Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Барьеры профессионально-педагогического общения. Ю. В. Николаева. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие

    Барьеры профессионально-педагогического общения. Ю. В. Николаева. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие

    Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана , которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

    Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

    Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

    Экономия усилий

    Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура - это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов - это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём - это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

    Разметка мира

    Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

    Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

    Система стереотипов - не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

    Стереотипы и предрассудки

    Правила схемы - специальные задачи, выполняемые во время создания и обновления схематического представления с целью упростить содержание или создать новые объекты схемы на основе первоначального содержания.

    Выполнение правил схемы

    Начиная с заданных входных данных, с которыми им предстоит работать, компоновщики Schematics создают объекты схемы, ожидаемые в памяти представления. После настройки правила Schematics могут работать на объектах схемы, находящихся в памяти, чтобы автоматически упрощать содержание представления (правила сокращения), либо создавать новые объекты схемы, такие как контейнеры (правила отношений), в представлениях. Эти правила автоматически срабатывают во время создания представлений, а также их обновления, как только компоновщик схем заканчивает работу по созданию/обновлению в памяти. Далее, когда по окончании этого процесса представление сохранено в наборе схематических данных, его содержание отражает как работу компоновщика схем, так и работу, выполненную вследствие срабатывания правил.

    Конфигурация правил схемы

    Правила схемы назначаются в редакторе набора схематических данных на уровне шаблона представления. Они могут быть настроены для всех шаблонов схематических представлений независимо от компоновщика. Можно редактировать каждое определенное правило и изменять его параметры в любое время.

    Можно настроить несколько правил, которые будут выполняться при каждом создании или обновлении представления. В этом случае они выполняются в порядке поступления. Если необходимо, этот порядок может быть изменен.

    Готовые правила схем

    ArcGIS Schematics 10.1 предоставляет восемь правил схем, которые позволяют автоматически упрощать или усложнять создаваемое схематическое представление.

    Правила упрощения

    • Три типа правила схемы для сокращения узлов: сокращение узлов по приоритету , сокращение узлов по потоку , сокращение узлов по маршруту . Эти правила могут быть настроены автоматически для сокращения узлов, подключенных к определенному количеству связей, для проверки некоторых особых критериев и т. д. Эти правила обрабатывают упрощение графика, сохраняя при этом топологию.
    • Правило схемы Свернуть связанные объекты может быть настроено для получения упрощенных схематических представлений, в которых все связанные друг с другом объекты схемы автоматически сворачиваются с сохранением топологии графика.
    • Правило схемы Удаление объектов может быть настроено для автоматического удаления всех или некоторых узлов схемы или связей, которые проверяют некоторые специальные критерии без сохранения топологии графика.

    На снимке экрана слева отображается воздействие правила сокращения узлов по приоритету, которое было настроено для автоматического уменьшения всех узлов с двумя подключениями: красными точками между выбранными объектами ГИС, которые используются в качестве входных данных для создания представления.

    Правила усложнения

    • Правило отношений позволяет автоматически создавать объекты схемы или отношения с учетом информации, хранящейся в классе отношений.
    • Правила пространственных запросов используются для определения новых объектов на основе их расположения относительно объектов, указанных в качестве исходных входных данных для создания представления, с последующим автоматическим добавлением этих новых определенных объектов в созданное содержание представления.
    • Правила раскрывания связей могут быть настроены для создания представлений, в которых все или некоторые связи будут раскрыты на несколько связей в зависимости от определенных значений, предоставленных исходными входными связями или любыми другими атрибутами других объектов схемы.

    На снимке экрана слева показано воздействие правила отношений, которое было настроено для автоматического добавления непространственных объектов, связанных с входным полигоном на созданном схематическом представлении.

    Разработка собственного правила схемы

    Можно также использовать интерфейс Schematics API для разработки собственного правила ""с нуля"", используя язык программирования, совместимый с COM. Schematics обрабатывает применимые правила так же, как и стандартное правило. Реализация ISchematicRule и IPropertyPage позволяет настраивать собственное правило с вкладки ""Правила"" любого шаблона схематического представления.

    Существует два примера SDK в справочной системе ArcObjects for .NET : реализация правила схемы и ее страницы свойств и реализация ISchematicRulesHelper для упрощенной разработки пользовательского правила схемы , - что служит примером реализации применимых правил.

    Специальным предметом исследования в педагогической психологии стала проблема трудностей, или барьеров, в общении. Они проявляются как субъективные переживания человеком "сбоя", несовпадения реального результата с планируемым, некоторой остановки нормального течения деятельности и общения . Такие затруднения нарушают общение, но могут выполнять и позитивную функцию, ибо указывают на совершенную ошибку или использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи.

    В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.

    Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

    · стереотипы мышления;

    · предвзятость;

    · неправильное отношение друг к другу;

    · отсутствие внимания и интереса к другому;

    · пренебрежение фактами.

    Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

    Предвзятые представления между преподавателем и студентом возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:
    1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием студентов, но часто приводит к заблуждениям, которые, в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.

    2. Приписывание достоинств или недостатков человеку исходя только из его социального статуса. В этом случае студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса педагога.



    3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает о студенте (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.

    Социально-психологические барьеры:

    1. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе (например, "немец-педант", "темпераментный южанин" и т.п.).

    2. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (в экспериментах выяснилось, что даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является: чем более высоким был социальный статус, тем более высокого роста казался человек).

    3. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (например, стереотип военного как дисциплинированного, жесткого, ограниченного человека, стереотип профессора как умного, рассеянного и т.п.).

    Физические барьеры:

    1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.

    2. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека ("эффект красоты": чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).

    3. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

    В процессе познания педагогом личности студента механизм стереотипизации действует во всех направлениях: срабатывают и социальные, стереотипы, и эмоционально-эстетические, и антропологические и пр. Также у педагога под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы.

    В. А. Кан-Калик выделил три группы барьеров педагогического общения:

    Боязнь студенческой аудитории и педагогической ошибки;

    Установка, формируемая в результате прошлого негатив­ного опыта работы вообще или работы с данной студенческой группой в частно­сти; несовпадение собственных установок преподавателя на работу в группе и установок обучающихся;

    Неадекватность собственной деятельности в складывающей­ся на занятиях коммуникативной ситуации. Это может происходить в силу либо механического копирования стиля (манеры) обще­ния референтного для преподавателя человека, либо в силу ограниче­ния общения только информационной стороной .

    И. А. Зимняя выделяет следующие комплексы трудностей общения:

    1) этносоциокультурный. Затруднения, как правило, проявляются в непонимании намерений партнера по общению, тональности и стиля самого общения. В основе такого непонимания чаще всего лежат особенности этнического сознания, систем ценностей, стереотипов и установок;

    2) статусно-позиционно-ролевой. Затруднения в общении связаны с различиями социального статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению (преподавателя и ученика);

    3) возрастной. Трудности в общении проистекают из неспособности представителей разного возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению, особенно в тех случаях, когда преподаватель моложе учащихся (например, слушателей ФПК);

    4) индивидуально-психологические затруднения. Здесь непонимание возникает в силу типовых несовпадений - личностных, характеров, темпераментов, познавательных процессов у разных людей. Именно поэтому мы уделили так много внимания проблеме индивидуальных различий в данной книге;

    5) затруднения, связанные со спецификой самой педагогической деятельности. Эти затруднения часто вызываются недостаточным уровнем профессионального мастерства педагога или недостаточным владением им предметным материалом .

    Для преодоления этих барьеров необходимо встать на путь выработки собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, расширения знаний об индивидуальных особенностях учеников и учета их в реальном процессе обучения, а также овладения специальными приемами и техниками педагогического общения. Многое приходит с опытом стихийно, но часто требуется специальная рефлексия и последующая корректировка собственной педагогической деятельности.

    Коммуникативные способности преподавателей и их компетентность в общении особенно ценятся студентами младших курсов, которые в большей степени, чем студенты 3-4-х курсов, выделяют в своих оценках преподавателей их личные качества. В модели "хорошего" преподавателя на первое место они ставят понимание студента преподавателем, сочувствие ему; тогда как, начиная с третьего курса, пальму первенства отдают компетентности. К концу обучения снова возрастает ценность личностных качеств (хотя и не достигает той величины, которая имела место у первокурсников), что можно объяснить ростом потребности в личных контактах с преподавателем .

    Екатерина Фетищева
    Тренинг по культуре педагогического общения

    Групповое развивающее занятие для педагогов

    «Культура педагогического общения »

    Задачи :

    Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения ;

    Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений ;

    Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

    Оборудование : карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

    ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

    Цель : знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

    Содержание : все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит : «Здравствуйте. Я - Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами) . Вся группа говорит : «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят : «Здравствуйте!»

    Основная часть

    Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами . Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога . Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения .

    Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым) .

    Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания .

    Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение .

    Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

    Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

    Продуктивные способы активного слушания :

    Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата) » или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата) »

    Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…» , «Другими словами). Цель – уточнение информации.

    Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…» )

    Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?» )

    Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

    Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции» : «да-да» , «угу» , кивание головой. Техника эта требует от вас одного : чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет» . Затем можно включать активное слушание.

    На пути взаимопонимания лежат барьеры общения , из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

    Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

    Существуют :

    Коммуникативные Психологические

    Когда человек не понимает речи, например, если люди

    собеседника по тем или иным не понимают друг друга

    причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

    искажена или люди беседуют на или первое впечатление

    разных языках. оказало слишком сильное

    Личностные барьеры педагогического общения бывают :

    Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

    Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

    Неправильное отношение друг к другу

    Отсутствие внимания и интереса к другому

    Пренебрежение фактами

    Барьер страха

    Барьер страдания

    Барьер плохого настроения

    Барьер презрения

    Барьер недостаточного понимания важности общения

    Барьер речи

    Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения : быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

    Проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

    Быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

    Как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

    Уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

    Никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

    Хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

    Обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

    Прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

    Задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

    Хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

    Делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

    Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса , состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

    Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

    1. Упражнение на развитие навыков слушания

    Текст : «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских. Он должен вернуться к 14 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

    Анализируется, как и когда была искажена информация.

    Делается вывод : так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. 2. Упражнение «Рисование по инструкции»

    Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

    Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

    Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

    (Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

    3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

    Ведущий : Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

    Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

    А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу : “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

    Все. Спасибо. Садитесь

    Рефлексия чувств.

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

    4. Упражнение «Волшебные слова»

    Все люди на свете испытывают потребность в общении . О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения , подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести : доброжелательность, отзывчивость, вежливость.

    Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

    Ведущий : Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить "волшебные слова". В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения

    Сегодня мы вспомним некоторые "волшебные слова" и выражения.

    Какие "волшебные слова" вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

    Ответы педагогов .

    Пословицы :

    Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

    Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

    Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

    Говорить не думая, что стрелять не целясь.

    Из одних слов шубы не сошьёшь.

    Анкета “Обратная связь”

    Анкета «Мнение»

    1. Степень твоей включенности : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    (Обведи кружочком соответствующий балл.)

    2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

    3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв» , что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

    4. Что тебе не понравилось на этом занятии? Почему?

    5. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)

    Ведущий : Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

    В работах Т. Васильевой, Н. Ерофеева, К. Плешкова, Е. Егоровой были даны собственные определения этнических стереотипов, уточнены механизмы их формирования, определена роль в современной жизни. Важно подчеркнуть, что учеными рассматривались стереотипы не только этнические, но и внешнеполитические, т. е. представления о государствах.
    Значительный интерес к проблемам стереотипов обозначился в отечественной науке в 90-е гг. и начале 2000-х гг. В это время было издано множество работ, посвященных различным аспектам данного явления. Говоря об изучения стереотипов в современной отечественной науке, следует, в первую очередь, обратить внимание, прежде всего, на работы С. В. Чугрова, А. В. Павловской, А. В. Голубева.
    Значительный вклад в формирование теоретической базы изучения этнических стереотипов внес Сергей Владиславович Чугров, который посвятил этой проблеме целый ряд работ. С. В. Чугров использовал понятие «национальный стереотип», который, по его определению, является коллективным представлением одного народа о другом, естественным элементом национального сознания и международных отношений. В основе национальных образов лежит социально-исторический опыт нации и ее традиции .
    С. В. Чугров не отождествлял понятия «стереотип», «имидж» и «образ», но видел их взаимосвязь. Образ – это адекватное отражение реальности, имидж – искусственно сформированное, искаженное, стереотип – глубинная основа имиджа. Сами стереотипы базируются на определенных психологических установках, т. е. на готовности воспринимать что-либо в определенном свете, определенным образом. Автор дает историческую картину формирования имиджей и стереотипов в различных культурно-исторических условиях. Природу стереотипов он напрямую связывает с мифологическим сознанием, древнейшей формой человеческого мышления.
    Автором ряда сочинений по проблемам этнических стереотипов является Анна Валентиновна Павловская . По ее инициативе в 90-е гг. состоялось несколько научных конференций, посвященных проблемам этнических стереотипов. Согласно определению А. В. Павловской, стереотип – это схематизированный, односторонний образ какого-либо явления, народа, страны, существующий в человеческом сознании и одновременно его оценка, усвоенная еще до знакомства с ними .
    Свое определение стереотипа предложил историк А. В. Голубев. По мнению ученого, стереотип – это устойчивое, упрощенное, эмоционально окрашенное представление, основанное на групповом опыте, одна из форм восприятия окружающего мира. Внешнеполитический стереотип шире, т. к. он включает представление о политическом строе, социально-политической, экономической ситуации, культуре, но более идеологизирован, чем этнический стереотип . К сожалению, в начале 2000-х годов интерес к проблеме этнических стереотипов в отечественной науке заметно сократился, о чем свидетельствует и уменьшение научных публикаций, посвященных этой проблеме. В то же время, в начале 2000-х годов на смену изучению этнических стереотипов пришла проблема имиджей.
    Свой вклад в разработку теоретических аспектов имиджелогии внес отечественный исследователь Г. Г. Почепцов , который рассматривал, в частности, внешнеполитические имиджи: имиджи стран, политиков, народов. Г. Почепцов дает следующее определение: имидж – знаковый символ, отражающий основные черты человека, группы людей, народов, государств. Другой отечественный ученый В. М. Шепель , автор учебника по имиджелогии, предлагает собственную концепцию имиджа, но, в первую очередь, обращается к индивидуальному имиджу. Наиболее важен его взгляд на роль имиджа политического лидера, процессы его формирования . В целом, в настоящее время сложилась довольно обширная научная литература по проблемам имиджа, изучающая различные грани этого феномена: имидж индивидуальный, коллективный, политический и т. д.
    Проблема этнических стереотипов – одна из интереснейших проблем современной гуманитарной науки. К сожалению, в последнее десятилетие эта проблема не столь активно интересовала ученых, как, например, проблема имиджа государства или государственного брендинга. Однако без учета этнических представлений, без знания этнических стереотипов, ни одна самая широкомасштабная имиджевая политика не будет иметь успеха.

    § 3. Внешнеполитический имидж государства

    Наряду с этническими стереотипами в системе международных отношений, особенно международного культурного обмена, важное место занимают проблемы образа государства, внешнеполитических стереотипов. Благоприятный образ государства способствует привлечению в нее туристов (следовательно, приток финансовых средств), создает благоприятный климат для инвестирования в экономику, науку, образование (улучшение жизни граждан), налаживанию контактов во всех сферах общественной и культурной жизни, положительному психологическому настрою граждан и общества в целом.
    Изучение внешнеполитических стереотипов – это молодое направление современной гуманитарной науки. Внешнеполитические стереотипы рассматривались различными учеными, начиная с середины 70-х гг. ХХ в. Как и этнические стереотипы, внешнеполитические имиджи рассматривались учеными, представлявшим различные гуманитарные науки: история, политология, социология, философия, что говорит о междисциплинарном характере проблемы.
    Однако самостоятельное изучение внешнеполитические стереотипы получили в работе Л. Зака, который впервые в отечественной науке дал определение внешнеполитическим стереотипам, подробно рассмотрел их природу, способы формирования, особенности проявления. В монографии Л. Зака дано теоретическое обоснование данному явлению и определено его место в международных отношениях . Автор подробно рассмотрел проблему внешнеполитических стереотипов и их роли в международных отношениях. Согласно его определение внешнеполитического стереотипа – это явление, охватывающее наиболее важные черты государства. К таким чертам он относил:
    общепризнанные границы,
    Мощь, силу страны
    Характер взаимоотношений с другими государствами (степень дружественности и враждебности)
    Способ ведения внешней политики
    Система ценностей в стране
    Способы принятия решений
    Характер общественного мнения.
    Л. Зак отмечал, что в международных отношениях не оспаривается значимость создания и поддержания положительного образа государства. «Важно не только, кто ты есть, но и каким ты кажешься». Ученый выделил систему определенных знаков, используемых в практике формирования внешнеполитических стереотипов.
    1. Официальные знаки (послания, выступления, где выражается официальная государственная позиция государства по конкретному вопросу; декларации об участии в определенных международных мероприятиях, организациях; дипломатические протесты, ноты, союзные договоры, коммюнике и т. д.). Эти знаки делаются с учетом существующих стереотипов и с целью произвести определенное впечатление на другие государства.
    2. Символические знаки-жесты (дружественные визиты, поздравления, договоры и соглашения о культурном, техническом или торговом сотрудничестве, отзывы послов, военные маневры)
    3. Информационные знаки, сведения создаются с помощью СМИ, прессы, с помощью определенного подбора информации. Роль СМИ в процессе формирования внешнеполитических стереотипов очень велика. Кроме того, СМИ в определенной степени зависят от правительства и выражают официальную точку зрения.
    В целом, система знаков и символов, по мнению автора, нацелена не только на внешнеполитические стереотипы, но и на стереотипы пропагандистские. К основным факторам, оказывающим влияние на формирование внешнеполитических стереотипов Л. Зак относит:
    1. Все виды СМИ. СМИ могут создавать определенные стереотипы не только с помощью подбора информации, но и используя ее характер, способ ее подачи (1-я полоса, развернутая информация и пр.). Многие люди информацию о других странах черпают исключительно из СМИ, не являясь непосредственными участниками международных событий. В то же время, СМИ нередко формируют пропагандистские стереотипы в интересах определенных социальных слоев и групп.
    2. Общественное мнение. Позиция масс в определенной мере может опосредованно влиять на внешнюю политику. В то же время, общественное мнение в некоторых ситуациях может стать реальной силой. На общественное мнение могут влиять СМИ, политические лидеры.
    В работе Л. Зака выделены основные методы воздействия на внешнеполитические стереотипы:
    1. Методы политического характера (переговоры, заявления о внешнеполитическом курсе, дипломатическое признание и непризнание страны, правительства и т. д.).
    2. Методы военного характера (маневры, угроза войны, война).
    3. Методы экономического характера (оказание экономической, технической помощи, экономические санкции).
    4. Методы культурного характера (гастроли, выставки, фестивали и т. д.).
    5. Методы пропаганды (СМИ, выступления политиков, политических лидеров).
    Например, в период правления Ш. де Голля во Франции в 50–60-е гг. проводилась политика великой державы. В контексте проводимой политики звучали различные декларации о необходимости борьбы за величие Франции, раздавалась критика политики США, в частности, войны во Вьетнаме, произошло сокращение участия в НАТО (с 1958), было сделано заявление о необходимости отхода от доллара как международной валюты, проводилась политика по сокращению употребления англоязычных слов. С другой стороны, установление дружественных отношений с рядом стран Азии и Африки, например, с Камбоджей.
    Внешнеполитические стереотипы неоднородны и, как правило, сочетают пласты трех хронологических периодов – внешнеполитические стереотипы предшествующих времен, реальное положение дел во внешней политике, прогнозирование возможных шагов в дальнейшем. Важную роль в формировании внешнеполитических стереотипов играет народная дипломатия, получившая особое распространение после II мировой войны (различные общественные организации, студенческие, молодежные обмены, спортивная дипломатия, частные лица).
    В качестве критики работы Л. Зака необходимо отметить, что автор практически полностью исключил такой важный фактор формирования положительного имиджа страны как культура, которой сейчас большинством государств в их имиджевой политике отводится основная роль. Данная тема нашла отражение, в частности, в работе Ю. А. Кашлева, который долгое время находился на дипломатической службе . На различных примерах автор рассматривает феномен культурной дипломатии, дает ряд важнейших определений, таких как «культурная дипломатия», «публичная дипломатия» и др.
    Среди большого числа работ отечественных, посвященных проблемам имиджей государства и появившихся за последние десять лет, необходимо остановиться на работах Э. А Галумова. Это один из наиболее авторитетных специалистов современной российской науки по вопросам внешнеполитических имиджей. Эраст Александрович Галумов посвятил множество работ теоретическими и практическими вопросами имиджей, в частности, проблеме формирования нового имиджа России.
    В современной науке 2000-х гг. одна из наиболее полных, обоснованных теорий имиджей в международных отношениях принадлежит именно Э. А. Галумову . В отличие от Л. Зака, Э. А. Галумов использует другое научное понятие – имидж (образ) страны. Э. А. Галумов предложил следующее определение имиджа (образа) страны – «комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономика, география, демография, культура и т. д.), развития государства как сложной, многогранной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономического, общественно-политического, национально-конфессионального и иных процессов в стране» .
    Нам представляется, что в данное определение можно было бы дополнить – имидж государства определяет не только процессы, происходящие внутри него, но и поведение по отношению к нему субъектов международных отношений. Далее, хотелось бы отметить, что имидж государства представляет собой не собственно его характеристики, а результат восприятия этих характеристик определенными аудиториями, причем восприятие это связано с определенной оценкой тех или иных характеристик.
    Таким образом, можно утверждать, что в контексте международных отношений имидж государства представляет собой результат оценки субъектами международных отношений всех доступных восприятию характеристик этого государства, определяющий поведение по отношению к нему вышеуказанных субъектов.
    Главной функцией имиджа (в том числе, и имиджа государства) является формирование положительного отношения. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга .
    Согласно точке зрения Э. А. Галумова, основными инструментами формирования позитивного образа страны являются:
    1. СМИ, которые способствуют распространению позитивной информации о стране, пропагандируют ее.
    2. Дипломатия, которая должна позиционировать проводимую государством политику в интересах формирования позитивного имиджа страны в глазах мировой общественности. В частности, важное значение имеет имидж дипломата, т. к. он воспроизводит особенности национального характера. Обычно имидж дипломата и имидж страны взаимосвязаны (миролюбие русской нации/щедрость русского народа).
    3. Язык. Сохранение национального языка за рубежом, языковая политика. Национальный язык способствует приобщению к национальной культуре других народов, активизирует межкультурный диалог.
    4. Национальная культура. Распространение за рубежом национальной культуры, произведений искусства имеют особое значение при формировании позитивного имиджа страны за рубежом. Спорт, туризм, наука, образование, литература, музыка, театр – все это способствует созданию положительного имиджа и укреплению культурных связей.
    5. Культурные центры, которые занимаются продвижением своей национальной культуры, языка за рубежом (например, Гете-институт, французский институт и др.).
    Использование позитивного имиджа страны за рубежом в международных отношениях имеет, в первую очередь, идеологическое значение – формирует выгодное общественное мнение, обеспечивает условия для реализации желательных политических целей. Таким образом, основная функция внешнеполитического имиджа страны – формирование положительного к ней отношения в мире.
    Говоря о механизмах формирования позитивного образа страны, Э. А. Галумов считает, что:
    1. Он базируется на определенных исторических, геополитических, цивилизационно-культурных, этнорелигиозных, демографических основах.
    2. На процесс формирования положительного имиджа страны влияет целый ряд факторов: имидж власти, имидж политического лидера, национальные стереотипы и др.
    3. В формировании положительного имиджа страны участвует широкий круг акторов – органы законодательной и исполнительной власти, общественные организации, ученые, представители творческих профессий, СМИ.
    Э. А. Галумов выделяет несколько типов имиджа страны:
    1. Объективный (реальный) – это представление, которое есть у внутренней или зарубежной общественности о данной стране.
    2. Субъективный – представление о лидере страны, его окружении.
    3. Моделируемый – имидж, который пытаются создать имиджмейкеры или команда руководителей государства.
    Как правило, государство имеет ряд объективных имиджей – социальный, экономический, гуманитарный, политический, культурный, экологический и пр. Эти имиджи могут быть как положительные, так и отрицательные. Они могут меняться в зависимости от ситуации и их, следовательно, можно формировать в определенных интересах. При этом базовые черты имиджа могут сохраняться, а поверхностные, отражающие новые реалии, меняться.
    В работах Э. А. Галумова предложена развернутая характеристика имиджа страны, в которую включены такие положения как:
    1. Имидж страны упрощен по сравнению с объектом, в то же время он подчеркивает специфичность, уникальность объекта
    2. Имидж символичен. Огромное количество информации об объекте сводится к набору определенных символов
    3. Имидж конкретен, подвижен, изменчив, адаптируется к конкретной ситуации.
    4. Имидж в определенной степени идеализирует объект, подчеркивая его выгодные черты, а иногда и наделяя ими. Недостатки наоборот скрываются
    5. Имидж занимает место между реальным и желаемым, сочетая в себе реальные и вымышленные характеристики.
    По мнению ученого, структура имиджа страны включает следующие элементы:
    Образ государственного устройства
    Имидж власти
    Имидж политического лидера
    Имидж экономики
    Имидж вооруженных сил
    Имидж информационной политики
    Имидж внешней политики
    Наиболее действенными факторами формирования имиджа Э. А. Галумов считает:
    Природно-ресурсный потенциал страны
    Национальное и культурное наследие
    Геополитическое положение (размер территории, границы государства, выход к морю)
    Исторические события, вклад граждан в развитие национальной и мировой культуры
    Устойчивость экономического и политического развития страны
    Уровень жизни и доходов населения
    Эффективность институтов власти
    Правовое поле (соблюдение основных прав и свобод)
    Сейчас многие страны имеют так называемую «политику образов», цель которой – создание максимально структурированного пространства содействия позитивному восприятию национальных интересов государства.
    Э. А. Галумов делит имиджи (образы) государства на 6 видов. В основе его классификации – культурный потенциал страны, что подчеркивает важность культуры в формировании позитивного имиджа страны.
    1. Политико-географический образ (концентрация основных географических знаков и символов страны в политическом отношении). США – Новый Свет, Швейцария – жемчужина Альп, Египет – дар Нила, Китай – Поднебесная
    2. Природно-ресурсный образ (концентрация основных признаков, символов национальных ресурсов – ландшафт, природа, климат). Япония – страна восходящего солнца, Англия – туманный Альбион, Россия – страна снегов.
    3. Цивилизационно-культурный образ (концентрация национальных культурных знаков и символов страны в историческом и цивилизационном измерении). США – статуя свободы, Египет – пирамиды.
    4. Социально-ментальный образ (концентрация основных признаков, символов, черт народа с характерными наиболее типичными социально-психологическими признаками). Немцы пунктуальны, американцы деловиты, англичане чопорны.
    5. Производственно-экономический образ (концентрация основных экономических знаков, символов и возможностей в экономике, научной, промышленной сфере). США – Макдональдс, Франция – высокая мода, Россия – космос, балет, Германия – автомобили.
    6. Национально-целостный образ (концентрация знаков и символов, выражающих государственные интересы. Государство и народ с их историческими ценностями, идеи, которые государство отстаивает на мировой арене). США – свобода и независимость, Европа – цивилизованность, Азия – уважение к традициям.
    Безусловно, работы Э. А. Галумова внесли существенный вклад в разработку теоретических основ проблемы имиджа государства. Основная заслуга автора, на наш взгляд, заключается в последовательном изучении поставленной проблемы именно в теоретическом аспекте. Однако в качестве критики отметим, например, что исследователь не разделяет понятий «имиджа» и «образа» государства, в то время как дифференциация этих понятий позволила бы более глубоко исследовать весь комплекс представлений о государствах: как формирующихся в результате определенной политики, так и естественным путем. Тем не менее, работы Э. Галумова содержат наиболее полный анализ имиджа государства в современной отечественной науке.
    Интересную теорию образа государства в международных отношениях предложил другой современный исследователь – И. Ю. Киселев . И. Ю. Киселев – один из авторов книги «Динамика образа государства в международных отношениях» . В работе предложена концепция так называемого «Я – образа» государства, построенная преимущественно на основе социологических методик. И. Ю. Киселев, в отличие от Э. А. Галумова, разделяет понятия «имиджа» и «образ» государства, считая, что образ – это явление более общее, а имидж – это образ, формируемый специально в соответствии с ожиданиями. В понятие образа «Я – государства» автор вкладывает три компонента: идентичность, статус государства и его авторитет на международной арене. В практическом плане «Я – образ» государства рассмотрен на примере СССР, США, Великобритании. Основными источниками для исследования И. Ю. Киселева и А. Г. Смирновой послужили такие специфические документы как речи президентов, руководителей исследуемых государств, их политические заявления.
    По мнению авторов, государство на международной арене одновременно позиционировано в трех различных сферах. Во-первых, оно характеризуется уникальным географическим положением, особенностями организации политической и экономической жизни, военной мощью, культурой и историей, этническим и религиозным составом населения, разделяемыми ценностями и убеждениями. В научной литературе подобный набор характеристик обозначается при помощи понятия национальная идентичность. Во-вторых, государство отличается особым положением в системе международных отношений, членством в международных организациях, дружественными или враждебными отношениями с теми или иными странами. Иначе говоря, государство характеризуется особым статусом. В-третьих, каждое государство реализует на международной арене определенный перечень ролей.
    Таким образом, представление государства о самом себе и других участниках международных отношений имеет трехкомпонентную структуру, которая включает: национальную идентичность, статус и роли. Мы выделили слово «представление», чтобы подчеркнуть тот факт, что государства познают не только другие государства, но и, прежде всего, самих себя. Результатом процесса познания становится конструирование образа государства, который отражает именно представление субъекта познания о национальной идентичности, статусе и роли страны, которые не обязательно совпадают с ее объективными характеристиками в трех названных сферах позиционирования. При этом необходимо отметить, что каждый из компонентов образа может характеризоваться позитивной, негативной или амбивалентной эмоциональной окрашенностью .
    Интересный взгляд на процессы формирования политического имиджа представлен в работе В. М. Шепеля, автора учебника по имиджелогии. В. М. Шепель распределяет все функции имиджа на две группы: личностные и технологические . Основой концепции Шепеля является точка зрения о том, что личностные функции позволяют самому носителю имиджа испытывать позитивные ощущения от собственного положительного имиджа. Технологические же функции позволяют носителю имиджа добиваться определенных целей. Несмотря на то, что работа В. М. Шепеля посвящена проблеме формирования личного имиджа, многие методики его формирования, безусловно, могут быть учтены и весьма эффективны при выстраивании образа государства.