Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Первая советская конституция была принята в каком. История создания первой советской конституции

    Первая советская конституция была принята в каком. История создания первой советской конституции

    В июле 1918 г. была принята первая конституция РСФСР. Конституция была разработана в основном теоретиками от большевиков и левых эсеров. А также профессиональными юристами (профессор Рейснер). Конституция провозглашала классовый характер советской государственности в виде диктатуры пролетариата. В ней декларировалась превращение советов в единую систему органов власти. Верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов , высшим законодательным, распорядительным контролирующим органом в паузах между съездами был ВЦИК (председатель – Свердлов). ВЦИК формировал правительство Республики – СНК .

    Конституция РСФСР была построена на положении Ленина о нежелательности проведения в жизнь принципа разделения властей. Рабочие получили значительные преимущества в сравнении с крестьянами: 1 голос рабочего = 5 голосам крестьян. Но реальный механизм власти не раскрывался; не приоткрывался партийный характер высшей власти. Правительственные посты занимали представители одной партии РКП(б). Партийные указы и резолюции составляли советское право. Большевики занимали посты во ВЦИКе и Совнаркоме. Решения принимались в ЦК партии и шли оттуда в государственные органы.

    Конституция 1918 г. определила основы федеративного строительства, однако при этом большевики подчеркивали стратегическую временность данной формы. Со временем федерализм должен замениться «Социалистическим унитаризмом» .

    Длительное время большевики подменяли национальную проблему классовыми вопросами. Еще ранее (в январе 1918 г.) была принята «декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» конституционный акт, закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В этой декларации Россия провозглашалась федерацией Советских республик. Наиболее активным оказалось казачество. Оно учредило свои автономии (Донская и Кубано-Черноморская автономные республики), возникшие в старых административных границах.

    Конституция 1918 г. видоизменила принципы строительства федерации: она строилась по принципу национально-территориальной автономии в исторических границах этносов. В 1918 – 1922 гг. было организовано более 20 автономных республик (Башкирия, Карелия, Казахстан, Киргизская, Вотская, Марийская и др.).

    В середине 1919 г. заместитель председателя Реввоенсовета Республики Э.М.Склярский предложил объединить все независимые советские республики в единое государство путем их включения в РСФСР на правах автономий: с единым военным командованием. План автономизации приобрел чрезвычайную актуальность в связи с дипломатическим фактором в начале 1922 г. в связи с подготовкой к международной конференции в Генуе, где предстояло обсуждать судьбу долгов Царского и Временного правительств, а также иностранной собственности в Советской России. 22 февраля удалось подписать протокол о предоставлении Российской Федерации полномочий защищать в Генуе права Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Бухары, Хорезма и ДВР.


    Вопрос об автономизации обсуждает уже после конференции в Генуе комиссия под руководством Наркомата по национальностям И.В.Сталина. Его план атономизации предполагал, что независимые Советские республики становились автономиями в рамках РСФСР. Таким образом, Белоруссия, Украина, Закавказская республика (Армения, Грузия, Азербайджан) должны были войти в РСФСР на правах республик. Однако, руководство Украины (Христиан Раковский) и Грузии (П.Л.Мдивани) выступили против этого проекта.

    Ленин выдвинул свой план , согласно которому новое государство должно создаваться как союз равноправных республик. Вместо вступления в РСФСР нужно вести речь о «формальном объединении» всех независимых республик с РСФСР. В итоге 30 декабря 1922 г. на съезде Всесоюзном Советов была принята Декларация об образовании СССР (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФ) и союзный договор. Формально союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права выхода и открытым доступом в нее. Однако механизм «свободного выхода» не предусматривался.

    В договоре повторялись положения конституции 1918 г. Верховная власть принадлежала Всесоюзному Съезду Советов; реальную власть имел ЦИК СССР. Формально главой СССР стал Михаил Иванович Калинин – председатель президиума ЦИК СССР от РСФСР. Затем был избран Совнарком СССР. Его председателем ЦИК утвердил Ленина. Высшая судебная власть принадлежала Верховному суду СССР. Были установлены единая валюта, воинская повинность, единое гражданство, все элементы федерации. Каждая республика должна была принять собственную конституцию.

    Юридически процесс образования СССР завершился в январе 1924 г. принятием первой конституции СССР , которая ограничивала права и полномочия Союзных республик в пользу Центрального правительства. По предложению Каменева введена статья о праве Союзной республики выйти из СССР. Советский Союз был открыт для вхождения новых государственных образований. В 1922 г. было 4 Союзных республики, а в 1941 г. – 16. Большинство из них выделились из состава РСФСР. Конституция повторяла высшую систему органов власти. Правда, ВЦИК делился на 2 палаты: палата Национальностей и Союзный совет (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой).

    Таким образом, в 1917 – 1922 – 1924 гг. в границах бывшей Российской империи возникло новое государство – СССР. Оно было создано на новаторских принципах: однопартийная система, леворадикальная идеология. Начался социалистический эксперимент. Почти параллельно (с 1922 г.) в Италии начался фашистский эксперимент.

    • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
      • Предмет и методы истории государства и права России
      • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
      • Место истории государства и права России в системе юридических наук
      • Проблемы историографии истории государства и права России
    • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
      • Возникновение государственности у восточных славян
      • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
      • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
      • Формирование древнерусского права
      • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
    • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
      • Причины феодальной раздробленности Руси
      • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
      • Новгородская и Псковская феодальные республики
      • Развитие феодального русского права
    • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
      • Образование Русского централизованного государства
      • Общественный строй Русского централизованного государства
      • Государственный строй Русского централизованного государства
      • Судебник 1497 г.
    • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
      • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
      • Сословные реформы Петра I
      • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
      • Реформы местного управления при Петре I
      • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
      • Провозглашение России империей
      • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.

    Выступая перед делегатами съезда, Ленин говорил: «Если теперь этому съезду нами может быть предложена Советская конституция, то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому что вы ее создали, вы во всех концах страны испытали; только через полгода после октябрьской революции, почти через год после Первого Всероссийского съезда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике».

    Конституция 1918 г. установила, что руководство Советским государством принадлежит рабочему классу, законодательно утвердила государственную собственность на землю, национализацию банков, фабрик, заводов, железнодорожного и водного транспорта, на монополию внешней торговли.

    Конституция сформулировала социалистический принцип организации труда - «кто не работает, тот не ест».

    Конституция зафиксировала право на труд, образование, свободу слова, печати, собраний, демонстраций, митингов, шествий; равноправие граждан независимо от их расовой или национальной принадлежности, равноправие мужчин и женщин.

    Большинство декларированных прав и свобод осталось только на бумаге. Советская власть игнорировала и нарушала все права, записанные в конституции.

    По конституции 1918 г. право голоса не имели «представители свергнутых эксплуататорских классов». Большевики, вероятно, не могли забыть сокрушительное поражение на выборах в Учредительное собрание. Представителям «рабочей и крестьянской бедноты» избирательные права предоставлялись с 18-летнего возраста. Лишив избирательных прав наиболее образованную часть населения, Ленин цинично заявил: «Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии. Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики».

    Конституция предоставляла всем нациям право на самоопределение вплоть до отделения.

    МЯТЕЖ ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ

    Левые эсеры были единственной партией, с которой большевики разделяли после октябрьского переворота власть и создали правительственную коалицию. Ленин отмечал «громадную преданность революции, обнаруженную целым рядом членов этой партии, которые проявляли всегда очень много инициативы и энергии». K июню 1918 г. в отношениях между партиями большевиков и левых эсеров назрел кризис.

    B мае этого года Советским правительством были приняты законы о продовольственной диктатуре и комитетах бедноты. Народному комиссариату продовольствия, который возглавлял А. Д. Цюрупа, предоставлялись чрезвычайные полномочия для закупки хлеба у крестьян. Изъятием хлеба занимались «продовольственные отряды», созданные из городских рабочих.

    B стране был голод. Большевики стремились справиться с продовольственным кризисом за счет крестьян. Хлеб закупался по «твердым» ценам.

    Непопулярные методы, использованные большевиками в деревне, отозвались эхом крестьянских восстаний. Сельские советы были разогнаны, вместо них насаждались комбеды. Комбеды стали опорными пунктами диктатуры пролетариата. Они занимались учетом и распределением хлеба, сельскохозяйственных орудий, отнятых у зажиточных крестьян.

    Делегаты V Всеросскийского съезда Советов идут на заседание. Фотография.

    Левые эсеры не поддерживали репрессивных мер, проводимых большевиками в деревне. Они выступали за гибкую политику ден на сельскохозяйственные продукты. Влияние левых эсеров росло. Эта партия могла бороться за голоса избирателей и оппонировать большевикам во ВЦИК и на съездах Советов. Выступая на V съезде Советов, Ленин заявил: «Тысячу раз будет неправ тот, тысячу раз ошибается тот, кто позволит себе хоть на минуту увлечься чужими словами и сказать, что это борьба с крестьянством, как говорят иногда неосторожные или невдумчивые из левых эсеров. Нет, это борьба с ничтожным меньшинством деревенских кулаков».

    Левые эсеры выступали против заключения мира с Германией. Весной 1918 г. в знак протеста против подписания Брестского мира левые эсеры вышли из состава Советского правительства.

    C целью срыва заключения сепаратного мира с Германией ЦК левых эсеров вынес свое решение - смертный приговор немецкому послу графу Вильгельму Мирбаху.

    Убийца Мирбаха Блюмкин писал перед совершением террористического акта: «Я, прежде всего, противник сепаратного мира с Германией, и думаю, мы должны сорвать этот постыдный для России мир каким бы то ни было способом, вплоть до единоличного акта, на который я решился».

    6 июля около 3 часов дня левые эсеры - сотрудники ВЧК Блюмкин и Андреев с документами, подписанными председателем ВЧК Дзержинским, проникли в здание немецкого посольства и убили немецкого посла Мирбаха.

    Совершив террористический акт, эсеры скрылись в особняке в Трехсвятительском переулке, у Покровских ворот, где размещался штаб одного из отрядов ВЧК, которым командовал Попов.

    Дзержинский прибыл в отряд Попова, чтобы арестовать террористов, но был сам арестован вместе с сопровождающими его чекистами. Вслед за арестом председателя ВЧК эсеры арестовали председателя Моссовета Смидовича, захватили здание ВЧК на Лубянке и арестовали находившихся там чекистов-большевиков. Сделать это было нетрудно - охрану здания нес отряд чекистов-эсеров.

    Из членов коллегии ВЧК удалось захватить только Лациса, все остальные находились в Большом театре на V съезде Советов.

    Пока шел съезд, левые эсеры захватили Главный почтамт и разослали по всей стране телеграммы о захвате власти, дали несколько орудийных выстрелов по Кремлю и отправили свою делегацию на съезд.

    Узнав об аресте Дзержинского, Ленин заявил, что если хоть один волос упадет с его головы, то левые эсеры заплатят за это «тысячью своих голов». Немедленно была арестована левоэсеровская фракция съезда вместе с ее лидером - Марией Спиридоновой. Bo всех районах Москвы были мобилизованы большевистские рабочие отряды.

    После октябрьского переворота главным вопросом продолжал оставаться вопрос о мире. Свое отношение к нему новая власть выразила в принятом на II съезде Советов Декрете о мире. Всем воюющим державам предлагалось заключить всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций.

    B ноябре 1917 г. через английского посла Бьюкенена Троцкий направил правительственную ноту послам союзных стран, воевавших на стороне России. B ней сообщалось, что II съезд Советов создал новое правительство во главе с Лениным и наркоминделом Троцким, излагалось содержание Декрета о мире, предлагалось прекратить войну и немедленно приступить к переговорам.

    Вместе с Лениным и комиссаром по военным делам H. В. Крыленко Троцкий подписал обращение к Верховному главнокомандующему русской армией генералу Духонину, в котором тому предписывалось обратиться к военным властям неприятельских армий с предложением немедленно приостановить военные действия для мирных переговоров. Показательно, что почти все материалы этого периода, вошедшие в первый том «Документов внешней политики СССР», были подписаны так: «Народный Комиссар по иностранным делам». Фамилия Троцкого была опущена, хотя те же материалы, публиковавшиеся в газетах «Правда» и «Известия», были подписаны его фамилией.

    10 ноября с аналогичной нотой Троцкий обратился к послам нейтральных стран. Через четыре дня, 14 ноября, Ленин и Троцкий подписали обращение Совнаркома к правительствам и народам союзных с Россией стран. 17 ноября Троцкий известил дипломатических представителей союзных с Россией стран, что в соответствии с договоренностью с германским командованием на Восточном фронте военные действия приостановлены. Предварительные переговоры начнутся 13 ноября (2 декабря) в 5 часов дня. B случае согласия участвовать в переговорах союзники должны были уведомить об этом Советское правительство.

    Действия Совнаркома свидетельствовали о том, что он не только на словах, но и на деле был противником тайной дипломатии, заботился о создании реальных пред-

    посылок для прекращения мировой войны, ратовал за такой послевоенный порядок, при котором не ущемлялись бы права и интересы как воевавших, так и нейтральных государств.

    Троцкий регулярно информировал трудящихся России, всего мира о ходе переговоров, комментировал их наиболее важные аспекты. По его указанию 27 ноября (10 декабря) полномочные представители Советской России пересекли линию фронта. B их числе были рабочий, крестьянин и матрос, символизировавшие опору новой власти. Помимо них в делегацию вошли А. Йоф- фе (председатель), Л.Карахан (секретарь), Л. Каменев и Сокольников. Партию левых эсеров представляла А. Би- ценко, в 1905 г. убившая военного министра России В. Сахарова. Дипломатов сопровождала группа военных консультантов во главе с контр-адмиралом B.M. Альфа- тером. Позднее к делегации присоединился бывший председатель Моссовета M. Покровский.

    C завязанными глазами их пропустили через немецкие оборонительные линии. 2(15) декабря с получасовым опозданием делегация прибыла в ставку германского командования Восточным фронтом - Брест-Литовскую военную крепость.

    B день прибытия делегации в Брест был подписан договор о перемирии между Советской Россией и державами Четверного Союза (Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией) сроком до 12 января при автоматическом его продлении, если не последует отказа одной из сторон. B этом же договоре оговаривалась недопустимость переброски германских войск на Западный Фронт.

    По указанию Троцкого глава советской делегации Йоффе в письме к Гофману сообщил, что, согласившись начать переговоры в оккупированной немцами русской крепости, он настаивает на их перенесении в одну из нейтральных стран, в частности, в Швецию. C прибытием в Брест-Литовск глава германской делегации P. Кюль- ман и австро-венгерской О. Чернин договорились продолжать переговоры в крепости, а затем переехать в другой, не занятый немцами русский город, например, Псков, где и подписать мир.

    Переговоры проходили в непринужденной, внешне дружелюбной атмосфере. «Германия жаждала сепаратного мира с Россией (известно теперь, что она предприняла в этом направлении ряд шагов еще при царизме), - писал Йоффе. - Советская власть боролась за всеобщий демократический мир и выдвигала принципы такого мира, одинаково приемлемые для всех».

    B свободное время участники переговоров продолжали общение, вели непротокольные беседы, обменивались мне-

    Запись добровольцев в Красную Армию.

    Петроград. Февраль 1918 г. Фотография.

    ниями и суждениями по вопросам, НЄ ВХОДИВШИМ B ИХ компетенцию. Споры и беседы носили особенно оживленный характер, когда принц Баденский приглашал всех к себе на обед. «Никогда не забуду первого обеда с русскими, - вспоминал Гофман. - Я сидел между Йоффе и Сокольниковым, нынешним комиссаром финансов. Против меня сидел рабочий, которого явно смущало большое количество столового серебра. Он пробовал то одну, то другую столовую принадлежность, но вилкой пользовался исключительно для чистки зубов. Прямо напротив, рядом с принцем сидела мадам Биценко, а рядом с нею - крестьянин, чисто русский феномен C длинными седыми кудрями и огромной дремучей бородой. Один раз вестовой не смог сдержать улыбку, когда, спрошенный, какого вина ему угодно, красного или белого, он осведомился, которое крепче, и попросил крепчайшего».

    C другой стороны от Гофмана Йоффе, Каменев и Сокольников с энтузиазмом говорили о главной задаче -

    «привести русский пролетариат к вершинам счастья и благоденствия». По словам Гофмана, эта тройка поверяла ему свои планы мировой революции, что, на взгляд генерала, вряд ли было дипломатично с ее стороны.

    Столь же недипломатичным показалось сделанное Йоффе на рервом же пленарном заседании начавшейся 9(22) декабря в 4 часа 24 минуты мирной конференции предложение вести переговоры открыто, с подробным протоколированием и правом каждой стороны публикации протоколов полностью и без всяких изъятий. Ha этом заседании советская делегация изложила принципы, которыми, с ее точки зрения, следовало руководствоваться. Они были приняты Четверным союзом. Ha этом, по замыслу советской стороны, переговоры следовало бы закончить. Она предложила десятидневный перерыв.

    Согласившись с этим предложением, другая сторона в свою очередь попросила продолжить переговоры по конкретным вопросам, касавшимся не всех, а лишь некоторых заинтересованных в них государств. Переговоры были продолжены в политической комиссии. Ha ее заседаниях 14 и 15 (27 и 28) декабря германские представители огласили свой проект мирного договора. B нем содержались аннексионистские претензии к России.

    B дневниковой записи от 28 декабря Гофман отмечал: «Йоффе казался ошеломленным. После завтрака Йоффе, Каменев и Покровский, со своей стороны, и министр иностранных дел (Кюльман), Чернин и я, с нашей, провели несколько часов совещаясь. Покровский в слезах ярости воскликнул, что нельзя говорить о мире без аннексий, когда у России отнимают восемнадцать губерний». Начатые на столь мажорной ноте переговоры были прерваны.

    15 (28) декабря советская делегация отбыла в Петроград для консультаций, взяв десятидневный перерыв еще и для того, чтобы другие государства, которые пожелают все-таки присоединиться к переговорам, смогли это сделать.

    После десятидневного перерыва к официальной советской делегации присоединился сам Троцкий, взяв на себя полномочия председателя.

    Накануне поездки в Брест-Литовск Троцкий совместно с Лениным разработал дальнейший план действий. Главным его аспектом по-прежнему оставалось

    использование переговоров для развертывания пропаганды на Европу и разъяснения миролюбивой политики Советской России. Этим был обусловлен и главный тактический ход - как можно дольше затягивать переговоры. «Ленин предложил мне после первого перерыва в переговорах отправиться в Брест-Литовск, - вспоминал Троцкий. - Сама по себе перспектива переговоров с бароном Кюльманом и генералом Гофманом была мало привлекательна, но «чтобы затягивать переговоры, нужен затягиватель», как выразился Ленин. Мы кратко обменялись в Смольном мнениями относительно общей линии переговоров. Вопрос о том, будем ли подписывать или нет, пока отодвинули; нельзя было знать, как пойдут переговоры, как отразится это в Европе, какая создастся обстановка. A мы не отказывались, разумеется, от надежд на быстрое революционное развитие».

    Троцкий пунктуально проводил в жизнь эту установку, что начал уже по дороге в Брест-Литовск. Взятый им в качестве консультанта по национальному вопросу Радек на оккупированной Германией территории разбрасывал листовки. «Спустя несколько лет, - писал Фишер, - Радек со смехом описывал мне эту сцену».

    По прибытии Троцкий, по словам Гофмана, «заключил советскую делегацию в монастырь». Совместные обеды и неформальные беседы были прекращены. B корне изменился сам характер переговоров. Ha первом же заседании 27 декабря (9 января), открывшемся в 11 часов 10 минут, получив слово от председательствовавшего великого визиря Талаат-Паши, статс-секре- тарь Кюльман объявил недействительной декларацию советской делегации от 9 (22) декабря. Ha следующий день уже в качестве председательствовавшего Кюльман огласил право присутствовать на переговорах делегации Украинской Рады, или, как она тогда называлась по официальным документам, - Украинской Народной Республики.

    B ответ на обращенный Кюльманом к председателю советской делегации вопрос, «намерены ли он и его делегация и впредь быть здесь единственными дипломатическими представителями всей России», Троцкий заявил: «Заслушав оглашенную Украинской делегацией ноту Генерального Секретаря Украинской Народной Pec-

    публики, Русская делегация, в полном соответствии с признанием за каждой нацией права на самоопределение, вплоть до полного отделения, заявляет, что, со своей стороны, не имеет никаких возражений против участия Украинской делегации в мирных переговорах».

    После утверждения представителей Рады на переговорах последовал ряд пленарных заседаний, на которых велись по сути ни к чему никого не обязывающие разговоры о процедурных и второстепенных вопросах.

    K препирательствам терминологического свойства добавилась дискуссия «по содержанию». И здесь в качестве главных дуэлянтов выступали Кюльман и Троцкий. Оба они были не прочь блеснуть эрудицией и легко втягивались в многочасовые теоретические, исторические, юридические прения. Дело дошло до того, что, желая обеспечить Кюльману диалог, Троцкий перешел на немецкий язык. Вся эта агитация и пропаганда, которая велась за стенами зала заседаний, теперь обрушилась на стол переговоров, а отсюда - на страницы печати. «Началась словесная битва между Троцким и Кюльманом, - вспоминал Гофман, - которая длилась недели и не привела ни к чему».

    5 (18) января на проходившем под председательством Кюльмана вечернем заседании Троцкий резюмировал прения: «Германия и Австро-Венгрия отрезают от владений бывшей Российской Империи территорию размером свыше 150 000 квадратных верст, причем в границы ее входит бывшее Царство Польское, Литва и значительные пространства, населенные украинцами и белорусами; далее намеченная линия прорезает территорию, населенную латышами, разделяя ее на две части, и отрезает населенные эстонцами острова Балтийского моря от эстонской части континента. B пределах названных областей Германия и Австро-Венгрия сохраняют режим военной оккупации не только по заключении мира с Россией, но и по заключении всеобщего мира, причем обе упомянутые державы отказываются вступать в какие бы то ни было объяснения не только относительно срока очищения оккупированных областей, но и вообще отказываются связывать себя какими бы то ни было обязательствами в смысле очищения оккупированных областей от своих войск».

    Зафиксировав этот факт, Троцкий предложил устроить очередной десятидневный перерыв, «дабы дать воз-

    можность правительственным органам Российской Республики вынести свое окончательное решение по поводу предложенных нам условий мира». Хотя предложение о перерыве не было принято, Троцкий в сопровождении Каменева уехал в Москву.

    B примечаниях к первой части вышедшего в 1926 г. XVII тома собрания сочинений Троцкого давалось разъяснение причин принятого им решения. B частности, говорилось, что к данному моменту переговоры достигли бы той стадии, когда перерыв стал необходим. Bce притязания немцев были оглашены, и оставалось выждать, какое это произведет впечатление на Западе и внутри РСФСР, где уже начинали выявляться разногласия как внутри партии большевиков, так и между обеими правительственными партиями.

    B Германии, Австрии и Польше обострилась классовая борьба. Немалую роль здесь сыграла русская революция и, в частности, Брестские переговоры. Поэтому были все основания полагать, что каждый день затяжки переговоров будет способствовать усилению революционного движения на Западе. Между тем, в Германии и Австрии, как и в России накануне февраля, события развивались под лозунгом «Хлеба и мира!» K продовольственному кризису добавились требования угнетенных наций на самоопределение. 17 января 1918 г. граф Чернин записывал в дневнике о дурных вестях из Вены и окрестностей, о сильном забастовочном движении, вызванном сокращением мучного пайка и вялым ходом переговоров.

    Австро-венгерское правительство вынуждено было пойти на уступки, пообещав сделать все возможное для скорейшего заключения демократического мира и обеспечения масс продовольствием. Аналогично развивались события в Германии, где усилилось забастовочное движение. Правда, в отличие от австро-венгерского, правительство Германии ввело военное положение и подавило выступления силой. Тем не менее по всему ощущалось, что это начало грядущих, еще более массовых и серьезных выступлений против существовавшего порядка.

    Под влиянием событий у Троцкого и созрел знаменитый план объявить войну оконченной, но мир не подписывать. Позднее он назвал эту установку «педагогической» демонстрацией. «Я посоветовался с другими членами делегации, встретил с их стороны сочувствие и

    написал Владимиру Ильичу, - рассказывал позднее Троцкий. - Он ответил: когда приедете, поговорим; может быть, впрочем, в этом ответе было уже оформлено несогласие с моим предложением; я сейчас этого не помню, письма у меня нет под руками, да я и не уверен, сохранилось ли оно вообще».

    B примечаниях к первой части XVII тома сочинений Троцкого приводятся тексты двух записок, которые он получил, находясь в Брест-Литовске:

    1. Троцкому. Сейчас приехал Сталин; обсудим с ним и сейчас дадим Вам совместный ответ.

    2. Передайте Троцкому: просьба назначить перерыв и выехать в Питер.

    Троцкий торопился в Петроград и еще по одной причине. 5 января при поддержке руководства левых эсеров большевики выступили за роспуск Учредительного собрания. Этот акт, заметил позднее Троцкий, «чрезвычайно ухудшил наше международное положение». До сих пор немцы опасались блока большевиков с патриотически настроенным Учредительным собранием, неминуемо означавшим бы для них продолжение войны. «Разгон же Учредительного собрания, - свидетельствовал Троцкий, - означал для немцев нашу очевидную готовность к прекращению войны какой угодно ценой. Тон Кюльмана сразу стал наглее».

    Против разгона «Учредилки» выступили определенные круги в самой Советской России. B Петрограде прошли демонстрации, в которых, по разным источникам участвовало от 20 до 100 тысяч человек. Троцкий оказался решительным сторонником разгона. B конце января, выступая на III съезде Советов, он, как следовало из газетного отчета, говорил: «Власть Учредительного Собрания означала бы лишь власть партии Керенского, Чернова и др., чуть-чуть дополненных Церетели. Мы слишком хорошо знаем их по делам, для того чтобы у нас могли возникнуть в связи с передачей власти какие бы то ни были надежды. Без всякого сомнения, они, не имея никакой опоры в рабочих Советах, без которых невозможна никакая государственная деятельность, преследовали бы лишь одну цель - заручиться поддержкой солдат и потому заключить мир во что бы то ни стало.» B перерыве между пленарными заседаниями на переговорах в Бресте, пока работали экономическая (с 19 по 23 января) и правовая (с

    20 по 25 января) комиссии, Троцкий вместе с Kapaxa- ном и секретарем партии левых эсеров Карелиным побывали в Варшаве, где, как отмечалось в примечаниях к первой части XVII тома его собрания сочинений, он «был с восторгом встречен населением». 9 (22) января в отсутствие Троцкого состоялось важнейшее заседание ЦК РСДРП, на котором принято решение о переводе ЦК партии в Москву и создании Бюро ЦК, «как было в апрельские дни». B состав Бюро вошли Ленин, Сталин, Свердлов, Троцкий.

    11 (24) января состоялось заседание ЦК партии, на котором впервые в 1918 г. присутствовал и Троцкий. Среди трех рассмотренных вопросов главным был, естественно, вопрос о мире. Ko времени проведения этого заседания ЦК в партии вообще определились три точки зрения: 1) сепаратный аннексионистский мир (Ленин); 2) революционная война («левые коммунисты» - Бухарин); 3) объявление войны прекращенной, демобилизовать армию, но мира не подписывать (Троцкий). Ha состоявшемся 8 (21) января совещании партийных работников, где обсуждались тезисы Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира, его точка зрения собрала 15 голосов, вторая - 32, третья - 16.

    Формально Троцкий не выступал в поддержку революционной войны. Ha этом заседании он в числе одиннадцати против двух «за» и одном воздержавшемся отверг необходимость призывов к революционной войне. Ho в его речах и действиях в январе - феврале было немало такого, что, в дооктябрьский период, заставляло сомневаться в искренности произносимых им слов и особенно пламенных речей.

    B сделанном днем ранее упомянутого заседания ЦК докладе на HI съезде Советов о работе делегации в Брест-Литовске, получившем одобрение выступивших от большевиков Каменева и Зиновьева, от левых эсеров - Камкова, от анархистов-максималистов - Рив- кина, центральной была та же идея, что и в выступлении на П съезде Советов, - без помощи пролетариата Запада Советская Россия не выстоит. «Если германский империализм попытается распять нас на колесе своей военной машины, то мы, как Остап к своему отцу (речь идет о повести Гоголя «Тарас Бульба»), обратимся к нашим старшим братьям на Западе с призывом:

    «Слышишь?», и международный пролетариат ответит - мы твердо верим в это - «Слышу!»

    B докладе также проводился тезис о бесполезности борьбы за демократический мир, если не произойдет мировой революции. «Мы предсказали, что подлинный демократический мир возможен лишь в том случае, если во всех странах вспыхнет социальная революция и если эта революция одержит окончательную победу».

    Этот тезис шел вразрез с предложением Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира. Троцкий исходил из того, что сейчас только и начиналось «настоящее дело» - агитация за мировую революцию, без которой любое решение Советского правительства останется нереализованным. «Мы дали достаточную пищу для обострения классовой борьбы, для развития борьбы за мир в Западной Европе, и своими дальнейшими шагами мы будем стремиться к пробуждению западного пролетариата, к организации его сил, к обоснованию его политических стремлений, и параллельно (то есть как нечто побочное и малосущественное для победившего пролетариата, который, в отличие от своих западноевропейских собратьев, уже обладал государственной властью) с этим мы неуклонно будем проводить в жизнь две существенные задачи момента: демобилизацию армии и продолжение мирных переговоров, в течение которых мы, во всяком случае, будем по-прежнему разоблачать все те предложения, которые противоречат основам демократического мира».

    Подобную позицию Ленин весьма сдержанно квалифицировал на заседании ЦК 11 (24) января 1918 г. как «интернациональную политическую демонстрацию».

    Ha упомянутом выше заседании ЦК Бухарин тут же ухватился за предложение Троцкого «ни войны, ни мира», назвав его «самым правильным», тогда как в позиции Ленина было обнаружено по крайней мере два противоречия: Ленин считал, что республика должна занять оборонительную позицию, «но оборона предполагает войну, ведя же войну, мы идем в хвосте империализма» . Бухарин подверг критике отказ Ленина руководствоваться предложенной Троцким «политической демонстрацией», вместо которой следовало бы стать на прочные рельсы реализма, исходя в первую очередь из интересов победившего Советского государства. Распаляясь, Бухарин заявил, что он ничего особенного в воз-

    можности наступления немцев не видел, что это даже хорошо, когда они продвинутся в глубь территории России на «сто верст» и т.д.

    Пользуясь возникшей напряженностью, Троцкий поставил на голосование формулу: «Мы войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». За нее подано было 9 голосов, против - 7. Вот так «демонстрации» могут оборачиваться принятием политических решений, способных нанести ущерб революционной власти и стать трагедией для миллионов трудящихся. Фактическое блокирование «левых коммунистов» и Троцкого значительно ослабило позиции Ленина, одновременно выдав Троцкому своеобразный карт-бланш на продолжение своей политики. Он почувствовал себя «на коне» и, хотя при отъезде в Брест дал обещание Ленину подписать мир, как только немцы поставят ультиматум, по всему видно было, что вряд ли он станет считаться не только со своими обещаниями, но и с мнением остальных руководителей партии и государства.

    Троцкий сделал свое заявление о прекращении состояния войны с Германией, демобилизации армии и отказе подписать мирный договор 28 января (10 февраля) на ставшем последним заседании политической комиссии возобновившихся 17 (30) января переговоров. Причем сделал это при обстоятельствах, которые на первый взгляд отнюдь не требовали ни такой спешки, ни крайности решения, оказавшегося в противоречии с его же собственной позицией - тянуть как можно дольше с подписанием договора.

    26 января (8 февраля) втайне от советской делегации германская сторона подписала сепаратный договор со свергнутым уже к тому времени, но представленным собственной делегацией на переговорах правительством Украинской Рады.

    B день подписания договора с бывшей Радой Лю- дендорф потребовал от Кюльмана сдержать данное им 23 января (5 февраля) обещание германскому руководству прекратить ведение переговоров. Тот отказался, под давлением фельдмаршала Гинденбурга вмешался кайзер. Он направил Кюльману распоряжение предъявить ультиматум, подтверждавший прежние условия держав Четверного Союза: аннексия Польши, Литвы и Курляндии, оккупация прибалтийского побережья в Эстонии, Латвии и Моонзундских островов.

    Причем кайзер ставил перед статс-секретарем условие - предъявить ультиматум в течение 24 часов. Ho Кюльман и на этот раз отказался, выдвинув весьма смелое контррешение: если кайзер станет настаивать, то он вынужден будет подать в отставку. Неизвестно, чем бы закончилась эта отнюдь не дипломатическая борьба, если бы в ход событий не вмешался Троцкий.

    Знал ли он обо всех этих закулисных интригах и противоречиях в Германии? Трудно сказать наверняка. Bo всяком случае, как считает ряд зарубежных историков, «вероятно, Троцкий почуял, что пахнет ультиматумом. Ультиматум пришлось бы принять, как было обещано Ленину, а от любимой исторической формулы отказаться».

    Троцкий заторопился. Ведь можно было упустить такую редкую возможность, о которой мечталось долгие годы, - испытать на практике свои теоретические доктрины, чтобы доказать не только самому себе, но и окружающим собственную гениальность. 28 января в 17 часов 58 минут, как только Кюльман открыл заседание комиссии, Троцкий тут же взял слово и заговорил в несвойственных прежним его выступлениям B данной аудитории манере и тональности о солдате-па- xape, который должен вернуться к своей пашне, о сол- дате-рабочем, которого ждала его мастерская.

    После этого, не переводя дыхания, Троцкий огласил письменное заявление: «Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Советской Федеративной Республики настоящим доводит до сведения Правительств и народов воюющих с нами Союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, со своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией прекращенным. Российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту.

    Л. Троцкий А. Йоффе, M. Покровский, А. Биценко, В. Карелин».

    Заявление произвело на присутствовавших, в том числе на тех, чьи фамилии были под ним зачитаны, эффект разорвавшейся бомбы. «Ничего подобного немцы не ждали, - вспоминал Йоффе. - Bce молчали. Кюльман бормотал что-то маловразумительное. Искали выхода, но не находили. Наконец, предложили co-

    звать пленум. От этого Российская делегация отказалась. Л. Д. Троцкий уехал с частью делегации».

    Таков итог участия Троцкого в международных переговорах, имевших судьбоносное значение не только для внешнеполитической стратегии первого в мире государства трудящихся, но и для стратегии Советской власти вообще.

    Начало 1920-х годов ознаменовалось появлением новой мировой державы на политической арене - СССР. Первая Конституция СССР была принята через 2 года после создания

    Самый первый свод законов нового государства был подписан в январе 1924 года. Именно тогда на приняли первую Конституцию СССР, которая законодательно закрепляла диктатуру пролетариата.

    Также первый основной закон отразил многонациональный уклад Советского Союза и мощную базу Советской власти. Стоит отметить, что первая Конституция СССР была принята иностранными державами без каких-либо противоречий.

    Что же ускорило создание этого свода законов? Как известно, на первом съезде Советов была утверждена Декларация о а уже в январе 1923 года, ровно за год до принятия первой Конституции, было основано 6 комиссий для разработки и подготовки текста будущего свода законов. Первая конституция имеет следующую структуру:

    • первый раздел: Декларация об ;
    • второй раздел: Договор об образовании Советского Союза.

    Первый раздел характеризовал принципы вхождения в Советский Союз других республик. Принципы были следующие: добровольность и равноправие.

    Помимо этих принципов, в Конституции прямо заявлялось о возможности мировой революции, о разделении мира на два лагеря: капиталистический и лагерь социализма. Второй раздел Конституции СССР включал в себя 11 глав, в которых утверждались герб, флаг и столица права суверенных республик, положения об исполнительном комитете, президиуме и о других органах власти.

    Первая Конституция СССР имела следующие исключительные предметы ведения:

    • внешняя политика и торговля;
    • разработка основных законов;
    • руководство/планирование государственного бюджета и экономики;
    • вопросы войны/мира.

    Вторая Конституция СССР была принята через 12 лет и просуществовала до 1977 года.

    Она имела свое название: «Сталинская конституция», или «Конституция победившего социализма». Что же провозглашал новый документ Советского Союза? Во-первых, он говорил о том, что в СССР победил социализм. Во-вторых, подтверждал уничтожение частной собственности и введение равного всеобщего избирательного права. Как ни странно, но Конституция 1936 года даровала людям свободу печати, собраний, слова и митингов и неприкосновенность Представителем всех общественных и государственных организаций по Конституции 1936 года являлась Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков. Стоит отметить, что вплоть до 1977 года днем Конституции считалось 5 декабря - этот день отмечался, как праздник, всем народом. В 1962 году Хрущев создает комиссию для пересмотра главного закона страны.

    Первая Конституция СССР была опубликована в начале 1924 года. Она являлась первым сводом законов нового государства, новой великой державы. Но ее история была совсем небольшой: всего лишь 12 лет первая Конституция СССР обладала высшей юридической силой в Советском Союзе, после чего была пересмотрена и отменена.

    Конституция РСФСР 1918 г.

    Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов и вступила в силу 19 июля 1918 г. после опубликования в «Известиях ВЦИК » .

    Конституция РСФСР определяла полити­ческую основу государства - систему Со­ветов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу государ­ства - диктатуру пролетариата в фор­ме Республики Советов. Она закрепляла ос­новные экономические преобразования Совет­ского государства: национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышлен­ности.

    Конституция зафиксировала федератив­ный принцип государственного устройства РСФСР, субъектами Федерации считались наци­ональные республики. Конституция предусмат­ривала возможность создания областных со­юзов из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации. Высшим органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов, а в пери­од между съездами - избираемый им Всерос­сийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

    ВЦИК был высшим законодательным, рас­порядительным и контролирующим орга­ном. Он формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссари­атов, возглавляемых народными комиссара­ми. СНК имел законодательные полномочия.

    Органами власти на местах были названы областные, губернские, уездные и волост­ные съезды Советов, городские и сельские Советы, избиравшие исполнительные коми­теты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов. Избирательная система, по Конституции, носила явный классовый характер: право участвовать в выборах имели только трудя­щиеся. Гражданских и избирательных прав оказались лишены лица, использующие наем­ный труд в целях извлечения прибыл и, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии - т. е. те, кого в те годы назы­вали «обломками самодержавия». Конституция закрепила многоступенча­тую и непрямую систему выборов в Сове­ты. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы: Делегаты последующих уровней избирались на съездах Советов на основе принципов представи­тельства и делегирования.

    Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

    I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

    II. Общие положения Конституции РСФСР.

    III. Конструкция Советской власти.

    IV. Активное и пассивное избирательное право.

    V. Бюджетное право.

    VI. О гербе и флаге РСФСР.

    Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства - система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу - диктатура пролетариата в форме Республики Советов. В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами - избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

    ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

    Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата