Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Итоговая аттестация по

    Итоговая аттестация по

    Подготовка к итоговой аттестации в 4 классе по английскому языку

    В настоящее время значение предмета «Английский язык» неизменно растет, что предъявляет к его изучению и владению все большие требования. Наряду с итоговой аттестацией по математике и русскому языку, в образовательный процесс вводится модель итоговой аттестация по английскому языку, которая предполагает проверку базовых языковых умений и навыков за курс начальной школы. Данная система проверки разработана в соответствии с Федеральными государственными стандартами для начальной школы, примерными программами по этим стандартам. При разработке модели итоговой аттестации по английскому языку для 4 класса учитывались требования и формат международных кембриджских экзаменов по английскому языку для детей младшего школьного возраста: Starters, Moves, Flyers.
    В образовательном пространстве Российской Федерации овладение английским языком происходит по двум направлениям или уровням:
    - базовый уровень (базовая программа для всех общеобразовательных школ),
    - углубленный уровень (углубленная, расширенная программа для лицейских и гимназических классов или школ с углубленным изучением английского языка).
    В соответствии с данными направлениями, программа итоговой аттестации доступна в 2х вариантах, а именно, нацеленная на проверку базового уровня подготовки и проверку повышенного уровня владения английским языком учащихся начальной школы.
    Данная итоговая работа проводится в форме тестирования , она состоит из 3х частей, каждой части соответствует определенное количество заданий и определенное количество баллов, которые могут набрать ученики в ходе решения:
    I – Аудирование,
    II – Чтение и письмо,
    III – Говорение.
    Многие родители обеспокоены прохождением данной аттестации, хотелось бы отметить, что для успешной сдачи данного экзамена, учащимся требуется активная работа на уроке английского языка в течение учебного года, систематическое выполнение домашних заданий, а также индивидуальная тренировка в выполнении соответствующих пробных тестов. Пробные тесты – аналоги заданий аттестационной работы, а также тренировочные задания по аудированию, говорению и чтению, можно легко найти в интернете, из печатных изданий можно воспользоваться пособиями следующими пособиями:
    1) Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А.Пореченкова. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. Базовый уровень.
    2) Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А.Пореченкова. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. Повышенный уровень.
    3) Дж. Дули, В. Эванс. Practice Exam Papers. Primary School-4. Cambridge Young Learners English Tests. Movers (выпуски 1- 7).
    Пособия по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в 4 классе должны быть составлены с учетом требований основных программных документов, таких как ФГОС, «Примерные программы начального общего образования» и «Планируемые результаты начального общего образования», а также должны быть учтены требования международных кембриджских экзаменов для детей младшего школьного возраста: Starters, Movers, Flyers.

    Скачать Подготовка к итоговой аттестации по английскому языку в 4 классе

    Что представляет собой государственная аттестация учебных заведений? Выявим основные особенности подобного процесса, алгоритм действий.

    Вариант проведения

    Государственная итоговая аттестация осуществляется по основным образовательным программам. Основной целью ее проведения является определение уровня подготовки выпускников. Существует определенный порядок проведения подобной процедуры, утвержденный Министерством образования РФ.

    Разновидности

    Проведение государственной итоговой аттестации для выпускников средней ступени обучения осуществляется в форме единого государственного экзамена. Помимо этого, с 2015 года дополнительно введено итоговое сочинение. Существуют определенные правила и алгоритм проведения подобных мероприятий, о которых следует упомянуть подробнее.

    Итоговое сочинение для выпускников

    Государственная аттестация в такой форме была введена в прошлом учебном году. Целесообразность введения подобной формы была определена президентом страны. Ребятам предлагаются различные темы, по которым они на протяжении трех академических часов должны написать свои сочинении в форме рассуждений (эссе). Оценка работ осуществляется по пяти критериям. Для получения зачета необходимо использовать три критерия.

    Минимальная норма сочинения составляет 250 слов. При получении незачета весной текущего учебного года выпускникам предоставляется возможность переписать сочинение. Отметим, что без наличия положительной отметки (зачета) по данному виду аттестации выпускники лишаются права сдавать обязательные предметы, дающие право на получение аттестата о среднем образовании.

    Обязательные предметы

    Государственная аттестация выпускников 11 классов предполагает сдачу двух обязательных учебных дисциплин: математики и русского языка. Что касается остальных предметов, сдача которых возможна в форме ЕГЭ, они являются необязательными, выбираются по желанию самого школьника.

    Если один из обязательных предметов выпускник сдает на отметку «неудовлетворительно», он получает право на его пересдачу в установленные графиком ЕГЭ сроки. При получении отметки «два» по двум обязательным учебным дисциплинам пересдача запрещена.

    Выпускник получает справку об окончании курса обучения, но ему не выдают. Он получает право на повторную сдачу обязательных экзаменов только через год.

    Предметы по выбору

    Государственная аттестация выпускников средней школы предполагает сдачу предметов по выбору, которые включены в список учебных дисциплин, сдача которых разрешена в виде ЕГЭ. После введения базового и профильного уровня по математике в качестве необязательного экзамена ребята могут сдавать усложненный уровень по этому предмету. Это актуально для выпускников, которые выбрали для продолжения обучения технические учебные заведения.

    Государственная аттестация в форме ЕГЭ проводится по биологии, химии, обществознанию, иностранному языку, физике, информатике, истории, географии. Для каждого учебного предмета предполагается своя продолжительность экзамена, есть и определенные требования.

    Процедура проведения

    В чем особенность государственной итоговой аттестации? Образовательным учреждениям необходимо предоставить в региональный центр оценки качества образования полную базу данных выпускников до 1 февраля. Помимо паспортных данных каждого ребенка, в базе указываются дополнительные предметы, выбираемые для сдачи в форме ЕГЭ. Каждый ребенок пишет заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения, в котором указывает все предметы, ставит личную подпись.

    Свое согласие должны дать и родители школьника. После 1 февраля для внесения новых учебных дисциплин в базу данных должна быть веская причина, при этом у ребенка есть право отказаться от сдачи необязательных предметов вплоть до дня проведения самого экзамена.

    В день экзамена выпускник с паспортом приходит в пункт сдачи единого государственного экзамена, с собой приносит российский паспорт, черную (гелевую) ручку.

    В зависимости от специфики сдаваемого предмета допускается использование на экзамене дополнительных предметов. На ЕГЭ по химии и физике, например, можно приносить непрограммируемый калькулятор. Выпускник проходит в аудиторию, личные вещи он отдает организатору, на время проведения экзамена они помещаются в специальный сейф.

    Среди последних нововведений - применение во время итоговой аттестации камер наблюдения. Любые попытки воспользоваться подсказками, мобильным телефоном фиксируются организатором в протоколе, результаты данного школьника аннулируются.

    Результаты итоговой аттестации можно узнать в образовательном учреждении, в котором проходила итоговая аттестация. Кроме того, есть возможность найти итоги на официальном сайте.

    Программа государственной аттестации по всем предметам, а также сроки проведения экзаменов, планируемые дни выставления результатов, представлены на официальном сайте единого государственного экзамена. Также их можно узнать в общеобразовательной школе, в которой выпускник будет проходить итоговую аттестацию.

    Как оспорить результаты итоговой аттестации

    Те выпускники средней школы, которые не удовлетворены баллами, полученными на ЕГЭ, могут подать апелляцию. Сделать это необходимо в трехдневный срок после ознакомления с итогами. Подать заявление можно в том общеобразовательном учебном заведении, в котором школьник проходил итоговую аттестацию. Если комиссия примет решение о пересмотре результатов в сторону их увеличения, то выпускник получит дополнительные баллы по оспариваемой учебной дисциплине.

    Аттестация выпускников основной школы

    Девятиклассники проходят итоговую аттестацию в форме ОГЭ. Для них обязательными являются предметы: математика и русский язык. Кроме того, они должны выбрать из предлагаемого перечня еще два предмета. Процедура проведения ОГЭ аналогична единому государственному экзамену, включая и возможность подачи апелляции.

    Итоговая аттестация

    по дисциплине

    «Теория обучения»

    1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…

    1) дидактикой

    2) теорией воспитания

    3) педагогическим менеджментом

    4) педагогической технологией

    2. Термин “дидактика” впервые ввел…

    1) В. Ратке

    2) Я.А. Коменский

    3) Ж.Ж. Руссо

    4) И.Г. Песталоцци

    3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…

    1) Я.А. Коменский

    2) П.Ф. Каптерев

    3) К.Д. Ушинский

    4) А. Дистервег

    4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет …

    1) дидактики

    2) технологии

    3) теории воспитания

    4) теории управления

    5. Функциями процесса обучения являются …

    1) образовательная, воспитательная, развивающая

    2) воспитательная, прогностическая, проектировочная

    3) образовательная, воспитательная, объяснительная

    4) развивающая, образовательная, прогностическая

    6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…

    1) дидактическую систему

    2) педагогическую теорию

    3) педагогическую систему

    4) дидактическую теорию

    7. Учение понимается в дидактике как…

    1) деятельность учеников

    2) взаимодействие учащихся и учителя

    3) восприятие новых знаний

    4) формирование умений

    8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…

    1) преподаванием

    2) учением

    3) развитием интереса учащихся

    4) формированием личности

    1.9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям

    1) внутренним

    2) общим

    3) внешним

    4) частным

    1.10. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…

    1) наглядности

    2) доступности

    3) сознательности и активности

    4) прочности знаний

    1.11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения

    1) развивающего

    2) проблемного

    3) оптимизации

    4) программированного

    1.12. Процессом обучения называется …

    1) специфический процесс познания, управляемый педагогом

    2) преподавание

    3) учебная деятельность

    4) образовательная деятельность

    1.13. К дидактическим принципам не относится принцип …

    1) гуманности обучения

    2) наглядности

    3) систематичности и последовательности

    4) взаимосвязь теории и практики обучения

    1.14. В структуру учебной деятельности не входит …

    1) формирование нравственных качеств и убеждений

    2) овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков

    3) развитие мотивов учения

    4) овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

    1.15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …

    1) преподавания и учения

    2) развития и воспитания учащихся

    3) школьной и внешкольной деятельности

    4) совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения

    1.16. Принцип наглядности в дидактике означает …

    1) привлечение органов чувств к восприятию учебного материала

    2) использование плакатов, схем, картин в процессе обучения

    3) проведение опытов в процессе обучения

    4) просмотр кино- и видеофильмов

    1.17. В структуру процесса обучения не входит…

    1) определение уровня мышления учащихся

    2) определение целей и задач

    3) планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)

    4) анализ и оценка результатов обучения

    1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

    2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

    3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

    5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

    (в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 25-ФЗ)

    6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

    7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

    8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

    9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

    1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

    10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

    11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

    12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

    1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

    2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

    3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

    13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

    1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

    2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

    15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

    1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

    16. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

    17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

    КонсультантПлюс: примечание.

    О признании на территориях Республики Крым и г. Севастополя образования, полученного на территории Украины, см. ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ и ст. 6 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

    Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

    Итоги ОГЭ по русскому языку 2014 -2015 учебного года обученность участников экзамена по предмету в 2015 г. составила 99, 6% по сравнению с 99, 9 % в 2014 году. - минимальный балл в 2015 году был снижен с 14 баллов до 12 баллов в связи с уменьшением количества заданий части 2. - Качество лингвистического образования выпускников основной школы удовлетворительное

    Итоги ОГЭ по русскому языку 2014 -2015 учебном году Отметку « 2» в 2015 году получили 39 (0, 4%) выпускников, в 2014 году - 99 (0, 96%) обучающихся, что является показателем положительной динамики в обучении русскому языку. Стопроцентный уровень успеваемости продемонстрировали экзаменуемые Бабаевского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Грязовецкого, Кичменгско-Городецкого, Междуреченского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тотемского, Усть-Кубинского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Шекснинского муниципальных районов, ГОУ. Процент обучающихся, получивших на экзамене отметки « 4» и « 5» , повысился с 48, 91% в 2014 году до 55% в 2015 году. более 50% процентов обучающихся, получили на экзамене отметки « 4» , « 5» в Бабаевском, Бабушкинском, Вашкинском, Верховажском, Вожегодском, Грязовецком, Кичменгско-Городецком, Междуреченском, Нюксенском, Сокольском, Сямженском, Тотемском, Усть-Кубинском, Устюженском, Харовском, Чагодощенском, Шекснинском муниципальных районах, ГОУ.

    Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Часть 1 работы состояла в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Статистические данные: 37, 7% выпускников не могут выделить все микротемы текста, 14, 58% выпускников не владеют приемами сжатия текста, 65, 87% выпускников не умеют реализовать свой замысел в соответствующей композиционной форме, обеспечивающей смысловую цельность, связность и последовательность письменного высказывания. Навыки информационной обработки текстов у учащихся 9 классов сформированы недостаточно.

    Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Среди заданий с кратким ответом (В 1–В 9) самый низкий процент выполнения приходится на следующие задания: задания 8, 11 (определение грамматической основы предложения) – 0, 57%; задание 9 (обособленные члены предложения) – 0, 53%; задание 10 (опознание вводных слов в предложении) – 0, 71%; задания 12, 13 – синтаксический анализ сложного предложения – 0, 42%. . Пунктуационная подготовка экзаменуемых также, как и в 2013, 2014 годах, ниже, чем орфографическая. Методические просчеты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем, что при анализе синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, особенности употребления в речи.

    Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Часть 3 работы содержала три задания (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, два типа сочинений, связанных с анализом текста), проверяющие коммуникативную компетенцию школьников: С 1 К 1 - наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Высший балл по данному критерию получили только 59, 42% экзаменуемых. Не справились с заданием по данному критерию – 40, 58% выпускников. Причина затруднений: недостаточная сформированность универсальных учебных действий: давать определения понятиям, анализировать текст, систематизировать, обобщать, делать выводы.

    Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку К 2 Аргументация тезиса Не смогли привести убедительные примеры-аргументы из прочитанного текста – 46, 10%выпускников. Недостаточно сформирована способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов

    Краткий содержательный анализ ОГЭ по русскому языку Анализ выполнения экзаменационной работы по критериям оценки грамотности и фактической точности речи: 40, 14% выпускников демонстрируют неудовлетворительный уровень орфографической грамотности; 50, 70 % выпускников – пунктуационной; 27, 58% выпускников допускают более двух грамматических ошибок; 15, 69% выпускников – более четырех речевых ошибок. . В сопоставлении с результатами ГИА по русскому языку 2015 года практическая грамотность обучающихся остается на том же уровне.

    Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с кратким ответом экзаменационной работы: Затруднения вызвали задания, в которых проверялось знание таких орфографических и пунктуационных правил, как: – правописание НЕ и НИ; - правописание –Н- и –НН- в словах разных частей речи; – знаки препинания в простом осложненном предложении. - пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами; - лексические нормы; - знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи; - функционально-смысловые типы речи

    Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Вывод об уровне готовности обучающихся региона к выполнению заданий части 1 экзаменационной работы: Анализ результатов Части 1 экзаменационной работы позволяет констатировать, что подготовка по предмету в целом является удовлетворительной: большинство выпускников региона усвоили основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне.

    Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 1 (Формулировка проблемы исходного текста) - большинство учеников (96, 66%. Ср. в 2014 году - 98, 2 %.) определило проблему, поставленную в тексте К 2 (Комментарий проблемы) -– 2 балла за комментарий поставлено лишь в 50, 38 % работ (Ср. в 2014 году – в 41, 8 % работ) К 3 (Формулировка авторской позиции по проблеме) – в 2015 году 1 балл по К 3 поставлен в 91, 54% (Ср. : в 2014 году - 95, 6 % работ) К 4 (Аргументация собственного мнения) – процент выполнения по Вологодской области 27, 54%

    Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения), К 6 (Точность и выразительность речи) По сравнению с предыдущими годами работы стали более структурированы, в них меньше ошибок, связанных с абзацным членением текста, нарушением логики. Но появилось много клишированных текстов Работ, отличающихся примитивностью словаря и бедностью грамматического строя речи, стало меньше, чем в предыдущие годы

    Краткий содержательный анализ ЕГЭ по русскому языку Анализ выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационной работы: К 7 – К 10 – практическая грамотность В 2015 г грамотность учащихся оценивалась, как и в предыдущие годы, по четырем критериям (орфографические, пунктуационные, языковые и речевые нормы), Уровень орфографической и особенно пунктуационной грамотности выпускников невысок: К 7 -38, 58%; К 8 - 21, 64%; К 9 - 42, 22%; К 10 - 40, 80%

    Выбор темы «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина) – 53% выпускников Что важнее: любить или быть любимым – 19% выпускников Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? – 11 % выпускников Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) – 11% выпускников Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс – 7% выпускников

    Критерии оценки сочинения Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.). «Незачет» ставился только при условии, если сочинение не соответствовало теме или в нем не прослеживалось конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 5056 выпускников Получили «незачет» – 142 выпускника

    Критерии оценки сочинения Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. «Незачет» ставился при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно было искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминались в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 4992 выпускника Получили «незачет» – 206 выпускников

    Критерии оценки сочинения Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставился при условии, если грубые логические нарушения мешали пониманию смысла сказанного или отсутствовала тезиснодоказательная часть (во всех остальных случаях выставлялся «зачет»). Всего экзаменуемых - 5198 Получили «зачет» – 4948 выпускников Получили «незачет» - 250 выпускников

    Критерии оценки сочинения Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов «Незачет» ставился при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставлялся «зачет») Всего экзаменуемых - 5198 Получили «зачет» – 4194 выпускника Получили «незачет» – 1004 выпускника

    Критерии оценки сочинения Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставился, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняли чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Всего экзаменуемых – 5198 Получили «зачет» – 3898 выпускников Получили «незачет» - 1300 выпускников

    Результаты экзамена Количество участников- 5383 Количество работ с отметкой «зачет» – 5162 Количество работ с отметкой «незачет» – 221 (4% от общего количества выпускников

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Осуществляя внимание ко всем видам речевой деятельности, необходимо прежде всего решить задачу приобщения ученика к чтению. Отражение читательского опыта может стать основой при подготовке к изложению, сочинению и выполнению заданий на понимание текста. Следует по-прежнему шире использовать текстоцентрический подход в обучении русскому языку, актуализировать проблему формирования читательской компетенции обучающихся. Рекомендуем использовать тексты разных стилей, типов речи, содержание которых направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, на расширение фоновых знаний. Комплексная аналитическая работа с текстом даст возможность обеспечить на уроках взаимосвязь изучения нового материала и повторения.

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ При организации учебной деятельности обучающихся особое внимание необходимо уделить развитию навыков самостоятельной работы. Следует целенаправленно развивать на уроках русского языка и литературы диалогическую и монологическую речь учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка и литературы должно быть постоянное внимание к языковым значениям, литературоведческим понятиям, учащиеся должны осознать важность теоретических знаний для успешного формирования практических речевых и аналитических умений. Результаты ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов критериальной проверки знаний, умений и навыков учащихся. Необходимо актуализировать методические приемы формирования практической грамотности обучающихся основной и старшей школы.

    Формы научно-методического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения в 2015 -2016 учебном году В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ разработан комплекс мер по дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы. Одобрен на заседании рабочей группы с участием представителей вузов. Проведен содержательный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения. Разработаны «Рекомендации по повышению качества обучения русскому языку с учетом результатов ОГЭ» , «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к итоговому сочинению в 2015 году» . Размещены на сайте ВИРО. Организовано обсуждение результатов итогового сочинения 2014 года с участием представителей вузов и муниципальных тьюторов по русскому языку и литературе. Состоялось обсуждение результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на круглом столе «Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества школьного филологического образования» в рамках августовского совещания. Учителя информированы об изменениях в документах и материалах по ЕГЭ и ОГЭ в сентябре 2015 года через сайт ВИРО (Раздел «Итоговая аттестация»). Организован вебинар «Итоговое сочинение - 2015» (лектор А. Г. Нарушевич, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, автор учебников и учебных пособий по русскому языку).

    Основные направления научнометодического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку в 2014 -2015 учебном году Организовано обсуждение результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку на методических объединениях муниципальных районов и городских округов. Составлены планы мероприятий по повышению качества обучения русскому языку в образовательных организациях муниципальных районов и городских округов. Запланировано более 40 заседаний по проблеме подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Аналитические материалы и планы МО размещены на сайте ВИРО в разделе «Итоговая аттестация» для обмена опытом.

    Основные направления научнометодического сопровождения ГИА И ЕГЭ по русскому языку в 2014 -2015 учебном году Планируется Организовать обсуждение результатов ОГЭ и ЕГЭ, итогового сочинения на заседании Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» с участием членов Совета по русскому языку при Губернаторе Вологодской области. Провести семинар «Итоговое сочинение в 11 классе: критерии оценки, методика подготовки обучающихся» Организовать обсуждение вопроса повышению качества обучения русскому языку на заседании Совета по русскому языку в феврале 2016 года. Провести курсы повышения квалификации по проблемам подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, формирования читательской компетентности обучающихся, методики формирования практической в первом полугодии 2016 года. В рамках курсов организовать мастер-классы лучших педагогов. Провести курсы по подготовке экспертов ОГЭ по русскому языку. Продолжить обобщать опыт учителей по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.