Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Контрольная работа: Криминологическая характеристика личности преступника. Криминологическая характеристика преступников

    Контрольная работа: Криминологическая характеристика личности преступника. Криминологическая характеристика преступников

    Преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

    В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней:

    1. атериальная обеспеченность;
    2. умственное развитие;
    3. нравственная ориентация и стремления личности.

    Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника.

    Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:

    1) социально-демографические:

    а) пол;
    б) возраст;
    в) социальное положение и род занятий;
    г) семейное положение;
    д) место жительства (в городе, сельской местности);
    е) материальные и жилищные условия.

    Группировка по возрасту позволяет установить причины и возрастные группы, охваченные преступными проявлениями, а социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) – в каких социальных группах наиболее распространена преступность ; Социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) позволяет выяснить, в каких социальных группах наиболее распространена преступность, и установить ее причины;

    2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях;

    3) функционально-отношенческие – принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;

    4) нравственно-психологические:

    а) ценностная ориентация личности – отношение к социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности;
    б) отношение к правоохранительным нормам и требованиям;
    в) система потребностей, интересов, притязаний;
    г) избираемые способы их удовлетворения.

    В данной ситуации необходимо отметить, что любая схема не будет идеально отражать и содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.

    Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности, она оказывает определяющее влияние на такие ее элементы, как объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамента, задатков).

    Направленность – имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

    Обобщенную характеристику личности можно использовать для планирования и проведения предупредительно-профилактической работы на уровне общесоциальных и специальных мер, а также для планирования расследования

    Изучение личности преступника предполагает исследование видов социальных характеристик, которые помогают выяснить все её структурообразующие элементы. Система этих социальных характеристик включает:

    Уголовно-правовую

    Социально-демографическую

    Социально-психологическую

    Индивидуально-психологическую характеристику.

    Уголовно правовая характеристика. Она основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершённого преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время стали выделять некоторые новые черты личности преступника, указывающие на его принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др.

    Социально-демографическая характеристика. Она предоставляет информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений. Поэтому Социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщённого представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

    а) Пол. Соотношение женщин и мужчин среди преступников составляет, в среднем 1:7. но фактор женского пола становится значительным при совершение определённых видов преступления.

    б) Возраст. Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Реже всех совершают преступления лица старше 50 лет. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 24 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступной деятельности. Так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица старше 30 лет преобладают среди тех, кто совершает должностные и экономические преступления.

    • г) Образование. Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, её социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования у преступников в целом ниже, чем у законопослушных граждан. Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления и кражи личного имущества. Выше уровень образования у тех лиц, совершающих хищения путём присвоения и растрат, злоупотребление служебным положением, должностные и экономические преступления.
    • д) Семейное положение. Около половины всех преступников холостые (не замужем). Брак, семья являются значительным моральным и социальным стабилизирующим фактором. Напротив, распад семьи, разлука с детьми вследствие осуждения женщин к лишению свободы приводит к безнадзорности детей.
    • е) Социальное положение. Распределение преступников, исходя из их принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет постоянную величину и составляет примерно 50%. Преобладание рабочих, занимающихся неквалифицированным тяжёлым трудом объясняется тем, что им характерны ряд признаков, например, низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.

    Сохраняется тенденция роста преступности среди учащихся и студентов.

    • 3. Социально-психологическая характеристика. Раскрытие этой характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия личности с ближайшей микросредой, выяснения неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Социально-психологическая характеристика личности предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает лицо в семье, в трудовом коллективе…
    • 4. Индивидуально-психологическая характеристика. Данная характеристика охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира. Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющие типичные формы поведения.

    Полученные за последние 2 десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличие некоторых отличительных черт в структуре личности.

    Выявлены различия в оценочном отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных групп. Преступники оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступления, за которые сами осуждены. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно -- корыстно-насильственные.

    Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них черты.

    Прежде всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворённость своим положением в обществе. У них выражена импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.

    Нравственно-правовые нормы не оказывает на их поведение существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. У таких лиц деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию, исходя из личных переживаний, обид, желаний. Они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.

    Им свойственны нарушения в общении: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение посмотреть на себя со стороны. Всё это формирует такие черты как замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность -- с другой.

    Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительной части преступников присуще такое свойство, как отчуждение, т.е. нахождение личности на определённо социально-психологической дистанции от общества и его нарвственно-правовых ценностей. В психологическом плане отчуждение представляет собой уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминального характера.

    Обобщённая характеристика лиц, совершающих преступления, и их изучение на статистическом уровне позволяют выявить типичные особенности, присущие определённым группам, и принять соответствующие меры для планирования и предупреждения преступности.

    Хотелось бы, чтобы, прочитав мою книгу, люди увидели себя со стороны и не укорачивали отпущенный им срок своими собственными руками. Надеюсь, что информация, изложенная здесь, поможет сохранить здоровье читателей и их близких.

    Алексей Решетун

    О чем книга
    Судебно-медицинский эксперт Алексей Решетун (более известный как жж-блогер mossudmed) знаком со смертью не понаслышке. Он имеет с ней дело каждый рабочий день вот уже 17 лет: собственно, ее причины и есть объект его изучения. А значит, ему лучше, чем кому бы то ни было, известно, почему мы умираем и что не надо делать, чтобы не попасть до времени на секционный стол. Читатели его блога стремительно бросают курить, выпивать и начинают заниматься спортом. Хотя он вовсе не читает мораль: просто показывает, чем все закончится, если продолжать в том же духе. Его книга ни в коем случае не является научным трудом или учебником. Рассчитана она в первую очередь на людей, которые бесконечно далеки от медицины, так что вы не найдете в ней сложных терминов. Зато узнаете, как работает судмедэксперт, чем отличается от патологоанатома, как проводит вскрытие, куда девает извлеченные органы и какими удивительными историями наполнен каждый его рабочий день. Рассказывая о том, во что мы часто не хотим вникать, автор заставляет нас по-новому осмыслить старую истину: наша жизнь - и смерть - зависит от нас самих.

    Почему книга достойна прочтения

  • Перед вами книга увлеченного судмедэксперта: Алексей Решетун просто, живо и с юмором (да-да, можно об этой теме и так написать) рассказывает, почему и от чего люди умирают и что происходит с телом после смерти.
  • Это не учебник, хотя здесь вы найдете и краткий обзор становления судебной медицины, и основы судебно-медицинской экспертизы (например, как происходит осмотр тел на вызовах).
  • В этой книге нет ничего придуманного, от этого читать ее еще интереснее (и страшнее). Но это чтение парадоксальным образом заставит вас ценить свою жизнь и жизнь своих близких.

    Для кого эта книга
    Несомненно, книга будет интересна и врачам и студентам-медикам, но в первую очередь она предназначена для людей, которые бесконечно далеки от медицины вообще и судебной в частности, чтобы напомнить им о том, что все мы смертны, жизнь конечна и важно на что мы ее тратим.

    Автор
    Алексей Решетун - судебно-медицинский эксперт, руководитель Московского городского Центра судебно-медицинской экспертизы огнестрельной и взрывной травмы. Преподает курсантам Пограничной академии ФСБ России, студентам медицинского факультета МГУ и студентам кафедры судебной власти факультета права ВШЭ. А еще Алексей Решетун - тот самый mossudmed из "Живого журнала". С 2012 года он ведет блог mossudmed.livejournal.com, в котором рассказывает о буднях своей работы, трагикомичных случаях из практики и наглядно показывает всем желающим последствия неправильного образа жизни.

    "Вскрытие покажет" - справочник по препарированию, поэма гнилостных изменений и документальная сатира на российскую действительность. Эта книга для тех, кто еще ищет ответ на вечные вопросы "кто мы" и "что будет после смерти", но уже перестал верить в сказки. Жизнь после смерти есть: когда вы попадете в руки судмедэксперта, вы узнаете, что красота - это встреча трупа и скальпеля на анатомическом столе, а все тайное становится явным - благодаря вскрытию.

    Настя Травкина, редактор самиздата "Батенька, да вы трансформер"

    Трагичные бытовые сюжеты, точно подмеченные профессиональным взглядом детали - перед нами пронзительный рассказ о человеческом теле. Эта книга напоминает о том, что все мы, богатые и бедные, знаменитые и безвестные, одинаково равны перед неизбежным.

    Антон Зоркин, журнал Men"s Health Russia

    С профессией судмедэксперта связано множество слухов, мифов и анекдотов. Работу на дом не возьмешь. И благодарностей от пациентов не дождешься. Коты у них в прозекторской наглые и прикормленные. А еще судмедэксперт - лучший диагност, вот только от этого факта пациенту легче не становится. А что могут сказать сами судмедэксперты? Просто откройте книгу и начните читать. Уверяю, она не отпустит до самой последней страницы. Хороший язык, вся информация отлично структурирована и подана доступно. И примеры из практики. Яркие и запоминающиеся. Я уверен, эта книга будет интересна всем: и врачам, и студентам-медикам, и... простым смертным. "Вскрытие покажет" - сочетание хорошей лекции, захватывающего детектива и мрачноватая, но интереснейшая история. Она оставляет жизнеутверждающее, хоть и не лишённое формалиновой нотки, послевкусие. А главное - ощущается вся мощь профилактического эффекта. Очень, знаете ли, отрезвляет любителей относиться бесшабашно к бесценному дару жизни.

    Максим Малявин, врач-психиатр, топ-блогер "Живого журнала", автор книги "Записки психиатра"

    Рецензия

    Предлагаемая вниманию читателя книга, как подчеркивает сам автор, предназначена для обычной аудитории, а не для врачей, и даже не для студентов медицинских вузов, хотя безусловно будет интересна и тем и другим. Автор мастерски рассказывает обо всем, что берется описывать, будь то забавная история или трагическое происшествие. Впечатляет его наблюдательность, умение анализировать и обобщать факты, а также неравнодушие к окружающим. Все это свидетельствует о его высоких профессиональных способностях, о любви к своему делу, а также о незаурядных личных человеческих качествах.
    Описания выстроены вокруг случаев из профессиональной практики, однако это не простой пересказ тех или иных случаев, а изложение личной активной социальной позиции. Повествование начинается с истории возникновения судебной медицины. Далее следует краткое введение в современную судебно-медицинскую экспертизу и, наконец, переход к её разделам с "иллюстрациями" из собственного опыта. Описания изобилуют историческими и литературными экскурсами, портретными "зарисовками" однокашников, коллег, злодеев и потерпевших.
    Можно с уверенностью сказать, что предлагаемая книга послужит прекрасным примером научно-популярного изложения основ судебной медицины и займет достойное место на полке рядом с произведениями других авторов-медиков.

    Александр Мезенцев, судебно-медицинский эксперт отдела сложных экспертиз Московского областного Бюро судмедэкспертизы

  • 489 руб


    Новый век криминалистики. Часть 2

    Преступность в России в последние годы если и не набирает, то не сбавляет обороты, одновременно становясь все более организованной, изощренной и виртуальной. Кто и как противостоит ей? Что в этой связи может предложить наука криминалистика, стоящая на переднем крае борьбы с преступностью? Кто они, современные следователи, и какими были их предшественники, какие следы они читали, раскрывая и расследуя очередное преступление? О следах, оставляемых современными преступниками, в том числе микроскопических, о криминалистическом использовании волос и следов зубов, о дактилоскопических отпечатках и их не только криминалистическом значении, о раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, а также в киберпространстве, и расскажет эта книга, рассчитанная на самый широкий круг заинтересованных читателей.

    272 руб


    Книга посвящена одному из новых направлений деятельности правоохранительных органов в современных условиях - борьбе с так называемой профессиональной и организованной преступностью.
    Автор рассматривает ряд практических мер, обеспечивающих действенность этой борьбы, вовлечение в нее активистов-общественников, охрану граждан от преступных посягательств "профессионалов".

    484 руб


    Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе

    В книге рассмотрены теоретические и организационные основы судебной экспертизы, порядок назначения и производства экспертиз в гражданском, арбитражном, административном, уголовном процессах, производстве по делам об административных правонарушениях. Серьезное внимание уделено вопросам оценки и использования результатов экспертиз в судопроизводстве. В отношении каждого рода экспертиз указаны объекты и материалы, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта, и вопросы, подлежащие разрешению. Учтены изменения в законодательстве, произошедшие со времени выхода в свет предыдущего издания. Для практикующих юристов, сотрудников хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, научных работников, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, проявляющих интерес к судебным экспертизам.

    2299 руб


    Новый том серии `Энциклопедия преступлений и катастроф` посвящен детской преступности. В книге собраны и систематизированы факты о малолетних преступниках всех времен и народов.

    617 руб


    Век криминалистики

    783 руб


    § 3. Характеристика личности преступника

    Изучение личности преступника предполагает исследование видов социальных характеристики, которые помогают выяснить все ее структурообразующие элементы. Система этих социальных характеристик включает: а) уголовно-правовую, б) социально-демографическую, в) социально-психологическую и г) индивидуально-психологическую характеристику.

    1. Уголовно-правовая характеристика. Она основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастие, совершения преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время наряду с традиционными признаками стали выделять некоторые новые черты личности преступника, например, указывающие на его принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др.

    2. Социально-демографическая характеристика . Она представляет богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъекта и объекта общественных отношений. Поэтому социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщенного представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

    А. Пол . Соотношение женщин и мужчин среди преступников составляет, в среднем, 1:7. Однако фактор женского пола становится значительным при совершении определенных видов преступлений. Так, удельный вес женщин, совершающих хищения посредством присвоения, растрат либо путем злоупотребления служебным положением, достигает 40 % и, напротив, среди лиц, совершающих грабежи и разбои, не превышает 6 %. Среди лиц, совершивших хулиганство, убийство, доля женщин меньше, чем средняя, хотя в 80-90-х годах насильственная преступность женщин возросла.

    Б. Возраст . Возрастная дифференциация преступников показывает, что чаще всего совершаются преступления в возрасте от 25 до 29 лет, а затем следуют 18-24, 14-17 и 30-40-летние. Наибольшая криминальная активность у преступников в возрасте до 30 лет. Возрастной фактор влияет на избирательность преступной деятельности. так, в возрасте до 25 лет чаще всего совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, изнасилования. Лица старше 30 лет преобладают среди тех, кто совершает должностные и экономические преступления.

    В. Образование. Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования преступников в целом ниже, чем у законопослушных граждан. Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества. Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.

    Г. Семейное положение . Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Брак, семья являются значительным моральным и социальным стабилизирующим фактором. Отсутствие их влияния на человека закономерно коррелирует с его преступным поведением. Распад семьи, разлука с детьми вследствие осуждения женщин к лишению свободы особенно неблагоприятно сказываются на их психологии, приводят к безнадзорности и бродяжничеству детей.

    Д. Социальное положение. Распределение преступников, исходя из принадлежности к различным социальным группам, показывает, что доля рабочих составляет достаточно постоянную величину и равна примерно 50 %. По сравнению с ней доля других социальных групп несопоставимо ниже. Преобладание рабочих, постоянно или длительно занимающихся неквалифицированным тяжелым физическим трудом, среди преступников объясняется не только самой принадлежностью человека к этой социальной группе, сколько сопутствующими ей иными признаками, например, низким образовательным и культурным уровнем, узостью и деформированностью круга потребностей и интересов.

    Характеризуя личность преступников по социальному положению и роду занятий следует отметить наметившуюся тенденцию роста их в контингенте лиц без определенных занятий, не имеющих постоянных источников дохода. Так, в 1991 г. удельный вес таких лиц составлял 20 % среди всего контингента преступников, в 1993 г. – 34 %, в 2003 г. – 56 %.

    Сохраняется тенденция роста преступности среди учащихся и студентов.

    3. Социально-психологическая характеристика . Раскрытие данной характеристики способствует выявлению механизмов взаимодействия личности с ближайшей микросредой, выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Социально-психологическая характеристика личности предполагает анализ социально-ролевых функций индивида, выяснение того, какой статус занимает лицо в семье, в группах сверстников, в школе, трудовом коллективе, в какой мере удовлетворены потребности личности в самореализации, в какой мере группа, в которой проводит большую часть времени субъект, является для него референтной (эталонной) и каким образом она мотивирует его поведение и т.д.

    4. Индивидуально-психологическая характеристика . Данная характеристика личности преступника охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира (внутреннего «я»). Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

    Полученные за последние десятилетия результаты эмпирического изучения личности преступника в сравнении с законопослушными гражданами свидетельствуют о наличии некоторых отличительных черт в структуре личности.

    Так, максимальная солидарность с уголовным законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан и в значительно меньшей степени у преступников, хотя правовая осведомленность у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей уголовного кодекса) имеет и обратную зависимость.

    Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве «своих собственных» у преступников значительно ниже, чем у законопослушных граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, что характерно для законопослушных граждан .

    Изучение специфики ценностно-нормативной системы личности преступника все же недостаточно для раскрытия его психологической сущности и соответственно выявления причин преступного поведения. Вот почему значительным вкладом в развитие криминальной психологии является предпринятая под руководством Ю.М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей (черт) преступников и их отдельных категорий . Была изучена группа лиц, совершивших общеуголовные преступления, то есть убийства, изнасилования, хулиганства, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане. Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММPI).

    Установлено, что преступники от непреступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. «Иными словами, - отмечает Ю.М.Антонян, - понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от непреступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой» .

    Результаты исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.

    Прежде всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступков, эмоциональной незрелости, инфантилизме.

    Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение существенного влияния. такие люди обычно или не понимают, но желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации.

    Им свойственны также нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это, в свою очередь, снижает возможность адекватной ориентации, влечет за собой возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлениями о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все, вместе взятое, формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность – с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.

    Исследования самооценок преступников вскрывают противоправную двойственность направленности личности «для себя» и «для других». Для себя обязательства и требования занижены, для других, особенно потерпевших, на которых перекладывается вина в причиненном им вреде, завышена. Так, одобрительно-оправдательная оценка совершенных преступлений выражена у половины опрошенных осужденных, в том числе трех из каждых четырех осужденных за убийство, хулиганство и у 80 % расхитителей. Лишь менее десятой части убийц, хулиганов, разбойников, расхитителей по-настоящему осуждали свои преступления, искренне раскаивались. Это является результатом приспособленчества, расчета на смягчение наказания при назначении вины на следствии и в суде. Среди осужденных за преступления в сфере экономической деятельности признали наказания справедливыми лишь 8 % опрошенных.

    Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительной части преступников присуще такое свойство, как отчуждение, то есть нахождение личности на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, трудовой коллектив и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

    Обобщенная характеристика лиц, совершающих преступления, и их изучение на статистическом уровне позволяют выявить типичные особенности, присущие меры для планирования и предупреждения преступности.

    Антонян, Ю.М., Еникеев, М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступления. М., 1996. С. 34.

  • 2.1. Возникновение криминологии как науки
  • 2.2. Зарубежные криминологические теории
  • 2.3. История отечественной криминологии
  • 2.4. Современный период развития криминологии
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 3. Организация и методика криминологических исследований
  • 3.1. Понятие методики криминологических исследований
  • 3.2. Методы криминологических исследований
  • 3.3. Этапы криминологического исследования
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 4. Преступность и ее основные характеристики
  • 4.1. Понятие, признаки и виды преступности
  • Признаки преступности
  • 4.2. Количественные и качественные показатели преступности (состояние, динамика, структура, характер)
  • Количественные характеристики преступности
  • 4.3. Иные показатели преступности (география преступности, цена преступности, экология преступности)
  • 4.4. Понятие и виды латентной преступности. Методы изучения латентной преступности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 5. Детерминанты преступности. Предупреждение преступности и планирование борьбы с ней
  • 5.1. Понятие и система причин преступности
  • 5.2. Классификация причин и условий преступности
  • 5.3. Общесоциальные причины преступности
  • 5.5. Условия, способствующие совершению преступления
  • 5.6. Понятие предупреждения преступности
  • 5.7. Классификация мер предупреждения преступности
  • 5.8. Субъекты предупреждения преступности
  • 5.9. Понятие криминологического прогноза. Цель, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Виды и сроки криминологических прогнозов
  • 5.10. Понятие и виды криминологического планирования
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 6. Личность преступника
  • 6.1. Понятие личности преступника
  • 6.2. Криминологическая характеристика личности преступника
  • 6.3. Классификация и типология личности преступника
  • 6.4. Учение о жертве преступления как научное направление. Этимология понятия «жертва». Понятия виктимологии
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 7. Преступность и иные формы асоциального поведения
  • 7.1. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения
  • 7.2. Связь пьянства с преступностью. Понятие пьянства
  • 7.4. Понятие проституции. Связь проституции с преступность
  • 7.5. Связь преступности с бродяжничеством, попрошайничеством, особенности преступлений, совершаемых данной социальной группой
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 8. Криминологическая характеристика экономической преступности. Криминологическая характеристика преступности против собственности
  • 8.1. Понятие и основные показатели экономической преступности. Тенденция развития экономической преступности
  • Экономические преступления по видам и сферам
  • 8.2. Причины и условия экономической преступности
  • 8.3. Криминологическая характеристика личности преступников, совершающих экономические преступления
  • 8.4. Предупреждение преступлений в сфере экономики
  • 1. Мероприятия профилактики:
  • 2. Мероприятия опережение преступлений в сфере экономики является следующим:
  • 8.5. Криминологическая характеристика преступлений против собственности. Состояние и структура преступности против собственности
  • 8.6. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, их типология и классификация
  • 8.7. Особенности предупреждения преступлений против собственности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • 9.1. Понятие и признаки профессиональной преступности
  • 9.2. Понятие и признаки рецидивной преступности
  • 9.3. Понятие и признаки организованной преступности
  • 9.4. Формы и методы профилактики и предупреждения профессиональной, рецидивной, организованной преступности
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 10. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
  • 10.1. Преступность несовершеннолетних лиц, ее уровень, структура и динамика
  • Модель системы статистико-криминологических показателей явления преступности несовершеннолетних
  • Динамика преступности несовершеннолетних
  • Уровень (коэффициент) и динамика основных показателей преступности несовершеннолетних в Росси за 2012-2014 год
  • Доля несовершеннолетних преступников в общей преступности
  • 10.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних
  • 10.3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников
  • 10.4. Система специальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 11. Криминологическая характеристика насильственной преступности
  • 11.1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений
  • 11.2. Причины и условия насильственной преступности
  • 11.3. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления. Социально-психологические и нравственные особенности
  • 11.4. Предупреждение насильственных преступлений
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 12. Криминологическая характеристика неосторожной преступности
  • 12.1. Понятие и общая характеристика неосторожной преступности. Структура неосторожной преступности
  • 12.2. Причины и условия неосторожных преступлений
  • 12.3. Криминологическая характеристика неосторожных преступников
  • 12.4. Предупреждение неосторожных преступлений, общесоциальные и специальные меры
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 13. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 13.1. Понятие женской преступности. Состояние, структура и динамика преступности женщин
  • Число женских лиц, совершивших преступления
  • 13.2. Причины преступности женщин
  • 13.3. Личность женщины-преступницы
  • 13.4. Предупреждение преступности женщин
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Тема 14. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 14.1. Оон и международное сотрудничество государств по предупреждению преступности
  • 14.3. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации
  • Вопросы и задания для самопроверки
  • Список рекомендуемой литературы
  • Основная литература (учебники и учебные пособия)
  • Дополнительная литература
  • Нормативно-правовые акты
  • Электронные библиотечные системы
  • Ключ к тесту
  • 6.2. Криминологическая характеристика личности преступника

    Познание личности преступника неосуществимо без исследования ее структуры.

    Криминолог В. Д. Малков в структуре личности преступника акцентирует биофизиологические, общественно-демографические и общественно-ролевые, морально-психические, уголовно-законные и криминологические элементы.

    Итак, структура личностной характеристики преступника выглядит следующим образом: 1) социально-демографические признаки; 2) потребностно-мотивационная сфера (потребности, интересы, мотивация преступного поведения); 3) ценностно-нормативная сфера сознания (взгляды, убеждения, установки, ценностные ориентации, направленность); 4) социально-ролевая или функционально-отношенческая характеристика.

    Все указанные качества, свойства, признаки и социальные связи личности преступника находятся во взаимодействии и только в своем неразрывном единстве позволяют создать «портрет» преступника.

    К биофизиологическим признакам принадлежат положение самочувствия, в особенности физиологической конституции, естественные качества нервной системы.

    Социально-демографическая подструктура включают такие особенности как возраст, пол, национальность, семейное положение, социальное положение, образование, государственную и общественную принадлежность, степень материальной обеспеченности.

    Сами по себе составляющие ее признаки (пол, возраст, социальное положение, род занятий, образовательный уровень, материальные и жилищные условия, место проживания и т. д.) не характеризуют лицо как преступника. Однако в сочетании с другими признаками позволяют выявлять определенные связи и зависимости, имеющие значение для уяснения наиболее полного «портрета» совершившего преступление, создание условий для его исправления:

    а) Характеристика пола лиц, совершивших преступление, свидетельствует о стойком и значительном преобладании среди преступников доли мужчин. Так, длительное время состояние женской преступности был в несколько раз меньше соответствующих показателей преступности мужчин, составляя 10-15 % всей преступности в стране. В настоящее время выявлена закономерность небольшого роста женской преступности (до 4 % ежегодно) и увеличения (до 17-18 %) доли женщин в структуре выявленных преступников. Таким образом,в женской преступности отсутствует четкая тенденция к ее снижению или росту, но значительно возросла тяжесть, жестокость и безмотивность преступлений.

    б) Возрастная характеристика позволяет сделать вывод о наибольшей криминогенности лиц в возрасте 18-29 лет, доля которых среди осужденных составляет 42,6 %. Следующий наиболее криминогенный возраст - 30-39 лет - 34,3%. От возраста преступника зависит и характер преступлений. Такие преступления, как кражи, хулиганство, изнасилования, причинения различной тяжести вреда здоровью, чаще всего совершаются лицами в возрасте от 14 до 25 лет, преступления же в сфере экономики совершаются, как правило, лицами более зрелого возраста.

    Годы - в данном случае «качественно определенный период развития личности, с присущими ему особенностями восприятия человеком окружающего мира». С возрастом меняются общественные функции человека, привычки, характер, способы реагирования на остроконфликтные и непростые условия. Неблагоприятные семейные взаимоотношения и нелегкое материальное положение зачастую оказывают влияние на преступное поведение и при стечении установленных обстоятельств содействуют совершению правонарушений.

    в) Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Замечено, что в большинстве случаев семья оказывает положительное воздействие на лиц, совершивших преступление. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.

    Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.

    В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.

    г) Социальное положение и род занятий свидетельствуют о распространенности отдельных видов преступлений среди определенных социальных слоев и групп населения. В 2014 году выявлено 1000,1 тыс. лиц, совершивших преступления (-1,2%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода и ранее судимых лиц вырос 65,7 % в январе-декабре 2013 года дл 65,8 %. Почти каждое второе (53,7 %) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (29,9%) - в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (5,0%) – несовершеннолетними или при их соучастии .

    д) Образовательно-культурная характеристика позволяет выявить зависимость преступного поведения от уровня образования и интеллектуального развития, а также определить круг интересов и потребностей лиц, совершивших преступления. Статистика свидетельствует, что образовательный уровень преступников не имеет, как ранее, тенденции к росту. В то же время доля лиц, имеющих высшее, нез. высшее и ср. специальное образование, выросла на 3,1%. Лица с низким образовательным и интеллектуальным уровнем чаще совершают корыстные, корыстно-насильственные преступления, преступления против личности. Должностные, хозяйственные преступления, как правило, совершают лица, имеющие высшее или ср. специальное образование.

    «Образование представляется значимой общественной чертой преступника. Оно благотворно влияет на развитие личности, развитие ее мировоззренческих и нравственных установок. Безусловно, нет прямой зависимости между степенью образования и формой поведения. Тем не менее степень образования проявляет воздействие на правосознание и на способность выбора того либо другого вида поведения». Так, например, низкий уровень образования имеет возможность затруднить выбор человеком приемлемых вариантов действия в непростой жизненной ситуации .

    е) К морально-психологическим характеристикам следует отнести взгляды, ценностные ориентации, актуальные устремления, расположение к общепризнанным меркам этики.

    Важнейшим признаком, описывающим моральный образ личности преступника, представляется его отношение к антиценностям.

    ж) Уголовно-правовой элемент необходимо расценивать как более значительный в понимании личности преступника. Именно уголовно- правовая оценка отображает уровень деформации личности, ее особенные качества, дает возможность установить более значительные особенности правонарушителей. «К их числу принадлежат: характер абсолютного правонарушения, роль при совершении правонарушения, данные о прошлой криминальной деятельности, направленность и мотивация преступных действий, длительность и интенсивность преступной деятельности, степень подготовленности к преступлению, отношения к преступным последствиям, наличие судимости». Данные о судимости могут охарактеризовать устойчивость антиобщественной направленности поведения, мнений, умений, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении правонарушения.

    В целом описывая индивидуальность преступника, необходимо отметить, что она не различается от личности существованием либо отсутствием каких-либо элементов в своей структуре. Отличие обнаруживается в существе данных элементов у не преступников и преступников. Убеждения, круг интересов, потребности и привязанности преступников базируются в противообщественной ориентированности, что выступает общей причиной совершения определенных правонарушений.

    При проведении этого изучения разумно обратить внимание на процесс развития преступников. Согласно мнению специалистов в этой области «преступники несколько по-другому видят окружающий мир». «Их основной чертой становится непрерывное желание к самоутверждению, к самоприятию, защите себя, собственного Я, отстаиванию своего места в жизни ». Самоутверждение нередко совершается за счет сокращения статуса другого человека, его оскорбления и в том числе и уничтожения. Собственно подобные люди очень расположены к совершению преступлений. Им свойственна внутренняя несвобода, неосновательная беспокойность. Данные характерные черты появляются вследствие негативного развития личности, начиная с младенческих лет. Процедура социализации начинается с раннего возраста.

    В ходе развития личности в сознании человека вырабатывается реакция, в силу которой он непроизвольно уходит от социально неразрешенного действия.

    В раннем возрасте - это одобрение или не одобрение отца с матерью. Позже - преподавателей, школьных друзей, других референтных групп. Устоявшаяся привычка - избегать неправильного поведения предостерегает стремление избрать криминальный способ достижения цели.

    Как правило, на деформацию ранней социализации оказывает влияние отсутствие положительного воздействия, появление опасности развития криминогенного запала. Вследствие этого семейное воспитание представляет первостепенную роль в развитии личности преступника.

    Исследование семьи и ее влияния на развитие личности преступника показало, что зачастую причину совершения преступления обусловливает психическое влияние, оказываемое старшими на несовершеннолетних, членами семьи друг на друга. «Родители, обеспечивающие малыша отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие собственное воспитательское влияние, создают неисправимую ошибку ». Нередки эпизоды, когда дети из таких по внешнему виду благоприятных семей свершают кражи, разбои и иные деяния, которые невозможно объяснить корыстью.

    Научное и практическое значение криминологической характеристики личности преступника состоит в том, что она позволяет на статистическом уровне выявить наиболее встречающиеся черты, свойства, социальные связи, определить степени их типичности и на основании этого объяснять, прогнозировать и предупреждать преступное поведение.