Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Приказ о военной службе. Воинская обязанность. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" простыми словами

    Приказ о военной службе. Воинская обязанность. Федеральный закон

    Дважды в году, с 1 апреля и с 1 октября, у граждан призывного возраста появляется возможность окунуться в армейские будни.

    Вернее, это законная обязанность, установленная Конституцией РФ. Молодой мужчина с момента исполнения ему 18 лет направляется в воинские формирования действующей армии РФ для постижения секретов ратного дела.

    В последние несколько лет престиж военной службы существенно вырос, и желающих «откосить» стало на порядок меньше. Однако в жизни возникают обстоятельства, когда отрыв от дел насущных оказывается совершенно некстати. На такие случаи законом предоставляется отсрочка от призыва на службу.

    Как это происходит в 2019 году, рассмотрим в нашем материале.

    Законодательное регулирование вопроса

    Порядок прохождения армейской службы российскими гражданами, отношение к воинским обязанностям, их состав и основания для отсрочки или полного освобождения от почетной миссии установлены в ФЗ № 53 от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» .

    Давайте уточним, в чем же заключается воинская обязанность граждан России. Согласно ст. 1 это:

    Учет военнообязанных лиц проводят военные комиссариаты по месту жительства таких граждан или же по месту пребывания, если человек находится в другом регионе более 90 суток.

    Впервые молодой человек ставится на учет в военкомат по достижению 17 лет. С этого момента юноша обязан являться в органы учета по повестке для прохождения освидетельствований на предмет годности к военной службе и проведения первичной подготовки к выполнению воинского долга.

    Призыву на срочную службу подлежат мужчины в возрасте 18-27 лет (ст. 22 закона «О военной службе»), отвечающие следующим условиям:

    • годные по состоянию здоровья к прохождению армейских испытаний на основании решений военных медкомиссий;
    • состоящие на воинских учетах или обязанные числиться в этих списках, но по каким-то причинам не учтенные;
    • не находящиеся в запасе: если человек уже выполнил конституционную обязанность, второй раз его в армию не призовут (за исключением краткосрочных сборов или введения военного положения).

    Условия временного освобождения от призыва в действующую армию изложены в ст. 24 настоящего закона.

    Причины предоставления временного освобождения от срочной службы

    С января 2017 года внесены изменения в льготные основания по переносу сроков службы. Они касаются учащейся молодежи нескольких категорий. В остальном сохранились прежние причины для отсрочки.

    Особые жизненные ситуации

    Чаще всего такие обстоятельства связаны с заболеваниями членов семьи, рождением и/или воспитанием детей, опекунством.

    В этом случае основаниями выступают такие ситуации:

    Специфическая ситуация, также дающая право на временное освобождение от призыва, включает беременность супруги призывника с одновременным наличием в семье несовершеннолетнего ребенка (биологического или усыновленного – не имеет значения).

    При этом срок беременности должен составлять от 26 недель (не менее семи месяцев). Условия подтверждаются справками из женской консультации, свидетельством о рождении ребенка и о браке, справками паспортного стола.

    Служба в органах исполнительной власти

    Причина одна из распространенных. Иногда избегающие армейской службы люди целенаправленно идут служить в ОВД и подобные им структуры, чтобы не оказаться в казарме.

    Итак, какие обязанности помогут получить отсрочку?

    В армию не призовут и в том случае, если потенциальный призывник участвует в предвыборных мероприятиях в качестве кандидата в представительные органы власти. Отсрочка действует на время кампании. Если выборы завершатся раньше призыва без результатов для кандидата, у него есть шанс отправиться исполнять воинские обязанности.

    Заболевания призывника

    Общеобразовательная школа

    Отсрочка от армии для школьников, достигших призывного возраста, предоставляется до 1 октября года окончания учебы в школе. На практике это означает одно: в любом случае засидевшийся за партой школьник получит аттестат зрелости до армии.

    Техникумы, колледжи, профессиональные училища

    Если юноша получает начальное профессиональное образование в училище или средне-специальное в колледже, для сдвигов срока службы он должен соответствовать таким условиям :

    Заочникам учебная льгота не положена. Но зато сняты возрастные ограничения на отсрочку.

    Как было до 01.01.17 года . Освобождение от воинской обязанности предоставлялось юношам при поступлении в техникум после 9 классов до исполнения 20-летнего возраста. Здесь все обстояло относительно стабильно: многие парни успевали обзавестись дипломами. Но получение образования после окончания 11 классов средней школы давало право на отсрочку только до 18-летнего возраста. И здесь возникал такой казус: не успевал новоиспеченный студент как следует погрузиться в учебу, как ему поступала военкомовская повестка.

    В настоящее время :Совершеннолетние студенты ССУЗов и колледжей могут спокойно получать профессию и не переживать по поводу длительного перерыва из-за свалившихся на голову армейских обязанностей. Теперь отсрочка распространяется на весь период обучения независимо от возраста студента.

    Только с государственной аккредитацией на обучающие программы . Для студентов учебных заведений начального и среднего профессионального звена отсрочка станет реальностью, только если училище или колледж аккредитованы государством.

    ВУЗы

    Отметим сразу, что не служивший выпускник ССУЗа не имеет прав на отсрочку. С учетом сроков весеннего призыва придется сначала отдать военный долг стране, а затем продолжить обучение.

    Условия предоставления временного освобождения от службы:

    • обучение по очной форме;
    • поступление на аккредитованные государством факультеты.

    Бакалавриат дает основание для сдвига сроков призыва. Причем независимо от времени совершеннолетия. Даже если студенту исполнилось 18 лет до окончания 11 классов средней школы, он воспользуется льготой на первой ступени вузовского образования.

    Магистратура позволит своему студенту отсрочить казарменное положение при условии непрерывного продолжения обучения после присвоения статуса бакалавра. Действовать нужно быстро, ведь если успешный выпускник не успеет оформить льготу, его вполне могут призвать в армию.

    Отсрочка по магистратуре действительна только, если студент окончил среднюю школу до 18-летия.

    Аспирантура

    В 2019 году аспирантура является веским основание для временного освобождения от армейской службы.

    Но только при соблюдении следующих условий :

    • студент осваивает аккредитованные государством программы;
    • обучается очно.

    Льгота охватывает весь период учебы. Кроме того, по завершении аспирантуры молодой человек вправе взять еще один год для подготовки и защиты диссертации.

    Особые случаи

    Отчисление без попыток вернуться на кафедру наверняка приведет к призыву в армию.

    Если же человек восстановился , ситуация развивается в зависимости от следующих условий:

    • если отчисление произошло по решению самого студента, после восстановления срок обучения не увеличился – отсрочка применима;
    • отчисление за академическую неуспеваемость, грубые нарушения дисциплины и последующее восстановление прав на отсрочку не дают.

    Также воинская служба откладывается на более поздние сроки в случаях :

    • перехода в другое государственное учебное заведение на очную форму обучения;
    • перевода в пределах этого же ВУЗа ну другой факультет с соблюдением требований аккредитации;
    • однократного при условии увеличения сроков обучения не более, чем на год.

    Все выше рассмотренные ситуации позволяют сдвинуть армейскую службу на период фактической актуальности. Как только уважительная причина исчерпана, человек отправится служить. Если, конечно, он не «перерос» призывной возраст – когда мужчине исполнилось 28 лет, его в любом случае не призовут в армию.

    Возможные изменения в 2019 году

    Весной 2018 года Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу, в которой была усмотрена неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положения пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в результате рассмотрения которой Постановлением КС РФ от 17.04.2018 г. № 15-П эти положения были признаны неконституционными, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

    В связи с этим следует ожидать изменений в статью 24 ФЗ № 53 в той части, которая дает право на отсрочку только один раз.

    Об изменениях в порядке предоставления временного освобождения от призыва в армию по новому закону РФ рассказано в следующем видеосюжете:

    В Российской Федерации все мужчины обязаны проходить военную службу, за исключением невоеннообязанных граждан из-за слабого здоровья. Процедура призыва на службу и другие аспекты указаны в Федеральном Законе № 53.

    Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» принят членами Государственной Думы 6 марта 1998 года. Спустя 6 дней после его принятия, законопроект получил одобрение со стороны Совета Федерации (12 марта). Вступил в действие 53 закон 28 марта 1998 года.

    Данный законодательный акт исполняет правовое регулирование в сфере военной службы и военных обязанностей. Издание закона необходимо с целью реализации российскими мужчинами конституционного долга и обязанности по защите Родины. Также ФЗ № 53 осуществляет правовое регулирование в отношении иностранных граждан, которые на территории России могут поступить на военную службу.

    Состоит рассматриваемый закон из 9 разделов и 65 статей:

    • 1-ый раздел обуславливает общие положения закона;
    • 2-ой раздел регламентирует нюансы воинского учета;
    • 3-ий раздел содержит аспекты, касающиеся добровольной подготовки к армии;
    • раздел под номером 4 — обуславливает принципы и условия призыва мужчин служить в военных войсках;
    • 5-ый раздел устанавливает правила поступления на воинскую службу на основании контракта;
    • раздел под номером 6 — содержит нормы и процесс прохождения военной службы;
    • 7-ой раздел устанавливает причины и порядок увольнения из армии;
    • раздел 8 — характеризует запас Вооруженных Сил;
    • раздел 8.1 — устанавливает нормы мобилизации людских резервов Вооруженных Сил;
    • 9-ый раздел отражает заключительные положения законодательного акта.

    Правовое регулирование военного дела осуществляют:

    • настоящий ФЗ № 53;
    • Конституция России:
    • законы в сфере обороны (ознакомиться с текстом ФЗ 61 об обороне можно ).

    Согласно, настоящему законопроекту к военной службе представлены:

    • граждане РФ, призванные служить на добровольной или на контрактной основе;
    • граждане других государств.

    Скачать

    По законодательству РФ, воинская служба представляет собой федеральную государственную службу, которая исполняется гражданами России и лицами иностранных государств.

    Федеральный Законодательный акт содержит множество аспектов и нюансов, касающиеся условий, процедуры, сроков прохождения военной службы и порядок становления на учет. Для детального изучения законопроекта «О воинской обязанности и военной службе» можно скачать его последнюю редакцию по

    Последние изменения ФЗ № 53

    С течением времени, в каждый законодательный акт вносятся изменения, дополнения и поправки (за исключением постановлений о бюджете на предстоящий год). Члены Государственной Думы вносят изменения для того, чтобы сделать закон актуальным в настоящее время.

    Федеральный Закон № 53 совершенствовался и в него неоднократно были внесены поправки, изменения и дополнения. В законопроект последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года. Нововведения коснулись 51 статьи.

    Ст 51 п 1

    Статья посвящена основаниям для освобождения от служения в военных войсках. В качестве оснований для увольнения выступают:

    • возраст — по закону, мужчина достигший предельного возраста пребывания в военном органе подлежит освобождению от обязанностей;
    • наступил срок окончания военной службы (по контракту или по призыву);
    • неудовлетворительное состояние здоровья приводит к непригодности для служения военным войскам (оформить заключение о состоянии здоровья вправе лишь военно-врачебная комиссия);
    • лишение воинского звания;
    • военнослужащий потерял доверие лица, стоящего в высшем звании и уполномоченном составить акт об увольнении.

    В 1 п 51 статьи внесли дополнение в подпункт «д1». Дополнения касаются определения об иностранных финансовых инструментах и гласят: «При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

    1 ст 53 закона

    Данная статья гласит о процедуре воинской обязанности:

    • обязательная служебная подготовка;
    • призыв;
    • прохождение служения на посту;
    • пребывание в запасе.

    Поправки были внесены в эту статью в 2004 и 2005 гг, в последней редакции она осталась без изменений.

    Ст 2 Ф № 53

    Согласно положениям 2 статьи настоящего закона, мужчины могут проходить службу в:

    • Вооруженных Силах Российской Федерации;
    • Войсках национальной гвардии России;
    • Инженерно-технических;
    • Дорожно-строительных воинских формированиях;
    • Спасательных воинских формированиях;
    • Службе внешней разведки;
    • Органах государственной охраны;
    • Органах Следственного Комитета.

    2-ая ст претерпевала внесение изменений множество раз, но в последней редакции она не корректировалась.

    Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

    Военная служба

    • по возрасту;
    • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
    • по причине плохого состояния здоровья;
    • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
    • по причине утраты доверия высших чинов.

    Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

    О вооруженном запасе

    А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

    Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

    Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.

    Каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан пройти военную службу. Исключениями считаются невоеннообязанные мужчины и имеющие плохое здоровье. Все права, обязанности, процедуры приема и призыва регламентируются ФЗ 53 о воинской обязанности и военной службе.

    Общие положения

    Закон о воинской обязанности и военной службе в РФ был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, а одобрен Советом Федераций 12 марта того же года. Последние изменения в ФЗ 53 были внесены 26 июля 2017 года. Он имеет 9 разделов и 65 статей.

    Краткое содержание закона:

    • В первом разделе описаны общие положения закона. Права и обязанности должностных лиц, что такое воинская обязанность и военная служба, какие мероприятия проходят для поступления и исполнения обязательств, чем обеспечиваются поступившие на службу граждане и какую несут ответственность за отказ;
    • Во втором разделе описан учет, на который становятся лица и их обязанности;
    • В разделе номер три подробно описана подготовка каждого лица к военной службе. Виды спорта, перечень программ для подготовки, описание этих программ, процедуры получения образования и каким образом государственные органы участвуют в подготовке граждан к военной службе;
    • В четвертом описаны сроки, способы и процедура призыва. Перечислены обязанности граждан, получивших повестку, перечень комиссии по призыву, причины и процедура отсрочки или освобождения от военной службы граждан;
    • В пятой г. описана система поступления на службу по контракту. Требования к кандидатам, процедура и форма заявления;
    • В главе шесть прописан процесс прохождения военной службы, сроки, форма, присяга, перечень должностей, составы и звания, как могут лишить, восстановить или понизить в звании;
    • В седьмой описан порядок и процедура увольнения или отстранения;
    • В восьмом разделе описана система, должности и состав Запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, ФСБ (подробности о законе про ФСБ ) и Службы внешней разведки РФ;
    • В девятом оформлены все дополнительные положения, условия, требования, звания, особенности и акты, не включенные в закон.

    Воинской обязанностью каждого гражданина считается воинский учет, подготовка, призыв, прохождение службы и нахождение в запасе военных сил. Каждое лицо зачисляется в определенный государством орган и имеет свою должность.

    Какие были внесены изменения?

    Все последние изменения закона о воинской обязанности были оформлены в Федеральном законе номер 192 26 июля 2017 года.

    Во второй статье описываемого ФЗ 53 предоставляется список органов, куда может поступить на службу желающий или куда направляют при призыве мужчин:

    • Вооруженные Силы РФ;
    • Следственный Комитет;
    • Национальная гвардия;
    • Органы гос. охраны;
    • Инженерно-технические войска;
    • Внешняя разведка РФ;
    • Воинские дорожно - строительные подразделения;
    • Спасательные подразделения;

    Прохождение службы гражданами происходит по призыву или в добровольном порядке, по контракту.

    В четвертой статье , которая претерпела несколько изменений при последней редакции, описаны все обязанности вышестоящих и других органов в связи с военной службой. Была добавлена информация о том, что если лицо должно быть уволено, руководитель лица обязан выслать военному комиссариату уведомление по факту увольнения. В остальном обязательства руководителей не изменились, они обязаны высылать гражданам призывные повестки по месту прописки, помогать лицам своевременно явиться на вызов, при получении уведомления от комиссариата высылать им всю необходимую информацию в течение двух недель.

    В шестой ст. прописана информация о том, что если гражданин собирается выполнять любые действия для того, чтобы поступить на военную службу, на это время он освобождается от работы или учебы. За человеком сохраняется его место, выплачивается средняя зарплата или стипендия, оплачиваются расходы на проезд или проживание и т. д. К тому, поступившим на службу по контракту, оформленным в военной структуре лицам выплачиваются премии и денежные вознаграждения, сумма которых регулируется другими законами Российской Федерации.

    В ст. 10 перечислены и описаны все обязанности граждан по воинскому учету. Каждый гражданин мужского пола Российской Федерации обязан состоять на воинском учете, учет ведется по месту жительства человека. Из состоящих на учете каждый обязан явиться на объявленное в повестке место в указанное там время. При любых изменениях, как увольнение или освобождение от наказания в виде лишения свободы, лицо обязано явиться в комиссариат по месту жительства в течение двух недель. Копии документов о переезде, смене семейного положения или работы, направляются в военный комиссариат. Последним обязательством является хранение военного билета в целости и сохранности.

    В 17 статье описана подготовка гражданина к военной службе, если он поступил добровольно.

    Такое лицо будет заниматься:

    • Военно - прикладными видами спорта;
    • Обучаться по программе подготовки сержантов, старшин или старших матросов;
    • Обучаться по программам, созданным дополнительно в общеобразовательных учреждениях для подготовки к военной службе граждан, не достигших возраста 18 лет;
    • Прохождением военной подготовки в специальных военных центрах;
    • Теоретическим образованием на военной кафедре.

    Статья 28 описывает все процессы, происходящие при военной кафедре во время призыва и обязанности сотрудников этого комиссариата. Согласно последним изменениям этой статьи, граждане или их представители, проходящие комиссию, имеют право направить заявление или ходатайство с информацией и доказательствами о том, что в военной службе им было отказано без причин. В таком случае военный комиссариат обязан в течение пяти рабочих дней выслать государственным органам объяснительные, в которых должны быть описаны причины отказа в военной службе гражданина.

    В 34 ст. оформлен список лиц, имеющих право оформить контракт для прохождения службы. Также в этой части закона описано то, каким образом органы выбирают кандидатов, какие нужны требования для заключения контракта. Если лицо уже составляло контракт, но у него истек срок, то это лицо имеет полное право обновить бумаги и получить новый срок действия договора. Также автоматически составляется контракт с теми гражданами, которые проходят обучение в специальных профессиональных учреждениях военного типа.

    В 44 описаны причины и виды переводов военнослужащих из одних органов в другие. Государственные органы имеют полномочие на перевод лица из Вооруженных Сил РФ, к примеру, в любой федеральный гос. орган и наоборот, из государственного органа в Вооруженные Силы. Однако вышестоящие органы имеют право переводить служащих только если существует веская причина для этого. Причина может быть не оглашена переведенному, но она обязательно должна быть.

    Название статьи 53 — «Состав запаса». Все лица, находящиеся в запасе при государстве, делятся на определенные в этой статье разряды. Солдаты, старшины, прапорщики и матросы до 35 лет имеют первый разряд, с 35 до 45 - второй, а до 50 лет - третий. Высшие офицеры же до 65 лет имеют первый разряд, а с 65 до 70 лет - второй.

    Скачать ФЗ 53 в новой редакции

    Закон о воинской обязанности регулирует все правоотношения и предоставляет возможность гражданам реализовать себя и защитить Отечество. Закон также контролирует и регулирует способы, процедуры и мероприятия по набору, выбору кандидатов и исполнению их обязанностей.

    Скачать Федеральный закон 53 «О воинской обязанности и военной службе» Российской Федерации можно

    Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

    Воинская обязанность - закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная - служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

    Правовые основы военной службы регламенти рованы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отноше ний, возникающих в связи с исполнением воин ской обязанности гражданином Российской Феде рации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представ ляет собой системное образование, имеющее общий предмет - правовое регулирование.

    Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Феде рации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридиче ской силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответст вии с Конституцией и не могут ей противоречить.

    указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

    закон «Об обороне»;

    закон «О воинской обязанности и военной службе»;

    закон «О статусе военнослужащих»;

    Федерации»;

    закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»;

    военная доктрина;

    общевоинские уставы и др.

    Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

    Статья 59 .

    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Другими основными законодательными и нор мативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

    Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

    После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

    Федеральный закон «Об обороне»

    Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

    1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

    2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

    1) военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

    2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

    3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны Российской Федерации.

    4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов .

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

    В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств .

    Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

    Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

    Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

    В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

    Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

    В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

    Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

    Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

    Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

    Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

    Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

    Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

    Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут ренних дел и их семей»

    Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

    Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

    Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

    Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

    Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

    Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

    Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

    Военная доктрина

    В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

    16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

    Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

    Общевоинские уставы

    Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

    Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

    Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

    Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

    На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

    В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.