Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Специфические черты метода права социального обеспечения. Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

    Специфические черты метода права социального обеспечения. Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

    На протяжении всего времени своего существования род человеческий стремился к объединению. Ведь еще в самом начале эволюции стало понятно, что человек - это групповое существо, которое не может жить вне среды себе подобных. Поэтому люди начали создавать определенные примитивные формации. В самом начале они представляли собой родоплеменные общины. Но постепенное разрастание этих социальных объединений привело к появлению сверхструктуры, а именно государства. Однако появилась иная, более насущная проблема. Любому государству необходим универсальный регулятор общественных отношений, которого попросту не существовало. В процессе его поисков были перепробованы разные методы влияния на например, насилие, религия и т. п. Но абсолютно все они не приносили должного результата. По истечении большого количества времени появилось право. Его следует считать наиболее удачным регулятором общественных отношений, так как оно исходит и от государства, и от человека. На сегодняшний день право является ключевым способом организации, регулирования и координации действий общества. Вследствие эволюции оно проникло практически во все сферы человеческой жизни. Чтобы как-то упорядочить процесс регулирования, право было разбито на отдельные отрасли. Одной из них сегодня является социальное обеспечение. Институты и отдельные нормы данной отрасли имеют свою специфику, а реализация происходит путем использования специальных методов, о которых пойдет речь далее в статье.

    Понятие права социальной направленности

    Прежде чем рассматривать каждый в отдельности метод права социального обеспечения, необходимо разобраться, что собой представляет данная отрасль. В современном РФ отрасль социального обеспечения - это совокупность норм права, которые посредством специфических методов производят регулирование общественных отношений в сфере распределения между людьми части внутреннего валового продукта. Проще говоря, данной отраслью регулируются отношения в сфере получения населением денежных выплат от государства, медицинской помощи, льгот и т. п. Следует отметить, что представленные категории распределяются между людьми в строго установленном количестве и порядке. Помимо этого, отрасль социального обеспечения позволяет гражданам РФ сохранить и защитить свои конституционные права, регламентирующие помощь государства.

    Но представленная отрасль изначально не существовала на территории нашего отечества. Процесс её становления имеет свою длительную и достаточно интересную историю.

    История развития права социальной направленности

    Метод права социального обеспечения и его особенности, как и сама отрасль, формировались достаточно долго на территории современной России. Вообще сама политика социального обеспечения, а точнее, её отдельные положения впервые были сформированы лишь во времена Российской империи. Изначально для власти в государстве данный вопрос был реальной угрозой. Ведь никто не хотел давать какие-либо права обычному населению. Но по мере развития российского империализма вопрос социального обеспечения населения становился все острее. Таким образом, в "Своде законов Российской империи" предусматривались специальные выплаты за полученные увечья на производстве. Это стало первым шагом на пути к созданию принципиально новой отрасли правового регулирования. Уже в 1886 году в России отменили плату рабочих за медицинское обслуживание. С падением императорского режима и прихода к власти коммунистической партии социальное обеспечение становится ключевым интересом государственной власти. Можно сказать, что именно на этом этапе и зарождается одноименная отрасль, ведь многие вопросы требовали именно юридического урегулирования.

    Система права социального обеспечения

    Нужно отметить, что каждый метод права социального обеспечения напрямую связан с системой этой специфической отрасли юридического регулирования отношений. Сам по себе к анализу этой отрасли позволяет увидеть её мельчайшие детали и характерные особенности, а также выработать догматические принципы регулирования конкретных социальных отношений, которые входят в спектр действия этой достаточно важной части права. Следует заметить, что, как и многие государства СНГ, Российская Федерация принадлежит к странам с права. То есть, любая юридическая отрасль делится на два основных элемента: общую и особенную часть. Система права социального обеспечения в данном случае не является каким-то исключением. Однако внутреннее строение каждой представленной части, представляет значительный интерес в процессе изучения социальной отрасли. Таким образом, в общую и особенную часть входят следующие элементы, а именно:

    1. Общая часть показывает, что собой представляет право социального регулирования вообще. Сюда входят нормы, регулирующие социальные права человека, принципы данной отрасли, компетенцию органов власти в процессе предоставления людям социальных благ и т. п. Следует отметить, что метод права социального обеспечения, а точнее, существующая совокупность методов, закреплены именно в общей части.

    2. Особенная часть в большей степени состоит из конкретных правовых институтов. Ими регулируются вопросы предоставления тех или иных социальных видов обеспечения. Институты объединяются в специальные группы для более эффективного и оперативного влияния на конкретные общественные отношения. На сегодняшний день система данной отрасли является одной из лучших в плане реализации юридических норм и представления интереса государства в отдельных вопросах социальной политики.

    Учитывая все вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод, что система права социального обеспечения выстроена таким образом, чтобы население как можно более полно и быстро получало все необходимые блага.

    Методы правовой отрасли - общие понятия

    Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов реального регулирования юридической отраслью отношений, которые входят в её предмет. В данном случае предмет является крайне важным условием существования методологической базы вообще. Ведь если не существует конкретных отношений, которые необходимо регулировать, то зачем тогда механизм этого регулирования вообще? Поэтому в теории права социальной направленности долгое время не могли выделить способы воздействия на отношения, которые, в свою очередь, не были до конца разработаны. Но, по мере развития отраслевых институтов, выработался не только механизм влияния, но и понятие методологической базы. Таким образом, метод права социального обеспечения - это конкретная группа специфических приемов, которые регулируют отношения в сфере социального обеспечения всего населения Российской Федерации и конкретных граждан. Стоит отметить тот факт, что методологическая база в целом охватывает как общепринятые приемы регулирования, так и специфические, существующие исключительно в данной отрасли. Помимо этого, значительную роль играет система права социального обеспечения. Благодаря ей институт методов существует и поддается теоретическому осмыслению.

    Характерные особенности методов правового регулирования

    Как и в остальных правовых отраслях в социальном обеспечении используются общепринятые методы, а именно: диспозитивный и императивный. Но особенность заключается в том, что они приобретают собственную специфику, когда используются в праве социального обеспечения. Однако представленная особенность не является единственной. Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется следующими особенностями, а именно:

    1. Как правило, при регулировании конкретных общественных отношений происходит сочетание императивного и диспозитивного способов. Это значит, что институт, который называется «Методы права социального обеспечения», на практике не работает исключительно в виде властного веления государства. Подобный принцип регулирования был разработан вследствие особенностей сторон, характера правоотношений и юридических мер воздействия на нарушителей юридического режима.

    2. В процессе оказания непосредственного влияния используется сочетание централизованного регулирования с локальным. Это значит, что социальные блага предоставляются субъектам не только со стороны государственных, но и иных органов, например, муниципальных, которые находятся в ведении субъектов Федерации. Не допускается договорное регулирование Потому что эта отрасль подчинена минимальным стандартам, которые установлены в государстве. Поэтому даже обязательное страхование граждан осуществляется в пределах законодательства РФ и регулируется им же.

    3. Методы регулирования зависят от юридических фактов, которые порождают отношения в сфере социального обеспечения. Помимо этого, весомое значение играют санкции, применяемые к нарушителям правового режима. Что касается первой категории, то она напрямую зависит от поведения и деятельности людей. А вот с санкциями дело обстоит интереснее. Суть в том, что институт ответственности в праве социального обеспечения, по сути, не развит в полной мере. Поэтому, как показывает практика, граждане чаще всего избегают какой-либо ответственности за нарушения каких-либо норм отрасли социального обеспечения.

    4. Методы на практике регулируют отношения в режиме автономности субъектов друг от друга. Как мы знаем, основными сторонами отрасли является государство и социум. Каждый из них наделен спектром своих прав и обязанностей, и они ни коим образом не подчиняются друг другу.

    5. Как уже указывалось ранее, субъекты права социального обеспечения не подчиняются друг другу. Поэтому органы власти не могут принимать решения на свое усмотрение, которые будут как-то касаться процесса жизнедеятельности обычных граждан.

    6. Существует несколько способов защиты, которые использует методы права социального обеспечения. Судебная практика свидетельствует о существовании судебного способа, который используется, если административный порядок не принес должного результата. Как мы понимаем, в суд субъекты отрасли обращаются в том случае, если в порядке рассмотрения их жалоб вышестоящими органами не произошло никаких изменений.

    Отдельные виды методов

    Итак, в статье мы рассмотрели ключевые особенности методологической базы социального обеспечения. Что касается конкретных видов способов регулирования, то в процессе социального обеспечения используются основные и дополнительные методы. К основным можно отнести запреты и дозволения. С их помощью координируются наибольшие группы общественных отношений этой юридической отрасли. Дополнительными методами является поощрение, подтверждение, ограничение и т. д. Как мы видим, все представленные виды заимствованы из общей теории правового регулирования. Их специфика заключается исключительно в предмете права социального обеспечения.

    Предмет отрасли

    Метод права социального обеспечения как отрасти права напрямую зависит от её предмета, то есть тех правоотношений, на которые непосредственно распространяется юридический регламент. В свою очередь, предметом можно назвать комплекс отношений материального и процессуального характера, возникающие в связи с распределением внутри социума конкретных благ. Отношения, как правило, соотносятся между собой в отдельных группах, например:

    1. Отношения обеспечения в форме предоставления денежных средств.

    2. Отношения в форме предоставления населению услуг, социального характера, например, медицинского обслуживания.

    3. Отношения процедурного характера, которые непосредственно связаны с получением гражданами тех или иных благ.

    Нормативные источники отрасли социального обеспечения

    Существует множество источников, которые фактически регламентируют методы права социального обеспечения. Из практики мы знаем, что в РФ есть целая система нормативных актов, благодаря которым отрасль «живет». Таким образом, отрасли состоит из следующих элементов:

    1. Конституция РФ.

    2. Федеральное законодательств (ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «О государственном пенсионном обеспечении» и т. д.).

    3. Указы президента Российской Федерации.

    4. Международные правовые акты, ратифицированные в России.

    Учитывая нормативную базу, метод права социального обеспечения можно назвать сборным способом регулирования отношений, который создан из положений представленных нормативных актов и международных соглашений.

    Соотношение права социального обеспечения с иными отраслями

    Существует целый ряд отраслей, с которым соотносится и взаимодействует право социального обеспечения. Это доказывает единство и централизацию всей юридической системы РФ. Таким образом, сегодня право социального обеспечения наибольшим образом соотносится с трудовым и гражданским правом. Соотношение существует из-за фактической схожести этих отраслей.

    Заключение

    Итак, в статье мы рассмотрели метод права социального обеспечения и его отдельные характеристики. В заключение следует отметить, что некоторые положения отрасли все еще нуждаются в значительной теоретической проработке, чтобы на практике их можно было использовать без каких-либо трудностей.

    Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

    В соответствии с положениями общей теории права под методом правового

    регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений1 .

    Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

    Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

    1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и

    обязанностей субъектов. Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем

    издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников. Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20

    ноября 1990 г., Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

    Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются



    дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

    2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы

    определения содержания правоотношений.

    Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны

    которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.)-

    Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать

    положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

    3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

    В данной отрасли почти все юридические факты - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

    Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.

    4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

    Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных

    правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

    Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде.

    Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения - гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

    5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

    Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности1.

    Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят право

    восстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого

    учреждения. Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая-либо особая процедура отсутствует. Так, например, в соответствии со ст. 129 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социального обеспечения. Если гражданин (предприятие, организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

    Классификация отраслей права только по предмету регулирования, который был выделен в ходе научной дискуссии о системе права (1938- 1941 гг.) в качестве основного критерия деления права на отрасли, по существу, свела проблему системы права к проблеме системы общественных отношений. Поэтому в ходе второй научной дискуссии (1955- 1958 гг.) было признано необходимым помимо основного критерия (предмета правового регулирования) выделить и дополнительный критерий деления права на отрасли - метод правового регулирования как совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Метод служит дополнительным юридическим критерием, поскольку он произведен от предмета и в значительной мере зависит от законодателя. В то же время в теории права отмечалось, что у законодателя не так много средств регулирования отношений. Он может дать участникам общественных отношений только одно из трех указаний (в отдельности или в совокупности): поступать только так (предписание); только так не поступать (запрет); поступайте, как сочтете нужным (дозволение).

    Предписание отражает императивный метод регулирования, а запрет и дозволение, как считал Р. 3. Лившиц, - это приемы диспозитивного регулирования, поскольку участники общественных отношений свободны поступать так, как считают нужным, при этом в случае запрета эта свобода поведения начинается за пределами конкретного запрета.

    Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут учитывать специфики общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т. е. предмета отрасли). Способ разрешения данного противоречия был предложен С.С. Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен не только учитывать характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет и дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования. К числу таких признаков Л. С. Явич, например, относил следующие: порядок установления прав и обязанностей субъектов права; степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов; взаимоотношения субъектов правоотношений; наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.

    Творчески развив данную концепцию, С. С. Алексеев дает более четкую конструкцию признаков, позволяющих концентрированно раскрыть отраслевую специфику метода правового регулирования. Это следующие признаки: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия.

    Данное теоретическое положение воспринято рядом отраслевых правовых наук (например, трудовым правом) при обосновании метода правового регулирования, однако до настоящего времени оно сохраняет дискуссионный характер.

    Особо следует остановиться на концепции единого межотраслевого метода правового регулирования, обоснованной В. Д. Сорокиным. Не отрицая наличия в правовой системе различных отраслей права, имеющих обособленные предметы правового регулирования, он, тем не менее, отмечал отсутствие индивидуальных отраслевых методов, указывая на существование единого межотраслевого метода правового регулирования. Этот метод рассматривался им как целостная система, объединяющая три первичных компонента - дозволение, предписание и запрет, которые взаимодействуют и взаимообеспечивают друг друга. При этом обращалось внимание на то, что пропорции между дозволением, предписанием и запретом неодинаковы в различных конкретных ситуациях и прежде всего применительно к предметам регулирования отрасли права.

    Критикуя позицию В. Д. Сорокина, Р. И. Иванова ставит закономерный вопрос: «Если пропорции классических правовых приемов воздействия зависят от типа общественных отношений и если они не одинаковы, то может ли это быть некий единый метод правового регулирования?». Единый предмет и метод правового регулирования, считает Р. И. Иванова, есть не что иное, как научные абстракции, позволяющие выделить лишь общие признаки для всех реально существующих разновидностей предметов и методов регулирования. Все отраслевые методы сохраняют основное качество правового регулирования - установление нормативно обеспеченных государством прав и обязанностей участников регулируемых отношений. Но в разных отраслях права установление прав и обязанностей и обеспечение их государственным принуждением осуществляется по-разному. В зависимости от характера регулируемых отношений право пользуется велениями различного содержания.

    Выше уже говорилось о том, что в самом общем виде метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Возникает вопрос, каков же объем данной «совокупности». Л. С. Явич, например, понимал под методом все формы юридического воздействия на поведение людей, а А. М. Витченко определяет метод как совокупность только специфических нормативных средств воздействия права на общественные отношения, позволяющих отграничить правовое регулирование от других форм воздействия права на эти отношения. Первая точка зрения обоснованно подвергнута сомнению в учебной литературе: «все формы юридического воздействия» рассматриваются в качестве такой правовой категории, как механизм правового регулирования, важной составной частью которого является метод. Он обладает существенной чертой, выражающейся в том, что касается лишь юридических норм.

    С учетом изложенного более правильно рассматривать метод как совокупность именно специфических нормативных средств воздействия, «создающих скелет юридического режима отрасли».

    Сохраняющаяся в общей теории права дискуссионность проблемы метода правового регулирования предопределила дискуссионность данной проблемы и в праве социального обеспечения. Можно с уверенностью сказать, что это одна из самых острых проблем в науке права социального обеспечения, не нашедшая еще однозначного решения.

    Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В. С. Андреевым. Он выделил три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенность метода данной отрасли. При этом все эти три черты он связывал с особенностью самого предмета регулирования. Что же это за черты? Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов. Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов. В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

    В одной из последних своих работ В. С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых.

    Если отключиться от конкретики, связанной с прежним наименованием органов, осуществляющих социальное обеспечение, и финансовых источников, за счет средств которых предоставлялось ранее социальное обеспечение, а самое главное - учесть отказ ученого от выделения в качестве специфического признака отношений по социальному обеспечению их алиментарный характер, то нужно признать, что общий подход В. С. Андреева к проблеме метода права социального обеспечения сохраняет актуальность и сегодня.

    По мнению М. И. Полупанова, метод данной отрасли - это метод государственного предоставления, главной отличительной чертой которого является безвозмездное, безэквивалентное предоставление гражданам различного рода материальных благ алиментарного характера из государственных источников и средств кооперативно-колхозных и общественных организаций, а также предоставление им в этой связи определенных прав и гарантий. По существу, на такой же позиции стоит и Р. И. Иванова, которая, подчеркивая диспозитивные начала в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения граждан, определяет метод отрасли как метод социально-алиментарных притязаний и предоставлений, означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, которое (сочетание) обеспечивает осуществление бесплатного, безэквивалентного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на принципах всеобщности, единства и дифференциации условий обеспечения, всесторонности, высокого уровня жизнеобеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации.

    Данное определение связывает метод с «социально-алиментарными притязаниями и предоставлениями», что, по существу, не раскрывает специфику приемов и способов регулирования. Кроме того, наиболее спорным, как уже говорилось выше, является сам термин «социально-алиментарное притязание», поскольку он не отражает признака, общего для абсолютно всех отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Включение же в определение метода отраслевых принципов правового регулирования означает отождествление их со специфическими способами и приемами регулирования.

    Серьезной критике обоснованно подвергалась точка зрения Я. М. Фогеля, который понимал под методом отрасли «социальную реабилитацию».

    Разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался также В. Ш. Шайхатдинов. Применительно к советскому периоду он относил к основным чертам метода следующие: своеобразие положения управомоченной и обязанной сторон; безвозмездный характер предоставления имущественных благ; своеобразие фактического состава как основания возникновения правоотношений; наличие льготных режимов обеспечения; отсутствие локального регулирования; невозможность изменения содержания правоотношений по соглашению сторон; своеобразие санкций; отсутствие рекомендательных норм; ограниченность применения запретов.

    Некоторые из этих черт сохраняют свою актуальность и сегодня, а некоторые утратили свое значение в силу новаций, произошедших в правовом регулировании в целом и в праве социального обеспечения в частности (например, отсутствие локального регулирования, отсутствие рекомендательных норм).

    Рассмотренные выше позиции ученых, пытавшихся в советский период сформулировать основные черты метода права социального обеспечения, явились той теоретической базой, на основе которой продолжаются исследования данной проблемы в новых социально-экономических условиях, но уже на основе нового правового материала, однако анализ основных точек зрения, обоснованных уже на современном этапе, не позволяет констатировать единый подход к определению метода права социального обеспечения.

    Наиболее противоречивой представляется позиция Е. Е. Мачульской, разделяющей ранее высказанную точку зрения о том, что метод данной отрасли - это «метод социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений». Противоречивость позиции состоит в том, что, с одной стороны, признается, что на современном этапе принципиально изменился порядок финансирования расходов на социальное обеспечение, поскольку на наемных работников и на некоторые другие категории занятых граждан возложены юридические обязанности по уплате страховых взносов, и появились возможности использования договорной формы реализации прав граждан в сфере социального обеспечения, а с другой - доказывается использование законодателем метода «социальной алиментации». При этом автор убежден, что в новых социально-экономических условиях изменился лишь характер «социальной алиментации», в связи с чем дается ее новое определение. По мнению Е. Е. Мачульской, социальную алиментацию сегодня можно определить как способ предоставления материального обеспечения и услуг за счет централизованных внебюджетных фондов социального назначения или части бюджетных средств бесплатно для получателя, безэквивалентно, но нормировано с учетом трудового (страхового) стажа, или возмездно-неэквивалентно и, как правило, на недоговорной основе. В то же время автор пытается раскрыть и другие специфические для отрасли приемы регулирования. В частности, указывается, что управомоченной стороной всегда выступает физическое лицо (или семья), а обязанной - государственный орган; право выбора вида обеспечения из нескольких возможных предоставлено только физическому лицу; права и обязанности сторон определены законом и не могут быть изменены по их соглашению; возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению обусловлены сложным юридическим составом; к субъектам этих отношений - физическим лицам применяются лишь правоограничительные санкции; применяется административный и судебный порядок защиты нарушенного права; сочетаются централизованный и локальный способ установления прав и обязанностей субъектов.

    Позиция Е. Е. Мачульской в части определения метода права социального обеспечения как метода «социальной алиментации» не согласуется с четко обозначившейся на данном этапе тенденцией в развитии российской системы социального обеспечения, в основу которой положено усиление страховых начал в социальном обеспечении работника и его семьи. Данная черта правового регулирования в определенной степени может быть признана характерной для государственного социального обеспечения человека как члена общества, но это лишь часть отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Что же касается выделения других специфических приемов регулирования данного предмета, то можно констатировать сближение позиции автора с позицией тех ученых, которые рассматривают метод этой отрасли через призму общетеоретической конструкции специфических приемов и способов правового регулирования, о чем уже говорилось выше.

    С этих позиций рассматривал основные черты метода права социального обеспечения, в частности, В. Ш. Шайхатдинов, который в настоящее время, не меняя своего принципиального подхода к данной проблеме, внес коррективы в содержание каждого из специфических приемов регулирования.

    В учебной литературе высказана еще одна точка зрения по вопросу о методе права социального обеспечения. К. С. Батыгин, подчеркивая, что данный вопрос является одним из сложных, раскрывает основные элементы метода, исходя также из положений общей теории права, о которых уже говорилось выше.

    Правовой статус субъектов права социального обеспечения характеризуется, по его мнению, базовым положением гражданина и органов, осуществляющих социальное обеспечение; при этом граждане являются в основном носителями прав, а органы, осуществляющие социальное обеспечение, - носителями обязанностей. Специфика прав и обязанностей субъектов оказывает существенное влияние и на содержание юридических фактов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Из способов правового регулирования (дозволения, запрещения, связывания), «сквозных» для всех отраслей права, в праве социального обеспечения, как считает К. С. Батыгин, преобладает дозволение, причем содержание норм, предусматривающих правомочия граждан, в одних случаях абсолютно определенно, а в других отличается относительной определенностью. К особенностям метода права социального обеспечения автор относит также недопустимость изменения прав и обязанностей субъектов по их соглашению; способы защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов (за правонарушения к гражданам применяются санкции двух видов: правовосстановительные и правоограничительные; споры по вопросам предоставления тех или иных видов обеспечения и обслуживания граждан могут разрешаться в судебном порядке, но в некоторых случаях ему должен предшествовать «иной порядок»).

    Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов, по мнению К. С. Батыгина, не следует рассматривать в качестве специфической черты права социального обеспечения, поскольку такое сочетание имеет место и в ряде других отраслей права.

    Таким образом, анализ современных концепций метода права социального обеспечения позволяет сделать вывод о том, что при существенном различии в подходе к содержанию основных его признаков позиции ученых в целом сблизились по сравнению с высказываемыми во время дискуссии 70-80-х годов.

    Это сближение обнаруживается в том, что наряду со специфическими приемами регулирования отношений по социальному обеспечению всеми подчеркивается проявление и общих для всех отраслей права приемов регулирования. Кроме того, о сближении взглядов свидетельствует тот факт, что специфика приемов регулирования отношений в сфере социального обеспечения рассматривается с учетом той общетеоретической конструкции, которая была обоснована видными учеными - Л. С. Явичем и С. С. Алексеевым.


    Похожая информация.


    Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение .

    ]Предмет права социального обеспечения

    Предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения .

      Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.

      Отношения по предоставлению различных социальных услуг.

      Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения .

    ]Метод права социального обеспечения

    Метод права социального обеспечения - это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

      Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.

      Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

      Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

      Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.

      Абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

      Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан .

    ]Функции права социального обеспечения

      Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.

      Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

      Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

      Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.

      Духовно-идеологическая.

      Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации .

    ]Принципы права социального обеспечения

      Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

      Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

      Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

      Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения - пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения - медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

      Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

      Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы .

    По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

      общеправовые , свойственные всем отраслям права;

      межотраслевые , отражающие общие черты нескольких отраслей права;

      отраслевые , характеризующие специфику конкретной отрасли;

      внутриотраслевые , касающиеся отдельных институтов отрасли.

    К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемыемежотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения . В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность .

    ]Источники права социального обеспечения в России

    Международные

      Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»

      Всеобщая декларация прав человека 1948 года

      Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952 » 1952 года № 131 «О минимальной заработной плате, 1970 ».

    Внутринациональное законодательство

      Конституция РФ

      Федеральные законы

      • От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» .

        От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании» .

        От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

      Указы Президента

      Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

      • От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей» .

      Правовые акты федеральных органов исполнительной власти . Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

      Правовые акты субъектов РФ

      Правовые акты муниципальных образований

    ]Соотношение с другими отраслями права

    Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм , регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права . Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое игражданское право .

    ]Соотношение с трудовым правом

    Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

      социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

      субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

      правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

      социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

      трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

      субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

      для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

    ]Соотношение с гражданским правом

    Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

      для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон - достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.

      субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

      социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

    ]Характерные признаки права социального обеспечения

    Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

      в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

      в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

      в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

      в специфике субъектного состава.

      Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

      Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

      Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

      Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

      Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

      Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

      Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.

    Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

    Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

    Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

    Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

    Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

    Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

    Во-первых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия – федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способов защиты нарушенного права.

    Метод правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетание, которые в концентрированном виде выражаются, прежде всего, в правовом положении (статусе) субъектов. Метод правового регулирования - специфический способ или совокупность способов, посредством которых осуществляется воздействие на поведение участников правовых отношений.

    Метод правового регулирования зависит: 1) от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; 2) от характера субъектов правового отношения; 3) от характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; 4) от различных средств обеспечения и охраны правовых норм. Одни и те же общественные отношения могут регулироваться либо методом властных распоряжений, либо методом договора.

    В практике чрезвычайно большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных .

    Предмет и метод начиная с 40-х годов XX столетия является важным элементов при разграничении отраслей права.

    Ряд ученых придают важное значение методу правового регулирования. Но предмет и метод - взаимосвязанные критерия для разграничения отрасли права, так как предмет отвечает на вопрос, что регулируется правом, а метод - как регулируется. В основном многие ученые придерживаются мнения, что каждая отрасль права обладает самостоятельным методом .

    Метод правового регулирования может быть комбинированным, а может быть и уникальным, в зависимости от отрасли права.

    Например, при сравнении гражданских и административных отношений просматривается разделение императивных и диспозитивных отношений.

    В гражданских отношениях стороны выступают в роли юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. И наоборот, в том правовом отношении, в котором государственный орган выступает обязательно, как один из субъектов правового отношения, в роли органа, обладающего властными полномочиями, регулятором такого общественного отношения будет норма административного права. В Гражданском кодексе РФ этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством» (п. 3 ст. 2) .

    Р.З. Лившиц отмечал «бедность» альтернативы при нормотворчестве .

    Также Лившиц скептически относился к разделению права на отрасли права из-за метода. Например, он писал, что «совершенно непригодного для этой цели внутреннего критерия, коим является метод правового регулирования. На самом деле отрасли права, равно как и отрасли законодательства, нужно выделять исключительно по предмету правового регулирования, т.е. по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм» .

    По мнению автора, некоторые исследователи неосновательно недооценивали значение метода правового регулирования для отрасли права. Несмотря на то что метод у каждой отрасли права не является единственным и уникальным, значение его слишком велико для правового регулирования любой отрасли права. Ответ на вопрос, как регулировать вполне определенные отношения, весьма важен.

    Итак, метод любой отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов «нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» .

    В.С. Андреев определил, что праву социального обеспечения свойственны следующие особенности.

    • 1. Все входящие в предмет регулирования отношения должны находиться в компетенции государства в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства - в компетенции профсоюзов или органов колхозов.
    • 2. Одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы либо органы колхозов.
    • 3. Посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение .

    Дискуссионность приведенных выше особенностей права социального обеспечения не может оспорить заслуги В.С. Андреева в выделении особенности метода права социального обеспечения как социальной алиментации.

    В.А. Тарасова, Р.И. Иванова определяли метод права социального обеспечения как метод социально-алиментарных притязаний и представлений, означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, что обеспечивает осуществление бесплатного, безэквивалент- ного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на принципах всеобщности, высокого уровня жизнеобеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации .

    Политические формы государства меняются и, учитывая, что право социального обеспечения - одна их самых политизированных дисциплин, включающая экономические изменения в обществе, приводят к изменению метода правового регулирования отрасли. Развитие обязательного социального страхования приводит к возвратному характеру страховых отчислений.

    Работник платит, производит отчисления работодатель, чтобы впоследствии получить определенные материальные блага. Исчезает бесплатность, безэквивалентность, во всяком случае применительно к большинству физических лиц.

    Можно сказать, что право социального обеспечения включает императивный и диспозитивный методы правового регулирования, но все-таки основным методом можно считать императивный с подавляющим большинством обязывающих, предписывающих норм. Право социального обеспечения имеет договорный метод как второстепенный, дополнительный.

    С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения имеет место дозволение особого рода, при котором субъективное право лица сводится только к одному праву требования. Однако при осуществлении своих прав физические лица должны выполнить и определенные обязанности. В частности, пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Аналогичные нормы содержатся и в других законах, определяющих права на различные виды социального обеспечения. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и предписания (обязывания). В связи с развитием государственной социальной помощи как самостоятельной организованной формы социального обеспечения особенности метода приобретают новые черты. Адресное оказание социальной помощи подразумевает, что малоимущее лицо может лишь направить государственному органу свою просьбу, но не требовать получения конкретного вида социальной помощи. Орган социальной защиты производит проверку уровня доходов и имущественного положения обратившегося и принимает решение о видах и размерах помощи по своему усмотрению с учетом финансовых возможностей субъекта РФ .

    Так, право выбора физического лица заключается в выборе вида социального обеспечения, в выборе срока обращения выплат. Сроки нередко устанавливаются законом (например, пособие по беременности и родам). Поэтому диспозитивность метода правового регулирования имеет свою специфику, так как право выбора может быть установлено законом. Физическое лицо в том числе вправе самостоятельно решать, обращаться за получением трудовой пенсии по старости или нет. Без волеизъявления самого физического лица предоставленное законом право может быть не реализовано. Это является существенным признаком метода права социального обеспечения.

    Но это не означает, что не существует договорного метода правового регулирования в праве социального обеспечения. В предоставлении медицинских услуг важную роль играет договор об оказании медицинских услуг. Тем не менее важным является тот юридический факт, что вышеуказанные договорные условия основаны на законе.

    В государственной системе социального обеспечения важную роль играют государственные органы, на которые возложена обязанность по выплате пенсий, пособий и др. Существенным недостатком, пробелом правового регулирования является отсутствие ответственности вышеуказанных государственных органов, несвоевременно и неверно исполняющих обязанности по выплатам. Причем ответственность должна носить взаимный характер. Ведь нередко, например, пособие по безработице может быть получено обманным путем.