Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Классификация социальных норм. Социальные регуляторы поведения

    Классификация социальных норм. Социальные регуляторы поведения

    Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

    Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

    Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

    Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

    В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

    Способы правового регулирования

    Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

    В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

    Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

    Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

    Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

    Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

    В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

    К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

    К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

    С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

    Типы правового регулирования

    В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

    Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

    Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

    Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

    Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

    Выводы

    Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

    Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

    Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

    Пути повышения эффективности правового регулирования

    — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

    Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

    • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
    • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
    • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
    • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

    СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений.

    Система социального регулирования включает в себя нормативное и ненормативное регулирование.

    Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм.

    В качестве социальных норм используются:

    1. Обычаи.

    2. Моральные нормы.

    3. Религиозные нормы.

    4. Корпоративные нормы.

    5. Нормы права.

    Обычай - это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»).

    В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества.

    4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей.

    Этому этапу характерно:

    а) Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина.

    б) Возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд).

    в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

    Общие закономерности возникновения и формирования права:

    1. Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»);

    3. Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

    Сфера правового регулирования

    Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

    СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

    1. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).

    2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право).

    3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм.

    4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан.

    5. Связь между несоциальными нормами и правом.

    Основные концепции происхождения и сущности права

    ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

    Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах.

    Государство не может посягать на естественные права людей.

    Позитивное право - это право, установленное государством.

    Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

    В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

    Достоинства школы:

    1. Внимание к обычаям народа.

    2. Критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

    Недостатки :

    1. Отрицает внешнее влияние на право.

    2. Придает националистическое звучание праву.

    КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА

    1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

    2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

    3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

    4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

    Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

    Функции права подразделяются на:

    1. Внутренние или специально-юридические.

    2. Внешние или общесоциальные.

    1. Регулятивная функция.

    2. Охранительная функция.

    Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.

    Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.

    Общесоциальные функции права:

    1. Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).

    2. Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).

    3. Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

    Предмет, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ правового регулирования

    Под предметом правового регулирования понимаются конкретные общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос «что регулируется правом?».

    Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется регулирование тех или иных общественных отношений?».

    Различают три основных способа правового регулирования:

    2. Дозволение;

    3. Обязывание.

    Запрещение - это возложение на участников общественных отношений обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормами права.

    Дозволение - это предоставление участникам общественных отношений прав на свои собственные активные действия, которые они могут осуществлять по своему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять.

    Обязывание - это возложение на участников общественных отношений обязанностей, связанных с совершением активных действий.

    Под методом правового регулирования понимаются особенности характера осуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений.

    Выделяют два метода правового регулирования:

    1. Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование - предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах.

    Особенности диспозитивного метода:

    1. Равноправие сторон.

    2. Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами.

    3. Споры разрешаются в судебном порядке.

    Особенности императивного метода:

    1. Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны.

    2. Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права.

    3. Условием их возникновения является государственно-властное предписание.

    4. Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок.

    ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА

    Источник (форма) права - это документальная форма выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.

    В качестве основных форм прав в настоящее время используются:

    1. Правовые обычаи.

    2. Юридические прецеденты.

    3. Нормативно-правовые акты.

    4. Договоры нормативного содержания.

    5. Общие принципы права.

    6. Религиозные тексты.

    Характеристика основных форм права

    Правовые обычаи - это такие обычаи, которые признаны государством в качестве общеобязательных правил поведения. Правовые обычаи были основной формой права на ранних этапах развития человеческого общества. В настоящее время правовые обычаи в качестве форм права используются редко.

    Юридические прецеденты - решения суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические прецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они стали использоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах (издаются Law reports).

    Нормативно-правовые акты - это документы государственных органов, содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах.

    право поведение государство социальный

    Понятие и классификация социальных норм

    Для того, чтобы человек мог жить в обществе, он должен придерживаться определённых норм поведения, которые господствуют в нём. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества соответственно к потребностям его развития. Общие правила поведения, сложившиеся в определённом обществе называются социальными нормами. Целостная динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и гражданина, стимулирование жизненного уровня народа.

    Система социальных норм отображает достигнутый степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отображают и конкретизируют действие объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связанный с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельностью.

    Поскольку общественная жизнь сложна и разнообразна, то социальные нормы заметно отличаются друг от друга не только по регулированию сферами общественных отношений, а и по способу своего установления и обеспечения.

    Разнообразие, сложность и другие особенности общественных отношений обусловливают функционирование многих норм, которые их регулируют. В своей совокупности существующие нормы представляют единую систему социального регулирования, в которой эффективность каждого вида норм наибольшей мерой оказывается только в взаимодействии с другими элементами этой системы. Основными видами социальных норм являются экономические, политические, правовые, моральные, религиозные и др. Все они имеют определённые признаки, обусловленные особенностями их формирования, методами влияния на поведение субъектов и т.д. но в каждой из них присущи и общие для всех социальных норм признаки:

    1. Они являются общими правилами. Это означает прежде всего, что социальные нормы выступают как правила поведения людей в обществе, то есть определяют, каким должно и может быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют во времени, наделены многоразовым действием и обращены к неопределённому кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

    2. В основном социальные нормы возникают вследствие сознательно-волевой деятельности людей. Одни создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают вследствие многократных повторяющихся актов поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющиеся в общественном сознании и др.

    3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведение в обществе и др.

    4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отображают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, собственно, имеют своё место в истории общества, свою историческую судьбу.

    5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Культура прежде всего выражена в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетяжело заметить отличия социальных норм в обществе, которым свойствен разные культурные традиции, например, европейская и азиатская.

    Таким образом, социальные нормы - правила поведения общего характера, возникшие в процессе исторического развития, регулируют разные сферы общественных отношений, имеют содержание, обусловлено сознательно-волевой деятельностью людей, уровнем экономического, социального и культурного развития общества и обеспечиваются различными средствами социального влияния.

    Благодаря этим признакам социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений, активно влияют на поведение людей и определяют его направления в разных жизненных обстоятельствах.

    Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по таким критериям:

    Способ их создания;

    Средства их охраны от нарушений.

    На основе этого выделяют следующие виды социальных норм:

    1. Нормы права - нормы, устанавливающиеся государством (народом в ходе референдума) и охраняются ним.

    2. Нормы морали (от лат. мoralis - моральный) - это нормы, принципы, правила поведения, сложившиеся в обществе под воздействием общественного мнения соответственно к представлениям людей о добре и зле, обязанность, справедливость, честь и обеспечиваются через внутреннее убеждение и средства общественного влияния.

    В обществе сформировались моральные требования общечеловеческой значимости, которые являются достижением цивилизации, в частности это забота о людях пожилого возраста, предоставление материальной и моральной помощи больным и малоимущим и т.п. Однако в обществе существуют и такие отношения, не подлежащие моральной оценке.

    Частью общеморальных норм выступает религиозная мораль, ряд требований которой («не убей», «не укради» и др.) относится к общечеловеческим ценностям и составляет основную часть практически всех моральных систем, а в некоторых случаях - основу правовых и судебных систем (законы шариата в мусульманских странах).

    3. Политические нормы регулируют отношения между социальными группами, нациями, народностями, их участие в организации и совершении государственной власти, отношения государства с другими субъектами политической системы общества.

    4. Экономические нормы регламентируют отношения в сфере экономики.

    5. Корпоративные норм (нормы объединений граждан) - это нормы, которые устанавливаются и обеспечиваются объединениями граждан. Особенности этого вида социальных норм состоят в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданиями определённых объединений граждан и направленную на достижение целей, ради которых эти объединения создавались. Корпоративные нормы разделяют на внутриорганизационные, согласно которым устанавливается структура объединения, определяются компетенция, формы и методы работы его органов, права и обязанности их членов. Вторую группу составляют нормы внешнего действия, регулирующие отношения объединений с другими субъектами. Корпоративные нормы должны соответствовать конституции страны, законам и другим нормативно-правовым актам. Эта группа социальных норм находить своё отражение и закрепление в актах (уставы, положения, постановления), выдающиеся соответствующими объединениями.

    6. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие поведение и специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога (Богов). Они отображены в уставах, «священных» книгах, других религиозных актах.

    7. Эстетические нормы устанавливают правила поведения людей согласно представлениям о красоте, сложившиеся в обществе.

    8. Организационные нормы закрепляют структуру, порядок создания и деятельности государственных органов и объединений граждан.

    9. Культурные нормы определяют правила поведения людей, обусловлены уровнем и традициями материальной и духовной культуры общества.

    10. Обычаи - это нормы (правила поведения), сложившиеся исторически, закреплены в общественной практике вследствие многократного повторения. Обычай, закрепившийся в сознании людей как наиболее умный или корыстный в определённых условиях образец поведения, вырабатывает своего рода автоматизм в поведении, воспринимается и реализуется без глубокого обсуждения. Разные нововведения, имеющие целью изменение или отмену определённого правила поведения, установленное обычаем, в течении определённого времени отвергаются либо воспринимаются с заметными трудностями во время реализации.

    Очень близки к обычаям традиции - способы поведения людей, социальных групп, сложившиеся в обществе и передаются от поколения к поколению. Традиции охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, складываются не с одного какого-либо действия, а стиля жизни.

    11. Социально-технические нормы - нормы, регулирующие отношение людей к орудиям производства, к практике. Эти правила обеспечивают целесообразное и безопасное поведение человека в естественной среде, использование богатств и явлений природы, достижений науки и техники. Например, правила исполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов. Как только технические нормы становятся общими правилами поведения, они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены, технические нормы, имеющие социальное значение.

    Кроме того, социальные нормы разделяют на устные и письменные, сознательные и стихийные, а также зависимо от того, чем обеспечивается их исполнение (внутренним убеждением субъектов, объединениями граждан, обществом либо государством). Можно также выделить социальные нормы, присущие определённым историческим эпохам (общественно-экономическим формациям, цивилизациям и т.п.).

    Такая широкая палитра социальных норм разных видов свидетельствует, что в арсенале социального регулирования всегда можно найти средство, наиболее соответствующее для регулирования тех или иных конкретных отношений.

    Правовые нормы, кстати, не всегда являются самыми целесообразными средствами социального регулирования. Иногда оно лучше осуществляется при помощи моральных, религиозных либо других норм (особенно в сфере личных, интимных человеческих отношений). Конечно, все эти социальные нормы взаимодействуют с нормами права и не должны им противоречить. Вместе с тем, углубляясь в человеческие отношения, нормы морали, религиозные нормы, обычаи, находим в праве одну из необходимых форм их существования, то есть ряд этих норм становятся правовыми, используются при издании юридических норм. Например, сегодня мы официально отмечаем религиозные праздники - Рождество Христово, Паску. Благодаря точности, конкретности нормы-обычаи без особенной нормотворческой работы становятся нормами права. Активно влияют на нормы права нормы морали. Ряд правовых норм имеет моральное содержание, а потому всё право (в широком смысле) - это моральное явление.

    Право, в свою очередь, влияет на нормы морали, религиозные нормы, нормы-обычаи. Право, в частности, является способом устранения препятствий на пути развития новых моральных норм: в условиях развития рыночных отношений оно утверждает чувство хозяина, частного предпринимателя - всё то, что становится содержанием соответствующих новых законов.

    Следовательно, правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Они имеют все признаки этих норм, но характеризируются особенными чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования.

    Мораль - это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.

    Термин «мораль» по содержанию есть латинский аналог термина «этика». В латинском языке это слово соответствует древнегреческому «этос» и обозначает нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с прямой ссылкой на Аристотеля образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики. В русском языке есть самобытный термин «нрав», являющийся эквивалентом латинского слова «мораль». В социальных науках термины «мораль » и «нравственность» употребляются как синонимы.

    Наука о морали (нравственности), о должном отношении между людьми называется этикой.

    Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие

    • 1. По способу своего существования мораль - это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. То есть мораль всегда одобряет или порицает поступки людей. Например, нормально, т.е. в рамках норм, и хорошо быть добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным. Ненормально и плохо быть злобным, лживым, ленивым, жадным. Одобряя или порицая, мораль предписывает как себя вести, чтобы считаться культурным человеком.
    • 2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. То есть мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К таким идеалам относятся, прежде всего, Добро, Достоинство, Справедливость, которые, в полной мере, никогда не присутствуют в обыденной жизни.
    • 3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания. В простых ситуациях культурный человек соблюдает эти нормы без лишних раздумий (помочь слабому, уступить место больному, защитить ребенка и т.п.). Но привычки бывает не достаточно в противоречивых ситуациях. Например, стоит ли напоминать человеку о его физических недостатках при объяснении его неудач? Прямота требует одного решения, милосердие - другого. Необходимо размышлять. А если размышлять некогда? Тогда приходится полагаться на опыт и интуицию. Здесь решение приходит на основе прошлых размышлений и привычек.
    • 4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.

    Нравственность присутствует везде, где можно усмотреть общение. Прежде всего - это отношения между людьми, в том числе, отношение к самому себе. Человек может видеть душу, а, следовательно, равного себе существа в общении в любом предмете. Тогда и на эти предметы распространяется его мораль. А некоторые люди к другим людям относятся как к бездушным предметам. Такое поведение считается безнравственным.

    Мораль закономерно возникает и функционирует там, где возникает необходимость согласования личных и общественных интересов.

    В систему моральной регуляции включают нормы, ценности, высшие ценности, идеалы и принципы.

    Нормы - это предписанные правила поведения, которые человек должен выполнять. Они, как правило, составляют некий моральный кодекс.

    Однако в абсолютном большинстве случаев моральный кодекс складывается не из предписаний, а из запретов. То есть мораль, прежде всего, запрещает зло, вред другому человеку. Нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным.

    Ценности - это свойства морального поведения, духовные блага.

    Высшие духовные ценности - это Добро, Достоинство, Справедливость и др.

    Таким образом, ценности выстраиваются в некую иерархию. Поэтому людям нередко приходится жертвовать одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы, достоинством ради справедливости). Обычно система ценностей имеет форму усеченной пирамиды: чем выше ценности, тем их меньше. Если же на вершине всего одна ценность, т.е. пирамида остроконечная, то перед нами - фанатизм.

    Моральный идеал - это личность, воплощающая в своем поведении высшие ценности.

    Идеалы человек помещает в свое личное будущее или находит живой пример в окружающем мире или среди известных личностей прошлого.

    Принцип - это основополагающие идеи, обосновывающие реальные моральные нормы.

    Ценности и идеалы усваиваются человеком, прежде всего, на эмоциональном уровне. А формулирование принципов требует рационального осмысления и осторожного применения. Принципиальность может быть не всегда хороша. Она может задеть чувства других людей (например, строгое следование честности и прямоте заставляет сказать тяжело больному, что он обречен, а инвалиду сказать, что он - неполноценный человек). Иногда правда, точная информация помогает избавиться от иллюзий, а иногда она лишь угнетает и обессиливает.

    Жесткое следование принципам высокой морали называется «ригоризм». Хорошо, если человек требователен к себе больше, чем к другим. Если же наоборот, то это - ханжа.

    Категории морали в своей совокупности можно рассматривать как систему идей, обосновывающих правила поведения. Основополагающими являются категории «добро» и «зло». От их содержания зависит понимание всех других этических ценностей. Однако проявление добра столь многообразно, что чёткое определение дать трудно. Самое общее определение таково.

    Добро - явление, которое оценивается положительно, позволяя человеку и обществу жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства. К понятию «добро» очень близко понятие «благо», их обычно употребляют как синонимы. Понятие «добро» имеет два родственных понятия: «доброта » и «добродетель ». Доброта - это свойство человека, несущего другим людям добро в виде любви, помощи, благоволения. Добрый человек не бывает агрессивным и никогда не навязывает своих услуг силой. Доброта проявляется в практической жизни, поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестоким и грубым в поведении.

    Добродетели выражают разные грани, стороны «добра». Это конкретные похвальные человеческие свойства, которые ценятся в данном обществе. В разных культурах, в разных слоях общества добродетели разные. Они рассматриваются как свойства, необходимые для выживания и процветания этого общества. В одних обществах ценится гордость, честь, достоинство, в других - смирение, в одних ценится щедрость, в других - бережливость и т.д. И такие свойства называют высшими ценностями. Во всех культурах носителями добродетелей выступают народные герои и святые.

    Однако у обычного человека есть не только достоинства, но и недостатки. Ведь безгрешен только Бог. Он и является воплощением добра. А люди часто творят и имеют дело со злом. Что же это такое?

    Зло - то, что разрушает жизнь и благополучие человека, ведет к отчуждению людей друг от друга.

    В практической жизни человека зло можно разделить на три вида:

    • 1) природное зло (стихийные бедствия, эпидемии, обычные болезни и т.п.);
    • 2) социальное зло (войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д.);
    • 3) нравственное зло (происходит по воле отдельного человека, по его выбору.)

    Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность - зло активное, стремящееся к разрушению чужой жизни и благополучия. Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность - это неумение справиться со своими инстинктами и страстями. Распущенный человек не благоволит к другим. Эгоизм вытесняет заботу о другом человеке. Он раб собственных желаний, какими бы грубыми с точки зрения культуры и вредными для собственного здоровья они не были. Ведь потакать своим слабостям легче, чем бороться с ними, чем проявлять терпение и сдержанность. В обыденной жизни распущенные люди не так опасны как враждебные. Однако жажда удовлетворения инстинктов ведёт к обману, коварству, злобности, а часто и к агрессивности для получения желаемого предмета или состояния.

    Совесть - самооценка личностью своих мыслей, чувств, поступков с точки зрения высших ценностей морали.

    Совесть диктует нам поступки не зависимо, а главное, в отсутствии внешнего контроля. Бессовестный человек - это безнравственный человек, поскольку не имеет нравственных ориентиров.

    Стыд - это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей. В стыде кроется страх человека перед возможным неодобрением, насмешкой или презрением со стороны общества за падение ниже принятого морального уровня. Особенно стыдятся чужих и вышестоящих. Ведь свои и равные способны войти в наше положение, понять нас и простить. Стыд есть гнев на себя за то, что упал в глазах другого человека.

    Гордость - это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь. Гордость сверх меры называется гордыней, т.е. это гордость беспочвенная. Ее еще называют высокомерием (высоко себя мерить), кичливостью, чванством, заносчивостью. Противоположным понятием являются скромность.

    Это отказ от особого положения и отсутствие претензии на необычность своих черт. Но это не значит, что скромный человек лишен чувства собственного достоинства (гордости), он просто не стремится заявлять об этом громогласно. Смирение - это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства.

    Честь - это осознание человеком своего общественного значения.

    Достоинство - это самооценка личности, осознание своего соответствия моральному образцу.

    Содержание категорий морали выступает основой для нравственной оценки, как отдельных личностей, так и общностей. Эта оценка является необходимым условием духовной жизни людей и представляет собой одобрение или осуждение поведения субъекта с точки зрения нравственных ценностей. Нравственное поведение - это всегда результат морального выбора свободной личности, его добровольное решение обеспечивать другим людям духовные блага, следовать общественным нормам, даже там, где отношения не отрегулированы правом.

    Взаимодействие морали и права в обществе - это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Право должно содействовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные преступления).

    Однако следует отметить, что, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты , но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:

    • 1. Моральный закон исполняется человеком добровольно, он сам прилагает его к себе, тогда как закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему.
    • 2. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, зачастую стихийно, право формируется, утверждается и проводится в жизнь специальными органами.
    • 3. Мораль содержится в неформальном общественном сознании. Право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму.
    • 4. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. Нормы права оценивают отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
    • 5. Мораль регулирует все сферы жизни общества. Право регулирует только некоторые сферы жизни общества.

    Вопросы для повторения:

    • 1. В чем состоит сущность морали?
    • 2. Как соотносятся понятия «мораль», «этика», «нравственность»?
    • 3. Каковы высшие духовные ценности?
    • 4. Что представляет собой моральный идеал?
    • 5. Что выступает основой нравственной оценки личности?
    • 6. В чем смысл морального выбора личности?

    Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

    Поведение, как моральная категория

    Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

    Понятие линии поведения

    Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

    Понятие правил поведения, этикет

    Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

    • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
    • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
    • правильные формы повседневного общения с окружающими;
    • нормы и правила ведения диалога;
    • нахождение за обеденным столом;
    • обхождение с гостями;
    • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

    Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

    • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
      • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
      • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

    Психология как наука о поведении

    Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

    Поведение, как отражение поступков человека

    В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

    • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
    • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
    • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
    • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

    Есть и другие, более сложные .

    • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
    • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

    Характеристика поведения

    Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

    • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
    • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
    • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
    • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
    • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

    Нормы поведения

    Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

    Воспитание подрастающего поколения

    Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

    • как вести себя в школе;
    • как себя вести на улице;
    • как себя вести в компании;
    • как вести себя в городском транспорте;
    • как нужно вести себя в гостях.

    Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

    Общественное мнение как реакция на поведение человека

    Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

    Оценка поведения человека

    Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

    Золотое правило поведения

    Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.