Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Нарушение правил благоустройства территорий. Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? Судебная практика по

    Нарушение правил благоустройства территорий. Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? Судебная практика по

    Комиссия, которая работает при городской администрации, привлекла компанию к ответственности за нарушение местного законодательства в области благоустройства. Проиллюстрируем на примере из практики, в каком порядке нужно обжаловать подобные постановления и какие аргументы приводить.

    Любое юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности за нарушение местного закона о вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего города или области и за несоблюдение правил благоустройства территории города. Протокол о привлечении вправе оформить комиссия, которая осуществляет деятельность на территории определенного района города и подчиняется администрации города.

    Так, АО «Профсталь» комиссия привлекла к ответственности:

    • за нарушение части 1 статьи 2 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»;
    • за несоблюдение пункта 2 статьи 105 Правил благоустройства территории г. Иркутска (утв. ) - то есть за размещение отходов снега вне специально отведенных для этого местах по адресу нахождения нашего торгового центра.

    Штраф составил 10 000 рублей.

    В каком порядке обжалуют постановления об административной ответственности за нарушение правил благоустройства

    Первый вопрос, который может возникнуть у юриста компании: в какой суд обжаловать постановление ? Общая юрисдикция или арбитраж? Постановление подлежит обжалованию в районном суде общей юрисдикции с учетом территориальной подсудности - по месту совершения правонарушения (п. 30. , ч. 1. ст. 29.5 , определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 09.10.2017).

    Второй вопрос: по какому кодексу происходит обжалование, КАС РФ или КоАП РФ? Ответ на данный вопрос вы можете найти в местном законе об административных комиссиях вашего города. Например, согласно пункту 4 статьи 3 «Об административных комиссиях в Иркутской области» обжалование постановлений, вынесенных административной комиссией, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.

    Третий вопрос: не пропущен ли срок для обжалования постановления? Срок для обжалования постановления по КоАП РФ составляет 10 суток со дня вручения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срок может быть восстановлен.

    Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление

    После того, как определись с процессуальными вопросами, можно посмотреть, на что сослаться, чтобы отменить постановление в суде. Рассмотрим, какие аргументы помогли оспорить постановление в отношении АО «Профсталь».

    Нарушения, допущенные комиссией

    Срок составления протокола (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Протокол должен быть составлен не позднее 1 месяца с даты обнаружения факта правонарушения, если не назначены дополнительные исследования.

    Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (АО «Профсталь») не было извещено о времени и месте его рассмотрения (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ).

    Часто комиссии делают ошибку, направляя уведомление о времени и месте рассмотрения административного дела только законному представителю по доверенности, забывая отправить уведомление в адрес руководителя юридического лица. Суд считает это грубым процессуальным нарушением, из-за которого отменяет постановление.

    Отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

    Всегда делайте официальный запрос с требованием предоставить документы по административному делу. Это фото или видео-фиксация свалки снега или мусора, протокол и т.д. Если комиссия откажет, это является основанием для отмены постановления в суде, так как без ознакомления с материалами дела вы не сможете защитить себя в полном объеме.

    В протоколе не отражены пояснения представителя юридического лица. Не дана надлежащая и объективная правовая оценка представленным доказательствам. Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2 КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления.

    Для начала нужно проверить, имеется ли в городе распоряжение администрации со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории вашего города. Если данного распоряжения администрация не издала, то состав административного правонарушения отсутствует: в городе нет официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега. Юридическое лицо не может быть наказано за такое правонарушение, если администрация не утвердила специально отведенные места для вывоза мусора и отходов снега.

    Например, администрация города обязана издать распоряжение со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории г. Иркутска (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, 7, 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, 8, 13, 14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, 16, 17, 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав г. Иркутска). Обязанность по определению специальных мест вывоза и временного хранения отходов снега, лежит на Администрации города и округов. До настоящего времени в г. Иркутске данные места не утверждены, событие административного правонарушения отсутствует (п. 26.1 КоАП РФ).

    Чтобы узнать о наличии или отсутствии утвержденных мест, можно сделать официальны запрос в комитет по благоустройству города с требованием предоставить копию распоряжения или адрес официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега.

    Состав комиссии не соответствует закону о создании комиссий на территории города. Например, в г. Иркутске в комиссию назначаются от 5 до 15 человек (ч. 1 ст. 5. закона № 145-оз). Протокол о привлечении АО «Профсталь» к ответственности составила комиссия, состоящая из 4 человек, т. е. с нарушением закона.

    Если на территории вашего предприятия ведется видеозапись, используйте ее в качестве доказательства в суде. Например, мы доказали, что складирования снега не было, так как по камерам было видно, что снег убрали через 5 часов после его очисти со всей территории компании. Снег не складировался, а временно был собран в одном месте для дальнейшего вывоза.

    Проверьте полномочия своей доверенности. Часто юрист забывает вписать в доверенность фразу про представительства и полномочия именно по делу об административном правонарушении. Это может являться основанием к обжалованию судебного решения не в вашу пользу, так как вы действовали без оформленных надлежащим образом полномочий.

    Применение малозначительности и учет смягчающих обстоятельств по делу. Административная комиссия не доказала факт негативных последствий причиненных обществу, конкретному лицу или государству. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

    Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления ВС РФ № 5). Сам по себе факт совершенного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение этих норм к каким-либо составам правонарушений КоАП не содержит.

    Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2. КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления. Смягчающими обстоятельствами являются:

    • совершение правонарушения впервые;
    • отсутствие причинения вреда и угрозы его причинения жизни и здоровью, обществу, государству, физ. лицам, животным, растениям;
    • иные обстоятельства.

    При составлении протокола об административном правонарушении представитель юридического лица не присутствовал. Комиссия спустя несколько дней направила извещение о рассмотрении административного дела. Это считается грубым процессуальным нарушением (ст. 28.2. КоАП РФ).

    149) Загромождение улиц, площадей, дворов, других зе­мель общего пользования строительными материалами и другими предметами (ч. 1 ст. 21.14)

    150) Нарушение других правил благоустройства и содер­жания населенных пунктов (ч. 2 ст. 21.14)

    Непосредственный объект данного правонарушения - уста­новленные общественные отношения, позволяющие надлежаще со­держать населенные пункты.

    Объективная сторона по ч.1 выражается в совершении актив­ного деяния в форме загромождения улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами, а по ч. 2 - в нарушении других правил благоустрой­ства и содержания населенных пунктов.

    Загромождение подразумевает складирование, засорение, разме­щение громоздких предметов или предметов в большом количестве.

    В широком смысле благоустройство и содержание населенных пунктов предполагает поддержание надлежащего порядка различных объектов, расположенных в населенных пунктах и формирующих в них среду обитания человека. Это относится к надлежащему под­держанию домов и сооружений, улиц, площадей, скверов, парков, цветников и клумб, надлежащее пользование земельными участка­

    ми и проведение раскопок. Однако не все противоправные деяния в связи с пользованием данными объектами формируют состав дан­ного правонарушения. Например, ответственность за нарушение по­рядка проведения раскопок предусмотрена ст. 21.15, ответственность за незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарнико- вой или иной растительности предусмотрена ст. 15.22, ответствен­ность за нарушение архитектурного решения фасада здания или со­оружения предусмотрена ст. 21.13.

    В целях улучшения благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков республики принимаются соответству­ющие правила. Например, постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 1656 утверждены Правила строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремон­та улиц населенных пунктов.

    Благоустройство и содержание земельного участка и прилегаю­щей к нему территории включают в себя:

    151) устройство тротуаров и подъездов, их ремонт и содержание;

    154) устройство и содержание малых архитектурных форм (скаме­ек, фонтанов, цветников и т. п.);

    155) устройство турникетов (по требованию органов ГАИ), их со­держание;

    156) озеленение (устройство газонов, цветников, их ремонт и со­держание, посадку деревьев, их содержание и снос аварийных);

    158) устройство ограждений (по согласованию с органами архитек­туры) и их содержание;

    160) ежедневную санитарную уборку и очистку территории;

    161) уборку снега и льда с проезжей части и тротуаров в зимнее время года;

    162) проведение мероприятий по прокладке и переустройству подзем­ных сооружений, нумерации домов, размещению домовых знаков и др.

    Состав данного правонарушения формальный. Субъект правонарушения - физическое лицо, индивидуальный предприниматель.

    РЕШЕНИЕ

    Судья Димитровского районного суда г.Костромы Назаров И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ермошина А.Ю. на постановление Административной комиссии г.Костромы от 11.05.2016г. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях»,

    УСТАНОВИЛ:

    обжалуемым постановлением Ермошин А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», назначен административный штраф 1000 руб. за то, что он ДД.ММ.ГГГГ. в 11-15 на участке с зелеными насаждениями по адресу: , разместил а/м Опель Аскона, г.н. №, в нарушение требований п.5.2 ст.23 Правил благоустройства территории г.Костромы, утвержденных решением Думы г.Костромы от 25.04.2013г. №60.

    Ермошин А.Ю. в своей жалобе указал, что автомашина на участке располагалась на снежном покрове, травянистая растительность, древесно-кустарниковая растительность отсутствовала, транспортное средство не эксплуатировалось и не могло причинить вред окружающей среде; участок не огражден бордюром или иным ограждением и не может считаться участком с зелеными насаждениями.

    В судебном заседании Ермошин А.Ю. жалобу поддержал.

    Представитель Административной комиссии г.Костромы М.Е.А. считала жалобу необоснованной.

    Исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

    Размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями фактически означает неисполнение гражданами и организациями требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, а также Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), согласно которым установлен запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также запрещено складировать любые материалы, устраивать свалки мусора, засорять их отходами.

    В соответствии с ч.5.2 ст.23 Правил благоустройства территории г.Костромы, утвержденных решением Думы г.Костромы от 25.04.2013г. №60, запрещается размещение транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями.

    Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.

    В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены такие Правила, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

    Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Кроме того, запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

    В соответствии с названным федеральным законодательством охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья Федерального закона «Об охране окружающей среды»). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

    В силу пункта 3 части 1 статьи РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

    Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

    Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

    В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иное приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.

    В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» административным правонарушением является размещение транспортных средств на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    Данная норма регионального уровня дублирует административную ответственность за нарушения Правил благоустройства, установленную нормами КоАП РФ, что недопустимо в силу приведенных норм права и не позволяет признать законным привлечение Ермошина А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

    Привлечение к административной ответственности по ст. РФ относится к компетенции не Административной комиссии по г.Костроме, а к компетенции органов внутренних дел (ст. Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях > Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях > Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)" target="_blank">23.3 КоАП РФ).

    При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием в действиях Ермошина А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

    РЕШИЛ:

    Постановление Административной комиссии г.Костромы по делу об административном правонарушении № 0835 от 11.05.2016г. о привлечении Ермошина А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.7 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. РФ за отсутствием в его действиях данного состава административного правонарушения.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 суток через Димитровский районный суд г.Костромы.

    Судья И.А. Назаров

    Суд:

    Димитровский районный суд г. Костромы (Костромская область)

    Ответчики:

    Ермошин А.Ю.

    Судьи дела:

    Назаров Илья Александрович (судья)

    Судебная практика по:

    По нарушениям ПДД

    Судебная практика по применению норм ст. 12.1, 12.7, 12.9, 12.10, 12.12, 12.13, 12.14, 12.16, 12.17, 12.18, 12.19 КОАП РФ

    Статья 5.3. Нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов

    1. Перемещение, снос, ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, игрового и спортивного оборудования, иных элементов благоустройства -

    2. Нарушение установленных органами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

    3. Непринятие собственниками, иными законными владельцами нежилых зданий, строений и сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

    4. Нарушение требований по содержанию и эксплуатации объектов (средств) наружного освещения населенных пунктов -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

    6. Сброс (выброс), складирование и (или) временное хранение мусора, отходов спила деревьев, кустарников, листвы и других растительных остатков вне специально отведенных мест, если эти нарушения не подпадают под действие статей 6.3 , 7.22 и 8.2

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.

    7. Установка шлагбаумов, цепей, столбов, бетонных блоков и плит, других сооружений, устройств и объектов, создающих препятствия или ограничения проходу (движению) пешеходов, и (или) проезду автотранспорта, и (или) проведению уборочных работ на территориях общего пользования, без согласования с органами местного самоуправления, если эти нарушения не подпадают под действие статей 7.1 , 8.8 и 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до ста тысяч рублей.