Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Систему социального контроля образуют нормы и. Социальный контроль - виды и основные функции. Формальный и неформальный социальный контроль

    Систему социального контроля образуют нормы и. Социальный контроль - виды и основные функции. Формальный и неформальный социальный контроль

    Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

    В функционировании социального контроля можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций.

    Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур.

    Отличительной чертой социального контроля являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка).

    Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время возможности для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: приносящие обществу вред, и необходимые для его развития.

    Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Выделяется два типа социального контроля:

    Внутренний контроль или самоконтроль;

    Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

    Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях. Социальный контроль включает в себя два главных элемента - нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания о том, как правильно себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.



    норма санкция регуляция общественный порядок. Можно выделить несколько видов социальных норм:

    1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

    2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

    3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

    4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

    5)религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

    6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

    Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    По масштабам распространения - общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    По функциям - ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    По степени нарастания строгости - привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.

    Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

    Регулируют общий ход социализации;

    Интегрируют индивидов в группы, а группы -- в общество;

    Контролируют отклоняющееся поведение;

    Служат образцами, эталонами поведения.

    Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

    Социальные нормы выполняют важные функции:

    Регулирование общего хода социализации;

    Интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

    Контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

    Образец поведения.

    Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

    Санкции - это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

    Различаются четыре типа санкций:

    Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документально. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, и т. п.

    Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

    Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

    Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами - издевка, порицание, нотация, пренебрежение, и т. п.

    Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение и, следовательно, перестает быть элементом социального контроля.

    Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

    Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

    1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

    2. Воспитание - процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

    3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

    4. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

    Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

    1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

    2. Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

    3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

    Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

    Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

    Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

    Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

    В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.


    Таким образом, социальный контроль - это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

    Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

    Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

    Стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);

    Экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);

    Морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина - соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);

    Физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);

    Моральная и психологическая защита работника и др.

    Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.

    Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.

    Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля - внешний, взаимный и самоконтроль.

    При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.

    Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой - способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.

    Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.

    Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.

    Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.

    В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.

    В-четвертых, любой контроль - это способ поддержания власти, подчинения: ослабляется контроль, - ослабевает и влияние на людей.

    Взаимный контроль возникает в ситуации, при которой носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Тем самым либо дополняется, либо замещается административный контроль. Контролировать друг друга с точки зрения дисциплины в сфере труда способны не только отдельные индивиды (данный опыт довольно широко распространен на Западе), но и целые группы, если они достаточно сплочены на основе материального и морального интереса. Существуют различные формы взаимного контроля - коллегиальный, групповой, общественный.

    Самоконтроль - это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля - сокращение контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, он дает работнику чувство свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен.

    Недостатками самоконтроля являются в основном два обстоятельства: каждый работник в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется только при таких его личностных качествах, как сознательность, нравственность, порядочность и т.д.

    В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.

    1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения. При сплошном социальном контроле постоянному наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности; объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.

    При избирательном контроле его функции относительно ограничены, распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Выбор типа социального контроля определяется многими факторами: индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации).

    На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если серьезные нарушения не отмечаются достаточно длительное время, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции вновь пробуждаются, принимая «на всякий случай» сплошной характер.

    Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, действенность контроля, а понятие «формальный» - его поверхностность, видимость, непринципиальность. В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергается не качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности. Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации: пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы; внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.

    Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.

    3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется степенью осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, кто оказывается объектом этих функций. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных или неформальных контролеров, сбора информации через посредников.

    Важный аспект социального контроля - определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неожиданность социального контроля, что способствует его открытому характеру.

    Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы - совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, - регулирующие их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В нормах, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они являются эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.

    Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций. Санкция -предохранительная мера, применяемая к нарушителю социальных ограничений и имеющая для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции бывают формальные — применяемые администрацией в соответствии с установленными критериями и законодательством, и неформальные -спонтанная реакция членов трудовой организации (коллективное осуждение, отказ от контактов и т.д.). Санкции и поощрения, противодействуя нежелательным поведенческим актам и побуждая работников к соответствующему трудовому поведению, способствуют формированию у них сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.

    Социальный контроль включает в себя два главных элемента: нормы и санкции, которые встроены в механизм функционирования любого социального института.

    Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе, и они могут быть очень разнообразными, реализовываться в различных формах. Предписания могут иметь форму закона, правового правила, традиции и т. д. Все они предписывают человеку образцы поведения. Роль разных форм социальных предписаний может меняться.

    Социальные санкции - это средство поощрения или наказания стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    Социальные нормы различаются по масштабам. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (рабочий коллектив, команда), другие - в больших или в обществе в целом. К таким относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи большим социальным группам.

    Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение, которое зависит от эффективности санкций за нарушение основных норм. За нарушение некоторых норм следуют очень сильные санкции (тюрьма и т. д.). Строже всего караются нарушения табу и юридических законов.

    Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив и они не только представляют определенный тип поведения, но и формируют социальные ожидания от человека, имеющего определенный статус. Окружающие ждут вполне однозначного поведения, поэтому нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает в себя мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидания, оценки и средства. Таким образом, нормы выполняют определенные функции, в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют или как стандарты поведения или как ожидания поведения (реакция).

    Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы - это «стражники» ценностей и соблюдение норм означает сохранение ценностей. Нормы - это правила поведения, а ценности - это понятие того, что такое добро и зло.

    И сами нормы в обществе выступают как ценности. Социальные санкции являются охранниками норм, наряду с ценностями они отвечают за то, чтобы люди выполняли нормы. Нормы защищены с двух сторон: со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции - это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм. При этом в социологии санкции классифицируют по двум основаниям: позитивные - негативные, форменные - неформенные. Это дает четыре типа сочетаний: форменные позитивные санкции - это публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды); неформенные позитивные санкции - это публичное одобрение, исходящее от социальной среды (комплименты и т. д.); форменные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, указами, предписаниями, распоряжениями; неформенные негативные санкции - это наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицания и т. д.)

    Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.

    Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

    Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

    В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

    Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

    Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

    Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.


    Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

    Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

    Социальный контроль, по сути, - это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.

    Формы социального контроля[править | править вики-текст]

    Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

    1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

    2. Неинституциональная форма социального контроля - особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
    Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

    Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль .Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

    · Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это - парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.

    · Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.

    · Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

    Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой являетсяобщественный контроль . Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль - публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль - это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.

    Термин «социальный контроль» впервые был введен французским социологом Он предлагал рассматривать его одним из важнейших В последующем Р.Парком, Э.Россом, А.Лапьером была разработана целая теория, согласно которой тот являлся необходимым средством для обеспечения усвоения человеком элементов культуры, сложившейся в обществе.

    Социальный контроль - это механизм, существующий для поддержания порядка в обществе, направленный на предотвращение нежелательного, отклоняющегося и их наказание за это. Осуществляется посредством нормативного регулирования.

    Важнейшее условие функционирования социальной системы - предсказуемость действий и поведения людей. Если оно не выполняется, то произойдет ее распад. Для устойчивости системы общество использует различные средства, к которым можно отнести социальный контроль, выполняющий охранительную и стабилизирующую функцию.

    Он имеет структуру и состоит из и санкций. Первые содержат предписания, определенные модели поведения в обществе (в них указывается, что люди должны делать, думать, говорить и чувствовать). Они подразделяются на правовые (закреплены в законах, содержат санкции за их нарушение) и (выражаются в виде общественного мнения, основной инструмент воздействия -всеобщее порицание или одобрение).

    Нормы классифицируют по масштабу на те, которые существуют в малых, больших группах и в обществе в целом. К общим можно отнести традиции, обычаи, этикет, законы, нравы и т.д. Нормы - это права и обязанности человека по отношению к другим, выполнения которых ожидают от него окружающие. Они имеют строго определенные рамки. К ним обычно относят социальные обычаи и традиции, манеры, этикет, групповые привычки, табу, общественные нравы, законы.

    Для регулирования поведения человека существуют санкции, при помощи которых его «правильные действия» поощряются, а за допущенные нарушения применяются меры наказания. Они могут быть самыми разнообразными, начиная от неодобрительного взгляда до лишения свободы и даже смертной казни. Санкции подразделяют на 4 типа: негативные (наказания), позитивные (поощрения), формальные (различные награды, премии, грамоты, стипендии, штрафы, лишение свободы и т.д.), неформальные (одобрение, похвала, комплимент, устный выговор, оскорбительный тон).

    Виды социального контроля

    Внешний (формальный и неформальный) и внутренний.

    Формальный контроль осуществляется госорганами, социальными и политическими организациями, СМИ, основываясь на официальном осуждении или одобрении и действуя на территории всего государства. При этом нормы, регулирующие деятельность человека, содержатся в законах, постановлениях, различных инструкциях и приказах. Формальный социальный контроль направлен на соблюдение существующего порядка и уважение законов при помощи представителей госорганов. Неформальный основан на осуждении или одобрении поступков друзьями, родственниками, соседями, коллегами и так далее. Он выражается в виде традиций, обычаев, а также через СМИ.

    Внутренний социальный контроль предполагает регулирование человеком своего поведения самостоятельно, основываясь на общепринятых нормах. Он проявляется в виде эмоциональных переживаний, чувства вины и вообще отношения к совершенным поступкам. Основные элементы самоконтроля - совесть, воля и сознание.

    Косвенный (основан на идентификации с законопослушной группой) и прямой социальный контроль, который базируется на доступности различных способов удовлетворения потребностей и достижении целей, альтернативных аморальным или противоправным.