Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Конституционные нормы рф. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и их классификация

    Конституционные нормы рф. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и их классификация

    Нормы российского КП - это общие и обязательные правила поведения, обладающие закрепленным, учредительным и программными свойствами, они предназначены для конституционно-правового регулирования общественных отношений.

    Юридическая норма - это исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы. Юридическая норма норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирования общественных отношений.

    Специфическими свойствами норм конституционного права являются: закрепительный и учредительный характер и программное свойство. В конституционном праве проводится разграничение понятий «закрепление» и «регулирование» общественных отношений. Право выполняет различные функции. Оно регулирует уже существующие, фактически сложившиеся общественные отношения. Оно может регулировать возникающие общественные отношения и может вызывать в жизни новые общественные отношения. Нормы права, которые придают правовую форму уже сложившимся фактическим отношениями, были названы закрепительными. Конституционное закрепление предполагает не только юридическое оформление (фиксацию) и нормативное установление общественных отношений, но и их регулирование. Конституционное регулирование в максимальной степени насыщено политическим содержанием и носит комплексный характер. Конституционное закрепление есть момент конституционного регулирования.

    Нормы конституционного права содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах и других нормативно-правовых актах.

    Нормы конституционного права подразделяются на различные виды в зависимости от оснований их классификации.

    Общие (общерегулятивные) и частные (конкретные) -- по степени определенности правил поведения; материальные и процессуальные; обязывающие, запрещающие и управомочивающие - по характеру предписаний; императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные - в зависимости от метода правового регулирования; постоянные и временные – по времени действия; общие, специальные, исключительные - по сфере применения.

    Общие нормы - это нормы, которые формулируют общие принципы, задачи, они не формулируют конкретных прав и обязанностей, они не служат юридической базой для текущего законодательства и правоприменительной деятельности. Правило поведения выражено в них в самой общей форме и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. К общим нормам относят нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

    Частные нормы формулируют права и обязанностей возможных участников правоотношений и служат непосредственно или с помощью других отраслей права предпосылкой правоотношения.


    Частные материальные нормы конституционного права принято, в свою очередь, подразделять на обязывающие, запрещающие и управомочинающие --- по характеру содержания в них предписаний.

    Обязывающие нормы конституционного права - это такие нормы, где субъект права обязан действовать в соответствии с предписаниями - требованиями норм конституционного права, в данном случае субъект права обязан совершать определенные положительные действия. Например: это нормы, закрепляющие обязанности граждан; нормы, определяющие порядок опубликования законов; нормы, определяющие порядок регистрации общественных организаций, которым необходимо зарегистрировать свой Устав в органах юстиции.
    Запрещающие - такие нормы, в которых содержится форма запрета, обязанность субъекта права воздержаться от действий, запрещенных законом.

    Управомочивающие - нормы конституционного права, которые предоставляют субъекту правомочия на те или иные положительные действия. Субъект права может действовать определенным образом и по своему усмотрению. Это, в основном, нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, органов государства.

    Для норм конституционного права характерна следующая особенность. Они имеют нетрадиционную структуру. В юридической науке общепринято считать, что для каждой правовой нормы обязательными элементами, составляющими ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Однако подавляющее большинство норм конституционного права не содержит этих трех элементов. Так, для значительно числа норм конституционного права характерно наличие только диспозиции, выполняющей основную нагрузку в конституционно-правовом регулировании общественных отношений. Гипотеза и санкция, как правило, не обязательно присутствуют в данных нормах. Зачастую гипотеза только подразумевается. Санкция же содержится в других отраслях права. Но и в конституционном праве имеются собственные санкции: отмена правовых актов, отмена выборов судом, роспуск Госдумы, отрешение от должности Президента РФ, лишение силы акта или его отдельных положений, признанных неконституционными; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия, либо отказа в доверии Государственной Думой и т.д.

    Особо следует сказать и о таком делении норм конституционного права, как материальные и процессуальные. Для конституционного права это деление наметилось в 60--70 гг. ХХ столетия. Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то есть отвечают на вопрос ч т о надо делать. Процессуальные же нормы определяют формы реализации материальных норм, то есть отвечают на вопрос к а к надо сделать. Материальные нормы устанавливают правовой статус, компетенцию субъектов конституционно-правовых отношений, процессуальные нормы определяют конкретные организационно-правовые формы реализации материальных норм.

    Процессуальные нормы содержатся как в Конституции РФ, так и текущем законодательстве. Все они в совокупности составляют единую отрасль конституционного права. В то же время в науке высказывается мнение, что ныне сформировалось конституционное судебно-процессуaльное право.

    Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты. Институт права - это система норм, регулирующих группу однородных общественных отношений (институт гражданства, институт прав и свобод человека и гражданина и т.д.). В институт конституционного права могут входить нормы, обладающие различной юридической силой (нормы Конституции РФ и текущего законодательства). Обычно выделяют простые и комплексные институты. В российском конституционном праве принято выделять четыре большие группы правовых институтов: нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; кормы, определяющие федеративное устройство; нормы, регулирующие создание системы органов российского государства и местного самоуправления.

    По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

    Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

    Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

    В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов - федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.



    Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

    Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

    По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

    Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

    Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

    По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

    а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

    б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

    в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

    К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

    По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

    В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

    а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

    б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

    Литература:

    1. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России . С. 256

    2. Конституционное право Российской Федерации . М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994;

    3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

    4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

    6. САФИНА С.Б. Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации14//Власть.2013 №5

    В результате изучения данной главы обучающийся должен:

    • знать понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм Российской Федерации; институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; источники конституционного права Российской Федерации;
    • уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;
    • владеть навыками определения элементов системы, анализа содержания и установления иерархии источников конституционного права Российской Федерации.

    Конституционно-правовые нормы Российской Федерации: понятие, виды и особенности

    Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется исходя из традиций правовой культуры, особенностей и уровня конституционного развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

    Конституционное право, являясь частью правовой системы конкретного государства, имеет в свою очередь характер сложно организованной отрасли, обладающей всеми признаками системы и структурируемой на элементы.

    Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не простая совокупность норм, а внутренне организованная система, первичные элементы которой – правовые нормы – выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

    Конституционное право состоит из значительного числа правовых норм, разнообразных по содержанию, субъектам правоотношений и объекту праворегулирования. По сравнению с другими отраслями нормы конституционного права сложнее структурировать, так как наряду с традиционными встречаются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, нормы-задачи и другие нетипичные нормы.

    В отрасли конституционного права как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие, функциональные и формальные .

    Структурообразующие элементы отражают собственно архитектонику отрасли. Их композиция складывается из трех уровней: нормы права – институты – подотрасли. Первичными элементами структуры отрасли права являются правовые нормы, которые, группируясь по определенному признаку, обусловленному видом регулируемых отношений, объединяются в комплексы, называемые институтами, а последние в свою очередь могут группироваться в подотрасли.

    Функциональные элементы характеризуют систему в действии. Основной выразитель этих начат системы и первый ее элемент – конституционно-правовые отношения, формирующиеся под воздействием правовых норм, институтов и подотраслей. Второй элемент – формы реализации норм конституционного права: акты, действия (бездействие), свидетельствующие об исполнении, соблюдении, использовании, правоприменении норм конституционного права.

    Формальная сторона системы выражается в источниках конституционного права, содержащих нормы права и в определенных видах актов целостные институты и подотрасли.

    Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

    Конституционно-правовыми нормами называют общеобязательные правила поведения, определяющие границы возможного и дозволенного у субъектов конституционных правоотношений и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

    Признаки и виды конституционно-правовых норм . У норм конституционного права есть как общие со всеми другими видами норм признаки, так и специфические, присущие только нормам данной отрасли.

    Для норм конституционного права характерны псе признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права; к ним относятся:

    • – общеобязательность;
    • – установление государством;
    • – обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;
    • – защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения, и т.д.

    Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков , определяемых характером предмета конституционного права.

    • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности . Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
    • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам . Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
    • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники , в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
    • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе . Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
    • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов . В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

    В конституционном нраве встречаются особые нормы общего характера: нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.

    Нормы-декларации содержатся, например, в Преамбуле Конституции РФ; широко используются в гл. 1, регулирующей основы конституционного строя. В ст. 1 Конституции РФ закреплена норма-декларация о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а в ст. 2 в виде нормы-декларации высшей ценностью провозглашаются права и свободы человека.

    Нормы-принципы , содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

    Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм-принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

    Нормы-разъяснения и нормы-дефиниции направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права и т.д. Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия "Российская Федерация" и "Россия" равнозначны. Такого рода нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего исторические, культурные, национальные, особенности развития страны. Для сравнения с зарубежной практикой в качестве примера можно привести ст. 116 Основного закона ФРГ, в которой разъясняется, кого следует считать немцем.

    Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. В разделе 2 Конституции РФ "Заключительные и переходные положения" содержатся разъяснения о порядке применения и действия различных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу нового основного закона страны, о порядке и сроках деятельности, а также о полномочиях органов государственной власти, избранных или сформированных до принятия Конституции, и др.

    Особую роль в системе норм конституционного права играют нормы-дефиниции (нормы-определения) , с помощью которых вносится ясность в понимание основных публично-правовых институтов, учреждений, органов, организаций и иных категорий и терминов конституционного права. Так, ст. 94 Конституции РФ содержит норму-дефиницию – определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что "Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации".

    Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

    В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ . В частности, в ст. 7 Конституции РФ формулируется не только определение России как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания.

    Современное российское конституционное право свободно от норм-целей и норм-программ, содержащих идеологические установки построения социализма и коммунизма. Ранее такие нормы были широко представлены в советских конституциях, а также в конституциях социалистических стран и стран социалистической ориентации.

    Конституция содержит и такой редкий вид, как дескриптивные нормы . Так, в ст. 65 Конституции РФ описана структура, или состав, России как федерации, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    В конституционном праве можно встретить еще одну интересную разновидность – нормы-символы . В российском конституционном праве нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями. В качестве примера можно привести федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". Так, в ст. 1 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" определено: "Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона..." Описание государственного герба одновременно сопровождается литературным освещением символов, характеристикой их образов и значимости, обусловленной историческими традициями.

    Примеры норм-символов можно также найти в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

    • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
    • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
    • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры . Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

    Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка. Так, "сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствие с федеральным законом" (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ). Согласно положениям ст. 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства РФ несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами", а в соответствии со ст. 40 государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения ими Федерального закона "Об общественных объединениях", а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством РФ.

    Немало санкций можно найти в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающих соответствующую уголовную и административную ответственность за нарушение правил, предусмотренных нормами конституционного права (например, наказания за преступления против государственной власти, административная ответственность за правонарушения, посягающие на установленный порядок управления).

    Примером санкций, содержащихся непосредственно в нормах конституционного права, являются, например, положения Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

    субъектов Российской Федерации", устанавливающие институт отрешения Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции); досрочный роспуск Государственный Думы (ст. 109 Конституции); конституционно-правовую ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ: приостановление решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции), досрочный роспуск законодательных (представительных) органов субъектов РФ (ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Федерации (ст. 19 Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), В качестве примера разновидности конституционно-правовой ответственности можно привести также признание решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ неконституционности актов, подпадающих под конституционный контроль.

    9. В отношении норм конституционного права действует особый механизм реализации . Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализация подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе Российской Федерации).

    Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм .

    Чаще всего осуществляется отсылка на федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон.

    К примеру, "чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом" (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ "признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку", а в соответствии с ч. 1 ст. 39 "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

    Наибольшее количество ссылок на федеральный закон или просто на закон содержится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Встречаются отсылки и в других главах, например в гл. 3 Конституции, регулирующей федеративное устройство: в частности, согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом", а в соответствии с ч. 4 этой же статьи "государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе".

    Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. Например, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). "Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации" (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

    • 10. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов , на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
    • 11. В качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности . Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ. Содержание Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: "общая судьба на земле", "гражданский мир и согласие", "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость", "обеспечить благополучие и процветание России", "исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями". В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Нравственная категория "достоинство" получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита нашего Отечества называется не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации.

    Классификация норм конституционного права Российской Федерации . Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через осуществление их классификации.

    Все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями, выражающими совокупность родственных признаков, в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

    Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

    1. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть императивными , когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными , когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

    Примером императивных, или повелительных, норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствие со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

    В качестве диспозитивных можно привести в пример нормы, закрепляющие права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностями (например, право и обязанность воспитывать детей).

    2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные .

    Материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать?

    Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ; их можно увидеть, например, в целом ряде статей, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25, 26, 33; ч. 3 ст. 35; ч. 3 ст. 40; ч. 3 ст. 43; ч. 2 ст. 45 и др.). Процессуальный характер присущ некоторым конституционным нормам, регулирующим федеративное устройство (ч. 2 ст. 65; ч. 2–5 ст. 66; ч. 2–3 ст. 67 и др.). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие порядок осуществления Президентом РФ своих полномочий и процедуру отрешения его от должности (ст. 80, 92 и др.), порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы (ч. 2 ст. 95; ч. 2 и 3 ст. 99; ст. 100, 101, 104-109) и др.

    В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

    Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся в нем норм процессуальных. Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права.

    3. По методу правового регулирования, т.е. по способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие .

    Управомочивающие нормы наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации. Например, согласно Конституции РФ каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст. 27) и т.п.

    Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав народа, субъектов РФ, местного самоуправления и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями.

    Обязывающие нормы принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия; например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например к государству, народу, нации, территории. Например, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".

    Запрещающие (запретительные) нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права. В частности, ч. 4 ст. 3 Конституции РФ гласит: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закон}"". В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Слово "запрещается" нередко используется напрямую. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    • 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные , не ограниченные сроком действия, и временные , действующие только в определенные периоды (например, во время чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
    • 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
      • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные ;
      • б) на территории отдельных регионов, субъектов Федерации, автономий – региональные ;
      • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные , или местные .

    Из конституционно-правовых норм можно выделить и положения экстерриториального действия , т.е. распространяющиеся на субъектов правоотношений вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством российского государства на территории посольств и консульств за рубежом.

    • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе . Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
    • 7. Наиболее разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию . Как уже упоминалось ранее, наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном нраве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

    ОСОБЕННОСТИ НОРМ КП, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

    Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства. Нормы конституционного права обладают общими чертами, присущими нормам права, а также имеют свои особенности.

    Специфика конституционно-правовых норм заключается в следующем.

    1. Структура конституционно-правовых норм, как правило, не соответствует классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм конституционного права имеет двухэлементную (гипотеза и диспозиция) либо одноэлементную (диспозиция) структуру. Более того, для большинства норм Конституции Республики Беларусь характерно наличие только диспозиции. Например, в ч.1 ст.90 Конституции Республики Беларусь указывается: "Парламент − Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь"; ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь устанавливает: "Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ".

    2. Конституционно-правовые нормы регулируют наиболее широкие и существенные, важные общественные отношения, оформляют правовые основы деятельности государства и общества.

    3. Многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер, они являются предоставительно-обязывающими, т.е. в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями, поскольку они не связаны с возникновением конкретных правоотношений. Так в ст.15 Конституции Республики Беларусь закреплено: "Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь".

    4. Многие нормы конституционного права обладают учредительным характером. Таково, например, положение ст.6 Конституции Республики Беларусь: "Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную". Таким образом, данная норма является базовой для учреждения органов законодательной, исполнительной и судебн6ой власти.

    5. В конституционном праве встречаются общерегулятивные нормы:

    а) нормы-принципы;

    б) нормы-задачи;

    в) нормы-цели;

    г) нормы дефиниции.

    Пример нормы-цели в Конституции Республики Беларусь: "Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство − нейтральным" − ч.2 ст.18.

    Классификация норм конституционного права.

    1. По характеру обязательности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на:

    − императивные − это нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила ("Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство" − ч.2 ст.10 Конституции Республики Беларусь);

    − диспозитивные − допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения ("Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок" − ч.5 ст. 104 Конституции Республики Беларусь);

    − альтернативные − допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий ("Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов" − ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь).

    2. По функциональной направленности различают конституционно-правовые нормы:

    − регулятивные − непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, их большинство ("Религия и вероисповедания равны перед законом" − ч.1 ст.16 Конституции Республики Беларусь);

    − охранительные − представляют определенные запреты ("Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" − ч.3 ст.16 Конституции Республики Беларусь).

    3. По способу воздействия на субъекты права различают конституционно-правовые нормы:

    − управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом ("Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство" − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

    − обязывающие − возлагают на субъект обязанность совершить определенные действия ("Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией" − ч.1 ст.59 Конституции Республики Беларусь);

    − запрещающие − содержат запреты на совершение предусмотренных в них действий ("Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав" − ст.58 Конституции Республики Беларусь).

    4. По характеру регулируемых общественных отношений выделяют конституционно-правовые нормы:

    − материальные − предусматривают содержание правовой нормы ("Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей" − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

    − процессуальные − определяют формы, порядок реализации материальных норм ("Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании" − ч.2 ст.82 Конституции Республики Беларусь).

    5. По действию во времени нормы конституционного права делятся на:

    − постоянные (неопределенный срок действия);

    − временные (определенный срок действия);

    − исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях).

    3.ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ КП, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

    Институт конституционного права − определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. К институтам конституционного права Республики Беларусь можно отнести:

    − институт основ конституционного строя;

    − институт правового статуса личности;

    − институт референдума;

    − институт президентства;

    − институт конституционного контроля и др.


    Похожая информация.


    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

    Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

    К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

    Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

    Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

    Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 82 с.

    20 Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 91 с.

    Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

    1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

    2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

    3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

    4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

    Классификация конституционно-правовых норм Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

    1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

    2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

    Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

    Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

    3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

    4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

    5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

    6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

    7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование). Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер. с нем. Б.А. Кистяковского. СПб., 2007. - 95 с.

    22Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. В 9 тт. Т. 1. М.: «Весь Мир», 2011. - 380с.

    Согласно Конституции РФ 1993, федеративное устройство страны основано на её гос. целостности, единстве системы гос.власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ.

    По состоянию на 1.3.2008, в состав РФ входят 83 субъекта РФ:

    Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан (Башкирия), Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан (Татария), Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чувашия);

    Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

    Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Читинская;

    Автономная область: Еврейская;

    Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

    Автономные округа: Ненецкий, ХантыМансийский-Югра, Чукотский, ЯмалоНенецкий, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенский.

    В 2000 в РФ образованы федеральные округа: Центральный, Сев.-Зап., Юж., Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В 2010 из состава Юж. федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

    Ход социально-экономических преобразований в РФ в немалой степени зависит от проведения эффективной региональной политики, которая имеет два основныхаспекта - собственно политический и экономический. Политическая составляющая в применении к РФ определяется как федерализм, ключевой принцип которого - разделение полномочий между федеральными и региональными органами гос. власти.

    В основе социально-экономической составляющей региональной политики (илирегиональной политики в её традиционном понимании) лежит процесс гос. перераспределения ресурсов между регионами с целью сглаживания социального неравенства,порождённого географическими особенностями страны. С учётом мероприятий, проводимых в рамках нивелирования регионального развития, выделяют такие направления региональной политики, как:

    · бюджетное (перераспределение междурегионами гос. финансов);

    · налоговое (установление системыналоговых платежей и льгот, определяющей налоговый режим региона);

    · ценовое (гос. регулирование цен и тарифов с учётом регионального фактора);

    · инвестиционное (меры по поддержанию инвестиционной активности в регионе и повышению его инвестиционной привлекательности);

    · структурное (меры по поддержке иреструктуризации отраслей пром-сти и отдельных предприятий);

    · институциональное (система мер, связанных с приватизацией и взаимоотношениями государства с частным собственником);

    · социальное (мероприятия, направленные на обеспечение социальных гарантий населения, улучшение состоянияокружающей среды и т.д.). Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М.: «Юристъ», 2008.