Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Матузов Н.И. Теория государства и права Плюрализм теорий происхождения государства. Теории происхождения государства и права. Известные теории

    Матузов Н.И. Теория государства и права Плюрализм теорий происхождения государства. Теории происхождения государства и права. Известные теории

    Теории происхождения государства

    Задание 1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства.


    а) теологическая (божественная)

    б) патриархальная

    в) договорная (естественно-правовая)

    г) органическая

    д) насилия

    е) психологическая

    ж) марксистская

    з) расовая

    1. Аристотель

    2. Аврелий Августин, Фома Аквинский

    3. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин)

    4. Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо

    5. Г. Спенсер

    6. Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский

    7. Л. Петражицкий

    8. Ж. Гобино.


    Задание 2. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

    1. Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

    2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

    3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

    4. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

    5. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

    1. Теория насилия 2. Теологическая теория 3. Расовая теория 4. Марксистская теория 5. Патриархальная теория



    Задание 4. Заполните следующую таблицу.

    Задание 6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Георгий Валентинович Плеханов

    <…> Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

    <…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

    Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С. 128-129.

    Вопросы:

    1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

    Задание 7. Тест.

    Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

    а) Теологическая.

    б) Патриархальная.

    в) Органическая.

    Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

    а) Органической.

    б) Естественно-правовой.

    в) Психологической.

    Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

    а) Естественно-правовая.

    б) Марксистская.

    в) Органическая.

    Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

    а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

    в) Второе название этой теории – марксистская.

    г) Второе название этой теории – договорная.

    д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

    е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

    Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

    а) Теологическая.

    б) Марксистская.

    в) Договорная.

    Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

    а) Органической.

    б) Патриархальной.

    в) Психологической.

    Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, ϲʙᴏеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, кᴏᴛᴏᴩые они ставят перед собой, и другими причинами.

    К наиболее известным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие теории:

    1. Отметим, что теологическая (Фома Аквинский) Широкое распространение получила при феодализме. При этом и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Не стоит забывать, что ватикана.

    Согласно данным воззрениям, государство будет результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

    2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский) По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это ϲʙᴏеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), кᴏᴛᴏᴩый заботится о членах ϲʙᴏей семьи и обеспечивает их послушание.

    3. Патримониальная (А. Галлер) Представители ϶ᴛᴏй теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум) Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом оббазируется феодальный сюзеренитет.

    4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев) По мнению данных мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Стоит заметить, что они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди

    жили в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Стоит сказать, для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть ϲʙᴏих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в ϲʙᴏю очередь, обязуется обеспечить права человека. В случае если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

    5. Отметим, что теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский) Сторонники ϶ᴛᴏй теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, кᴏᴛᴏᴩые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из данных племен создается государство. Стоит заметить, что они и только они предшествуют государству». Отметим, что теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

    По мнению представителей данной теории, государство более крайне важно слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

    К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Отметим, что теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

    6. Психологическая (Л.И. Петражицкий) Возникновение государства объясняется ϲʙᴏйствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями кᴏᴛᴏᴩого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Стоит сказать, для обоснования ϲʙᴏей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

    7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) Согласно ϶ᴛᴏй террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Стоит заметить, что оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. При этом с уничтожением классов отмирает и государство.

    Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Стоит сказать, что каждая доктрина будет исключительно определенной ступенькой к познанию истины.

    Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими осо­ бенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. "

    К наиболее известным относятся следующие теории:

    1. Теологическая (Фома Аквинский).; Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

    Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ- на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

    2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая форма челове­ ческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение влас­ ти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспе­ чивает их послушание.

    3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории счи­ тают, что государство произошло от права собственника на"землю (пат­ римониум). Из права владения землей власть автоматически распро­ страняется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обо­ сновывается феодальный сюзеренитет.

    4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государ­ ства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или ^войнъг всех против всех» (Т. Гоббс) люди

    жили в соответствии со своими естественными правами. Но не сущест­ вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интере­ сы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

    Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

    5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сто­ронники этой теории утверждают, что государство возникло как ре­зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаим­ной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, " основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из i этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству»1. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, экс­плуатации, порабощения одних народов другими.

    По мнению представителей данной теории, государство более необ­ ходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом ор­ ганизации и управленческого воздействия завоевателей, государство, становится мощным средством защиты завоеванных от возможных по­ сягательств; со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии обще- ства государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

    6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государ- ства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью ин­ дивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, ука­ заниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры, зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиоз­ ных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

    7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеха­ нов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения со­ циально-экономических отношений, способа производства, итог воз-

    никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения госу­дарства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достовер­ность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к: познанию истины.

    Еще по теме 1. ПЛЮРАЛИЗМ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

    1. 4. Характеристика основных теорий происхождения государства и права
    2. Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    3. Теории происхождения права (характеристика основных теорий происхождения права)
    4. 1.Основные концепции происхождения и сущности права и государства
    5. § 3. Основные теории происхождения государства Теологическая теория

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

    Существует множество теорий происхождения государстваи права.Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

    К наиболее известным относятся следующие теории:

    1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

    Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

    2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

    3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

    4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди

    жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

    5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

    По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

    К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

    6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

    7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

    Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины .(задание дать на следующую пару)

    Сложность и неоднозначность конкретно-исторических процессов формирования государства обусловили различные точки зрения в науке на объяснение у нив ер сальных причин его появления

    Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

    У истоков данной теории стояли Аврелий Августин, Фома Аквинский, христианские философы и богословы.

    В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье, идеологи исламской религии и др.

    Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть являются вечными, незыблемыми и святыми. Их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека. Правители государств являются выразителями воли Бога на земле.

    Теологическая теория призывает признать власть монархов (распространенную в средние века) святой, происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах) и не пытаться изменить установленный Богом порядок.

    Достоинства данной теории заключаются в способствовании укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности. Теологическая теория препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

    Главный недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть не научна.

    Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). В современную эпоху ее развили Филмер и Н. К. Михайловский.

    Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что по мнению ее авторов, государство соответствует модели семьи (то есть государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории монарх является отцом всего народа и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. Король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец - членов семьи). Власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема, поэтому подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи.

    К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению к государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

    Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты. В семье, действительно, существуют родственные связи. В то же время весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками.

    Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец, действительно, является основателем рода; монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения и т.д.). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба этих института зарождались постепенно и почти в одно и то же время.

    Договорная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.- Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

    Суть договорной теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Смысл идеи "общественного договора" заключается в том, что первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии и каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к "войне всех против всех". Такое положение грозило обществу уничтожением самого себя. Чтобы этого не случилось, люди заключали "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате был создан институт согласованных интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

    Договорная теория имела большое прогрессивное значение. Посредством ее были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть. Согласно договорной теории государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности.

    Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность. "Общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность. Зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и т.д. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга.

    Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых её выдвинул Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) - китайский политик.

    В современную эпоху данную теорию разрабатывали немецкий философ Е. Дюринг, австрийский правовед и социолог Л. Гумплович, один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря К. Каутский.

    По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия одних членов общества над другими внутри одного государства или одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика). Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством. Для поддержания установленного порядка так же требовалось насилие (чиновники, армия и т.д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ (как от тех, кто эти блага потерял, так и от внешней угрозы - государства). В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил).

    Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) - не единственный фактор, влияющий на возникновение государства.

    Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, З. Фрейда, Т. Тарда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

    Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии. С помощью этой власти они влияли на других членов общества.

    Эта теория отчасти справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

    Недостаток теории в том, что она не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.

    Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Г. Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом. Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму. При этом люди образуют государство, как клетки - живой организм. Государственные институты здесь уподобляются частям организма: правители - головному мозгу; коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма; рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т.д.

    Достоинствами теории являются восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

    К недостаткам теории следует отнести прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

    Материалистическая теория . К представителям данной теории происхождения государства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняли возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами

    Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересов всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое прежде всего служит как инструмент проведения воли имущих.

    Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

    В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.