Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Ли отклонить заявку. Отклонение заявок из-за недостоверной информации. Что делать, если в заявке указаны не конкретные характеристики товара, а диапазон

    Ли отклонить заявку. Отклонение заявок из-за недостоверной информации. Что делать, если в заявке указаны не конкретные характеристики товара, а диапазон

    В недавнем обсуждении столкнулся я вот с такой ситуацией.

    Был как бы на мой взгляд очень простой вопрос:
    «Коллеги, подскажите как поступить. Получили вторые части заявок на аукцион. Участник во второй части прикрепляет один файл Соответствие_2014.pdf, содержащие декларацию о соответствии УА ед.требованиям, декларацию о СМП, но не прикрепляет сведения об ИНН учредителей и т.д. (по п.1 ч.5 ст. 66 44-ФЗ). В этом случае отклонять?» И вроде бы все тут понятно читаем закон 44-ФЗ, а именно согласно ч.1 п.5 ст.66 "
    «Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

    1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

    И вот тут начались дебаты на эту тему, а все почему, да вреде бы все ясно и просто, если в заявки нет ИНН то отклонить, если есть до допустить, но не все так просто.

    Первое препятствие.

    Заказчик ограничен запросом документов, что это значит?

    Так как согласно ч.6 п.5 ст. 66 ФЗ-44 « 6). Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.»

    Что же в законе написано в этих частях:

    3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

    4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

    И нет нигде ни слова об «идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона»

    Значит и требовать в соответствии с этим вы у заказчика в заявки не можете.

    Да ерунда скажите вы. Написал запрос в ИФНС, зашел на тот же сайт https://service.nalog.ru/inn-my.do и проверил ИНН участников. Но в законе так же прописаны и сроки при которых ты должен разместить протокол и дается тебе всего 3 рабочих дня, а что бы сделать официальный запрос и получить на него официальный ответ уйдет как минимум 14 дней. А если зайти на сайт который я указал выше, вы как минимум должны знать его паспортные данные и дату рождения а это то этой информации у вас то же нет.

    На основании выше изложенного и не допущении нарушения законодательства со стороны заказчика, если в заявке от Исполнителя не будет указан ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона. Заказчик должен отклонить такую заявку или нет?

    Ваши варианты ответов:

    Если же у исполнителя нет ИНН но в заявки он не прописал, что ИНН нет, какие действия должны быть у комиссии по рассмотрения такой заявки? И как заказчик должен узнать, если ИНН у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона или нет.

    Что же нам показывает судебная практика

    Позиция по данному вопросу отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу N А56-38556/2014.

    Заказчик отклонил вторую часть заявки участника электронного аукциона из-за того, что в ней отсутствовал в том числе ИНН учредителя. Участник обжаловал данные действия в антимонопольном органе, который признал жалобу обоснованной. Заказчик обратился в суд.

    Решение УФАС было оставлено в силе. При этом суд отметил, что на электронной площадке, где проходил аукцион, участник был аккредитован. В отношении него имелись соответствующие документы и сведения, в том числе выписка из ЕГРЮЛ, содержавшая информацию об ИНН учредителя.

    Оператор электронной площадки был обязан направить их заказчику вместе со второй частью заявки участника. Исходя из этого, суд указал, что заказчик располагал документами, которые однозначно свидетельствовали о наличии сведений об ИНН учредителя участника, и какая-либо неясность относительно них отсутствовала.

    Однако имеется и противоположная судебная практика. Так, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 N 08АП-13560/2014 по делу N А70-8321/2014 суд при сходных обстоятельствах дела пришел к выводу, что вторая часть заявки на участие согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ должна включать, в частности, сведения об ИНН единоличного исполнительного органа участника. Довод участника о том, что эта информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ, которую заказчик получает от оператора площадки, судом был отклонен.

    Что делать в этой ситуация скажете вы.

    Мое личное мнение. Давайте отталкиваться от презумпция невиновности. То есть, комиссия, при рассмотрении заявки должна проверить полностью всю информацию который предоставил исполнитель в своей заявки и документы которые к ней приложил.

    1.) саму заявку, если там ИНН или не учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника.

    2.) Выписку из ЕГРЮЛ, посмотреть если там ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника.

    Зайти на сайты (при наличии) исполнителей поставщиков и так же проверить, если информация такая.

    3. Проверить из официальных источниках при возможности

    4. Или другим иным способом

    5. В случаи если вы не сможете доказать что у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника, есть ли ИНН, то вы не вправе отклонить такую заявку.

    6. В случаи если вы доказали что у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника, есть ИНН, и предоставили такие доказательства, то заявка отклоняется.

    7. И если все же вы отклонили заявку ранние по этим основаниям и деваться Вам уже некуда, то вы можете воспользоваться русским словарем С.И. Ожегова
    «Согласно, словарю современного русского языка С.И. Ожегова понятие «информация» означает сообщение, осведомляющие о положение дел, понятие «не представление» означает не сообщение, понятие «содержать» означает иметь в том или ином виде. Таким образом, формулировка п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок о непредставлении документов и информации означает непредставление (не сообщение) сообщения, осведомляющего о положение дел. Сообщение об отсутствии ИНН у руководителя и есть достоверное отражение обстоятельств дела. Формулировка п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок о содержании информации означает, что вторая часть заявки на участие должна иметь (включать) в себе сообщение, осведомляющее о положение дел, тем самым не является требованием о наличии ИНН.
    На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия должна руководствоваться не только Законом о контрактной системе в сфере закупок, а комплексом законодательства в целом.»

    Как видите, указывать нужно информацию об ИНН в любом случае. Если ИНН есть - нужно его указать, если нет - указать на то, что ИНН отсутствует. (спасибо Алексею за подсказку)

    На данный момент практика по данному вопросу еще не сформировалась, к тому же, в Законе о контрактной системе не уточнены нюансы предоставления таких сведений. Поэтому, во избежание неопределенностей, заказчикам можно использовать такой подход: составить рекомендуемую к заполнению форму данных об ИНН учредителей в составе требований к содержанию вторых частей заявок, а в форме уже предусмотреть возможность участников сообщить об отсутствии данных об ИНН учредителей участника закупки.

    Надеюсь Вам это информация будет полезна

    Начинающие Участники размещения заказа зачастую не имеют достаточного практического опыта в сфере госзаказа и как следствие наступают на те же грабли, что и другие начинающие поставщики. Что же из себя представляют эти тендерные грабли? Какие самые популярные причины для отклонения заявки? Как не получить в отклонение заявки, включая отклонение первой части заявки и за что участник может получить отклонение второй части заявок? Давайте разберемся вместе с Вами.

    «Принимать участие в тендерах легко и просто, главное это качественный товар и конкурентная цена». Это мнение тех, кто продает свой товар не государству и никогда не участвовал в тендерах. Сфера госзаказа очень формализована и для продуктивного участия в этой сфере есть свои правила и множество ньюансов.

    Рассмотрим наиболее популярные ошибки начинающих участников размещения госзаказа:

    1. Участник указал в заявке ценовое предложение, которое противоречит требованиям документации заказчика.

    Например в случае, если участник указал ценовое превышающее начальную максимальную цену заказчик обязан отклонить такую заявку. Как не странно, но это очень популярная ошибка у новичков. Если участник не на упрощенной системе налогообложения и в заявке указана цена без НДС, то такая заявка также может быть отклонена. Ценовое предложение участника должно содержать все налоги, сборы, пошлины и затраты. Также популярной ошибкой является указание ценового предложения цифрами на одну сумму, расшифровка прописью на другую сумму, а также не верное указание суммы НДС.

    2. Участник нарушил требования к оформлению и заверению заявки.

    Участник закупки не прошил заявку и все прилагаемые документы заявки, на сшивке тома заявки отсутствует подпись уполномоченного лица или отсутствует расшифровка подписи, печать организации. Все это в совокупности может стать причиной для отклонения заявки по .

    Если по документации закупки требуется документ, который должен быть заверен нотариально, а участником представлена копия заверенная участником, то такая заявка также будет отклонена заказчиком.

    3. Нарушение требований к сроку действия документов.

    Например по документации заказчик требует Выписку из ЕГРЮЛ со сроком выдачи из налоговой не более, чем 6 месяцев, а участником представлен документ с большим сроком. Отклонение заявки в данном случае будет неизбежно. К слову сказать, по 223-ФЗ заказчик может устанавливать и иные требования к сроку давности Выписки ЕГРЮЛ и иных документов, например часто встречается требование представлении месячной Выписки ЕГРЮЛ.

    Часто практикуемая участниками закупок ошибка, когда представлены просроченные документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающих заявку. Например, в протоколе об избрании директора указан срок избрания на 3 года, а на дату подачи заявки срок уже более, чем 3 года и фактически полномочия директора ничем не подтверждены. Схожая ошибка и с доверенностью на уполномоченное лицо. Зачастую Участниками прикладываются просроченные доверенности. Обратите внимание также и на то, что на момент отправки документов срок полномочий не прошел, а на момент окончания приема документов полномочия уже стали просрочены. Обязательно сверяйте даты выдачи прикладываемых документов и срок их действия и удасться избежать.

    4. Участником не представлено обеспечение заявки или документ, подтверждающий внесение обеспечение.

    Если участником отправлено обеспечение заявки в последний момент, то оно может не успеть дойти до момента окончания приема документов. Возможен также вариант, когда заказчиком некорректно указаны реквизиты для обеспечения заявки. Для предотвращения таких случаев необходимо обеспечение заявки перечислять заблаговременно (за несколько банковских дней), чтобы была возможность уточнить реквизиты и отправить обеспечение повторно.

    5. Предложенные условия исполнения договора противоречат требованиям документации заказчика.

    Еще одна распространенная ошибка участника закупок это указание в своей заявке условий исполнения договора, которые противоречат техническому заданию, проекта договора заказчика. Например указание большего срока, чем предусмотрено документацией. Или указание авансовых платежей при требованиях заказчика о 100% оплате по факту подписания актов приемки. Также указание в техническом предложении параметров товара или услуги, которые противоречат техническому заданию. Это причина для отклонения заявки участника.

    Мы с Вами рассмотрели общие причины для самых популярных процедур отбора при которых Заказчик осуществляет отклонение заявки Участника. Теперь давайте рассмотрим какие ошибки допускают участники открытого электронного аукциона и на что необходимо обратить особое внимание, чтобы избежать в аукционе отклонение заявки, так как при подготовке заявок на аукцион есть свою нюансы и особенности.

    6. Документы на ЭТП не обновлены.

    При участии в аукционе ряд документов участник не обязан подавать в составе своей заявки, например, выписка ЕГРЮЛ, документы подтверждающие полномочия директора и прочие, так как эти документы представлены участником при процедуре аккредитации на . И доступ к этим документам получает Заказчик при рассмотрении заявки Участника. Поэтому, рекомендуется внимательно отнестись к актуальности документов, размещенных на ЭТП и своевременно их обновлять, чтобы избежать в аукционе отклонение заявки, в данном случае отклонение второй части заявок .

    7. Размещение согласия на оказание иных услуг.

    Данном случае причина невнимательность участника, который по ошибке размещает согласие для другой процедуры или иной документ, который предназначен для другого тендера.

    Также имеет место быть случаи, когда заказчик случайно или намеренно в формах указывает иной предмет закупки, а участник не проверив копирует в форму все без каких либо изменений. В результате

    8. Не соответствие формальным техническим требованиям по конкретным показателям.

    Подобное отклонение заявки особенно актуально в электронном аукционе. Когда Заказчик указывает допустимый диапазон значений для параметра, а участник должен указать конкретный показатель, которым обладает предлагаемый товар. Например требования заказчика «чувствительность - не менее 0,10», а участник должен указать конкретный показатель, например в данном примере «чувствительность 0,10», также правильным будет вариант «чувствительность 0,11», «чувствительность 0,12» и так далее, при условии конечно, что такой товар с таким параметром существует. Участники допускают ошибку, когда в заявке указывают «чувствительность - не менее 0,10». И так как это не является конкретным показателем Участника ждет неприятный сюрприз, а именно отклонение первой части заявок.

    Подводя итог, хочется посоветовать участникам очень внимательно проверять подготовленные документы, чтобы исправить вовремя допущенные ошибки и избежать возможных проблем. Одна неточность может стать предпосылкой для отклонение заявки и лишить Участника контракта. В госзаказе побеждает часто не «лучший», а тот кто внимательно, досконально изучил документацию и педантично подготовил свое предложение. Именно, такой подход к подготовке заявок следует использовать поставщикам, чтобы добиться результата в тендерах и избежать отклонение заявки.

    1. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.

    2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона , извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

    3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

    7. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

    9. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты с несколькими участниками конкурса в случаях, указанных в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, в том числе на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации.

    1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;

    3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;

    11. Результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, в котором должна содержаться следующая информация:

    1) место, дата, время проведения рассмотрения такой заявки;

    12. Протоколы, указанные в частях 10 и настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.

    • On 31.03.2017
    • 0 Комментарии
    • 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Процедура закупки, ФАС

    Львиную долю заявок, отклоненных по закупкам в рамках закона № 44-ФЗ, составляют заявки, отклоненные на основании недостоверности представленной информации. При этом сам закон не содержит точного определения того, какая информация является недостоверной. Однако в нем есть ряд связанных с этим понятием оснований: недостоверная информация об участниках закупки, о характеристиках продукции и о стране происхождения товара.

    Недостоверные сведения поставщика о себе

    Исходя из практики ФАС и арбитражных судов, комиссия заказчика может признать заявку недостоверной, если:

    • данные выписки из ЕГРЮЛ не соответствуют информации, размещенной на сайте ФНС;
    • информация в заявке в отношении единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН организации не соответствуют данным в реестре;
    • информация об успешном выполнении поставщиком аналогичных заказов не соответствует действительности (например, существуют судебные решения, подтверждающие ненадлежащее исполнения им своих обязанностей);
    • поставщик в заявке указал, что является субъектом малого предпринимательства либо социально ориентированной некоммерческой организацией, при этом не конкретизировал вид юрлица.

    Иногда ФАС и суды все же не склонны признавать указанные выше расхождения, как предоставление недостоверной информации. Так, Двенадцатый ААС в решении от 20.02.15 по делу № А64- 5826/2014 указал, что несовпадение индекса в Уставе поставщика и второй части его заявки нельзя расценивать в качестве предоставления недостоверных данных. Ведь законы России не запрещают юридическим лицам иметь несколько почтовых адресов.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    Особое внимание заказчику стоит уделить при проверках сведений участников, подавших заявки в рамках закупок работ и услуг, для исполнения которых требуются лицензии или допуски саморегулирующих организаций. Контролирующие органы могут признать действия комиссии заказчика неправомерными за то, что к участию допущена заявка, содержащая недостоверную информацию о разрешениях СРО или лицензиях. Так, комиссия Мурманского УФАС России в решении № 06-10/16-108 от 05.05.16 указала, что заказчик должен был проверить в реестре юридических лиц и реестре Минпромторга сведения о наличии лицензий, которые поставщик отразил в заявке. Если же заказчик отклоняет заявку на том основании, что сведения о заявленных участником лицензиях и допусках отсутствуют в соответствующих реестрах, его действие признается правомерным (решение Хакасского УФАС России № 57/КС от 31.03.2016).

    Недостоверные характеристики продукции

    Самое большое число жалоб, связанных с недостоверной информацией, относится именно к характеристикам объектов закупок. Хотя закон о госзакупках не обязывает заказчика устанавливать достоверность таких сведений, зачастую все же стоит ее проверить. Это позволит избежать закупок объектов, характеристики которых не соответствуют требованиям заказчика.

    При попытке установить достоверность сведений, предоставленных поставщиком о продукции, заказчику следует в качестве источника информации использовать информацию производителей и официальных дилеров. В качестве примера приведем решение Кемеровского УФАС № 341/З-2014 от 23.10.2014. Участник предложил заказчику программное обеспечение, состоящее из 50 упражнений для коррекции речи. Однако в письме производителя было указано, что в программе содержится более 50 упражнений. На основании несоответствия этих данных заказчик отклонил заявку участника, и УФАС признала его решение правомерным.

    При этом официальные письма производителей (дилеров) должны быть должным образом оформлены и содержать четкие формулировки. В противном случае контролирующие органы могут не принять такое письмо в качестве источника достоверной информацией. Например, если оно содержит характеристики товара на английском языке, не имеет печати или подписи (решение Липецкого УФАС России № 146с/149с/16 от 01.06.2016).

    Заказчик не всегда имеет возможности получить официальное письмо от производителя, поскольку последний не обязан отвечать на подобные запросы. В такой ситуации можно использовать информацию с сайта производителя. Как поясняет Минэкономразвития России в письме от 30.09.2014 № Д28И-1889, если характеристики товара на сайте производителя не совпадают с указанными в заявке, заказчик может ее отклонить. При этом поставщик имеет право обжаловать действия комиссии заказчика, что также признается Минэкономразвития. Отметим, что арбитражная практика в этом плане противоречива, поэтому заказчикам не стоит использовать информацию с сайта производителя в качестве единственного основания для отклонения заявки.

    Для отдельных объектов закупки ни официальное письмо производителя, ни данные с его сайта не могут являться единственным достоверным источником информации, на основании которой можно отказать поставщику. Например, при закупке медикаментов следует сверяться с Государственным реестром лекарственных средств.

    В закупочной документации может содержаться требование о соответствии продукции ГОСТам. Если предложенная поставщиком продукция не соответствует стандарту, то заказчик может отклонить его заявку. Такие выводы поддерживаются решениями ФАС (решение Рязанского УФАС России № 337-03- 1/2016 от 11.07.16, Алтайского республиканского УФАС № 85-К/16 от 27.05.16 и многими другими).

    Ссылаясь на ГОСТы, заказчик должен учитывать, что описание объекта закупки в документации должно в полной мере соответствовать этим стандартам. Иначе если он отклонит заявку участника на основании несоответствия его продукция ГОСТам, то негативные последствия могут наступить для него самого (решение Пермского УФАС России по делу № 000666 от 28.01.16).

    Недостоверная информация о стране происхождения товара

    В том, что участники неверно указывают страну происхождения товара, зачастую виноваты заказчики. Они устанавливают в закупочной документации требования указывать страну происхождение товара в соответствии с классификатором ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст). Однако закон 44-ФЗ не содержит такого требования, и заказчики не должны устанавливать подобные правила. На это Минэкономразвития указало в письме от 03.08.15 № Д28и-2286.

    Надо сказать, УФАС разных регионов принимали противоположные решения по этому вопросу. Чтобы избежать проблем, поставщикам рекомендуется указывать страну происхождения товара по классификатору ОКСМ, если это предусмотрено в документах закупки. Заказчикам же следует включать в документацию не жесткое требование предоставить информацию о стране по ОКСМ, а лишь рекомендацию применять этот классификатор. Это не распространяется на отдельные виды товаров, для которых применение ОКСМ обязательно согласно постановлению Правительства РФ от 22.08.16 № 832.

    Также нередко заявки отклоняются из-за того, что поставщик указал несколько стран происхождения товара. Согласно разъяснениям Минэкономразвития, данным в письме от 28.12.15 № Д28и-3730, указывать более одной страны недопустимо. Однако позиция ведомства неоднозначна - и ФАС, и арбитражные суды неоднократно выражали противоположную точку зрения. При этом они ссылались на то, что одни и те же товары могут быть произведены в разных странах. Поставщик же не может заранее знать, товар производства какой страны он получит. Поэтому рекомендуем заказчикам не отклонять заявку только на том основании, что она содержит несколько стран происхождения товара, поскольку это решение может быть оспорено поставщиком.

    Отклонение заявок как мера борьбы с конкуренцией

    Законодательство о госзакупках неидеально, и это касается в том числе отклонения заявок за недостоверную информацию. Слабые места и недоработки закона применяются недобросовестными заказчиками для ограничения конкуренции и продвижения «своего» поставщика. Например, может иметь место сговор с производителем: последний официально подтвердит информацию, что его продукция не обладает характеристиками, указанными неугодными участниками. Также для борьбы с ненужными заявками заказчики могут использовать запутанные требования к объектам закупки с применением ГОСТов и других стандартов, в которых разберется не любой поставщик. Закон № 44-ФЗ не содержит эффективных методов борьбы с такими явлениями, а суды и ФАС порой допускают формальный подход при рассмотрении жалоб поставщиков. К сожалению, это ухудшает конкурентную среду и уменьшает эффективность госзакупок в целом.

    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    Как рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе

    Заказчик рассматривает первые части заявок и решает, допустить ли претендента до аукциона. Отклонить заявку можно только в случаях , которые прописаны в Законе 44-ФЗ. Если нарушите правило, ответственный сотрудник заплатит штраф до 30 000 руб. В каких случаях допустить участника к аукциону, а когда заявку отклонить, читайте в рекомендации ниже.

    Что участники указывают в первой части заявки

    Закупаете товар.

    В заявке участник прописывает согласие поставить товар на условиях, которые установил заказчик:

    • товарный знак;
    • знак обслуживания;
    • фирменное название;
    • патенты;
    • полезные модели;
    • промышленные образцы.

    Обязательная информация – страна происхождения товара. Подтверждает ее участник декларацией

    или сертификатом о происхождении товара (ч. 2 ст. 59 Таможенного кодекса).

    Если участник поставляет эквивалентный товар, то прописывает в заявке показатели эквивалентности из документации. О том, как заказчик устанавливает эквивалентность товара, читайте в рекомендации.

    Участник должен прописать конкретные показатели, которые отвечают условиям из документации, и указать на характеристики товара.

    Когда рассматриваете первые части заявок, руководствуйтесь документацией о закупке. Например, если в документах нет указания ни на товарный знак, ни на наименование страны происхождения товара, то участник должен обязательно указать конкретные показатели и страну происхождения. В остальных случаях участник вправе просто выразить согласие поставить товар, для которого в документации указан товарный знак и наименование страны происхождения.

    Пример: сведений в первой части заявки

    Заказчик покупает комплектующие к компьютеру. Характеристика одной из позиций такая:

    «Процессор:

    количество ядер процессора не менее 2;

    тактовая частота процессора не менее 3,4 ГГц;

    кэш процессора не менее 4096 Кб» .

    Участник в первой части заявки указывает:

    «Процессор A10-7700K OEM (страна-производитель – Соединенные Штаты Америки):

    количество ядер процессора – 4;

    тактовая частота процессора 3,4 ГГц;

    кэш процессора 4096 Кб» .

    Закупаете работы или услуги

    В заявке участник прописывает только согласие выполнить работу или оказать услугу на условиях документации.

    Закупаете работы или услуги, для которых необходим товар

    Участник указывает в заявке согласие выполнить работу или оказать услугу по условиям документации:

    • с товаром или его эквивалентом согласно документации;
    • с конкретными показателями товара и характеристиками.

    Если заказчик предоставит фото товара, который не отвечает документации, но пропишет верные характеристики, не отклоняйте заявку. Отклонить заявку заказчик вправе, только если участник нарушит требования части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Такое разъяснение дал Арбитражный суд Ставропольского края в решении от 15 января 2016 года № А63-9452/2015.

    Первая часть заявки может содержать: эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, другое изображение товара.

    Такие требования к первой части заявки прописаны в частях 3–6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: отклонять ли заявку за неправильный ОКПД2

    Нет, так поступить нельзя. Заказчик не вправе требовать, чтобы участник указал в заявке ОКПД2.

    Комиссия не оценивает информацию, которую участник предоставил сверх требований о закупке. А требование указывать в первой части заявки ОКПД2 установить нельзя. Такой вывод следует из части 6 статьи 66 и части 1 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: допускать ли заявки, когда участник указал диапазон значений, а не конкретные показатели

    Допускать, если в инструкции к заявке прописали, что участник указывает диапазоны значений товара или конкретные значения в рамках диапазонов.

    Если в инструкции прописано, что участник указывает конкретное значение в диапазоне, то заявку отклоните. Учтите, заказчик обязан предусмотреть в документацииоб аукционе инструкцию по заполнению заявки. На это указано в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: отклонять ли первую часть заявки, в которой участник указал две страны происхождения товара

    Да, отклоните. Участник закупки должен указать в первой части заявки только одну страну происхождения товара. Если в сертификате происхождения или регистрационном удостоверении указана группа стран, то участник вправе указать в первой части заявки группу стран.

    Такой вывод следует из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28 декабря 2015 года № Д28и-3730.

    Ситуация: отклонять ли заявку на электронный аукцион, если участник не указал количество товара

    Допустите такую заявку, так как количество товара не относится к конкретным показателям. Такой вывод подтверждают Минэкономразвития России в письме от 4 декабря 2015 года № ОГ-Д28-15152 и ФАС России в решении от 1 декабря 2014 года № К-1763/14.

    Чтобы избежать споров, пропишите в инструкции к заявке, что участник обязательно указывает количество товара. Заполнить инструкцию помогут рекомендации ФАС.

    Ситуация: допускать ли заявку участника, который предложил заказчику на аукционе по приобретению жилого дома с земельным участком, квартиру

    Допустите заявку, если по условиям документации участники взамен дома могут предлагать квартиру. Если такого условия нет – заявку отклоните.

    «Жилой дом» и «квартира» – разные понятия. Заявку, в которой характеристики товара не совпадают с документацией, необходимо отклонить. Вывод основан на требованиях к заявкам из подпунктов «а» и «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и определениях из частей 2 и 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ.

    Ситуация: допустить ли заявку на покупку лекарств, если заказчик установил срок годности, больший, чем в документации

    Отклоните заявку. Причина – участник указал значение, которое не соответствует документации об аукционе. Есть практика ФАС о том, что отказ допустить такую заявку правомерен (решение Московского УФАС от 26 сентября 2014 года № 2-57-6713/77-14).

    Учтите, что конкретный срок годности товара может ограничить количество участников закупки, поэтому лучше установите срок со словами «не менее».

    Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить заявку участника, который не указал модель товара, при этом в ТЗ модель не прописана

    Нет, не вправе. Если не указали в документах товарный знак, участник должен представить в заявке конкретные показатели согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: отклонить ли первую часть заявки на участие в электронном аукционе, если участник указал страну происхождения «РФ», а не «Россия»

    Нет, такую заявку не отклоняйте, поскольку РФ – сокращенное наименование Российской Федерации, а наименования Россия и Российская Федерация равнозначны (ч. 2 ст. 1 Конституции РФ).

    Как рассмотреть первые части заявок

    Аукционная комиссия в течение семи дней проверяет, отвечают ли первые части заявок документации. Срок отсчитывайте с даты после дня, когда закончили принимать заявки (ст. 191 ГК РФ).

    Комиссия решает, допустить претендента к аукциону и признать участником закупки или отказать.

    Не допускайте участника, который не предоставил необходимые сведения, предоставил недостоверную информацию или сведения которого не отвечают документации о закупке. По другим основаниям отказать нельзя.

    Правила описаны в частях 1–5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

    Если сведения в первой части заявки недостоверные, отстраните участника на любом этапе аукциона (ч. 6.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

    Внимание:

    если отклоните заявку по причине, которая не предусмотрена частью 4 статьи 67, контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы заплатит штраф от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

    Решение оформите протоколом. Документ подписывают все члены комиссии, которые присутствовали на заседании. Сделать это необходимо не позднее даты, когда закончите рассматривать заявки. В эти же сроки направьте протокол оператору электронной площадки и разместите в ЕИС.

    В протоколе укажите:

    1. Порядковые номера заявок.
    2. Допуск претендента к аукциону и признание участником закупки.
    3. Отказ допустить участника к аукциону. Обоснуйте отказ, для этого укажите положения заявки, которые не соответствуют документам о закупке, и какие пункты документации нарушены.
    4. Решение членов аукционной комиссии по каждому участнику.

    Если допустите к аукциону только одного участника или отклоните все заявки, аукцион не состоится. Запишите это в протоколе.

    Требования к протоколу перечислены в частях 6–8 статьи 67 Закона № 44-ФЗ.

    Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить заявку участника, если установит, что сведения о товаре не совпадают с данными производителя или каталогов продукции

    Да, комиссия вправе отклонить первую часть заявки участника электронного аукциона, который предоставил недостоверную информацию (ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

    В Законе № 44-ФЗ не определено понятие «недостоверная информация». Анализ практики УФАС показывает, что подтвердить достоверность сведений первой части заявки можно на официальном сайте производителя. Так, комиссия Чувашского УФАС проверила достоверность сведений о товаре на сайте производителя, фактически признав такой способ правомерным (решение от 3 июня 2014 г. № 125-К-2014).

    Еще одни способ проверить достоверность сведений – направить запрос производителю или официальному дистрибьютору товара (решение Брянского УФАС от 8 мая 2014 г. № 149).

    Ситуация: вправе ли комиссия отклонить первую часть заявки участника, если файл с заявкой поврежден

    Да, вправе, так как претендент фактически не предоставил заявку (ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

    Перед тем как отклонить заявку, сделайте следующее:

    1. Посмотрите, установлены ли на компьютере программы из руководства пользователя электронной площадки. Сделайте скриншот экрана или видеозапись.

    2. Сообщите оператору электронной площадки о проблеме. Запишите номер, дату, время обращения.

    3. Войдите в личный кабинет заказчика на электронной площадке через другие браузеры. Также сделайте скриншоты экрана или видеозапись.

    Эти действия помогут при спорной ситуации доказать, что проблема возникла на стороне участника, а не на вашем компьютере.

    Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить первую часть заявки на поставку лекарства, если участник не указал номер регистрационного удостоверения

    Нет, поскольку требование указать номер регистрационного удостоверения медицинского изделия в заявке Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Такой вывод содержится в решении Московского УФАС от 4 декабря 2014 года № 2-57-9564/77-14.

    Ситуация: отклонить ли заявку участника, который в первой части указал наименование организации и телефон

    Допустите заявку к аукциону. В Законе № 44-ФЗ предусмотрены два основания, по которым участник отклоняет заявку:

    • участник предоставил недостоверную информацию или не предоставил сведения;
    • информация не соответствует документации об аукционе.

    Основания указаны в части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Перечень исчерпывающий, поэтому отказывать участнику, который указал контактные данные, аукционная комиссия не вправе. Такое разъяснение дает Минэкономразвития России в письме от 15 июля 2015 года № Д28и-2163.

    Ситуация: заказчик закупает лекарства, однако участник предложил фасовку, которая отлична от требований документации. Вправе ли заказчик отклонить заявку, если количество товара соответствует условиям документации

    Нет, не вправе. Допустите заявку к аукциону. Если отклоните, ограничите конкуренцию. Такую позицию высказала ФАС России. По мнению специалистов антимонопольной службы, различные дозировки лекарств заменяют друг друга, если есть возможность их кратно сопоставить. Например, одну таблетку с дозировкой в 100 мг заменить двумя таблетками по 50 мг (разъяснения ФАС России от 16 апреля 2014 года).

    Нет, нельзя. Рассмотреть заявки необходимо за семь дней с даты, когда закончите принимать их. Однако отсчитывать срок необходимо со следующего дня. Например, если завершили принимать заявки 19 апреля, отсчитывайте семидневный срок с 20 апреля. Поэтому не устанавливайте дату рассмотрения первых частей заявок на день окончания подачи заявок и, соответственно, не размещайте в этот день протокол рассмотрения первых частей заявок.

    Правила расчета сроков описаны в части 2 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и в статье 191 Гражданского кодекса РФ.

    Ситуация: обязательно ли размещать на электронной площадке скан-копию протокола рассмотрения заявок на аукцион

    Такого требования в Законе № 44-ФЗ нет. Однако если по регламенту электронной площадки необходимо направить оператору скан, заказчик обязан это сделать.

    Ситуация: отклонять ли заявку. Заказчик изменил аукционную документацию. Участник подал заявку без учета изменений

    Да, заявку отклоните. Ведь если участник не учел изменений документации, то заявка не отвечает требованиям документации (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Бурятского УФАС от 28 апреля 2016 г. № 04-50/103-2016).

    Ситуация: должна ли аукционная комиссия отклонить заявку. Заказчик в техзадании указал параметры товара и сослался на ГОСТ. Участник в заявке указал конкретные показатели товара согласно техзаданию, но без ссылки на ГОСТ

    Заявку допустите, если она соответствует требованиям документации о закупке.

    Участник в первой части заявки указывает конкретные показатели продукции, которые соответствуют значениям, установленным в документации. ГОСТ не относят к конкретным показателям товара, поэтому участник вправе в первой части заявки не ссылаться на ГОСТ (ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 30 сентября 2016 г. № Д28и-2640).

    Ситуация: вправе ли аукционная комиссия отклонить заявку, если участник закупки не указал единицы измерения

    Да, аукционная комиссия вправе отклонить заявку за отсутствие единиц измерения. Основание: заявка не отвечает требованиям документации, если содержит не все характеристики товара, которые заказчик установил в документации. Вывод следует из части 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтверждает Владимирское УФАС в решении от 5 августа 2016 года № Г 614-04/2016.

    Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

    В данном случае если участником закупки поставлена галочка напротив согласия на поставку товара и участник не предлагает эквивалентный товар, такого согласия достаточно для допуска первой части товара, даже если участником в первой части перечислен не весь ассортимент поставляемого товара.

    Журнал «Госзакупки.ру»

    Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.