Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Обжалование результатов проверки. Как обжаловать результаты проверки. Результаты выездной налоговой проверки

    Обжалование результатов проверки. Как обжаловать результаты проверки. Результаты выездной налоговой проверки

    ). Кроме того, если по результатам проверки лицо привлечено к административной ответственности, оно также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 54 Закона N 52-ФЗ, п. 89 Регламента N 764).


    Обжалование предписания


    Гораздо более эффективно судебное обжалование предписаний, выданных Роспотребнадзором. Обращаться в суд следует в течение трех месяцев со дня получения предписания (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Подача возражений в Роспотребнадзор в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение трехмесячного срока на обращение в суд.

    При этом подача заявления в суд не означает, что выданное предписание не нужно исполнять (п. 3 ст. 54 Закона N 52-ФЗ). Для приостановления действия предписания следует обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Исключение предусмотрено для предписаний, выданных Роспотребнадзором в области защиты прав потребителей. Исполнение таких предписаний, в случае их обжалования в арбитражный суд, приостанавливается автоматически на весь срок разбирательства (п. 5.1 ст. 40 ЗЗПП).

    Обжалование осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании предписания следует подавать в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения органа Роспотребнадзора, вынесшего решение о проведении проверки (пп. 2 ч. 1 ст. 29 , ч. 1 ст. 34 , ст. 35 АПК РФ). При подаче этого заявления уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей - для физических лиц и 3000 рублей - для организаций (п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ).

    Заявление об оспаривании предписания рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

    Роспотребнадзор будет обязан доказывать и законность самого предписания, и наличие и состав обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 АПК).

    В случае признания жалобы обоснованной суд принимает решение о признании предписания недействительным в части либо в целом (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).


    Обжалование постановления Роспотребнадзора о
    назначении административного наказания


    Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 , ч. 3 ст. 30.2 , ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).

    Внимание

    Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на такое постановление поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП).

    Жалоба на постановление рассматривается судом в двухмесячный срок (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ, ст. 210 АПК РФ).

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели обжалуют постановление Роспотребнадзора о назначении административного наказания по большинству составов в арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) по правилам, установленным АПК РФ. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

    Внимание

    Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд любых постановлений Роспотребнадзора, вынесенных в адрес коммерческих организаций и предпринимателей. Указанную позицию поддерживали, в том числе, суды общей юрисдикции (см. решение Верховного Суда Республики Карелия от 15.11.2013 по делу N 21-221/2013).

    Однако Верховный Суд РФ настаивает, что обжалование постановлений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку совершается юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности (абз. 2 п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", также см. постановления ВС РФ от 01.10.2014 N 304-АД14-841 , от 29.09.2014 N 303-АД14-450). В последнее время арбитражные суды активно поддерживают эту идею и прекращают дела об обжаловании постановлений по ст.ст. 6.3 - 6.7 , 6.24 , 6.25 КоАП РФ в связи с неподведомственностью (постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.10.2014 N Ф08-7301/14 , АС Уральского округа от 26.09.2014 N Ф09-6575/14 , АС Московского округа от 02.10.2014 N Ф05-10463/14 , АС Поволжского округа от 06.08.2014 N Ф06-13476/13 , ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2013 N Ф07-4182/13).

    Поэтому за обжалованием постановлений по указанным составам необходимо обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

    Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящий арбитражный (апелляционный) суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). Если в суде одновременно обжаловались и постановление, и предписание Роспотребнадзора, то срок апелляционного обжалования такого решения составит 1 месяц после его принятия (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).

    Внимание

    Обжалование решения арбитражного апелляционного суда (т.е. обжалование в кассационном порядке) обставлено существенными ограничениями. Безусловно можно обжаловать судебный акт, если сумма назначенного административного штрафа превышает 100 000 рублей для организаций (для физлиц - 5 000 рублей) (ч. 4.1 ст. 206 АПК РФ). Если сумма штрафа меньше, то кассационное обжалование возможно только по безусловным основаниям отмены решения (см. ч. 4 ст. 288 АПК РФ, например, рассмотрение дела в незаконном составе суда, нарушение тайны совещания судей и пр.). Таким образом, назначение штрафа в размере 100 000 рублей или меньше практически автоматом приводит к невозможности его обжалования в арбитражном суде округа.

    Сведения и об обжаловании проверки, и о результатах этого обжалования будут внесены в Единый реестр проверок (

    В случае нарушения прав и законных интересов при проведении проверки, медицинские и (или) фармацевтические организации имеют право обжаловать результаты проверки в административном и (или) судебном порядке. Результатами проверки являются акт проверки и (или) .

    Однако при проведении зачастую и или направляют их для рассмотрения в суд. В связи с чем, у медицинских и (или) фармацевтических организаций возникает желание . Также медицинские (фармацевтические) организации имеют возможность в случае, если они повлекли за собой нарушение прав организации при проведении проверки.

    Непосредственно по результатам проверки в двух экземплярах составляется акт проверки , который подписывают лица, осуществившие проведение проверки и медицинской организации. Данный акт проверки составляется независимо от факта выявленных нарушений. В случае выявления нарушений действующего законодательства, уполномоченное лицо контролирующего органа выносит предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения нарушений.

    В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

    В случае несогласия с выводами, сделанными в акте контрольного мероприятия, уполномоченное лицо медицинской организации должно сделать об этом отметку в акте проверки .

    Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки обязаны :

    • Выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
    • Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
    • Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ).

    Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения медицинской организацией требований действующего законодательства. Перечень грубых нарушений указан в ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

    Возражение на результаты проверки подается в соответствующий орган контроля , проводивший проверку.

    Срок обжалования

    По общему правилу срок в соответствии со ст. 16 Закон № 294-ФЗ составляет 15 дней с момента вручения акта проверки медицинской (фармацевтической) организации. Данный срок следует считать с даты, следующей за днем, когда медицинской (фармацевтической) организации вручили акт проверки. Срок обжалования исчисляется в календарных днях.

    Форма возражения на акт проверки

    Действующим законодательством не установлены требования к форме, в которой должны быть представлены письменные возражения на акт проверки. Данный документ составляется в произвольной форме . К возражению на результаты проверки необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.


    • Наименование и адрес органа контроля;
    • Наименование, ИНН, адрес медицинской организации;
    • Наименование документа - «Возражение на акт проверки».
    • Фактические обстоятельства проверки: ФИО должностного лица (лиц) проводившего проверку, дата начала и окончания проведения проверки, дата составления и вручения акта проверки;
    • Права и законные интересы, которые, по мнению медицинской организации, нарушаются актом проверки со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты;
    • Обоснование жалобы со ссылками на документы, подтверждающие обоснованность таких возражений;
    • Дата составления жалобы;
    • Приложение к жалобе: документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, доверенность (заверенная копия) в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

    Способы подачи возражения

    Подать возражение на результаты проверки можно лично, отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или направить в электронной форме через сайт: www.gosuslugi.ru.

    Акт проверки не может быть обжалован в судебном порядке

    Высший Арбитражный суд РФ отметил, что акт проверки не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы проверяемых лиц, в связи с чем он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 29 АПК РФ (Определение ВАС РФ от 16.07.2010 № ВАС-9648/10)

    Рассмотрение возражений на акт проверки

    Рассмотрение возражений на акт проверки регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

    Приостановление действия акта проверки

    Подача возражения на акт проверки не приостанавливает действие данных документов , вынесенных по результатам проверки.

    Срок рассмотрения возражений на акт

    Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившую жалобу не более 30 календарных дней .

    По итогам рассмотрения возражения на акт проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе :

    • Оставить возражение без удовлетворения;
    • Удовлетворить возражение и отменить акт проверки;
    • Изменить акт проверки или вынести новый акт проверки.

    Медицинская и (или) фармацевтическая организации имеет право обжаловать действие (бездействие) должностных лиц органов контроля, если это действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы, незаконно возлагает обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст.198 АПК РФ).


    Срок для обжалования

    Заявление об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц подается в течение 3 месяцев со дня, когда медицинской (фармацевтической) организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

    Подпишитесь на нас

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

    Рассмотрение заявления

    Заявление подается в Арбитражный суд в соответствии с требованиями, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ) и рассматривается по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 22 и 24 АПК РФ.

    Приостановление решения

    По ходатайству заявителя арбитражный суд, может приостановить действие оспариваемого акта, решения (п. 3 ст. 199 АПК РФ).

    Срок рассмотрения заявления

    Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц органа контроля рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

    Арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными .

    В случае, если арбитражный суд установит, что действия (бездействие) органов контроля и их должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    Срок для обжалования

    Заявление об оспаривании решения административного органа о подается в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ст. 30.3 КоАП РФ, ст. 208 АПК РФ).

    Рассмотрение жалобы

    Постановление по делу об может быть обжаловано :

    • Вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
    • Вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
    • Вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
    • Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Заявление об оспаривании решения должностного лица органа государственного надзора о привлечении к административной ответственности, представления об устранении выявленных нарушений также может быть подано в арбитражный суд по месту нахождения медицинской организации либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

    Приостановление решения

    По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (п. 3 ст. 20.КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении выявленных нарушений подлежит рассмотрению вышестоящим органом надзора или вышестоящим должностным лицом, уполномоченным ее рассматривать, в 10 срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.


    Жалоба на постановление по делу о в виде подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

    При подачи заявления в арбитражный суд, заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий 2 месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

    По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений :


    • Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    • Об изменении постановления, если при этом не усиливается или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    • Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    • Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    • Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

    Налоговое ведомство считает, что тотальное пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим. Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.
    Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.
    Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины. Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями. Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.
    В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения ИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

    Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 г. и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл. 19, 20 НК РФ Федеральным законом N 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров. По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

    Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г. применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.

    Ненормативный правовой акт - что это такое?

    Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

    С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

    Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Несмотря на то что этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, очевидно, что приведенная трактовка рассматриваемого понятия актуальна и сейчас.

    В январе 2014 г. ФНС разместила на своем официальном сайте брошюру "Досудебное урегулирование налоговых споров". В ней указано, что ненормативный правовой акт - это документ, поименованный в НК РФ и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

    Примечание. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

    Оспаривание решений по результатам налоговых проверок

    С чего начинается досудебное обжалование?

    Уточним, досудебное урегулирование налогового спора и обжалование акта налоговой проверки - два способа защиты налогоплательщиками своих прав и интересов, поэтому отождествлять их не следует. Данные процедуры регулируются разными нормами права. Причем если досудебное урегулирование в силу п. 2 ст. 138 НК РФ носит обязательный характер, то оспаривание акта налоговой проверки - дело добровольное (п. 6 ст. 100 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в ВНО.

    Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которому с 15 рабочих дней до одного месяца увеличен срок подачи возражений на акт налоговой проверки. Данные поправки начали действовать с 24 августа 2013 г.

    Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Общий порядок передачи налогоплательщикам документов, используемых контролерами при осуществлении своих полномочий, изложен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Согласно данной норме указанные документы могут быть вручены налогоплательщику (его представителю) одним из трех способов: лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС. Правда, эти правила не распространяются на документы, порядок передачи которых прямо предусмотрен НК РФ, в том числе и на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных и камеральных проверок (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981).

    Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ упомянутое решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено проверяемому лицу под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). Причем законодатель под иным способом не подразумевает направление решения по почте, поскольку далее в рассматриваемой норме указано: если решение невозможно вручить одним из приведенных способов, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Вероятно, под иным способом здесь подразумевается направление решения по ТКС.

    Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок определения даты вручения налогоплательщику решения, направляемого по почте. До 03.08.2013 решение считалось полученным адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, сейчас - на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть срок сократился на день.

    Апелляционная жалоба или просто жалоба?

    На врученное решение налогоплательщик может подать жалобу, какую именно (апелляционную или обычную), зависит от того, вступило это решение в силу или нет.
    Срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Если налогоплательщик успеет за это время обжаловать ненормативный акт налоговиков, он считается оспоренным в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Соответственно, жалоба будет считаться апелляционной.

    Примечание. До вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.

    Отметим, что пропущенный срок подачи апелляционной жалобы восстановлению не подлежит. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

    Однако это не означает, что в подобной ситуации налогоплательщик утрачивает обязанность досудебного урегулирования налогового спора. В случае несогласия с решением проверяющих он должен подать жалобу на вступившее в силу решение. Для этого налогоплательщику отведен один год со дня вынесения оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока (причем исключительно по уважительной причине ) ВНО может его восстановить. Разумеется, если налогоплательщик обратится с соответствующим ходатайством (п. 2 ст. 139 НК РФ).

    Куда подается жалоба?

    Для удобства налогоплательщиков и апелляционная (п. 1 ст. 139.1 НК РФ), и обычная жалоба (п. 1 ст. 139 НК РФ) подается в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт . Эта информация в силу п. 8 ст. 101 НК РФ должна быть указана в тексте решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Инспекция, решение которой оспаривается, в течение трех дней со дня получения жалобы должна направить ее вместе со всеми материалами в ВНО - региональное управление.

    Обратите внимание! Отсчет срока на рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) начинается со дня ее поступления в ВНО и не зависит от соблюдения (несоблюдения) инспекцией, вынесшей решение, трехдневного срока на передачу жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).

    Как оформить жалобу?

    В ст. 139.2 НК РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).

    Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности должна содержать следующие обязательные сведения:

    • наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица;
    • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
    • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
    • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
    • требования лица, подающего жалобу.

    Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена. Поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. В жалобе могут быть приведены и иные сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), необходимые для ее своевременного рассмотрения. Кроме того, налогоплательщик вправе (но не обязан) приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.

    ФНС в упоминавшейся брошюре "Досудебное урегулирование налоговых споров" привела образцы жалоб на невступившее и вступившее решение, принятое налоговым органом по результатам камеральной или выездной проверки. Они идентичны, за исключением названия. Налоговое ведомство предлагает оформлять жалобу (апелляционную жалобу) по форме, приведенной ниже.

    В каких случаях жалоба не рассматривается?

    Если налогоплательщик оформил жалобу (апелляционную жалобу) с соблюдением приведенных выше норм закона и рекомендаций ФНС, у ВНО не будет оснований для оставления ее без рассмотрения.

    Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ в Налоговом кодексе отсутствовали нормы, позволяющие налоговикам оставить обращение налогоплательщика без рассмотрения. В связи с этим судебные органы, как правило, признавали подобные действия контролеров противоречащими закону (Постановления ФАС МО от 23.05.2013 N А40-97731/12-140-697, ФАС ЗСО от 18.07.2012 N А46-12641/2011, ФАС СЗО от 03.06.2011 N А56-49110/2010).

    Теперь в силу п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган на законных основаниях может не рассматривать обращение налогоплательщика по существу, если:

    • жалоба не подписана заявителем (его представителем) или к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
    • нарушены сроки подачи жалобы, при этом заявитель не обратился с ходатайством об их восстановлении;
    • заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налоговиков;
    • до вынесения решения по жалобе налогоплательщик отозвал жалобу (полностью или в части);
    • заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

    При установлении ВНО одного из приведенных обстоятельств принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения (полностью или в части). На вынесение такого решения региональному управлению отводится пять дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. В течение следующих трех дней УФНС обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

    Отметим, что отказ налоговиков рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению налогоплательщика за восстановлением своих прав. Главное, уложиться в установленные сроки (п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Однако отзыв жалобы (в том числе апелляционной) лишает заявителя возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

    Как рассматривается жалоба?

    Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) изложен в новой редакции ст. 140 НК РФ. Благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ эта норма была переписана практически заново, причем не в пользу налогоплательщиков.

    Так, в п. 2 данной статьи установлено, что ВНО рассматривает обращение заявителя без его участия (новая норма введена Федеральным законом N 153-ФЗ). Ранее контролеры в исключительных случаях допускали возможность присутствия представителей налогоплательщика при рассмотрении материалов оспариваемого решения, не признавая при этом обязанность обеспечения участия подателя жалобы в этом процессе. Судебные органы, как правило, соглашались с таким подходом (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10, ФАС ЗСО от 06.11.2013 N А46-29024/2012, ФАС ВВО от 13.04.2012 N А43-10439/2011).

    Новшеством является и то, что заявитель вправе представить документы, подтверждающие его доводы, не только вместе с жалобой, но и после ее подачи. В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ это можно сделать до принятия ВНО решения по жалобе. Однако данные документы будут рассмотрены региональным УФНС и учтены при вынесении соответствующего вердикта только в том случае, если заявитель объяснит причину , по которой они не были представлены в инспекцию, решение которой обжалуется.

    Кроме того, поправки, внесенные Федеральным законом N 153-ФЗ в ст. 140 НК РФ, позволили ВНО исправлять процедурные нарушения, допущенные нижестоящими инспекциями в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок и вынесения решений по ним. Теперь это прямо установлено в п. 3 указанной нормы. Если при рассмотрении жалобы (в том числе апелляционной) будут выявлены подобные нарушения, региональное управление вправе отменить решение инспекции и рассмотреть налоговый спор вновь, соблюдая при этом все процессуальные моменты, предусмотренные ст. 101 НК РФ. По результатам такого рассмотрения ВНО вынесет новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

    Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное инспекцией по выездной или камеральной проверке, ВНО, в соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ, может:

    • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
    • отменить решение полностью или в части;
    • отменить решение полностью и принять новое решение по делу.

    В какие сроки ВНО выносит решение по жалобе?

    В силу п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается региональным управлением в течение одного месяца со дня получения соответствующей жалобы. Этот срок может быть продлен еще на месяц , если:

    • ВНО для вынесения решения по жалобе потребуются документы от инспекции, принявшей оспариваемый ненормативный акт;
    • заявитель в ходе рассмотрения жалобы представил дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

    Решение руководителя (заместителя руководителя) УФНС о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия. Такой же срок предусмотрен для вручения решения, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы.

    Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок исчисления срока для обращения в суд в случае обжалования решения, вынесенного по результатам выездной или камеральной проверки. Ранее п. 5 ст. 101.2 НК РФ было предусмотрено, что данный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу указанного решения. Теперь порядок исчисления срока для оспаривания названного решения в суде установлен в п. 3 ст. 138 НК РФ. Согласно этой норме он начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом ВНО решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения установленного п. 6 ст. 140 НК РФ срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

    Если заявитель не согласен с решением УФНС

    Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

    Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

    Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы - это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

    Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

    Напомним, что с 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

    Обратите внимание! В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

    Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия "апелляционная жалоба", содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

    К упомянутым иным ненормативным актам относятся решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ; требования об уплате налогов (ст. 69), о представлении документов (ст. ст. 93, 93.1); решения о проведении (об отказе в проведении) зачетов (возвратов) (ст. ст. 78, 79), о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика или иного имущества (ст. ст. 46 - 48), о приостановлении операций по счетам в банках (ст. 76) и т.д.

    Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

    Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

    ФНС в уже упоминавшейся брошюре "Досудебное урегулирование налоговых споров" привела образец такой жалобы (см. на с. 26).

    Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

    Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки - в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней .

    По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

    • оставить жалобу без удовлетворения;
    • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
    • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

    Февраль 2014 г.

    " № 11/2017

    На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

    Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов. При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих. Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

    Внесудебный порядок.

    Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены. На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

    Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

    Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

    Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

    Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

    В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

    Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

    В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

    По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

    Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

    Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

    Обратите внимание:

    На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – носитель информации в отношении результатов проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом. Следовательно, он не подлежит оспариванию в суде, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ВВО от 23.07.2010 № А43-1003/2010, ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008).

    Если возражения на акт проверки не будут приняты, учреждению нужно дождаться поступления представления или предписания контрольного органа и обжаловать уже данные документы.

    Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

    Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

    И представление, и предписание можно также обжаловать во внесудебном порядке. Внесудебный порядок обжалования предполагает направление жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Для осуществления обжалования во внесудебном порядке должностным лицам проверяемого учреждения необходимо ознакомиться с документами, регламентирующими порядок осуществления деятельности контрольного органа (административным регламентом, положением о порядке проведения контрольных мероприятий и т. д.), которые должны включать в себя порядок внесудебного обжалования решений, а также действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов.

    Далее рассмотрим порядок внесудебного обжалования результатов проверок, осуществляемых должностными лицами Федерального казначейства. Жалоба на решения территориальных органов и действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал о принятии решения территориальным органом, действии (бездействии) его должностных лиц или должен был узнать об этом решении территориального органа, действии (бездействии) его должностных лиц. Например, такой срок следует исчислять с момента поступления в учреждение предписания или представления территориального органа Федерального казначейства либо с момента подписания акта проверки.

    Необходимо отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения территориального органа Федерального казначейства или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

    Направляемая в Федеральное казначейство жалоба должна содержать:

      наименование органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

      фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

      сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица;

      доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, должностного лица.

    К жалобе нужно приложить документы (их копии), подтверждающие изложенные в ней доводы поверяемого учреждения.

    Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации в Федеральном казначействе. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства либо уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 рабочих дней, уведомив об этом учреждение с указанием причин продления срока.

    По результатам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принимает одно из следующих решений:

      удовлетворение жалобы полностью или в части;

      оставление жалобы без удовлетворения.

    Данное решение в течение трех рабочих дней оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства.

    Судебный порядок.

    Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ – при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).

    Далее рассмотрим порядок обжалования, установленный АПК РФ. В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ государственные (муниципальные) учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

    Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

    Для справки:

    Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

    Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

    И предписания, и представления контрольных органов по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

    Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными подается в арбитражный суд в письменном или электронном виде (посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете) (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Указанное заявление должно содержать:

      наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

      наименование учреждения, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

      наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

      название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

      права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

      законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

      сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

      требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

      перечень прилагаемых документов.

    К заявлению необходимо приложить (в бумажном или электронном виде) (ст. 126 АПК РФ):

      уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

      документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

      документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования;

      копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

      Или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

      копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (при наличии);

      документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

      выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения учреждения и его контрагента. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

    В соответствии с ч. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены контрагенту заказным письмом с уведомлением о вручении. После подготовки заявления его необходимо направить со всеми приложениями должнику учреждения. Согласно п. 3 ст. 125 АПК РФ копии заявления и прилагаемых к нему документов отправляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Исходя из ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) контрольных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, определяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также выясняет, нарушают ли оспариваемые решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Арбитражные суды, давая оценку требованиям заявителей и приводимым в обоснование требований доводам, исследуют вопросы наличия либо отсутствия доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями контрольного органа.

    В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    В заключение еще раз отметим, что оспорить выводы контрольных органов можно как в судебном, так и во внесудебном порядке. Рекомендуем начать все же с внесудебного порядка – как требующего меньшего привлечения ресурсов учреждения.

    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Действующее законодательство предусматривает два порядка обжалования решений контролирующих органов — административный и судебный. Мы рассмотрим оба, а также расскажем про преимущества и недостатки.

    Статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) предусматривает два возможных способа защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: 1) в административном (внесудебном) порядке, то есть посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу; 2) в судебном порядке, то есть посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

    Обжалование административное, или внесудебное

    Суть административного (внесудебного) порядка обжалования заключается в следующем. Организация или индивидуальный предприниматель, не согласные с результатами проведенной проверки, выданными им предписаниями (требованиями), действиями (бездействием) должностных лиц, которые повлекли за собой нарушения их прав при проведении проверки, могут обратиться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу с жалобой. Например, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) может быть обжалован акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений, постановление о привлечении к административной ответственности, составленные должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки.

    Для этого в течение 15 дней с даты получения акта проверки организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок их нужно передать в орган Роспотребнадзора (п. 82 Административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2011 № 1372 ; далее — Административный регламент).

    Упомянутые возражения могут быть оформлены в виде заявления или жалобы. На практике используются обе формы.

    Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее — КоАП РФ). Такое постановление можно обжаловать как в административном, так и судебном порядке (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ).

    Если этот срок пропущен, то организация может попробовать его восстановить. Для этого необходимо составить письменное ходатайство о восстановлении срока, а также представить доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали возможность своевременной подачи жалобы.

    На практике к уважительным причинам для восстановления срока обжалования, пропущенного индивидуальным предпринимателем, относятся:

    Для организации восстановить пропущенные сроки довольно сложно, поскольку ни командировка руководителя организации (генерального директор, директора и т. п.), который должен был подписать обращение, ни временная нетрудоспособность штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок организация может в том случае, если представит доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств. Например, подтвердит факт изъятия каких-либо документов сотрудниками контролирующего органа и др.

    В любом случае организации и индивидуальному предпринимателю необходимо иметь документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования. Документы, подтверждающие причину пропуска установленного срока, должны быть приложены к указанному выше ходатайству.

    Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

    В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

    Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в контролирующий орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления. Жалоба на бездействие контролирующего органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

    Если допущены грубые нарушения

    При подготовке к проведению и проведении проверок сотрудники любого контролирующего ведомства (в том числе и Роспотребнадзора) обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения проверок (Федерального закона № 294-ФЗ, Административного регламента и других нормативных актов). Однако на практике должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора нередко допускают различные нарушения требований действующего законодательства, в том числе и грубые нарушения.

    Например, Федеральным законом № 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, которые могут быть допущены должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки. К грубым нарушениям относятся:

    • несоблюдение сроков проведения плановых проверок (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • несоблюдение сроков уведомления о проведении плановой или внеплановой проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • превышение установленных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • непредставление акта проверки (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
    • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами (организациями) и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

    При наличии таких нарушений со стороны проверяющих организации (индивидуальному предпринимателю) целесообразно обращаться с жалобой непосредственно в Роспотребнадзор.

    Одним из распространенных нарушений, допускаемых должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, является не уведомление организации или индивидуального предпринимателя в установленный срок о проведении плановой или внеплановой проверки (в случае, когда такое уведомление требуется). Такое нарушение относится к грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля (пп. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    В данном случае даже при выявлении в организации или у индивидуального предпринимателя нарушений требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров результаты проверки могут быть признаны недействительными (отменены). Чтобы обжаловать итоги проведенной проверки, необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в суд с соответствующим заявлением (письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425).

    Административное обжалование: преимущества и недостатки

    Административный порядок обжалования в отличие от судебного является более простым с точки зрения подготовки документов. Кроме того, административное обжалование является бесплатным для заявителя, поскольку не нужно платить государственную пошлину или иную плату за рассмотрение жалобы. Вышестоящие государственные органы и должностные лица не могут оставить без рассмотрения полученную от организации или индивидуального предпринимателя жалобу.

    Однако одним из самых главных недостатков административного обжалования является то, что жалобу рассматривает одна из сторон конфликта (заинтересованная сторона). Поэтому на практике такое обжалование довольно часто не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и т. п.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц. Еще один существенный недостаток упомянутого порядка обжалования это ухудшение отношений с контролирующим органом или непосредственно с должностным лицом.

    Составление жалобы

    Конкретных требований к содержанию жалобы действующее законодательство (в том числе Федеральный закон № 294-ФЗ и Административный регламент) не содержит. На практике жалоба оформляется письменно и составляется в свободной форме.

    При этом в ней указывается следующая информация:

    • адрес, наименование вышестоящего органа, фамилия, имя, отчество лица, к которому идет обращение (например, руководитель Роспотребнадзора Онищенко Г.Г.);
    • наименование документа - «Жалоба». При этом целесообразно указать ее предмет (суть обжалуемого решения, действий (бездействия)). Например, «о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью…», «на бездействие руководителя» и т. п.;
    • наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), ИНН организации или индивидуального предпринимателя, юридический адрес организации, адрес индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
    • фамилия, имя, отчество должностного лица (лиц) проводившего проверку, действия которого обжалуются;
    • дата начала и период проведения проверки;
    • наименование контролирующего ведомства, акт которого обжалуется (например, Управление Роспотребнадзора по г. Москве);
    • номер и дата составления акта (акта проверки, предписания, протокола, постановления о привлечении к административной ответственности);
    • ссылки на нарушенные нормы законодательства (указания на конкретные законы и иные нормативные правовые акты);
    • обоснование жалобы с подробным описанием ситуации и подкрепленное ссылками на законодательство и судебную практику (при ее наличии);
    • дата составления жалобы.

    При составлении жалобы очень важно четко указать конкретные факты нарушений, которые допущены проверяющими, даты их совершения, а также действия, предпринятые в связи с этим организацией или индивидуальным предпринимателем, если таковые предпринимались в ходе проведения проверки (например, обращение с какими-либо заявлениями, ходатайствами, с указанием даты их подачи в контрольный орган). Также следует указать реквизиты полученных от контролирующего органа предписаний, постановлений и прочих документов, даты и обстоятельства получения этих документов.

    К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих обоснованность заявляемых организацией (индивидуальным предпринимателем) требований.

    Жалобу подписывает руководитель организации (генеральный директор, директор) или индивидуальный предприниматель либо их представитель, который имеет полномочия на подписание жалобы и предъявление ее в контролирующее ведомство (например, представитель на основании доверенности).

    Составить жалобу целесообразно в двух экземплярах, один из которых необходимо оставить в организации (у индивидуального предпринимателя), а второй - отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или лично отнести в канцелярию контролирующего органа. При этом во втором случае необходимо обязательно потребовать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер.

    Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц, а в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности — 10 дней. По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо может быть вынесен отказ в удовлетворении жалобы.

    Судебный порядок обжалования

    Как уже было сказано выше, судебный порядок обжалования предусматривает обращение с соответствующим заявлением (жалобой) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

    Как правило, в суд обжалуются постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные должностными лицами контролирующих органов. Необходимо учитывать, что заявление (жалоба) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении) государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)).

    Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом (организацией) или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Аналогичное положение содержится в п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ).

    Согласно ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

    Оформление заявления в суд

    Основанием для возбуждения арбитражным судом производства по делу об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является заявление юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Правила подачи такого заявления и требования к его оформлению установлены ст. 208 и 209 АПК РФ.

    Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности, в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (чч. 1-2 ст. 208 АПК РФ).

    В случае пропуска установленного срока обжалования он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, данный вопрос решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу № А52-104/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2010 по делу № А57-6540/2010).

    При подаче данного заявления необходимо соблюдать требования к сроку его подачи, а также к оформлению и содержанию этого заявления.

    Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определены как общими положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ), так и специальными правилами, указанными непосредственно в ч. 1 ст. 209 АПК РФ).

    Итак, заявление, которое подается в арбитражный суд, должно соответствовать следующим требованиям:

    • заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается истцом или его представителем (руководителем организации (генеральным директором, директором) или индивидуальным предпринимателем либо их представителем, который имеет полномочия на подписание заявления и подачу его в арбитражный суд (например, представитель на основании доверенности));
    • в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов;
    • в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц;
    • заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

    В заявлении должны быть также указаны:

    • наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
    • права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
    • требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

    Законодательство не требует приложения к этому заявлению всех документов, указанных в ст. 126 АПК РФ. К заявлению об оспаривании решения административного органа в обязательном порядке должны прилагаться текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший. При отсутствии уведомления о вручении искового заявления и приложенных к нему документов возможно подтверждение другими документами. Это может быть, например, почтовая квитанция, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов (п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

    Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом. Например, ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

    Рассмотрение дела об оспаривании решения административного органа проводится судьей единолично. О назначении слушаний извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 3 ст. 210 АПК РФ).

    Учитывая изложенное, в каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или индивидуальный предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела. Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи заявления аналогичного содержания в арбитражный суд.

    На момент выпуска журнала не вступил в силу. Планируется введение в течение 2012 года.