на то, что подобные акты обладают небольшим объёмом, в связи с чем вступление прописывается прямо в акте.

    Если говорить об утрате силы законом, то можно отметить, что происходит это при изменении условий либо обстоятельств, с которыми связывается принятие такого акта. В литературе можно найти разнообразные мнения о том, как закон действует в отношении лиц, принимающих участие в уголовно-правовых отношениях. Одни авторы указывают на то, что деятельность человека подлежит оценке согласно закону, который действовал во время совершения преступления. Иная точка зрения представлена тем, что такой период зависит от того, какой акт действовал в стране, когда виновный исполнял объективные признаки деяния.

    Если оценивать приведённые позиции, то можно прийти к выводу, что последняя точка зрения более правильна. Это связано с тем, что все действия, совершённые виновными, охватываются волей законодателей. Например, в жизни, когда исполнитель не доводит задуманное до конца – иные участники преступления отвечают в пределах приготовления либо покушения.

    Стоит обратить внимание на то, что и в данной ситуации, как и у всех правил, есть исключение. Оно говорит о том, что закон имеет обратную силу. Если вновь принятый акт содержит в себе положения, в которых преступность совершённых действий устраняется, наказание смягчается либо положение виновного иным образом улучшается – применяться он может в отношении лиц, совершивших посягательство до момента вступления акта в силу. Даже когда лицо уже отбывает наказание, к нему также применяются положения нового закона.

    В ситуации, когда вновь принятый акт ухудшает положение виновного, он не наделяется обратной силой. Данные положения основаны на принципе справедливости и гуманности. УК, содержащий в себе смягчение ответственности, подлежит применению в сокращённых пределах. Подразумевается, что снижается наказание до верхнего предела, закреплённого санкцией нормы. Условием выступает то, что виновному назначено наказание строже, чем закреплено пределом санкции.

    Сложности в правоприменительной практике связываются с использованием актов, носящих промежуточный характер. В литературе высказана точка зрения, согласно которой такой акт не должен применяться, однако на практике ситуация обстоит иным образом.

    Когда речь идёт о действии закона в пространственных границах, то требуется определить территорию, на которой распространяется данный акт. В этом случае уголовное законодательство использует четыре принципа для решения рассматриваемого вопроса. Указывается, что лицо, которое совершило посягательство в пределах страны, отвечает по нормам закона, действующего в РФ. Не имеет значения тот факт, что человек не является гражданином.

    Основной закон указывает на то, что в территорию включаются внутренние водные пространства, регионы, воздух над страной, территориальные моря. Стоит обратить внимание на обладание Россией правами суверена, то есть её влияние распространяется на континентальный шельф и исключительную зону в экономическом направлении. Пределы пространственного значения страны закрепляются с помощи границ.

    При рассмотрении вопроса о действии закона относительно шельфов и исключительных зон стоит учесть, что УК распространяется на действия, направленные только против интересов государства. Кроме рассмотренной территории, в состав РФ входят и корабли, суда, которые принадлежат стране. В этом случае не имеет значения, располагается корабль в пространстве России или за её пределами. При совершении противоправного деяния в таком месте оценка даётся по УК.

    Стоит учесть, что в положениях международных договоров могут закрепляться иные правила. Тогда применяться будут именно такие правила.

    По общему правилу, все лица, совершившие посягательства в России, отвечать будут по УК РФ, за исключением тех, кто обладает дипломатическим иммунитетом. В данном направлении применению подлежат положения, закреплённые в международных соглашениях.

    Иммунитетом обладает не только сам дипломат, но и члены его семейства. Обладатели иммунитета представлены определённой группой лиц. Внимание уделяется месту, где совершено противоправное действие. В уголовном законодательстве не закрепляются положения относительно определения такого места. Специалисты указывают на то, что руководствоваться следует положениями о временных границах. Это говорит о том, что учитывается место, где совершено посягательство. Учёту не подлежит территория, на которой реализованы последствия от неё.

    Принцип, закрепляющий гражданство, начинает действовать в ситуации, когда лица, имеющие гражданскую принадлежность к РФ, совершили деяния за её пределами. Учитывает то, что деяние понимается как преступное в стране совершения, а также что виновный не подвергался суду. В противном случае лицо осуждается дважды за одно и то же.