Войти
Образовательный портал. Образование
  • Эффект Доплера для световых волн
  • Китайское или японское умножение Как японцы решают умножение
  • Путин поддержал проведение года единства российской нации
  • История древних русских городов
  • Кто-то еще Шарли? Юмор на крови. Журнал Charlie Hebdo посмеялся над катастрофой А321 Шар ли
  • Плесень в банке с вареньем: инструкция по применению
  • Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура - надзорный орган. Контрольно надзорные органы Каким органом осуществляется контроль

    Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура - надзорный орган. Контрольно надзорные органы Каким органом осуществляется контроль

    Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие (Даньшина Л.И.)

    Дата размещения статьи: 20.08.2012

    Понятие правоохранительных органов вытекает из понятия правоохранительной деятельности.
    Термин "правоохранительная деятельность" появился в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. и означает вид государственной деятельности, которая проявляется в том, что осуществляется с применением юридических мер воздействия (принуждения и взыскания), должна строго соответствовать предписаниям действующего закона, проводится в установленном законом порядке и возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Таких органов много, достаточно сказать, что в области правоохранительной деятельности действуют и применяются несколько десятков законодательных актов, определяющих направление деятельности, структуру и полномочия конкретных правоохранительных органов, способы решения поставленных задач.
    Перед правоохранительными органами стоят общие задачи - защитить права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Перед конкретными правоохранительными органами законодательством поставлены конкретные задачи, которые выполняются отдельными правоохранительными органами в определенном правовом режиме с определенными правовыми последствиями.
    Правоохранительная деятельность имеет несколько направлений, среди которых можно назвать следующие:
    конституционный контроль (осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и уставными конституционными судами субъектов Российской Федерации);
    правосудие (осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и судами субъектов Российской Федерации);
    организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (организационно обеспечивается аппаратами этих судов); при этом обеспечение деятельности других судов, входящих в судебную систему, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его местными учреждениями, Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, некоторыми подразделениями указанного Министерства, администраторами судов;
    прокурорский надзор (осуществляется единой федеральной централизованной системой органов Прокуратуры Российской Федерации);
    выявление и расследование преступлений (осуществляются органами расследования);
    оказание юридической помощи (осуществляется адвокатурой, юридическими службами государственных и негосударственных организаций, государственными и частными нотариусами, частными детективами).
    Указанные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, а отсюда и органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, действуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой, обеспечивая реализацию конкретных задач, которые стоят перед каждым правоохранительным органом, и тех общих целей, которые поставлены перед правоохранительной деятельностью.
    Каждый правоохранительный орган действует на основе конкретного законодательного акта, которым определяются не только его цели, задачи, организация и компетенция, но и пределы тех полномочий, которые он должен выполнять и за пределы которых выходить не имеет права.
    Помимо взаимодействия между собой, правоохранительные органы осуществляют свои полномочия в тесном контакте с контролирующими органами. Если правоохранительные органы работают в связи с совершением преступлений, расследуя и рассматривая их в суде в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законом (УК РФ, УПК РФ) с тем, чтобы защитить права и законные интересы потерпевших, чтобы каждый виновный понес справедливое наказание и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, то государственные контролирующие органы, выявляя нарушения действующего законодательства, наделены правом привлечения лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
    Контролирующие органы Российской Федерации представляют собой определенную систему органов, которые могут действовать самостоятельно или по заданию правоохранительных органов. В любом случае обнаружения признаков преступления в деятельности физических или юридических лиц контролирующие органы вне зависимости от того, действуют ли они самостоятельно или по заданию правоохранительных органов, обязаны сообщить выявленную информацию в правоохранительные органы, которые наделены правом возбуждения, расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.
    Если правоохранительные органы относятся к государственным органам, то контролирующие органы могут быть государственными и негосударственными.
    Сказанное в первую очередь относится к контролирующим органам, перечисленным в гл. 22, 23 КоАП РФ (их более 80). Среди них налоговые органы, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органы, осуществляющие контроль в области финансовых рынков, государственного статистического учета, валютного контроля, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    Функциями контроля предпринимательской деятельности наделены комиссии по делам несовершеннолетних, полиция, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарного надзора, государственный экологический контроль, государственный пожарный надзор, контроль и надзор в сфере транспорта, в области обращения и защиты информации, защиты прав потребителей и потребительского рынка, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, миграционная служба, служба судебных приставов, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, банковского надзора, микрофинансовой деятельности, иностранных инвестиций. Таков неполный перечень контролирующих органов. Каждый из них, помимо общих задач контроля, выполняет конкретные, поставленные перед ним задачи, имеет индивидуальное правовое регулирование, присущую ему компетенцию, полномочия и возможные способы воздействия на нарушителей правил, действующих в той отрасли, в которой контролирующий орган работает.
    Помимо перечисленных государственных органов, в соответствии с нормами ГК РФ в различных правовых формах, предусмотренных данным Кодексом, могут быть учреждены юридические лица, аудиторская и контролирующая деятельность которых является для них основной. Правом применения наказания за допущенные нарушения такого рода негосударственные контролирующие органы не обладают.
    Задача контроля - проверка соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действующему отраслевому законодательству, констатация благополучного положения дел в случае отсутствия нарушений или выявление нарушений действующего законодательства, аргументированное их описание в соответствующих итоговых документах (актах ревизий, документальных проверок и т.д.), применение мер воздействия, взысканий самими контролирующими органами в случае обнаружения нарушений, подпадающих под признаки административных правонарушений, или передача материалов в правоохранительные органы в случае обнаружения признаков преступления.
    Из перечня контролирующих органов сам по себе напрашивается вывод о том, что деятельность физических и юридических лиц контролируется в различных направлениях самыми разными органами, задачей которых является соответствие деятельности физических и юридических лиц действующему законодательству, предусматривающему и регулирующему разные стороны предпринимательской деятельности. Остановимся на некоторых из них.
    Одной из разновидностей контролирующих органов являются налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ). Единство и централизация системы предполагают, что никаких иных налоговых органов, кроме названных в НК РФ, не может существовать.
    Система налоговых органов трехзвенная с вертикальным подчинением: на федеральном уровне - Федеральная налоговая служба, на уровне субъектов Российской Федерации - УФНС (в федеральных округах могут создаваться межрегиональные УФМС) и инспекции Федеральной налоговой службы на уровне административно-территориального деления, входящего в субъект Российской Федерации, - по районам, районам в городах и городам без районного деления. Исключение составляют г. г. Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная - горизонтального подчинения у налоговых органов нет.
    Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы и подтверждаются правильность их исчисления и своевременность уплаты. Налоговые органы могут проводить налоговые проверки, изымая при этом документы, если имеются основания считать, что документы будут уничтожены, изменены или заменены, получать объяснения от налогоплательщика по любым вопросам налогообложения, приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество, осматривать любые помещения, которые используются для извлечения прибыли, где бы они ни находились, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.
    Налоговые органы в рамках своей компетенции имеют право определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, в случае выявления нарушений законодательства требовать их устранения, могут взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы, требовать от банков необходимую информацию о списании со счетов налогоплательщика и с корреспондентского счета банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечислении этих сумм в бюджет, привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей, ходатайствовать о приостановлении или аннулировании лицензий на осуществление определенного вида деятельности, предъявлять в арбитражные и суды общей юрисдикции иски по вопросам, касающимся нарушения законодательства о налогах и сборах, например о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
    Решения нижестоящих налоговых органов изменяют и отменяют вышестоящие налоговые органы.
    Наряду с правами, которыми наделяет налоговые органы ст. 31 НК РФ, они несут обязанности вести учет организаций и физических лиц, информировать налогоплательщиков о действующих налогах, связанном с ними законодательстве и нормативных актах, сообщать при постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, возвращать излишне уплаченные налоги, сборы, пени и штрафы. Налоговые органы должны работать в условиях сохранения налоговой тайны, обязаны направлять налогоплательщику копии актов налоговой проверки и принятых в отношении его решений, осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
    Если в материалах проведенных проверок имеются признаки преступления, то налоговые органы обязаны направить эти материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
    Все полномочия налоговых органов, представленные ранее, могут быть "разбиты" на несколько направлений: а) правовое регулирование вопросов налогообложения, которое реализуется в праве Федеральной налоговой службы издавать в соответствии с налоговым законодательством нормативные акты по вопросам налогообложения в соответствии со ст. 4 НК РФ; б) налоговый учет; в) права налоговых органов в области исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов; г) осуществление налогового контроля.
    Налоговые органы действуют на принципах равенства всех перед законом, презумпции невиновности, соблюдения действующего законодательства. Каждый налоговый орган возглавляется руководителем, на которого возлагаются обязанности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных в пределах обслуживаемой территории (ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ).
    Налоговые органы могут осуществлять свою деятельность по заданию правоохранительных органов: органов расследования, оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, суда и прокуратуры. В этом случае результаты проведенных проверок сообщаются налоговыми органами в запрашивающую структуру.
    Наряду с налоговыми органами, в области налогообложения и сборов действуют таможенные органы, которые взыскивают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (и его органы на местах), которое дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст. ст. 34, 34.2 НК РФ). Означенные органы в систему налоговых органов не входят.
    К контролирующим органам относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, действующая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278.
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это федеральный орган исполнительной власти. Указанная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, имеет свои территориальные органы и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти. Служба финансово-бюджетного надзора выполняет две функции: функцию валютного контроля и функцию контроля финансово-бюджетной сферы деятельности в области экономики.
    В деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора можно выделить: создание нормативной базы для контролирующей деятельности в установленной сфере (руководитель службы издает приказы, имеющие нормативный характер, осуществляет в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации); непосредственный контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации; применение наказания за допущенные нарушения валютного и бюджетного законодательства в рамках производства об административных правонарушениях.
    Особое внимание при рассмотрении полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора следует уделить организации ее работы и тем возможностям, которые реализуются при выполнении возложенных на нее контрольных функций.
    Предметом контроля, который осуществляется службой, является использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов получателями финансовой помощи, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также контроль состояния материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В области валютного контроля предметом деятельности службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные подразделения наделены широкими полномочиями: проводят ревизии и проверки, встречные проверки, надзорные мероприятия, имеют доступ к любым документам не только проверяемых организаций (денежным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетам, планам, сметам и иным документам), но и организаций любых форм собственности, которые получили от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы. В ходе встречной проверки проводится сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации, проверяются фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей. По вопросам, возникающим в ходе проверки, возможно получение письменных объяснений должностных, материально ответственных и иных лиц.
    По результатам проведенной проверки в проверенные организации направляются обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений. Своевременность и полнота устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере контролируются проверяющим органом, при этом допускается добровольное возмещение средств.
    К работе службы в необходимых случаях могут быть привлечены ученые и специалисты, научные и иные организации, возможно проведение необходимых научных исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок.
    В случаях нецелевого использования получателем бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, несвоевременного перечисления платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, структурных подразделений и территориальных органов и их заместители могут привлечь виновных к административной ответственности. Возможное наказание за допущенные административные проступки: за нецелевое использование бюджетных средств - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц; за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 100 000 руб. на юридических лиц; за несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц (ст. ст. 15.14 - 15.16 КоАП РФ). Указанные санкции возможны только в том случае, если в действиях должностных лиц не имеется состава преступления, наказание за которое предусмотрено УК РФ. Если состав преступления налицо, то материалы передаются в органы расследования, а затем в суд, который может приговорить виновных к реальной мере наказания, предусмотренного УК РФ.
    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее подразделения на местах осуществляют свою деятельность в условиях соблюдения государственной, служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны, тайны связи и иной конфиденциальной информации.

    Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

    В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

    надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    надзор за исполнением законов судебными приставами;

    надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Органы прокуратуры:

    осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

    действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

    информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

    Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации.

    Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.


    Заключение

    В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрел контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти.

    В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства, которые рассматривались разными авторами. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов сколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точки зрения.

    Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

    Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: «Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

    В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

    В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм - болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по, сути дела - власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

    Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи - в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

    Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата - сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - верный признак его бюрократического загнивания.

    Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни.»

    Автор данной работы имел опыт обращения в органы государственной власти. И убедился в бездеятельности чиновничьего аппарата, проявляющейся в волоките и не компетенции государственных служащих в защите его прав. По мнению автора, это вызвано и таким положением дел в обществе, когда обыватель, в своём большинстве юридически безграмотен: он не только не знает, но и не хочет знать свои права. Необходимо не только совершенствовать аппарат государственных органов, но и повышать юридическую грамотность населения.


    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. М. 2000 г.

    Конституционном Суде Российской Федерации" с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.

    3. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. - 830 с.

    4. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. - М., 1995. 7,4 п.л.

    5. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2000. – 616 с.

    – М.: 2000. – 616 с.

    6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002. - 414 с.

    7. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г.

    8. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2005 г.

    9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869).

    10. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336).

    11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990.

    12.Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I.

    13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472.

    14. Зорькин В.Д. д-р юр.наук, проф. Кризис доверия и государство.//"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4887 от 10 апреля 2009 г.

    15. Зорькин В.Д. д-р юр.наук,пр-сор Белые одежды для черной мантии. Рейтинг доверия//"Российская газета" - Федеральный выпуск №3652 от 10 декабря 2004 г.

    Ответ от ... [мастер]
    Перечень контрольно-надзорных функций Управления
    Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие контрольно-надзорные и разрешительные функции:
    Выдает обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, определенных действующим законодательством.
    Осуществляет государственный контроль в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
    Выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного, выявленных объектов культурного наследия; согласовывает проектную документацию на данные виды работ; осуществляет приемку данных работ.
    В случаях и порядке, установленных законодательством, согласовывает и выдает разрешения на проведение землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия и их зон охраны.
    Согласовывает в установленном порядке землеустроительную, градостроительную, проектную документацию, градостроительные регламенты, а также решения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о целевом использовании земель и изменении их правового режима.
    Согласовывает сделки с объектами культурного наследия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
    Составляет в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.15, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области по следующим составам административных правонарушений:
    - нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны;
    - проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия;
    - незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
    - уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации;
    - нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и их территорий.
    Обращается в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности по вопросам, отнесенным к компетенции управления.

    Государство есть не что иное, как целостная система, функционирующая на основе человеческой деятельности. Другими словами, каждую в отдельности державу необходимо рассматривать комплексно, чтобы понять её функционал и, что самое важное, цель существования. При этом все без исключения люди являются маленькими элементами этой громоздкой структуры. Их деятельность регулируется правом, что в современном мире есть нормой. Однако наличие одних лишь официальных правил поведения не всегда удачно сказывается на человеческой работе. Суть в том, что право было изобретено для координации общества с целью выполнения им определенных функций. Сегодня эта догма известна практически всем и каждому, однако данный факт не мешает некоторым индивидам нарушать установленный порядок вещей. Поэтому государство, если рассматривать его как целостный механизм, осуществляет контроль в тех или иных отраслях современной жизнедеятельности общества. Хорошо это или плохо - ответить довольно сложно. Но в любом случае отношение к такому положению вещей не исключит существования специальных контрольных органов. В Российской Федерации подобные ведомства сегодня эффективно функционируют и выполняют все ставящиеся перед ними задачи. Но тут возникает вопрос: "Какие вообще государственные контролирующие и надзорные органы в нашей стране существуют?"

    Что такое надзор?

    Система власти разделена на три ветви. Элементами подобной структуры есть ведомства законодательного, судебного и исполнительного типа управления. Органы последнего вида являются реализаторами государственной политики и, что самое важное, функций державы. Иными словами, через исполнительную власть Россия выдвигает и обеспечивает свои интересы. Наряду с этим, данные органы осуществляют надзор во вверенных секторах. Надзор в данном случае представляет собой вид официальной деятельности, которая направлена на обеспечение режима законности в определенных сферах. Довольно часто представленный вид работы отождествляют с контролем, хотя эти понятия характеризуют абсолютно разные типы деятельности. И все же контролирующие органы РФ, список которых будет представлен далее, часто путают с надзорными, что является теоретической проблемой.

    Понятие контроля

    Наличие контрольно-надзорных органов в современной России не дает возможности полностью уравнять термины «надзор» и «контроль». В обоих случаях осуществляется разная по своей сути деятельность, направленная на достижение определенных целей. Контроль, в свою очередь, есть частью системы управления в целом. Его осуществляют путем наблюдения для оптимизации деятельности конкретного объекта. В противовес не есть формой обеспечения законности. Он существует для повышения эффективности определенных структур.

    Как оба типа деятельности соотносятся между собой?

    Контрольно-надзорные органы РФ, список которых будет представлен далее, в процессе своей деятельности реализуют разные задачи. С одной стороны, их работа направлена на обеспечение законности деятельности определенных субъектов, с другой - они контролируют данных субъектов для повышения эффективности их существования и выполнения ими определённых функций. Но тут необходимо провести важную черту. Надзор является деятельностью по отношению к иным, не входящим в структуру определенного органа субъектам. В свою очередь, контролироваться могут лишь внутренние подразделения определенных ведомств. Этот факт есть ключевым моментом, которые характеризует взаимосвязь двух представленных типов деятельности.

    Контрольно-надзорные органы государственной власти

    На сегодняшний день в России существует целая система органов представленного в статье типа. Их деятельность осуществляется в строгих законодательных рамках, которые устанавливаются Конституцией и другими нормативными актами нашего государства. Ключевыми принципами, на которых основана деятельность контрольно-надзорных органов, являются:

    • законность;
    • гласность и профессионализм;
    • справедливость;
    • самостоятельность и независимость.

    Довольно значимым есть также принцип социальной ориентированности. Его наличие говорит о том, что надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, осуществляют свою деятельность для общества и с учетом его непосредственных интересов. Эффективность выполнения задач представленными ведомствами обусловлена наличием специального законодательства. То есть работа надзорных органов осуществляется как на основе общеправовых, так и специальных юридических норм. Это также говорит о наличии уникальных полномочий у представленных в статье ведомств.

    Надзорные органы РФ: права, полномочия

    Деятельность упомянутых в статье ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия. Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить:

    • разработку и реализацию политики в определенной сфере;
    • осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
    • принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
    • предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.

    Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.

    Перечень контрольно-надзорных органов

    Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:

    • здравоохранение, культура, образование;
    • государственное управление;
    • социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
    • связь, информация.

    При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Таким образом, в статье мы рассмотрим наиболее важные контрольно-надзорные органы РФ. Список данных ведомств включает следующие структуры:

    • Министерство энергетики РФ.
    • Министерство связи и массовых коммуникаций.
    • Федеральная РФ.
    • и Министерство экономического развития Российской Федерации.
    • Правоохранительные органы государства.

    Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.

    Энергетика и связь

    Контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в статье, содержат в своей структуре специальные ведомства, которые реализуют координацию деятельности в сфере энергетики и связи. В первом случае мы говорим о Министерстве энергетики России. Данный орган осуществляет обследование эффективного использования ресурсов в РФ. То есть производит контроль ведомств и их годового уровня потребления энергоресурсов.

    В свою очередь, на Минсвязь возлагаются полномочия по надзору за соблюдением требований и нормативных правил, соответствующих государственному стандарту. Данная работа осуществляется путем координирования оборота сертифицированных работ, услуг и т. п.

    Финансы и экономика

    В финансовой сфере нашего государства основная деятельность ведется Министерством финансов, экономического развития, ФНС, а также Счетной палатой. Каждый представленный орган реализует пакет собственных полномочий по определенной линии работы.

    К примеру, ФНС следит за соблюдением налогового законодательства, а также процессом своевременности отчислений в бюджет государства. Министерство финансов и Министерство экономического развития осуществляют контрольно-надзорную деятельность в секторе валютных операций, использования бюджетных средств, аудиторской деятельности, ценообразования, деятельности всего хозяйственного сектора и т. д. Схожие с ФСН функции имеет Счетная палата.

    Деятельность правоохранительных ведомств

    В сфере обеспечения правопорядка и безопасности государства и его населения также действуют специальные контрольно-надзорные органы РФ. Полный список подобных ведомств невелик и включает в себя Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру.

    Функционал этих органов является наиболее широким. Весь массив их полномочий распространен на всех граждан РФ, а также предприятия и организации вне зависимости от формы собственности или структуры. К тому же надзор представленных ведомств в некоторых случаях принимает форму расследований, приводящихся по факту наиболее грубых нарушений действующего законодательства.

    Вывод

    Итак, контрольно-надзорные органы РФ, список которых представлен в данной статье, выполняют важные функции, осуществление которых производится во благо нашего государства и его населения.

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

    В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

    1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

    федеральная инспекция труда;

    федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

    органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

    2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

    органы исполнительной власти на федеральном уровне;

    органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

    органы местного самоуправления.

    3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

    профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

    В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

    «в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

    запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

    изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

    расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

    предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

    направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

    выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

    запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

    В статье 23.12 КоАП РФ определены полномочия Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

    Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

    Государственные инспектора труда, являясь федеральными государственными служащими, несут, согласно статье 364 ТК РФ, ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

    В ТК РФ выделены в статьях 366-369 следующие виды надзора:

    Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ;

    Государственный энергетический надзор – статья 367 ТК РФ;

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ;

    Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью – статья 369 ТК РФ.

    В соответствии со статьей 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

    В соответствии с частью 1 статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

    В соответствии с частью 1 статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

    Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать работников и работодателей о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.

    Работники всех вышеперечисленных органов по надзору независимы и подчиняются только требованиям закона.

    Постановлением №401 регламентируется деятельность государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, государственного энергетического надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

    В соответствии с указанным Постановлением №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

    органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

    специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

    органом государственного горного надзора;

    органом государственного энергетического надзора.

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет, в соответствии с пунктом 5.3.1. Постановления №401, контроль и надзор в установленной сфере деятельности:

    «5.3.1.1. за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

    5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

    5.3.1.3. за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

    5.3.1.4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

    5.3.1.5. за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

    5.3.1.6. за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

    5.3.1.7. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения;

    5.3.1.8. за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

    5.3.1.9. за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;

    5.3.1.10. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

    5.3.1.11. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

    5.3.1.12. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

    5.3.1.13. за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

    5.3.1.14. за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений, военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях».

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года №303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» в пункте 17 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

    В соответствии с частью 1 статьи 368 ТК РФ государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

    Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляя надзор за соблюдением организациями перечисленных норм и правил, независимы и подчиняются только закону.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569 «О положении, об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (далее - Постановление №569) Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

    В соответствии с пунктом 9 Постановления №569 должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются:

    «руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации;

    заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации;

    заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации - главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители;

    руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители;

    руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения;

    руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители;

    руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» .

    В соответствии с пунктом 10 Постановления №569 должностные лица, которые осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Они несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда в подведомственных им организациях.

    В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» государственный надзор за точным единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

    Кроме того, государственный надзор и контроль в сфере охраны труда регламентирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года №1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».

    Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы» .