Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Производственный контроль за питьевой водой. Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды

    Производственный контроль за питьевой водой. Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ПИСЬМО

    О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды


    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

    В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" .

    Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 , применяются до окончания срока их действия.

    Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

    В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

    I. Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды

    1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

    2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

    2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

    - государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

    - органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

    - данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

    - органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

    На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

    Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

    2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

    - по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

    - по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" .

    2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

    2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

    2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

    2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

    - на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящих рекомендаций;

    - после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

    2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

    - на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения;

    - в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

    2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

    - на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

    - в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

    2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

    - на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

    - в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

    2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

    - на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

    - в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

    2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

    2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

    2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

    II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

    1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

    2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

    3. Программа производственного контроля должна содержать:

    - перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

    - указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

    - указание частоты отбора проб воды;

    - указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

    - порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

    3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

    3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

    В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

    3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

    3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

    3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

    Руководитель
    А.Ю.Попова



    Электронный текст документа
    подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
    рассылка

    Наша компания разработает для Вас в сжатые сроки Программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями:

    • ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • Правилами установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды;
    • Методических рекомендаций по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм.

    Рабочая программа составляется индивидуально для каждого пользователя недрами, который осуществляет добычу подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Рабочая программа контроля качества питьевой воды представляется на согласование в территориальный отдел государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вашем городе или районе (по состоянию на 1 января 2016 года такие функции осуществляют территориальные отделы управления (ТОУ) Роспотребнадзора). Наши специалисты готовы взять на себя не только разработку рабочей программы производственного контроля качества, но и ее сопровождение при согласовании.

    Программа производственного контроля служит для целей:

    • Обеспечения безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности воды по химическому составу и благоприятности органолептических свойств воды (вкус, запах, мутность) для человека.
    • Соблюдения соответствия показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
    • Предотвращения загрязнения подземных вод.

    Реализация рабочей программы позволяет:

    • Дать оценку состоянию подземных вод и контролировать соответствие показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
    • Постоянно контролировать состав воды , который может изменяться в силу природных причин или вследствие влияния человеческой деятельности.
    • Со временем оптимизировать перечень показателей (обобщенных, химических, радиологических и бактериологических) и периодичность отбора, что немаловажно для экономии бюджета предприятия.

    Наличие и выполнение условий собственной Программы производственного контроля качества питьевой воды , а также соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 убережет пользователя недрами от штрафных санкций со стороны контролирующих органов .

    Результатом реализации рабочей программы являются сведения о качестве питьевой воды.

    Контроль качества питьевой воды должен выполняться параллельно с контролем количества подземной воды в водоносных пластах (горизонтах). С целью реализации такого контроля разрабатывается программа мониторинга подземных вод. Составлению таких программ посвящена отдельная статья на нашем сайте.

    Основные разделы рабочей программы контроля качества питьевых вод:

    Грамотно составленная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности хозяйственной деятельности недропользователя, информацию о химическом состоянии воды до и после прохождения водоподготовки (при ее наличии). Все это предопределяет перечень контролируемых показателей.

    Программа утверждается на срок не более 5 лет. При этом в течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с ТОУ Роспотребнадзора.

    Особенно важна реализация контроля качества питьевой воды при ее использовании для хозяйственно-питьевых нужд населения , а также в районах с развитой промышленностью, сельским хозяйством, вблизи свалок твердых бытовых отходов и на других территориях со сложной экологической обстановкой.

    Разработка Программы качества воды осуществляется согласно требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными нормами и правилами, а также рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Срок действия программы производственного (лабораторного) контроля качества воды составляет 5 лет.

    Не будет преувеличением утверждение, что каждое производство либо другой хозяйствующий субъект, в процессе своей деятельности, какой экологичной она бы ни была, оказывает влияние на состояние воды, участвующей в производственном процессе, в той либо другой мере служит источником её загрязнения. Поэтому на территории Российской Федерации существуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, предъявляемые к воде, подвергающейся загрязнению и участвующей как в питьевом водоснабжении, так и в промышленных либо сельскохозяйственных процессах.

    Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц и обычных граждан, руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей. В рамках нормативных и правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды, а также согласно руководства по контролю качества питьевой воды, должны проводиться регулярные лабораторные химические исследования природных и сточных вод, технической и питьевой воды, с целью установления её качества, а также пригодности к определённому использованию.

    Программа производственного контроля качества воды

    Под лабораторными исследованиями воды подразумевается основанное на утверждённых методиках определение общих и органолептических показателей воды, её минерального состава, степень предельно допустимого содержания биогенных материалов и металлов, прочие анализы, направленные на определение факторов, предусмотренных экологическим законодательством.

    Исследования и контроль качества воды проводится согласно программе производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Не смотря на то, что Программа делается по одним Санпинам, она может разительно отличаться в зависимости от региона, и от объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Именно поэтому необходимо подходить к разработке плана производственного контроля индивидуально.

    Наша компания предлагает Вам решить вопрос разработки ППК качества воды. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

    Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ. Они смогут помочь Вам получить заключение СЭС или выполнить его предписание, таким образом, избегнув всевозможных штрафов.

    Поскольку результаты проводимых исследований имеют принципиальное правовое и финансовое значение для работы каждого предприятия, для проведения анализов необходимо пользоваться услугами специалистов-экологов, опирающихся в своих заключениях на данные аккредитованной лаборатории.

    В зависимости от специфики работы производства, от грамотной интерпретации и точности проводимых исследований зависят предельно допустимые значения утверждённых лимитов, выплаты предприятия, направленные на поддержание экологии и так далее. Лабораторные исследования воды являются необходимым условием при получении лицензий и разрешительных документов, при разработке, утверждении и продлении лимитов и нормативов, при проведении производственного экологического контроля и составлении годового отчёта по форме 2-ТП.

    Оформление Программы производственного контроля качества воды

    Программа имеет следующий состав:

    1. список правовой и нормативно-технической документации,
    2. список контрольных критических точек, а также самих объектов контроля,
    3. список опасных производственных факторов, а также периодичность замеров,
    4. список мероприятий (организационных, технических, профилактических),
    5. план-график лабораторного контроля и прочее.

    Основные определения безопасности и безвредности исследуемой воды проводятся в нескольких направлениях, согласно плану производственного контроля качества воды. Они включают в себя органолептические показатели, такие как запах и цвет воды, её привкус и прозрачность. Также определяется водородный показатель и перманганатная окисляемость воды, устанавливаются другие обобщённые показатели, такие как общая жёсткость и общая минерализация воды, выраженная в количестве сухого остатка. Методами, принятыми в аналитической химии, устанавливается содержание в воде неорганических веществ – нитритов и нитратов, сульфатов и хлоридов, аммонийного азота, а также таких химических элементов, как кальций, марганец, кремний, магний и железо.

    Все эти данные отражаются в рабочих программах производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Они однотипны для любого региона России и для объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Однако, несмотря на схожесть, имеют свои особенности.

    В рамках исследований, проводимых в соответствии с различными ГОСТами и утверждёнными государством санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами, различают следующие химические анализы воды:

    1. химический анализ водопроводной воды, который рекомендуется проводить в целях профилактики качества и при выборе систем доочистки и очистки воды. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 проводится исследование органолептических показателей, и проводятся анализы, направленные на наличие металлов, неорганических соединений и органических веществ;
    2. химический анализ бутилированной воды, рекомендованный при регулярном употреблении воды, расфасованной в ёмкости. Так же, как и при анализе водопроводной воды, исследования проводятся по 15-30 показателям, и должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1175-02;
    3. химический анализ воды для гигиенической сертификации и сертификации соответствия. Расширенный анализ, проводимый по 60-80 показателям. Проводится в рамках мероприятий по регистрации воды, а также при получении разрешения на её производство с целью оптово-розничной продажи. Проводимые исследования должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1116-02 и ГОСТ 13273-88;
    4. химический анализ воды из подземных источников - скважин, родников и колодцев. Кроме определения органолептических показателей и содержания металлов, неорганических и органических соединений, при анализе учитываются характеристики водоносного горизонта. В зависимости от этого рекомендуется периодичность исследования воды, используемой в хозяйственно-бытовых и питьевых целях в соответствии с санитарными правилами;

    Цель ППК

    От соответствующих санитарных правил должны отталкиваться комплексные химические анализы воды в плавательных бассейнах и в открытых источниках водопотребления, в тепловых сетях и системах горячего водоснабжения, а также в рамках производственного контроля над качеством дистиллированной воды.

    Качество питьевой воды оценивается комплексом различных показателей, определяемых санитарно-химическим и гидробиоло­гическим анализом.

    Полный санитарно-химический анализ воды включает не­сколько десятков определений: температуры, запаха, цветности, мутности, взвешенных веществ и их зольности (для исходной воды); жесткости общей, карбонатной и некарбонатной; щелоч­ности; содержания сульфатов, хлоридов, нитритов, нитратов, фос­фатов, силикатов, аммиака солевого и альбуминоидного; ионов Са2+, Mg2+, Mn2+, Fe2+, Fe3+, А13+ (остаточный), Cu2+, Zn2+, F"; плот­ного остатка; углекислоты свободной и связанной; растворенно­го кислорода; окисляемости, БПК5 (для исходной ), рН, об­щего числа бактерий; числа бактерий группы кишечной палочки. Кроме перечисленных определений исходная вода не реже 1 раза в год анализируется на содержание радиоактивных веществ, со­единений селена, стронция, ионов Мо2+, Ве2+, Pb2+, As3+, As5+, и в случае их постоянного обнаружения эти определения включают­ся в полный анализ.

    Повседневный контроль качества воды обеспечивается значи­тельно меньшим числом анализов. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значи­тельно изменяться в зависимости от вида водоисточника, методов обработки воды и требований, предъявляемых к воде потребителем.

    Требования к качеству воды, используемой для нужд промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий или другими потре­бителями, в каждом конкретном случае обосновываются специа­листами, отвечающими за качество производимой продукции или оказываемых услуг.

    Для каждой централизованной системы питьевого водоснабже­ния эксплуатационной организацией разрабатывается специаль­ная программа, в которой обосновывается перечень контролиру­емых показателей и регламент проведения контроля. Программа согласовывается с органами Госсанэпидемнадзора. Общие требо­вания к организации и методам контроля качества воды опреде­лены в ГОСТ Р51232-98.

    Необходимость и частота определения того или иного показа­теля зависят от цели, с которой выполняется анализ. Основные показатели, быстро изменяющиеся в процессе очистки, например мутность и цветность, по которым нормируется качество воды, определяются часто. Для их определения на крупных станциях применяют автоматические регистрирующие приборы. Если на очистной станции предусмотрено кондиционирование ионного состава воды, постоянно контролируется показатель, по которо­му осуществляется кондиционирование. Часто определяются и показатели, характеризующие санитарное состояние воды.

    Часть технологических показателей определяют с целью конт­роля за условиями протекания процесса обработки воды. К их числу относятся, например, температура, рН, щелочность. Функ­цией температуры является вязкость воды, а следовательно, и силы сопротивления частицам в процессе их осаждения. От температу­ры зависит растворимость в воде газов и скорость окислительных процессов. Температура существенным образом влияет на скорость и глубину процесса умягчения. Резкие колебания температуры даже на 1-2°С осложняют работу осветлителей водоумягчитель - ных установок.

    Активная реакция среды является технологическим параметром при процессах коагуляции, умягчения, обезжелезивания. Значе­нием рН определяется состояние химических равновесий в воде, растворимость гидроксидов алюминия и железа. Величина рН - важнейший показатель при оценке коррозионных свойств воды и ее стабильности.

    Определение щелочности является одним из вариантов техно­логического контроля некоторых процессов. От величины щелоч­ности исходной воды зависят дозы реагентов.

    При обработке воды ее качество зависит и от остаточных кон­центраций применяемых реагентов. Концентрации алюминия, полиакриламида, железа и других соединений строго нормиру­ются в питьевой воде. Определение остаточных концентраций хлора и озона проводится непрерывно автоматическими регист­рирующими приборами, а в случае невозможности такого конт­роля - 1 раз в час. Столь частое выполнение этих анализов дик­туется необходимостью поддержания определенной остаточной концентрации окислителя для достижения требуемого бактери­цидного эффекта. Кроме того, по этим показателям контроли­руется доза окислителя.

    Однако для исходной воды данные полного санитарно-хими - ческого анализа еще не могут дать полного представления о свой­ствах воды.

    В связи с этим в практике водоподготовки широко применя­ют технологические анализы воды, позволяющие оценить ее ка­чество с точки зрения возможности обработки воды тем или иным методом и выбрать оптимальные дозы реагентов. К числу таких анализов относятся пробные коагулирование, углевание, хлори­рование, обезжелезивание, стабилизация воды и т. д.

    Как правило, качество воды контролируют на всех этапах ее обработки, поэтому перед каждым сооружением и после него должны быть предусмотрены приспособления для отбора проб. Качество воды контролируют не только на очистной станции, но и в распределительной сети. При этом места отбора проб выби­рают с таким расчетом, чтобы можно было оценить качество воды во всех основных магистральных водопроводных линиях и в наи­более возвышенных и тупиковых участках уличной распредели­тельной сети.

    Общее число анализируемых проб должно быть при численно­сти обслуживаемого населения: до 10 тыс. человек - не менее 2; до 20 тыс. человек - не менее 10; до 50 тыс. человек - не менее 30; до 100 тыс. человек - не менее 100 и при большей численно­сти населения - не менее 200 анализов в месяц. Во всех отобран­ных пробах определяется общее микробное число, количество общих и термотолерантных колиформных бактерий, содержание колифагов, мутность, цветность, запах и привкус воды.

    Контроль водоподготовки и водного режима в промышленно­сти состоит:

    Из текущего, осуществляемого обычно круглосуточно по при­борам или упрощенными методами ручного анализа сменным пер­соналом лабораторий, аппаратчиками водоочистных установок, операторами котельных и тепловых пунктов;

    Углубленного периодического, включающего полные анали­зы разовых или средних проб, в том числе приборные и ионито - вые методы контроля, анализ реагентов, отложений (накипи, про­дуктов коррозии и др.);

    Специального, предусматривающего внутренние осмотры обо­рудования (баков, фильтров, осветлителей, деаэраторов и т. п.), контроля при очистках и промывках от отложений: парогенера­торов, турбин, теплообменников (водных, щелочных и кислотных) и установки специальных индикаторов (рис. 1.3).

    Трубчатые индикаторы устанавливают на байпасе к обследу­емому трубопроводу для периодического контроля состояния его внутренней поверхности с возможностью их извлечения, осмотра и измерения без отключения трубопровода от сети.

    Производственный контроль может быть местным и цент­рализованным. Он должен обеспечивать нормальный ход тех­нологического процесса и своевременно оповещать об измене­ниях качества исходной и обрабатываемой воды. Контроль осу­ществляют круглосуточно и его разделяют: на гидравлический, химико-бактериологический и гидробиологический, выполня­емый лабораторией водоподготовительной станции (за прове­дение анализов отвечает заведующий лабораторией станции); технологический, производимый дежурным персоналом по стан­ции под наблюдением главного инженера или начальника стан­ции и включающий контроль за своевременной заготовкой ра­створов реагентов, их концентрацией и подачей в сооружения станции, а также за работой всех сооружений, включая хлора - торные и аммонизаторные.

    Для этого на водоподготовительных станциях любого назначе­ния необходимо предусматривать установку приборов с целью контроля:

    Расхода воды, поступающей на станцию; чистой, подаваемой в резервуары; поступающей на каждое водоочистное сооружение и на промывку фильтров; подаваемой в сеть водопотребителей и на собственные нужды станции;

    Уровня воды в отстойниках, фильтрах, а также резервуарах, промывных и реагентных баках; потерь напора в фильтрах и от­дельных участках трубопроводов;

    Давлений на всасывающих и напорных линиях трубопро­водов;

    Автоматического дозирования вводимых в воду реагентов;

    Качества воды, поступающей на станцию, обработанной после сооружений и подаваемой потребителям.

    Контрольные замеры, обходы и наблюдения за работой соору­жений осуществляют в определенные сроки, устанавливаемые эксплуатационными инструкциями. О периодичности химическо­го контроля можно судить на приведенном ниже примере произ­водственного регламента взятия проб воды в схеме ее ионитового обессоливания (цифры указывают интервал в часах между взяти­ем проб воды на анализ).

    Для получения представительных результатов при проведении анализа необходимо, чтобы свойства воды в отобранной пробе не изменялись в промежутке времени от момента взятия пробы до ее поступления на анализ. В табл. 1.4 представлены некоторые приемы консервации проб воды.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды


    В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации

    постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

    2. Установить, что программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, применяются до окончания срока их действия.

    3. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д.Медведев

    Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 6 января 2015 года N 10

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).

    Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

    2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют значениям, определенным законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    3. Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

    а) отбор проб воды;

    б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

    в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

    4. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    5. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).

    Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

    6. Программа производственного контроля включает в себя:

    а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

    б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

    в) указание частоты отбора проб воды.

    7. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

    8. В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.

    9. Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:

    а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;

    б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;

    в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

    г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

    10. Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды.

    Правопреемники организаций, осуществляющих водоснабжение, вправе осуществлять производственный контроль в соответствии с программой производственного контроля этой организации.

    11. Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.

    12. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

    Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

    13. Основанием для принятия решения об отказе в согласовании программы производственного контроля является:

    а) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

    б) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места отбора проб воды и частота отбора проб воды не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    14. В уведомлении территориального органа о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

    В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

    15. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

    16. Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

    17. Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.

    18. Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

    а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

    б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

    в) в распределительной сети.

    19. Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

    20. Организация, осуществляющая водоснабжение, указывает данные, полученные по результатам лабораторных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля, в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

    21. Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    22. Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).

    23. Организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает:

    а) для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

    б) для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

    в) для иных лиц - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.



    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    Официальный интернет-портал
    правовой информации
    www.pravo.gov.ru, 08.01.2015,
    N 0001201501080013