Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • Извращенные наказания в истории разных народов (8 фото). Наказания

    Извращенные наказания в истории разных народов (8 фото). Наказания

    Ацтеки кололи иглами кактусов непослушных детей, в Китае за измену родине пускали в ход «укусы морской щуки», а в Древнем Риме брат мог наказать сестру, занявшись с ней сексом. Как человеческое общество наказывало своих нерадивых членов?

    Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, такие как убийства и изнасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка


    Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.
    В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.
    Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

    Древний Рим


    Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».


    И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.


    При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

    Китай древний и не очень


    По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.


    Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.


    Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.
    А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

    Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.
    Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.
    Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

    Телесные наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Такая мера наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести.

    В XX веке телесные наказания использовались в воспитательныъ учреждениях и законом никак не регламентировались (Хоть и были отменены как форма воспитания школьников 1864 году, когда вышел «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений»).

    4.3. Заключение в тюрьму.

    Заключение в тюрьму (лат. career), как вид наказа­ния допускался только в отношении рабов - за маловажные преступле­ния, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиато­ров, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сро­ков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административ­ной практики по каждому случаю.

    Тюремное заключение не считалось наказанием. «Тюрьма должна даваться не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы содержать их под стражей» («Career ad hominess custodiendos, non ad puniendos dari debet»).

    Если ответчик был присужден к выдаче определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно, если у должника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.

    Однако основное предназначение тюрем в Древнем Риме – это содержать заключенных до вынесения приговора или в ожидании готовящейся смертной казни: по древнему обычаю, после вынесения обвинительного при­говора отцеубийце надевали на голову волчью шкуру, на ноги деревянные башмаки и отводили в тюрьму, где он ждал изго­товления кожаного мешка.

    Условия в римских тюрьмах были подобающими духу того времени. Гай Калигула, «когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, велел бро­сить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого"».

    В Древнем Римес легендарных временСервия Туллиясуществовала подземная тюрьмаТуллианум, в которой от заразных болезней погибло огромное количествохристиан, государственных преступников, военнопленных правителей, которые здесь ожидали проведения по улицам города во времятриумфа, а затем умерщвлялись петлёй и голодом.

    На данный момент в заключение в тюрьму на пожизненный срок в России и в ряде других стран является самой жесткой мерой наказания.

    4.4. Лишение гражданского статуса.

    «Однажды Гай Калигула изгнанника, лишенного прав, и возвращенного из дав­ней ссылки, спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат,

    чтобы их всех перебить».

    За должностные преступления и нарушения нравственных ус­тоев общества законы предполагали лишение гражданина его ста­туса.

    Оно могло быть:

      максимальным - в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсег­да, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным;

      частичным – прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против род­ственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

    «Exilium est patriae privatio, natalis solo mutatio, legum nativarum amissio» («Изгнание или высылка означает лише­ние родины, изменение места жительства и утрату покровительства закона места рождения»).

    Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депорта­ции в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территори­ях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать раз­ные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства - и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место - и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог пре­дусматривать возможность возвращения по истечении некоторого сро­ка; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было нака­зуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или хо­датайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

    При этом у осужденного к лишению изымали все имущество и лиша­ли прав гражданства.

    Во времена СССР такая мера наказания, как лишение гражданского статуса (буквально – лишение гражданства) применялась нередко. Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо «совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18 Закона «О гражданстве СССР»). При этом лишение лица гражданства СССР, как и в Древнем Риме, не влекло изменения гражданства его супруга и детей. В судебной системе современной России нет такой меры наказания, как лишение гражданства и гражданских прав (лишь 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной

    истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить

    гражданства.

    4.5. Принудительные работы

    К этому виду наказания могли при­говариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и по­этому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основ­ных видов принудительных работ было два:

      приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступ­ления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни,

      приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);

    Второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

    Применение этой меры наказания часто имело прагматический характер – так в III веке, выявив банду фальшивомонетчиков, половина из них были казнены, но самых искусных в своем деле мошенников сослали на принудительные работы, только не на рудники, а на монетный двор – так, где из умения нашли себе применение.

    В Северной Корее за неудачную игры сборной по какому-либо виду спорта тренеров приговаривают к принудительным работам.

    В США практика такого наказания так же широко применяется – например за огромные долги за кредиты перед государственными банками должника могут приговорить к таким работам с полной конфискацией заработной платы. В некоторых штатах такая мера может применятся за употребление (реже за хранение) легких наркотических веществ.

    4.5. Смертная казнь

    «Ultimum supplicium esse mortem solam interpretamur» («Мы рассматриваем одну лишь смерт­ную казнь как крайнее средство»).

    Цельс - римский философ-платоник

    Смертная казнь – на лат. poena capitis.

    Этот вид наказаний назна­чался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости пре­ступлений, либо при посягательстве на священные устои римского обще­ства. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях - ме­чом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху - для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирко­вых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыс­лом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин - жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

    В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществле­ния смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религи­озным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хо­ронилось и придавалось поруганию.

    Самое широкое распространение в Древнем Римеимело распятие на кресте, будучи основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. "В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, - подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. - Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом.".

    Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартакавсе взятые в плен рабы, около 6 тысяч человек, были распяты на крестах вдольАппиевой дорогиотКапуидоРима.Марк Лициний Красстак и не отдал приказа снять тела. Это пример является самым известной в истории римской смертной казней.

    Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.

    Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которойосуждённый на смертьдолжен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

    По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвокподтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Осуждённому прибивали руки и ноги к концам крестагвоздямиили деревянными кольями, либо фиксировали конечности при помощи верёвок. Если гвозди и забивали в ладони, то, чтобы казнимый не спрыгнул с креста, пожертвовав при этом своими ладонями, его запястья привязывали веревками к перекладине.

    В некоторых случаях, чтобы продлить агониюказнимых, на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.

    В наши дни теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран(Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».

    В некоторых трактовках Корана в пятой суре есть слова: Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание…" Именно эта трактовка позволяет группировкам террористов использовать пришедшее и Рима распятие для устрашения христиан и в современную эпоху.

    Смертная казнь

    Правда, закон оговаривал такое убийство обязательным присутствием свидетелей, для чего схвативший вора должен был криком созвать народ. Если кража совершалась днем, то убивать преступника на месте преступления закон запрещал, его в таких случаях подвергали телесному наказанию,

    При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник

      Моммзен Т. Римская история Т. 1 Стр. 566

      Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака // Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т / Ред. А. М. Белявский, Л. Лазаревич, А. Л. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - Т. 2. - 900 с.

      Крест, орудие казни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

    Статья «Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии», BBC, апрель 2014

    Диоклетеан сидел на троне и с нетерпением ожидал приятных новостей. Только что началась большая охота на христиан и он собирался пожинать ее плоды. Время тянулось так медленно. Он выпил еще пару бокалов отличного мессинского вина и, подойдя к окну, залюбовался чудесным июльским днем. Было 3же 3 часа пополудни и он начинал нервничать. Что себе воображают эти христиане, подумал он. Как они могут предпочитать нормальной счастливой жизни пытки и боль?! Странно, но да впрочем, это не имеет значения. В всяком случае кровавые потехи в Колизее и его камеры пыток заставят их стать благоразумными.

    Он вышел в сад, с наслаждением слушая пение птиц и немного расслабившись, вновь вошел в тронный зал и отворил потайную дверцу позади массивного кресла Императора. Перед ним открылся узкий, темный коридор, ведший прямиком к камерам пыток. Он прошел почти 100 метров, спускаясь по каменным ступеням и наконец до него донеслись истошные вопли женщины. Еще 20 метров и он вышел к тяжелой дубовой двери. С трудом распахнув ее, Император очутился в камере пыток.

    Справа от него, в центре камеры молодая прекрасная женщина была подвешена за руки к цепям, свисавшим с потолка. Все ее точеное тело было покрыто кровоточащими ссадина и синяками, и сейчас двое палачей большими клещами раздавливали ее груди. Она кричала и страшно извивалась. Ее пышные груди стали лиловыми от застоявшейся крови, ее соблазнительное тело было залито потом и сияло в свете факелов. "Ну как, она отреклась от своей глупой веры?", спросил он одного из палачей.

    "Пока нет, Ваше Величество, но мы ее заставим, ха-ха-ха!", отвечал дюжий мужчина, стоявший перед беспомощной обнаженной пленницей. Он сделал полный оборот клещами, скрутившими правую грудь допрашиваемой и красавица дико заорала, кусочки раздавленной плоти брызнули на пол сквозь лопнувшую кожу.

    "Отрекись, женщина, отрекись!"

    "НЕТ, ГОСПОДЬ ЗАЩИТИТ МЕНЯ! ААААААААААААААААААААААААААААА…", она вновь истошно завопила, когда ее левая грудь была также вырвана этим жутким инструментом. Все ее тело заливали потоки крови и второй палач взял раскаленный до красна железный прут и провел по ее растерзанным грудям, чтобы остановить кровотечение. Женщина визжала и мотала головой. Струйка мочи побежала между ее стройных бедер. Ей было около 28 лет и Император поражался: как она могла вынести такие пытки и до сих пор не подчинилась...

    Двое истязателей взяли острые железные "кошачьи лапы" и принялись раздирать ее спину, остатки грудей и живот. Ее страдания было невозможно описать! Дикие вопли отражались от сырых стен мрачной темницы и молодая женщина продлжала кричать изо всех сил. Внезапно все ее тело обмякло и она безжизненно повисла на цепях. Палач приподнял ей веко своими грубыми пальцами и сказал: "Сдохла! На сегодня все!"

    Раздосадованный, Диоклетеан вышел из застенка. Он рассчитывал подольше полюбоваться этим допросом. Хотя они пытали ее почти 7 часов до его прихода. Жаль, жаль, подумал он. Еще один пропащий день! Он прилег отдохнуть и 3 часа спустя громкие крики и бряцанье доспехов разбудили его. Трибун преторианцев Маркус вошел в зал и покрлонился Императору: "Отличные новости Ваше Величество! В горах мы схватили семь христианок? Не угодно ли взглянуть на них?"

    "Конечно! Пойдем прямо сейчас!"

    Пленниц уже приволокли в темницу. Их руки было скручены веревками за спиной, платья разорваны в клочья во время борьбы. Они были прекрасны!!!

    Две из них были еще очень юны - 13 и 15 лет, но император заметил, как его взволновали их, начавшие наливаться, тела, видные сковзь разодранную одежду. Он сгорал от нетерпения увидеть этих девушек истошно вопящими и извивающимися от страшной боли. Их звали Лукреция и Жиотта. Обе были черноволосыми, с чудесными точеными юными телами, их расцветающая женственность сильно возбуждала. Третьей пленницей была Агата, 17 лет, белокудрая, с маленькими острыми грудками и стройными длинными ногами. Четвертой была 20-летняя Эмилиана, пышногрудая брюнетка, чья совершенная фигура казалась была вырезана великим скульптором. Пятой была несчастная 23-летняя женщина, на последнем месяце беременности, полногрудая, златовласая, с прекрасными, отливавшими перламутром, ногами, которые, казалось, начинались от шеи пленницы. Диоклетеан уже предвкушал, как восхитительно забьется в агонии это совершенное тело. Ее звали Кассандра. Шестая, жгучая брюнетка, 27 лет, прекрасная, как греческая богиня, увидев ее, Диоклетеан потерял дар речи от восхищения. Ее звали Лиона, за ней стояла последняя пленница, 31-летняя Венера, чья нежная грудь, хотя и не отличалась величиной, была крайне хороша, а ноги, Диоклетеан не мог вспомнить, видел ли он когда раньше ноги такой красоты.

    Молодые женщины дрожали от страха, но на их лицах читалось, что они верят в своего Господа, который дарует им силы выдержать ужасные пытки, ждавшие эти восхитительные тела. Диоклетеан внимательно оглядел заключенных и решил отправить их на арену, чтобы праздные толпы получили удовольствие от страданий несчастных. Однако он решил не ждать и распорядился, чтобы 13-летнюю девушку немедленно подвергли пыткам для его развлечения. Он уже предвкушал аппетитное зрелище в полумраке пыточного застенка. Он махнул солдатам и те оттащили в сторону остальных женщин и затем поволокли их в другие камеры, затем он велел Марко привести Лукрецию в застенок. Девушка не сопротивлялась, она была горда, что принимает муки во имя Христа. Так ее протащили по темному коридору и втолкнули в комнату, где ее восхитительное молодое тело было должно подвергнуться самым изощренным на свете пыткам. Она была не высокой, всего 157 см, но ее тело, от него было нельзя оторвать взгляд. Маленькие круглые грудки, точеные упругие ягодицы и длинные стройные ноги. Ее раздели до гола и все мужчины наслаждались видом ее прекрасного юного тела. Затем обреченную положили на пыточный стол и крепко к нему привязали, ей раздвинули в стороны ноги и все увидели ее женское место, редкие волоски на лобке.

    Диоклетеан подошел к Лукреции и сказал: "Отрекись от своей веры, девочка моя и избавь себя от боли и унижений".

    "Нет, Император! Я не могу этого сделать! Я верю в Господа и он защитит меня! Я готова умереть за него!", недрогнувшим голосом ответила девушка.

    "Ну что же, поступай, как знаешь. Только я должен предупредить тебя, умрешь ты не быстро! Ты будешь страдать так, как никогда еще не страдала! Мои палачи заставят тебя вопить и визжать, как резанную свинью! Ну как, может ты передумаешь?"

    "НЕТ, нет, нет!"

    "Приступайте к пытке!", распорядился Император и отошел назад. Он поудобнее устроился на резном кресле и приготовился любоваться чудесным зрелищем.

    Два палача взяли металлические крючья и начали терзать ее нежное тело, разрывая его от шеи до пят. Жуткий инструмент глубоко впивался в груди и животы юной пленницы и она истошно вопила, извиваясь от непереносимой боли, распятая на пыточном столе. Снова и снова палачи проводили этими жуткими орудиями и вскоре все ее тело было залито кровью, хлеставшей из множества ран. Лукреция кричала и мотала головой, а крючья делали свое страшное дело, разрывая на куски ее прекрасное тело. После почти получаса непрерывной пытки, они наконец решили сделать перерыв на пару минут,… в основном, чтобы привести истязуемую в чувства и подготовить ее к новой пытке.

    Тюремщик снял с жаровни, где пылали угли, ковш с кипящим маслом и медленно подошел к пыточному столу. Теперь один из палачей взял маленький черпак. Он зачерпнул масло из ковша и Лукреция, которая широко раскрытыми от ужаса глазами смотрела на эти пугающие приготовления, поняла, что они собираются делать! Он принялся лить кипящее масло на обнаженное тело девушки! Она дико завопила! Кожа вздулась пузырями и полопалась, обнажая кровоточащую плоть, ее почти варили живьем. Она извивалась, обезумев от боли и Диоклетеану казалось, что она переломает себе все кости, настолько сильными были судороги. Сорванный криками, ее голос теперь напоминал конское ржание, но палачи видели, что она еще не сдалась и прикидывали грандиозные планы насчет следующей пытки.

    Император был крайне возбужден. Он поглаживал свой, ставший твердым как камень, член и наслаждался каждым стоном, каждым криком допрашиваемой беспомощной 13-летней девушки. Пытка продолжалась почти 2 часа. Она раз за разом теряла сознание. Закончив истязание кипящим маслом, палачи вновь взяли острые крючья - "кошачьи лапы". Эти укороченные грабли, каждая из которых оканчивалась четырьмя отточенными когтями, стали срывать обожженную кожу с мышц. Лукреция визжала, словно резанная свинья, ее крики уже не были похожи на голос человека. Крючья продолжали раздирать ее груди, живот и бока. Ее вырвало кровью и она потеряла сознание. Ведро ледяной воды и истязание продолжилось, теперь ей решили отрезать груди. Старший палач медленно отрезал их нарочно затупленным большим ножом, оттягивая другой рукой за сосок. Лукреция выгибалась дугой на пыточном столе, веревки глубоко впились в ее тело, дикие крики отражались от сырых стен подземелья. Ее тело, совсем недавно такое соблазнительное, теперь было невозможно узнать. Только бедра все еще были таким же стройными и влекущими. И уж конечно ее лоно, для которого император придумал особое развлечение. После того, как ей почти что отпилили вторую грудь, она обмочилась и впала в беспамятство. Ее с трудом привели в чувства и влили ей в рот кувшин вина, чтобы придать ей силы для дальнейших пыток.

    Давясь и задыхаясь, она пила и шептала: "Господь сохранить меня, он даст мне силы выдержать все, гос…подь помооожет…". Палач взл небольшие клещи и подошел к пленнице, встав между ее широко разведенных ног. Грубыми пальцами он раздвинул ее половые губы и ухватил зазубренными челюстями клещей ее клитор. Изо всех сил он сжал рукоятки и крутанул эту самую чувствительную часть женского тела. Девушка выгнулась дугой и закричала так, как казалось бы, не может кричать человек. Палач продолжал дергать и крутить клещи пока не вырвал клитор, тело несчастной безвольно обмякло. Когда она вновь пробудилась для страданий, тяжело дыша и всхлипывая, тюремщик вытащил раскаленный докрасна прут из углей жаровни и принялся жечь ее лоно. Ее мучения было невозможно себе представить. Крики отражались эхом, носясь по камере пыток, теперь они звучали по новому, было похоже, что они несутся прямиком из ада. Ей сожгли половые губы, влагалище и, наконец, палач глубоко втолкнул раскаленное железо, проткнув матку. Она испустила последний страшный вопль и свет навсегда померк для нее.

    Император был доволен, такого наслаждения он не испытывал уже 10 дней, с тех пор как замучили прекрасную 11-летнюю девочку. В его ушах все еще звучали крики несчастной, когда палач почти час раздирал ее узкое девичье влагалище толстым деревянным стержнем, усеянным шипами! Ее пытали целых два дня, было удивительно, как она смогла выдержать такие муки. Диокретеан медленно вышел из камеры и пошел в спальню.

    Да, день был трудным. А завтра… Завтра будет грандиозное представление на арене Колизея. Шесть женщин… Зрелище будет великолепным, думал он, прежде чем заснуть.

    На следующий день трибуны были забиты зрителями, мужчинами и женщинами, желавшими полюбоваться долгими пытками и медленной казнью этих шести христианок. В центре арены был выстроен высокий помост, на котором должно было проходить действие. На помосте возвышались мощные деревянные балки с перекладинами, с которых свешивались веревки. К ним должны были привязать жертв во время истязания. Палачи готовили пыточный стол и Х-образный крест к сегодняшней расправе. Пытку было решено разделить на два этапа. По три женщины в каждом.

    Первыми на помосте появились палачи. Их встретил гром аплодисментов. Несколько минут спустя, стражники привели обнаженных обреченных. Их было трое, предназначенных для этого этапа казни: Жиотта, Венера и Эмилиана. С них уже сорвали всю одежду и теперь толпа любовалась их совершенными телами.

    Первой палачи схватили Венеру и подвесили ее к цепи, укрепленной на перекладине креста за связанные за спиной руки. Она заорала, когда ее плечевые кости с хрустом вышли из суставов. Затем истязатели привязали Жиотту к пыточному столу, уложив ее с широко разведенными ногами. Палачи собирались уделить особое внимание половым органам 15-летней девушки. Последнюю женщину - Эмилиану - прикрутили к Х-образному кресту, собираясь подвергнуть ее самым изощренным пыткам. Старший палач посмотрел в императорскую ложу, где удобно развалясь, восседал Диоклетеан. Тот кивнул. Палачей было 6. По два на каждую жертву.

    Первая пара вооружилась дубинками и принялась избивать вздернутую на дыбе Венеру. Они били по всему ее чудесному телу. Ее крики были ужасны… Женщина извивалась, словно змея при каждом ударе. По бедрам, бокам, грудям, заду, ей нанесли не меньше 180 ударов, наконец она потеряла сознание и повисла, раскачиваясь на цепях.

    В это время еще два палача поднесли докрасна раскаленные железные прутья к грудям и лону Жиотты. Девушка истошно завопила, обезумев от боли, когда они принялись разбивать ее клитор большим деревянным молотком. В то же время второй палач начал клещами раздавливать ее маленькие груди. Она уже не владела своим телом и обмочилась. Ее лицо стало мертвенно бледным. По телу стекали ручьи пота. Она была еще девственницей и первым ее влагалище познал жуткий пыточный инструмент. Ее интимные органы оказались крайне чувствительны, так что эти садисты решили пытать ее только таким образом. Они сделали перерыв, когда Эмилиана вдруг забилась, словно безумная в крепких путах и повернулись полюбоваться происходившим.

    Ее дикие вопли отражались от ограждения арены, носясь в чистом воздухе - два палача начали перепиливать грубой веревкой ее женские части. Один из них стоял перед ней, другой позади, оба двумя руками крепко держали концы веревки и тянули ее взад-вперед. Она не представляла, что на свете может быть подобная боль. Веревка была густо окрашена кровью, к ней прилипли кусочки растерзанной плоти половых органов.

    Теперь истязатели вновь занялись Венерой - с ее спины начали полосами сдирать кожу. Страдания несчастной было невозможно описать. Она вопила, обезумев от чудовищной боли, а кожа постепенно сползала с ее только что такой гладкой спины, оголяя кровоточащее мясо. Почти потеряв человеческий облик, до полусмерти замученная, Венера испражнилась под себя, ее несколько раз вырвало кровью. Скоро ее спина превратилось в бесформенное месиво окровавленной плоти. Теперь в ней нельзя было узнать прежнюю красавицу. Эта несчастная 31-летняя женщина повисла без чувств.

    Но в это время пытка юной Жиотты шла полным ходом. Теперь ей растягивали влагалище, засунув в него раскаленные железные прутья. Извиваясь от боли в крепких веревках, она истошно вопила. Сейчас она вновь обмочилась и желтая струйка зашипела, попав на раскаленный металл. Ее мучили почти 20 минут, а потом палачи наконец решили ей дать немного передохнуть, но так и не вытащили прутьев из ее интимного места.

    Этот день стал адом на земле для беззащитной Эмилианы. Сначала палачи острыми ножами отрезали ей груди. По ее телу пробегали страшные судороги, когда один из заплечных дел мастеров стал на колени перед ее выставленной напоказ промежностью. Она заорала еще сильнее и все тело выгнулось дугой, когда он поднес пылающий факел к ее половым органам. Пламя лизало ее половые губы и девушка корчилась и вопила, казалось ее крик будет слышан во всем городе. Она лишилась чувств, но пара ведер ледяной воды быстро вернули ее к страшной реальности и пытка длилась и длилась, и длилась… Целый час палач превращал лоно молодой женщины в дочерна обугленную корку, наконец, он встал и отошел от креста, оставив на нем мертвую пленницу…

    Венера уже сошла с ума по этими невообразимыми пытками, теперь в ее криках невозможно было что-то разобрать, это был просто вопль боли, словно он доносился откуда-то снизу, из ада. Сейчас палачи сдирали ей кожу с грудей и лона. Ее снова несколько раз вырвало, она мотала головой, а с ее тела на доски помоста медленно падали окровавленные клочья кожи. Когда кожа была содрана со всего ее тела, палачи тщательно протерли окровавленную плоть уксусом, чтобы усилить ее, и без того невыносимые, страдания. Она лишилась чувств, но по ее телу все еще пробегали судороги…

    Теперь все умение шести палачей было нераздельно отдано Жиотте. Девушка крича и дрожа от ужаса ожидала приближавшихся истязателей. Один из палачей втолкнул толстый деревянный бур ей во влагалище и завращал его, раздирая и без того уже обожженные стенки его любовного канала. Жиотта завизжала и отчаянно молила о пощаде, но пытка продолжалась, казалось она будет бесконечной. Скоро она потеряла сознание, но после ведра ледяной воды, двое садистов принялись рвать ее груди железными крючьями, в то время, как двое других мастеров терзали ее бедра, живот и лобок металлическими кошачьими лапами. Вопли девушки изумили толпу, никто не мог раньше представить, что так может кричать человек. Ее страданиям не было конца. Она лежала в луже своих экскрементов, содрогаясь от боли. Она еще несколько раз теряла сознание на протяжении этой ПЯТИЧАСОВОЙ пытки, пока наконец не затихла навеки.

    Глашатай объявил, что ввиду такой долгой финальной пытки Жиотты казнь следующих трех женщин переносится на завтра и народ громом рукоплесканий поблагодарил Императора и его умелых палачей. Солнце уже клонилось к закату и Диоклетеан, уходя в свои покои, строил планы на следующих день, обдумывая что-то новенькое

    1. Ценность римского права

    2. Особенности и исключительность

    3. Место в современном мире

      Система римского права

    1. публичное и частное право

    2. их институты

    3. характеристика норм

      Традиции и законы, регулирующие систему наказаний

    2. Штраф

    2.1. Соотношение размера штрафа и тяжести преступления

    2.2. Штраф в современном понимании

    3. Телесные наказания

    3.1. Особенности этой меры наказания

    3.2. Телесные наказания в уголовном праве некоторых стран в современности

      Заключение в тюрьму

    4.1. Особенности этой меры наказания

    4.2. Тюрьмы Древнего Рима

      Лишение гражданского статуса

    5.1. Частичное и максимальное

    5.2. Понятие о депортации

      Принудительные работы .

    6.1. Понятие, виды принудительных работ (рудники, школа гладиаторов)

      Смертная казнь

    7.1. Понятие смертной казни с точки зрения Римского права

    7.2. Виды смертной казни

    7.3. Самые трагичные казни в истории Древнего Рима (Ром, Ремул и их мать, весталка Муниция, Публий Гораций и его сестра)

    7.4. Смертная казнь в классическое время

    7.5. Погребение тела

    7.6. Право на освобождение от смертной казни

    IV. Римское право на Руси

      Римское право в СССР

      Особенности мер наказания в современной России и его связь с Римским правом

      Глоссарий (ключевые русские и латинские термины)

      Список литературы

      ВВЕДЕНИЕ

    Nullum crimen sine poena, nulla poena sine lege, nullum crimen sine poena legali - «Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания.»

    Римское право, возникшее в глубокой древности, занимает едва ли не самое центральное место в ряду юридических дисциплин и в наше время.

    Военные действия, развитие политических и экономических отношений в Римском государстве способствовали его бурному росту, становлению из примитивной общины в могущественную державу, объединившую почти весь культурный мир и превратившийся в "центр политической жизни мира" и "центр торгового оборота"."

    Для регламентации многообразия деловых отношений с учетом интересов разных народов, проживающих в Римском государстве, требовалось право, которое бы гармонично и грамотно соединило в себе весь положительный опыт норм, проверенных временем и потребностей того мира – так и возникла эта правовая система – Римское право, которое охватывает все аспекты всех имеющихся видов отношений в социуме.

    Законодательство Древнего Рима выработало и применяло на практике понятие степени наказания в зависимости от тяжести преступления. В данной работе будут рассмотрен весь спектр выработанных римским законодательством наказаний, особенное внимание будет казням и пыткам.

    Эта непростая тема была выбрана потому, что в существующей исторической литературе наказания, а особенно пытки и казни, регламентированные Римским Правом и активно применявшие в то время, либо не освещены совсем, либо рассмотрены очень поверхностно. Особенно важно рассмотреть влияние древнейшей системы наказаний на законодательные системы современности.

      ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 2.1. Понятие и характеристика правонарушений

    Правонарушение, подверженное действию уголовного наказания, и сле­довательно, принадлежавшее сфере уголовного права, обозначалось латинским словом crimen (вина, проступок, грех, преступление). Терми­нология сложилась механически - как обозначение требования о жестком возмездии, совершаемого в процессе публичного обвинения в данном деянии. В общем виде преступления по римскому публичному праву разделялись на традиционные (ordinaria) и нетрадиционные, или чрез­вычайные (extraordinaria).

    Различие было не содержательным, а формально историческим: первые, традиционные, были предусмотрены старым правом (jus vetus) и прежде всего законами в строго определенных наименованиях и строго формализованном содержании инкриминируемого действия, а все дальнейшие дополнения в понимании данного пре­ступления или аналогичного действия не должны были выходить за рам­ки первоначальных определений, иногда весьма случайных. Вторые, чрезвычайные, были в юридическом смысле созданы постановлениями императоров и не придерживались каких бы то ни было строгих формаль­ных категорий, эти преступления допускали смягчение или отягчение ответственности в зависимости от разного рода обстоятельств. Другое ос­нование для различия этих классов преступлений заключалось в том, что традиционные преступления предполагали в качестве наказания только ту меру, какая была предписана древним законом, где впервые устанав­ливалась наказуемость данного действия. Преступления чрезвычайные предполагали свободное усмотрение судьи в вынесении меры наказания, следуя общим предписаниям права: «В настоящее время тому, кто разби­рает crimen extraordinaria, разрешается выносить такой приговор, какой он хочет - или более тяжкий, или более легкий - с тем, чтобы не выйти за пределы умеренности». Тем самым этот класс преступлений предпо­лагал более сложную оценку наказуемого действия - не только по факту преступления, но по совокупности субъективных и объективных обстоя­тельств его совершения.

        Основные группы и виды преступлений в Древнем Риме

    Классифи­кация преступлений (crimen) в римской юридической культуре предопределялась в основном объектом преступного посягательства. В зависимо­сти от тяжести можно выделить не менее 12 общих групп преступ­ных действий в римском уголовном праве. Ниже предоставлена классификация преступлений в порядке возрастания вины.

    1) Преступления против хозяйственного порядка. К этой груп­пе преступлений относились главным образом взвинчивание цен, отказ в продаже товара какому-либо лицу и корыстное использование торговой сво­боды (скупка товара по дороге на рынок). Субъектом преступления мог быть только полноправный хозяйственный субъект (обладавший jus coinmercii).

    2) Предвыборная коррупция. Это преступление (и сходные с ним) подразумевало посягательство не столько на собственно публичный порядок, сколько на морально-нравственные нормы общества. Субъек­том мог быть только римский гражданин, официально допущенный к ве­дению предвыборной агитации в свою пользу и лично уличенный в пре­ступлении (подкуп избирателей).

    3) Повреждение имущества. Преступным было посягательство любого лица, даже маленького ребенка, на целость общественных зданий, строений, храмов, гробниц и т.п. (но не на имущество частных лиц).

    3) Покушение на неприкосновенность личности. Наказывалось любое лицо, даже уличенное только в попыт­ке нанести личное повреждение, тем более совершить убийство.

    4) Преступления против собственности. В классическую эпо­ху римского права к этой группе относилось немного преступлений, и главным образом кража с дополнительно квалифицирующими признака­ми; имущественные посягательства одних римских граждан против дру­гих считались главнейшим из частных деликтов и не влекли уголовных наказаний. В позднейшую эпоху особо квалифицированные виды кражи, содержавшие момент общественной опасности (ночная, крупная по раз­меру украденного, кража в банях, скота, кража с оружием в руках, кража из сумок и сундуков), стали объектом уголовного преследования. Вторым особо квалифицированным видом краж была кража имущества с элемен­тами посягательства на публичный порядок (супружеская кража, кража государственного и священного имущества, урожая целиком, кража на­следства). При краже также безразличен был момент прикосновенности: соучастие или пособничество, один или несколько - важен был только свершившийся результат действия.

    5) Вымогательство. К этой группе относились два главных вида преступлений: взяточничество чиновников (причем предметами наказу­емой взятки могли быть только деньги; не рассматривались в качестве взяток еда, питье, почетные подарки – даже если стоимость их была велика). Второй вид - вымогательство при исполнении должностных обязанностей (главным образом при сборе налогов).

    6) Половые преступления. В преступлениях против норм брачно-семейного права (инцест, запрещенные браки, прелюбодея­ние, неравный или бесчестный брак, двоеженство) мог быть обвинен толь­ко полноправный римлянин, причем в специальных случаях (бесчестный брак – или, в современном понимании, фиктивный) мог быть обвинен только римлянин особого сословного статуса; в преступлениях в собственном смысле половых (похищение женщин, педерастия, сводничество) могло быть обвинено любое лицо, причем в некоторых случаях для собственно римских граждан предполагалась извинительность таких действий.

    7) Подделка и вранье с правовыми последствиями. Смысл этой группы преступлений заключался в наказуемости посягательств на уста­новленный порядок правовых отношений и управления, а также правосу­дия: подделка завещаний, фальшивомонетничество, подделки в отноше­нии права и закона (ложное истолкование закона судьями или адвокатами, использование вымышленных норм права), подделки в отношении мер и весов, измышление в отношении родства (при завещании, опеке и т.п.). Для одних видов преступлений этой группы подразумевался специальный субъект - судейские и юрисконсульты, для большинства - любые лица, даже не из числа римских граждан.

    8) Злоупотребление властью в отношении граждан. Основным видом действий, признаваемых здесь как преступные, было насилие долж­ностного лица в отношении личности или имущества гражданина, не вызванное исполнением магистратских (судебных) обязанностей, но с использова­нием атрибутов должности (ликторов, стражников, знаков власти и т.д.). Быть обвиненным в этом преступление могло быть только должно­стное лицо и только при исполнении своих полномочий.

    9) Убийство и приравненные к нему преступления. Эта груп­па преступлений римского права наиболее точно выражает специфичность вообще конструкции преступного действия. Во-первых, далеко не всякое убийство рассматривалось как уголовно наказуемое, но только в тех си­туациях, где усматривалось посягательство не на личность, а на ее особый статус как римского гражданина, носителя части полномочий римского народа. Во-вторых, особой квалификации подлежали связан­ные с убийством действия, которые свидетельствовали о подготовке, об­думанности и злостном характере посягательства на правила публичного правопорядка. Из числа наказуемых убийств исключались: убий­ство раба, ребенка, убийство в случае необходимости, на войне, совер­шенное вне римской территории, убийство перебежчика, приговоренно­го к смерти, убийство нарушителя святости брака отцом потерпевшего. Все прочие виды убийств расценивались равно и рассматривались как тяжкое преступление. Все те, кто имел хоть какое-то отношение к убийству квалифицировались как сообщники. Допол­нительно квалификации подлежали: убийство оружием и при соверше­нии разбоя, убийство родственников, изгнание плода или неродившегося ребенка. Специально квалифицировались (как намерение совершать убийство): приготовление ядов и «любовных» зелий, кастрация, магия и «волхование», злостный поджог на корабле. Приравнивание этих пре­ступлений к убийству вызывалось презумпцией наступления наиболее воз­можных и наиболее опасных последствий.

    10) Преступления против религии христианской эпохи. К этой группе относились три вида: а) посягательства на порядок, установлен­ный для государственной церкви, и на отправление церковных служб (формы нарушений порядка определялись не законами, а церковными уставами и трактовались распространительно); б) посягательства на не­прикосновенность храмов (кража в церкви, нарушение храмовой территории, святотатство по отношению к культовым предметам и т.п.); в) пре­ступные формы иноверия (ересь, язычество, выход из христианства). Субъектом этой группы преступлений мог быть не только римский гражданин, но вообще любой человек, любой сословной принадлежности, даже рабского состояния, любого возраста и пола, причем здесь не действовали даже ограничения, связанные с условным определением вменямости лица; такого рода преступления могли быть совершены и животными.

    11) Преступления против всего сообщества (versus rei publicae). Субъектом этого класса преступлений мог быть только римский гражда­нин. К этому виду преступления относились: воинская измена, дезертирство при военных действиях, сдача врагу города, области, поджог города или обороняемого объекта в условиях боевых действий) - субъектом этого вида преступлений были только военные лица, т.е. римские граждане в момент про­хождения ими воинской службы; б) ниспровержение конституции, или публично-правового порядка (заговор с целью изменения формы госу­дарственного строя или изменения полномочий учреждений, действия с целью передачи власти неуправомоченному лиц)- в этих преступлениях предполагалось, что преступником может быть только полноправный римский гражданин, который мог оказать реальное влияние на отправление государственных полномочий; в) посягательство на ма­гистратские и жреческие обязанности и их исполнение (корыстное ис­пользование полномочий для изменения публично-правового порядка и прав римского народа) - субъектом этих преступных действий также мог­ли быть только особые лица: магистраты, жрецы; г) пренебрежение граж­данскими обязанностями (отказ от несения воинской службы граждани­ном, неисполнение воинских порядков и службы, восстание с любой целью, т.е. участие в нем); д) небрежение гражданско-религиозными обя­занностями (ре­лигиозных предзнаменований, преступления против римской религии; вранье при трактовке т.н. «сивиллиных книг» - античных стихотворных сборников, написанных на древнегреческом языке, которые, как считалось, содержали произнесённые сивиллами пророчества) - в этих преступлениях субъектом могли быть даже женщины-римлянки, осо­бенно причастные исполнению религиозных церемоний; е) покушение на личность должностного лица (покушение на магистрата, попытка убить, неудавшееся убийство государя и т.п.). В эпоху поздней республики сло­жился особый подвид внутри этой группы - а) оскорбление величия римского народа (laese maiestatis). Так квалифицировались убийства должностных лиц, позднее - государя. Понятие было неконкретным и нередко охватывало любые, даже идейные посягательства на власть.

      ПОНЯТИЕ О НАКАЗАНИЯХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

    3.1. Цель наказания и общие принципы ответственности

    Признание действия уголовно наказуемым ставило юридический вопрос о наложении на лицо уголовного наказания - роеnа. Сам этот термин был гречес­кого происхождения, исходное его значение - очищение (punitio) общины, сообщества от преступника и предоставлении его во власть карающих богов.

    Основополагающие принципы наказаний в Римском праве:

      «Наказание нала­гается не иначе как по закону или по иному правовому предписанию соответственно правонарушению».

      «Сколько правонарушений, столько и наказаний».

      «Наказание должно исправлять лю­дей».

      «На­казание за любое преступление должно быть соразмерным»

      «Где преступление, там и ответственность». (лат. ibi esse poenam, ubi et nox est)

      «Задача тюрем не в том, чтобы карать, а чтобы содержать под стражей»

    Исходя из этих принципов, можно сделать вывод, что по своей юридической обоснованности наказание должно быть в некоей условной мере соответственным (в правовом смысле, квалифи­кационном и с точки зрения материального содержания) преступлению. Вообще вопрос о соответствии наказания преступлению представляет одну из кардинальных и труднейших проблем уголовной юриспруденции, и опыты ее разрешения были всегда обусловлены общим пониманием смысла и цели наказания вообще. Римская юстиция начало соответственности трактовала в узко практическом смысле: как соответствие формы наказания общественной опасности и тяжести преступного действия. С точки зрения материального содержания соответственности наказания преступлению следствия этого принципа были более сложными. Во-первых, это приводило к безусловному признанию связанности формы наказания ка­чеством преступления: где преступление, там и ответственность (ibi esse poenam, ubi et nox est). Во-вторых, наказание и преступление должны быть связаны местом и временем: не может быть наказания, назначен­ного за преступление, совершенное (с точки зрения права) в другом месте и в условиях действия других норм права. В-третьих, сама форма нака­зания должна иметь какое-то отношение к качеству преступления. В частности, это приводило к тому, что римское право исключало из воз­можных наказаний тюремное заключение («Задача тюрем не в том, чтобы карать, а чтобы содержать под стражей»), а также полную кон­фискацию имущества.

    Римская юстиция сделала также общую попытку построить принципы иерархической лестницы в уголовном наказании - с тем, чтобы в общем виде определить принципы наложения наказания за мно­гочисленные и разнообразные виды преступлений. Наказание, носящее личный, тем более физический характер (телесное, отяготительное и т.д.), признавалось в любом случае более тяжким, чем любые имущест­венные взыскания. Следовательно, считалось, что в лестнице уголов­ных наказаний самое легкое телесное наказание стоит выше любого де­нежного. Выработалось и начало взаимного поглощения уголовных наказаний (поскольку общее правило требовало, чтобы за каждое со­вершенное преступление назначалось свое наказание, нередки были ситуации, когда наказаний было много, причем они не совпадали по реальной значимости и последствиям для преступника): более строгое наказание, считалось, включает и поглощает более умеренное (осужден­ного на смерть, например, не следует дополнительно наказывать прода­жей в рабство или т.п.).

      ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

    Вид наказания устанавливался:

      определенным законом, касающимся того или иного конкретного вида преступления;

      правовой традици­ей;

      судейским усмотрением, исходя из качества преступления, лич­ности преступника и общих допускавшихся при тех или иных обстоя­тельствах видов наказаний римской правовой практики.

    Основное место занимали наказания, которыми преступник тем или иным способом дол­жен был подвергнуться общественному осуждению со стороны равных, лишен привилегий, связанных с принадлежностью к римскому сообще­ству, лишен возможности в дальнейшем посягать на интересы и право­порядок сообщества.

    В целом в римском праве была выработана достаточно широкая система наказаний. Все они делились на две большие группы:

      тяжкие, которые именовались капиталиями (наказания, касающиеся жизни) и предусматривали лишение жизни, членовредительство, изгнание, ссылку в рудники и т.п.;

      все иные, в том числе штрафы как меры материального воздействия на нарушителя чужих интересов, применяемые в случаях и порядке, установленных законом или договором; телесные наказания в виде битья розгами, палками, кнутом и др.

    4.1. Штраф.

    За мелкие преступления, в основном почти неразде­лимые с частными деликтами, могли накладываться и имущественные взыс­кания - штрафы. Штраф мог быть выражен в материальной форме (ско­том) и в денежной. Применялись штрафы в основном в магистратско-ко-мициальной юрисдикции. Закон должен был предписывать точную меру штрафной санкции - только в этом случае его можно было применять. В связи с традиционным формализмом римского законодательства это порой делало бессмысленным применение штрафа в точном соответствии с нор­мой закона, поскольку истечение длительного времени могло превратить давнее имущественное взыскание в несущественное для преступника.

    Интересно то, что построение отношений между кредитором и несколькими должниками при совершении некоторых правонарушений, например, несущественной кражи (которая, как известно, в Риме относилась к гражданским правонарушениям). Каждый из виновников был обязан уплатить штраф в полной сумме, установленной законом, причем уплата штрафа одним из этих нескольких должников не освобождала других. Таким образом, кредитор получал штрафа столько раз, сколько было злоумышленников.

    Довольно весомый штраф мог получить даже самый высокопоставленный римский врач, если судом было доказано, что его действия над пациентом не поспособствовали его выздоровлению.

    За укрывательство чужого раба римский гражданин наказывался штрафом, равным стоимости раба. (При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник).

    Во времена, когда в Древнем Риме большое внимание уделялось внешнему виду граждан, существовала особая система штрафов за «появление в неподобающем статусу виде». Так в 397 году н. э. император Гонорий установил суровые штрафы любому, кто осмелится появиться «в священном городе Риме» в штанах - штаны являлись признаком варварства.

    В 351 г. до н. э. цензором Камиллом вводился штраф за «холостяцкую жизнь» - римляне никогда не забывали о своей потребности в людских ресурсах. Подобные санкции были введены и в Советском союзе: «О налогена холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. Он был отменен с распадом Советского союза, но в современной России стандартный налоговый вычет на детей по налогу на доходы физических лицможет считаться аналогом налога на бездетность. Однако о формальном введении подобной системы по примеру Древнего Рима говорить не приходится – по мнению некоторых специалистов, налог на бездетность противоречит Конституции РФ, Налоговому Кодексу РФ и в принципе носит дискриминационный характер.

    4.2. Телесные наказания.

    Телесные наказания - особый вид уголовного наказания, сложившийся ещё в древности и существовавший в ряде стран вплоть до 20 в.

    В римском праве они существовали при царях и в первые столетия республики; во II в. до Рождества Христова было запрещено наказывать телесно римского гражданина. Телесные наказания могли применяться лишь к рабам и покоренным народностям, но не всегда - подвергался суровой каре в виде телесного наказания вор из любого сословия, который был пойман с поличным на месте преступления (если он пытался при задержании оказывать вооруженное сопротивление или совершал кражу ночью, то мог быть безнаказанно убит на месте преступления). Исполнителем этой экзекуции являлся сам потерпевший. Особенное распространение телесные наказания получили в византийских законах.

    Некоторые источники говорят о крайне редком употреблении телесных наказаний в римском уголовном праве. Согласно им, как телесные на­казания применялись только за кражи детей. Наиболее важным было то, что наложение телесных наказаний влекло ограничение некоторых гражданских прав, в том числе отнятие части имущества.

    Иные источники свидетельствуют о том, телесные наказания у древних римлян имели чуть ли не самое широкое распространение; об этом свидетельствуют исследования многих авторитетных писателей-историков.

    В каждом доме обязательно можно было встретить картины, на которых изображались применявшиеся в то время для наказания инструменты и вспомогательные средства. В судейских камерах судьи были окружены огромным выбором всевозможных плетей, кнутов, розог и кожаных ремней, и все это имело в виду устрашение обвиняемого. Помимо того существовал еще целый арсенал пособий, специально предназначенных для наказания рабов; из числа таких инструментов назовем особого рода бечевки, изготовлявшиеся исключительно в Испании. Орудия наказания носили различные имена. Так, например, известна ferula, представлявшая собою плоский кожаный ремень, слывший в то время одним из самых милосердных и нежных инструментов. Далее следует Scutica, сплетенная из витого пергамента, затем flagella и, наконец, самый ужасный инструмент – flagellum. Эта штука наводила сильнейший трепет и приготовлялась из скрученных полосок коровьей кожи. В третьей сатире своей первой книги Гораций описывает различные градации этих «устрашающих средств».

    Изучение римского права, сделавшееся всеобщим, привело к тому, что в феодальной Европе стали применяться телесные наказания.

    У германских народов наказания появились в период исчезновения кровной мести и первоначально применялись к свободным лишь в случае отсутствия у них средств, необходимых для уплаты выкупа. В варварских законах нередко ставилась альтернатива - выкуп, или потеря члена, или другое Г. Некоторые юристы того времени говорили о членовредительных наказаниях как о чрезмерно жестоких, налагающих на человека вечное клеймо и в то же время невыгодных для общества, так как изуродованные преступники были не в состоянии зарабатывать средства к существованию и должны были в большинстве случаев жить милостыней.

    До татарского ига Телесные наказания наказания в русском праве были мало известны и употреблялись лишь для несвободных: вечевой строй был несовместим с телесные наказаниями. Лишь с конца XIII в., когда русские превратились в ханских холопов, эта мера стала применяться ко всем классам населения. Влияние татар в этом отношении было двойственное: с одной стороны, они давали непосредственный пример широкого пользования телесных, с другой - поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. Быстрое исчезновение политических прав свободных классов населения привело к тому, что все население стало как бы крепостным государства; каждое сословие тянуло свое тягло, права личности охранялись очень мало. Царствование Петра I еще более увеличило их значение; появились новые их виды, заимствованные с Запада. Устрашение в форме битья стало еще интенсивнее, чем прежде Главнейшими членовредительными наказаниями были: вырезание языка за "непристойные" или "невежливые слова" по отношению к государю, "за противность и ругательство церкви", отсечение руки, назначавшееся за покушение на убийство господина, подлоги, кражи; отсечение пальцев у воров, разбойников и клятвопреступников, неопасных участников бунтов и, наконец, отсечение ушей, служившее главным образом для опознания преступников; с начала XVIII в. оно было заменено вырезанием ноздрей. При Екатерине II от Телесные наказания наказаний были освобождены дворянство, именитые граждане и купцы 1 и 2 гильдий, при Александре I (после реакции при Павле I) - духовенство. Затем привилегии стали распространяться последовательно на все группы лиц, в большей или меньшей степени примыкавших к высшим классам; весьма много таких изъятий приходится на царствование Николая I.

    В рабовладельческом Риме человека знатного происхождения можно было приговорить к смертной казни за четыре преступления: убийство, поджог, магию и покушение на величие римского народа. Во времена республики высшую меру назначали за противодействие органам власти. Когда республику сменила монархия, то смертельно опасными обвинениями стали заговор против императора, отрицание его религиозного культа и угроза жизни имперского чиновника. Рабов же казнили за 30 преступлений, перечислять которые мы здесь не будем.

    Сословное правосудие

    За более чем тысячелетнюю историю Древнего Рима (753 год до нашей эры — 476 год нашей эры) было изобретено множество казней. Историки выделяют обычные и особо жестокие (выражаясь юридическим языком, квалифицированные). Казнь выбирали с учетом тяжести содеянного и статуса преступника.

    К обычным казням относились обезглавливание, закалывание мечом или кинжалом, перерезание горла, удушение петлей, утопление, отравление ядом, сбрасывание с Тарпейской скалы, что находилась с западной стороны Капитолийского холма. По одной из версий, название происходит от имени первого казненного здесь римлянина Луция Тарпея. Его столкнули со скалы за непокорность первому римскому царю Ромулу.

    Для казни знатных граждан применялись удушение в тюрьме при нескольких свидетелях, самоубийство под надзором или обезглавливание. Последнее совершалось публично и происходило на центральной площади или перед городскими воротами. Зрителей на действо собирали сигналами труб. Глашатай объявлял толпе, за какие преступления человек осужден. Палачи укладывали его на землю, закрепляя шею деревянными клиньями, или привязывали к столбу. Покрытую тканью голову отсекали топором или мечом. В Риме местами казни были Эсквилинский холм, Форум и Марсово поле. Головы казненных выставлялись на всеобщее обозрение.

    В 43 году до нашей эры политические противники объявили врагом народа римского политика, философа и знаменитого оратора Цицерона. Он был внесен в проскрипционный список (список лиц, объявленных вне закона. — Прим. ред.), и его имел право убить любой человек. Цицерон пытался бежать в Грецию, но палачи настигли его и убили прямо в паланкине. После этого великому оратору отсекли руки, в которых он держал изобличительные речи — филиппики, когда выступал в сенате, — и голову, выставив их затем на ораторской трибуне Форума.

    В римской армии применялось массовое обезглавливание — децимация, когда казнили каждого десятого по жребию солдата из подразделения, проявившего
    малодушие в бою.

    Без суда и закона

    В Древнем Риме существовали законы, но не было судов. При республиканском строе судебные функции выполняли государственные органы власти, хотя на закате республики в I веке до нашей эры при сенате появились большие, до 450 человек, постоянные комиссии. Они, как cуды присяжных, рассматривали уголовные преступления против государства и граждан. В них входили только римляне высших сословий — сенаторы и всадники. Приговоры исполнялись немедленно, хотя смертную казнь иногда откладывали на 10 дней. Так комиссия давала осужденному возможность покончить жизнь самоубийством, чтобы уйти из жизни с меньшим позором.

    Комиссии не переросли в систему исключительно судебных органов. Постепенно они теряли свое значение. При монархии вся судебная власть перешла к императору. В провинциях она принадлежала наместникам и высшим чиновникам.

    Но если свободный римский гражданин мог надеяться хотя бы на такое рассмотрение дела, то рабу приговор выносил хозяин. Римское право приравнивало раба к вещи или «говорящему орудию производства». По закону господин мог его не только продать, заложить, сдать внаем, но и убить. Штрафом каралось только убийство чужого раба.

    Расцвет рабовладения приходится на II-I века до нашей эры. Тогда Рим захватил все побережье Средиземного моря, а в Западной Европе начал завоевание Британии. Каждая война приносила «живой товар». За римскими легионами следовали караваны работорговцев. Они на месте закупали людей на походных аукционах. Цезарь во время войны в Галлии (примерно нынешняя Франция) только на одном аукционе продал 63 тысячи пленных. Историки предполагают, что количество рабов на территории нынешней Италии доходило до 2-3 миллионов. Средний рабовладелец мог позволить себе 20-30 невольников. Почти все они раньше были свободными людьми из дальних стран. Их следовало держать в подчинении и страхе. Законы защищали исключительно рабовладельца. Если он погибал от руки раба, то казнили не только самого убийцу, но и всех рабов в доме.

    Рабов обычно предавали мучительной смерти. К ним, в отличие от свободных граждан, обычно применяли дополненные жестокой фантазией хозяина квалифицированные казни, чаще всего распятие на кресте. В арсенале рабовладельцев были также сожжение в печи или просто в просмоленной одежде, виселица, подвешивание на крюке, растерзание зверями, утопление в колодце, закапывание живьем в землю, забивание до смерти плетьми и палками, казнь в мешке с ядовитыми змеями… Всего не перечислить.

    Только во II веке император Адриан запретил самовольное убийство рабов. Казней стало меньше, но не столько из-за запретов, сколько по экономическим причинам. Эпоха успешных завоевательных войн завершалась. Легионы захватывали все меньше пленных. Они дорожали, и рачительные хозяева старались беречь говорящее имущество.

    Смерть на арене

    В 264 году до нашей эры в Риме состоялся первый гладиаторский бой. В нем насмерть сошлись три пары. После премьеры римляне полюбили кровавые развлечения и предавались им в течение семи веков. В разных городах для таких зрелищ были построены 250 амфитеатров. В I веке в огромном Риме с миллионным населением императоры Веспасиан и Тит за 10 лет возвели грандиозный Колизей на 55 тысяч зрителей.

    В сражениях на большой арене сходились отряды из нескольких десятков или даже сотен гладиаторов. Это были не только самые сильные и дополнительно обученные военнопленные, специально закупленные владельцами гладиаторских школ. Вместе с ними на бой выходили рабы, отправленные хозяевами на смерть за провинность, и «приговоренные к арене» преступники.

    В моду надолго вошли схватки с хищниками. Смертники сражались со львами, тиграми, леопардами, медведями, пантерами. Однажды зрители увидели на арене даже белых медведей. Гладиаторы-бестиарии выходили на поединок без доспехов, только с копьем. Иногда зрителям предлагали схватку нескольких человек со звериной стаей. Было в зрелищном репертуаре и растерзание хищниками приговоренных к смерти безоружных людей.

    Морской бой

    Остались в истории и совмещенные с общенародными развлечениями массовые казни под видом гладиаторских морских боев. Они получили название «наумахия» (или «навмахия»). Решив провести такое сражение, Юлий Цезарь повелел вырыть на Марсовом поле в Риме озеро с трибунами по периметру. На водной арене разыгралось настоящее сражение. Зрители увидели 16 галер. На них находились четыре тысячи гребцов и две тысячи бойцов. Метательные машины запускали зажигательные снаряды, корабли шли на таран, гладиаторы бросались на абордаж. После сражения публика славила Цезаря.

    Первый римский император Октавиан Август показал римлянам морской спектакль «Саламинское сражение» (480 год до нашей эры) между греками и персами. Для него рабы вырыли озеро примерно 400 на 500 метров. Три тысячи гладиаторов на 24 кораблях дали на водной сцене спектакль, для многих
    ставший последним.