Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Урок проект простые и сложные вещества. Урок по химии "простые и сложные вещества"

    Урок проект простые и сложные вещества. Урок по химии

    Тема: Первоначальные химические представления

    Урок: Развитие в науке представлений о простом и сложном веществе. Химические элементы

    Вам уже знакомо имя английского исследователя Р. Бойля. Именно он предложил опыты по определению состава веществ. Рассмотрим суть таких опытов.

    Чтобы установить состав вещества (проанализировать вещество) часто используют реакцию разложения, в результате которой из одного исходного вещества получается несколько продуктов реакции.

    ОПЫТ 1.

    Поместим в пробирку несколько крупинок сахара и нагреем ее в пламени спиртовки. В результате прокаливания на стенках пробирки появляются капельки прозрачной жидкости, а на месте крупинок сахара образуется вещество черного цвета (Рис. 1). Если продолжать нагревание и дальше, то с черным веществом ничего не происходит. Это вещество - сажа (уголь). Его нельзя разложить ни при каких условиях.

    Прозрачная жидкость на стенках пробирки - это вода. Воду можно разложить на два вещества с помощью электрического тока.

    Рис. 1. Разложение сахара при нагревании

    Химический элемент - это разновидность атомов.

    Тогда сформулируем определения простого и сложного веществ.

    Простое вещество состоит из одного химического элемента (из атомов одного вида).

    Сложное вещество состоит из различных химических элементов (из атомов разных видов).

    Важно отметить, что из одного простого вещества нельзя в ходе химической реакции получить вещество, образованное другим химическим элементом, т.к. в ходе химических реакций атомы не изменяются.

    Проиллюстрируем данные определения. Молекула водорода состоит из двух атомов одного химического элемента, тоже называемого водородом. Молекула кислорода тоже состоит из двух атомов одного химического элемента, называемого кислородом. Сажа состоит только из атомов углерода. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, т.е. включает в себя два различных химических элемента.

    Рис. 4. Модели строения некоторых веществ

    Названия многих химических элементов не отличаются от названий простых веществ, образованных этими элементами. Например, простое вещество водород состоит из химического элемента водорода. Простое вещество кислород состоит из химического элемента кислорода. Простое вещество железо состоит из атомов железа. Поэтому очень важно научиться различать понятия «простое вещество» и «химический элемент».

    Приведем примеры двух высказываний о кислороде, в одном из которых речь идет о химическом элементе, а в другом - о простом веществе.

    Первое: «Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.» Второе: «В состав молекулы воды входит кислород.» Говоря о кислороде, который растворен в воде, мы имеем в виду вещество, для которого характерны определенные свойства - например, растворимость в воде.Кислород, входящий в состав молекулы воды, - это химический элемент. Т.е мы можем сказать, что атом кислорода входит в состав молекулы воды.

    Есть химические элементы, которые образуют несколько различных простых веществ. Например, химический элемент углерод образует графит (тоже, что и сажа, уголь) и алмаз. Графит - нетвердое вещество серого цвета с металлическим блеском. Из него делают стержни простых карандашей.

    Алмаз - минерал, имеющий самую большую твердость. Ограненный алмаз называют бриллиантом. Несмотря на то, что эти простые вещества состоят только из атомов углерода, они очень различаются по свойствам.

    Свойство химического элемента, образовывать несколько простых веществ, называют аллотропией. А простые вещества, образованные одним химическим элементом, называют аллотропическими модификациями .

    1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

    2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.17-19)

    3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§7)

    4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§§5,6)

    5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

    2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

    Домашнее задание

    с. 17 №№ 4, 5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

    • обобщить знания по теме “Простые и сложные вещества”;
    • формирование коммуникативных способностей учащихся при работе в группах.

    Оборудование:

    • Планшеты с меню на каждый стол – 4 шт.;
    • Карта оценки вклада ученика в работу группы;
    • Описание заданий (по меню) для учащихся на каждый стол – 4 шт.
    • Кредит в сумме 40 у.е.
    • ПСХЭ и таблица растворимости.

    Учащиеся посещают кафе. Формируются 3 группы по 4 человека, каждая группа выбирает ответственного (администратора) столика. В ходе игры работа каждой группы оценивается как педагогом, так и одноклассниками (оппонентами).

    В меню вместо обычных блюд представлены задания по теме. Каждой группе выдан кредит в сумме 40 у.е. При решении заданий учащиеся получают оценку в у.е.

    Оценка деятельности учащихся производится по схеме:

    “отлично” – 1 у.е., “хорошо” – 2 у.е.; “удовлетворительно” – 3 у.е.

    Количество полученных у.е. вычитается из данного кредита. Победителем становится группа, сохранившая наибольшую сумму.

    В ходе игры каждый участник должен выступить не менее 1 раза.

    Игра проводится в несколько этапов:

    1. “Холодные закуски”

    • Кроссворд;
    • Определение терминов;
    • Распределение веществ по классам.

    2. “Горячие блюда”

    • Составить формулы веществ;
    • Дать названия веществам;
    • Решить задачу по формуле.

    3. “Напитки”

    • Тест № 1.

    4. “Крепкие напитки”

    Тест № 2: 4 варианта.

    5. “Десерт”

    Отгадывание загадок.

    Карта оценки вклада ученика в работу группы (проводится по 5-бальной шкале)

    Фамилия
    Имя
    Оценка работы группой Самооценка Оценка учителя Итоговая оценка

    Добрый день! Я рада вас приветствовать в химическом кафе “Светлячок!”. Целью работы нашего кафе будет обобщить тему “Простые и сложные вещества”. Каждый из вас занял свой столик, и я предлагаю выбрать вам администратора столика – который будет координировать работу своего столика.

    Прошу вас познакомиться с меню. В нем вместо обычных блюд представлены задания по теме. Каждому нужно ответить хотя бы раз.

    Деятельность учителя Деятельность учащихся Химическое содержание
    1. Краткое сообщение о теме урока Постановка цели.
    Ознакомление уч-ся с правилами игры.
    Представление меню
    Участие в определении цели урока. Деление на группы. Выбор ответственного в группе.
    2. Холодные закуски Комментарии к заданиям.
    Подведение результатов 1 этапа игры
    1. Кроссворд
    1. Растворимое основание
    2. Мельчайшая частица вещества
    3. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород
    4. Вещество, состоящее из атомов водорода, связанных с кислотным остатком.
    5. Вещество,состоящее из атома металла, связанного с одной или несколькими гидроксогруппами.
    6. Химически неделимая частица.
    7. Вещество,состоящее из атомов металла, связанных с кислотным остатком.
    8. То, из чего состоят предметы

    2. Дать определение терминам:

    • Индикатор –
    • Оксиды –
    • Кислоты –
    • Соли –
    • Основания –
    • Степень окисления –

    3. Распределите следующие формулы веществ по классам: Н 2 , НС1, Na 2 SO 4 , Н 2 SO 4 , KNO 3 , ВаС1 2 , Са(ОН) 2 , Н 2 S , NaOH , О 2 , Н 2 СО 3 , N, Р, KOH , Мg СО 3 , СО 2 , Na 2 О.

    3. Горячие блюда. Комментарии к заданиям. Наблюдение за ходом работы в группах. Подведение результатов 2 этапа. Выбор группой горячего блюда. Выполнение задания. Обсуждение в группе. Оформление на доске задания, выполненного группой. Обсуждение результатов выполнения задания. Подсчет потраченных у.е. 1. Составить формулы веществ:
    N аСО 3 , Н S , Ва ОН, А1 С1, Z п S О 4

    2.Дать названия следующим веществам:
    Мg О, Н 3 РО 4 , ВаС1 2 , К 2 СО 3 ,Na 2 SiO 3

    3.Решите задачу:
    Масса оксида меди(П) составляет 40г. определитеколичество вещества.

    4. Напитки. Комментарии к заданиям. Наблюдение за ходом работы в группах. Подведение результатов 3 этапа. Выполнение тренировочного тестового задания в группе. Проверка и обсуждение результатов. Выполнение тестов. Подсчет утраченных у.е. 1. В виде простого вещества кислород содержится в
    1. земной коре
    2. атмосфере
    3. граните

    2. Высшую валентность азот проявляет в оксиде

    1. N2 О5

    3. Наиболее ярко выражены неметаллические свойства

    1. олова
    2. германия
    3. кремния
    4. углерода

    4. Формулы оксида, основания, соли, соответственно:

    1. ВаО, F е(ОН)2,NаNО3
    2. SiO2, CaO, К2СО3
    3. Р2О5, Na 2O , СаС12
    4. S О3 ,Р2О5, Са(ОН)2

    5.Количество вещества гидроксида кальция составляет 0,25 моль. Определите его массу.

    5. Физкультминутка. Динамическая пауза
    6 .Крепкие напитки Комментарии к заданиям. Наблюдение за ходом работы в группах. Подведение результатов 4 этапа. Индивидуальное выполнение тестовых заданий. Самопроверка. Заполнение теста (правильные ответы Представлены на доске) подсчет потраченных у.е. Тест№2 - 4 варианта
    7 . Десерт. Комментарии к заданиям. Подведение результатов 5 этапа.

    Вручение группе победителей сладкого приза.

    Отгадывание загадок.

    Подсчет остатка кредита

    1. Я, конечно, очень нужен
    Без меня не сваришь ужин,
    Не засолишь огурца,
    Не заправишь холодца.
    Но не только лишь в воде.
    Если льет слеза из глаза,
    Вкус припомнишь мой ты сразу.
    Кто догадлив, говорит:
    Это – ...(натрия хлорид)

    2. Чтоб появиться я сумел,
    Прокаливают белый мел.
    Меня дает огонь в печи
    И пламя маленькой свечи.
    И стоит только сделать вздох,
    Чтоб я на свет явиться мог.
    Я в газированной воде,
    Я в хлебе, в соде –
    Я везде.

    (Диоксид углерода – углекислый газ)

    3 .Горю я синим пламенем,
    Угаром угрожаю.
    Когда совсем сгораю я,
    Из печки улетаю.
    (Монооксид углерода – угарный газ)

    8. Формулировка домашнего задания Запись домашнего задания Составить синквейн. У кого проблемы повторить § 17– 21.

    Задания на десерт:

    1. Что называют белым золотом? (Хлопок. )
    2. Название какого химического элемента находится в супе со свеклой и другими овощами? (В– борщ. )
    3. Что называют “живым серебром”? (Рыбу. )
    4. Как называют мех пушных зверей? (Пушистое золото. )
    5. Выбросьте 4 букву в названии горной антилопы, и вы получите название химического элемента 6 группы. (Серна – сера. )
    6. С небольшого грызуна начинается, быком кончается, как химический элемент называется? (Мышьяк. )
    7. Какой химический элемент “зовет” к себе в гости кошку? (Кислород. )

    Муниципальное общеобразовательное

    учреждение «Школа № 21 города Донецка»

    Урок

    «Простые и сложные вещества»

    7 класс

    Подготовила и провела

    07.12.2016г.

    Щурова Лидия Лукьяновна

    учитель химии высшей категории

    учитель-методист

    Донецк – 2016

    Урок №

    Тема урока.

    Цели урока.

    Реактивы и
    оборудование.

    Метод урока.

    Тип урока.

    Простые и сложные вещества.

    Расширить знания учащихся о классификации веществ по составу их молекул.

    Дать понятие простых и сложных веществ.

    Научить различать понятия: химическое соединение, простое вещество, химический элемент, анализировать качественный состав простых и сложных веществ.

    Образцы простых веществ (сера, железо, алюминий, медь); сложных веществ (вода, соль, сахар).

    Информационно-развивающий.

    Урок усвоения новых знаний.


    Ход урока

    I . Организационный момент.

    II . Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

    1 уч-ся 1. Необходимо подобрать названия химических элементов II , III , IV периодов так, чтобы в вертикальном столбце было слово «атом».

    2 уч-ся 2. Подобрать названия химических элементов по первым буквам слова «молекула» и указать порядковый номер этих элементов.

    Вопросы.

    1. Что такое атом?

    2. Из чего состоит молекула?

    3. Из одинаковых или различных атомов?

    III . Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности.

    IV . Восприятие и первичное осознание нового материала.

    Вещество, образованное одним химическим элементом, называется простым.

    О 2 , Cl 2 , F 2 .

    Вещество, образованное несколькими элементами, называется сложным или химическим соединением.

    H 2 O , NaCl , C 12 H 22 O 11 .

    Простые металлы делят на ме и неме.

    Классификацию простых веществ предложил выдающийся французский ученый А. Л. Лавуазье.

    Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794)

    Выдающийся французский химик, академик Парижской академии наук. Интерес к естественным наукам проявился у Лавуазье еще в юности. Но Антуан не мог нарушить семейной традиции: он стал заниматься на юридическом факультете и лишь в свободное время, которое оставалось после трудных занятий, слушал лекции по физике, химии, минералогии, геологии.

    Лавуазье «впервые поставил на ноги всю химию, которая в своей флогистонной форме стояла на голове».

    Портрет А. Л. Лавуазье

    Химические элементы, от которых происходят ме, называются металлическими, а те, которые образуют неметаллы – неметаллическими.

    Характеристика ме и неме

    Рассмотрим наглядное пособие «Металлы и неметаллы».

    Вещества

    простые сложные

    ме неме неорганические органические
    вещества вещества

    Молекула – электронейтральная частица, состоящая из двух ил большего числа соединенных атомов.

    Названия сложных веществ (поваренная соль – хлорид Na , вода – оксид водорода, мел – карбонат Ca ).

    Углерод «король органической химии».

    Составляем семейный портрет веществ.

    Сценка о NaCl

    Ведущий.

    Соляная
    крупинка.

    Ведущий.

    Соляная
    крупинка.

    Кристалл
    соли.

    Случайно попав из солонки на пол, соляная крупинка решила попутешествовать.

    Каждому на земле предопределено свое место и своя миссия. Что значу я в этой жизни? - думала соляная крупинка. Эта мысль не давала ей покоя.

    Но поскольку она была очень мала, ей нужен был надежный и опытный друг. И она обратилась за помощью к Кристаллу соли.

    Уважаемый господин Кристалл соли! Вы такой величественный и мудрый, расскажите, пожалуйста, мне обо мне.

    Хорошо! Но для этого мы должны опуститься в мои владения, хрустальный зал соляной шахты. Там сейчас проходит урок в 7 классе. И ты все сама увидишь и услышишь о себе.

    Рассказать о тебе хоть немножко позволь

    У тебя на земле очень важная роль

    Ты от порчи хранишь сало, овощи, рыбу

    В море есть ты в воде, и в земле лежишь глыбой

    Без тебя суп не суп, и салат – не салат

    Без тебя – и невкусно, и повар не рад

    В рану, глаз попадешь – будет едкая боль

    Как назвали тебя? Догадались? Я – соль.

    А теперь прослушайте рубрику и соли «Удивись»

    1. Если человек ел с кем-нибудь соль, то этим он связывал себя с ним на веки. Соль стала символом постоянства и верности.
    Однажды арабский шейх захватил в пустыне купеческий караван. Торгуясь с хозяином с хозяином каравана о выкупе, араб заметил, что на столике, за которым они обедали, стоит солонка с солью. «Моя беда, твоя прибыль! Я ел с тобой с одного стола, на котором стоит соль!» - сокрушенно сказал шейх и отпустил купца, ничего не отняв.

    2. Во времена Великой Отечественной Войны, фашисты развешивали такие объявления «За пойманного бандита Катю (так они называли наших партизан) германское командование вознаградит поймавшего 3000 марок, 5 пудов соли…»

    3. Бывают ли соленые деньги? Оказывается, да! Соль заменяла деньги во многих странах. Часто платили не золотом и серебром, а солью. В Китае, в XIII веке, из каменной соли, изготовлялись и сами монеты. Даже ещё в 1922 году в Эфиопии, по свидетельству академика Н. И. Вавилова, бруски соли заменяли крупные деньги, а красный перец – мелкие.

    4. Просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя беду, гнев богов. Один из опостолов, Иуда, в знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», неловким движением левой руки опрокидывает солонку. И что из этого вышло?
    (Демонстрация репродукции картины)

    5. Нынешнее название озера – «Баскунчак» - имеет свою историю. Будто бы однажды мимо озера ехал татарин. За его скакуном едва поспевала собака. Она так устала, что, упав на землю, скатилась в озеро и захлебнулась в соленой воде. Тело собаки не тонуло в крепком рассоле и долгое время плавало на поверхности. А ее голова, обросшая соляной коркой, диковинным изваянием торчала над водой. Путешественники, проезжавшие мимо озера, говорили, показывая на странное зрелище: «Баскунчак! – Что по-татарски означает «собачья голова». Так и осталось за озером это название, забыв предыдущие «Проклятое озеро», «Священное озеро».

    6. Подсчитано, что к 70 годам жизни человек съедает 500 кг соли.

    7. У многих восточных и западным народов надолго сохранился обычай «солить» новорожденных.
    Греки, грузины, армяне, татары, курды натирали новорожденных мелко толченной солью и насыпали её даже в уши, «чтоб хорошо слышал», и в глаза «чтоб глаза были ясные». После этого ребенка заворачивали в пеленки и держали в соли несколько часов, не обращая внимания на его крики. Этот мучительный обряд считался необходимым для будущего благополучия ребенка, так как соль была символом чистоты, здоровья, изобилия и вечности.

    Сценка о воде

    Игра «Вода не вода»

    Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой – хлопаем в ладоши.

    Слова: облако, корабль, ветер , камень , дельфин, песок , компом, рак, телевизор , солнце, озеро, вулкан , книга , гай, ручка , снег, лёд.

    Знаете ли вы, что…

    За последние 60 лет использование воды в мире увеличилось в 5 раз.

    230 л воды в день

    150 л, если испорчен кран

    Столкновение дождинки с реактивным самолетом оставляет след на его корпусе.

    «Все вода, вода повсюду

    А попить и капли нет».

    «Удивись?!» о воде

    Есть на земном шаре озеро, в котором стоит лишь замочить грязное белье – и оно, как по волшебству, станет белоснежным. Это озеро Момо в США (штат Невада).
    Кстати, его так и зовут «Мыльное озеро». Стиральные свойства озера состоят в том, что вода содержит огромное количество соды.

    А какой семейный портрет мы можем написать о воде?

    Экологическая ситуация.

    Возле речки стоит грязная машина, которую водитель собирается мыть. Ваши действия? Почему вы так поступили?

    V . Обобщение и систематизация знаний.

    1. Какие вещества называют простыми, а какие – сложными?

    2. Игра «Позвони мне, позвони!»

    1 N 2 шифр

    0 Н 2 О 0

    3 О 2

    9 HCl 9

    8 Cl 2

    5 NH 3 5

    3 F 2

    5 HNO 3 5

    10 O 3

    6 NaOH 6

    13 Cu

    12 Al

    6 H 2 SO 4 6

    11 Zn

    7 Na 2 O 7

    17 CaO 2

    0 Au

    1 CaO 1

    8 Ag

    4 Al 2 O 3 4

    8 K

    2 KCl 2

    VI . Подведение итога урока, домашнее задание

    Выучить параграф 8 с. 53-60 упр. 62 с. 60