Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Исключение из егрюл: порядок, основания, практика применения. Исключение из госреестра по решению налогового органа: недостоверные сведения в егрюл Как ускорить исключение из егрюл

    Исключение из егрюл: порядок, основания, практика применения. Исключение из госреестра по решению налогового органа: недостоверные сведения в егрюл Как ускорить исключение из егрюл

    «Бросить» компанию в нашей стране - старая добрая традиция. Тем более, в этом случае законодатель любезно обеспечил простым (как кажется) способом избавления от неё. Закрыли счета, перестали сдавать отчётность и ждём, когда инспекция самостоятельно вычеркнет организацию из реестра. Такой сценарий остаётся популярным по сей день. Однако всё меняется, в том числе и эта ситуация. За последнее время исключение брошенной компании из возможности «слиться по-лёгкому» превратилось в дополнительную возможность для налогового органа (и иных кредиторов) дотянуться до собственников бизнеса.

    1. Текущий порядок

    Налоговый орган уполномочен исключать из ЕГРЮЛ компании, не подающие признаков жизни в течение 12 месяцев. Под признаками жизни подразумевается предоставление отчётности и движение денег по расчётному счёту. Выявляя компанию, отвечающую указанным признакам, ИФНС выносит решение о предстоящем исключении её из реестра. Решение публикуется в Вестнике гос. регистрации и, если в течение трёх месяцев с момента опубликования не поступило возражений от самой компании или её кредиторов, организацию исключают из ЕГРЮЛ.

    Положение не ново и всё активнее применяется. Так, в 2015 году по решениям налоговых органов из реестра исключили 160 184 Обществ с ограниченной ответственностью, а в 2016 уже 585 733.

    2. Правила меняются

    С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» в редакции, действующей с 01.09.2017):

      у компании и участников нет денег на ликвидацию;

      в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

    Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

    Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

    Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
    Для этого инспекции нужны основания:

    Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/72@).

    Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц...»). Проживёте с такой записью полгода - исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

    Избежать описанных последствий можно. Для этого:

      с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

      ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

      СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

      обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

    Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

    3. Об ответственности за недостоверные сведения

    Во-первых, статья 14.25 КоАП РФ. Обратить внимание стоит на часть 5 этой статьи, грозящую дисквалификацией за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию. Данной санкцией налоговая так же активно пользуется. По состоянию на 07 августа 2017 года реестр дисквалифицированных лиц содержит 6 064 записи, из них 5 047 лиц попали туда из-за части 5 статьи 14.25 КоАП РФ. Получить дисквалификацию относительно просто, достаточно предоставить на регистрацию документы с номинальным адресом. Использование фиктивного адреса - самое распространённое основание для привлечения к ответственности.

    Дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в , осуществлять иное управление юридическим лицом, что может быть недопустимым для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение может длиться до трёх лет.

    Дополнительными последствиями дисквалификации являются штрафы (для управленца, продолжающего руководить, - 5 000 руб., для компании, заключившей или не расторгнувшего договор с таким управленцем, - до 100 000 руб.) и невозможность зарегистрировать новую компанию с дисквалифицированным лицом в качестве руководителя.

    Чтобы не попадать в эти списки, следуем вышеназванному совету - выбираем адрес для компании с осторожностью.

    Во-вторых, абз. 4 и 5 подпункта «Ф» пункта 1 статьи 23 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает отказ в государственной регистрации каких-либо изменений, если в отношении компании (её адреса или директора) в реестре указаны недостоверные сведения.

    Но главное, о чем не стоит забывать - «бросание» компании не спасет от необходимости погашения её долгов.

    4. Ответственность за «брошенку»

    Во-первых, 28 июня 2017 года вступила в силу часть 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО». С этого момента исключение общества из реестра рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств. В этом случае, если у исключённой компании есть долги, которые появились благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица мог быть привлечены к субсидиарной ответственности. Таким образом, после исключения компании из реестра, кредиторы (в том числе ИФНС) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

    3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

    ст. 3 ФЗ «Об ООО»

    Для взыскания кредитору придётся обратиться в суд, которому нужно будет доказать, что А) некое лицо является контролирующим и Б) оно действовало недобросовестно или неразумно.

    Теперь налоговый орган может не инициировать дорогостоящую и бесперспективную процедуру банкротства брошенной компании, а исключить её из реестра, получив возможность дотянуться напрямую до её учредителя и директора. Процесс может развиваться параллельно с привлечением компании - «двойника» к ответственности по правилам ст. 45 НК РФ.

    Во-вторых, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника (§ 2, главы XI Закона). Суть её заключается в том, что й кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, независимо от размера задолженности. Суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и, в случае признания должника банкротом, сразу же открывает . Эти положения применяются в том числе к ситуациям, когда в течение 12 месяцев по счёту юр. лица не проводилось каких-либо операций.

    Вполне вероятно, что кредитор брошенной компании, не дожидаясь её исключения из реестра, пойдёт в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд такое заявление удовлетворит, и кредитор в рамках банкротства займётся привлечением контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам их брошенной компании. Напомним, что в этом случае их вина в банкротстве организации презюмируется.

    Так же мало кто знает об еще одном неприятном последствии «бросания» организации, предусмотренном Законом «О госрегистрации юридических лиц...». Так, директор исключённой компании либо участник, имевший на момент её исключения долю 50%, не смогут зарегистрировать новую организацию, если их старое (брошенное) имело задолженность перед бюджетом на момент исключения. Запрет длится три года. Причём размер задолженности неважен. Проглядели копеечный долг по такой компании - получили запрет на регистрацию новой. «Купить» компанию и войти в состав участников или стать директором тоже не получится, законодатель это предусмотрел (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 указанного Закона).

    Нашли себя и исключение вам на руку, сделайте сверку с налоговой инспекцией и фондами.

    Если вдруг увидели, что ваш должник попал в список на исключение, спешим завить о нарушении своих прав. В сообщении, которое вы найдёте, будет указан нужный адрес. Заявление нужно подать в течение трех месяцев с момента, как ИФНС разместила сообщение о предстоящем исключении, иначе придётся доказывать недобросовестность (или неразумность) контролирующих лиц в суде.

    Выводы очевидны:

      Сокращение возможностей «бросить» организацию без каких-либо последствий - закономерное продолжение действий по усилению налогового администрирования и создания условий по возложению фактической ответственности за бизнес на его собственников и руководителей.

      Борьба с «однодневками» непременно требует усиления контроля при регистрационных действиях. Уже сейчас создать новую компанию или сменить адрес текущей - порой очень нелегкая задача. А потому у бизнеса практически нет шансов начать «с чистого листа» в случае предпринимательской неудачи. Скорее всего шлейф предыдущего опыта останется. Задача здесь - минимизация рисков такой взаимосвязи.

    Начиная с 28 июня 2017 года вступают в силу поправки, касающиеся ликвидации и исключения организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Новшества позволят защитить права кредиторов недействующих лиц, которые смогут удовлетворить свои требования к должнику, в том числе путем привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих его лиц. В ЕГРЮЛ будут вноситься сведения, связанные с банкротством, в том числе о проводимых процедурах. Если такая информация есть, то регистрирующий орган не сможет принять решение об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей. Вместе с тем, если в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения об организации больше 6 месяцев, то по решению регистрирующего органа ее можно исключить из реестра. Комментируют изменения для БУХ.1С эксперты 1С.

    Для чего были нужны поправки

    Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее - Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

    Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

    В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

    Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

    • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус-мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
    • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

    Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

    Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

    Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

    Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

    Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

    С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

    Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

    Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

    Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум-ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

    Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Новый порядок также действует с 28.06.2017.

    Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

    Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

    Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

    Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

    С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

    В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

    Новые сроки ликвидации ООО

    Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления - 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

    В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

    Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, прямо предусмотренных пунктом 3 статьи 61 указанного кодекса. Например, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридическое лицо, если по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо фактически отсутствует, а направленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу корреспонденция возвращается назад в налоговую инспекцию за истечением срока хранения в почтовом отделении. Исходя из судебной практики многие суды поддерживают налоговиков удовлетворяя их требования о ликвидации юридического лица (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2016 года по делу № А59-5119/2015).

    Недостоверность сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, является своего рода «клеймом» для юридических лиц, их налоговые органы начали вносить в ЕГРЮЛ еще с 01 января 2016 на основании Федерального закона РФ от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В 2017 году проверки недостоверности сведений набрали большие обороты. Теперь при выявлении фиктивного адреса компании, инспекторы направляют таким налогоплательщикам уведомление с требованием внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ в течение тридцати дней с момента получения такого уведомления. Если компания проигнорирует такое уведомление, налоговая инспекция внесет в ЕГРЮЛ отметку о «недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе местонахождения юридического лица». Чем чревата эта запись, спросите Вы? А тем, что налоговые органы будут принудительно ликвидировать такие компании без решения суда. Конечно, принимать подобные решения налоговики имели право и до 01 сентября 2017 года. Равно как и ранее имели право исключать из ЕГРЮЛ любое недействующее юридическое лицо. А вот с 01 сентября 2017 года налоговые органы принялись в принудительном порядке исключать из ЕГРЮЛ те фирмы, которые в течение шести месяцев не вносят исправлений в содержащиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о себе. Указанное нововведение принято на основании Федерального закона РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данной статье и пойдет речь о новых основаниях принудительного исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению контролирующих органов.

    Принудительное исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в 2017 году

    В связи с расширением полномочий по принудительному исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, по всей стране налоговики начали принимать массовые решения об исключении таких компаний из реестра, если у компаний имеются признаками недействующего юридического лица, либо у нее отсутствуют средства на расходы по ее ликвидации, а возложить такие расходы на ее учредителей возможности нет (см. п. 1,5 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Какая компания с точки зрения налогового законодательства РФ признается недействующей? За ответом на этот вопрос следует обратиться к положениям пункта 1 статьи 21.1. Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которого юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Если компания имеет вышеприведенные признаки недействующей, ее в принудительном порядке исключат из ЕГРЮЛ в порядке, определенном указанным Федеральным законом. При этом необходимо принимать во внимание, что для исключения недействующей компании из реестра налоговыми органами, необходимо одновременное наличие двух признаков, прямо указанных в п. 2 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Иными словами, если компания не предоставляет налоговую отчетность, но при этом имеет движение по расчетным счетам (или хотя бы одну операцию по счету за период не предоставления налоговой отчетности), либо наоборот, движений по счету нет, но систематически предоставляется нулевая отчетность, такая компания не будет исключена из ЕГРЮЛ.

    Если Ваша компания одновременно обладает вышеперечисленными признаками недействующей компании, но никаких действий со стороны налоговиков по ее исключению из ЕГРЮЛ не происходит в течение свыше двенадцати месяцев, как определить, будет ли она исключена из реестра и в какие сроки? Пожалуй, сложно будет однозначно ответить на этот вопрос именно в разрезе интересуемых сроков исключения, вероятнее всего, Вашу компанию исключат из ЕГРЮЛ тогда, когда у Вашей территориальной налоговой инспекции «дойдут руки» до Вашей недействующей компании. В некоторых случаях для этого требовалось даже до четырех лет. Поэтому не самым лучшим вариантом в такой ситуации находиться в ожидании исключения Вашей компании из реестра по признакам п.2 ст.21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поскольку руководитель такой компании рискует заработать кучу административных штрафов, к примеру, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ. Поэтому, прежде чем принять решение пустить деятельность компании на самотек, было бы разумным для начала закрыть имеющиеся у компании расчетные счета в банках, погасить всю имеющуюся задолженность и провести сверку с контрагентами.

    Полномочия налоговых органов с 01 сентября 2017 года по принудительному исключению юридического лица из ЕГРЮЛ

    Как уже упоминалось выше с 01 сентября 2017 года налоговики наделены правом без суда исключать из реестра юридических лиц компании, в отношении которых запись о недостоверности сведений о компании числится в ЕГРЮЛ свыше шести месяцев. Это говорит о том, что с указанного момента запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении какой-либо компании будет являться самостоятельным основанием для принудительного исключения такой компании из ЕГРЮЛ. Чтобы убедиться в отсутствии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности Вашей компании, в отношении адреса местонахождения юридического лица, директора или учредителя, на сайте Федеральной Налоговой Службы РФ www.nalog.ru можно скачать электронную выписку из ЕГРЮЛ по своей компании и проверить эти данные. Кстати, такую же манипуляцию желательно совершить и в отношении своих контрагентов, чтобы их внезапное исключение из списка юридических лиц для Вас не было сюрпризом. Теперь рассмотрим по подробнее какие сведения налоговые органы могут посчитать недостоверными.

    Недостоверные сведения об адресе местонахождения юридического лица

    Признаки, по которым налоговые органы могут прийти к выводу о недостоверности адреса юридического лица:

    • компания не получает корреспонденцию от налоговой инспекции. Возврат корреспонденции в налоговую инспекцию;
    • в сведениях об адресе компании указан несуществующий адрес;
    • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (по факту по указанному адресу находится трансформаторная будка – самый распространенный пример);
    • в ЕГРЮЛ указан адрес массовой регистрации, который используют еще десять и более компаний;
    • компания зарегистрирована в жилом помещении;
    • компания зарегистрирована в торговом центре, при этом не внесла в ЕГРЮЛ сведений о номере офиса или помещения.

    Ранее налоговым органам, чтобы ликвидировать юридическое лицо за фиктивный адрес нужно было обращаться в арбитражный суд (см. п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). С 01 сентября 2017 года за недостоверность адреса местонахождения компании налоговые органы могут запросто исключить ее из ЕГРЮЛ, как говорится «без суда и следствия».

    Поэтому во избежание внесения налоговиками в отношении Вашей компании записи в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса, необходимо наладить и держать контакт с налоговой инспекцией, в частности не игнорировать их запросы и уведомления, полученные Вами по телекоммуникационным каналам связи, а также получать всю поступающую от налоговой инспекции почтовую корреспонденцию. Обращаем Ваше внимание, что налоговой инспекции не сложно проверить адрес Вашей компании. При необходимости налоговый инспектор осуществит выезд по адресу компании, произведет осмотр, запишет его на видео в присутствии двух понятых – и все! (см. Приложение № 1 к Приказу ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72).

    Недостоверные сведения о директоре или учредителе юридического лица

    За сведениями о директоре или учредителе юридического лица налоговые органы следят в особом порядке. Действия налоговиков направлены на выявление номинальных учредителей и директоров компаний, как правило, по нижеперечисленным признакам:

    • директор или учредитель являются массовыми, т.е. руководят или являются участниками более чем в пятидесяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ до 01 августа 2016 года, или более чем в пяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ после 01 августа 2016 года;
    • отстранение налоговиками директора компании от занимаемой должности, при этом срок дисквалификации не вышел;
    • участник вышел из состава Общества до 01 января 2016 года и не заверил в нотариальном порядке заявление о передаче доли Обществу или другому участнику;
    • в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении других компаний, уже имеется запись, что учредитель или директор является «номинальным» (см. Письмо ФНС России от 03 августа 2016 года № ГД-4-14/14126);
    • в налоговую инспекцию подано заявление от бывшего директора, что сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются недостоверными.

    Последствия принудительного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравниваются к последствиям ликвидации юридического лица (ст.64.2 Гражданского кодекса РФ). При любом способе прекращения деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, и именно с момента внесения такой записи в реестр, обязательства юридического лица считаются прекращенными. Исключения составляют случаи возникновения субсидиарной ответственности .

    С 28 июня 2017 года вступили в законную силу еще некоторые изменения. Так, в силу пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона РФ от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» привлечение учредителя и директора юридического лица к ответственности возможно и после фактического исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Напомним, что раньше должностные лица и органы управления юридического лица могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица только в рамках процедуры банкротства. Это в очередной раз доказывает, что уйти от обязательств и долгов, просто бросив компанию уже не удастся.

    Подводя итог рассматриваемому вопросу, мы видим, что на сегодняшний день бросить компанию и остаться незамеченным становится все сложнее, а ответственности за подобные действия с каждым годом только увеличивается. Судя по всему, Федеральная налоговая служба РФ всеми способами будет упорно продолжать борьбу с «фирмами-однодневками» и добьются использования всеми юридическими лицами (в том числе предпринимателями) только законных методов ликвидации и банкротства компаний.

    Количество организаций, принудительно исключенных их ЕГРЮЛ, постоянно растет. Только за первый месяц 2018 года по официальной статистике ФНС по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ было исключено 58160 коммерческих организаций. О последствиях такого способа избавиться от ненужного бизнеса — в статье.

    Регистрировать новый бизнес становиться все проще: удобные сервисы на сайте ФНС, отсутствие очередей, планируемые возможности регистрации через МФЦ или с помощью ЭЦП, без оплаты пошлины. А вот расстаться с организацией сложнее: процедура ликвидации занимает несколько месяцев, к тому же теоретически может привести к выездной налоговой проверке, а если обнаружатся долги, может зайти речь о банкротстве, а это тоже дорого и долго. Как известно из физики — любое тело стремиться к покою, к тому же бросать или забывать про ненужный бизнес — давний вид «альтернативных» ликвидаций. Но экономия на добровольной ликвидации может выйти боком.

    В предыдущей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее закон 129-ФЗ) у налогового органа было только одно основание, которое могло привести к принудительному исключению компании из ЕГРЮЛ: не предоставление отчетности по налогам и сборам совместно с отсутствием операции хотя бы по одному банковскому счету.

    Однако, с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон 488-ФЗ), появилось новое основание — невозможность ликвидировать общество в связи с отсутствием необходимых средств у его учредителей/участников или отметка о недостоверности сведений об адресе организации, содержащаяся в ЕГРЮЛ больше шести месяцев

    В ЕГРЮЛ эта запись выглядит так:

    Прежде чем отметка о недостоверности появится в ЕГРЮЛ, согласно п. 6 ст. 11 закон 129-ФЗ у директора или участника компании будет возможность в течение 30 дней с момента направления инспекцией уведомления предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых было направлено уведомление или поменять юридический адрес.

    Если пропустить или не среагировать на уведомление ФНС, то такие «дополнительные сведения» в ЕГРЮЛ, могут повлечь за собой: исключение компании из реестра; получение требований от банка о закрытии расчетных счетов; расторжение договоров с кредитными организациями; наложение административного штрафа в размере 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ); невозможность сдавать отчетность из-за возможного отказа оператора электронного документооборота обслуживать фирму с пометкой о недостоверности сведений.

    Руководителям и учредителям организаций (имевшим более 50% долей), исключенных из ЕГРЮЛ по вышеуказанным основаниям, в течение 3-х лет не разрешат становиться руководителями и учредителями в других организациях (примечательно, что это правило не действует для «брошенных» АО).

    В отношении руководителей недействующих компаний может быть инициирована упрощенная процедура банкротства, согласно которой при обращении кредитора с заявлением о признании должника банкротом, суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и в случае признания должника банкротом, сразу открывает конкурсное производство, после чего заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым кредитором. Любым кредитором, но в особенности ФНС, для которой и была принята указанная норма.

    Смена контролирующих компанию лиц, с ее последующим «бросанием» — тоже не гарантирует ухода бенефициаров от ответственности, ведь, согласно ст. 61.10 Федерального закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон 127-ФЗ) к контролирующим должника лицам можно отнести физическое или юридическое лицо, которое не более чем за три года до возникновения признаков банкротства могло давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

    Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-59206/2017 от 29.12.2017 года, единственный участник и бывший руководитель должника фактически при назначении нового директора не передал ему документы должника и фактически не передал управление должником. Судом первой инстанции установлено отсутствие оснований для привлечения нового директора к ответственности по обязательствам должника, поскольку не представлено доказательств принятия им экономически обоснованных для предприятия решений по участию в предпринимательской деятельности. Бывший директор был привлечен к субсидиарной ответственности в размере 242 536 753 рублей (и это не опечатка).

    Некоторые действия для того, чтобы обезопасить активы бизнеса и собственников от «забывчивости» или неожиданной дисквалификации:

    3. Получить сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц .

    4. Проверить адреса компании на «массовость» .

    5. Обеспечивать продуманное создание организаций и участие в них, а также безопасные способы их исключения из ЕГРЮЛ.