Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Государственный строй Византии. Общая характеристика формы государства на основных этапах его развития. Государственный строй византии Политический строй византии кратко

    Государственный строй Византии. Общая характеристика формы государства на основных этапах его развития. Государственный строй византии Политический строй византии кратко

    Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
    считать 330г., когда римский император
    Константин перенес свою столицу из Рима в
    Византий, незначительный город древней
    босфорской колонии, который позже назвал
    своим именем. Официальное разделение
    империи на Западную и Восточную произвел
    уже император Феодосий, в 395г.

    Выделяют три этапа византийской государственности:

    IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)
    централизованная монархия.
    VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
    церковной властью в форме абсолютной монархии.
    XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.

    Общественный строй

    Для Византии характерна очень
    медленная феодализация
    До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
    низшее сословие социальной иерархии, не
    обладая правосубъектностью.

    Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:

    Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1го
    этапа византийской государственности, которые могли быть
    как лично свободными так и приписанными к земле.
    Элевтеры – были формально свободными крестьянами
    общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
    прекарные грамоты и становились крепостными.
    Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
    аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
    Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
    «десятину» с вырощенного уражая.
    Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
    казенным или частным в зависимости от принадлежности
    тому либо иному господину.

    Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
    находился городской плебс, который не обладал полной
    правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
    горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
    обладавших почетными званиями, привилегиями,
    ставившими их в ряд с высшими сословиями.

    Привилегированные слои общества включали в себя:

    Куриалы – сборщики налогов в Византии,
    члены городских курий – совета
    византийских городов.
    Динаты – «могущественные», обладали
    полным «налоговым иммунитетом». Также
    не несли никаких трудовых повинностей в
    пользу государства.

    Высшее сословие Византии включало в себя:

    Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и это
    делало привилегии церкви весьма ощутимыми
    Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
    этих разрядов относился к категории крупных
    землевладельцев, пользовавшихся полной
    имущественной правосубъектностью и свободных от
    налогообложения. Сенаторы имели свои военные
    отряды, свою систему штрафов по отношению к
    крепостным и параллельно замещали высшие
    государственные должности, составляя оплот
    византийской бюрократии.

    Государственный строй

    Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее
    развития находился император.
    На первом этапе император формально избирался
    «сенатом, армией и народом Византии», на
    следующем этапе он был вправе выбирать себе
    «соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
    формируется наследственно легитимная монархия,
    где
    император
    уже
    является
    василевсом
    (автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
    умерли своей смертью или отреклись от
    престола.

    В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
    еще играл важную роль в государстве (жители
    Византии называли себя римлянами, хотя
    официальным языком был греческий).
    Впоследствии на смену сената приходит синклит
    (совет) при василевсе, куда входят высшие
    государственные чиновники:

    Такие как:

    Квестор – возглавлял синклит и выполнял
    функции министра юстиций.
    Префект столицы – управляющий
    Константинополем.
    Два префекта претория – один из которых
    управлял восточной частью империи, а
    другой – Балканами, и др.

    На всех этапах для Византии характерно наличие
    огромного бюрократического аппарата,
    строгой иерархии: чиновники разделены на
    ранги (в 10в. было 60 рангов)
    Существовало около 60 государственных
    министерств – секретов.
    Для бюрократического аппарата Византии была
    характерна развитая система коррупции.

    Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
    Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
    стояли префекты, входившие по должности в синклит.
    Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
    насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
    подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
    начальником провинции, а самым низшим звеном были
    округа, также возглавляемые окружной администрацией.
    Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
    власть, но были отделены от власти военной.

    В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
    арабов прежняя система управления уступила место
    фемному строю (фема – военно-административный
    округ), главой фемы был стратиг, который был
    наделен всеми властными полномочиями, включая
    судебные и военные.

    В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

    Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных
    полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
    личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
    гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
    узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
    Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
    должностного лица высшей или провинциальной администрации,
    оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
    противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
    дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
    лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
    или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).

    Церковные суды были строго централизованны: суду
    патриарха Константинополя подчинялись суды
    митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
    еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
    к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
    брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
    попадали все дела с участием духовенства.

    Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

    В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

    В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

    Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти , а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

    • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
    • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
    • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
    • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
    • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
    • два магистра (пехоты и кавалерии).

    В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

    Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

    Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

    Основные источники византийского права

    После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему . Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов , пошлин, управления , действовавшие на территории префектур.

    В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права . Наиболее значительными стали такие нормативно-правовые акты , как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон , Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

    Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями , а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

    Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

    Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

    Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

    Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

    Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

    Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

    Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права . Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных

    В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.

    В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.

    Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

    Император (василевс ) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий ). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

    Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.

    В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.

    Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.



    В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы ), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема » стал аналогом понятия «провинция».

    Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.

    В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.

    С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам » («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками ) этих земель.

    В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.



    С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии ) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

    При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.

    В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

    Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

    Греческие налоговые чиновники (потарии ), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

    При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

    Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

    Основные черты феодального общественного и государственного строя Западной Европы.

    Феодальный строй формировался на развалинах римской империи.

    Черты феодализм:

    · связь собственности на землю с политической властью.

    · органы самоорганизации общества. Сословия: феодалы, духовенство, работники, торговцы.

    · корпоративное общество.

    · договорное общество.

    Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, но все же не означала регресса в истории государственности. Развал империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов , которые сумели создать свои более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.

    I. В период ранних (варварских) государств , когда формирующийся класс феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся поддержкой крестьян-общинников и церкви, преобладала раннефеодальная монархия .

    II. Постепенно в условиях крайней децентрализации единственным способом организации и поддержания гос. власти становится закрепление отношений сюзеренитета-вассалитета – к IX-XIII вв. преобладающей формой правления становится сеньориальная монархия .

    III. Экономический подъем XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торговли, породил сословную консолидацию общества. Усиливавшаяся королевская власть искала поддержки у населения, что привело к становлению сословно-представительных монархий .

    IV. В Позднем Средневековье (XVI-XVII вв.) разложение феодализма и опора власти на бюрократию и военно-политическую силу приводят к становлению абсолютных монархий .

    V. Падение же абсолютизма означает уже начало Новой истории.

    Особенностью западноевропейской модели средневекового государства:

    o последовательной смены форм монархического строя,

    o диффузия политической власти, которая переходит от короля к отдельным светским и духовным магнатам, становясь неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

    o Чрезвычайно сложные и неоднозначные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви.

    Христианская церковь:

    ü «Варварские» короли подносили церкви обширные земельные владения, вследствие чего церковь превратилась в крупного земельного собственника, а земли ее не подлежали дроблению и возврату («мертвая рука»).

    ü Однако до XI в. церковь еще находилась под эгидой императоров и королей, а не папского престола. Политические амбиции пап вскоре привели к расколу христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, в основе чего лежала борьба за руководство христианским миром и светской властью.

    ü Усиливающаяся римско-католическая церковь опиралась на свои земельные владения, религиозные чувства верующих, мощную и централизованную церковную организацию

    ü В XI-XIIвв. церковь фактически превращается в общеевропейскую теократическую монархию.

    ü Наибольшего могущества она добивается в XIIIв. при папе Иннокентии III, установившего порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.

    ü Они могли прибегать к таким средствам, как наложение интердикта или отлучение от церкви.

    ü Создавалась система особых церковных судов – инквизиций, вычищавшей из общества антицерковные настроения и породившей презумпцию виновности.

    Города.

    Иную роль в формировании политического и правового сознания в Европе сыграли города, ориентировавшиеся на старинные демократические порядки и «мешавшие» феодальным отношениям.

    v Они обладали значительным экономическим и политическим потенциалом. Некоторые из них даже приобретали статус городов-государств.

    Однако главным институтом по-прежнему считалось государство , так как королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.

    36. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.

    «Рецепция римского права » - его усвоение средневековым обществом. Этот процесс начинается в XI-XII вв. После образования «варварских» королевств римское право было предано забвению: примитивные варварские общности не нуждались в достижениях античного права. Хотя элементы римского права были сохранены и развиты каноническим правом. Второе рождение римского права происходит в 9 веке в городских республиках Северной Италии и Южной Франции после обнаружения Дигест Юстиниана . Эпоха Возрождения создала условия для восстановления элементов классического римского права (этого требовало развитие общественно-экономических отношений).

    Необходимость рецепции:

    · Он был вызван экономическим фактором (точные нормы для регулирования имущественных отношений),

    · Социальные и духовные потребности общества, нуждавшегося в правовом порядке и стабильности.

    · Поддержала и католическая церковь, увидев в нем средство укрепить позиции канонического права.

    · Было санкционирована королевской властью, стремящейся к централизации всей общественной и государственной жизни.

    Базой для возрождения и развития римского права стали университеты Италии (Болонский университет), Германии (Гайдельбергский университет), Франции (Парижский университет), Испании. Здесь стали преподавать «новое», «Справедливое» право в его связи с философией, религией и моралью. Появляется ряд юридических школ, изучавших римское наследие.

    Цель – найти справедливые нормы, которые судьи и юристы-практики могли бы применять в своей деятельности. Целью университетской науки стало создание словаря и методов для поиска справедливых решений.

    Обучение занимало 5-7 лет. Для получения образования необходимо было овладеть 7 свободными искусствами: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

    Обучение строилось на лекциях и диспутах (семинарах).

    Глоссы – объяснения правовых текстов. Глоссаторы – объясняющие люди.

    Исторически первой школой стала школа глоссаторов , созданная на юридическом факультете Болонского университета (глосса - замечания на полях). Цель глоссаторов – установление первоначального смысла римских законов . Многие разделы кодификации Юстиниана были забыты (например, институт рабства). Школа обработала классическое римское право, разъяснила устаревшие термины, ввела широкие обобщения, провела систематизацию права, были выработаны общие понятия договора, института владения, вещного права. С глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова. Однако глоссаторы ограничились только рекомендациями, составленными на основе устаревших Дигест, которые противоречили новому королевскому законодательству.

    Последний выдающийся представитель глоссаторов, Аккурций, собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников. Этот сборник получил название «Большая Глосса» и в течении нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

    В конце 13 века появляется школа постглоссаторов , которая «очистила» римское право и подвергла его переработке, приспособлению к новым историческим условиям и нуждам практического применения. Они анализировали не тексты, а правовые принципы и институты, многие из которых отсутствовали в классических источниках. Постглоссаторы ввели понятие собственности, обязательства, держания, юридического лица (с его помощью стали разрешаться вопросы взаимных требований учреждений, государства, церкви). Таким образом, возникло новое систематизированное право, основанное на разуме и предназначенное для всеобщего применения.

    После зародилось движение постглоссаторов, наиболее выдающимся представителем которых был Бартоло. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отрывков из кодификации Юстиниана с целью выведения «общего мнения ученых». В своих комментариях они нередко отступали от первоначальных римских правовых конструкций, но провели большую работу по согласованию его с нормами средневекового канонического, городского и обычного права.

    Глоссаторы основывались на принципах естественного права, т.е. вырабатывали общие правовые понятия как универсальные, основанные на естественной справедливости.

    В начале 16 века возникает гуманистическое направление, которое анализировало римские памятники исторически и филологически. Была выявлена историческая обусловленность правовых институтов, динамика римского права. Таким образом, римское право было положено в основу возникавших национальных правовых систем.

    Университеты помогли установить транснациональный характер права . Право стало наукой, а не дисциплиной, обособилось от других дисциплин.

    Государственный строй Византии.

    Византия – преемница Рима. Основа – восточная часть Римской империи (разделение в конце 3 века и окончательное утверждение в конце 4 века).

    3 фактора основали Византию:

    o античное политическое мышление

    o римское право

    o христианская религия Греко-восточной православной церкви.

    Идея самодержавной власти и взаимоотношения между церковью и государством восходит к Византии.

    Византийское гос-во IV-VIIвв. унаследовало основные черты гос. строя позднеримской империи:

    · Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору.

    · Власть императора в IV-VIIвв. не была произвольной: она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и отсутствием принципа наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» (политические партии – димы : «синие » - сенаторская аристократия; «зеленые » - торгово-финансовая верхушка) и армией. Самовластие также сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом , который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».

    · С VIIIв. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.

    o Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.

    o Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур и низлагать неугодного ему.

    o Изменяются атрибуты императорской власти: за ним утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца)

    o Однако, несмотря на полное всевластие, власть василевса не была очень прочной: императором делало не рождение, а «божественное избрание», вследствие чего бытовало насильственное устранение монархов.

    · По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.

    o В основе огромного чиновничьего аппарата лежала строгая иерархия: 60 титулов.

    o Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории) , функции которого не были четко определены.

    o Магистр и квестор дворца осуществляли непосредственное управление делами империи с помощью бюрократического аппарата, роль которого особенно возросла к XI в.

    o C IXв. происходит постепенное слияние дворцовых и государственных ведомств, что приводило к частому дублированию функций.

    Административное деление вначале было равнозначно позднеримскому (префектуры, диоцезы, провинции). В VIIв. появилась фемная система местного управления. Фемы возникли как военные округа, во главе которых стояли стратеги, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. К 11 в. в связи с развитием феодальных отношений эта система окончательно приходит в упадок.


    Похожая информация.


    Достаточно единым господствующим слоем в обществе ранней Византии была греко-римская аристократия (сенаторы). Она же была и самым крупным землевладельцем. Основу этой прослойки составляла старая муниципальная аристократия римских городов. В целом же он сформировался к середине V в., Когда ее представители окончательно составили стабильную верхушку провинциальной знати и заняли ключевые государственные должности.

    Вторым привилегированным слоем в империи были средние землевладельцы (муниципальная аристократия, куриалы), положение которых в обществе было закреплено еще реформами Диоклетиана - Копстантина. Но бедная его часть несла ответственность за сбор налогов и выполняла муниципальные обязанности.

    К низшему слою свободного населения принадлежит и городской плебс (ордо плебеюс). Он выполнял различные повинности, не имел привилегий высших слоев и более жестоко наказывался. В ранней Византии в его среде сформировалась устойчивая и влиятельная торгово-ремесленное верхушка.

    Самая низкая степень общественной структуры занимали рабы. Крупнейшим рабовладельцем было государство. Труд рабов широко использовался в государственных хозяйствах, мастерских, на приисках. В ранневизантийский период несколько укрепилась их имущественная правоспособность и было признано их право на брак и семью. Рабы по рождению так и оставались рабами. Из их среды начал выделяться прослойка колонов, который уже в V в. стал господствующим в деревне. Колонны разделялись на разряды в зависимости от размера собственности, но оставались социально неравноправными, хотя и обладали некоторой имущественному и личному правоспособностью.

    Значительные изменения в социальном устройстве империи произошли в VII в. Рабство к этому времени уже утратил свое значение, а вместо колонов на селе появились свободные крестьяне-общинники, владельцы земли своей. Крестьяне стратиоты, служивших в пехоте, коннице и на флоте, освобождались от некоторых налогов и повинностей. Исчез слой куриалы. Значительно пошатнулось положение аристократии, сенаторской знати. Начал создаваться будущий феодальный господствующий класс Византии, был связан с армией и государственной службой.

    1. Государственный строй Византии.

    Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется:

    1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);

    2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).

    Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:

    1) внутренних дел (полиции);

    2) иностранных дел;

    3) военное;

    4) финансовое и др.

    Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:

    1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;

    2) подушная подать;

    3) подать с жилищ;

    4) налог на париков;

    5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;

    6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;

    7) поставки продовольствия в крепости;

    8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.

    Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:

    1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;

    2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.

    Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:

    1) наличием многих крупных городских центров;

    2) потребность в экономической связи между областями и провинциями;

    3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;

    4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

    В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь.

    1. Кодификация византийского права.

    В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы здесь сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию империи законодательство.

    Осуществленная императором Юстинианом в VI в., и кодификация римского права (corpus juris civilis) заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на после-
    дующее развитие европейских правовых систем. Корпус состоял из четырех частей:

    2. дигест - обширного собрания правовых положений и казусов, заимствованных у римских юристов,

    3. институций - краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники,

    4. новелл - новых правовых актов, изданных Юстинианом.

    Дальнейшая разработка системы византийского права осуществлялась на основе этой фундаментальной кодификации.

    Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод - Кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами начиная с Константина. В 726 г. был издан краткий свод законов на греческом языке Эклога, в 872 г.- Прохирон. Несколько позднее вышли многотомные Василики. Многочисленные императорские новеллы (отдельные нормативные акты) издавались в течение всего периода существования Византийской империи. Наряду с официальными правовыми актами издавалось большое число частных компиляций законов, указателей и справочников по юридическим вопросам.

    Источники античного римского права в значительном количестве содержались в дигестах (втором томе Свода Юстиниана). Огромное число юридических казусов, включенных в этот том, предназначалось для обучения правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм римского права) допускалась редакционная обработка: объединение сходных «конституций», вставки, сокращения, перераспределение правового материала.

    Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах (дигестах и Кодексе Юстиниана, Кодексе Феодосия) распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим.

    В многочисленных неофициальных сочинениях публиковались перечни и типовые формы договоров, исков, исковых сроков и т. п. Частные (неофициальные) юридические сборники часто объединяли по систематическому принципу разнородные законодательные своды и отдельные правовые акты, например Эклогу с Прохироном, Прохирон и Земледельческий закон и т. п. При этом все акты снабжались подробными комментариями (схолиями). В 691-692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим; дальнейшее расширение его запрещалось.

    В 726 г. издается самый крупный (после кодекса Юстиниана) официальный законодательный свод - Эклога. Предполагалось создать сокращенную выборку законов из институций, дигест, кодекса и новелл - «конституций» Юстиниана с внесенными в них исправлениями «в духе большего человеколюбия».

    В наибольшей степени изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах, и т. д. Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления, регламентировалось правовое положение рабов, свидетелей, участвующих в процессе, и должностных лиц (их имущественные отношения).

    В перечень преступлений, содержащийся в Эклоге, входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяние и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога допускала замену денежных штрафов, даже установленных Кодексом Юстиниана, телесными наказаниями, широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный пожог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д.

    В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Такая форма, как обручение, стало в Эклоге юридическим соглашением, являвшимся подготовительным этапом к заключению брака. Расторжение этого договора без уважительных причин влекло уплату неустойки. Брак, по Эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. Браки между близкими родственниками запрещались. Сокращалось также число законных поводов к разводу.
    В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров (дарения, завещания), юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др.
    В середине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эклоге: например, преступления против личности и против веры. По сравнению с трактовкой этих преступлений, содержащейся в дигестах и Кодексе Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за преступления против веры, направляя основные репрессии против еретиков (манихеев и монтанистов).

    В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона - Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев.

    Земледельческий закон представлял собой свод норм, регламентирующих жизнь сельской общины. Он являлся частной (но признанной государством) компиляцией, сочетающей обычные нормы «варварского» права с действующими нормами римско-византийского права, заимствованного из законодательства Юстиниана. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а Военный - сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители рассматривали эти нормы как юридические, применяемые на практике.

    Эклога, приложение к Эклоге, Земледельческий, Морской, Военный и Моисеев законы образовывали единый корпус светского права Византии, нормы которого действовали в течение VIII-IX вв., вплоть до появления обновленного законодательства императоров македонской династии.

    Юристами эпохи императоров македонской династии (начало которой восходит к 867 г.) была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключавшаяся в пересмотре и классификации всего писаного правового наследия (прежде всего corpus juris civilis Юстиниана) с точки зрения его применения в новых условиях, в отмене устаревших актов и устранении имевшихся противоречий, а также замене латинской юридической терминологии греческой. Результатом этой реформы стал новый юридический свод - Василики, состоящий из восьми томов в 60 книгах.
    За основу свода был взят юстинианов corpus juris civilis в его греческой интерпретации. Структурно свод включал: общие теоретические принципы права, каноническое право, государственное право, организацию суда, процессуальное право, исковое право, частное право (в основу положена Эклога), военное право, сервитута, уголовное (соответствующее Эклоге).

    В 872 г. появился еще один юридический памятник - Прохирон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

    В 40 титулах Прохирона содержались нормы, регламентирующие брачные отношения (в частности, порядок распоряжения приданым), нормы наследственного и обязательственного права, уголовно-правовые.

    В дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г. издал сборник новелл, которые регулировали широкий круг отношений в области церковного, семейного, наследственного, обязательственного, уголовного и процессуального права.

    Законотворческая деятельность императоров македонской династии завершает период наиболее творческого развития византийского права. В дальнейшем это развитие заключалось в простом приспособлении права к повседневным нуждам, вновь усилились элементы христианизации.
    В этот период наиболее заметным явлением в области судебных реформ стало введение императором Андроником II в 1296 г. института «вселенских судей», избираемых из архиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым предоставлялось право выносить решения «по любым делам и обо всех лицах без исключения», невзирая на их положение и статус. Были провозглашены основополагающие принципы суда - равенство всех перед законом, компетентность судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в процессе богослужения в храме св. Софии) передавались Евангелие и меч, они же наделялись поместьями. Судьи давали клятву в том, что они будут судить неподкупно и нелицеприятно. Институт «вселенских судей» учреждался совместно церковной и императорской властями в соответствии с теорией «симфонии», т. е. сочетания власти церковной и светской в одном органе. Институт «вселенских судей» просуществовал недолго.

    Чужеземные завоевания и распад Византийской империи прервали правовую традицию, которую, восприняв от Рима, долго сохраняла Византийская монархия.

    1. Арабский Халифат.

    Возникновение Халифата

    В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло, большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
    Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал оживленный караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
    Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.

    Возникновение новой религии - ислама - связано с именем Мухаммеда (около 570-632). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк - «посланник бога на земле». Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.
    Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.
    Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

    К этому времени (20-30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

    Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной,- преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

    Халифат в VII-X вв.

    Общественный строй.

    Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей пророка»).

    Под их руководством в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.

    В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.

    Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось.
    Для арабского феодализма наряду с главными чертами, общими для феодального общества любой страны, были характерны важные особенности.

    Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

    Государственный строй.

    Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

    Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

    1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

    2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

    3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
    Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.

    Местные органы государственного управления.

    Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционировали оставшиеся почти без изменений местные административно-финансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

    Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Как правило, управляли ими военные наместники - эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

    Распад Арабского Халифата.

    В конце VIII в. наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, потеряла заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое войско, в ряде районов весьма многочисленное, удерживать в свою пользу налоговые платежи.

    Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.
    Во второй половине VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

    1. Мусульманское право.

    Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

    Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

    Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы.

    Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».

    Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

    В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
    Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие.

    Действия мусульманина различаются следующим образом:

    1) строго обязательные,

    2) желательные,

    3) разрешаемые,

    4) нежелательные, но ненаказуемые,

    Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:

    1. преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;

    2. преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

    3. правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.

    К преступлениям хадц относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.

    Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).

    Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.
    Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.

    Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом,- разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев. В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

    хиджаз - земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

    вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять " и из другого недвижимого и движимого имущества;

    мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

    иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.

    Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины.

    Основаниями возникновения обязательств считались:

    Волеизъявление двух сторон, т. е. договор;

    Одностороннее волеизъявление, например обещание или обет;

    Проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества.

    Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался не-обменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.

    Судопроизводство .

    Первоначально Мухаммед, а затем и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей - кадиев.

    Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кади не был связан определенным, жестким порядком судопроизводства.
    Кроме судебных полномочий, кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многим другим.

    1. Законы Ману. Общая характеристика.

    В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках -дхармашастрах. Наиболее известной дхарма- шастрой являются Законы Ману (Манумифический бог). Точ- ное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э.

    Законы Ману состоят из 2685 ста- тей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману -закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Право собственности. В период создания Законов Маиу в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

    Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защи- щающий население страны. В Законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя, подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется "крадущим шестую часть урожая". За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

    В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.